Конспект урока экологии в 6 классе по теме:
«Экологические группы растений по отношению к воде»
Пояснительная записка
Урок изучения нового материала проводится в 6 классе по курсу «Экология растений», в I четверти.
Продолжительность изучения темы – 1 урок.
Учебно-методический комплект: А.М.Былова, Н.И. Шорина. Экология растений: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Урок изучения нового материала
Цель: изучить классификацию экологических групп растений по отношению к воде и их приспособительные признаки
Основное содержание:
взаимодействие растений с водой;
экологические группы растений по отношению к воде;
приспособления растений к условиям окружающей среды.
Термины и понятия: экологические группы растений по отношению к воде: гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, ксерофиты (склерофиты, суккуленты).
Достигаемые образовательные результаты:
Личностные:
Доброжелательное отношение к окружающим в рамках деятельностного компонента.
Становление смыслообразуещей функции учебно-познавательного мотива и интереса к учению.
Готовность к самообразованию и самовоспитанию.
Метапредметные:
Строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах.
Адекватно оценивать результаты своей деятельности.
Предметные:
Понимать смысл понятий «гидатофиты», «гидрофиты», «гигрофиты», «ксерофиты» («склерофиты», «суккуленты»).
Приводить примеры растений экологических групп по отношению к воде.
Использовать полученные знания в повседневной жизни.
Методы обучения, используемые на уроке:
Организация образовательного пространства
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, таблица «Мезофиты», карточки с изображениями растений и их кратким описанием, словари биологических терминов.
Технология изучения темы
Организационный этап.
Самоопределение учащихся к деятельности (1 мин.)
Цель: включить учащихся в учебную деятельность.
Учитель приветствует учащихся, предлагает проверить готовность рабочего места.
Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
Актуализация опорных знаний. (3-4 минуты)
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, мотивировать учащихся к изучению новой темы.
«То, что мы знаем, - ограничено,
А то, чего мы не знаем, - бесконечно»
П. Лаплас
- Отгадайте загадку, о каком растении идет речь?
Есть растение одно,
У воды найдешь его,
Но болото – дом родной,
Тишина там и покой.
Стебли полые, шуршат,
Ветер погулять в них рад,
А цветок, как эскимо,
Знают все его давно.
Что растёт в болоте том?
Как растенье назовём? (Камыш)
- В каких условиях среды произрастает это растение? Что для него является жизненно важным?
Другая загадка.
Вырос он под солнцем жгучим
Толстым, сочным и колючим. (Кактус)
- Без чего длительное время может обходиться это растение и почему?
Что объединяет обе эти загадки? (Отношение растений к воде)
Сколько воды содержится в растениях?
Чем является вода в клетках растений? Какова её главная функция?
Учитель комментирует ответы учащихся, подводя их к формулированию темы урока.
Учащиеся формулируют тему урока.
Организация деятельности по изучению нового материала (30 мин.)
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для изучения новой темы.
Перенесемся на берег водоема, где произрастает бурная растительность.
- Какое растение на экране вы узнали?
- Что объединяет эти растения?
Растения, целиком или полностью погруженные в воду, называют «Гидатофиты»
- Посмотрите в словаре биологических терминов, от каких греческих слов произошло это название?
(от греч. hydor, родительный падеж hydatos — вода и phyton — растение), т.е.
Гидатофиты – это водные растения, целиком или большей своей частью погруженные в воду.
К водным растениям относятся… Водные растения очень разнообразны. Одни из них растут полностью погруженными в воду, другие плавают на поверхности воды (ряска), третьи прикрепляются к дну водоема корнями и имеют плавающие листья.
Приспособительные признаки гидатофитов:
Поверхность тела увеличена по сравнению с массой.
Листья теневые, рассечены на узкие сегменты.
В кожице листьев нет устьиц, на поверхности их нет кутикулы.
- Что такое кутикула?
Плавающие листья имеют световое строение, на верхней стороне есть устьица и кутикула.
В тканях листьев, корней черешков есть воздушные полости.
Механическая ткань развита слабо.
Воду поглощают всей поверхностью тела и легко теряют.
Задание № 1 по работе с маршрутным листом.
Написать 2 примера растений-гидатофитов (один – из презентации, другой найти среди раздаточного материала - карточек)
В конвертах - карточки с изображениями растений разных групп и их описаниями.
2. Ежеголовник простой, стрелолист обыкновенный, рогоз - жизнь этих растений связана с водой - земноводные растения или Гидрофиты.
С помощью словаря биологических терминов сформулируйте понятие «гидрофит»
Гидрофиты (от греч. гидро - вода и phýton (фитон) - растение) - земноводные растения, прикрепленные к почве и погруженные в воду только нижними своими частями, обитают по берегам рек, озёр, прудов и морей.
Яркий пример – Стрелолист обыкновенный.
Найдите в своих маршрутных листах особенности строения и жизнедеятельности гидрофитов.
Приспособительные признаки:
Крупные листья;
Неглубокая корневая система;
Имеют воздушные межклеточные полости;
Срезанные побеги быстро вянут.
Задание № 2 по работе с маршрутным листом.
Написать 2 примера растений-гидрофитов.
Динамическая пауза – ФИЗМИНУТКА (видео «Цветущие водные растения»)
Седмичник европейский и калужница болотная произрастают на влажной почве и в условиях влажного воздуха. Называют эти растения влаголюбивыми или гигрофитами.
Что значит «Гигрофиты»? Воспользовались словарем.
3. Гигрофи́ты (от греч. hygrós (гидрос) — влажный и phyton (фитон) — растение) — растения, обитающие в местах с высокой влажностью воздуха и почвы. Это многие прибрежные растения, растения болот, сырых лугов, тенистых сырых лесов.
- Примеры
Приспособительные признаки гигрофитов:
Называем, пользуясь маршрутным листом
Не имеют приспособлений для защиты от испарения;
Листья крупные, голые, кутикула тонкая;
Устьица расположены на обеих сторонах листа, не закрываются;
Имеются устьица-гидатоды, через которые происходит выделение воды из листьев в виде капель;
Стебли длинные с неразвитыми опорными тканями;
Корневая система поверхностная и малоразветвлённая.
Задание № 3 по работе с маршрутным листом.
Написать 2 примера растений-гигрофитов.
Наземные растения самой многочисленной группы, произрастающие в условиях умеренной влажности, называются «мезофиты». Название произошло от греч. слова «мезос» - средний, т.е. живут они в условиях достаточной, но не избыточной влажности. К ним относятся… Большинство культурных растений являются мезофитами. Речь о них мы будем вести на протяжении изучения всего курса экологии растений.
Задание № 4 по работе с маршрутным листом. Написать 2 примера растений-мезофитов.
Я хотела бы вас познакомить с группой удивительных растений, называемых ксерофитами. Посмотрите на картинки на слайде и скажите, где, в каких условиях произрастают эти растения?
5. Ксерофиты (от греч. xērós (ксерос)— сухой и phytón — растение) - растения сухих местообитаний, способные переносить продолжительную засуху («засухоустойчивые»).
У ксерофитов можно выделить две подгруппы склерофиты и суккуленты - растения, имеющие специальные ткани для запаса воды.
Приспособительные признаки ксерофитов:
Малая испаряющая поверхность;
Листья узкие, мелкие, с толстой кутикулой, восковым налётом или густо опушённые у склерофитов; сочные у суккулентов;
Мощная корневая система.
Первичное закрепление нового материала (8 мин).
Лабораторная работа «Определение гидротипа комнатных растений»
Цель: Определить принадлежность комнатных растений к группе суккулентов.
Растения: кактус, монстера, алоэ, филодендрон, китайская роза, толстянка древовидная, щучий язык.
Экологическая группа (гидротип) | Примеры комнатных растений | Вид суккулента |
Ксерофиты | | |
| |
| |
2. Тестирование
1. Гидатофиты - это
растущие по берегам водоемов;
целиком погруженные в воду;
произрастающие на влажных почвах и в условиях влажного воздуха;
произрастающие в степях.
2. Наземные растения, произрастающие в условиях умеренной влажности
Мезофиты;
Ксерофиты;
Гигрофиты;
Гидатофиты.
3. Значение густого опушения и воскового налета на листьях растений заключается в
уменьшении испарения воды;
усиления фотосинтеза;
привлечении насекомых;
защите от поедания животными.
4. К гидрофитам относятся
1.
2.
3.
4.
5. К группе ксерофитов относятся
клевер красный;
костяника;
очиток едкий;
вороний глаз
Самопроверка тестов. Выставление оценок.
Рефлексия (2 мин.)
Учитель. Подведем итоги урока. Что нового вы узнали, поняли?
Продолжите предложения, которые вы видите на экране:
VI. Домашнее задание: §§16-19, читать, отвечать на вопросы.
Литература и ЭОР.
А.М.Былова, Н.И. Шорина. Экология растений: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы.
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://ecology-portal.ru/