открытый урок по актерскому мастерству "Виды театрального искусства"
Открытый урок по актерскому мастерству "Виды театрального искусства"
Тема занятия: Виды театрального искусства.
Дата проведения: 30.01.2015г.
Время проведения: 15-30 ч.
Место проведения: каб. № 13
Педагог: Ешниязова У.А.
Цель: знакомство обучающихся с видами театра и видами театрального искусства, формирование интереса к театральному творчеству
Задачи:
Обучающие задачи:
- знакомить детей с основами театрального искусства;
- учить определять основные виды театра;
- уточнить основные понятия: скороговорка, чистоговорка, интонация через упражнения и игры;
- выявить знания детьми терминов, относящихся к театральному искусству.
Развивающие задачи:
- развитие кругозора, творческих способностей детей посредством игры; познавательно-поискового интереса к сценическому искусству;
- развитие эмоциональной сферы и умения правильного проговаривания и произношения скороговорок;
- развитие психических процессов: памяти, внимания через театральную игру «Барабанщик», «Гудок».
Воспитывающие задачи:
- воспитание навыков коллективного творчества в процессе группового общения через совместные упражнения, театральные игры;
- формирование первоначальных навыков актёрского мастерства по разным видам театрального искусства;
- воспитание эмоционального образного восприятия содержания небольших произведений; позитивного творческого отношения участников занятия к театральной деятельности.
Методика и приемы обучения: проблемное обучение, творческое.
Методы обучения:
при изучении нового материала: объяснение, показ, частично-поисковый метод;
при закреплении изученного материала: беседа, упражнение, игры.
Ход занятия:
І. Организационная часть.
Педагог: Здравствуйте! Ребята, кого сегодня нет на занятии (поверка посещаемости и подготовки к занятию). Сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.
ІІ. Основная часть.
Педагог: Сегодня мы узнаем: какие бывают виды театра. Но прежде, давайте, повторим пройденный материал:
- Над чем мы работали на последних занятиях? (над техникой речи: над скороговорками, чистоговорками, над интонацией, над выразительным чтением)
(ответы детей).
- А теперь проведем разминку и проведем упражнения для тренировки рта, щек, языка (показ упр. через экран). СЛАЙДЫ
- Ребята, мы разогрели наши части лица для проговаривания скороговорок, теперь, давайте, произнесем их. Вызываю к доске 3-х обучающихся.
Чтение скороговорок детьми (скороговорки записаны на карточках)
1.Ландыши наш Лавр рвал.
Ларе ландыши давал.
Лара ландыши брала,
Рада ландышам была.
2. Произнесите следующие строчки в такт барабану:
Пара барабанов – 3 раза
Била бурю!
Пара барабанов –3 раза
Била бой!
3. У осы не усы, а не усища.
4. Галка села на палку, палка ударила галку.
5. Водовоз вез воду из водопровода.
6. От топота копыт пыль по полю летит.
Педагог: Молодцы! Все отлично справились с упражнениями. А теперь я поведу вас в волшебный мир видов театра. Чтобы попасть в него надо открыть дверь. Представьте, как может выглядеть эта дверь. (Высказывания детей)
Куда ведет эта дверь вы узнаете, когда отгадаете загадки (кроссворд на доске) и составите слово из первых букв отгадок:
1. Чтоб за живое зрителя задеть,
Приходится актеру даже петь,
Он в творчестве своем атлант,
В актере главное… (талант)
2. Сыграть в нем все мечтают дети,
И знают все его на свете.
Киножурнал любимый наш.
И он зовется … («Ералаш»)
3. Звенит звонок,
Окончен акт и начинается … (антракт)
4. Вот на спектакле целый класс
Начнется действие сейчас.
Чтоб не мешал нам перезвон
Все отключили… (телефон)
5. Писатель пьесу написал,
В театр он ее отдал.
Получит роль свою актер,
Поставит пьесу … (режиссер)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«открытый урок по актерскому мастерству "Виды театрального искусства" »
ГККП «ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
«Утверждаю» _____________
И.О. директора ГККП «ЦДЮТ»
Жеткергенова Ш.Н.
Открытое занятие
кружка «Актерское мастерство»
Актобе, 2015 г.
Тема занятия: Виды театрального искусства.
Дата проведения: 30.01.2015г.
Время проведения: 15-30 ч.
Место проведения: каб. № 13
Педагог: Ешниязова У.А.
Цель: знакомство обучающихся с видами театра и видами театрального искусства, формирование интереса к театральному творчеству
Задачи:
Обучающие задачи:
- знакомить детей с основами театрального искусства;
- учить определять основные виды театра;
- уточнить основные понятия: скороговорка, чистоговорка, интонация через упражнения и игры;
- выявить знания детьми терминов, относящихся к театральному искусству.
Развивающие задачи:
- развитие кругозора, творческих способностей детей посредством игры; познавательно-поискового интереса к сценическому искусству;
- развитие эмоциональной сферы и умения правильного проговаривания и произношения скороговорок;
- развитие психических процессов: памяти, внимания через театральную игру «Барабанщик», «Гудок».
Воспитывающие задачи:
- воспитание навыков коллективного творчества в процессе группового общения через совместные упражнения, театральные игры;
- формирование первоначальных навыков актёрского мастерства по разным видам театрального искусства;
- воспитание эмоционального образного восприятия содержания небольших произведений; позитивного творческого отношения участников занятия к театральной деятельности.
Методика и приемы обучения: проблемное обучение, творческое.
Методы обучения:
при изучении нового материала: объяснение, показ, частично-поисковый метод;
при закреплении изученного материала: беседа, упражнение, игры.
Ход занятия:
І. Организационная часть.
Педагог: Здравствуйте! Ребята, кого сегодня нет на занятии (поверка посещаемости и подготовки к занятию). Сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.
ІІ. Основная часть.
Педагог: Сегодня мы узнаем: какие бывают виды театра. Но прежде, давайте, повторим пройденный материал:
- Над чем мы работали на последних занятиях? (над техникой речи: над скороговорками, чистоговорками, над интонацией, над выразительным чтением)
(ответы детей).
- А теперь проведем разминку и проведем упражнения для тренировки рта, щек, языка (показ упр. через экран). СЛАЙДЫ - Гульжанат – включить без звука)
- Ребята, мы разогрели наши части лица для проговаривания скороговорок, теперь, давайте, произнесем их. Вызываю к доске 3-х обучающихся.
Чтение скороговорок детьми (скороговорки записаны на карточках)
1.Ландыши наш Лавр рвал.
Ларе ландыши давал.
Лара ландыши брала,
Рада ландышам была.
2. Произнесите следующие строчки в такт барабану:
Пара барабанов – 3 раза
Била бурю!
Пара барабанов –3 раза
Била бой!
3. У осы не усы, а не усища.
4. Галка села на палку, палка ударила галку.
5. Водовоз вез воду из водопровода.
6. От топота копыт пыль по полю летит.
Педагог: Молодцы! Все отлично справились с упражнениями. А теперь я поведу вас в волшебный мир видов театра. Чтобы попасть в него надо открыть дверь. Представьте, как может выглядеть эта дверь. (Высказывания детей)
Куда ведет эта дверь вы узнаете, когда отгадаете загадки (кроссворд на доске) и составите слово из первых букв отгадок:
1. Чтоб за живое зрителя задеть,
Приходится актеру даже петь,
Он в творчестве своем атлант,
В актере главное… (талант)
2. Сыграть в нем все мечтают дети,
И знают все его на свете.
Киножурнал любимый наш.
И он зовется … («Ералаш»)
3. Звенит звонок,
Окончен акт и начинается … (антракт)
4. Вот на спектакле целый класс
Начнется действие сейчас.
Чтоб не мешал нам перезвон
Все отключили… (телефон)
5. Писатель пьесу написал,
В театр он ее отдал.
Получит роль свою актер,
Поставит пьесу … (режиссер)
КРОССВОРД.
Т
а
л
а
н
т
Е
р
а
л
а
ш
А
н
т
р
а
к
т
Т
е
л
е
ф
о
н
Р
е
ж
и
с
с
е
р
Из начальных букв слов – отгадок на доске складывается слово «ТЕАТР».
Беседапо вопросам:
-Что такое «театр»?
- Вы любите ходить в театр?
-Зачем люди ходят в театр?
- Без кого не может существовать театр?
- Какими качествами должен обладать актер?
Педагог: Молодцы!Правильно.
(СЛАЙД № 1 )
(СЛАЙД № 2 )
Теа́тр (греч., основное значение — место для зрелищ, затем — зрелище) — форма исполнительского искусства. Театр — включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т. д.
(СЛАЙД № 3 )
Театр считается самым сильным средством влияния на человека, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем, и через катарсис (очищение через страдание) внутри него происходят изменения.
(Слайд № 4 «Античный театр» ,
(Слайд № 5 «Средневековый театр»).
Первые театральные представления включали в себя слово и пение, танец и движение. Музыка и жесты усиливали значение слов, танцы иногда становились самостоятельными «номерами». Постепенно публика научилась различать элементы представления, и со временем из них развились известные нам виды театра. (СЛАЙД № 6,
(Слайд № 7,
(Слайд № 8 )
Основным средством выразительности является актёр, который через действие, используя разные театральные приёмы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене. При этом актёром не обязательно должен быть живой человек. Это может быть кукла или какой-либо предмет, управляемый человеком.
По видам действий актёра во время представления различают следующие
виды театров (показ слайдов № 9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19 и рассказ учителя):
• абсурда • авторский • балет • детский • зверей • инвалидов • крепостной • мюзикл • одного актёра • оперный • оперетта • пародии • песни • поэзии • сатиры • света • уличный
Педагог: Остановимся и познакомимся поближе с видами театра, которые мы подготовили на сегодняшнее занятие. * (Слайд № 20,21)кукольный театр Один из разновидностей кукольного вида пространственно - временнóго искусства, в который входят мультипликационное и не мультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения.
Среди театров кукол различают три основных типа:
- Театр верховых кукол (перчаточных, и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой.
-Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками.
-Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов.
К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней.
А сейчас вашему вниманию предлагаю инсценирование сказки «Колобок» (участники обучающиеся кружка «Актерское мастерство»)
Инсценирование сказки «Колобок»
Педагог: Спасибо. Теперь мы поговорим о следующем виде
* (слайд № 22,23 )Пантомима - вид сценического искусства, основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, мимики, без использования слов. А покажет нам сценический номер пантомимы Лямцева Е.
Педагог: Спасибо, Евгения, теперь поговорим о театре танцев и посмотрим номер из выступления Картикеновой Д.
Педагог: (слайд № 24 )В «Театре Танцев» музыка и жесты усиливают значения слов, танцы становятся самостоятельными «номерами».
Педагог: Спасибо, Диана. А теперь, ребята, давайте, и мы немного подвигаемся и проведем физминутку. ФИЗМИНУТКА.
Педагог: Так, ребята тихонько садимся на места и продолжим наше занятие. Следующим номером выступят Силантьев Иван и Москвичев Дмитрий.
Выступление детей.
Педагог: Как вы думаете, какой вид театрального искусства они показали?
- Театр теней. (слайд № 25 )
Педагог: Правильно. Это «Театр теней». (слайд № 25 ) «Театр теней» - искусство, рассчитанное на создание теневого эффекта и эффекта света. Помимо театра теней есть и «ТЕАТР СВЕТА» (слайд № 26 )
Педагог: Следующий вид искусства вам знаком – это Театр ПОЭЗИИИ (слайд №27) Чтение стих-я Шарападин Ч.
Педагог: Самый распространённый, популярный и всеми знакомый вид – ТЕАТР ЭСТРАДЫ. (Кравченко В., Байдусов Р., Скивинский А.)
Педагог: Самый красивый, выразительный и любимый вид театра - драматический театр.
Главное выразительное средство в нем - слово (не случайно этот театр иногда
называют разговорным). Смысл происходящих на сцене событий, характеры
действующих лиц раскрываются с помощью слов, которые складываются в текст
(он может быть прозаическим или стихотворным).
Выступление обучающихся
Анастасия и Александр покажут вам отрывок из произведения «Ромео и Джульетта».
Педагог: Спасибо. Садитесь на места. На наших занятиях мы учились хорошо и четко говорить – это называется…(сценическая речь), мы учились красиво двигаться – это называется… (сценическое движение), а также учились быть интересными зрителю – это называется…(актерское мастерство).
ІІІ. Заключительная часть
Театр — школа жизни. Так говорили о нем из века в век. Говорили всюду: в России, во Франции, Италии, Англии, Германии, Испании...
Давайте-ка вспомним, что о театре говорили и думали известные люди. Дети говорят высказывания. «Театр-кафедра добра», - говорил Н.В. Гоголь. Герцен: «Театр - высшая инстанция для решения жизненных вопросов». Вольтер: « Ничто не стягивает теснее узы дружбы, чем Театр». Великий немецкий драматург Фридрих Шиллер утверждал: «Театр располагает самой проторенной дорогой к уму и сердцу человека». «Театр-это зеркало человеческой жизни, пример нравов, образец истины»,- называл театр бессмертный творец «Дон Кихота» Сервантес.
Ребята, а какие виды театра есть в нашем городе? Назовите их.
- Областной драматический театр имени Т.Ахтанова. (слайд № 30)
- кукольный театр «Алакай» (слайд № 31 )
- театр сатиры и юмора «Еки иезу», что в переводе означает «Улыбка»
Молодцы, ребята! А теперь скажите-ка, пожалуйста, что вам понравилось на нашем занятии? Со сколькими видами театра вы познакомились?
Угадай: какие это виды? (слайд № 32,33,34)
(Ответы детей)
1. Оценивание.
Поощрить и поблагодарить ребят за работу.
2. Домашнее задание.
Найти материалы по театрам нашего города и нарисуйте понравившийся вид театра. (слайд № 35)
Использованная литература.
1. Абалкин Н. Рассказы о театре.- М., 1981. 2. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975 3. Кагарлицкий Ю. И. Театр на века.- М., 1987. 4. Лесский К. Л. 100 великих театров мира.- М., Вече, 2001. 5. Маймин Е.А. Эстетика - наука о прекрасном.- М., Просвещение, 1982. 6. Немирович-Данченко Вл. И. Рождение театра.- М., 1989. 7. Сорочкин Б.Ю. Театр между прошлым и будущим.- М., 1989.
Физминутка.
Сообщение темы и цели занятия.
Повторение пройденного материала. Работа над скороговорками и чистоговор-
ками.
Упражнения на развитие речи (показ упр. через экран):
УПР. № 1 Упражнение на выработку правильного дыхания.
Педагог: - А теперь давайте сделаем сюрприз своим друзьям, надуем шарик. - Надуваем его со звуком резко «С-с-с-с» - Пошутите над другом, протяните руку, а горлышко отпустите, и шарик медленно сдувается «С-с-с-с-с». А теперь надуем маленький шарик со звуком «Сь-сь-сь-сь», и опять сдуваем его медленно «Сь-сь-сь-сь-сь».
УПР. № 2 Арикуляционная разминка.
Педагог: - Ваш друг подарил вам яблоко. Кусаем яблоко и жуём закрытым ртом, теперь открытым ртом, теперь с чавканьем и звуками, жуём звуки, пережёвываем. Жуём звук «а», «о», «у», «и», «э», «ы» Посмеялись открытым ртом звуком «А-а-а», тоненько посмеялись звуком «И-и-и», кругло посмеялись «О-о-о». Проговорим скороговорку «Борис рассыпал Ларисин бисер». Проговорим – широко открыв рот. Проговорим, почти не открывая рта.
УПР. № 3 Упражнение на развитие голосового аппарата
Проговорим с разной эмоциональной окраской. Произнеси скороговорку:
- гневно, со злобой; - с досадой; - с чувством вины; - с чувством
радости; - задумчиво; - мечтательно.
УПР. № 4 Упражнение в парах на развитие творческого
мышления «Скульптор и глина» Комментарий педагога: - Вы сейчас находитесь в парах.
Представьте себе, если бы один из вас был скульптор, а другой глина (определите кто скульптор, а кто глина). Не договариваясь, скульптор будет лепить фигуру сказочного персонажа, «глина» должна понять замысел скульптора и когда фигура будет закончена, по хлопку должна начать двигаться, чтоб окружающие могли узнать персонаж. Звучит музыка для изображения персонажа. Участники должны узнать загаданный персонаж.
Чтение скороговорок 2-4-мя обучающимися.
Комментарий педагога:
- На своих занятиях мы учились хорошо и четко говорить – это называется…
(сценическая речь), мы учились красиво двигаться – это называется…
(сценическое движение), а также учились быть интересными зрителю – это
называется…(актерское мастерство). Для начала познакомимся с темой нашего
занятия «Виды театрального искусства» (слайд №) и попробуем в качестве
актеров разных видов театра показать свое актерское мастерство.