kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

8 класс

Г.А. Жапарова,

учитель русского языка и литературы

основная средняя школа имени Абая

с. Бородулиха, Восточно – Казахстанская область

Цель урока – показать уродующее влияние помещичье-крепостнической среды на формирование характера юноши и положительный авторский идеал в вопросах воспитания молодого поколения; развивать читательские умения; прививать истинные жизненные ценности.

Задачи урока:

Образовательные: 1. Формирование представления об истинном гражданине в комедии;

 2. Способствовать развитию навыков выразительного чтения, навыков анализа  драматического произведения.

Развивающие:  1. Продолжить развитие монологической и диалогической  речи  учащихся;

2. Развивать навыки групповой работы.          

Воспитательная. Способствовать воспитанию качеств истинного гражданина; показать важность семейного воспитания для становления личности; побудить к самовоспитанию;

Ожидаемые результаты:

  • освоение новой темы;
  • понимание конкретно-исторического и общечеловеческого смысла комедии;
  • понимание роли воспитания и самовоспитания в становлении личности;
  • умение аргументировать ответ текстом художественного произведения;
  • закрепление литературоведческих понятий;
  • развитие речи

Тип урока: комбинированный

Используемые стратегии: РКМЧП, ИКТ, модуль «Новые подходы в обучении», модуль «Оценивание»

Оборудование: интерактивная доска, текст комедии Фонвизина, презентация, листы оценивания, дидактический материал.

Межпредметные связи: русский язык, история, культура речи.

Эпиграф: «Просвещение возвышает одну лишь добродетельную душу» Д.И.Фонвизин 

 Ход занятия

Этапы урока

                       Деятельность учителя и учащихся на уроке

Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

5 минут.

Настраиваю детей на урок

Слайд № 1 Психологический настрой

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! Не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего.

Актуализация знаний

Метод Ассоциации

Работа по теме урока

Стратегия Фишбоун

Словарная работа

Работа в группах

Защита проектов

Вступление: «Я рада, мои любезные друзья, видеть вас сегодня. Вы служите примером: как усердием, трудами и честностию можете сделать себе образование. Ласкаюсь мыслью, что вы покажете мне достойные качества своего ума, свои добродетели и плоды  благородного воспитания». Возможно, так поприветствовал бы вас  писатель  XVIII века Д.И.Фонвизин.

В  журнале «Собеседник» Фонвизин адресует  вопрос императрице ЕкатеринеII: «Отчего у нас начинаются дела с великим жаром и пылкостию, потом же оставляются, а нередко и совсем забываются? Отчего в прежние времена шуты, шпыни и балагуры чинов не имели, а ныне имеют, и весьма большие?»   А вы как бы ответили на этот вопрос? Стратегия «Говорящие головы»

Перед вами титульный лист комедии, поставленной, как мы знаем, в 1782 году. «Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы», - пишет Фонвизин.

И Митрофанушка – тоже живой  русский образ. Он недоросль, главный герой комедии. Сегодня мы говорим о Митрофанушке.

Сообщение темы урока. - Где начинается воспитание человека? (В семье).

- Давайте посмотрим, в какой семье воспитывается Митрофан. (Слайд 4)

Метод «Ассоциации»:

– Обратимся к теме нашего урока. Запишем на доске слова-ассоциации к слову «воспитание». (Учащиеся выходят к доске по одному и пишут слова-ассоциации: ребенок, родители, семья, школа, учителя, друзья…)

– Как нужно воспитывать человека, чтобы он стал настоящим гражданином? Можно ли воспитание свести только к умственному развитию?  (Следует дать ему образование, привить нравственные нормы, приучить к общественному труду)

На прошлом уроке мы узнали о том, как решается в комедии Д.И.Фонвизина проблема гражданственности. Вспомним, какова позиция автора в решении этой проблемы: кто, по его мнению, является истинным гражданином Отечества?

Предполагаемые ответы учащихся  (в дальнейшем предполагаемые ответы и действия учащихся будут даваться в скобках):

– Настоящий гражданин – образованный, нравственно воспитанный человек (дворянин), все свои помыслы и дела направляющий на службу Отечеству.  /«Невежда без души – зверь», «прямолюбочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам»/

2-й этап. Вопросы и задания по новой теме:

  •     Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.

- Что значит быть истинным гражданином? ( Слайд 6.)

                 - Любить Родину,

                    -  трудиться на её благо,

                    - быть честным,

                    - справедливым,

                    - умным,

                    - подчинять свои интересы общественным.

– Но гражданами не рождаются, ими становятся. Каким образом?  (Работа по Фишбоун)

-  Дайте определение понятию  «гражданин».

Комедия называется «Недоросль».

- Дайте определение понятию  «недоросль». ( Слайд 7.)

  •  Недоросль – 1. В России в 18 в: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу.

                          2. Глуповатый юноша – недоучка.

 - В каком значении Фонвизин употребляет это слово? ( Митрофан - недоросль)

       - Подберите синоним к слову «недоросль». ( Недоросль - лодырь, бездельник).

      IV. Работа в группах. ( Слайд 8.)

1 группа: Митрофан истинный гражданин своей страны?

2 группа.   Простакова -  хорошая мать?

Проблема воспитания и образования молодёжи никогда не сходила с повестки дня. Актуальна она и сегодня. Молодёжь – это будущее страны. Мысли Фонвизина о воспитании и образовании не устарели, а его пьеса- это и совет, и предостережение. Создавая сбою комедию, Фонвизин надеялся на то, что придет время, когда передовая молодежь будет считать позором бездеятельную жизнь:

"Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела, есть люди, которым помогать надо, есть Отечество, которому служить. 

Работа по таблице.

Домашнее задание

Работа по таблице “О ком идет речь”. Слайд № 18. (высказывания главных героев, найти соответствия)

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «недоросль»? (Слова должны начинаться с букв данного слова.)

н

– необразованность

е

– елейность

д

– дармоед

о

– обманщик

р

– «ребенок»

о

– отступник

с

– «Скотинин»

и

- инфантильность

Слайд № 19, 20

-

Нужно ли человеку учиться? Для чего?

- А каков общечеловеческий смысл комедии, её актуальность для нашего сегодняшнего общества?

 -Может ли безнравственный человек воспитать человека порядочного? Можно ли воспитать хорошего человека без собственного положительного примера?

-Является ли проблема воспитания актуальной для нашего времени? Встречаются ли сейчас митрофаны? Как можно распознать их? (По интересам, жизненным устремлениям, нравственным качествам, отношению к учебному труду и к труду вообще)

- Митрофан – мужское имя. А есть ли девушки – митрофаны? Каков их современный облик? 

Слайд 10: Крылатое слово «недоросль». Современное значение – глуповатый юноша - недоучка (Словарь С.И.Ожегова) Я бы добавила: …и девушка, не желающие учиться, не доросшие до интеллектуальных потребностей, прожигающие жизнь, стремящиеся лишь к развлечениям

Заключительное слово учителя:     Ваш живой интерес к проблеме, поднятой Фонвизиным, в очередной раз показал, что его комедия бессмертна. Не случайно она до сих пор не сходит со сцен театров и пользуется огромной популярностью у зрителей. Наверное, многих она вдохновит на создание собственных творческих работ.

Предлагаю  вам в качестве домашнего задания темы проектов: ( выбор ученика)

  1. 1. синквейн к комедии на тему воспитания
  2. 2. сочинение «Современные Митрофаны»
  3. 3. ремейк по мотивам комедии «Недоросль ХХIвека»

Дебрифинг

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Быть истинным гражданином или стать недорослем в этой жизни  - в ваших руках выбор.

Взаимооценивание. Выставление оценок.

Оценивание учащихся. В течение урока на листах оценивания ученики выставляют друг другу баллы, затем их суммирует и выставляет оценки всему классу

Рефлексия урока

Используя стикеры, определить свое положение в конце урока ( Остров Невезения, Пик Счастья, Материк Уверенности)

Просмотр содержимого документа
«Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».»

Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

8 класс

Г.А. Жапарова,

учитель русского языка и литературы

основная средняя школа имени Абая

с. Бородулиха, Восточно – Казахстанская область

Цель урока – показать уродующее влияние помещичье-крепостнической среды на формирование характера юноши и положительный авторский идеал в вопросах воспитания молодого поколения; развивать читательские умения; прививать истинные жизненные ценности.

Задачи урока:

Образовательные: 1. Формирование представления об истинном гражданине в комедии;

2. Способствовать развитию навыков выразительного чтения, навыков анализа драматического произведения.

Развивающие: 1. Продолжить развитие монологической и диалогической речи учащихся;

2. Развивать навыки групповой работы.

Воспитательная. Способствовать воспитанию качеств истинного гражданина; показать важность семейного воспитания для становления личности; побудить к самовоспитанию;

Ожидаемые результаты:

  • освоение новой темы;

  • понимание конкретно-исторического и общечеловеческого смысла комедии;

  • понимание роли воспитания и самовоспитания в становлении личности;

  • умение аргументировать ответ текстом художественного произведения;

  • закрепление литературоведческих понятий;

  • развитие речи

Тип урока: комбинированный

Используемые стратегии: РКМЧП, ИКТ, модуль «Новые подходы в обучении», модуль «Оценивание»

Оборудование: интерактивная доска, текст комедии Фонвизина, презентация, листы оценивания, дидактический материал.

Межпредметные связи: русский язык, история, культура речи.

Эпиграф: «Просвещение возвышает одну лишь добродетельную душу» Д.И.Фонвизин 


Ход занятия

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся на уроке

Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

5 минут.

Настраиваю детей на урок

Слайд № 1 Психологический настрой

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! Не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего.



Актуализация знаний


















Метод Ассоциации














Работа по теме урока









Стратегия Фишбоун



Словарная работа







Работа в группах

Защита проектов









Вступление: «Я рада, мои любезные друзья, видеть вас сегодня. Вы служите примером: как усердием, трудами и честностию можете сделать себе образование. Ласкаюсь мыслью, что вы покажете мне достойные качества своего ума, свои добродетели и плоды  благородного воспитания». Возможно, так поприветствовал бы вас  писатель  XVIII века Д.И.Фонвизин.

В  журнале «Собеседник» Фонвизин адресует  вопрос императрице ЕкатеринеII: «Отчего у нас начинаются дела с великим жаром и пылкостию, потом же оставляются, а нередко и совсем забываются? Отчего в прежние времена шуты, шпыни и балагуры чинов не имели, а ныне имеют, и весьма большие?»  А вы как бы ответили на этот вопрос? Стратегия «Говорящие головы»

Перед вами титульный лист комедии, поставленной, как мы знаем, в 1782 году. «Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы», - пишет Фонвизин.

И Митрофанушка – тоже живой  русский образ. Он недоросль, главный герой комедии. Сегодня мы говорим о Митрофанушке.

Сообщение темы урока. - Где начинается воспитание человека? (В семье).

- Давайте посмотрим, в какой семье воспитывается Митрофан. (Слайд 4)



Метод «Ассоциации»:

– Обратимся к теме нашего урока. Запишем на доске слова-ассоциации к слову «воспитание». (Учащиеся выходят к доске по одному и пишут слова-ассоциации: ребенок, родители, семья, школа, учителя, друзья…)

– Как нужно воспитывать человека, чтобы он стал настоящим гражданином? Можно ли воспитание свести только к умственному развитию?  (Следует дать ему образование, привить нравственные нормы, приучить к общественному труду)

На прошлом уроке мы узнали о том, как решается в комедии Д.И.Фонвизина проблема гражданственности. Вспомним, какова позиция автора в решении этой проблемы: кто, по его мнению, является истинным гражданином Отечества?

Предполагаемые ответы учащихся  (в дальнейшем предполагаемые ответы и действия учащихся будут даваться в скобках):

– Настоящий гражданин – образованный, нравственно воспитанный человек (дворянин), все свои помыслы и дела направляющий на службу Отечеству.  /«Невежда без души – зверь», «прямолюбочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам»/

2-й этап. Вопросы и задания по новой теме:

  • Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.

- Что значит быть истинным гражданином? ( Слайд 6.)

- Любить Родину,

- трудиться на её благо,

- быть честным,

- справедливым,

- умным,

- подчинять свои интересы общественным.

– Но гражданами не рождаются, ими становятся. Каким образом?  (Работа по Фишбоун)

- Дайте определение понятию «гражданин».


Комедия называется «Недоросль».

- Дайте определение понятию «недоросль». ( Слайд 7.)

  • Недоросль – 1. В России в 18 в: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу.

2. Глуповатый юноша – недоучка.

- В каком значении Фонвизин употребляет это слово? ( Митрофан - недоросль)

- Подберите синоним к слову «недоросль». ( Недоросль - лодырь, бездельник).


IV. Работа в группах. ( Слайд 8.)

1 группа: Митрофан истинный гражданин своей страны?

2 группа. Простакова - хорошая мать?

Проблема воспитания и образования молодёжи никогда не сходила с повестки дня. Актуальна она и сегодня. Молодёжь – это будущее страны. Мысли Фонвизина о воспитании и образовании не устарели, а его пьеса- это и совет, и предостережение. Создавая сбою комедию, Фонвизин надеялся на то, что придет время, когда передовая молодежь будет считать позором бездеятельную жизнь:

"Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела , есть люди, которым помогать надо, есть Отечество, которому служить.

Работа по таблице.












































Домашнее задание.




Работа по таблице “О ком идет речь”. Слайд № 18. (высказывания главных героев, найти соответствия)

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «недоросль»? (Слова должны начинаться с букв данного слова.)

н

– необразованность

е

– елейность

д

– дармоед

о

– обманщик

р

– «ребенок»

о

– отступник

с

– «Скотинин»

и

- инфантильность


Слайд № 19, 20


-

Нужно ли человеку учиться? Для чего?

- А каков общечеловеческий смысл комедии, её актуальность для нашего сегодняшнего общества?

 -Может ли безнравственный человек воспитать человека порядочного? Можно ли воспитать хорошего человека без собственного положительного примера?

-Является ли проблема воспитания актуальной для нашего времени? Встречаются ли сейчас митрофаны? Как можно распознать их? (По интересам, жизненным устремлениям, нравственным качествам, отношению к учебному труду и к труду вообще)

- Митрофан – мужское имя. А есть ли девушки – митрофаны? Каков их современный облик? 

Слайд 10: Крылатое слово «недоросль». Современное значение – глуповатый юноша - недоучка (Словарь С.И.Ожегова) Я бы добавила: …и девушка, не желающие учиться, не доросшие до интеллектуальных потребностей, прожигающие жизнь, стремящиеся лишь к развлечениям

Заключительное слово учителя:     Ваш живой интерес к проблеме, поднятой Фонвизиным, в очередной раз показал, что его комедия бессмертна. Не случайно она до сих пор не сходит со сцен театров и пользуется огромной популярностью у зрителей. Наверное, многих она вдохновит на создание собственных творческих работ.

Предлагаю  вам в качестве домашнего задания темы проектов: ( выбор ученика)

  1. 1. синквейн к комедии на тему воспитания

  2. 2. сочинение «Современные Митрофаны»

  3. 3. ремейк по мотивам комедии «Недоросль ХХIвека»

Дебрифинг






Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Быть истинным гражданином или стать недорослем в этой жизни - в ваших руках выбор.

Взаимооценивание. Выставление оценок.

Оценивание учащихся. В течение урока на листах оценивания ученики выставляют друг другу баллы, затем их суммирует и выставляет оценки всему классу

Рефлексия урока

Используя стикеры, определить свое положение в конце урока ( Остров Невезения, Пик Счастья, Материк Уверенности)








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Автор: Жапарова Гульнара Аксамбаевна

Дата: 10.01.2016

Номер свидетельства: 274847

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства