kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по предмету "Окружающий мир" на тему "Весна: пробуждение природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Автор: Трухина Галина Фёдоровна,
учитель начальных классов
МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 24»
Киселевского городского округа
Кемеровской области.
Предлагаю вам конспект открытого урока окружающего мира
в 1 классе по программе «Школа 2100», проведённого в 2014 году.
Тема: «Весна: пробуждение природы».
Цель: показать пробуждение природы и научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении.
Задачи: 1. Познакомить с весенними явлениями.
2. Дать первичные понятия об изменениях в жизни растений, животных, человека весной.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему нас миру.
Демонстрационный материал: иллюстрации на тему «Весна», репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели».
Аудиоматериал: П.И. Чайковский. «Времена года. Зима. Февраль», фонограмма «Голоса птиц»
Раздаточный материал: карточки со словами – названиями месяцев, карточки с рисунками цветов – первоцветов и летних луговых цветов.
Методические приёмы: беседа – диалог, рассматривание иллюстраций и работа по ним, работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа физминутка «Прогулка по весеннему лугу», продуктивная деятельность детей, анализ и самооценка работы, подведение итогов.


Ход урока

1. Орг. момент: Здравствуйте. Урок окружающего мира.
2. Актуализация знаний и постановка проблемы:
(СЛАЙД №1, 2
С музыкальным сопровождением
«Приход весны»)
Мы начали урок с музыкального фрагмента П. И. Чайковского «Февраль». Композитор сочинил музыку, посвящённую каждому месяцу года, и назвал «Времена года».
-К какому времени года относится февраль?
-Давайте вспомним, какие вопросы мы обсуждали, говоря о зиме.
-Какое время года наступает после зимы? (2)
- Что же происходит весной? Вслушайтесь в звуки музыки Чайковского. (Звучит музыка)
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? /о весне/
- Давайте составим план сегодняшнего урока.                       
                                                 План
1.Изменение жизни растений с наступлением весны.
2. Изменение жизни животных с наступлением весны.
(СЛАЙД №3
«План»)

- Что мы сейчас делали? А с какой целью?
3. Совместное открытие новых знаний:

- Верно. Давайте уточним название темы.
- Почему весна – пробуждение? /Становится теплее, птицы возвращаются с юга, на деревьях набухают почки, всё кругом тает, капает с крыш и т.д./ (Гипотезы – на доске, на карточках)


- Дети, предлагаю послушать стихотворение Яна Коласа «Навстречу весне». Какие дополнительные признаки весны в нём перечисляются?
Уходи, мороз косматый!
Слышишь, старый или нет?
И над садом, и над хатой
Голубой весенний свет.
Солнце ласково смеётся,
Светит ярче, горячей.
И с пригорка звонко льётся
Разговорчивый ручей.
Он лучистый, серебристый,
Он сверкает и дрожит,
А другой такой же чистый
Рядом весело бежит.
Ты не слышишь, дед сердитый,
Как в заоблачной дали,
Над землёй, дождём умытой,
Закричали журавли?
А зима сдала, осела –
Хватит ей озорничать!
Выходи, ребята, смело
Песни петь и май встречать!

- Весенний свет, солнце ярче, солнце горячей, ручей льётся; земля, умытая дождём; закричали журавли, зима осела, снег тает.
4. Работах в парах по карточкам (эталон – на доске):
- А как вы думаете, весна приходит мгновенно?
- Сколько месяцев длится весна? Расположите месяцы в правильном порядке, пронумеровав их.
- Оцените свою работу в карточке личных достижений.

- Ребята, а вы сможете назвать весенние месяцы по их признакам?
Загадка:
Дует тёплый южный ветер,
Снег чернеет, мякнет, тает.
Грач горластый прилетает,
Что за месяц? Кто узнает? /Март/

- Какие признаки марта услышали? / тёплый южный ветер;
снег чернеет, тает; грач прилетает/

Слайд «Грачи прилетели»

- Какое время года здесь изображено? А как вы догадались?  Какой период весны наступает? /весна света/
 Назовите эти признаки?

- Знаете ли вы, что это за птицы? /грачи/
 - Ведь грачи являются первыми вестниками весны, они открывают весну.
- Как называются птицы, которые возвращаются к нам весной? /перелётные
Почему они улетали?
- Почему возвращаются весной?
Картина так и называется «Грачи прилетели».

- МАРТ – первый месяц весны. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днём всё дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. С крыш капает, потихоньку природа начинает просыпаться от зимнего сна. В старину в народе март называли протальник.

- Почему протальник? /Весна воюет с зимой, отвоёвывая всё новые и новые проталины, это первая, ранняя весна/

- А ещё с мартом связано много народных примет.
- Почему приметы называются народными? (Люди долгое время наблюдали за явлениями природы и сделали выводы)
-  Давайте послушаем, какие приметы нашли ребята.
- Какая из примет запомнилась?

- Вам хочется узнать, как приходит в лес весна? Послушайте стихотворение

Весна света (под фонограмму «Голоса птиц»)
Как приходит в лес весна?
Тихо, понемногу,
Шапку снежную сосна
Скинет на дорогу…
В полдень так снега горят,
Будто в поле чистом
Вместо снега – звездопад,
Золотые искры!..
Дятлы тишину дробят
На лесной опушке,
Появились у ребят
На носах веснушки;
 Там и сям синичий звон
И сосулек капли.
Про весны приход ворон
Спрашивают: «Так ли? Так ли? Так ли?»
5. Проверка восприятия

- Как же приходит в лес весна? / Не мгновенно, а постепенно. /

Физминутка
Фонограмма песни «Капель»

Загадка:
Яростно река ревёт
 И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? /Апрель/

-Какие признаки в загадке подсказали название месяца? /река ревёт, река ломает лёд, медведь проснулся, жаворонок поёт/
Вывод:
- АПРЕЛЬ – месяц последнего снега. Про апрель говорят, что он водою славен, проворные ручьи клокочут, сбегая в лощины и овраги. Кругом появляются лужи и первая молодая травка. В старину в народе апрель называли снегогон.

Весна света (под фонограмму «Голоса птиц»)
Как приходит в лес весна?
Тихо, понемногу,
Шапку снежную сосна
Скинет на дорогу…
В полдень так снега горят,
Будто в поле чистом
Вместо снега – звездопад,
Золотые искры!..
Дятлы тишину дробят
На лесной опушке,
Появились у ребят
На носах веснушки;
 Там и сям синичий звон
И сосулек капли.
Про весны приход ворон
Спрашивают: «Так ли? Так ли? Так ли?»
6. Работа с учебником, с.39
(СЛАЙД №8)

- Что нарисовано на первой картинке?
- Какое это время года?
- Почему в лесу видны проталины?
- Почему тает снег?
- Что изображено на второй картинке?
- Что происходит со льдом на реке?
- Как называют движение льда по реке?
- Почему начинается ледоход?

Загадка
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят,
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? /Май/

- Какие признаки мая вы услышали? / зеленеют поля,
начинает петь соловей, цветёт сад, пчёлы летят, гром грохочет/

- МАЙ – месяц зелени. Лес в мае словно рождается заново. Всё в нём такое молодое, лёгкое. Обряжаются березняки, ткут пёстрые узоры цветы на полянах, а по оврагам черёмуха развешивает нежные облака. В старину в народе май называли травень.

- Скажите, а что повлияло на эти изменения? /потепление/.
Вывод:
- А сейчас обратите внимание на эти цветы. Почему их называют первоцветами? /они первые появляются и цветут/
- В апреле парад цветов открывает мать-и-мачеха.  Следом за ней пестреют цветы медуницы, затем появляется первый подснежник, радуя людей своей красотой.
- Ребята, многие цветы взяты под охрану. Как вы думаете, почему это происходит?

- А вы когда–нибудь ходили по цветущему лугу? Приятно? Давайте встанем и прогуляемся.
7. Физминутка «На лугу»
1,2,3,4,5 – вышли дети погулять, остановились на лугу, дальше я не побегу: лютики, ромашки, жёлтенькие кашки мы не станем их срывать, будем только рисовать!

8. Игра / См.: Р.т., с.51

- Мы с вами говорили о весенних признаках.
- А теперь попробуем выделить признаки в нужном порядке (ярче солнце светит, дни стали длиннее, появились ручьи и лужи, появление листьев на деревьях) /сам-но по карточкам + взаимопроверка
 - Почему прилетают птицы? Почему тает снег? Почему распускаются листочки? Почему тепло?
- По каким признакам люди узнают весну? /таяние снега, ледоход на реке, цветение первоцветов, прилёт птиц из тёплых стран, появление насекомых и т.д./
- Какова главная причина весенних явлений? (потепление)

9. Вывод: весной становится тепло, ярче светит солнце.

10. Групповая самостоятельная работа
(в четвёрках):
Разложите карточки – признаки по порядку происходящих изменений в природе

11. Индивидуальная работа.
Отметьте в карточках верные варианты ответов:
-стало холоднее;
- стало теплее;
- река замерзает;
- птицы улетают на юг;
- снег тает;
- земля покрыта снегом. / Самопроверка: стало теплее, снег тает, лёд на реке сходит, птицы прилетают с юга. /
  12. Итог урока
-Итак, подтвердились ли ваши гипотезы о постепенном пробуждении природы?
- Почему начали изучать такое время года, как весна?
-Что нового узнали на уроке?
- Какие пункты плана выполнили?
- Когда вам смогут пригодиться знания сегодняшнего урока?

- Какую работу мы сегодня выполняли? / определяли признаки весны/
- Чему научились?
- Кто или что вам помогало справиться?
- Кто доволен сегодня своей работой?
- Кто получил по три солнышка в оценочных листах. Молодцы!

13. Рефлексия:
Ребята, нарисуйте на бумажных солнышках личики.
-На этом наш урок закончился, вы все хорошо работали, молодцы. Всем спасибо.
Попробуйте с родителями сделать домики для птиц по образцу на стр. 45


Список литературы
1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 1 класс ("Я и мир вокруг"). Учебник в 2 частях. Часть 1.- М.: 2008. (Образовательная система "Школа 2100").
2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику "Окружающий мир". 1 класс ("Я и мир вокруг").

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету "Окружающий мир" на тему "Весна: пробуждение природы" »

Автор: Трухина Галина Фёдоровна,

учитель начальных классов

МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 24»

Киселевского городского округа

Кемеровской области.

Предлагаю вам конспект открытого урока окружающего мира

в 1 классе по программе «Школа 2100», проведённого в 2014 году.

Тема: «Весна: пробуждение природы».

Цель: показать пробуждение природы и научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении.

Задачи: 1. Познакомить с весенними явлениями.

2. Дать первичные понятия об изменениях в жизни растений, животных, человека весной.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему нас миру.

Демонстрационный материал: иллюстрации на тему «Весна», репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели».

Аудиоматериал: П.И. Чайковский. «Времена года. Зима. Февраль», фонограмма «Голоса птиц»

Раздаточный материал: карточки со словами – названиями месяцев, карточки с рисунками цветов – первоцветов и летних луговых цветов.

Методические приёмы: беседа – диалог, рассматривание иллюстраций и работа по ним, работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа физминутка «Прогулка по весеннему лугу», продуктивная деятельность детей, анализ и самооценка работы, подведение итогов.



Ход урока


1. Орг. момент: Здравствуйте. Урок окружающего мира.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы:

(СЛАЙД №1, 2

С музыкальным сопровождением

«Приход весны»)

Мы начали урок с музыкального фрагмента П. И. Чайковского «Февраль». Композитор сочинил музыку, посвящённую каждому месяцу года, и назвал «Времена года».

-К какому времени года относится февраль?

-Давайте вспомним, какие вопросы мы обсуждали, говоря о зиме.

-Какое время года наступает после зимы? (2)

- Что же происходит весной? Вслушайтесь в звуки музыки Чайковского. (Звучит музыка)

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? /о весне/

- Давайте составим план сегодняшнего урока.

План

1.Изменение жизни растений с наступлением весны.

2. Изменение жизни животных с наступлением весны.

(СЛАЙД №3

«План»)


- Что мы сейчас делали? А с какой целью?

3. Совместное открытие новых знаний:


- Верно. Давайте уточним название темы.

- Почему весна – пробуждение? /Становится теплее, птицы возвращаются с юга, на деревьях набухают почки, всё кругом тает, капает с крыш и т.д./ (Гипотезы – на доске, на карточках)



- Дети, предлагаю послушать стихотворение Яна Коласа «Навстречу весне». Какие дополнительные признаки весны в нём перечисляются?

Уходи, мороз косматый!

Слышишь, старый или нет?

И над садом, и над хатой

Голубой весенний свет.

Солнце ласково смеётся,

Светит ярче, горячей.

И с пригорка звонко льётся

Разговорчивый ручей.

Он лучистый, серебристый,

Он сверкает и дрожит,

А другой такой же чистый

Рядом весело бежит.

Ты не слышишь, дед сердитый,

Как в заоблачной дали,

Над землёй, дождём умытой,

Закричали журавли?

А зима сдала, осела –

Хватит ей озорничать!

Выходи, ребята, смело

Песни петь и май встречать!


- Весенний свет, солнце ярче, солнце горячей, ручей льётся; земля, умытая дождём; закричали журавли, зима осела, снег тает.

4. Работах в парах по карточкам (эталон – на доске):

- А как вы думаете, весна приходит мгновенно?

- Сколько месяцев длится весна? Расположите месяцы в правильном порядке, пронумеровав их.

- Оцените свою работу в карточке личных достижений.


- Ребята, а вы сможете назвать весенние месяцы по их признакам?

Загадка:

Дует тёплый южный ветер,

Снег чернеет, мякнет, тает.

Грач горластый прилетает,

Что за месяц? Кто узнает? /Март/


- Какие признаки марта услышали? / тёплый южный ветер;

снег чернеет, тает; грач прилетает/


Слайд «Грачи прилетели»


- Какое время года здесь изображено? А как вы догадались? Какой период весны наступает? /весна света/

Назовите эти признаки?


- Знаете ли вы, что это за птицы? /грачи/

- Ведь грачи являются первыми вестниками весны, они открывают весну.

- Как называются птицы, которые возвращаются к нам весной? /перелётные

Почему они улетали?

- Почему возвращаются весной?

Картина так и называется «Грачи прилетели».


- МАРТ – первый месяц весны. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днём всё дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. С крыш капает, потихоньку природа начинает просыпаться от зимнего сна. В старину в народе март называли протальник.


- Почему протальник? /Весна воюет с зимой, отвоёвывая всё новые и новые проталины, это первая, ранняя весна/


- А ещё с мартом связано много народных примет.

- Почему приметы называются народными? (Люди долгое время наблюдали за явлениями природы и сделали выводы)

- Давайте послушаем, какие приметы нашли ребята.

- Какая из примет запомнилась?


- Вам хочется узнать, как приходит в лес весна? Послушайте стихотворение


Весна света (под фонограмму «Голоса птиц»)

Как приходит в лес весна?

Тихо, понемногу,

Шапку снежную сосна

Скинет на дорогу…

В полдень так снега горят,

Будто в поле чистом

Вместо снега – звездопад,

Золотые искры!..

Дятлы тишину дробят

На лесной опушке,

Появились у ребят

На носах веснушки;

Там и сям синичий звон

И сосулек капли.

Про весны приход ворон

Спрашивают: «Так ли? Так ли? Так ли?»

5. Проверка восприятия


- Как же приходит в лес весна? / Не мгновенно, а постепенно. /


Физминутка

Фонограмма песни «Капель»


Загадка:

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл? /Апрель/


-Какие признаки в загадке подсказали название месяца? /река ревёт, река ломает лёд, медведь проснулся, жаворонок поёт/

Вывод:

- АПРЕЛЬ – месяц последнего снега. Про апрель говорят, что он водою славен, проворные ручьи клокочут, сбегая в лощины и овраги. Кругом появляются лужи и первая молодая травка. В старину в народе апрель называли снегогон.


Весна света (под фонограмму «Голоса птиц»)

Как приходит в лес весна?

Тихо, понемногу,

Шапку снежную сосна

Скинет на дорогу…

В полдень так снега горят,

Будто в поле чистом

Вместо снега – звездопад,

Золотые искры!..

Дятлы тишину дробят

На лесной опушке,

Появились у ребят

На носах веснушки;

Там и сям синичий звон

И сосулек капли.

Про весны приход ворон

Спрашивают: «Так ли? Так ли? Так ли?»

6. Работа с учебником, с.39

(СЛАЙД №8)


- Что нарисовано на первой картинке?

- Какое это время года?

- Почему в лесу видны проталины?

- Почему тает снег?

- Что изображено на второй картинке?

- Что происходит со льдом на реке?

- Как называют движение льда по реке?

- Почему начинается ледоход?


Загадка

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят,

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? /Май/


- Какие признаки мая вы услышали? / зеленеют поля,

начинает петь соловей, цветёт сад, пчёлы летят, гром грохочет/


- МАЙ – месяц зелени. Лес в мае словно рождается заново. Всё в нём такое молодое, лёгкое. Обряжаются березняки, ткут пёстрые узоры цветы на полянах, а по оврагам черёмуха развешивает нежные облака. В старину в народе май называли травень.


- Скажите, а что повлияло на эти изменения? /потепление/.

Вывод:

- А сейчас обратите внимание на эти цветы. Почему их называют первоцветами? /они первые появляются и цветут/

- В апреле парад цветов открывает мать-и-мачеха. Следом за ней пестреют цветы медуницы, затем появляется первый подснежник, радуя людей своей красотой.

- Ребята, многие цветы взяты под охрану. Как вы думаете, почему это происходит?


- А вы когда–нибудь ходили по цветущему лугу? Приятно? Давайте встанем и прогуляемся.

7. Физминутка «На лугу»

1,2,3,4,5 – вышли дети погулять, остановились на лугу, дальше я не побегу: лютики, ромашки, жёлтенькие кашки мы не станем их срывать, будем только рисовать!


8. Игра / См.: Р.т., с.51


- Мы с вами говорили о весенних признаках.

- А теперь попробуем выделить признаки в нужном порядке (ярче солнце светит, дни стали длиннее, появились ручьи и лужи, появление листьев на деревьях) /сам-но по карточкам + взаимопроверка

- Почему прилетают птицы? Почему тает снег? Почему распускаются листочки? Почему тепло?

- По каким признакам люди узнают весну? /таяние снега, ледоход на реке, цветение первоцветов, прилёт птиц из тёплых стран, появление насекомых и т.д./

- Какова главная причина весенних явлений? (потепление)


9. Вывод: весной становится тепло, ярче светит солнце.


10. Групповая самостоятельная работа

(в четвёрках):

Разложите карточки – признаки по порядку происходящих изменений в природе


11. Индивидуальная работа.

Отметьте в карточках верные варианты ответов:

-стало холоднее;

- стало теплее;

- река замерзает;

- птицы улетают на юг;

- снег тает;

- земля покрыта снегом. / Самопроверка: стало теплее, снег тает, лёд на реке сходит, птицы прилетают с юга. /

12. Итог урока

-Итак, подтвердились ли ваши гипотезы о постепенном пробуждении природы?

- Почему начали изучать такое время года, как весна?

-Что нового узнали на уроке?

- Какие пункты плана выполнили?

- Когда вам смогут пригодиться знания сегодняшнего урока?


- Какую работу мы сегодня выполняли? / определяли признаки весны/

- Чему научились?

- Кто или что вам помогало справиться?

- Кто доволен сегодня своей работой?

- Кто получил по три солнышка в оценочных листах. Молодцы!


13. Рефлексия:

Ребята, нарисуйте на бумажных солнышках личики.

-На этом наш урок закончился, вы все хорошо работали, молодцы. Всем спасибо.

Попробуйте с родителями сделать домики для птиц по образцу на стр. 45



Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 1 класс ("Я и мир вокруг"). Учебник в 2 частях. Часть 1.- М.: 2008. (Образовательная система "Школа 2100").

  2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику "Окружающий мир". 1 класс ("Я и мир вокруг").


2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Конспект урока по предмету "Окружающий мир" на тему "Весна: пробуждение природы"

Автор: Трухина Галина Фёдоровна

Дата: 17.11.2014

Номер свидетельства: 131887

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "урок "Апрель-водолей""
    ["seo_title"] => string(18) "urokaprielvodoliei"
    ["file_id"] => string(6) "329701"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464005575"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства