kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру "Я - гражданин России", 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Окружающий мир (3-й класс) ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО

Урок 27. РАЗДЕЛ VI. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ

Тема: Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ!

Цели: – ознакомить учеников с тем, как начался современный этап развития нашей страны, показать связь современной России с предшествующими эпохами. Ознакомить с основными символами современной России, основным законом, правами и обязанностями гражданина.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

- Общение начинается с приветствия. Европейцы при приветствии приподнимают шляпу и слегка кланяются. Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине. Латиноамериканцы обнимаются. Французы целуют друг друга в щеку. А как здороваются жители нашей страны? (пожимают друг другу руку)

– А как называется наша страна? (Россия)

- Можем ли мы назвать Россию своей Родиной!? (да, т.к. мы здесь родились и живем)

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, –

Что может быть сердцу милей?

И если бы нас вдруг спросили:

"А чем дорога вам страна?"

– Да тем, что для всех нас Россия,

Как мама родная, – одна!

 - Родиной – от слова «родиться», - называют место, где родились и живут. Каждый человек проживает в какой-либо стране. Значит, может назвать целую страну - РОДИНОЙ. А как же “ называют человека, который живет в той или иной стране?” (гражданином)

- И каждый из вас является ГРАЖДАНИНОМ Российской Федерации!

- А как доказать, что вы являетесь гражданином данной страны, если вас вдруг спросят в какой-то организации или в полиции? (показать паспорт)

- Уже при рождении человек получает свой первый документ - СВИДЕТЕЛЬСТВО О РОЖДЕНИИ, которое подтверждает его гражданство.

Перед вами копии самых главных документов, которые были выданы одному и тому же человеку. Прочитайте, что написано на обложке свидетельства о рождении. (Один из учеников читает вслух – СССР.)

На доске появляется запись:

Свидетельство о рождении выдано гражданину СССР.

Прочитайте, что написано на обложке паспорта. (Один из учеников читает вслух – Российская Федерация.)

На доске появляется запись:

Паспорт выдан гражданину Российской Федерации.

Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (Свидетельство о рождении выдано гражданину одного государства, а паспорт – гражданину другого).

Какой возникает вопрос?

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему изменилось гражданство жителей нашего государства, хотя они никуда не переезжали?

Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.

– Посмотрите на Реку времени. Что вы заметили? Какие у вас будут предположения по проблеме урока? (Река времени разбивается о камень, на котором написано «Распад СССР. 1991 г.». Река делает крутой поворот, времена «СССР» заканчиваются, начинаются времена «Современная Россия». Можно предположить, что государство СССР распалось, а новое государство стало называться Российская Федерация (как написано на паспорте).

От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии.

– Составим план урока.

План (примерный): 3

  1. Какие изменения произошли в государстве.
  2. Символы нового государства.
  3. Я – гражданин России.

 Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Поиск решения проблемы.

 3  1  4  4  3  2

 1. Изменения в государстве (СССР –> РФ).

Посмотрите на карту  СССР – это одно государство или много? (Одно.)

- Из каких крупных частей состояло это государство? (Из республик.)
- Какая республика была самой большой? (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика).

- Итак, до 90-х годов XX века наши старшие родственники являлись гражданами СССР и жили на территории одной из его республик.

Откройте учебник на стр. 111, посмотрите на карту. Что изменилось?

- Найдите в тексте после карты, как расшифровывается аббревиатура СНГ.

– О чём вам говорит слово «содружество»? (Ученики отвечают.)

Жителями какого государства мы теперь являемся? (Жителями России, Российской Федерации.)

– В тексте на с. 110 учебника найдите, когда произошли эти изменения в жизни нашего государства.

- Давайте сделаем выводы по первому пункту нашего плана.

- Откройте Р.Т. на стр. 50, выполните задание №1 без последнего предложения.  

Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

- Обратите внимание, что теперь у каждого из государств есть свои границы, своё правительство, армия, законы.

- А что ещё есть у каждого государства? Посмотрите на последнее предложение в задании. (государственные символы)

- Какие символы государств вы можете назвать? (Герб, флаг, гимн) Допишите их  в рабочую тетрадь.

 

2. Государственные символы современной России.

- Мы с вами переходим к работе со вторым пунктом нашего плана.

- У вас на партах лежат конверты с символами разных стран. Ваша задача: не только найти символы современной России, но и рассказать, когда мы в жизни встречаемся с ними. Где можно узнать информацию, которая вам не знакома? (интернет, библиотека, учебник…) Стр. 111.

1 группа: герб (ученики тренируются узнавать государственный символ современной России среди символов других стран);

2 группа: флаг (ученики тренируются узнавать государственный символ современной России среди символов других стран);

3 группа: гимн (ученики сравнивают тексты гимна СССР и современного гимна России).

Капитаны вывешивают символы на доску и рассказывают, где мы встречаем символы в жизни.

Физкультминутка. Гимн РФ.

 

3. Обновленному государству – обновленные законы (Конституция 1993 г.).

– Русский поэт Некрасов написал такие строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Что значит быть гражданином своего государства?  (дети высказывают предположения)

- Давайте проверим наши предположения  по учебнику по фрагменту «…гражданином быть обязан» до слов «…обязан их знать». Стр. 111-112

Мы выяснили, что в 1991 г. наше государство изменилось. А законы могут остаться прежними? (нет)

 - Итак, 12 декабря 1993 года основным законом нашей страны стала новая Конституция. В ней изложены наши обязанности и права.

Каждой группе даётся общий список прав и обязанностей, который нужно разделить на 2 группы. Права: на жизнь и свободу, на мед.обслуживание, на образование, на труд, на отдых, на личную неприкосновенность. Обязанности: соблюдать законы, защищать свою Родину, беречь природу, платить налоги, заботиться о своих близких, заботиться о стариках и детях.

- Мы выяснили, что каждый гражданин должен использовать свои гражданские права и выполнять гражданские обязанности. Посмотрите на таблицу, которая у нас получилась.

Если остаётся время, задание №2 Р.Т. стр.50.

- Вы можете себя назвать гражданами России? (да)

- Обоснуйте свой ответ в Р.Т. на стр. 51, вопрос 4 (заслушать несколько версий детей).

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

 2  1  4  4  6

- Посмотрите на доску, мы рассмотрели все пункты нашего плана.

Работа в группах.

  Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Почему изменилось гражданство жителей нашего государства, хотя они никуда не переезжали?)

Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что гражданство жителей нашей страны изменилось из-за того, что распалось государство СССР и на его месте были созданы независимые государства, в том числе и современная Россия, с обновленными законами, символами, порядками.

Применение нового знания можно организовать с помощью вопросов 1–8 после текста. Не обязательно отвечать в классе на все вопросы, отберите один-два вопроса, понравившиеся детям, а остальные можно дать желающим на дом.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙV. Домашнее задание.

Обязательное задание для всех: Параграф 22 читать, выполнить задание №3 в рабочей тетради к теме 22, а также выполнить творческое задание:

– Представь, что ты оказался в другой стране и тебе нужно попасть в российское посольство. Как, не зная языка, ты можешь объяснить, из какой ты страны? Напиши письмо домой с рассказом о твоих приключениях.

 

V. Итог урока.

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

– Что нового узнали?

– Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по окружающему миру "Я - гражданин России", 3 класс »

Окружающий мир (3-й класс)

ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО

Урок 27.

РАЗДЕЛ VI. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ

Тема: Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ!

Цели:

– ознакомить учеников с тем, как начался современный этап развития нашей страны, показать связь современной России с предшествующими эпохами. Ознакомить с основными символами современной России, основным законом, правами и обязанностями гражданина.


Этапы урока

Ход урока


Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.


4 1 3

- Общение начинается с приветствия. Европейцы при приветствии приподнимают шляпу и слегка кланяются. Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине. Латиноамериканцы обнимаются. Французы целуют друг друга в щеку. А как здороваются жители нашей страны? (пожимают друг другу руку)

– А как называется наша страна? (Россия)

- Можем ли мы назвать Россию своей Родиной!? (да, т.к. мы здесь родились и живем)

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, –

Что может быть сердцу милей?

И если бы нас вдруг спросили:

"А чем дорога вам страна?"

– Да тем, что для всех нас Россия,

Как мама родная, – одна!


 - Родиной – от слова «родиться», - называют место, где родились и живут. Каждый человек проживает в какой-либо стране. Значит, может назвать целую страну - РОДИНОЙ. А как же “ называют человека, который живет в той или иной стране?” (гражданином)



- И каждый из вас является ГРАЖДАНИНОМ Российской Федерации!

- А как доказать, что вы являетесь гражданином данной страны, если вас вдруг спросят в какой-то организации или в полиции? (показать паспорт)


- Уже при рождении человек получает свой первый документ - СВИДЕТЕЛЬСТВО О РОЖДЕНИИ, которое подтверждает его гражданство.


– Перед вами копии самых главных документов, которые были выданы одному и тому же человеку. Прочитайте, что написано на обложке свидетельства о рождении. (Один из учеников читает вслух – СССР.)


На доске появляется запись:

Свидетельство о рождении выдано гражданину СССР.

– Прочитайте, что написано на обложке паспорта. (Один из учеников читает вслух – Российская Федерация.)


На доске появляется запись:

Паспорт выдан гражданину Российской Федерации.


– Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (Свидетельство о рождении выдано гражданину одного государства, а паспорт – гражданину другого).

– Какой возникает вопрос?

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему изменилось гражданство жителей нашего государства, хотя они никуда не переезжали?

Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.


– Посмотрите на Реку времени. Что вы заметили? Какие у вас будут предположения по проблеме урока? (Река времени разбивается о камень, на котором написано «Распад СССР. 1991 г.». Река делает крутой поворот, времена «СССР» заканчиваются, начинаются времена «Современная Россия». Можно предположить, что государство СССР распалось, а новое государство стало называться Российская Федерация (как написано на паспорте).


От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии.


– Составим план урока.

План (примерный): 3

  1. Какие изменения произошли в государстве.

  2. Символы нового государства.

  3. Я – гражданин России.

Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)


ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Поиск решения проблемы.

3 1 4 4 3 2

1. Изменения в государстве (СССР – РФ).

– Посмотрите на карту СССР – это одно государство или много? (Одно.)

- Из каких крупных частей состояло это государство? (Из республик.)
- Какая республика была самой большой? (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика).

- Итак, до 90-х годов XX века наши старшие родственники являлись гражданами СССР и жили на территории одной из его республик.


– Откройте учебник на стр. 111, посмотрите на карту. Что изменилось?

- Найдите в тексте после карты, как расшифровывается аббревиатура СНГ.


– О чём вам говорит слово «содружество»? (Ученики отвечают.)


– Жителями какого государства мы теперь являемся? (Жителями России, Российской Федерации.)


– В тексте на с. 110 учебника найдите, когда произошли эти изменения в жизни нашего государства.


- Давайте сделаем выводы по первому пункту нашего плана.

- Откройте Р.Т. на стр. 50, выполните задание №1 без последнего предложения.


Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.


- Обратите внимание, что теперь у каждого из государств есть свои границы, своё правительство, армия, законы.


- А что ещё есть у каждого государства? Посмотрите на последнее предложение в задании. (государственные символы)

- Какие символы государств вы можете назвать? (Герб, флаг, гимн) Допишите их в рабочую тетрадь.


2. Государственные символы современной России.

- Мы с вами переходим к работе со вторым пунктом нашего плана.

- У вас на партах лежат конверты с символами разных стран. Ваша задача: не только найти символы современной России, но и рассказать, когда мы в жизни встречаемся с ними. Где можно узнать информацию, которая вам не знакома? (интернет, библиотека, учебник…) Стр. 111.


1 группа: герб (ученики тренируются узнавать государственный символ современной России среди символов других стран);


2 группа: флаг (ученики тренируются узнавать государственный символ современной России среди символов других стран);


3 группа: гимн (ученики сравнивают тексты гимна СССР и современного гимна России).

Капитаны вывешивают символы на доску и рассказывают, где мы встречаем символы в жизни.


Физкультминутка. Гимн РФ.


3. Обновленному государству – обновленные законы (Конституция 1993 г.).

– Русский поэт Некрасов написал такие строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Что значит быть гражданином своего государства? (дети высказывают предположения)

- Давайте проверим наши предположения по учебнику по фрагменту «…гражданином быть обязан» до слов «…обязан их знать». Стр. 111-112

– Мы выяснили, что в 1991 г. наше государство изменилось. А законы могут остаться прежними? (нет)

- Итак, 12 декабря 1993 года основным законом нашей страны стала новая Конституция. В ней изложены наши обязанности и права.

Каждой группе даётся общий список прав и обязанностей, который нужно разделить на 2 группы. Права: на жизнь и свободу, на мед.обслуживание, на образование, на труд, на отдых, на личную неприкосновенность. Обязанности: соблюдать законы, защищать свою Родину, беречь природу, платить налоги, заботиться о своих близких, заботиться о стариках и детях.

- Мы выяснили, что каждый гражданин должен использовать свои гражданские права и выполнять гражданские обязанности. Посмотрите на таблицу, которая у нас получилась.


Если остаётся время, задание №2 Р.Т. стр.50.


- Вы можете себя назвать гражданами России? (да)

- Обоснуйте свой ответ в Р.Т. на стр. 51, вопрос 4 (заслушать несколько версий детей).


ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

2 1 4 4 6

- Посмотрите на доску, мы рассмотрели все пункты нашего плана.

Работа в группах.

– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Почему изменилось гражданство жителей нашего государства, хотя они никуда не переезжали?)

– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что гражданство жителей нашей страны изменилось из-за того, что распалось государство СССР и на его месте были созданы независимые государства, в том числе и современная Россия, с обновленными законами, символами, порядками.

Применение нового знания можно организовать с помощью вопросов 1–8 после текста. Не обязательно отвечать в классе на все вопросы, отберите один-два вопроса, понравившиеся детям, а остальные можно дать желающим на дом.



ΙV. Домашнее задание.

Обязательное задание для всех: Параграф 22 читать, выполнить задание №3 в рабочей тетради к теме 22, а также выполнить творческое задание:

– Представь, что ты оказался в другой стране и тебе нужно попасть в российское посольство. Как, не зная языка, ты можешь объяснить, из какой ты страны? Напиши письмо домой с рассказом о твоих приключениях.


V. Итог урока.


– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?


– Что нового узнали?

– Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?





Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока по окружающему миру "Я - гражданин России", 3 класс

Автор: Родина Ольга Леонидовна

Дата: 18.06.2014

Номер свидетельства: 106710

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока окружающего мира во 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-vo-2-klassie-po-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "114373"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411471703"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект открытого урока по окружающему миру"
    ["seo_title"] => string(49) "konspekt_otkrytogo_uroka_po_okruzhaiushchemu_miru"
    ["file_id"] => string(6) "522475"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1570958819"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Основной закон России. Права человека в обществе"
    ["seo_title"] => string(55) "osnovnoi-zakon-rossii-prava-chielovieka-v-obshchiestvie"
    ["file_id"] => string(6) "288421"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454614471"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока по окружающему миру Тема: «Я - гражданин России»"
    ["seo_title"] => string(65) "konspekt_uroka_po_okruzhaiushchemu_miru_tema_ia_grazhdanin_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "542775"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1584211739"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока обществознания в 8 классе по теме: "Я человек, и я имею право"."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_obshchiestvoznaniia_v_8_klassie_po_tiemie_ia_chieloviek_i_ia_imi"
    ["file_id"] => string(6) "427923"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1505197790"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства