kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему алюминий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: 1. расширить и углубить знания о металлах на примере переходного химического элемента – алюминия; 2. изучить его физические и химические свойства;  3. формировать экспериментальные навыки, доказывая амфотерность алюминия;  4. развивать творческое мышление учащихся.

Оборудование: алюминий металлический, алюминиевый порошок, алюминиевая фольга и пластинка, образцы природных соединений и сплавов алюминия, кристаллический йод, растворы кислот и щелочей, пробирки, схема электролиза оксида алюминия, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания

Учитель вызывает к доске ученика с выполненной домашней задачей. Пока учащийся решает у доски, проводится фронтальный опрос класса по следующим вопросам:

  1. охарактеризуйте свойства элементов второй группы главной подгруппы;
  2. какое применение имеют соединения кальция?
  3. охарактеризуйте биологическую роль кальция и магния;

Решение домашней задачи:СаСО3+2НNO3 = Ca( NO3 )2+CO2+H2OНайдем массу карбоната кальция в известняке:

m (CaCO3) = 400*0,5 = 200г

n (CaCO3) = m/M = 200/100 = 2 моль

n (CaCO3) = n (CO2) = 2 моль

V (CO2) = n*VV = 2*22,4 = 44, 8 л.

Ответ: выделилось 44, 8 л  углекислого газа.

  1. Объяснение нового материала

Учитель: Мы уже изучили элементы первой и второй группы. Из третьей группы изучается только алюминий. Посмотрите на периодическую систему. Где он расположен? Да, алюминий – это элемент третьего периода и третьей группы главной подгруппы. Он относится к секции р – элементов. Алюминий по распространенности в природе (после кислорода и кремния) занимает третье место – 7,5% по массе. Первый  в 1825г получил металлический алюминий датский ученый Эрстед, затем в 1827г – немецкий химик Велер. Название элемент получил по исходному веществу для получения квасцы – по-латыни «алюмен».

         Первоначально алюминий ценился выше золота и применялся для изготовления ювелирных изделий. Например, император Франции Наполеон 3 очень гордился, что на устроенном им банкете члены царской семьи были удостоены чести пользоваться алюминиевыми вилками и ложками, тогда как остальные гости были вынуждены довольствоваться золотыми и серебряными. А в 1889г во время пребывания в Лондоне великого русского химика Д. И. Менделеева ему в знак почета были преподнесены весы, сделанные из золота и алюминия.

         А, теперь запишите первый пункт:1. Нахождение в природе.

         Встречается алюминий в природе в связанном виде, обычно, в форме кислородных соединений:

Al2O3- корунд

Al2O3*nH2O – боксит

Al2O3*2SiO2*2H2O – каолинит

AlF3*2NaF – криолит

(при этом классу демонстрируются природные соединения алюминия).

         Драгоценные камни – красный рубин и синий сапфир – это природные прозрачные, окрашенные примесями кристаллы корунда.

         Записываем второй пункт:

2. Получение Взгляните на схему электролиза (на доске вывешивается схема электролиза оксида алюминия). В промышленности получение алюминия основано на электролизе оксида алюминия. Оксид алюминия плавится при температуре 2053оС. Осуществить такой электролиз трудно. Оказалось, что оксид алюминия хорошо диссоциирует на ионы в расплавленном минерале криолите при 950оС. (Предлагается одному ученику выйти к доске и написать электролиз с помощью учителя).

         Ученик: Процесс диссоциации оксида алюминия в расплаве криолита:

Al2O3 = 2Al+3 + 3O-2

AlF3 = Al+3 + 3F-1

3NaF = 3Na+ + 3F-1

         На катоде Al+3, Na+. Al+3 обладает большей способностью восстанавливаться в ряду напряжения металлов.

         На аноде: О-2 обладает большей способностью окисляться по ряду активности неметаллов.

         2Al2O3 = 4Al + 3O2↑

         Учитель: Запишите третий пункт:

3.Физические свойства

(Учитель демонстрирует алюминий металлический и алюминиевую

фольгу и пластинку). Учащиеся сами отмечают его физические свойства.

         Алюминий – металл серебристо-белого цвета. Он относится к легким металлам. Температура плавления низкая. Алюминий пластичен, легко вытягивается в проволоку, прокатывается в листы и фольгу, обладает хорошей электропроводимостью и теплопроводностью. По электропроводности уступает лишь серебру и меди.

         Как вы думаете, почему для изготовления  электропроводов используется алюминий, а не медь? (Алюминий дешевле). 

    Учитель: Обсудим следующий пункт:

         4. Химические свойства алюминия

 Из повседневного опыта вы знаете, что в алюминиевой  посуде кипятят воду, варят пищу. Означает ли это, что алюминий химически неактивен? Нет. В ряду напряжения алюминий стоит значительно левее водорода, следовательно, он должен быть активным.

Алюминий – единственный очень активный металл, который широко используется  в  быту в чистом  виде. Этот факт объясняется очень просто -алюминий  покрыт тонкой, но очень прочной пленкой своего оксида, какой нет у большинства других металлов. Другие металлы также покрыты оксидной  пленкой, но эта пленка рыхлая, не прочная, поэтому эти металлы быстро корродируют, разрушаются.

1) взаимодействие с водой  

         Нужно сначала оксидную пленку снять. Для  этого алюминий амальгируют   (на амальгированной  поверхности оксидная пленка не удерживается), или применить температуру.

          2Al + 6H2О = 2Al(OH)3↓  +3H2  ↑        

2) взаимодействие с неметаллами. (Учащиеся выходят к доске и пишут предложенные уравнения)

            4Al + 3O2 = 2Al2O3

             Учитель: Реакции алюминия с галогенами идут при комнатной температуре, но для осуществления реакции с йодом необходим катализатор- капля воды. Сейчас я вам продемонстрирую эту реакцию, а вы запишите реакцию и составьте к ней электронный баланс, определите процессы окисления и восстановления (один ученик пишет на доске реакцию).

2Al + 3I = 2AlI3  иодид алюминия

2Al0- 3e → Al3+  окисление восстановитель

3I20 + 2e→ 2I-    восстановление окислитель

              Учитель: Для осуществления реакции алюминия с йодом необходимо тщательно перемешать в фарфоровой ступке одинаковые объемы порошкообразного алюминия и кристаллического йода. Затем, смесь аккуратно собрать в кучку на середине дна ступки. Сделать на вершине кучки углубление. Поставить ступку под тягу! И только после этого добавить в сделанное углубление одну каплю воды. Произойдет сильное нагревание смеси, начнется выделения огня с брызгами алюминия.

3) взаимодействие с кислотами (учащийся пишет у доски)

2Al+6HCL=2AlCL3+3H2 (учитель демонстрирует реакцию)

4) взаимодействие со щелочами

    Алюминий амфотерен. До этого свойства, вы уже могли самостоятельно писать реакции. А теперь вы познакомитесь с новым свойством: алюминий реагирует с выделением водорода не только с кислотами, но и со щелочами.

2AL+6H2O+2NaOH=2Na(AL(OH)4)+3H2

                                      Тетрагидроксоалюминат натрия

(Демонстрируется выделение водорода в реакции с щелочью.)

5) взаимодействие с оксидами

2AL+Cr2O3=2Cr+AL2O3   - алюминотермия

Учитель: Для осуществления реакции соляной кислотой необходимо алюминевую пластинку поместить в пробирку с хлороводородной кислотой. Вы увидите выделения газа. Затем пластинку нужно вынуть из кислоты, обмыть водой и отпустить концентрированную азотную кислоту. Наблюдаете пассивацию алюминия.

Для осуществления реакции со щелочью необходимо поместить несколько гранул алюминия в пробирку и прилить 4-5 мл раствора гидроксида  натрия. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Содержимое пробирки слегка подогреть. Наблюдаете выделение газа.

5) Учитель: Применение алюминия связано с его физическими и химическими свойствами. Сейчас я буду говорить, где применяется, а вы будете говорить, на каком свойстве основано это применение.

1. Получение металлов (хром, никель, кобальт, ванадий, титан, марганец и др.) – алюминотермия

2. Изготовление посуды (пластичность и покрыт прочной оксидной пленкой)

3. Изготовление электротехники (высокая электропроводность)

4. Изготовление сплавов с медью и магнием (легкий металл)

5. Изготовление серебряных красок (из-за оксидной пленки обладает стойкостью к коррозии).

6. Перевозка концентрированной азотной кислоты (пассивация алюминия)

4.Закрепление

Тест:

1. Что защищает алюминий от коррозии?

А) защитная оксидная пленка

Б) высокая теплопроводность

В) низкая химическая активность

2. Название «крылатый металл» алюминий получил за применение в:

А) кораблестроении

Б) авиации

В) строительстве?

3. Широкое применение алюминия в электротехнике обусловлено:

А) высокой прочностью

Б) малой плотностью

В) хорошей электропроводностью?

4. Основным способом получения алюминия является:

А) электролиз

Б) гидролиз

В) пиролиз?

5. Широко применяется алюминий для упаковки:

А) хлеба

Б) колбас

В) шоколада?

6. Основными рудами алюминия в природе являются:

А) гематиты

Б) шеелиты

В) бокситы?

7. Один из сплавов алюминия в России получил название:

А) дюралюминий

Б) силумин

В) кольчугалюминий?

8. Алюминий может растворяться в горячих концентрированных растворах:

А) этилового спирта

Б) соляной кислоты

В) поваренной соли?

5.Домашнее задание

Учитель: дома вам нужно будет прочитать 57, 58 параграфы, задание 1 на странице 306 (Сатбалдина) выполнить письменно.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему алюминий »

Тема урока: Алюминий

Класс: 9


Тип урока: изучение нового материала


Цели урока: 1. расширить и углубить знания о металлах на примере переходного химического элемента – алюминия;

2. изучить его физические и химические свойства;

3. формировать экспериментальные навыки, доказывая амфотерность алюминия;

4. развивать творческое мышление учащихся.


Оборудование: алюминий металлический, алюминиевый порошок, алюминиевая фольга и пластинка, образцы природных соединений и сплавов алюминия, кристаллический йод, растворы кислот и щелочей, пробирки, схема электролиза оксида алюминия, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.


Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания

Учитель вызывает к доске ученика с выполненной домашней задачей. Пока учащийся решает у доски, проводится фронтальный опрос класса по следующим вопросам:

  1. охарактеризуйте свойства элементов второй группы главной подгруппы;

  2. какое применение имеют соединения кальция?

  3. охарактеризуйте биологическую роль кальция и магния;

Решение домашней задачи:

СаСО3+2НNO3 = Ca( NO3 )2+CO2+H2O

Найдем массу карбоната кальция в известняке:

m (CaCO3) = 400*0,5 = 200г

n (CaCO3) = m/M = 200/100 = 2 моль

n (CaCO3) = n (CO2) = 2 моль

V (CO2) = n*VV = 2*22,4 = 44, 8 л.

Ответ: выделилось 44, 8 л углекислого газа.

  1. Объяснение нового материала

Учитель: Мы уже изучили элементы первой и второй группы. Из третьей группы изучается только алюминий. Посмотрите на периодическую систему. Где он расположен? Да, алюминий – это элемент третьего периода и третьей группы главной подгруппы. Он относится к секции р – элементов. Алюминий по распространенности в природе (после кислорода и кремния) занимает третье место – 7,5% по массе.

Первый в 1825г получил металлический алюминий датский ученый Эрстед, затем в 1827г – немецкий химик Велер. Название элемент получил по исходному веществу для получения квасцы – по-латыни «алюмен».

Первоначально алюминий ценился выше золота и применялся для изготовления ювелирных изделий. Например, император Франции Наполеон 3 очень гордился, что на устроенном им банкете члены царской семьи были удостоены чести пользоваться алюминиевыми вилками и ложками, тогда как остальные гости были вынуждены довольствоваться золотыми и серебряными. А в 1889г во время пребывания в Лондоне великого русского химика Д. И. Менделеева ему в знак почета были преподнесены весы, сделанные из золота и алюминия.

А, теперь запишите первый пункт:

1. Нахождение в природе.

Встречается алюминий в природе в связанном виде, обычно, в форме кислородных соединений:

Al2O3- корунд

Al2O3*nH2O – боксит

Al2O3*2SiO2*2H2O – каолинит

AlF3*2NaF – криолит

(при этом классу демонстрируются природные соединения алюминия).

Драгоценные камни – красный рубин и синий сапфир – это природные прозрачные, окрашенные примесями кристаллы корунда.

Записываем второй пункт:

2. Получение

Взгляните на схему электролиза (на доске вывешивается схема электролиза оксида алюминия). В промышленности получение алюминия основано на электролизе оксида алюминия. Оксид алюминия плавится при температуре 2053оС. Осуществить такой электролиз трудно. Оказалось, что оксид алюминия хорошо диссоциирует на ионы в расплавленном минерале криолите при 950оС. (Предлагается одному ученику выйти к доске и написать электролиз с помощью учителя).

Ученик: Процесс диссоциации оксида алюминия в расплаве криолита:

Al2O3 = 2Al+3 + 3O-2

AlF3 = Al+3 + 3F-1

3NaF = 3Na+ + 3F-1

На катоде Al+3, Na+. Al+3 обладает большей способностью восстанавливаться в ряду напряжения металлов.

На аноде: О-2 обладает большей способностью окисляться по ряду активности неметаллов.

2Al2O3 = 4Al + 3O2

Учитель: Запишите третий пункт:

3.Физические свойства

(Учитель демонстрирует алюминий металлический и алюминиевую

фольгу и пластинку). Учащиеся сами отмечают его физические свойства.

Алюминий – металл серебристо-белого цвета. Он относится к легким металлам. Температура плавления низкая. Алюминий пластичен, легко вытягивается в проволоку, прокатывается в листы и фольгу, обладает хорошей электропроводимостью и теплопроводностью. По электропроводности уступает лишь серебру и меди.

Как вы думаете, почему для изготовления электропроводов используется алюминий, а не медь? (Алюминий дешевле).

Учитель: Обсудим следующий пункт:

4. Химические свойства алюминия

Из повседневного опыта вы знаете, что в алюминиевой посуде кипятят воду, варят пищу. Означает ли это, что алюминий химически неактивен? Нет. В ряду напряжения алюминий стоит значительно левее водорода, следовательно, он должен быть активным.

Алюминий – единственный очень активный металл, который широко используется в быту в чистом виде. Этот факт объясняется очень просто -алюминий покрыт тонкой, но очень прочной пленкой своего оксида, какой нет у большинства других металлов. Другие металлы также покрыты оксидной пленкой, но эта пленка рыхлая, не прочная, поэтому эти металлы быстро корродируют, разрушаются.

1) взаимодействие с водой

Нужно сначала оксидную пленку снять. Для этого алюминий амальгируют (на амальгированной поверхности оксидная пленка не удерживается), или применить температуру.

2Al + 6H2О = 2Al(OH)3↓ +3H2

2) взаимодействие с неметаллами. (Учащиеся выходят к доске и пишут предложенные уравнения)

4Al + 3O2 = 2Al2O3

Учитель: Реакции алюминия с галогенами идут при комнатной температуре, но для осуществления реакции с йодом необходим катализатор- капля воды. Сейчас я вам продемонстрирую эту реакцию, а вы запишите реакцию и составьте к ней электронный баланс, определите процессы окисления и восстановления (один ученик пишет на доске реакцию).

2Al + 3I = 2AlI3 иодид алюминия

2Al0- 3e → Al3+ окисление восстановитель

3I20 + 2e→ 2I- восстановление окислитель

Учитель: Для осуществления реакции алюминия с йодом необходимо тщательно перемешать в фарфоровой ступке одинаковые объемы порошкообразного алюминия и кристаллического йода. Затем, смесь аккуратно собрать в кучку на середине дна ступки. Сделать на вершине кучки углубление. Поставить ступку под тягу! И только после этого добавить в сделанное углубление одну каплю воды. Произойдет сильное нагревание смеси, начнется выделения огня с брызгами алюминия.

3) взаимодействие с кислотами (учащийся пишет у доски)

2Al+6HCL=2AlCL3+3H2 (учитель демонстрирует реакцию)

4) взаимодействие со щелочами

Алюминий амфотерен. До этого свойства, вы уже могли самостоятельно писать реакции. А теперь вы познакомитесь с новым свойством: алюминий реагирует с выделением водорода не только с кислотами, но и со щелочами.

2AL+6H2O+2NaOH=2Na(AL(OH)4)+3H2

Тетрагидроксоалюминат натрия

(Демонстрируется выделение водорода в реакции с щелочью.)

5) взаимодействие с оксидами

2AL+Cr2O3=2Cr+AL2O3 - алюминотермия

Учитель: Для осуществления реакции соляной кислотой необходимо алюминевую пластинку поместить в пробирку с хлороводородной кислотой. Вы увидите выделения газа. Затем пластинку нужно вынуть из кислоты, обмыть водой и отпустить концентрированную азотную кислоту. Наблюдаете пассивацию алюминия.

Для осуществления реакции со щелочью необходимо поместить несколько гранул алюминия в пробирку и прилить 4-5 мл раствора гидроксида натрия. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Содержимое пробирки слегка подогреть. Наблюдаете выделение газа.

5) Учитель: Применение алюминия связано с его физическими и химическими свойствами. Сейчас я буду говорить, где применяется, а вы будете говорить, на каком свойстве основано это применение.

1. Получение металлов (хром, никель, кобальт, ванадий, титан, марганец и др.) – алюминотермия

2. Изготовление посуды (пластичность и покрыт прочной оксидной пленкой)

3. Изготовление электротехники (высокая электропроводность)

4. Изготовление сплавов с медью и магнием (легкий металл)

5. Изготовление серебряных красок (из-за оксидной пленки обладает стойкостью к коррозии).

6. Перевозка концентрированной азотной кислоты (пассивация алюминия)

4.Закрепление

Тест:

1. Что защищает алюминий от коррозии?

А) защитная оксидная пленка

Б) высокая теплопроводность

В) низкая химическая активность

2. Название «крылатый металл» алюминий получил за применение в:

А) кораблестроении

Б) авиации

В) строительстве?

3. Широкое применение алюминия в электротехнике обусловлено:

А) высокой прочностью

Б) малой плотностью

В) хорошей электропроводностью?

4. Основным способом получения алюминия является:

А) электролиз

Б) гидролиз

В) пиролиз?

5. Широко применяется алюминий для упаковки:

А) хлеба

Б) колбас

В) шоколада?

6. Основными рудами алюминия в природе являются:

А) гематиты

Б) шеелиты

В) бокситы?

7. Один из сплавов алюминия в России получил название:

А) дюралюминий

Б) силумин

В) кольчугалюминий?

8. Алюминий может растворяться в горячих концентрированных растворах:

А) этилового спирта

Б) соляной кислоты

В) поваренной соли?

5.Домашнее задание

Учитель: дома вам нужно будет прочитать 57, 58 параграфы, задание 1 на странице 306 (Сатбалдина) выполнить письменно.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
конспект урока на тему алюминий

Автор: Асадулина Альфия Ринатовна

Дата: 01.04.2015

Номер свидетельства: 195380

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Конспект урока "Алюминий" "
    ["seo_title"] => string(25) "konspiekt-uroka-aliuminii"
    ["file_id"] => string(6) "243083"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445617744"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Конспект урока на тему "Алюминий" "
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-uroka-na-tiemu-aliuminii"
    ["file_id"] => string(6) "119543"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413460191"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "конспект урока по химии "Соединения алюминия" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-po-khimii-soiedinieniia-aliuminiia"
    ["file_id"] => string(6) "234258"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443380408"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Алюминий. Физические и химические свойства "
    ["seo_title"] => string(49) "aliuminii-fizichieskiie-i-khimichieskiie-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "160084"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422001660"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Физические и химические  свойства алюминия "
    ["seo_title"] => string(50) "fizichieskiie-i-khimichieskiie-svoistva-aliuminiia"
    ["file_id"] => string(6) "160745"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422111379"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства