Автор – составитель педагог дополнительного образования Ильина Марина Яковлевна
Применение игровой технологии.
Образовательная программа «Искусство слова »
Тема: «Актёрское мастерство»
Возраст: от 8 до17.
В рамках реализуемой образовательной программы "Искусство слова" применяю игровые технологии. Так как "Игра – эффективное средство формирования и сплочения коллектива". Игра – самостоятельная форма деятельности людей, имитирующих те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса.
Перед педагогом дополнительного образования ставится задача найти гуманистические методы воздействия на личность ребенка. Именно игра занимает центральное место в его жизни, где он чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор и свободу.
Технология проведения игр заключается в том, чтобы ребенок мог самовыразиться, самоутвердиться, развиваться, познать себя и других, чтобы детям в игре было легко и уютно.
ТРЕНИНГОВЫЕ ИГРЫ.
Тренинговые игры направлены на решение нескольких задач:
- способствуют знакомству и сплочению детей в коллективе;
- создают адекватный эмоциональный фон общения,
доверительность и доброжелательность в отношениях;
- развивает важные качества личности детей – умение понять
состояние другого, самому выразить ту или иную эмоцию; наблюдательность, внимание, воображение, интуицию; Развивает творческие способности детей.
Этап подготовки:
Использование таких игр занимает немного времени, минимум подготовки, причем они могут проводиться не в специально отведенное время, а когда удобно и целесообразно с точки зрения педагога.
Приведу несколько примеров.
«Если бы я был…»
Цель: Формирование навыков самораскрытия.
Задачи: развитие у подростков навыков общения, осознавания и выражения своих чувств, активизация механизмов самопознания и самовыражения.
Возраст: старший школьный возраст (14-17 лет)
Форма работы: каждый участник индивидуален.
Форма занятия: игровая.
Время проведения: 10 минут.
Ход игры. Каждый участник выбирает себе какую-либо вещь (мороженое, абажур, стул, ручку и т. д.) и погружается в ее мир, воображает себя этой вeщью, ощущает ее «характер». От лица этой вещи он рассказывает, как она себя чувствует в окружающем мире. О ее заботах, ее прошлом и будущем. Рассказывая о постороннем случайном предмете, участники невольно говорят о себе, что ведет к самораскрытию и формированию навыков управления своими эмоциями.
"Ослиная шкура"
Цель: улучшение взаимопонимания в группе, коррекция поведения некоторых членов группы.
Задачи: коррекция самооценки учащихся; снятие напряжения; сплочение коллектива, развитие актёрского мастерства.
Возраст: (от 10 - 14 лет).
Форма работы: по парам.
Форма занятия: игровая.
Время проведения: 10 – 20 мин.
Игровой материал: отсутствует.
Ход игры. "Иногда мы ощущаем себя лучше других, а иногда – хуже. Но настоящие герои чувствуют себя на равных с окружающими. Сейчас мы попробуем почувствовать это. Мы попали в заколдованный лес и бродим в нем. Пускай каждый сейчас представит, что все другие герои хуже него. Они все слабее тебя, не такие умные, не такие красивые, как ты. Ты один настоящий герой. И не просто герой, а Принц или даже Король волшебной страны. Как ты при этом ходишь, что чувствуешь? (1 минута)
А теперь замрите на мгновение. Пускай каждый из вас представит, что он хуже других. На тебе теперь надета ослиная шкура. Это ведьма надела ее на тебя. Ее не так просто снять. А все вокруг видят тебя таким и смеются. Они гораздо сильнее и умнее тебя. Как ты при этом ходишь, что чувствуешь? (1 минута)
Теперь остановитесь и встряхните руками и ногами, сбросьте чары. Мы на волшебной поляне. Разбейтесь на пары. Один из вас должен стать Королем, а другой – "Ослиной шкурой". Пусть Король расскажет своему партнеру, что ему дает ощущение превосходства, что он чувствует при этом состоянии (1 – 2 минуты).
Теперь пусть "Ослиная шкура" расскажет о своих чувствах (1 – 2 минуты).
Сейчас чары спали, и все герои снова стали равными. Никто не лучше и не хуже других. Что при этом вы видите друг в друге? Что вы можете делать в таком состоянии? Что вы чувствуете? Расскажите об этом друг другу" (1 – 2 минуты)
Вопросы для обсуждения:
• Что дает ощущение, что ты Король?
• Есть ли что-то неприятное в превосходстве?
• Какие есть преимущества у "Ослиной шкуры"?
• А какие недостатки?
• Какие преимущества дает равноправие?
Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируется в задуманных условиях, обучающиеся играют определенные роли. Такие игры носят и профориентационный характер. Ролевые, имитационные игры называются активными методами обучения потому, что позволяют «погрузить обучающихся в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми» (Например. – Магазин игрушек – Покупатель и продавец)
Цель: привлекать детей к участию в юмористических забавах, воспитывать навыки самостоятельности при организации и подготовке забав, способствовать объединению детей, развивать эмоциональную сферу ребенка, воспитывать оптимизм, жизнелюбие, чувство коллективизма, взаимопомощи.
Оборудование: все необходимое, что ребенок может использовать для импровизации розыгрышей, аттракционов.
Ход игры: детям предлагают устроить конкурс. Можно придумать и показать веселую историю, небылицу, показать фокус и т. д.
Оценка результатов: Для оценки результата выбирается жюри. После каждого выступления они выставляют свои оценки. В конце игры баллы подсчитывают и объявляют победителя. Его награждают медалью «Весельчак».
«Коровы, собаки, кошки"
Цели: развитие способности к невербальному общению, концентрации слухового внимания.
Задачи: воспитание бережного отношения друг к другу, развитие умения слышать других.
Возраст: младший школьный возраст (8-10 лет).
Форма работы: каждый участник индивидуален.
Форма занятия: игровая.
Время проведения: 10 минут.
ход игры. Ведущий говорит: «Пожалуйста, встаньте широким кругом. Я подойду к каждому и шёпотом скажу на ушко название животного. Запомните его хорошенько, ток как потом вам нужно будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам прошептала». Ведущий по очереди шепчет каждому ребёнку: «Ты будешь коровой», «Ты будешь собакой», «Ты будешь кошкой». «Теперь закройте глаза и забудьте человеческий язык. Вы должны говорить только так, как «говорит» ваше животное. Вы можете, не открывая глаз, ходить по комнате. Как только услышите «своё животное», двигайтесь ему навстречу. Затем, взявшись за руки, вы идёте уже вдвоём, чтобы найти других детей, «говорящих на вашем языке». Важное правило: не кричать и двигаться очень осторожно». Первый раз игру можно провести с открытыми глазами.
Этап анализа и обобщения, обсуждения и оценки результатов игры:
вывод из игры, анализ, рефлексия, оценка и самооценка работы выводы и обобщения, итоги игры, рекомендации педагога.
Использование игровой технологии на учебных занятиях в системе ДО помогает активизировать деятельность обучающихся, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения для них занимательным. Игровая ситуация создает возможность ребенку осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение, самореализацию.