Тип урока - «Урок изучения новых знаний и способов действий»
Цели урока:
организовать деятельность по восприятию, осмыслению, запоминанию знаний по экологической безопасности (экология, цепь загрязнения, бытовой фильтр);
создать условия для развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
помочь детям осознать социальную, практическую, личностную значимость учебного материала.
Оборудование:
Бытовой фильтр: колба, химические стаканы, стеклянные палочки, вата, воронки, бумажные фильтры. Крупный и мелкий песок. Карточки с терминами. Учебник «Окружающий мир 3 класс» и рабочая тетрадь,компьютер,проектор.
Ход урока
I. Организация урока.
- Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова:
«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой шар. Это- Земля. Жизнь начинается…(Откройте глаза). Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно.».
Актуализация субъектного опыта учащихся.
1. Беседа.
- Что подразумевается под всем живым? (человек, растения, животные)
- Что необходимо для жизни? (вода, солнце, воздух, почва)
- Как вы понимаете слово « охрана»? (защита)
Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы узнаем, как защитить себя от вредного воздействия окружающей среды.
- Тема урока «Экологическая безопасность». (Слайд № 1.)
- Прежде чем приступить к изучению новой темы, проверим домашнее задание.
IV. Проверка домашнего задания.
1. Тест.
2. Самопроверка и взаимопроверка.
3. Проверка задания №6 в рабочей тетради (с.6) (Учащиеся рассказывают сообщения о растениях, ядовитых грибах и опасных животных, которые подготовили дополнительно). Слайд №2, слайд №3, слайд №4.
-Ваши знания нам очень пригодятся для изучения новой темы.
III. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности
III. Изучение новых знаний и способов действий.
1. Рассказ учителя.
- Каждый знает, как должно выглядеть образцовое рабочее место, убранная комната или сверкающая чистотой класс. А вот для наведения и поддержания порядка в окружающей среде нужны хорошо подготовленные специалисты.
«Экос» - по-гречески значит «дом», «логос» - «учение, наука».
- Что же означает слово «экология»?
(Экология - это наука о нашем общем доме.) Слайд № 6.
Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними. Природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа.Заводы выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных для живого веществ: газов и пыли. С этим природа уже не может справиться самостоятельно, и тогда проливаются кислотные дожди, убивающие всё живое. Новая экологическая беда.
Земля – наш дом: бережём дом – бережём здоровье.
-Не забывайте, что загрязняют природу не только заводы, фабрики, фермы, но и мы сами. В сутки образуются миллионы тонн отходов.
-Как загрязняющие вещества попадают в организм человека, мы узнаем из информации учебника.
2. Работа по учебнику (с.29-30).
Учащиеся читают вслух текст «Экологическая безопасность» (с.29 – 30).
Учитель:-Назовите пути поступления загрязнённых веществ в организм человека. (Воздух, вода, продукты.) Слайд № 7.
-Как защититься от грязного воздуха и воды, от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества, вы узнаете, прочитав советы учебника I ряд - с.31, II ряд - с.32, IIIряд – с.33.
- Дети, а кто из вас любит газированные напитки, шоколадные батончики, чипсы?
Слайд №8 (о продуктах)
-Жевательные конфеты, пастила в яркой упаковке, «чупа-чупсы» - всё это, без сомнения вкусные, но вредные продукты. Мало того, что все они содержат огромное количество сахара, так ещё и химические добавки, красители, заменители так далее. Чипсы - это не что иное, как смесь углеводов и жира, в оболочке красителей и заменителей вкуса. Сладкие газированные напитки – смесь сахара, химии и газов – чтобы быстрее распределить по организму вредные вещества. Кока-кола, например, замечательное средство от известковой накипи и ржавчины. Подумайте хорошенько прежде, чем пить такую жидкость.
-Как вы думаете, полезны такие продукты?
-Как можно определить, полезен продукт или вреден для здоровья?
3. Работа в рабочей тетради (с.17 №1).
-Прочитайте.
- Запишите определение «экологической безопасности».
- Если это задание вызвало у вас затруднение, воспользуйтесь помощью учебника.
(Экологическая безопасность - это защита от вредного воздействия окружающей среды.) Слайд №9
-С какими новыми терминами мы познакомились? («Экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр»).
-Давайте запишем их в словарик.
-Обратите внимание, как выглядит бытовой фильтр с.32.
-А сейчас мы с вами будем очищать грязную воду.
4. Практическая работа в парах «Как очистить грязную воду». Слайд №10 памятка «Помогай-ка».
План работы
Соберите водяной фильтр:
a) Возьмите пустой химический стакан, вставьте в него лейку, в лейку вложите фильтр.
b) На фильтр положите слой ваты и слой песка.
Проведи опыт: Вылейте на фильтр грязную воду, то есть воду, смешанную с грязью.
- Что полилось в пустой стакан? (Совершенно чистая вода.)
-Как вы думаете можно ее пить? (Нет) Она ещё не питьевая! Сделанный вами фильтр не способен очистить её от химических примесей. А только от механической грязи.
Физминутка.
5. Работа в группах. Слайд №11
Ученики делятся на три группы. Каждой группе даются три задания:
1) Объяснить термины: «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр» (термины записаны на карточках, стоят на столе.)
2) Составить памятки экологической безопасности (одна группа составляет памятку о воде, вторая - о воздухе, третья – о продуктах).
Проверка того, как дети понимают термины «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр». От каждой группы выступает по одному человеку, остальные уточняют и добавляют его ответ.
Далее проверяется составленные памятки экологической безопасности.
Примеры: Воздух
-не занимайся физкультурой и спортом вблизи автомобилей – во время пробежки ты будешь вдыхать большое количество вредных газов;
-Не оставайся в закрытом помещении (гараже) во время работы двигателя автомобиля – ты можешь потерять сознание, а при сильном отравлении газом даже умереть;
-не гуляй по улице во время тумана – это может быть смог;
-разводи комнатные растения, которые очищают воздух; деревья, кустарники и цветы очищают городской воздух; очищает и увлажняет воздух кондиционер; попроси взрослых не курить в квартире.
Вода
-нельзя купаться возле промышленных стоков;
-пей только кипячёную или очищенную воду;
-очищай воду в домашних условиях с помощью специальных бытовых фильтров.
Продукты
-не собирай грибы. Ягоды, овощи, фрукты, лечебные травы вблизи автомагистралей, свалок, заводов;
-перед едой мой фрукты и овощи в тёплой кипячёной воде;
-не ешь продукты, в которых истёк срок хранения;
-все продукты должны иметь сертификат качества, который находится у продавца.
-Вы отлично поработали в группах и постараетесь хорошо выполнить самостоятельную работу.
IV. Первичная проверка понимания новых знаний и способов действий.
1. Самостоятельная работа
Каждому ученику выдаётся карточка с заданием: соедини начало фраз и их окончание, и ты получишь правила бережного отношения к природе.
- Экономно относясь к продуктам,
-Включая свет,
-Сортируя мусор,
Починив протекающий кран,
-Покупая товары со знаком с вторичной переработки упаковки.
-Изучая природу,
Охраняя растения,
…экономишь и сберегаешь воздух от загрязнения.
…бережёшь чистую воду.
…узнаешь, как её сберечь.
…даёшь возможность снова сделать полезные вещи.
…бережёшь плодородные земли и труд людей.
…бережёшь чистый воздух.
…сохраняешь леса.
2. Самопроверка по карточке «Проверь».
3. Заполни телеграмму правильно.
Слайд №11.
V. Информация о дифференцированном домашнем задании.
1. Прочитать текст в учебнике «Экологическая безопасность» С.29-33;
Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» с.34.
2. Задание № 3,4,6 в рабочей тетради с.20 (дополнительное).
(Придумай условные знаки к правилам личной экологической безопасности).
При подготовке к домашнему заданию вы можете использовать различные источники информации: учебник «Мир вокруг нас», книгу «Первые экологические уроки», интернет.
VI. Итог урока. Рефлексия.
- Закончите предложение.
Экологическая безопасность – это….
Слайд №12.
«Экологическая безопасность – это защита от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды».
- Поделитесь впечатлениями о нашем уроке.
-Пригодятся ли вам знания, приобретённые на этом уроке в дальнейшем?
-Если пригодятся, то где?
-Закончите предложение.
Урок заставил меня задуматься над…
-Что вы открыли для себя нового?
-Выставление оценок.
Приложение.
Карточка №1
«Экологическая безопасность»
«Цепь загрязнения»
«Бытовой фильтр»
Карточка №2
«Проверь»
- Экономно относясь к продуктам,
-Включая свет,
-Сортируя мусор,
Починив протекающий кран,
-Покупая товары со знаком с вторичной переработки упаковки.
-Изучая природу,
Охраняя растения,
…экономишь и сберегаешь воздух от загрязнения.
…бережёшь чистую воду.
…узнаешь, как её сберечь.
…даёшь возможность снова сделать полезные вещи.
…бережёшь плодородные земли и труд людей.
…бережёшь чистый воздух.
…сохраняешь леса.