Тип урока: Интегрированный с элементами исследования и критического мышления.
- изучение новой темы по химии и географии
Цель урока: Формирование знаний об алюминии и алюминиевой промышленности.
Планируемые результаты:
личностные :
формирование познавательного интереса ; необходимости знаний в практической жизни человека.
метапредметные:
-познавательные :умение строить высказывания в устной и письменной форме; осуществлять контроль своей деятельности, оценивать результаты деятельности, умение работать с текстом и таблицами.
-коммуникативные: умение работать в паре, группе при выполнении задания; вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам.
-регулятивные: умение организовывать выполнение заданий; осуществлять рефлексию своей деятельности.
предметные:. Умение писать уравнения химических реакций, схемы строения атомов;
умение работать с картами атласа.
Орг.момент
Приветствие.
Х. Продолжаем знакомство с металлами. Обратите внимание на предметы, скажите, что их объединяет?........Значит, знакомимся сегодня…….?
Определите, пожалуйста, круг своих задач! (свойства, применение, география производства, биологическая роль)
Хорошо. Запишите тему урока «Алюминий. Алюминиевая промышленность»
Чтобы работа спорилась, предлагаю искать ответ на вопросы: ПОЧЕМУ АЛЮМИНИЙ ТАК ВАЖЕН ЧЕЛОВЕКУ? И быть или не быть алюминиевой посуде на кухне (вопрос на доске)
- положение алюминия в ПСХЭ // Строение атома элемента (валентность, степень окисления)
- применение алюминия – сообщение Рамиля
? Какие физические свойства алюминия способствуют изготовлению из него различных предметов? Работа с текстом учебника с.165. ответ учащихся
- найти в э/х ряду напряжений алюминий. Сделать выводы (активность, с какими веществами вступает в реакцию, при каких условиях).
- написать уравнения реакций 5 человек
География
- Демонстрация боксита( основное сырье для алюминиевой промышленности)
Точной датой рождения промышленности алюминия в России называют 14 мая 1932 года, когда на заводе в Ленинградской области был получен первый слиток алюминия. С этого времени на территории СССР начинают строить заводы по его производству. Выясним, какие условия учитывают металлурги при производстве алюминия? Другими словами, что влияет на географию алюминиевой промышленности, и где находятся её крупные центры. Ответ нам поможет найти анализ карт атласа.
-Самостоятельная работа с картой ( парная) Назовите основные центры алюминиевой промышленности.
-Работа с текстом(индивидуальная)
1.Первое месторождение было открыто в 1914 г. под Санкт-Петербургом, рядом с городом Тихвин. На данном месторождении было построено 6 заводов. Самый большой - это Волховский алюминиевый завод. На сегодняшний день Тихвинское месторождение истощено и работает в основном на привозном сырье.
Североонежское месторождение находится по дороге на Кольский полуостров. Тиманское месторождение (Республика Коми, Воркута). Канадцы заинтересованы в данном месторождении, поэтому планируют строительство заводов ("Коми Суал" - холдинг).
2. В 1931 г. было открыто уникальное Северо-Уральское месторождение высококачественных бокситов (СУБР). Оно послужило базой для строительства в 1939 г. Уральского алюминиевого завода (УАЗ). А на основе Южно-уральского бокситового рудника (ЮУБР) был построен Богословский алюминиевый завод (БАЗ).
На Земле много месторождений бокситов , но Россия недостаточно обеспечена этим сырьем..
На сегодняшний день главными поставщиками боксита являются:
-Работа с таблицей (парная) и коллективное обсуждение
Видео (на 1.20 минуте)
Групповая работа.
1 гр. Какова биологическая роль алюминия. Изучить, сделать выводы.
Биологическая роль
Пищевые источники алюминия: чай, морковь, овсянка, пшеница, горох, рис, картофель, некоторые травы. Плавленый сыр тоже содержит алюминий.Источниками алюминия являются лекарственные вещества (например, антациды), а также такие часто используемые вещи, как дезодоранты, бумажные полотенца и салфетки, а также продукты, контактирующие с алюминиевой фольгой.
В сутки в организм человека поступает около 2-3 мг алюминия, при этом с мочой алюминий может выводится со скоростью до 10-15 мг/сутки
Причины избытка алюминия в организме:
Избыточное поступление алюминия с пищевыми продуктами (в частности при использовании алюминиевой посуды для приготовления пищи);
Высокое содержание алюминия в окружающей среде (путь поступления – ингаляционный);
Чрезмерное поступление алюминия с лекарственными препаратами, а также косметическими средствами (например, дезодорантами);
Хроническая почечная недостаточность, препятствующая выводу алюминия из организма, что, соответственно, способствует накоплению алюминия;
Острые отравления соединениями алюминия на производстве.
Последствия избытка алюминия
При избыточном поступлении возможно развитие негативных эффектов.
нарушения памяти, нервозность, наклонность к депрессии, трудности в обучении в детстве и прогрессирующее старческое слабоумие;
Остеомаляция (размягчение костей), а также связанные с ней переломы и др. заболевания опорно-двигательного аппарата.
2 гр. Быть или не быть алюминиевой посуде на кухне?
Рассмотрите дно алюминиевой кастрюли. Подумайте, откуда на дне посуды выемки-углубления? Найдите ответ в предаваемом ниже тексте.