kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ «Алые паруса»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ «Алые паруса»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 17 «ЛАДУШКИ»












ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

«Алые паруса»











Составитель: воспитатель

высшей квалификационной категории

Петлина Ю.Н.

Гольцова Е.Н..









Нижневартовск, 2016

Содержание программы


п/п

Наименование раздела

Страницы

1.

Паспорт программы

Стр.3

2

Пояснительная записка

Стр.3

3

Возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста

Стр.5

4

Цели и задачи Программы

Стр.6

5

Планируемые результаты

Стр.7

6

Объем образовательной нагрузки

Стр.7

7

Содержание работы по реализации программы «АЛЫЕ ПАРУСА»

Стр.7

7.1

Организационно-педагогические условия

Стр.14

7.2

Учебный план

Стр.15

7.3

Расписание занятий

Стр.15

7.4

Календарный учебный график

Стр.15

7.5

Программно – методическое обеспечение

Стр 15

8.

Материально-техническое обеспечение

Стр.15

9.

Педагогическая диагностика уровня развития детей

Стр.16

10

Список литературы

Стр.18






















Наименование

программы

Образовательная программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Алые паруса».

Автор-составитель

Воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ ДС № 17 «Ладушки» Петлина Ю.Н, Гольцова Е.Н.


Основания для

разработки

  • ФЗ «Об образовании» ст. 26 п. 1 «Обеспечение прав воспитанников на получение дополнительного образования»;

  • Письмо Минобразования РФ от 14.03.00 г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

  • Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования;

  • Устав дошкольной образовательной организации;

  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях»;

Исполнитель

Воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ г. Нижневартовска № 17 «Ладушки» Петлина Ю.Н. , Гольцова Е.Н.

Целевая группа

27 детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 ЛЕТ

Сроки реализации программы

1 год ( 2016 -2017 учебный год )





Художественно - речевое воспитание занимают одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является приоритетным направлением.

Художественная литература и устное народное творчество – виды искусства, которые сопровождают человека с первых дней жизни. Художественная литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает образцы литературного языка. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, методику и ритм родного языка.

Художественная система русского фольклора своеобразна, она имеет разнообразные жанровые формы (былины, сказки, легенды) и малые формы ( частушки, потешки, загадки), язык которых прост, точен и выразителен. Знакомство дошкольников с малыми формами фольклора и их анализ показывает, как велика роль выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов, синонимов, антонимов) в любом художественном тексте.

В ФГОС ДО указывается, что реализация программы образования предполагает развитие интересов обучающихся, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. То есть, идеал, к которому стремится общество, это обучающиеся, имеющие высокую познавательную мотивацию, свободные, самостоятельные, активные, проявляющие инициативу в деятельности и в общении, открытые для общения с взрослыми и друг с другом, подготовленные к жизни и учебе в следующей «социальной ситуации развития» - школе.

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ, ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Так же идет работа над формированием элементарных умений анализировать произведения (его содержание и форму). К моменту поступления в школу ребенок должен уметь определить основных героев, высказать свое отношение к ним, определить жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка), уловить наиболее яркие примеры образности языка.

Одна из важных задач в развитии речи детей – формировать самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности. Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Для работы по средствам чтения художественной литературы используются разнообразные методы и приемы.

Самый распространенный словесный метод ознакомления с произведением – чтение произведения воспитателем, т.е. дословная передача текста. Произведения, которые невелики по объему, воспитатель читает детям наизусть, при этом достигается наилучший контакт с аудиторией. Большая же часть произведений читается по книге.

Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста (допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и т.д.). Таким образом детей знакомят со многими сказками и некоторыми познавательными рассказами. Для лучшего понимания и усвоения произведения проводятся различного рода инсценировки, которые так же повышают интерес детей к литературным произведениям. Метод заучивания наизусть применим к небольшим стихотворениям, а так же во время подготовки ролей к инсценировкам театрализованных представлений.

Универсальным методом закрепления знаний и умений в детском саду является дидактическая игра. Она используется для решения всех задач развития речи и является практическим методом в работе по развитию речи детей. Так же работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры-драматизации, настольной инсценировки, и других видов театрально-игровой деятельности, которые способствуют непринужденному и эффективному закреплению знания литературного произведения.

В развитии речи дошкольников при изучении литературных произведений очень важны игровые приёмы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов: интригующая интонация голоса при вопросе, утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания, использование шутки при объяснении задания. Живость эмоций повышает внимание детей в игре, вследствие чего активизируются все процессы речи (сравните упражнение на классификацию предметов, которое проводят за столами, и игру «Не зевай!» с тем же словесным материалом, проводимую в кругу с мячом, с разыгрыванием фантов). На занятии (особенно в конце его) можно задавать шутливые вопросы, использовать небылицы, перевертыши (изменив смысл или сюжет произведения), игру «Так или не так», игровой персонаж (внести Петрушку, мишку), употреблять игровые формы оценки (фишки, фанты, аплодисменты).

Таким образом, приемы развития речи на занятиях по изучению художественной литературы составляют основную специфику методики. Обоснованный отбор нужных приемов во многом решает дело. Благодаря использованию приемов развития речи происходит самая близкая встреча воспитателя и ребенка, которого первый побуждает к речевому действию, а так же повышает интерес к художественной литературе.

Программа разработана на основе методического пособия «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет» под редакцией О.С. Ушаковой М.: ТЦ Сфера, 2010г.

Настоящая программа описывает цикл занятий по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) посредством приобщения к художественному слову. Программа разработана на основе обязательного минимума содержания по ознакомлению с художественной литературой для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного документа.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Продолжительность занятия 30 минут.

Педагогический анализ знаний и умений детей, проводится 2 раза в год: вводный (сентябрь), итоговый (май) .

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом требованиями:

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.



3. Возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время вопросам воспитания и обучения детей уделяется значительное внимание, что обусловлено тенденцией  роста количества таких детей.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышается острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов, систематизируются представления детей.

Продолжается совершенствоваться речь. За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно из-за больших индивидуальных различий. Совершенствуется связная, монологическая речь. Ребенок без помощи взрослого может передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать события, свидетелем которых он был. Правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями. На шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли, и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей и в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков [л], [р].

Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например, космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и др. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах.

Рисование – любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются мнениями. Любят устраивать выставки рисунков, гордятся своими успехами.

Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Старший дошкольник страдает, если никто не хочет с ним играть.

Дети становятся избирательны во взаимоотношениях. В общении со сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Так появляются первые друзья – те, с кем у ребенка лучше всего достигается взаимопонимание и взаимная симпатия. Все более ярко проявляется предпочтение к определенным видам игр, хотя в целом игровой репертуар разнообразен, включает сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, подвижные, музыкальные, театрализованные игры, игровое экспериментирование.

Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я.



  1. Цели и задачи Программы

Цель: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой, приобщение к устному народному творчеству; овладение культурой речи.

Задачи:

  • Знакомство с новыми художественными произведениями, создание условий для развития творческой активности детей.

  • Учить детей правильному речевому дыханию, умению менять темп, силу звука, добиваться четкой дикции; формировать интонационную выразительность речи; вызывать интерес к особенностям устного народного творчества.

  • Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

  • Развивать память, мышление, воображение, внимание детей. Учить пересказывать сказку своими словами, заучивать стихи, активизировать словарный запас детей старшего дошкольного возраста.

  • Развивать у детей интерес к художественным произведениям; развивать образное мышление, воображение, навыки выразительного чтения.

  • Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях.

  • Формировать у детей эмоциональную выразительность речи, совершенствовать импровизационные способности; учить детей самостоятельно выбирать средства для передачи диалогов, образов, действий героев.



5.Планируемые результаты

- Увеличится заинтересованность детей художественной литературой.

- повысится уровень речевого развития детей.

- будут развиты творческие способности детей;

- повысится уровень сформированности грамматического строя речи.


  1. ОБЪЁМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ


Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут с детьми старшего дошкольного возраста в кабинете дошкольного учреждения. Группа включает 29 детей. Форма обучения – очная. Срок реализации программы 1 год.


7.Содержание работы по реализации программы

Календарно-тематическое планирование


Месяц, неделя

Тема, программное содержание

Методические приемы

Сентябрь

1 неделя

1 занятие


Мониторинг.

Тема: «Вежливые слова»

Цель: выявить коммуникативные качества детей; выявить умения детей в диалогической и монологической речи и ее интонационной выразительности.


Речевые игры «Хлопки», «Принеси игрушку» «Слушай и выполняй»

Разгадывание загадок

Чтение Мошковского «Вежливые слова»

Рассматривание картины

Физкультминутка

Зрительная гимнастика

Сентябрь

2 неделя

2 занятие

«Играем в театр»

Цель:побуждать детей вживаться в создаваемый образ, постоянно совершенствуя его, находя более выразительные средства для воплощения

Шапочки зверей

Фонограмма

«Мишки – шалунишки»

«Магазин игрушек»

«Веселые зайчата»

Сентябрь

3 неделя

3 занятие

«Поймай рифму»

Цель: развивать диалогическую и монологическую речь детей; воспитывать коммуникативные навыки; развивать мимику и пластические способности детей; развивать творческое мышление, воображение, фантазию, развивать чувство ритма.


Чтение стихов, потешек

Разгадывание загадки

Физкультминутка

Игра «один-много»

«Закончи строку»

«Поймай рифму»

«Подбери слова»

Зрительная гимнастика

Игра «расскажи стихи руками»

Дыхательная гимнастика

Игра со звуками

Сентябрь

4 неделя

4 занятие

Театрализованная викторина

Цель: побуждать детей к активному общению и участию в театрализованных играх; развивать интонационную выразительность речи; привлекать родителей к активному участию в играх.


Выполнение заданий викторины

Чтение В.Берестова «заячья любовь»

Конкурс «Из какой сказки»

Проговаривание чистоговорок

Зрительная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Разгадывание загадок

Показ представления

Октябрь

5 неделя

5 занятие

«Мнемотехника»

Цель: дать понятие «мнемотехника»; учить детей рассказывать стихи руками, при помощи изображений; развивать память логику мышления, воображение; развивать интонационную выразительную речь; побуждать детей к активному участию в играх, составлении стихов, развитие стихосложения.


Ознакомительная беседа

Рассматривание образцов «мнемотехники»

Упражнения для глаз

Игра «закончи фразу»
«Поймай рифму»

«Покажи стихи руками»

Физкультминутка

Стихотворение-мини-сценка

Пантомима по стихотворению Александровой «Муравей»

Октябрь

6 неделя

6 занятие

Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки»

Цель: учить давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями; учить произносить слова со звуками С и З отчетливо и внятно, выделять эти звуки из слов, слова с этими звуками из фраз; регулировать силу голоса , произносить фразы на одном дыхании, а звуки С и З в словах протяжно.

Рассматривание игрушек

Физкультминутка

Беседа «Мои игрушки»

Речевые игры «Кто летит, бежит и едет»

«Красный – белый»

«Кто больше»


Зрительная гимнастика

Игра Вопрос-ответ»

Разучивание и проговаривание чистоговорки.

Октябрь

7 неделя

7 занятие

«Игровое творчество»

Цель: поощрять инициативу и творчество детей при создании образов характерных персонажей, противопоставляя характер движения одного персонажа другому, в соответствии с создаваемым образом.


Шапочки зверей

Элементы костюмов

Фонограмма

«Зайчик и лиса»

«Котик и козлик»

«Красная Шапочка и волк»

Октябрь

8неделя

8 занятие

Театрализованный праздник «В гостях у Мойдодыра»

Цель: продолжать развивать интерес к русскому народному творчеству; формировать необходимый запас эмоций и впечатлений; воспитывать коммуникативные навыки; развивать воображение и личные восприятия окружающего мира; приобщать к мировой культуре; закреплять знания о культурно-гигиенических навыках; совершенствовать и всемирно укреплять здоровье детей, их физическое развитие.

Разучивание стихов

Игры «Чистюли» «Умывалки»

Упражнения для глаз

Игра «Ровным кругом»

Физкультминутка

Игра- соревнование «Кто больше соберет витаминок»

Зрительная гимнастика

Упражнение «Двойной рисунок»


Октябрь

9неделя

9 занятие

«Поймай рифму»

Цель: развивать диалогическую и монологическую речь детей; воспитывать коммуникативные навыки; развивать мимику и пластические способности детей; развивать творческое мышление, воображение, фантазию, развивать чувство ритма.


Чтение стихов, потешек

Разгадывание загадки

Физкультминутка

Игра «один-много»

«Закончи строку»

«Поймай рифму»

«Подбери слова»

Зрительная гимнастика

Игра «расскажи стихи руками»

Дыхательная гимнастика

Игра со звуками

Ноябрь

10 неделя

10 занятие

«Играем в театр»

Цель: побуждать детей коллективно создавать образы персонажей, постоянно ощущая своего партнера, стремясь подыграть ему.


Фонограмма

Необходимые атрибуты

Костюмы

«Карабас – Барабас и Буратино»

«Мальвина и Пьеро»

Ноябрь

11 неделя

11 занятие

«Чистоговорки»

Цель: развивать пантомические навыки и творческое воображение; формировать коммуникативные способности и навыки импровизации; учить детей интонационно и выразительно проговаривать заданные фразы; развивать фантазию и воображение;


Чтение Куликовской «Усядемся на пригорке»

Пантомима «Мухи»

Беседа по тексту

Разгадывание загадок

Физкультминутка

Зрительная гимнастика

Игра «Колобок»

Игра «разговор по телефону» «Нарисуй и скажи»

Рассматривание иллюстрации.

Ноябрь

12 неделя

12 занятие

Драматизация русской народной сказки « Теремок» для малышей.

Цель: продолжать работу по развитию речевых способностей детей; развивать театральные, творческие способности; прививать интерес к народным сказкам; воспитывать чувство взаимопомощи и коллективизма; продолжить обучение чтению стихотворных текстов по ролям.

Выполнение заданий викторины

Чтение «Теремок»

Конкурс «Из какой сказки»

Проговаривание чистоговорок

Зрительная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Разгадывание загадок

Показ представления

Ноябрь

13 неделя

13 занятие

Пересказ сказки «Петух да собака»

Цель: учить пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц; учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака; учить использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения; ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и двигательных в роде; образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных; подбирать слова, сходные по звучании. В заданном ритме.

Разгадывание загадок

Чтение произведения

Игра «Вопрос-ответ»

Зрительная гимнастика

Игра «Из какой сказки»

Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Физкультминутка

Игра «высокий-низкий»

Декабрь

14 неделя

14 занятие

Игра – пантомима

Цель: работать над интонационной выразительности речи и развивать умение четко произносить слова скороговорки; развивать пантомимические навыки, творческое воображение; воспитывать у детей чувство коллективизма, коммуникативные способности.


Проговаривание чистоговорки

Чтение стихотворения В.Суслова «шепот и шорох»

Физкультминутка

Пальчиковая гимнастика

Речевые упражнения совместно с артикуляционной гимнастикой

Игра на фланелеграфе

Зрительная гимнастика

Декабрь

15 неделя

15 занятие

«Кукловождение»

Цель: познакомить детей с приемами кукловождения марионеток.

Коррекционная задача: Тренировка глазодвигательной функции

Куклы – марионетки: лошадка, петушок, кот, мышка.

Фонограмма.

Декабрь

16 неделя

16 занятие

Развлечение со средней группой «Веселые превращения»

Цель: побуждать детей к инсценированию знакомых произведений; развивать мелкую моторику пальцев; развивать интонационную выразительность речи; развивать понтомические навыки.


Ознакомительная беседа

Пальчиковая гимнастика

Упражнения для глаз

Игра «Веселые превращения»

Стих Степанова «Веселые превращения»

Физкультминутка

Зрительная гимнастика

Упражнение «Кто внимательнее»

«Найди место для своей картинки

Декабрь

17 неделя

17 занятие

Составление сюжетного рассказа по картине «Строим дом»

Цель: учить составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета, название картины; воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажа; уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить дифференцировать звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками.


Игра «Вопрос-ответ»

Рассматривание картины

Упражнения для глаз

Игра «Эхо» «Найди точное слово»

Физкультминутка

Игра «Назови одним словом» чтение стих. Серовой «Подскажи словечко»

Зрительная гимнастика

Упражнение «Кто внимательнее»

«Найди место для своей картинки»

Январь

18 неделя

18 занятие

«Кукловождение»

Цель: продолжать знакомить детей с приемами кукловождения марионеток.

Куклы – марионетки: лошадка, петушок, кот, мышка.

Фонограмма.

Январь

19 неделя

19 занятие

Драматизация русской народной сказки « Заяц- хвастун» для 2-ой младшей группы.

Цель: продолжить работу по развитию речевых способностей детей; развивать навык оценки поведения и поступков героев сказки, стремление подражать положительным персонажам; развивать артистизм и другие творческие способности детей.



Чтение сказки

Упражнения для глаз

Разгадывании загадок

Физкультминутка

Составление новых загадок

Зрительная гимнастика

Упражнение «Кто внимательнее»

«Найди место для своей картинки»

Упражнение «Активизация руки»

Игра «Найди звук» «Кто у кого?»

Январь

20 неделя

20 занятие

«Куклы и народный фольклер»

Цель: приобщать детей к русскому народному фольклеру.

Атрибуты

Декорации

Костюмы

Куклы – марионетки

Фонограмма.

Февраль

21 неделя

21 занятие

Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился»

Цель: учить самостоятельно продолжать и завершать рассказ, начатый воспитателем; формировать умение составлять из данного предложения новое путем последовательной замены слов; закреплять представление о слоге и ударении


Рассматривание картины

Разгадывание загадок

Речевые игры «»курочка, цыплята и собака»

«Кому что нужно»

«Узнай по голосу»

Артикуляционная гимнастика

Зрительная гимнастика

физкультминутка

Февраль

22 неделя

22 занятие

Театральные игры

Цель: развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; учить имитировать голоса животных, интонировать; развивать коммуникативные качества детей; поощрять творческую инициативу, умение импровизировать; воспитывать заботливые отношение к животным.

Разминка для пальцев

Игра на имитацию голоса с использованием пальчикового театра

Игра «Оркестр»

Физкультминутка

Зрительная гимнастика

Речевые игры «зайка»

Февраль

23 неделя

23 занятие

Драматизация фрагмента сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» для детей старшей группы.

Цель. Совершенствовать знания о временах года, особенностях природы в разные месяцы. Продолжит работу по развитию речевых способностей детей. Воспитывать доброжелательность, уважение к трудолюбивым людям и негативное отношение к таким качествам, как лень, жадность, грубость; учить выражать благодарность за проявленное внимание, доброе отношение. Учить с помощью мимики, интонации передавать характеры персонажей, их отношение к людям.

Драматизация фрагмента сказки

Игра «Вопрос-ответ»

Упражнения для глаз

Игра «Отвечай быстро»

«Назови признак»

Физкультминутка

Игра «Найди по описанию»

Зрительная гимнастика

Февраль

24 неделя

24 занятие

«Расскажи стихи руками»

Цель: учить детей четко произносить слова чистоговорки с различными интонациями; учить использовать жесты как средство выразительности; развивать творческую инициативу, фантазию.


Проговаривание чистоговорки

Игра «Расскажи стихи руками»

Проговаривание стихов

Зрительная гимнастика

Физкультминутка

Артикуляционная гимнастика

Чтение стихотворений

Игра с движениями «Представьте себе» теневой театр «Петушок и бобовое зернышко»

Март

25неделя

25 занятие

«Кукловождение»

Цель: познакомить детей с приемами вождения кукол с «живой рукой»; развивать интерес к театру с «живой рукой»

Куклы с «живой рукой»: лиса, кот и т.д.

фонограмма

Март

26 неделя

26 зан ятие

Пересказ художественного произведения Л.Толстого «Два товарища»

Цель: познакомить детей с новым литературным жанром – басней, ее особенностями, воспитывать чуткость к образному строению языка басни, понимать значение пословиц о дружбе, связывать значение пословицы с определенной ситуацией; учить пересказывать текст.


Пословицы о дружбе

Чтение произведения «Два товарища»

Упражнения для глаз

Игра «Вопрос-ответ»

«Один-много»

Физкультминутка

Беседа о дружбе

Зрительная гимнастика

Упражнение «Кто внимательнее»

« назови по другому»

«перекрестный шаг сидя

Март

27 неделя

27 занятие

«Поиграем-угадаем» мини – развлечение с родителями.

Цель: привлекать родителей к совместной деятельности; побуждать детей к активному участию в театрализованных играх, вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать воображение, логическое мышление, инициативу; развивать пантомимические навыки; воспитывать коммуникативные качества.

Отгадывание загадок

Чтение стихотворения

Игра «Поиграем-угадаем» проговаривание чистоговорки

Пальчиковая гимнастика

Зрительная гимнастика

Теневой театр «Зимовье зверей»

физкультминутка

Март

28 неделя

28 занятие

«Куклы с «живой рукой»

Цель: продолжать знакомить детей с приемами вождения кукол с «живой рукой»; обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характераразвивать интерес к театру с «живой рукой»

Куклы с «живой рукой»: лиса, кот и т.д.

Работа у зеркала

Фонограмма.

Апрель

29 неделя

29 занятие

Чтение художественных произведений «Доброе слово лечит, а худое калечит» ( по произведениям Мошковской «Я маму свою обидел»; А.Кузнецовой «Поссорились»)

Цель: учить детей эмоционально воспринимать идею, содержание художественных произведений; формировать у детей потребность в доброжелательном отношении к окружающим; воспитывать у детей доброе отношение к близким; уметь справлять свои ошибки; прося прощения, развивать у детей диалогическую речь, активизировать словарь.

Чтение произведения

Ответы детей на вопросы воспитателей

Проговаривание чистоговорки

Зрительная гимнастика

Физкультминутка

Игра «Один-много»

«Игры – диалоги»

пальчиковая гимнастика

игра «Настроение»

«Подбери нужные слова»


Апрель

30 неделя

30 занятие

Чтение «Про пана Трулялинского»

Цель: знакомство со способами словообразования. развивать творческое воображение; на основе начала показать, как можно придумывать конец сказки; учить развивать ход событий, развязку, соблюдать логику развития сюжета, эмоционально передавать переживания действующих лиц.


Чтение произведения

Ответы детей на вопросы воспитателей

Проговаривание новых слов

Разучивание стихотворения

Зрительная гимнастика

Физкультминутка

Игра «Один-много»

«Игры – диалоги»

пальчиковая гимнастика

игра «Настроение»

«Подбери нужные слова»

Апрель

31 неделя

31 занятие

Викторина

Цель: развивать творческое воображение, инициативу, фантазию; совершенствовать пантомимические навыки; формировать коммуникативные навыки; развивать умение эмоционально и выразительно общаться; расширять представления детей о театрализованной деятельности; привлекать родителей к организации игр.


Чтение стихотворения Мошковской «Петрушка»

Игра «Кто сказал»

Игра «Угадай из какой сказки»

«Зеркало»

«Телефон»

Зрительная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Физкультминутка

Артикуляционная гимнастика

Игра «»пантомима»

Апрель

32 неделя

32 занятие

Чтение русской народной сказки « Лисица и журавль» в стихах по ролям

Цель: продолжать работу по развитию речевых способностей детей, воспитывать любовь к литературным произведениям, прививать умение их анализировать и делать выводы о поступках героев; учить читать стихотворные тексты по ролям.


Проговаривание считалочки

Физкультминутка

Театрализованная игра «Веселый старичок-лесовичок»

Игра на имитацию движений

Чтение сказки

Упражнение на развитие артикуляции

Зрительная гимнастика


Апрель

33 неделя

33 занятие

«Путешествие в страну сказок»

Цель: продолжать знакомить с приемами вождения кукол с «живой рукой»; вызывать желание активно участвовать в различных развлечениях; воспитывать любовь и интерес к театральному искусству, литературе.


Костюмы, куклы с «живой рукой», декорации

Предметно-игровая среда

Май

34 неделя

34 занятие

Чтение русской народной сказки « Лисица и журавль» в стихах по ролям

Цель: продолжать работу по развитию речевых способностей детей, воспитывать любовь к литературным произведениям, прививать умение их анализировать и делать выводы о поступках героев; учить читать стихотворные тексты по ролям.



Чтение стихотворения

Игра «Рифмовка»

Игра «Расскажи стихи руками»

Разыгрывание стихотворения руками «Киса» физкультминутка

Зрительная гимнастика

Май

35 неделя

35 занятие

Игра-занятие

"С чего начинается театр” для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Познакомить детей с правилами поведения в театре. Вызвать положительно-эмоциональные переживания связанные с посещением театра. Разнообразить мир духовных интересов детей. Показать детям возможные варианты культурных поступков. Побуждать к доброжелательным отношениям, к правильному осознанию своего поведения и поведения других.

Чтение произведения о театре

Беседа «Театр

Зрительная гимнастика

Физкультминутка

Игра «Один-много»

«Игры – диалоги»

пальчиковая гимнастика

игра «Настроение»

«Подбери нужные слова»


Май

36 неделя

36 занятие

Игровые занятия с элементами театрализации

«Ежи»

Цель: формировать умение управлять куклой- би-ба-бо; учить имитировать движения, характерные для ежа; воспитывать умение играть рядом друг с другом, взаимодействовать друг с другом.


Чтение стихотворения

Игра «Рифмовка»

Игра-пантомима «Ежи»

Игра «Расскажи стихи руками»

Разыгрывание стихотворения руками «Киса» физкультминутка

Зрительная гимнастика

Игра « Ежики курносые»

Май

37 неделя

37 занятие

Итоговое занятие (педагогическая диагностика)

Викторина

Цель: выявить умение у родителей и детей к совместным театрализованным играм; выявить развитие у детей пантомимических навыков, воображения, логического мышления, инициативы; выявить доброжелательные отношения детей друг к другу, партнерские качества.


Чтение стихотворения Шарди «Игра»

Игра «Рифмовка»

Игра-пантомима «Нос, умойся!»

Игра «Расскажи стихи руками»

Разыгрывание стихотворения руками Жукова «Киса» физкультминутка

Зрительная гимнастика

Игра «Иван-царевич»



  1. Организационно-педагогические условия


7.1 Учебный план

Наименование программы

Количество в неделю

занятий/часов

Количество занятий в месяц/часов

Количество в год

занятий

«Алые паруса»

Художественно – эстетической направленности

1/30

4/120

36






    1. Расписание занятий


Наименование программы

День недели

Время проведения

«Алые паруса»

Художественно – эстетической направленности

Вторник

15.40 – 16.10


7.3 Календарный учебный график

Темы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Рассказывание

1

1




1




Пересказ



1




1



Составление рассказа




1


1




Чтение худ.литературы








3

1

Развитие творческих способностей

3

4

3

3

3

2

3

2

3


    1. Программно - методическое обеспечение

п/п

Наименование программы

Программное обеспечение

«Алые паруса»

Художественно – эстетической направленности

Методическое пособие «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет» под редакцией О.С. Ушаковой М.: ТЦ Сфера, 2010г.


Принципы для успешной реализации программы:

 систематичности и последовательности, прочности усвоения знаний,

 наглядности, доступности, связи теории и практики, активности и стимулирования

7.5 Материально-техническое обеспечение

Для эффективной реализации Программы создана развивающая предметно-пространственная среда.

Программа реализуется в музыкальном зале МАДОУ города Нижневартовска ДС №17 "Ладушки", расположенного на втором этаже здания. Музыкальный зал оснащен современным музыкальным оборудованием (музыкальный центр, караоке, микрофоны, магнитофон, ноутбук и др.), музыкальные инструменты, проектор, экран. Музыкальный зал оснащен зеркалами.

Материально-техническое обеспечение:

-Техническое оснащение для деятельности в группе (мультимедийный проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр).

- Библиотека детской и познавательной литературы.

- Коллекция детских мультимедийных презентаций.

Учебно-методическое обеспечение:

- Портреты писателей.

-Литературный материал.

- Картотека дидактических, творческих, развивающих и подвижных игр, игр-драматизаций и материалов.

-Театр (настольный, пальчиковый, бибабо, кукольный, и т.д.)

- Костюмы театральные.


8. Педагогическая диагностика

Воспитатель ___________________________________________________ Дата ______________________

Фамилия, имя ребенка

Уровень художественно-эстетического развития.

Художественная литература

Итоговый уровень

Понимание темы и структуры текста, умение определять название текста

Последовательность передачи структурных частей текста, полноту понимания всего текста

Умеет анализировать произведения,; действия, поступки персонажей.

Речь эмоциональна, насыщена.

Умеет читать выразительно наизусть стихи

Знает сказки, умеет их пересказывать эмоционально, последовательно


Знает разнообразные жанры русского народного творчества

Умение сочинять сказку

















Количество обследованных детей: актуальный уровень____, ____% средний уровень_____, _____% низкий уровень_____,____%


Критерии оценки усвоения программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Алые паруса»


Высокий

Средний

Низкий

Умеет:

  • слушать и слышать художественный текст;

  • эмоционально, активно реагировать на содержание литературных произведений, сопереживать, сочувствовать литературным героям;

  • слушать чтение, рассказ воспитателя вместе с группой сверстников;

  • выполнять игровые действия, соответствующие содержанию текста;

  • отвечать на элементарные актуальные вопросы по содержанию текста и иллюстрации (Кого видишь? Где облака? Что делает мама? Какой мальчик? и пр.);

  • запоминать отдельные слова, выражения из текста;

  • выражать свое отношение к прочитанному, услышанному;

  • узнавать и называть некоторые литературные жанры, авторов произведений;

  • самостоятельно подбирать рифму, сочинять стихи;

  • самостоятельно придумывать новые сказки, рассказы;

  • выразительно, эмоционально читать стихи.


Умеет

  • слушать и слышать художественный текст;

  • эмоционально, активно реагировать на содержание литературных произведений, сопереживать, сочувствовать литературным героям;

  • слушать чтение, рассказ воспитателя вместе с группой сверстников;

  • запоминать отдельные слова, выражения из текста;

  • выражать свое отношение к прочитанному, услышанному;

  • Выполняет с незначительной помощью воспитателя:

  • игровые действия, соответствующие содержанию текста;

  • отвечать на элементарные актуальные вопросы по содержанию текста и иллюстрации (Кого видишь? Где облака? Что делает мама? Какой мальчик? и пр.);

  • узнает и называет некоторые литературные жанры, авторов произведений;

  • подбирать рифму, сочинять стихи;

  • придумывать новые сказки, рассказы;

  • выразительно, эмоционально читать стихи.


Умеет

  • слушать и слышать художественный текст;

  • эмоционально, активно реагировать на содержание литературных произведений, сопереживать, сочувствовать литературным героям;

  • слушать чтение, рассказ воспитателя вместе с группой сверстников;


Выполняет только с помощью воспитателя:

  • игровые действия, соответствующие содержанию текста;

  • отвечать на элементарные актуальные вопросы по содержанию текста и иллюстрации (Кого видишь? Где облака? Что делает мама? Какой мальчик? и пр.);

  • узнает и называет некоторые литературные жанры, авторов произведений;

  • придумывать новые сказки, рассказы;

  • выразительно, эмоционально читать стихи.




Распределение баллов по степени соответствия достижения ребенком планируемых результатов определенному уровню




Высокий уровень (от 13 до 15 баллов) – адекватно реагирует на эмоциональные состояния других людей, замечает нюансы переживаний, стремится радовать других, быть полезным. Ребенок с интересом слушает литературное произведение; правильно

отвечает на вопросы по содержанию; адекватно реагирует на события, описанные в тексте; различает эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную (добрый/злой, хороший/плохой) оценку персонажей и мотивирует её. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов; объясняет мотивы поступков героев. Охотно участвует в драматизациях небольших по объему литературных произведений. Адекватно, ярко, реагирует на мир природы, музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства, рассказывает о своих эмоциональных переживаниях, творчески используя речевые и неречевые средства выразительности.


Средний уровень (от 9 до 12 баллов) – реагирует на эмоциональное состояние других людей, но недостаточно точно различает эти состояния, затрудняется в их точном речевом отражении. Ребенок охотно откликается на предложение слушать чтение, но отвлекается при слушании. Эмоционально реагирует на события, описанные в тексте; но может проявлять неадекватные ситуации переживания (например, смеется, когда персонаж попадает в трудную ситуацию); затрудняется дать эмоциональную и моральную оценку персонажам; испытывает затруднения при воспроизведении литературных текстов. С помощью взрослого участвует в драматизациях небольших сказок, стихотворений. Мир природы, музыкальные, изобразительные произведения вызывают некоторые эмоции, но эмоциональное реагирование неглубокое, кратко «оречевляет» свои эмоциональные переживания.

Низкий уровень (ниже 8 баллов) - не понимает эмоциональных состояний других людей, отзывается лишь на те из них, которые актуальны в данный момент для самого ребенка. Интерес к слушанию чтения книг выражен слабо. Эмоционально не откликается на содержание текста, не понимает эмоций персонажей, не может дать им эмоциональную оценку. Отказывается от участия в драматизациях знакомых произведений. Явно не откликается на образы природы, музыкальные и изобразительные произведения; «не оречевляет» свои переживания.



  1. Бизикова О.А. Теория и методика развития речи дошкольников в определениях, таблицах и схемах. Учебное пособие для студентов/ - Екатеринбург: издатель Калинина Г.П. 2009г.

  2. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М. Школьная Пресса, 2004г.

  3. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет / под ред. О.С. Ушаковой М.: ТЦ Сфера, 2010г.

  4. Селеверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: ВЛАДОС, 1994г.

  5. Сказки, сказания, былины, предания. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997г.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Петлина Юлия Николавна, Гольцова Елена Николаевна

Дата: 22.12.2016

Номер свидетельства: 372454


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства