Тема: Соединения алюминия. Применения алюминия и его соединений.
Класс: 9
Продолжительность по времени: 40 мин.
Дата:
Цель: Образовательная
-Обеспечить в ходе урока усвоения знаний о соединениях алюминия: оксидах и гидроксидах.
- Продолжить формирование умений составлять уравнения реакций с участием амфотерных соединений.
- Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения школьниками комплекса знаний и способов деятельности.
- Организовать проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся.
- Способствовать воспитанию бережного отношения к химическим реактивам.
- Способствовать формированию умений и навыков работы школьников с помощью глобальной сети Интернет.
Развивающая
- Развитие у школьников умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, обобщать сами факты, логически развивать свои мысли.
- Развитие у учащихся умения делать выводы о связи химии с жизнью, иллюстрировать ответы конкретными примерами.
- Развивать умения и навыки работы с учебником, тетрадью, дополнительной литературой.
- Развитие практических умений и навыков работы с химическими реактивами и оборудованием.
- Развивать познавательный интерес у школьников при изучении данной темы через лабораторную работу.
Воспитывающая
- Показать связь изучаемого материала с жизнью.
- Показать практическую значимость знаний о соединениях алюминия.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок беседа.
Дидактические этапы: 1. Орг. Момент (2-3 мин.).
2. повторение пройденного материала (7-10 мин.).
3. актуализация знаний (1-2 мин.).
4. изучение нового материала ( 20-25 мин.).
5 закрепление нового материала (5-7 мин.).
6. домашнее задание (3-4 ми.).
Методы обучения:
Общие – объяснительно – иллюстративный;
Частные – словесно – наглядно – практический;
Конкретные – беседа, рассказ, объяснение, лабораторная работа.
Обеспечение на уроке: (на столе учащихся)
1. коллекция соединений алюминия.
2. Реактивы (Al2(SO4)3, NaOH, HCl.
3. Оборудование (пробирки).
Ход урока.
1. Организационный момент.
Инструкция по применению лекарственного препарата «Алмагель» для медицинского применения.
Зачитать: показания к применению, состав, фармакотерапевтическая группа.
Какие соединения алюминия вам еще известны?
Тема урока: Соединения алюминия. Применения алюминия и его соединений.
2. Повторение пройденного материала.
А) Положение алюминия в Периодической системы химических элементов, строение атома, физические свойства.
? На столе физические тела (предметы), что их всех объединяет?
! Рецензия учащихся (оценка устного ответа).
Б) Химические свойства алюминия.
?Почему алюминиевую посуду не используют в наше время?
Алюминиевую посуду называют посудой бедняков, так как этот металл способствует развитию старческого атеросклероза. При приготовлении пищи в такой посуде алюминий частично переходит в организм, где и накапливается. А в XIX веке на императорских приемах алюминиевая посуда была самой престижной. В такой посуде нельзя хранить кислую капусту, кислое молоко блюда из картофеля. Длительное воздействие кислот и щелочей разрушает оксидную пленку на алюминии, и металл проникает в пищу. Не стоит увлекаться блюдами, запеченными в фольге, не рекомендуется хранить в ней продукты. Содержание алюминия в организме человека массой 70 кг составляет 61 мг. Он находится во всех органах и тканях. Но больше всего его в печени, легких, костях и головном мозге. Алюминий принимает участие в построении эпителиальной и соединительной тканей и участвует в процессе регенерации костной ткани. Он активизирует действие пищеварительных ферментов и участвует в обмене фосфора. Алюминий практически содержится во всех продуктах питания. Но в основном источниками содержания алюминия являются продукты растительного происхождения, в них алюминия в 50-100 раз больше чем в продуктах животного происхождения. Больше всего алюминия содержится в овсянке, горохе, пшенице, рисе, картофеле, авокадо. А в хлебе его много, потому что при выпечке используется алюминиевая посуда
Алюминий влияет на здоровье человека. При приготовлении пищи в такой посуде содержание алюминия в пищевых продуктах увеличивается вдвое, т.к. частички алюминия «соскребаются» со стенок кастрюли и постепенно в организм поступает немалое количество алюминия.
Внимание! Опасность!
Избыток алюминия приводит к нарушению минерального обмена. В больших концентрациях алюминий отрицательно действует на нервную систему и может вызвать судороги, снижение или потерю памяти, способствует развитию старческого атеросклероза, у детей замедляется развитие, поражается желудок, кишечник. В этом случае помогут крапива, хвощ полевой, препараты, содержащие янтарную кислоту.
! Рецензия учащихся (оценка устного ответа).
В) Задача №7.
Вычислите объем водорода ( н. у.), который может быть получен при растворении в едком натре 270 мг сплава алюминия, содержащего 5% меди. Выход водорода примите равным 85% от теоретически возможного.
! Рецензия учащихся (оценка умений решать задачи).
Пока учащиеся готовятся у доски к устному ответу, остальные ребята решают тест.
Г) Тест.
1 вариант.
1.Электронная формула атома алюминия:
А) 1s22s22p63s23p1 Б) 1s22s22p63s1 В) 1s22s22p63s23p2 Г) 1s22s22p6
2. Вид химической связи в простом веществе алюминия:
А) ионная Б) ковалентная полярная В) ковалентная неполярная Г) металлическая.
3.Радиус атомов элементов 3-го периода с увеличением заряда ядра от щелочного металла к галогену:
А) изменяется периодически
Б) не изменяется
В) увеличивается
Г) уменьшается.
4. С разбавленной серной кислотой не взаимодействует:
А) алюминий Б) барий В) железо Г) ртуть.
5.Ряд, в котором все вещества реагируют с магнием:
А) S, H2O, NaOH Б) Cl2,O2,HCl В) Li, H2 SO4, KOH Г) CuO, Cu(OH)2, H3PO4
2 вариант.
1.Электронная формула атома натрия:
А) 1s22s22p63s23p2 Б) 1s22s22p63s1 В) 1s22s22p1 Г) 1s22s22p5
2. Вид химической связи в простом веществе кальция:
А) ионная Б) ковалентная полярная В) ковалентная неполярная Г) металлическая.
3.Простое вещество с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:
А) алюминий
Б) кремний
В) магний
Г) натрий.
4. С соляной кислотой не взаимодействует:
А) железо Б) кальций В) медь Г) цинк.
5.Ряд, в котором все вещества реагируют с кальцием:
А) CO2, H2,HCl Б) Cl2,H2O, H2 SO4 В) NaOH, H2 O, HCl Г) S, H2 SO4, SO3.
! Взаимопроверка.
Ответы: 1 вариант 1а, 2г, 3г, 4г, 5б.
2 вариант 1б, 2г, 3г, 4в, 5б.
3) Актуализация знаний.
В природе алюминий встречается только в виде соединений и по распространенности в земной коре занимает 1 место среди металлов и третье – среди всех элементов (после кислорода и кремния). Общее содержание алюминия в земной коре составляет около 9 % (по массе). Укажем важнейшее природные соединения алюминия.
Природные соединения алюминия.
Каолинит Боксит Корунд Нефелин Полевой шпат
Al2O3*2SiO2*2H2O Al2O3*nH2O Al2O3 Na2O*Al2O3*2SiO2 или орто-
Важнейшая составная Алюминиевая руда клаз.
часть глины. K2O*Al2O3*6SiO2
Боксит – горная порода, из которой получают алюминий.
Глинозем встречается в природе в кристаллическом виде, образуя минерал корунд. По твердости корунд занимает второе место после алмаза. Прозрачные кристаллы корунда, окрашенные в красный или синий цвет, представляют собой драгоценные камни – рубин и сапфир.
4) Изучение нового материала.
А) Рассказать по плану о соединении – гидроксид алюминия.
Гидроксид алюминия.
1) Молекулярная формула.
Al (OH)3 гидроксид алюминия. Ионная связь, ионная кристаллическая решетка.
2) Получение.
3) Физические свойства.
Белое кристаллическое вещество, практически не растворяющееся в воде.
4) Химические свойства.
Al(OH)3 –амфотерное вещество.
Дать определение амфотерные вещества.
Доказать, что гидроксид алюминия амфотерное вещество.
5) Применение.
Используется в химической промышленности, сварки стальных изделий, изготовление часов и точечных приборов.
! Рецензия учителя (оценка устного ответа).
Экспериментальная задача: Доказать, что Al(OH)3 – амфотерное вещество.
Светофор – оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов (красный – я умею сам, желтый – я умею, но не уверен, синий – нужна помощь).
Выполняется лабораторная работа по изучению амфотерности гидроксида алюминия.
! Рецензия учащихся (оценка умений решать экспериментальные задачи).
Б) Рассказать по плану о соединении – оксид алюминия.
Оксид алюминия.
1) Молекулярная формула.
Al2O3 – оксид алюминия, называемое также глиноземом, в природе встречается образуя минерал корунд. Ионная связь, ионная кристаллическая решетка.
2) Получение.
3) Физические свойства.
Твердое, тугоплавкое вещество (tпл.-2050), белого цвета.
4) Химические свойства.
Al2O3- амфотерное вещество.
Дать определение амфотерным веществам.
Докажем, что оксид алюминия – амфотерное вещество.
Оксид алюминия химически пассивен, реакции идут при нагревании.
5)Применение.
Как абразивный (шлифовочный) материал, в точных приборах и лазерах, для камней в часах.
! Рецензия учителя (оценка устного ответа).
5) Закрепление нового материала.
- О каких соединениях мы с вами сегодня говорили?
-К какому классу оксидов и гидроксидов можно отнести оксид алюминия и гидроксид алюминия?
- Дать понятие, какие вещества называются амфотерными?
6) Домашнее задание.
§16, упр 6 с. 115.
1. Составьте текст рекламы алюминия или изделий из него.
2. Составьте цепочку превращений с алюминием и осуществите ее.