kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока экологии "Экологические группы растений по отношению к воде"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока экологии в 6 классе по теме:

«Экологические группы растений по отношению к воде»

Пояснительная записка

Урок изучения нового материала проводится в 6 классе по курсу «Экология растений», в I четверти.

Продолжительность изучения темы – 1 урок.

Учебно-методический комплект: А.М.Былова, Н.И. Шорина. Экология растений: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

Урок изучения нового материала

Цель: изучить классификацию экологических групп растений по отношению к воде и их приспособительные признаки

Основное содержание:

  • взаимодействие растений с водой;
  • экологические группы растений по отношению к воде;
  • приспособления растений к условиям окружающей среды.

Термины и понятия: экологические группы растений по отношению к воде: гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, ксерофиты (склерофиты, суккуленты).

Достигаемые образовательные результаты:

Личностные:

  • Доброжелательное отношение к окружающим в рамках деятельностного компонента.
  • Становление смыслообразуещей функции учебно-познавательного мотива и интереса к учению.
  • Готовность к самообразованию и самовоспитанию.
  •  
  • Строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
  • Воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах.
  • Адекватно оценивать результаты своей деятельности.

Предметные:

  • Понимать смысл понятий «гидатофиты», «гидрофиты», «гигрофиты», «ксерофиты» («склерофиты», «суккуленты»).
  • Приводить примеры растений экологических групп по отношению к воде.
  • Использовать полученные знания в повседневной жизни.

Методы обучения, используемые на уроке:

  • Словесный: рассказ, беседа;
  • Наглядно-иллюстративный;
  • Частично-поисковый;
  • Игровой.

Организация образовательного пространства

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, таблица «Мезофиты», карточки с изображениями растений и их кратким описанием, словари биологических терминов.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Маршрутный лист»

Маршрутный лист



РАСТЕНИЯ – гидатофиты (водные)




  1. Особенности строения и жизнедеятельности:

  2. Поверхность тела увеличена по сравнению с массой;

  3. Листья теневые, рассечены на узкие сегменты;

  4. В кожице листьев нет устьиц, на поверхности их нет кутикулы;

  5. Плавающие листья имеют световое строение, на верхней стороне есть устьица и кутикула;

  6. В тканях листьев, корней черешков есть воздушные полости;

  7. Механическая ткань развита плохо;

  8. Воду поглощают всей поверхностью тела и легко теряют.



РАСТЕНИЯ – гиДРофиты (Земноводные)




Особенности строения и жизнедеятельности:

  1. Крупные листья;

  2. Неглубокая корневая система;

  3. Имеют воздушные межклеточные полости;

  4. Срезанные побеги быстро вянут.



РАСТЕНИЯ – гиГРофиты (Влаголюбивые)




Особенности строения и жизнедеятельности:

  1. Не имеют приспособлений для защиты от испарения;

  2. Листья крупные, голые, кутикула тонкая;

  3. Устьица расположены на обеих сторонах листа, не закрываются;

  4. Имеются устьица-гидатоды, через которые выделяется вода из листьев в виде капель;

  5. Стебли длинные с неразвитыми опорными тканями;

  6. Корневая система поверхностная и малоразветвлённая.



РАСТЕНИЯ – МЕЗофиты (умеренного увлажнения)







РАСТЕНИЯ – КСЕРофиты (засухоустойчивые)

Особенности строения и жизнедеятельности:

  1. Жароустойчивость;

  2. Малая испаряющая поверхность;

  3. Листья узкие, мелкие, с толстой кутикулой, восковым налётом или густо опушённые - у склерофитов; сочные - у суккулентов;

  4. Мощная корневая система.






Лабораторная работа «Определение гидротипа комнатных растений»


Цель: Определить принадлежность комнатных растений к группе суккулентов.

Растения: кактус, монстера, алоэ, филодендрон, китайская роза, толстянка древовидная, щучий язык.


Экологическая группа

(гидротип)

Примеры комнатных растений

Вид суккулента

Ксерофиты









Тест


1. Гидатофиты - это

  1. растущие по берегам водоемов;

  2. целиком погруженные в воду;

  3. произрастающие на влажных почвах и в условиях влажного воздуха;

  4. произрастающие в степях.


2. Наземные растения, произрастающие в условиях умеренной влажности

  1. Мезофиты;

  2. Ксерофиты;

  3. Гигрофиты;

  4. Гидатофиты.


3. Значение густого опушения и воскового налета на листьях растений заключается в

  1. уменьшении испарения воды;

  2. усиления фотосинтеза;

  3. привлечении насекомых;

  4. защите от поедания животными.


4. К гидрофитам относятся

1.

2.

3.

4.



5. К группе ксерофитов относятся

  1. клевер красный;

  2. костяника;

  3. очиток едкий;

  4. вороний глаз



Просмотр содержимого документа
«Cловарь терминов»

Словарь биологических терминов

1. Гидатофиты  (от греч. hydor (гидор), родительный падеж hydatos (гидатос) — вода и phyton (фитон) — растение) - водные растения, целиком или большей своей частью погруженные в воду.

2. Гидрофиты (от от греч. hydor (гидор) - вода и phýton (фитон) — растение) -  земноводные растения, прикрепленные к почве и погруженные в воду только нижними своими частями, обитают по берегам рек, озёр, прудов и морей.


3. Гигрофи́ты (от греч. hygrós (гидрос) — влажный и phyton (фитон) — растение) — растения, обитающие в местах с высокой влажностью воздуха и почвы.  Это многие прибрежные растения, растения болот, сырых лугов, тенистых сырых лесов.


4. Мезофиты - (от мезо - средний и греч. phyton - растение) - растения, живущие при достаточном увлажнении. Большинство листопадных деревьев и кустарников, травы, среди которых и основные сельскохозяйственные культуры.


5. Ксерофиты (от греч. xērós (ксерос)— сухой и phytón — растение) - растения сухих местообитаний, способные переносить продолжительную засуху (засухоустойчивые растения).

Просмотр содержимого документа
«Экологические группы растений по отношению к воде»

Конспект урока экологии в 6 классе по теме:


«Экологические группы растений по отношению к воде»


Пояснительная записка

Урок изучения нового материала проводится в 6 классе по курсу «Экология растений», в I четверти.

Продолжительность изучения темы – 1 урок.

Учебно-методический комплект: А.М.Былова, Н.И. Шорина. Экология растений: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.


Урок изучения нового материала


Цель: изучить классификацию экологических групп растений по отношению к воде и их приспособительные признаки


Основное содержание:

  • взаимодействие растений с водой;

  • экологические группы растений по отношению к воде;

  • приспособления растений к условиям окружающей среды.


Термины и понятия: экологические группы растений по отношению к воде: гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, ксерофиты (склерофиты, суккуленты).


Достигаемые образовательные результаты:

Личностные:

  • Доброжелательное отношение к окружающим в рамках деятельностного компонента.

  • Становление смыслообразуещей функции учебно-познавательного мотива и интереса к учению.

  • Готовность к самообразованию и самовоспитанию.

Метапредметные:

  • Строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

  • Воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах.

  • Адекватно оценивать результаты своей деятельности.

Предметные:

  • Понимать смысл понятий «гидатофиты», «гидрофиты», «гигрофиты», «ксерофиты» («склерофиты», «суккуленты»).

  • Приводить примеры растений экологических групп по отношению к воде.

  • Использовать полученные знания в повседневной жизни.

Методы обучения, используемые на уроке:

  • Словесный: рассказ, беседа;

  • Наглядно-иллюстративный;

  • Частично-поисковый;

  • Игровой.

Организация образовательного пространства

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, таблица «Мезофиты», карточки с изображениями растений и их кратким описанием, словари биологических терминов.


Технология изучения темы


  1. Организационный этап.

Самоопределение учащихся к деятельности (1 мин.)

Цель: включить учащихся в учебную деятельность.


Учитель приветствует учащихся, предлагает проверить готовность рабочего места.

Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.


  1. Актуализация опорных знаний. (3-4 минуты)

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, мотивировать учащихся к изучению новой темы.


«То, что мы знаем, - ограничено,

А то, чего мы не знаем, - бесконечно»

П. Лаплас

- Отгадайте загадку, о каком растении идет речь?


Есть растение одно,
У воды найдешь его,
Но болото – дом родной,
Тишина там и покой.
Стебли полые, шуршат,
Ветер погулять в них рад,
А цветок, как эскимо,
Знают все его давно.
Что растёт в болоте том?
Как растенье назовём? (Камыш)


- В каких условиях среды произрастает это растение? Что для него является жизненно важным?

Другая загадка.


Вырос он под солнцем жгучим 
Толстым, сочным и колючим.  (Кактус) 


- Без чего длительное время может обходиться это растение и почему?

Что объединяет обе эти загадки? (Отношение растений к воде)
Сколько воды содержится в растениях?

Чем является вода в клетках растений? Какова её главная функция?


Учитель комментирует ответы учащихся, подводя их к формулированию темы урока.


Учащиеся формулируют тему урока.


  1. Организация деятельности по изучению нового материала (30 мин.)


Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для изучения новой темы.

Перенесемся на берег водоема, где произрастает бурная растительность.

- Какое растение на экране вы узнали?

- Что объединяет эти растения?

Растения, целиком или полностью погруженные в воду, называют «Гидатофиты»

- Посмотрите в словаре биологических терминов, от каких греческих слов произошло это название?

 (от греч. hydor, родительный падеж hydatos — вода и phyton — растение), т.е.

Гидатофиты – это водные растения, целиком или большей своей частью погруженные в воду.

К водным растениям относятся… Водные растения очень разнообразны. Одни из них растут полностью погруженными в воду, другие плавают на поверхности воды (ряска), третьи прикрепляются к дну водоема корнями и имеют плавающие листья.

Приспособительные признаки гидатофитов:

  1. Поверхность тела увеличена по сравнению с массой.

  2. Листья теневые, рассечены на узкие сегменты.

  3. В кожице листьев нет устьиц, на поверхности их нет кутикулы.

- Что такое кутикула?

  1. Плавающие листья имеют световое строение, на верхней стороне есть устьица и кутикула.

  2. В тканях листьев, корней черешков есть воздушные полости.

  3. Механическая ткань развита слабо.

  4. Воду поглощают всей поверхностью тела и легко теряют.


Задание № 1 по работе с маршрутным листом.

Написать 2 примера растений-гидатофитов (один – из презентации, другой найти среди раздаточного материала - карточек)

В конвертах - карточки с изображениями растений разных групп и их описаниями.

2. Ежеголовник простой, стрелолист обыкновенный, рогоз - жизнь этих растений связана с водой - земноводные растения или Гидрофиты.

С помощью словаря биологических терминов сформулируйте понятие «гидрофит»

Гидрофиты (от греч. гидро - вода и phýton (фитон) - растение) - земноводные растения, прикрепленные к почве и погруженные в воду только нижними своими частями, обитают по берегам рек, озёр, прудов и морей.

Яркий пример – Стрелолист обыкновенный.

Найдите в своих маршрутных листах особенности строения и жизнедеятельности гидрофитов.

Приспособительные признаки:

  1. Крупные листья;

  2. Неглубокая корневая система;

  3. Имеют воздушные межклеточные полости;

  4. Срезанные побеги быстро вянут.


Задание № 2 по работе с маршрутным листом.

Написать 2 примера растений-гидрофитов.


Динамическая пауза – ФИЗМИНУТКА (видео «Цветущие водные растения»)

Седмичник европейский и калужница болотная произрастают на влажной почве и в условиях влажного воздуха. Называют эти растения влаголюбивыми или гигрофитами.

Что значит «Гигрофиты»? Воспользовались словарем.

3. Гигрофи́ты (от греч. hygrós (гидрос) — влажный и phyton (фитон) — растение) — растения, обитающие в местах с высокой влажностью воздуха и почвы.  Это многие прибрежные растения, растения болот, сырых лугов, тенистых сырых лесов.

- Примеры

Приспособительные признаки гигрофитов:

Называем, пользуясь маршрутным листом

  1. Не имеют приспособлений для защиты от испарения;

  2. Листья крупные, голые, кутикула тонкая;

  3. Устьица расположены на обеих сторонах листа, не закрываются;

  4. Имеются устьица-гидатоды, через которые происходит выделение воды из листьев в виде капель;

  5. Стебли длинные с неразвитыми опорными тканями;

  6. Корневая система поверхностная и малоразветвлённая.


Задание № 3 по работе с маршрутным листом.

Написать 2 примера растений-гигрофитов.


  1. Наземные растения самой многочисленной группы, произрастающие в условиях умеренной влажности, называются «мезофиты». Название произошло от греч. слова «мезос» - средний, т.е. живут они в условиях достаточной, но не избыточной влажности. К ним относятся… Большинство культурных растений являются мезофитами. Речь о них мы будем вести на протяжении изучения всего курса экологии растений.


Задание № 4 по работе с маршрутным листом. Написать 2 примера растений-мезофитов.


Я хотела бы вас познакомить с группой удивительных растений, называемых ксерофитами. Посмотрите на картинки на слайде и скажите, где, в каких условиях произрастают эти растения?

5. Ксерофиты (от греч. xērós (ксерос)— сухой и phytón — растение) - растения сухих местообитаний, способные переносить продолжительную засуху («засухоустойчивые»).

У ксерофитов можно выделить две подгруппы склерофиты и суккуленты - растения, имеющие специальные ткани для запаса воды.

Приспособительные признаки ксерофитов:

  1. Малая испаряющая поверхность;

  2. Листья узкие, мелкие, с толстой кутикулой, восковым налётом или густо опушённые у склерофитов; сочные у суккулентов;

  3. Мощная корневая система.


  1. Первичное закрепление нового материала (8 мин).


  1. Лабораторная работа «Определение гидротипа комнатных растений»

Цель: Определить принадлежность комнатных растений к группе суккулентов.

Растения: кактус, монстера, алоэ, филодендрон, китайская роза, толстянка древовидная, щучий язык.

Экологическая группа

(гидротип)

Примеры комнатных растений

Вид суккулента

Ксерофиты









2. Тестирование

1. Гидатофиты - это

  1. растущие по берегам водоемов;

  2. целиком погруженные в воду;

  3. произрастающие на влажных почвах и в условиях влажного воздуха;

  4. произрастающие в степях.

2. Наземные растения, произрастающие в условиях умеренной влажности

  1. Мезофиты;

  2. Ксерофиты;

  3. Гигрофиты;

  4. Гидатофиты.

3. Значение густого опушения и воскового налета на листьях растений заключается в

  1. уменьшении испарения воды;

  2. усиления фотосинтеза;

  3. привлечении насекомых;

  4. защите от поедания животными.

4. К гидрофитам относятся

1.

2.

3.

4.


5. К группе ксерофитов относятся

  1. клевер красный;

  2. костяника;

  3. очиток едкий;

  4. вороний глаз


Самопроверка тестов. Выставление оценок.


  1. Рефлексия (2 мин.)


Учитель. Подведем итоги урока. Что нового вы узнали, поняли?

Продолжите предложения, которые вы видите на экране:

  • Сегодня я узнал…

  • Меня поразило то, что…

  • Хотелось бы еще узнать…

  • Что понравилось более всего на уроке?


VI. Домашнее задание: §§16-19, читать, отвечать на вопросы.


Литература и ЭОР.


А.М.Былова, Н.И. Шорина. Экология растений: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы.

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://ecology-portal.ru/



Просмотр содержимого презентации
«Экологические группы растений к воде»

«Т о, что мы знаем, - ограничено, А то, чего не знаем, - бесконечно »  П. Лаплас

«Т о, что мы знаем, - ограничено,

А то, чего не знаем, - бесконечно »

П. Лаплас

Вода является основной составляющей частью растительных организмов (на 85-90% растения состоят из воды)

Вода

  • является основной составляющей частью растительных организмов (на 85-90% растения состоят из воды)

Экологические группы растений по отношению к воде  По потребностям к количеству воды в почве среди растений можно выделить несколько экологических групп:

Экологические группы растений по отношению к воде

По потребностям к количеству воды в почве среди растений можно выделить несколько экологических групп:

Гидатофиты   Растения целиком или почти целиком погруженные в воду.

Гидатофиты

Растения целиком или почти целиком погруженные в воду.

Элодея канадская

Элодея канадская

Рдест плавающий

Рдест плавающий

Уруть мутовчатая

Уруть мутовчатая

Роголистник обыкновенный

Роголистник обыкновенный

Ряска

Ряска

Кувшинка

Кувшинка

Кубышка желтая

Кубышка желтая

Лотос

Лотос

Приспособительные признаки  гидатофитов Поверхность тела увеличена по сравнению с массой; Листья у погруженных растений теневые, рассечены на узкие сегменты; В кожице листьев нет устьиц, на поверхности кожицы нет кутикулы; Плавающие листья имеют световое строение, на верхней стороне есть устьица и кутикула; В тканях листьев, корней черешков имеются воздушные полости; Механическая ткань развита слабо; Воду поглощают всей поверхностью тела и легко теряют. Примеры  растений-гидатофитов

Приспособительные признаки гидатофитов

  • Поверхность тела увеличена по сравнению с массой;
  • Листья у погруженных растений теневые, рассечены на узкие сегменты;
  • В кожице листьев нет устьиц, на поверхности кожицы нет кутикулы;
  • Плавающие листья имеют световое строение, на верхней стороне есть устьица и кутикула;
  • В тканях листьев, корней черешков имеются воздушные полости;
  • Механическая ткань развита слабо;
  • Воду поглощают всей поверхностью тела и легко теряют.

Примеры растений-гидатофитов

Гидрофиты  Наземно-водные растения, растущие по берегам водоемов

Гидрофиты

Наземно-водные растения, растущие по берегам водоемов

Стрелолист обыкновенный

Стрелолист обыкновенный

Сусак зонтичный

Сусак зонтичный

Частуха подорожниковая

Частуха подорожниковая

Омежник водный

Омежник водный

Приспособительные признаки гидрофитов Крупные листья; Неглубокая корневая система; Имеют воздушные межклеточные полости; Срезанные побеги быстро вянут.    Примеры растений-гидрофитов

Приспособительные признаки гидрофитов

  • Крупные листья;
  • Неглубокая корневая система;
  • Имеют воздушные межклеточные полости;
  • Срезанные побеги быстро вянут.

Примеры растений-гидрофитов

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Гигрофиты   Наземные растения, произрастающие на влажных почвах и в условиях влажного воздуха, они не имеют приспособлений к засухе.

Гигрофиты

Наземные растения, произрастающие на влажных почвах и в условиях влажного воздуха, они не имеют приспособлений к засухе.

Аир

Аир

Осока

Осока

Сабельник болотный

Сабельник болотный

Плакун-трава

Плакун-трава

Сфагнум

Сфагнум

Гравилат речной

Гравилат речной

Хвощ лесной

Хвощ лесной

Приспособительные свойства гигрофитов

Приспособительные свойства гигрофитов

М е з о ф и т ы   Наземные растения, произрастающие в условиях умеренной влажности. Они способны переносить несильные засухи.

М е з о ф и т ы

Наземные растения, произрастающие в условиях умеренной влажности. Они способны переносить несильные засухи.

Тимофеевка луговая

Тимофеевка луговая

Клевер луговой

Клевер луговой

Ландыш майский

Ландыш майский

Копытень европейский

Копытень европейский

Вороний глаз

Вороний глаз

Ксерофиты   Имеют необходимые морфофизиологические особенности, позволяющие им переносить сильные и длительные засухи.

Ксерофиты

Имеют необходимые морфофизиологические особенности, позволяющие им переносить сильные и длительные засухи.

Суккуленты   Имеют хорошо развитую водозапасающую ткань, представляющую собой паренхиму с разросшимися клетками и уменьшенными размерами межклетников, которая развивается в листьях или стебле.

Суккуленты

Имеют хорошо развитую водозапасающую ткань, представляющую собой паренхиму с разросшимися клетками и уменьшенными размерами межклетников, которая развивается в листьях или стебле.

Кактус

Кактус

Алоэ

Алоэ

Очиток едкий

Очиток едкий

Амариллис

Амариллис

Склерофиты листья узкие, мелкие; покрыты кутикулой  или опушением;

Склерофиты

  • листья узкие, мелкие;
  • покрыты кутикулой

или опушением;

  • воды в тканях очень мало.
Типчак

Типчак

Саксаул

Саксаул

Джузгун

Джузгун

Лабораторная работа « Определение гидротипа комнатных растений »

Лабораторная работа

« Определение гидротипа комнатных растений »

Повторение пройденного

Повторение пройденного

1. Гидатофиты – это растения:

1. Гидатофиты – это растения:

  • растущие по берегам водоемов;
  • целиком погруженные в воду;
  • произрастающие на влажных почвах и в условиях влажного воздуха;
  • произрастающие в степях.
2. Наземные растения, растущие в условиях умеренной влажности:

2. Наземные растения, растущие в условиях умеренной влажности:

  • Мезофиты;
  • Ксерофиты;
  • Гигрофиты;
  • Гидатофиты.
3. Значение густого опушения и воскового налета на листьях растений заключается в:

3. Значение густого опушения и воскового налета на листьях растений заключается в:

  • уменьшении испарения воды;
  • усиления фотосинтеза;
  • привлечении насекомых;
  • защите от поедания животными .
4. К гидрофитам относятся: 3 1 4 2

4. К гидрофитам относятся:

3

1

4

2

5. К группе ксерофитов относятся:

5. К группе ксерофитов относятся:

  • клевер красный;
  • костяника;
  • очиток едкий;
  • вороний глаз
§§16-19 читать, устно отвечать на вопросы

§§16-19 читать,

устно отвечать на вопросы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока экологии "Экологические группы растений по отношению к воде"

Автор: Ломакина Ольга Владимировна

Дата: 12.12.2014

Номер свидетельства: 143046

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект  урока на тему : Экологическая безопасность. "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-na-tiemu-ekologhichieskaia-biezopasnost-1"
    ["file_id"] => string(6) "223391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437630088"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока окружающего мира по теме "Природа в опасности" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-priroda-v-opasnosti"
    ["file_id"] => string(6) "110357"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405947918"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект  урока  на тему "Биотические связи в природе" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-na-tiemu-biotichieskiie-sviazi-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "186666"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426404061"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "" Конспект урока окружающего мира, презентация для урока "Сохраним природу Земли!" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-priezientatsiia-dlia-uroka-sokhranim-prirodu-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "209774"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1431286693"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по окружающему миру "Экологическая безопасность" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-ekologhichieskaia-biezopasnost"
    ["file_id"] => string(6) "176996"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424535420"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства