kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Металлургический комплекс России

Нажмите, чтобы узнать подробности

По уровню развития металлургии всегда определялась степень экономического и военного могущества государства. Она служила и служит фундаментом машиностроения. В металлургический комплекс входят черная и цветная металлургия.

Как и остальные отрасли, черная металлургия в 90-е годы была в стадии падения производства, которое к концу десятилетия замед­лилось, а в 1999 г. появились признаки подъема.

Возникнув в центральных районах Европейской России, чер­ная металлургия с XVIII в. стала активно развиваться на Урале, ко­торый с тех пор является главной металлургической базой страны.

В состав черной металлургии входят добыча и обогащение руды, производство чугуна, стали и проката,коксование угля, производство ряда вспомогательных материалов. Основа отрас­ли — цепочка последовательных производств: чугун-сталь-про­кат. Исходя из степени охвата предприятием этих стадий, разли­чают следующие типы металлургических заводов: 1) комбинаты полного цикла, производящие чугун, сталь, прокат, а в ряде случа­ев также кокс и железную руду; 2) заводы неполного цикла (чу­гун + сталь, сталь + прокат или только один из трех продуктов); 3) малая металлургия (производство металла на машиностроитель­ных заводах); 4) заводы по производству ферросплавов (сплавы железа с хромом, марганцем и т. д. для придания стали требуемых свойств); 5) бездеменная металлургия (производство стали из руды, минуя доменный процесс).

В России основная часть металла производится на крупных комбинатах полного цикла. Эта особенность нашей черной ме­таллургии имеет как положительные, так и отрицательные сто­роны. На крупных предприятиях продукция дешевле, но при этом резко возрастают транспортные расходы на ее перевозку из нескольких крупных предприятий по всей стране, а также эколо­гическая нагрузка. Эта отрасль — одна из самых «грязных». Горо­да с крупными металлургическими предприятиями входят в спи­сок самых загрязненных в России. Важнейшие факторы, влияю­щие на размещение отрасли, — сырьевой, топливный и потреби­тельский.

На территории России выделяют три базы черной металлургии.

Уральская. В ней производится почти половина чугуна, стали и проката страны, используется уголь Кузбасса, железная руда КМА и собственных месторождений. Значительный удельный вес име­ют здесь уголь и руда, импортируемые из Казахстана. Крупней­шие предприятия находятся в Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Челябинске, Новотроицке. Уральская база — это крупнейшее в стране производство чугуна, стали, проката, стальных труб, фер­росплавов, высококачественного металла на ряде небольших ме­таллургических заводов, наличие крупного местного потребителя черных металлов (металлоемкое машиностроение). К недостаткам базы относятся отсутствие собственных коксующихся углей и не­достаток воды.

Центральная. Использует уголь Донбасса, Печорского бассей­на, Кузбасса, железную руду КМА и Кольско-Карельского района. Крупнейшие предприятия в Липецке, Старом Осколе, Череповце. Новолипецкий металлургический комбинат — один из лучших по технико-экономическим показателям, а Оскольский электроме­таллургический комбинат — единственный в России, работающий по прогрессивной технологии бездоменного производства стали. Преимущество базы — наличие крупнейшего в стране железоруд­ного бассейна и потребителей металла, недостаток — отсутствие коксующихся углей, дефицит топливно-энергетических и водных ресурсов.

Сибирская. Использует уголь Кузбасса, железную руду Горной Шории, Хакасии и Ангаро-Илимского бассейна. Крупнейшие предприятия — в Новокузнецке. Преимущества этой базы — соб­ственные железные руды, кокс, обилие воды, сдерживающий фак­тор — удаленность от потребителей, расположенных в основном в европейской части страны.

Цветная металлургия — это часть металлургического комплекса, имеющая ряд отличий от черной металлургии. Отрасль отличается от черной металлургии значительно большим разнообразием ме­таллов и их сплавов при меньшем объеме производства каждого из них, гораздо меньшим процентным содержанием металлов в руде, что привязывает цветную металлургию к районам добычи сырья.

Выплавка алюминия привязана к крупным источникам элект­роэнергии, в основном к гидроэлектростанциям, так как произ­водство 1т этого металла требует 20тыс. кВт-ч электроэнергии. Крупнейшие предприятия находятся в Красноярске, Братске, Шелехове, Саяногорске. Сырьем служит глинозем, производимый из бокситов (месторождения Плесецк, Бокситогорск, Североу-ральск и т. д.) и нефелинов (Кировск, Горячегорск и др.).

Технологический процесс в алюминиевой промышленности имеет две стадии: производство глинозема (оксида алюминия) и выплавка чистого металла. В связи с этим сформировались три типа предприятий: полного цикла (глинозем + алюминий) — Вол­хов, Каменск-Уральский, Краснотурьинск; по производству гли­нозема — Бокситогорск, Пикалево, Ачинск; по выплавке алюми­ния — Надвоицы, Кандалакша, Волгоград, Братск, Красноярск, Саяногорск, Шелехов.

Зародилась алюминиевая промышленность России в 1932 г., когда на Волховском заводе был получен первый алюминий. В на­стоящее время годовой объем производства алюминия находится на уровне 2,5-3 млн т. Россия занимает одно из первых мест в мире по его производству и экспорту.

Медная промышленность возникла в России на Урале, но соб­ственные месторождения медных руд в настоящее время суще­ственно истощены, заводы часто используют привозное сырье. На Урале действуют предприятия как по производству черновой (Красноуральский, Кировградский и другие заводы), так и по выплавке рафинированной (Кыштымский, Верхнепышминский заводы) меди.

Никелевая промышленность развита в Северном экономичес­ком районе (Мончегорск) на базе месторождений Кольского по­луострова и концентратов из Норильска, на Урале (Верхний Уфа-лей, Орск) — на местном и привозном сырье, в Восточной Сибири (Норильск) — на собственных рудах. Россия — крупный экспортер никеля (100-150 тыс. т в год).

Производство основных видов цветных металлов (кроме алю­миния) в течение 90-х годов снижалось (свинца более чем на 50%, олова, цинка, никеля на 35-40%).

Эта отрасль очень энергоемка. В ней по объемам производства выделяются алюминий, медь, никель, свинец, цинк, олово.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Металлургический комплекс России »

План-конспект урока «Металлургический комплекс»


Цель урока: Познакомить учащихся с понятием «Металлургия», показать географическое расположение данной отрасли народного хозяйства и её сырьевой базы, дать представление о производстве чугуна и о химических процессах , происходящих при этом.
Образовательные цели:

▪Познакомить учащихся с металлургическим комплексом страны;

▪Продолжить формирование представлений об основных межотраслевых комплексах;

▪Выявить особенности и значение металлургического комплекса;

▪Сформировать знания о типах металлургических предприятий и факторах их размещения

▪Изучить структуру и значение металлургии, определить факторы размещения металлургического комплекса, дать понятия «комбинат», «металлургическая база». ▪Составить характеристику металлургических баз России;

▪Сформировать представления о факторах размещения и географии чёрной металлургии и цветной металлургии;

▪Сформировать представление о роли металлургического комплекса в хозяйстве страны;

Развивающие цели:

▪Развивать умения воспринимать словесную и наглядную информацию, развивать познавательный интерес к работе с географическими картами, развивать устную речь;

▪Развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное во время работы с географическими картами;

▪Развивать умения работать с различными источниками географической информации;

▪Развивать навыки коммуникативного общения;

▪Продолжить формирование умения составлять характеристику металлургической базы по картам и статистическим материалам;

▪Прогнозировать развитие черной и цветной металлургии;

Воспитательные цели:

▪Продолжить формирование положительного отношения к предмету. Воспитание патриотических чувств и подготовка учащихся к активному созидательному труду на благо Родины. Воспитание сотворчества, взаимопомощи, конструктивного взаимодействия;

▪В целях экологического воспитания показать влияние металлургического комплекса на окружающую среду;

▪Формировать географическую картину мира на основе знаний о металлургическом комплексе;

▪ Реализовать принцип связи изучаемого на уроке с жизнью;

Адаптационные цели:

▪Адаптация материала на личность уч-ся, с помощью учебника, иллюстраций, атласа;

▪Помочь каждому ученику понять в чем особенности металлургического комплекса.

Средства обучения урока: Карты России: полезных ископаемых, черной и цветной металлургии; тематические карты атласа, образцы полезных ископаемых для производства черных и цветных металлов.

Методы и формы обучения: Беседа о металлургическом комплексе и его значении в хозяйстве и отражение результатов беседы в тетрадях (схема, план и т.д.). Прослушивание объяснения об особенностях металлургического производства и запись в тетради. Составление схемы «Факторы размещения черной и цветной металлургии». Чтение тематических карт и составление блок-схем «Металлургические базы».







Тест по теме «Топливно-энергетический комплекс»:

1.Группа электростанций, объединенных линиями электропередачи, образует……..

2.К неисчерпаемым источникам энергии относятся:

а) энергия ветра;                            б)энергия Солнца;

в)природный газ;                            г)нефть.

 

     3. Крупнейшие ГЭС России построены на реке:

           а)Волге;                                           б)Ангаре;    

           в)Енисее;                                         г) Оби.  

 

     4. На этой электростанции вырабатывают электроэнергию и тепло:

          а) ТЭС;                                             б) ГЭС;

          в) ТЭЦ;                                             г) АЭС.

 

     5. Наибольшая доля электроэнергии вырабатывается на:

           а) ТЭС;              б) ГЭС;                   в) АЭС.

 

     6. Укажите город-центр Печорского угольного бассейна:

         а) Ухта;                                               б) Сыктывкар;

         в) Воркута;                                          г) Нарьян-Мар.

 

     7. АЭС на Урале называется:

         а) Обнинская;                                     б) Белоярская;

         в) Билибинская;                                 г) Балаковская. 

                             

      8. При строительстве ГЭС учитывают наличие:

         а) природных условий;

б) топлива;

         в) транспортной магистрали.

 

      9. Самая дешевая энергия производится на:

         а) АЭС;                    б) ТЭС;                в) ГЭС.

 

      10. Экологически самый чистый вид топлива:

          а) торф;                                               б) газ;

          в) уголь;                                              г) дрова.

 

 






План урока.


Этапы урока

Основное содержание

Методы, приемы

Время,мин.

Орг.момент.

Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку.

Беседа.

1-2

Проверка домашнего задания.


Тестовая работа по теме «Электроэнергетика»

Ответы: 1-энергосистема; 2- А, Б; 3-В; 4-В; 5-А; 6-В; 7-Б; 8-А; 9-В; 10-Б.  

 


Письменная проверочная тестовая работа


5

Изучение нового материала.

  1. Особенности металлургического производства.

  2. Тематические карты черной и цветной металлургии.

  3. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры.

Беседа о металлургическом комплексе и его значении в хозяйстве и отражение результатов беседы в тетрадях (схема, план и т.д.). Прослушивание объяснения об особенностях металлургического производства и запись в тетради. Составление схемы «Факторы размещения черной и цветной металлургии». Чтение тематических карт и составление блок-схем «Металлургические базы».




20

Закрепление

Самостоятельная работа на закрепление пройденного материала. Работа в группах

Выполнение данного задания. Работа в группах.

10

Сообщение домашнего задания.

§ 10 , задание №4 на стр. 60

Сообщение – презентация

по теме: «Машиностроительный комплекс»

1. Из истории отрасли

2..Экологические проблемы. На контурную карту нанести основные металлургические районы с крупнейшими металлургическими центрами: Уральский, Центральный, Сибирский металлургические районы.




Инструктаж по выполнению.

3


I.Здравствуйте, ребята, садитесь! Слушаю дежурного. Кто сегодня отсутствует?



II. На прошлом уроке мы с вами познакомились с особенностями электроэнергетики, давайте повторим предыдущий материл, выполнив тестовую работу, состоящую из 10 вопросов.


III. Ребята, цели нашего урока: выявить особенности и значение металлургического комплекса; раскрыть особенности черной и цветной металлургии; сформулировать проблемы металлургического комплекса и наметить пути их решения. Почему металл называют «хлебом» экономики?

Из истории Вся история человечества неразрывно связана с использованием металлов. Не случайно важнейшие этапы в развитии человеческого общества получили название по применяемым металлам: медный, бронзовый и железный века.

Металлургический комплекс-совокупность отраслей, производящих разнообразные металлы. В его состав входят черная и цветная металлургия.

Ребята, без металла не может развиваться экономика России. Такие отрасли, как автомобилестроение, военное производство, судостроение, строительство и др. не могут обходиться без стали.


В чем особенности металлургического
производства? Металлургия – сильнейший загрязнитель природы 40 % всех промышленных выбросов приходится на эту отрасль. Почти треть российских городов с самой напряженной экологической ситуацией являются крупными металлургическими центрами


Сегодня мы знакомимся с металлургическим комплексом – совокупностью отраслей производящих разнообразные металлы.

90 % всех металлов применяемых в современном производстве – это черные металлы ( железо и его сплавы ). Железо известно людям примерно 5.000 лет. Сначала его ценили дороже золота , так как использовалось только метеоритное железо , которое встречалось редко. Первая доменная печь была построена в близи города Тулы в 30-е годы 17 века.

Сегодня это важнейший конструкционный материал. Основной потребитель металла – это машиностроение. На одного человека приходится 550 кг. металла в год. Россия занимает 4-ое место в мире по выплавке черного металла после США, Японии и Китая.

Почему же железо используется в современном производстве чаще, чем другие металлы ?            

Действительно , земная кора на 5 % состоит из железа .Это второй , по распространенности в земной коре элемент, после алюминия .

Как называется руда , из которой выплавляют железо?

Это гематит, лимонит, магнетит.

Ребята скажите, пожалуйста, каково, по вашему мнению, значение металлургического комплекса?

- Сегодня вы познакомитесь с одной из старейших отраслей мировой и российской промышленности – черной металлургией. Без ее продукции – чугуна и стали – невозможно изготовить плуг или трактор, станок или локомотив, сеялку или автомобиль. Особенно велико значение стали, из этого конструкционного материала производят самые разные виды промышленной продукции.

- Давайте попробуем на минуту представить себе, что из нашего современного мира исчезла сталь. Разрушились бы заводы и трубопроводы, бытовая и сельскохозяйственная техника. Сталь можно сравнить с кальцием в организма человека, без кальция невозможна жизнь человека, без стали – промышленности.

Состав комплекса

Металлургия как отрасль промышленности включает



Чёрную металлургию -

Цветную металлургию -

Получение железа и его сплавов ( 90% всех

металлов, применяемых в современном производстве)

Получение более 70 металлов с более ценными свойствами (Сu, Sn, Mg, Ti и др.)


- Ребята, как видно из темы урока сегодня мы будем говорить о черной металлургии и цветной металлургии

- Металлургия включает в себя не только производство металлов, к ней относятся и другие производства, связанные с получением металлов: добыча и подготовка руды, топлива, вспомогательных материалов (огнеупоров, кислорода, цемента и т.д.) Поэтому основная часть черных металлов производится на так называемых комбинатах.

- Комбинаты – это предприятия, на которых осуществляются не только все стадии собственно металлургического процесса, но также и технологически связанные с ними производства других отраслей.

- Такая форма организации производства называется комбинированием.

Факторы размещения металлургических комбинатов

На размещение металлургических заводов влияют следующие факторы:

1.Близость к сырью (для производства 1 тонны чугуна требуется 6 тонн сырья)

2.Транспортный фактор (перевозка сырья)

3.Энергетический фактор ( бездоменная металлургия)

4.Водный ( для производства 1 тонны чугуна используется до 20 тонн воды)

5.Экологический ( в последние годы его значение возрастает, на долю предприятий черной металлургии приходится до четверти всего объема выбросов пыли, и окиси углерода, более половины окислов серы, существенно загрязняются поверхностные воды, ведь отрасль является крупнейшим потребителем воды в промышленности).

Металлургические базы


п/п

Название базы

Каменноугольный бассейн

Месторождение железной руды

Центры

1

Уральская

Кузбасс, Кизел (Пермская область)

Кушва, Качканар, Магнитогорск, КМА, Кольский полуостров

Магнитогорск, Челябинск, Екатеринбург, Нижний Тагил, Чусовой

2

Центральная

Воркута, Кузбасс

КМА, Костомукша (Карелия), Ковдор (Кольский полуостров), Оленегорек (Кольский полуостров)

Липецк, Череповец, Старый Оскол, Тула, Волгоград, Электросталь

3

Сибирская

Кузбасс, Южно-Якутский бассейн

Темиртау (Казахстан), Таштагол (Кемеровская область), Рудногорск (Иркутская область), Ирбинское месторождение (Красноярский край)

Новокузнецк, Красноярск, Новосибирск.



Металлургия Урала прошла трехвековой путь развития. За всю историю уральской металлургии было построено более 200 металлургических заводов. Главным фактором размещения является сырьевой: Уральские горы богаты железной рудой. На Урале находятся 4 металлургических гиганта: Нижнетагильский комбинат, Челябинский, Магнитогорский, Новотроицкий. Используют уголь Кузбасса.

 Проблемы: не хватает электроэнергии, железная руда поступает с Казахстана, т.к. свои месторождения истощены, сложная экологическая обстановка.

Центральная- создается на железных рудах КМА и Кольско-Карельского района, больших запасах металлолома. Коксующийся уголь Печорского бассейна не покрывает потребности и поэтому используется уголь Кузбасса и Донбасса. Центры- Череповец, Липецк, Старый Оскол.

Сибирская- в ее составе выделяют районы:

А) Южно-Сибирский- развивается на угле Кузнецкого бассейна и месторождениях железной руды Приангарья и Горной Шории. Это крупнейший производитель алюминия из местного (Ачинского) и уральского глинозема. Центры- Братск, Красноярск, Саяногорск, Шелехово.

 Б) Северо- Сибирский- развивается на разработке богатейших залежей медно-никелевых руд (Норильск). Часть перерабатывается на месте, а часть- на предприятиях Кольского полуострова и Красноярска.

 ▪Дальневосточная- планируется в Южной Якутии, где есть близость высококачественных железных руд (Таежное) и коксующихся углей (Южно- Якутский бассейн). Центры- Нерюнгри, Чульман. Благоприятные факторы: наличие угля и руды, отсутствие металлургических комбинатов в регионе, возможная ориентация на экспорт. Отрицательные факторы: неосвоенность района, отсутствие трудовых ресурсов.

 Вывод: Проблемой черной металлургии России является удаленность ряда сырьевых баз от потребителя. Так значительная часть топливно-энергетических и рудных ресурсов сосредоточена в восточных районах страны, тогда как крупнейшие потребители находятся в европейской части России. Нередко обогащенную железную руду и коксующийся уголь приходится везти за многие сотни километров от мест их добычи.

IV.Следующим этапом урока мы должны рассмотреть типы предприятий в составе черной металлургии и цветной металлургии. Но это будет ваша самостоятельная работа на закрепление пройденного материала. Работа в группах.

Типы предприятий заводов в составе черной металлургии

- В зависимости от сочетании технологических процессов в металлургическом комплексе выделяются различные типы предприятий (производств)

Задание на основе полученных знаний и учебника на ст.57 заполните таблицу.

Работа по вариантам
Типы предприятий и факторы размещения предприятий черной металлургии


Предприятия черной металлургии

Фактор размещения

Металлургические заводы полного цикла (комбинаты)


Передельная металлургия


Малая металлургия


Черная металлургия концентрируется преимущественно в Старооскольском и Губкинском районах

Предприятия цветной металлургии

Фактор размещения

Алюминиевая промышленность


Медная промышленность


Свинцово-цинковая промышленность



Результаты таблицы

Тип предприятия

Особенности технологии и виды производимой продукции

Принципы размещения

Наиболее целесообразные районы (города) для размещения

Заводы передельной металлургии

Выплавка производится из металлолома, отходов производства машиностроения

Транспортный

Вблизи потребителя. Крупные машиностроительные центры

Завод полного

цикла

Действуют все стадии технологического процесса: подготовка сырья к переработке, получение сначала чугуна, затем стали, проката черных металлов, труб. Переработка отходов

Зависит от сырья и топлива, на которые приходится большая часть затрат по выплавке чугуна, важен транспортный, экологический и трудовой факторы

Вблизи источников сырья и топлива. Урал, Сибирь

Электрометаллургический завод

Завод, в котором осуществляются не все стадии технологического процесса(например, только производство стали и проката)

Зависит от сырья и источников электроэнергии, важны потребительский, транспортный и трудовой факторы

Вблизи источников сырья, электроэнергии и потребителя. Европейская часть

Заводы малой металлургии

Предприятие неполного цикла, обычно представлено в виде отдельных подразделений по производству чугуна, стали или проката в составе крупных машиностроительных предприятий.

Размещаются там, где находятся машиностроительные заводы, важны потребительский, транспортный и трудовой факторы

Вблизи потребителя. Крупные машиностроительные центры



V. Ребята, открываем дневники и записываем домашнее задание: § 10 , задание №4 на стр. 60

Сообщение – презентация

по теме: «Машиностроительный комплекс»

1. Из истории отрасли

2..Экологические проблемы. На контурную карту нанести основные металлургические районы с крупнейшими металлургическими центрами: Уральский, Центральный, Сибирский металлургические районы.


































Приветствие. Ответ дежурного.


Выполняют тестовую работу.


Записывают тему урока.









Осмысление и восприятие полученной информации

















Дешевле, легче добывать, богаты многие руды

Красный железняк, бурый железняк, магнитный железняк, сидерит                                                














Вычерчивают схему в тетради












Запись в тетрадь





Записывают факторы размещения в тетрадь












Записи в тетрадь.






























Работа с картой и учебником.







Осмысление полученной информации и заполнение самостоятельно таблицы






































Заполнение таблицы в группах.



Ответы учащихся.































Запись д/з в дневник.

























































































































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Металлургический комплекс России

Автор: Егорова Татьяна Александровна

Дата: 01.10.2014

Номер свидетельства: 115969

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока Металлургический комплекс России. Черная металлургия.География 9 класс"
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-mietallurghichieskii-komplieks-rossii-chiernaia-mietallurghiia-gieoghrafiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "277855"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453009967"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Металлургический комплекс России. Черная металлургия. Презентация к уроку по географии 9 класс."
    ["seo_title"] => string(110) "mietallurghichieskii-komplieks-rossii-chiernaia-mietallurghiia-priezientatsiia-k-uroku-po-ghieoghrafii-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "277857"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453011639"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока по теме "Металлургический комплекс России""
    ["seo_title"] => string(56) "konspekt_uroka_po_teme_metallurgicheskii_kompleks_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "585887"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1630023235"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Металлургическеий комплекс России"
    ["seo_title"] => string(39) "mietallurghichieskieii-komplieks-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "265464"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449940880"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Металлургический комплекс, черный метал."
    ["seo_title"] => string(46) "mietallurghichieskii-komplieks-chiernyi-mietal"
    ["file_id"] => string(6) "322689"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461660355"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства