kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеурочное занятие для младших школьников "По страницам учебника русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

Задачи: Предметные: обучение творчеству; развитие интереса к занятиям по языку

Надпредметные: учить считывать  и понимать  информацию из разных источников (фотографии, схемы, таблицы); пользоваться дополнительными источниками информации; наблюдать, анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы.

Личностные: растить гражданина своей страны; развивать познавательные процессы учащихся (внимание, память, мышление, речь),   коммуникативные функции (умение работать в группе, принимать решение и обосновать его), воспитание ценностного отношения к богатству родного языка.

Продолжительность   занятия: 35 мин.

                                                                СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Организационный этап

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередная встреча с русским языком. Надеюсь, что у вас замечательное настроение, достаточный багаж знаний.

Учащиеся проверяют готовность своего рабочего места. 2 мин 

Создание проблемной ситуации

Было время, когда о буквах никто не знал и слыхом не слыхал, а люди все-таки умели передавать друг другу сообщения. Как они это делали?

Высказывают предположения

Рассматривание рисунков на скале 3мин.

Приложение № 1

Формулирование проблемы, планирование.

Учитель организует формулирование темы урока и цели учащимися

Однажды ученые обнаружили скалу с рисунками. Древний художник выбил на камне: лодку с гребцами, над ней – месяц и три кружочка – солнца, а пониже – пронзенных стрелами оленей и диких гусей. Что же говорят эти рисунки? Как прочитать?

   Рисунки говорят: «Мы плыли в лодке 1 месяц и 3 дня. Мы нашли место, богатое дичью, добыли много оленей и гусей, плывите за нами!»

С помощью учителя дети формулируют тему урока и ставят цель.

Дети дают разные пояснения. 3мин

Обобщение знаний

   Значит, как только возникла письменность, возник вопрос, как читать. Если написавший придавал письменным знакам одно значение, а читающий – другое, то ничего хорошего не получалось.

   Похожим картинным письмом пользуются и сегодня. Эти знаки можно увидеть и на наших улицах. Что это за знаки?

Ученики воспринимают полученную информацию и принимают участие в коллективном решении задач. Дети называют различные знаки. 2 мин

Приложение № 2.

Структурирование полученных знаний

   Значит, знаки тоже о чем-то говорят – увидев знак школы, к примеру, водитель сразу поймет: рядом школа, дети, поэтому надо быть особенно внимательным и осторожным. Как вы думаете можно ли письмами-знаками, письмами-картинками рассказать все на свете?

А вы попробуйте изобразить рисунками: «Кончил дело – гуляй смело!»

Дети высказывают свои варианты, обсуждают, выбирают более удачный. Принимают участие в коллективной работе класса     5 мин

Закрепление

.. Здесь уже одними рисунками не обойтись, необходимы слова. А для слов нужны буквы. Значит, письма-картинки не такие уж удобные. Поэтому древние египтяне составили из рисунков что-то вроде азбуки. Здесь каждый рисунок обозначал какое-нибудь слово, в основном предметы. Но когда надо было изобразить какое-нибудь действие, то получалось не очень понятно. Один и тот же рисунок ноги, к примеру, означал: иду, пришел, ушел, быстро… как хочешь, так и понимай – то ли быстрей приходи, то ли поскорей уходи. Путаница! Значит, нужны буквы, передающие смысл слов так, как человек их понимал. И эти буквы появились. Правда, на первых порах это были буквы-рисунки. И чтобы написать слово, надо было каждую букву обозначить рисунком. Например, слово нос изображали рисунки: нос – осел – сокол. Письмо получалось длиннющее. Представляете, каково было древним египтянам? Им приходилось держать целую армию писцов-художников.     3 мин

Приложение № 3.

Физминутка

Раз - подняться,   потянуться,Два - нагнуться, разогнуться,Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,Шесть – за парты тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.                       1мин

Контролирующее задание

Составьте из картинок слово рот.

Самостоятельная работа.  2 мин

Приложение        № 3..

Дополнительная информация

   Шли века, и писцы для простоты стали заменять некоторые сложные рисунки-буквы значками. Это уже было что-то вроде настоящих букв. Например, буква А похожа на перевернутую голову быка. Буква  Г когда-то обозначала угол, да и теперь на него похожа. М была морской волной, Р – головой лошади.

   Прежде чем попасть в наши буквари, буквы долго путешествовали из страны в страну и перетерпели много изменений.

   Первую на Руси «Азбуку-букварь» 400 лет тому назад напечатал для детей Иван Федоров. Он был первым в нашей стране, кто стал печатать книги на особом станке в типографии, а не переписывал их гусиным пером.

Дети воспринимают полученную информацию 2 мин.

Приложение № 4.

Творческие задания

1.Из одного слова – другое. Путем изменения только одной буквы из одного слова сделать другое: волк – полк – пола – поза – коза. Детям предлагается, путем нескольких превращений, сделать цепочку слов: час - … год.

2.Анаграммы. Путем перестановки букв решить анаграммы и исключить лишнее слово:

   саивл (слива)                ыйбле (белый)

   реох   (орех)                  йовубл (буйвол)

   шпаук (пушка)              иийнс (синий)

   шрауг  (груша)              ылай ( алый)

 3. Вставить слово, которое бы служило окончанием первого и началом второго слова:

       сок                          ток

ПЕ( … )ОЛ            ПО( … )АРЬ

        бар                         рай

АМ( … )АН           СА( …)ОН

 3. Найдите общее окончание для всех перечислен. слов:

ДР…      М…      ТР …                       (ель )                                           11 мин

Работа в парах

Рефлексия

- Как оцениваете свою работу? Покажите смайликом свое настроение.

Учащиеся по желанию озвучивают оценку своей деятельности на уроке.1 мин

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Бесова М.А. «В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет.- Ярославль: «Академия развития» 1997.

Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М: Педагогический поиск, 1999.

Ресурсы интернет

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                     

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие для младших школьников "По страницам учебника русского языка" »



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

СОШ «Образовательный центр» с.Тимашево

м.р. Кинель-Черкасский Самарской области





Внеурочное занятие для младших школьников



«По страницам учебника русского языка»



Учитель начальных классов


Уклеина Ирина Борисовна






2014 год


В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения.

Задача учителя, как мне кажется, состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. На это направлены те упражнения, которые я предлагаю учащимся на уроках во время внеклассных мероприятий  Современное общество предъявляет своим гражданам требование овладения навыками творческого мышления. Творчество перестает быть уделом единиц. Школа должна прореагировать на эти изменяющиеся условия. Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности – первостепенная задача современной школы.

        В настоящее время внимание к проблеме развития творческих способностей школьников усиливается во многих странах мира. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его,  находить решение любой проблемы. Это возможно только в результате  педагогической деятельности, создающей условия  для творческого развития учащихся. Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся является одной из наиболее актуальных.




Цель: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

Задачи: Предметные: обучение творчеству; развитие интереса к занятиям по языку

Надпредметные: учить считывать и понимать информацию из разных источников (фотографии, схемы, таблицы); пользоваться дополнительными источниками информации; наблюдать, анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы.

Личностные: растить гражданина своей страны; развивать познавательные процессы учащихся (внимание, память, мышление, речь), коммуникативные функции (умение работать в группе, принимать решение и обосновать его), воспитание ценностного отношения к богатству родного языка.

Продолжительность занятия: 35 мин.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

1

2

4

5

6

1

Организационный этап


Приветствует учащихся; настраивает на работу

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередная встреча с русским языком. Надеюсь, что у вас замечательное настроение, достаточный багаж знаний.

Учащиеся проверяют готовность своего рабочего места.

2 мин

3

Создание проблемной ситуации

Было время, когда о буквах никто не знал и слыхом не слыхал, а люди все-таки умели передавать друг другу сообщения. Как они это делали?

Высказывают предположения

Рассматривание рисунков на скале

3мин.

Приложение № 1

4

Формулирование проблемы, планирование.

Организует формулирование темы урока и цели учащимися

Однажды ученые обнаружили скалу с рисунками. Древний художник выбил на камне: лодку с гребцами, над ней – месяц и три кружочка – солнца, а пониже – пронзенных стрелами оленей и диких гусей. Что же говорят эти рисунки? Как прочитать?

Рисунки говорят: «Мы плыли в лодке 1 месяц и 3 дня. Мы нашли место, богатое дичью, добыли много оленей и гусей, плывите за нами!»

С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель.



Дети дают разные пояснения.



3мин


5

Обобщение знаний

Значит, как только возникла письменность, возник вопрос, как читать. Если написавший придавал письменным знакам одно значение, а читающий – другое, то ничего хорошего не получалось.

Похожим картинным письмом пользуются и сегодня. Эти знаки можно увидеть и на наших улицах. Что это за знаки?

Воспринимают полученную информацию и принимают участие в коллективном решении задач. Дети называют различные знаки.

2 мин


Приложение № 2.


6

Структурирование полученных знаний

Значит, знаки тоже о чем-то говорят – увидев знак школы, к примеру, водитель сразу поймет: рядом школа, дети, поэтому надо быть особенно внимательным и осторожным. Как вы думаете можно ли письмами-знаками, письмами-картинками рассказать все на свете?

А вы попробуйте изобразить рисунками: «Кончил дело – гуляй смело!»

Высказывают свои варианты, обсуждают, выбирают более удачный.

Принимают участие в коллективной работе класса

Работа детей

5 мин






7

Закрепление

.. Здесь уже одними рисунками не обойтись, необходимы слова. А для слов нужны буквы. Значит, письма-картинки не такие уж удобные. Поэтому древние египтяне составили из рисунков что-то вроде азбуки. Здесь каждый рисунок обозначал какое-нибудь слово, в основном предметы. Но когда надо было изобразить какое-нибудь действие, то получалось не очень понятно. Один и тот же рисунок ноги, к примеру, означал: иду, пришел, ушел, быстро… как хочешь, так и понимай – то ли быстрей приходи, то ли поскорей уходи. Путаница! Значит, нужны буквы, передающие смысл слов так, как человек их понимал. И эти буквы появились. Правда, на первых порах это были буквы-рисунки. И чтобы написать слово, надо было каждую букву обозначить рисунком. Например, слово нос изображали рисунки: нос – осел – сокол. Письмо получалось длиннющее. Представляете, каково было древним египтянам? Им приходилось держать целую армию писцов-художников.


3 мин
















Приложение № 3.

8

Физминутка

Раз - подняться, потянуться,Два - нагнуться, разогнуться,Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,Шесть – за парты тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

Выполняют физминутку

1мин


9

Контролирующее задание


Составьте из картинок слово рот.


Самостоятельная работа.


2 мин

Приложение № 3..

10

Дополнительная информация

Шли века, и писцы для простоты стали заменять некоторые сложные рисунки-буквы значками. Это уже было что-то вроде настоящих букв. Например, буква А похожа на перевернутую голову быка. Буква Г когда-то обозначала угол, да и теперь на него похожа. М была морской волной, Р – головой лошади.

Прежде чем попасть в наши буквари, буквы долго путешествовали из страны в страну и перетерпели много изменений.

Первую на Руси «Азбуку-букварь» 400 лет тому назад напечатал для детей Иван Федоров. Он был первым в нашей стране, кто стал печатать книги на особом станке в типографии, а не переписывал их гусиным пером.

Воспринимают полученную информацию

2 мин.

Приложение № 4.

11

Творческие задания

















1.Из одного слова – другое. Путем изменения только одной буквы из одного слова сделать другое: волк – полк – пола – поза – коза. Детям предлагается, путем нескольких превращений, сделать цепочку слов: час - … год.

2.Анаграммы. Путем перестановки букв решить анаграммы и исключить лишнее слово:

саивл (слива) ыйбле (белый)

реох (орех) йовубл (буйвол)

шпаук (пушка) иийнс (синий)

шрауг (груша) ылай ( алый)

3. Вставить слово, которое бы служило окончанием первого и началом второго слова:

сок ток

ПЕ( … )ОЛ ПО( … )АРЬ

бар рай

АМ( … )АН СА( …)ОН

3. Найдите общее окончание для всех перечислен. слов:

ДР… М… ТР … (ель )


















11 мин



Работа в парах



Рефлексия

- Как оцениваете свою работу? Покажите смайликом свое настроение.


Учащиеся по желанию озвучивают оценку своей деятельности на уроке.

1 мин


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. Бесова М.А. «В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет.- Ярославль: «Академия развития» 1997. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М: Педагогический поиск, 1999.


Ресурсы интерне

Приложение № 1.































Приложение № 2.


































Приложение № 3.


































Приложение № 4.















8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеурочное занятие для младших школьников "По страницам учебника русского языка"

Автор: Уклеина Ирина Борисовна

Дата: 14.06.2014

Номер свидетельства: 104725

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Олимпиадные развития как инструмент поддержки творческих способностей младших школьников "
    ["seo_title"] => string(100) "olimpiadnyie-razvitiia-kak-instrumient-poddierzhki-tvorchieskikh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "129478"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415716201"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Доклад на тему: «Патриотическое воспитание в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(66) "doklad-na-tiemu-patriotichieskoie-vospitaniie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "240472"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445015500"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) ""Использование ИКТ в работе учителя начальных классов." "
    ["seo_title"] => string(59) "ispol-zovaniie-ikt-v-rabotie-uchitielia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "215984"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432835984"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства