Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "Натюрморт из 3-4 предметов быта."»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
« Бугульминская детская художественная школа»
Открытый урок
План - конспект урока
Блок 2.Полная моделировка формы предмета тоном.
Тема 2.1. Принцип распределения светотени на предметах.
Натюрморт из 3-4 предметов быта.
3 класс/ Рисунок
Составитель: преподаватель рисунка Рахманова Л.Д.
Бугульма 2017 г.
План - конспект урока
Блок 2.Полная моделировка формы предмета тоном.
Тема 2.1. Принцип распределения светотени на предметах.
Натюрморт из 3-4 предметов быта.
3 класс/ Рисунок
Дата проведения: 25.09. 2018 г.
Цель : Выполнение натюрморта из 3-4 предметов быта.
Задачи:
а) обучающая: закрепление навыков рисования и получение новых знания в линейно-конструктивном построении . Дать знания обо всех элементов полной тональной моделировки предмета тоном (блик, свет, полутон, ближняя точка тени, тень, рефлекс).
б)развивающая: развитие навыков построения конструктивного изображения предмета (геометрической фигуры). Знакомство с различными видами и характерами освещения.
в) воспитывающая: воспитание интереса к предмету, развитие творческого мышления.
Тип занятия: комбинированный.
Время: 12 академических часов. (3 учебных часа – 1 раз в неделю).
25. 09. 2018 г. На первом уроке выполняем анализ формы, конструктивное построение, распределение тональных градаций.
02.10. 2018 г. На втором занятии – ввод легкого тона, завершаем первый вариант. Выполняем второй вариант.-
09.10.2018 г. На третьем занятии – обобщение, просмотр.
Материалы: графитные карандаши ТМ, М, 2М.;
лист формата А2.
Оборудование: освещение верхнее, боковое.
Наглядные пособия: «Конструктивный рисунок натюрмрта»; «Этапы построения натюрморта», рисунки выполненные по заданной теме из методического фонда.
Приветствие. Отметить отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку: наличие материалов и необходимых инструментов, а так же правильность посадки учеников. Сообщить цели и задачи нового задания.
2. Актуализация.
Повторение прошлого материала
Мы с вами уже неоднократно рисовали натюрморты из одного или группы
предметов. Скажите, с какими трудностями пришлось вам столкнуться при
рисовании натюрморта?
-Бывает сложно разместить (закомпоновать) предметы в листе, особенно если их несколько.
-Предметы то оказываются слишком низко, или «подпрыгивают», приходится все стирать и начинать заново!
-Иногда нарисуешь предмет, а второй не входит.
-Вот видите, сколько сложностей подстерегает вас, при рисовании натюрморта. Это происходит, потому что вы рисуете каждый предмет в отдельности! Но всех этих ошибок можно избежать, если приучить себя видеть и воспринимать натуру целиком.
Повторить с учащимися последовательность ведения работы над рисунком натюрморта, особенности работы штрихом, особенности использования линии и пятна в натюрморте.
3.Объяснение нового материала.
Из уроков истории искусства мы с вами знаем, что слово «натюрморт» происходит от французского слова и буквально означает «мертвая природа», второе значение «тихая жизнь». В изобразительном искусстве натюрмортом принято называть изображение неодушевленных предметов объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт – это особый жанр в живописи и графике, имеющий самостоятельное значение, но иногда может быть составной частью станковой композиции.
Задачей художника является правдиво изобразить с натуры форму и характер предметов - это значит передать с помощью конструкции, перспективы, цветовых отношений, пропорции, объём, материальность, пространственное положение предметов и их характер в натюрморте.
Издавна натюрморт считается лучшей школой реалистического рисования, где художник постигает законы цветовой гармонии и пластику форм, учится мастерству владения техническими приёмами и творческому отношению к натуре.
Основные средства художественной выразительности рисунка — линия, штрих, пятно. При помощи штриховки, тона и светотени передается форма, объем, пропорции предметов, линейная и воздушная перспективы.
Рисунок — средство познания и изучения действительности. Рисование может осуществляться на основе непосредственного наблюдения с натуры, по памяти, представлению или воображению. Жизненные впечатления художник может зафиксировать в быстро выполненных набросках, более длительных зарисовках или рисунках.
На сегодняшнем уроке мы будем рисовать натюрморт из предметов
быта. Мы с вами уже неоднократно рисовали натюрморты из одного или группы предметов. Скажите, с какими трудностями пришлось вам столкнуться при рисовании натюрморта?
Бывает сложно разместить (за компоновать) предметы в листе, особенно если их несколько.
Предметы то оказываются слишком низко, или «подпрыгивают»,
приходится все стирать и начинать заново!
Иногда нарисуешь предмет, а второй не входит.
Вот видите, сколько сложностей подстерегает вас, при рисовании
натюрморта. Но всех этих ошибок можно избежать, если приучить себя
видеть и воспринимать натуру целиком.
4.Практическая часть.
Прежде чем приступить к рисунку натюрморта, я предлагаю выполнить короткое упражнение, которое поможет вам, научиться компоновать группу предметов. Для начала, давайте рассмотрим натюрморт и при помощи видоискателя определим, необходимый формат:
1) квадрат; 2)вертикальный; 3)горизонтальный;
После того, как вы определились с форматом (вертикальный, горизонтальный или квадрат), в правом верхнем углу отчертите небольшой прямоугольник нужной вам формы. В нём вы выполните эскиз вашего натюрморта. Этот небольшой набросок называется фор-эскизом, то есть поиск размещения предметов внутри заданного формата.
При выполнении эскиза надо мысленно объединить предметы в одно целое и продумать их размещение в соответствии с форматом листа бумаги. Сверху нужно оставить больше места, чем снизу, тогда у зрителя будет впечатление, что предметы стоят на плоскости. Вместе с тем необходимо следить, чтобы изображаемые предметы не упирались в края листа бумаги, не оставалось много пустого места (время выполнения упражнения 10-15 мин.). После выполнения упражнения приступаем к рисунку натюрморта, следуя этапам работы над натюрмортом.
Этапы работы над натюрмортом.
При рисовании натюрморта придерживаются общих правил
последовательного изображения предметов по принципу «от общего к частному» и «от частного к общему». Условно процесс работы над натюрмортом можно разделить на четыре этапа:
1-й этап.
Выбор формата: расположение листа вертикально или
горизонтально. Начинаем рисунок группы предметов с обобщённого
наброска всей группы без выделения отдельных предметов. Вначале короткими отрезками определяют конечные точки группы тел по горизонтали и по вертикали. Затем они соединяются в своеобразную геометрическую фигуру, очерчивающую основные границы всей группы.
Первые карандашные засечки (линии) определяют и композиционное расположение рисунка всей группы, и её пространственное расположение.
2-й этап.
Прорисовка линиями общих размеров и очертаний каждого предмета.
Передача характера формы предметов, их пропорций. Легко касаясь карандашом бумаги, надо наметить общий характер формы предметов, их пропорции. Вырисовывать и уточнять контуры сразу не следует. Стоит воспользоваться методом «обрубовки» формы изображаемого предмета. Сравнить отношения одного предмета по отношению к другому, уточнить пропорции предметов по высоте, ширине. Предметы не должны быть больше натурального размера.
Определить уровень горизонта (уровень глаз) и уровень перспективного сокращения плоскости, на которой расположена изображаемая группа предметов.
Отделяем линией горизонтальную плоскость стола от вертикальной плоскости стены. Следите за тем, чтобы формы и размеры предметов, а также их расположение относительно друг друга, были нанесены правильно.
Предметы в натюрморте должны частично перекрывать друг друга, либо находиться на расстоянии друг от друга, но только не касаться друг друга своими контурами.
3-й этап.
Тоновая проработка рисунка начинается с определения границ собственной и падающих теней. При этом вначале создаются участки темного, затем среднего и, наконец, светлого тона.
Штриховку ведем в соответствии с формой предметов, работая сразу над всей постановкой. В процессе работы сравниваем тоновые отношения предметов (какой из предметов самый светлый, какой самый темный)
4-й этап.
Обобщение рисунка, подчинение деталей большой форме, выявление главного, выразительного, «собирание» натюрморта в единое целое. На данном этапе производится анализ тоновых отношений предметов натюрморта, определяется общий тон, различные оттенки тона на свету, в тени, а так же полутона на переднем и заднем плане. Необходимо тщательно проследить за тем, чтобы отдельные предметы не были слишком сильны по тону (чёрными) и не выпадали из рисунка.
5.Просмотр работ учащихся.
Организовать просмотр работ (после выполнения рисунка, мольберты ставятся в полукруг в классе и проводится краткий анализ работ).
Просмотр и оценивание выполненных работ ведется по следующим
критериям:
1. Композиция в листе.
2. Пропорции и характер предметов.
3. Свето-теневые отношения.
4. Общее тоновое решение натюрморта.
Преподаватель: учащимся указывает на недостатки в работах, отмечает удачные решения.
6.Уборка кабинета: Учащиеся убирают свои рабочие места.
Преподаватель благодарит всех за работу на уроке и завершает урок.
7. Домашнее задание.
Натюрморт из предметов быта, имеющих в основании круг и прямоугольник.
ЗАНЯТИЕ 2
1. Организационный момент. Подготовка учащихся к занятию.
2. Тональный анализ постановки. Продолжение.
Учащиеся снова рассматривают постановку и выявляют различие тона предметов. На каждом предаете самое светлое место - обращенное к свету,. Самое темное - собственная тень, между ними плавный переход - светотень, т.к. все предметы имеют округлую форму. С теневой стороны на предметах хорошо заметны рефлексы.
Падающие от предметов на драпировки тени тоже самые темные места натюрморта, но при этом они прозрачны и в тени хорошо видны складки драпировок. Для выявления самых темных мест натюрморта можно посмотреть на него прищурившись. В это случае в глаза смотрящего попадает меньше света, полутона мало различимы, но хорошо заметна разница света и тени.
Кроме этого нужно обратить внимание учащихся на изменение тона на заднем плане.
После этого учащиеся работают самостоятельно.
3. Итог 3 занятия.
Учащиеся с помощью преподавателя определяют, что нужно бы сделать в работе на следующем занятии.
4.Уборка кабинета: Учащиеся убирают свои рабочие места.
Преподаватель благодарит всех за работу на уроке и завершает урок.
ЗАНЯТИЕ 3
1. Организационный момент.
2. На последнем занятии преподаватель ставит перед учащимися задачу - добиться цельности натюрморта.
Для этого сначала нужно обратиться к натуре - постараться цельно увидеть саму постановку.
Это можно осуществить следующими способами:
а/ смотреть мимо постановки, не разглядывая каждый предмет в отдельности;
б/ быстро переводить взгляд с постановки в сторону.
Глядя, таким образом, на постановку, нужно выяснить, какой предмет в ней является глазным, а какие - второстепенными.
Главный в постановке предмет должен быть лучше проработан, на нем будут более заметны контрасты света и тени, ярче рефлексы, тщательнее проработаны детали. Второстепенные предметы нужно подчинить главному: смягчить контрасты, рефлексы.
Нужно обратить внимание учащихся на то, что рефлексы возникают не только на самих предметах, но и на драпировках. Выделяя главный предмет можно добиться решения поставленной задачи - цельности натюрморта. Особенности штриховки и диапазон графита помогут передать фактуру предметов.
5. Итог задания. Просмотр.
После завершения учащимися работы над натюрмортом преподаватель проводит просмотр. Работы выставляются таким образом, чтобы их можно было видеть все сразу и сравнивать между собой,
Анализируя работы учащихся преподаватель оценивает их с точки зрения поставленной задачи и степени ее достижения.
Здесь же можно подсказать каждому учащемуся, на что в будущем ему следует обратить внимание, также отметить успехи, удачные моменты выполненной работы.
4.Уборка кабинета: Учащиеся убирают свои рабочие места.
Преподаватель благодарит всех за работу на уроке и завершает урок.