Тема: Звери и птицы в зимнем лесу.
Тип урока: изучение новых знаний.
Цель: способствовать формированию знаний учащихся об условиях жизни диких животных зимой, о связях живой и неживой природы
Задачи:
- формировать четкое представление о том, как зимуют дикие звери;
- показать связь их жизни с состоянием растений и живой природы зимой;
- развивать умение логически верно выражать свои мысли, делать сообщения в классе, отбирать нужный материал по теме;
- воспитывать любовь к природе, животным, обитающим в лесах.
Оборудование: компьютерная презентация; проектор; экран; учебник - Ивченкова Г.Г. «Окружающий мир», 2 класс, 1 часть; карточки для выполнения заданий; квадраты жёлтого, синего, красного и зелёного цветов.
Примечание: при просмотре слайда №30 в презентации выключить звук, так как комментарий к видеофильму сделан на иностранном языке. Видеофильм находился в свободном доступе на сервисе YouTube.
- Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся с вами в гости. К кому? Для этого вам предстоит отгадать загадку.
- Актуализация знаний учащихся. Повторение изученного.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -
Всё покрылось серебром.
- Зима.
- Верно, мы отправимся в гости к зиме, в её царство – зимний лес. Но для начала вспомните зимние месяцы.
- Декабрь, январь и февраль.
- Каждый месяц зимы мы узнаём по своим приметам.
Организация работы по группам.
- Каждая группа сейчас получит задание. Вам надо будет заполнить пропущенные фразы в тексте, таким образом восстановить признаки начала, середины и конца зимы.
Ответы учащихся.
Вывод.
- Солнце занимает самое низкое положение на небосклоне.
- Устанавливаются короткие дни и длинные ночи.
- Приходят морозы.
- Замерзают почва и водоёмы.
- Земля покрывается снежным покровом.
- Дома вы готовили рассказ о том, как зимуют растения. Опираясь на картинки, расскажите, как зимуют лиственные и хвойные деревья.
Ответы учащихся.
- А что интересного вы узнали про такие растения как брусника, земляника и клюква?
Ответы учащихся.
- Сообщение темы урока.
- Посмотрите на схему. О чём мы с вами уже вспомнили и рассказали?
- Про неживую природу и растения.
- Какое слово должно быть написано на месте вопросительного знака?
- Слово «животные».
- Верно. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
- Жизнь животных зимой.
- Работа по теме урока.
- Сегодня на уроке мы узнаем, как зимуют насекомые, птицы, рыбы, звери.
- Предлагаю посмотреть ролик о жизни птиц зимой.
Просмотр ролика «Птицы зимой»
Работа в парах.
- Обсудите вопросы.
Ответы учащихся.
- Птицам зимой страшнее голод. От холода их спасает оперение. Корм им трудно достать из-под снега.
Вывод.
- Зимой необходимо подкармливать птиц, делать кормушки.
Физминутка.
Работа по учебнику (с.71-73).
Индивидуальная работа.
- Сейчас каждый из вас получит карточку с названием животного. Вам нужно найти сведения об этом животном в учебнике, прочитать и запомнить. Затем рассказать классу, как зимует животное, о котором вы прочитали.
Рассказы детей о насекомых и рыбах
Вывод.
- Зимой в жизни насекомых, рыб наступает затишье.
Рассказы детей о зверях – лисе и волке
Вывод.
- Многие звери продолжают вести активный образ жизни.
- Про активный образ жизни лисы придумали выражение «Лиса мышкует»? Что оно означает?
(Мышковать — охотиться за мышами).
- Давайте посмотрим, так ли это?
Просмотр ролика «Лиса мышкует»
- С лисой связано ещё одно выражение – «Лиса настрочила». Посмотрите на картину и обсудите в паре, что оно означает.
(Настрочить - оставить следы в виде частых строчек, черточек.)
Работа в паре.
- Продолжаем слушать рассказы о жизни зверей.
Рассказы детей о зверях – белке и мышах.
Вывод.
- Белки и мыши используют запасы или достают корм из-под снега.
Рассказы детей о зверях – ежи, суслики, бурундуки, хомяки.
Вывод.
- Ежи, суслики, бурундуки, хомяки проводят зиму в глубокой спячке
Рассказы детей о зверях – медведи, барсуки, еноты.
Вывод.
- Бурые медведи, барсуки, еноты проводят зиму в состоянии сна.
5. Закрепление.
- А теперь давайте сделаем общий вывод – как зимуют дикие животные.
Составление рассказа по схеме.
- В заключение урока, давайте проверим нашу память и попробуем распределить животных по группам.
Индивидуальные ответы детей на слайды.
6. Самооценка. Рефлексия
- У вас на столах лежат цветные квадратики, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие квадратики и поднимают их)
- Кто для себя сделал открытие? (Синий)
- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красный)
- Кому на уроке было интересно? (Зелёный)
- Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый)
7. Домашнее задание.
- Домашнее задание вы можете выбрать по своему желанию и записать в дневник.
- Вы молодцы! Спасибо за урок.