Программа по внеурочной деятельности «Искусство слова»
Программа по внеурочной деятельности «Искусство слова»
Программа данного курса представляет систему обучения родному языку по развитию связной речи для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Программа «Искусство слова» реализована в рамках внеурочной деятельности в соответствии с образовательным планом и рассчитана на возраст с 7 до 11 лет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности «Искусство слова»»
1.Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности »Искусство слова» имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского Л.Д.Мали, О.С.Арямовой, С.А.Климовой, Н.С. Песковой и рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для учащихся 1-4 классов. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
1.1Информация о возрастной группе учащихся, на которых строится данная программа курса.
Программа данного курса представляет систему обучения родному языку по развитию связной речидля учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Программа «Искусство слова» реализована в рамках внеурочной деятельности в соответствии с образовательным планом и рассчитана на возраст с 7 до 11 лет.
1.2 Цели и задачи, принципы программы.
Кружок « Искусство слова» направлен на достижение следующих целей:
-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;
- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
- повышать уровень языкового развития школьников,
- воспитывать познавательный интерес к родному языку,
- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
1.3 Технологии, методы, формы, средства организации внеурочной деятельности и режим занятий.
При реализации программы используются элементы технологий:
-личностно-ориетированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;
-развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития детей;
-учебно-игровой деятельности;
-дифференцированного обучения;
-здоровьесберегающих технологий
-проблемно-диалогического обучения.
- технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Методы организации внеурочной деятельности
игра (деловая, ролевая, познавательная)
беседа
метод проектов
беседа
экскурсия
решение ситуационных задач
викторина
конкурс
Формой занятий по развитию речи учащихся могут быть:
Самостоятельные работы (2 за год).
Наблюдение.
Презентации проектных работ, КВН.
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного человека. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к родному языку.
В данной программе использованы различные технологии обучения: ролевая игра, частично поисковый метод.
1.4 Актуальность, новизна программы.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования. Отличительными особенностями являются:
Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
При планировании содержания занятий прописаны виды развивающей деятельности учащихся по каждой теме.
Отбор содержания программы имеет культурологическую направленность: использование произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, скороговорок; использование произведений лучших авторов детского чтения, формирование культуры общения.
Занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся.
Занятия выстроены занимательно, имеют поисково-творческий характер.
1.5 Сведения о распределение часов по годам обучения.
Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 60 минут (в 1 классе 33 занятия в год), по 60 минут в 2-4 классах (по 35 занятий в год). Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
2. Планируемые результаты.
2.1 К окончанию курса « Искусство слова» учащиеся должны знать:
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
- типы текстов;
уметь:
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
2.2 Личностные и метапредметные результаты.
При изучении кружка формируются следующие универсальные учебные действия:
коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
личностные:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
2.3 Способы оценки достижения учащимися планируемых результатов.
Умение регулировать громкость и высоту голоса, знание скороговорок, умение коллективно разместить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения расставить паузы, выделять логически ударные слова и сочетания слов, продумывать мелодику речи, умение работать с различными словарями, писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдению, сочинение загадок; умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
3. Содержание тем курса внеурочной деятельности.
Речь. Техника и выразительность речи.
Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.
Слово.
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря.
Знакомство, с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Текст.
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания..
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видо-временная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
3. Содержание тем курса «Искусство слова» внеурочной деятельности. 1 класс
№
Название раздела. Тема занятия
Формы организации внеурочной деятельности
1
Речь в жизни человека. Знакомство с учебной тетрадью.
Беседа, диалог
2
Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения.
Разыгрывание этикетных диалогов
3
Вывески, их информационная роль.
Рассказ, беседа
4
Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает. Удивляемся, радуемся, огорчаемся.
Игра, диалог
5
Давайте договоримся
Беседа, диалог
6
Говорим – слушаем, читаем – пишем.
Инсценировка, игры, проблемные вопросы
7
Устная речь. Громко–тихо. Быстро–медленно. Узнай по голосу.
Беседа, диалог
8
Правила разговора по телефону.
Игра, диалог
9
Несловесные средства устного общения: мимика и жесты.
Рассказ, упражнение
10
Прощаемся в разных ситуациях общения.
Игра, диалог
11
Правила вежливого поведения во время разговора.
Игра, диалог
12
Благодарим за подарок, услугу.
Игра, диалог
13
Повторение и обобщение.
Беседа, диалог
14
Текст – что это такое? О ком? О чём? (Тема текста). Заголовок. Разные заголовки.
Беседа, диалог
15
Извинение.
Игра, диалог
16
Очень важные слова.
Беседа, диалог
17
Знакомые незнакомцы.
Инсценировка, игры
18
Ключ к тексту (основная мысль текста).
Объяснение, упражнение
19
Оформление текста на письме. Знаки в тексте. Абзацы.
Объяснение, упражнение
20
Как построен текст.
Рассказ, наблюдение
21
Обращение.
Беседа, диалог
22
Повторение и обобщение.
Игра, диалог
4. Тематическое планирование курса «Искусство слова» для 1 класса.
№п/п
Тема занятия
Количество часов
Календарные сроки
по плану
фактич.
по плану
фактич.
1.
Речь в жизни человека. Знакомство с учебной тетрадью.
1
05.09.
2.
Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения.