kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Алюминий и его соединения, применение алюминия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Алюминий и его соединения

Историческая справка. Название Алюминий происходит от латинского alumen - так ещё за 500 лет до н. э. назывались алюминиевые квасцы, которые применялись как протрава при крашении тканей и для дубления кожи. Датский учёный Х. К. Эрстед в 1825, действуя амальгамой калия на безводный AlCl3 и затем отгоняя ртуть, получил относительно чистый Алюминий. Первый промышленный способ производства Алюминия предложил в 1854 французский химик А. Э. Сент-Клер Девиль: способ заключался в восстановлении двойного хлорида алюминий и натрия Na3AICI6 металлическим натрием. Похожий по цвету на серебро, алюминий на первых порах ценился очень дорого, его использовали для изготовления украшений при Наполеоне. С 1855 по 1890 было получено всего 200 т алюминия. Современный способ получения алюминия электролизом криолито-глинозёмного расплава разработан в 1886году.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Алюминий и его соединения, применение алюминия»

Поурочный план

Класс 9

Тема урока: Алюминий и его соединения

Дата__________

Цель: Познакомиться с химическими свойствами алюминия, связанные с его строением и соединениями алюминия. Уметь выполнять опыты, составлять химические уравнения.

 Задачи: 
-обучающая: создать условия для получения учащимися знаний о положении алюминия в периодической системе Д.И.Менделеева, физических и химических свойствах алюминия, нахождении в природе, основных способах получения и значимости алюминия в жизни человека; 
-развивающая: способствовать развитию у учащихся логического мышления, умения анализировать и сравнивать, работать с дополнительной информацией; 
-воспитывающая: содействовать формированию представлений о причинно-следственных связях и отношениях, вырабатывать стремление к коллективизму, формировать мировоззренческое понятие о познаваемости природы. 

Тип урока: урок усвоения новых знаний. 

1.Организационный момент 
2. Введение в новую тему 
3. Изучение нового: 
Алюминий как химический элемент 
- Положение в ПС; 
- Строение атома; 
- Нахождение в природе 
Алюминий как простое вещество 
- История открытия и получения алюминия 
- Физические свойства алюминия; 
- Кристаллическая решетка алюминия; 
- Химические свойства алюминия; 
- Получение алюминия 
- Применение алюминия и его соединений; 
- Биологическая роль алюминия. 
4. Закрепление полученных знаний 
5. Домашнее задание 
6. Окончание урока 
7. Рефлексия 

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний учащихся. Работа у доски

Определите степени окисления, составьте электронный баланс, расставьте коэффициенты.

Два ученика работают у доски

Сa+HNO3 (к)  -  Сa(NO)3+N2O+H2O

Сu+HNO3 (р) - Сu(NO)3+NO+H2O

3. Изучение новой темы.

Какой химический элемент Д.И.Менделеев назвал металлом будущего? О каком элементе говорится?

Я - металл незаменимый,
Очень летчиком любимый,
Легкий, электропроводный,
А характер - переходный.(Алюминий)

Тема урока: Алюминий и его соединения

Историческая справка. Название Алюминий происходит от латинского alumen - так ещё за 500 лет до н. э. назывались алюминиевые квасцы, которые применялись как протрава при крашении тканей и для дубления кожи. Датский учёный Х. К. Эрстед в 1825, действуя амальгамой калия на безводный AlCl3 и затем отгоняя ртуть, получил относительно чистый Алюминий. Первый промышленный способ производства Алюминия предложил в 1854 французский химик А. Э. Сент-Клер Девиль: способ заключался в восстановлении двойного хлорида алюминий и натрия Na3AICI6 металлическим натрием. Похожий по цвету на серебро, алюминий на первых порах ценился очень дорого, его использовали для изготовления украшений при Наполеоне. С 1855 по 1890 было получено всего 200 т алюминия. Современный способ получения алюминия электролизом криолито-глинозёмного расплава разработан в 1886году.

Положение алюминия по Периодической системе

1.3 период, 3 группа( п/группа А), Порядковый номер 13, относительная атомная масса 27.

2.Строение атома- заряд ядра +13, число уровней 3, расположение электронов на уровнях 2, 8, 3. Валентных электронов 3,

3. Проявляет валентность 3, степень окисления +3.Относится к амфотерным металлам.

Физические свойства алюминия:

Алюминий серебристо-белый металл. плотностью 2,7г/см? , имеет высокую теплопроводность и электрическую проводимость, высокую пластичность и хорошую коррозионную стойкость. Он легко поддаётся ковке, штамповке, прокатке, волочению .Температура плавления 660 градусов.(Демонстрация опыта: Нагревание кончика алюминиевой проволоки)

Чистый алюминий в промышленности получают методом электролиза раствора глинозема в расплавленном криолите.

Химические свойства алюминия

При нормальных условиях алюминий покрыт тонкой и прочной окисной плёнкой и потому не реагирует с классическими окислителями: с H2O (t°);O2, HNO3 (без нагревания). Благодаря этому алюминий практически не подвержен коррозии и потому широко востребован современной промышленностью. Легко реагирует с простыми веществами:

с кислородом, образуя оксид алюминия:

4Al + 3O2 = 2Al2O3

с галогенами (кроме фтора), образуя хлоридбромид или иодид алюминия:

2Al +3I 2 = 2All3 (демонстрация опыта: Йод смешивают с порошком алюминия, размельчают йод песиком, капля воды на смесь служит катализатором -опыт проводят в вытяжном шкафу).

с серой, образуя сульфид алюминия:

2Al + 3S = Al2S3

с азотом, образуя нитрид алюминия:

2Al + N2 = 2AlN

Со сложными веществами:

с водой (после удаления защитной оксидной пленки, например,амальгамированием или растворами горячей щёлочи):

2Al + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2

со щелочами (с образованием тетрагидроксоалюминатов и другихалюминатов):

2Al + 2NaOH + 6H2O = 2Na[Al(OH)4] + 3H2

2NaOH+2H2O + 2Al = 2NaAlO2 + 3H2

Легко растворяется в соляной и разбавленной серной кислотах:

2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2

2Al + 3H2SO4(разб) = Al2(SO4)3 + 3H2

При нагревании растворяется в кислотах - окислителях, образующих растворимые соли алюминия:

8Al + 15H2SO4(конц) = 4Al2(SO4)3 + 3H2S + 12H2O

Al + 6HNO3(конц) = Al(NO3)3 + 3NO2 + 3H2O

Восстанавливает металлы из их оксидов (алюминотермия):

8Al + 3Fe3O4 = 4Al2O3 + 9Fe(демонстрация опыта: смесь порошка алюминия и оксида железа(III) помещают на кольцо в штативе с асбестом,, вниз под штатив кладут емкость с песком. В смесь, для начала реакции ,помещают магниевую ленту и ее поджигают- реакция яркая,,запоминающая)

2Al + Cr2O3 = Al2O3 + 2Cr

Алюминаты. Алюминатные растворы

Оксид алюминия - соединение амфотерное, т.е. обладающее одновременно основными и кислотными свойствами. Поэтому оксид, а также его гидроксиды растворяются как в кислотах, так и в щелочах. При растворении гидроксида алюминия в кислотах образуются алюминиевые соли соответствующих кислот, например,

Al2O3+3Н24 = Al2(SO4)3 + 3H2O (Учащиеся выполняют сами опыты)

Al2O3+ 2NaOH = 2NaA1O2+H2O

2Al(ОН)3+3Н24 = Al2(SO4)3 + 6H2O.

При растворении гидроксида алюминия в щелочах образуются соли метаалюминиевой кислоты HAlO2, которые носят название алюминатов, например,

Al(OH)3+NaOH = NaA1O2+2H2O.

Al(OH)3 + KOH = K[Al(OH)4] (тетрагидроксоалюминат калия)

Применение алюминия

- для производства легких сплавов (дюралюмин, силумин) в самолето- и автомобилестроении

- для алитирования чугунных и стальных изделий с целью повышения их коррозионной стойкости

- для термической сварки

- для получения редких металлов в свободном виде

- в строительной промышленности

- для изготовления контейнеров, фольги и т.п.

Обобщение

1.Составьте уравнения реакций по схемам:

а) оксид Al - Al - оксид Al+ -  сульфат Al - гидроксид Al

б)

Домашнее задание: __________________________________________________




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Алюминий и его соединения, применение алюминия

Автор: Абжанова Алеся Федоровна

Дата: 15.03.2016

Номер свидетельства: 306068

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Алюминий и его соединения "
    ["seo_title"] => string(31) "aliuminii-i-iegho-soiedinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "184934"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426128575"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока химии "Алюминий и его соединения" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-khimii-aliuminii-i-iegho-soiedinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "172679"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423845426"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Алюминий и его соединения. Урок химии."
    ["seo_title"] => string(43) "aliuminii-i-iegho-soiedinieniia-urok-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "286497"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454344525"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Презентация "Алюминий и его соединения" "
    ["seo_title"] => string(47) "priezientatsiia-aliuminii-i-iegho-soiedinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "223188"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1437391482"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока по теме "Кремний и его соединения" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-tiemie-kriemnii-i-iegho-soiedinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "224497"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438868377"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства