Просмотр содержимого документа
«Занятие для детей "Что значит быть гражданином"»
ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ СВОЕЙ
СТРАНЫ
… Люблю тебя моя Россия, за ясный свет твоих очей, за ум за подвиги святые, за голос звонкий как ручей …
Цель: способствовать осознанию воспитанников необходимости и значимости гражданства и понимания роли гражданина в жизни государства. Формировать представления учащихся о государственных символах России, о Конституции РФ, основных правах и обязанностях граждан.
Задачи: -Создать условия для размышления детей о человеческих ценностях.
-Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы, помочь детям осознать их значимость в достижении общей цели.
-Воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию России.
-Создать условия для воспитания культуры речевого общения, потребности нести людям добро.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Методы ведения занятия: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.
Ожидаемый результат: Воспитанники должны знать функциональное значение государственных символов России, основные права и обязанности граждан, стремиться к выполнению законов жизни класса.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, фломастеры, слова пословиц на листочках, запись гимна РФ, карточка с гербом и флагом, рисунок детской ладони для голосования, таблички с человеческими ценностями
Ход занятия
1. Организационный момент. -Что для вас, ребята, является самым дорогим в жизни?(жизнь, здоровье, родители, свобода, труд, жилище, друзья)
-Без чего еще человек не может быть по-настоящему счастлив? Что же еще для него является очень важным? (Родина.) 2. Актуализация, мотивация. Постановка проблемы.
Беседа о ценностях человека.
Жил-был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ». По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути», - решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Всё чаще и чаще вспоминает человек о своей, семье, о доме, друзьях … Завелась тоска и гложет изнутри. Заболел Человек от тоски. Лежит, не встаёт с постели. И чувствует он – «ЗОВЁТ» его Родина. И как только приехал - в родной город, к любимым людям, сразу всё у него наладилось, выздоровел Человек. Как же рад Человек был видеть снова свою СЕМЬЮ, свою СТРАНУ, свой НАРОД.
-Почему же Человек заскучал? Ребята, а что же такое Родина?
Если скажут слово «Родина», Сразу в памяти встает Старый сад, в саду – смородина, Толстый тополь у ворот. У реки березка-скромница И ромашковый бугор, А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор,
В лужах первые кораблики, Над скакалкой топот ног И большой соседней фабрики Громкий, радостный гудок, …Или степь от маков красная, Золотая целина… Родина бывает разная, Но у всех она одна.
- Значит, о чем мы сегодня будем разговаривать? ( о Родине)
- А как называется страна, в которой мы с вами живём? (Правильно – Россия).(Слайды 2,3)
- Цель нашей беседы сегодня: почувствовать себя гражданами своей страны, ответственными за её судьбу, желание быть полезным своей стране. Я надеюсь, что в результате нашей совместной работы мы почувствуем себя частью российского общества.
- А кто такой гражданин? (Слайд 4)
- Чтобы стать гражданином страны, достаточно просто родиться, вырасти и жить в ней? Что нужно для того, чтобы быть гражданином своей страны? Действительно, необходимо уважительно относиться к своей стране, её традициям и обычаям, иметь активную гражданскую позицию, испытывать гордость за свою страну.
Быть гражданином – это значит – любить свою Родину, чувствовать ответственность за ее судьбу, ее будущее. Это значит служить Отечеству, стремиться к его благу, способствовать его славе, жертвовать при необходимости личным благополучием и даже - жизнью. Вот как сильно нужно любить м беречь свою РОДИНУ!!
- А вы знаете пословицы о Родине? Ответы учащихся.
- А наши предки тоже любили свою Родину и сложили много стихов, пословиц о ней.
Любовь к Родине сильнее смерти.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Родных нет, а по родимой сторонке сердце ноет.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Всякому мила своя сторона.
Где жить, тем и слыть.
За морем теплее, а у нас светлее.
- Давайте поиграем.
- Разделитесь на группы. Кто быстрее соберет пословицы и объяснит их.
(на столах в файлах на листочках записаны слова, которые нужно собрать в пословицы и объяснить их смысл).
Где кто родится, там и пригодится.
Если народ един, он непобедим.
Кто за Родину горой, тот и герой.
(Проверка задания ).
- Послушайте высказывания о Родине знаменитых людей (слайд 4).
(высказывание о Родине)
Кроме матери родной,
Нету матери на свете.
Кроме родины – иной
Нет родной земли на свете.
(Б. Укачин – алтайский поэт)
«Любовь к родине – первое достоинство цивилизованного человека,
гражданина своей страны».
(Наполеон Бонапарт- французский император, полководец).
- А вы согласны с этими людьми?
- А что должен знать о своей стране гражданин? ( Должен знать её историю, её государственные символы.)
-Назовите основные символы государства. (Герб, флаг, гимн).
3. Работа в группах. Символы России.
1) О гербе РОССИИ.
Наука, изучающая гербы, называется - геральдикой. Что такое герб? Вот как об этом пишет Владимир Иванович Даль. «Герб – щит с изображением на нем знаков, присвоенных государству, городу или дворянскому роду». Это очень древний герб. Он появился более пятисот лет назад – в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван Третий Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли. У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой орел на фоне российского флага.
ДЕТИ - Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия.
Правой лапой орел сжимает скипетр – это жезл, украшенный золотом и драгоценными камнями - СИМВОЛ царской власти.
В его левой лапе – держава - это золотой шар с крестом наверху - СИМВОЛ самостоятельного государства.
Над головами орла мы видим короны.
- Рассмотрите, пожалуйста, герб российской Федерации (Показываю). - Как называется наука о гербах? (Геральдика (Вывешиваю табличку)). - Когда появился первый российский герб? (Около 500 лет назад, в 1497 году). - Что держит орел в своих лапах на гербе России? (В правой лапе – скипетр, в левой - держава). - Что такое скипетр? А держава? - А что за всадник изображен на груди орла? (Это Святой Георгий Победоносец).
- Поработаем в группах. Я раздам вам изображения герба Российской Федерации. Ваша задача: приклеить недостающие детали. Вспомните правила работы в группе (Раздаю гербы с недостающими деталями).
- Итак, мы с вами познакомились с одним из символов Российской Федерации – гербом.
4. Физминутка.
Жура – Жура – журавель, Облетал ты сто земель, Облетал, обходил, Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?» Он ответил, пролетая: «Лучше нет родного края!»
2) О флаге РОССИИ. - Следующий отличительный знак нашего государства – флаг (Показываю). Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Флаг является символом объединения. Наука о флагах называется вексиллология.
- ДЕТИ - Флаг состоит из следующих частей: белый цвет - означает мир, чистоту, благородство; синий – честность, верность, безупречность; красный – силу и смелость, неустрашимость.
- В древности флаги использовались, чтобы объединять войско в бою, а поверженный вражеский стяг означал победу. В августе 1991 года российский триколор снова был введен как государственный флаг, 22 августа – это День Государственного флага Российской Федерации. Обобщающая беседа: - Как называется наука о флагах? (Вексиллология (Вывешиваю табличку)). - Когда отмечается День государственного флага Российской Федерации?(22 августа).
-Итак, мы познакомились со вторым символом нашего государства – флагом.
3) О гимне РОССИИ. - Третьим символом нашего государства является гимн.
АВТОРЫ: композитор Александр Васильевич Александров и поэт Сергей Владимирович Михалков.
ДЕТИ - Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает хвалебную торжественную песнь.
Обобщение. - Что обозначает слово «гимн»? - Назовите авторов слов и музыки гимна РФ. - А сейчас мы с вами прослушаем один куплет и припев Государственного гимна Российской Федерации.(Включаю гимн. Дети слушают стоя). - Итак, мы с вами познакомились с тремя основными символами нашего государства. К ним относятся - герб, флаг, гимн.
- Когда звучит гимн? (Во время торжественных мероприятий, праздников. (Сегодня праздник – День Конституции).
4) О Конституции РОССИИ.
- Что же такое Конституция? (Это основной закон Российской Федерации. (Показываю Конституцию). Это главный закон, который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности граждан). Гарантом Конституции является глава нашего государства – президент. - Кто является президентом нашей страны? (В.В.Путин) - Что такое Конституция ?
ДЕТИ – это главный закон, который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности граждан.
- Какими же правами обладает человек?
- Давайте попробуем сформулировать самые главные права человека. (Показываю табличку на доске «жизнь»). Самое главное, самое важное – право человека на жизнь. Но так думали не всегда. Было в древности такое государство – Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали его судьбу: если крепкий, здоровый – пусть живет, а если родился слабым, больным – бросали его со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? (Ответы учащихся.) - Физически слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым – помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов (Демонстрирую портрет) родился слабым и больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения. - Итак, каждый гражданин нашей страны имеет право на жизнь. А какие еще права человека вы можете назвать? (Используя таблички с главными ценностями человека, дети называют права). - Как вы считаете, мы назвали все права? (Нет. Когда вам исполнится 18 лет, вы будете пользоваться всеми правами, записанными в Конституции).
5. Принятие законов жизни класса.
- Конституция – основной закон нашей страны, в нем записаны основные права и обязанности граждан России. Но мне бы хотелось, чтобы у нас в классе были свои законы, которые необходимо выполнять каждому ученику нашего класса, чтобы стать достойным гражданином своей Родины. - Актив класса ознакомит вас с проектом данных законов.
1. Закон правды. Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь справедлив.
2. Закон добра. Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
3. Закон заботы. Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к одноклассникам. Помни об их интересах, потребностях, нуждах.
4. Закон милосердия. Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
5. Закон уважения. Хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других!
6. Закон чести. Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
- Что вы можете сказать о проекте законов? - Это проект законов можно утвердить. Для этого мы воспользуемся, как взрослые, правом на голосование.
- А голосовать мы будем необычным способом. У вас на партах лежат листы с обведенными вашими ладонями. Напишите на них свое имя. Кому хочется, чтобы наш класс был дружным, чтобы нам было хорошо и комфортно учиться, получать новые знания, может проголосовать за принятие законов жизни класса.
11. Рефлексия. (Дети прикрепляют «ладони» на доску).
12. Итог занятия. - Какие открытия вам удалось сделать сегодня на занятии?
- Что значит быть гражданином своей страны?
- Закончим наше занятие стихотворением Е. Синицына «Берегите Россию».
Берегите Россию – Нет России другой. Берегите ее тишину и покой, Это небо и солнце, Этот хлеб на столе И родное оконце В позабытом селе… Берегите Россию –
Без нее нам не жить, Берегите ее, Чтобы вечно ей быть Нашей правдой и силой, Всею нашей судьбой Берегите Россию – Нет России другой!
Законы класса
1. Закон правды. Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь справедлив.
2. Закон добра. Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
3. Закон заботы. Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к одноклассникам. Помни об их интересах, потребностях, нуждах.
4. Закон милосердия. Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
5. Закон уважения. Хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других!
6. Закон чести. Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
1. Берегите Россию – Нет России другой.
2. Берегите её тишину и покой, Это небо и солнце,
3. Этот хлеб на столе, И родное оконце
4. В позабытом селе… Берегите Россию –
5. Без неё нам не жить, Берегите её,
6. Чтобы вечно ей быть Нашей правдой и силой,
7. Всею нашей судьбой Берегите Россию – Нет России другой!