kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок на тему "Натюрморт из 3-4 предметов быта."

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект открытого урока по рисунку на тему "Натюрморт из 3-4 предметов быта" для 3 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "Натюрморт из 3-4 предметов быта."»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

« Бугульминская детская художественная школа»









Открытый урок

План - конспект урока

Блок 2.Полная моделировка формы предмета тоном.

Тема 2.1. Принцип распределения светотени на предметах.

Натюрморт из 3-4 предметов быта.

3 класс/ Рисунок











Составитель: преподаватель рисунка Рахманова Л.Д.







Бугульма 2017 г.


План - конспект урока

Блок 2.Полная моделировка формы предмета тоном.

Тема 2.1. Принцип распределения светотени на предметах.

Натюрморт из 3-4 предметов быта.

3 класс/ Рисунок

Дата проведения: 25.09. 2018 г.

Цель : Выполнение натюрморта из 3-4 предметов быта.

Задачи:

а) обучающая: закрепление навыков рисования и получение новых знания в линейно-конструктивном построении . Дать знания обо всех элементов полной тональной моделировки предмета тоном (блик, свет, полутон, ближняя точка тени, тень, рефлекс).

б) развивающая: развитие навыков построения конструктивного изображения предмета (геометрической фигуры). Знакомство с различными видами и характерами освещения.

в) воспитывающая: воспитание интереса к предмету, развитие творческого мышления.

Тип занятия: комбинированный.

Время: 12 академических часов. (3 учебных часа – 1 раз в неделю). 

25. 09. 2018 г. На первом уроке выполняем анализ формы, конструктивное построение, распределение тональных градаций.

02.10. 2018 г. На втором занятии – ввод легкого тона, завершаем первый вариант. Выполняем второй вариант.-

09.10.2018 г. На третьем занятии – обобщение, просмотр.

Материалы: графитные карандаши ТМ, М, 2М.;

лист формата А2.

Оборудование: освещение верхнее, боковое.

Наглядные пособия: «Конструктивный рисунок натюрмрта»; «Этапы построения натюрморта», рисунки выполненные по заданной теме из методического фонда.

ПЛАН

Занятие I

1 . Организационный момент - 5 мин.

2. Анализ формы предметов и их

взаимного положения - 15 мин.

3. Композиционное решение натюрморта - 10 мин.

4. Конструктивное построение натюрморта - 135 мин.

5. Итог I занятия - 10 мин.

Занятие 2

1. Организационный момент - 5 мин.

2. Тональный анализ постановки. Выявление

самых светлых и самых темных мест с учетом

плановости - 15 мин.

3. Продолжение тональной проработки с учетом

освещения - 150 мин.

4. Итог 3 занятия - 10 мин.

Занятие 3

I. Организационный момент - 5 мин.

2. Продолжение работы в тоне. Контрастность

1-го плана - 160 мин.

3. Итог 3 занятия. Просмотр - 15 мин.



Ход урока.

Занятие 1

  1. Организационная часть.

Приветствие. Отметить отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку: наличие материалов и необходимых инструментов, а так же правильность посадки учеников. Сообщить цели и задачи нового задания.

2. Актуализация.

Повторение прошлого материала

Мы с вами уже неоднократно рисовали натюрморты из одного или группы

предметов. Скажите, с какими трудностями пришлось вам столкнуться при

рисовании натюрморта?

-Бывает сложно разместить (закомпоновать) предметы в листе, особенно если их несколько.

-Предметы то оказываются слишком низко, или «подпрыгивают», приходится все стирать и начинать заново!

-Иногда нарисуешь предмет, а второй не входит.

-Вот видите, сколько сложностей подстерегает вас, при рисовании натюрморта. Это происходит, потому что вы рисуете каждый предмет в отдельности! Но всех этих ошибок можно избежать, если приучить себя видеть и воспринимать натуру целиком.

Повторить с учащимися последовательность ведения работы над рисунком натюрморта, особенности работы штрихом, особенности использования линии и пятна в натюрморте.

3.Объяснение нового материала.

Из уроков истории искусства мы с вами знаем, что слово «натюрморт» происходит от французского слова и буквально означает «мертвая природа», второе значение «тихая жизнь». В изобразительном искусстве натюрмортом принято называть изображение неодушевленных предметов объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт – это особый жанр в живописи и графике, имеющий самостоятельное значение, но иногда может быть составной частью станковой композиции.

Задачей художника является правдиво изобразить с натуры форму и характер предметов - это значит передать с помощью конструкции, перспективы, цветовых отношений, пропорции, объём, материальность, пространственное положение предметов и их характер в натюрморте.

Издавна натюрморт считается лучшей школой реалистического рисования, где художник постигает законы цветовой гармонии и пластику форм, учится мастерству владения техническими приёмами и творческому отношению к натуре.

Основные средства художественной выразительности рисунка — линия, штрих, пятно. При помощи штриховки, тона и светотени передается форма, объем, пропорции предметов, линейная и воздушная перспективы.

Рисунок — средство познания и изучения действительности. Рисование может осуществляться на основе непосредственного наблюдения с натуры, по памяти, представлению или воображению. Жизненные впечатления художник может зафиксировать в быстро выполненных набросках, более длительных зарисовках или рисунках.

На сегодняшнем уроке мы будем рисовать натюрморт из предметов

быта. Мы с вами уже неоднократно рисовали натюрморты из одного или группы предметов. Скажите, с какими трудностями пришлось вам столкнуться при рисовании натюрморта?

  • Бывает сложно разместить (за компоновать) предметы в листе, особенно если их несколько.

  • Предметы то оказываются слишком низко, или «подпрыгивают»,

приходится все стирать и начинать заново!

  • Иногда нарисуешь предмет, а второй не входит.

Вот видите, сколько сложностей подстерегает вас, при рисовании

натюрморта. Но всех этих ошибок можно избежать, если приучить себя

видеть и воспринимать натуру целиком.


4.Практическая часть.

Прежде чем приступить к рисунку натюрморта, я предлагаю выполнить короткое упражнение, которое поможет вам, научиться компоновать группу предметов. Для начала, давайте рассмотрим натюрморт и при помощи видоискателя определим, необходимый формат:

1) квадрат; 2)вертикальный; 3)горизонтальный;

После того, как вы определились с форматом (вертикальный, горизонтальный или квадрат), в правом верхнем углу отчертите небольшой прямоугольник нужной вам формы. В нём вы выполните эскиз вашего натюрморта. Этот небольшой набросок называется фор-эскизом, то есть поиск размещения предметов внутри заданного формата.

При выполнении эскиза надо мысленно объединить предметы в одно целое и продумать их размещение в соответствии с форматом листа бумаги. Сверху нужно оставить больше места, чем снизу, тогда у зрителя будет впечатление, что предметы стоят на плоскости. Вместе с тем необходимо следить, чтобы изображаемые предметы не упирались в края листа бумаги, не оставалось много пустого места (время выполнения упражнения 10-15 мин.). После выполнения упражнения приступаем к рисунку натюрморта, следуя этапам работы над натюрмортом.

Этапы работы над натюрмортом.

При рисовании натюрморта придерживаются общих правил

последовательного изображения предметов по принципу «от общего к частному» и «от частного к общему». Условно процесс работы над натюрмортом можно разделить на четыре этапа:

1-й этап.

Выбор формата: расположение листа вертикально или

горизонтально. Начинаем рисунок группы предметов с обобщённого

наброска всей группы без выделения отдельных предметов. Вначале короткими отрезками определяют конечные точки группы тел по горизонтали и по вертикали. Затем они соединяются в своеобразную геометрическую фигуру, очерчивающую основные границы всей группы.

Первые карандашные засечки (линии) определяют и композиционное расположение рисунка всей группы, и её пространственное расположение.

2-й этап.

Прорисовка линиями общих размеров и очертаний каждого предмета.

Передача характера формы предметов, их пропорций. Легко касаясь карандашом бумаги, надо наметить общий характер формы предметов, их пропорции. Вырисовывать и уточнять контуры сразу не следует. Стоит воспользоваться методом «обрубовки» формы изображаемого предмета. Сравнить отношения одного предмета по отношению к другому, уточнить пропорции предметов по высоте, ширине. Предметы не должны быть больше натурального размера.

Определить уровень горизонта (уровень глаз) и уровень перспективного сокращения плоскости, на которой расположена изображаемая группа предметов.

Отделяем линией горизонтальную плоскость стола от вертикальной плоскости стены. Следите за тем, чтобы формы и размеры предметов, а также их расположение относительно друг друга, были нанесены правильно.

Предметы в натюрморте должны частично перекрывать друг друга, либо находиться на расстоянии друг от друга, но только не касаться друг друга своими контурами.

3-й этап.

Тоновая проработка рисунка начинается с определения границ собственной и падающих теней. При этом вначале создаются участки темного, затем среднего и, наконец, светлого тона.

Штриховку ведем в соответствии с формой предметов, работая сразу над всей постановкой. В процессе работы сравниваем тоновые отношения предметов (какой из предметов самый светлый, какой самый темный)

4-й этап.

Обобщение рисунка, подчинение деталей большой форме, выявление главного, выразительного, «собирание» натюрморта в единое целое. На данном этапе производится анализ тоновых отношений предметов натюрморта, определяется общий тон, различные оттенки тона на свету, в тени, а так же полутона на переднем и заднем плане. Необходимо тщательно проследить за тем, чтобы отдельные предметы не были слишком сильны по тону (чёрными) и не выпадали из рисунка.


5.Просмотр работ учащихся.

Организовать просмотр работ (после выполнения рисунка, мольберты ставятся в полукруг в классе и проводится краткий анализ работ).

Просмотр и оценивание выполненных работ ведется по следующим

критериям:

1. Композиция в листе.

2. Пропорции и характер предметов.

3. Свето-теневые отношения.

4. Общее тоновое решение натюрморта.

Преподаватель: учащимся указывает на недостатки в работах, отмечает удачные решения.


6.Уборка кабинета: Учащиеся убирают свои рабочие места.

Преподаватель благодарит всех за работу на уроке и завершает урок.

7. Домашнее задание.

Натюрморт из предметов быта, имеющих в основании круг и прямоугольник.


















ЗАНЯТИЕ 2

1. Организационный момент. Подготовка учащихся к занятию.

2. Тональный анализ постановки. Продолжение.

Учащиеся снова рассматривают постановку и выявляют различие тона предметов. На каждом предаете самое светлое место - обращенное к свету,. Самое темное - собственная тень, между ними плавный переход - светотень, т.к. все предметы имеют округлую форму. С теневой стороны на предметах хорошо заметны рефлексы.

Падающие от предметов на драпировки тени тоже самые темные места натюрморта, но при этом они прозрачны и в тени хорошо видны складки драпировок. Для выявления самых темных мест натюрморта можно посмотреть на него прищурившись. В это случае в глаза смотрящего попадает меньше света, полутона мало различимы, но хорошо заметна разница света и тени.

Кроме этого нужно обратить внимание учащихся на изменение тона на заднем плане.

После этого учащиеся работают самостоятельно.

3. Итог 3 занятия.

Учащиеся с помощью преподавателя определяют, что нужно бы сделать в работе на следующем занятии.

4.Уборка кабинета: Учащиеся убирают свои рабочие места.

Преподаватель благодарит всех за работу на уроке и завершает урок.


ЗАНЯТИЕ 3

1. Организационный момент.

2. На последнем занятии преподаватель ставит перед учащимися задачу - добиться цельности натюрморта.

Для этого сначала нужно обратиться к натуре - постараться цельно увидеть саму постановку.

Это можно осуществить следующими способами:

а/ смотреть мимо постановки, не разглядывая каждый предмет в отдельности;

б/ быстро переводить взгляд с постановки в сторону.

Глядя, таким образом, на постановку, нужно выяснить, какой предмет в ней является глазным, а какие - второстепенными.

Главный в постановке предмет должен быть лучше проработан, на нем будут более заметны контрасты света и тени, ярче рефлексы, тщательнее проработаны детали. Второстепенные предметы нужно подчинить главному: смягчить контрасты, рефлексы.

Нужно обратить внимание учащихся на то, что рефлексы возникают не только на самих предметах, но и на драпировках. Выделяя главный предмет можно добиться решения поставленной задачи - цельности натюрморта. Особенности штриховки и диапазон графита помогут передать фактуру предметов.

5. Итог задания. Просмотр.

После завершения учащимися работы над натюрмортом преподаватель проводит просмотр. Работы выставляются таким образом, чтобы их можно было видеть все сразу и сравнивать между собой,

Анализируя работы учащихся преподаватель оценивает их с точки зрения поставленной задачи и степени ее достижения.

Здесь же можно подсказать каждому учащемуся, на что в будущем ему следует обратить внимание, также отметить успехи, удачные моменты выполненной работы.

4.Уборка кабинета: Учащиеся убирают свои рабочие места.

Преподаватель благодарит всех за работу на уроке и завершает урок.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Открытый урок на тему "Натюрморт из 3-4 предметов быта."

Автор: Рахманова Лилия Дамировна

Дата: 14.06.2018

Номер свидетельства: 473321

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Методическая разработка открытого занятия на тему: «Натюрморт с цветами»"
    ["seo_title"] => string(72) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghozaniatiianatiemunatiurmortstsvietami"
    ["file_id"] => string(6) "312012"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459272842"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "План конспект открытого урока на тему: "Натюрморт из предметов быта при боковом освещении"."
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_otkrytogo_uroka_na_temu_natiurmort_iz_predmetov_byta_pri_bokovom_o"
    ["file_id"] => string(6) "504794"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1553623494"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Разработка открытого урока  по изобразительному искусству в 6 классе на тему: «Натюрморт  в графике» (выполненный в технике «граттаж»). "
    ["seo_title"] => string(138) "razrabotka-otkrytogho-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-v-6-klassie-na-tiemu-natiurmort-v-ghrafikie-vypolniennyi-v-tiekhnikie-ghrattazh"
    ["file_id"] => string(6) "139073"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417635072"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Технологическая карта по ИЗО по теме  "Натюрморт" 1 класс"
    ["seo_title"] => string(55) "tiekhnologhichieskaiakartapoizopotiemienatiurmort1klass"
    ["file_id"] => string(6) "263010"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449470380"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Открытый урок "Натюрморт""
    ["seo_title"] => string(24) "otkrytyi-urok-natiurmort"
    ["file_id"] => string(6) "267809"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450460334"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства