Конспект урока Васильева Лариса Минтагировна, учитель начальных классов МБОУ г. Иркутск «СОШ № 9»
Урок в 1 классе по окружающему миру на тему:
«Снежные загадки»
Цель : создать условия для расширения представлений о сезонных изменениях в природе
Планируемые результаты:
Личностные: отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использовать знаковые и графические модели, обнаружение особой роли органов чувств для человека.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли: слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в малых группах, формулировать собственное мнение и позицию.
Планируемые предметные результаты: иметь представление о разном состоянии воды
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в малых группах.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира "Снежные загадки"»
Конспект урока Васильева Лариса Минтагировна, учитель начальных классов МБОУ г. Иркутск «СОШ № 9»
Урок в 1 классе по окружающему миру на тему:
«Снежные загадки»
Цель : создать условия для расширения представлений о сезонных изменениях в природе
Планируемые результаты:
Личностные: отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использовать знаковые и графические модели, обнаружение особой роли органов чувств для человека.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли: слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в малых группах, формулировать собственное мнение и позицию.
Планируемые предметные результаты: иметь представление о разном состоянии воды
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в малых группах.
Какие изменения должны произойти в природе зимой?(Стало холодно, морозно, выпал снег, водоёмы покрыты льдом)слайд
Послушайте внимательно стихотворение, после чтения расскажите, о чём оно:
Туча по небу гуляла и случайно задремала.
Ветры буйные на воле увидали: туча спит,
Как перину, распороли –
И оттуда пух летит…
Пух летит, в глазах рябит,
А поймаешь – холодит.
Что это за пух? (Это снежинки)слайд
3. Постановка учебной задачи
У ч и т е л ь. Ребята, вспомните, как на прогулке вы рассматривали снежинки. Опишите их. Какие снежинки встречаются в природе?
Может ли кто-то из вас ответить на вопрос, где рождаются снежинки? Как вы думаете, на какой вопрос нам предстоит сегодня ответить?
У ч е н и к. Тема урока: «Где и как рождаются снежинки».слайд
У ч и т е л ь. Какую цель поставим на уроке?
У ч е н и к. Узнать, где рождаются снежинки.
4. Открытие нового знания
Обращается внимание на стаканчики со снегом, которые стоят на столе.
На уроке будет проведён опыт. Снег взят у школьного крыльца, с пришкольного участка и у дороги.
Как вы думаете, для чего мы будем проводить опыт? (Поиск ответа на вопрос, чист ли белый снег?)
У ч и т е л ь. Ребята, давайте поиграем в «Угадай-ку!».
Скатерть бела весь свет одела. (Снег.)
Что за звездочки сквозные на пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке.(Снежинки.)
Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (Лед.)
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней.)слайд
У ч и т е л ь. Что же такое снег? (Ответы детей.)
И снег, и иней, и лед – все это различные состояния воды.
У ч и т е л ь. Откройте учебник на с. 34-35. Рассмотрите центральный рисунок.
Снежная ли зима в этом году в поселке Мирном?
Что делают Маша и собака Жучка?
Как вы думаете, зачем Маша сняла варежку?
Чему так радуется собака Жучка?
Что собирается делать Маша?
Почему так весело Мише? (Ответы детей.)
Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на падающий снег? Когда идете по первому чистому снегу?
Когда снежинки падают на лицо?
Почему зимой выпадают осадки в виде снега?
У ч е н и к. Холодно.
У ч и т е л ь. Снег – что это такое?
У ч е н и к. Замёрзшая вода.
5. Практическая работа в группах
Давайте проверим, растаял ли снег и попробуем определить, в каком стакане снег взят у дороги, в каком – у крыльца школы, а в каком – на участке.
Какого цвета были снежки?
Что с ними произошло?
Какого цвета вода?
Как вы думаете, она чистая?
У ч и т е л ь. Что происходит со снежинкой, если поймать ее на ладонь? Удавалось ли вам когда-нибудь рассмотреть снежинку? Рассмотрите форму снежинок на с. 34. Есть ли среди них одинаковые?
У ч и т е л ь. Ученым удалось выявить девять основных форм снежных кристаллов. Каждой снежинке дали свое имя: слайд
Запонка
Столбик
Ёж
Игла
Звезда
У ч и т е л ь. Как вы думаете, от чего зависит форма снежинок? (Предположения детей.)
Японский профессор Накайя всю свою жизнь посвятил изучению тайн снежинок. Ему удалось выяснить, что форма снежинок зависит от температуры воздуха. Оказалось, что самые красивые снежные кристаллы – «звезды» – появляются только при небольшом морозе .
6. Ф и з м и н у т к а
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
7.
У ч и т е л ь. Как вы думаете, где рождаются снежинки?(Высоко-высоко над землей в облаках.)
Как образуются снежинки?
Вам необходимо прослушать текст, а потом рассказать, что нового вы узнали.
«Как рождаются снежинки»
(Окружающий мир.Хрестоматия с. 24).
У ч и т е л ь. Что нового вы узнали из рассказа?
(Дети рассказывают, как образуются снежинки)
У ч и т е л ь. Ребята, а можно ли сказать, что снежинка – очень красивое изделие?
У ч е н и к. Сказать так нельзя, изделия – это предметы, сделанные человеком, а снежинка – объект природы.
У ч и т е л ь. Пробеги по дорожке в ясный морозный день. Слышишь, как снег скрипит под ногами? Как ты думаешь, почему?
Хорошо читающие дети читают текст «Почему снег скрипит под ногами» (Окружающий мир.Хрестоматия с. 24).
Группа находит ответ на поставленный вопрос.
У ч е н и к. Это ломаются у тебя под ногами маленькие лучики холодных звёздочек. А так как ломается их сразу очень много – вот мы и слышим треск.
.
8.Творческая работа.
А сейчас мы с вами будем вырезать снежинки. Давайте разделимся на группы, если кто умеет покажет тем кто не умеет. Мы с вами вырежем по две снежинки. А пока вы будете вырезать я включу вам музыку замечательного русского композитора П.И.Чайковского «Вальс снежинок» из балета «Щелкунчик».
У ч и т е л ь.
9. Рефлексия.
У ч и т е л ь. Какую ставили учебную цель?
Удалось её решить?
Каким способом? (Ответы детей.)слайд
Зимой происходит очень много интересных и завораживающих явлений. Наверное, со мной многие согласятся, что самое прекрасное, волшебное явление – снегопад. Поднимите руки те, кто любит рассматривать снежинки. Сегодня мы своими руками вырезали снежинку. Посмотрите, у каждого на парте снежинка. (знак)Возьмите их в руки, они помогут нам оценить работу на уроке. Если вы считаете, что хорошо поработали и у вас хорошее настроение, то ваша снежинка лёгкая и летит высоко над землёй. Если вы не очень довольны собой, то ваша снежинка тяжелая и летит она близко к земле.
Какой праздник у нас скоро наступит? И у нас в классе есть ёлочка, давайте украсим ее. Встаньте с места и прикрепите свою снежинку на ёлочку.
Большинство ребят считают, что они хорошо поработали, я тоже считаю и хочу всех поблагодарить за урок.
Иногда зрение человека подводит, такого исследования недостаточно, чтобы сделать выводы.
– Кто догадался, какой эксперимент нам надо провести?
(Профильтровать воду в стаканах через слой ткани)
Поэтапно ведется работа (см. презентацию “Откуда в снежках грязь?”) (Приложение 2)
Перед вами 3 образца, посмотрите, расправьте ткань, изучите, попробуйте сделать выводы.
Каждая группа делает выводы.
Вывод.
В результате проведенных опытов и наблюдений, мы подтвердили первоначальную гипотезу, согласно которой
снег и лед – это замерзшая вода.
В ходе исследования мы узнали для себя много нового и полезного, учились делать выводы.
– Какой самый главный вывод можно сделать?
1. Да, мы с вами измеряли температуру снега, какова она была? (0)
Следовательно, снег холодный, можно заболеть.
Не сосите, сорванцы, Ледяные леденцы! Сам глотаю я пилюльки, потому что ел…(сосульки)
Снег нельзя пробовать, в нем много вредных веществ? (примесь бензина, сажа из труб, от этого может заболеть живот, можно простудиться, заболеть ангиной, ОРЗ)
Физкультминутка
4. Творческая работа.
Продолжение презентации “Правила поведения зимой”, дети читают и комментируют слайды самостоятельно, вслух (по желанию) (Приложение 2)
Нам необходимо создать памятки для ребят нашей школы, чтобы они не ели снег и сосульки, зная об их вреде для здоровья. (Устные зарисовки)
5. Итог занятия: (с помощью касания волшебной палочки)
Оцените свою работу, продолжите предложения:
– Сегодня на занятии я удивился, тому что………
– Сегодня на уроке я узнал о том, что…….
– Дома маме и папе расскажу о красоте…….
– Мне было очень….
– Мне понравилось (не понравилось) работать в группах, т. к. …..
– Теперь мы знаем точно правила поведения на улице зимой, а именно…………… (подумайте группой и вместе ответьте).
Оценка деятельности обучающихся (словесная) + картинки-снежинки разной величины (в зависимости от активности и качества работы обучающихся).