Просмотр содержимого документа
«Воспитание активного слушателя в музыкальной школе»
Воспитание активного слушателя в музыкальной школе.
Учащиеся XXI века – это дети, «продвинутые», но как правило мало читающие. Дети нередко «зависают» в интернете, получают много не нужной бесполезной информации, тратят время на бесконечные игры, виртуальные развлечения. Задача педагога – привить любовь к музыке. «В жизненных правилах для музыкантов» выдающийся романтик Роберт Шуман писал: «На сладостях, печенье и конфетах из ребенка никогда не вырастить здорового человека. Духовная пища так же, как и телесная, должна быть простой и здоровой. «Что значит быть музыкантом? ...Это когда музыка у тебя не только в пальцах, но и в голове, и в сердце…» Метод информационно-слухового поиска активизирует и воспитывает учащихся. Многие стали осознавать, что можно узнать много полезного и интересного творческого материала благодаря возможностям интернета, учащиеся стали слушать и смотреть концерты, музыкальные фестивали, фильмы о композиторах, оперу, балет… Среди многочисленных вопросов, связанных с музыкальным воспитанием ребенка, одним из важнейших является вопрос о пробуждении детей к народной музыке. Признавая высокие воспитательные качества фольклора, передовые деятели в области просвещения музыкального искусства стремились вводить народную музыку в практику музыкального воспитания. Н.Я. Брюсова, внесшая немало ценного в теорию и практику музыкального воспитания, в качестве исходного момента в музыкальных занятиях с детьми, рекомендовала обращаться именно к народной песне: «Начинать надо от той музыки, которая особенно близка народу, народные песни». Интерес и любовь к музыке надо воспитывать. Цель первых уроков: ввести ребенка в мир музыки; слушание произведений с раскрытием содержания. Секрет успеха – увлеченность. Польза музыкальных школ для детей – очевидна. Опыт показывает, что ребята, обучающиеся в музыкальной школе всегда более активны и любознательны, обычно лучше учатся, умеют планировать свое время, они всегда лидеры и полны творческих фантазий. Большинство ребят становятся организаторами системы самоуправления. Выступления на академических концертах учит учащихся умению держать себя в обществе, это еще и большая помощь в организации и проведении различных мероприятий, смотров, вечеров. Много сил педагоги вкладывают в работу с родителями. Регулярно проводятся родительские собрания, концерты учащихся. Проводимые родительские собрания, это личный контакт педагога с родителями, полная осведомленность об условиях жизни каждого ребенка – это необходимые условия успешной деятельности. Разумеется работа с родителями дело тонкое и сложное. От педагога требуется много такта, терпения и обаяния, чтобы постепенно заинтересовать мам и пап заботами и делами своих детей, убедить в серьезности и необходимости этой работы, привлечь к личному участию в ней. В итоге родительская помощь оказывает чрезвычайное действенное влияние, без участия родителей не будет результативности. Все выше сказанное позволяет сделать вывод, что подобная работа открывает богатые перспективы в деле воспитания всесторонне развитой личности ребенка. В музыкальной школе педагоги – это не просто группа учителей, работающих в одном заведении, а настоящий коллектив энтузиастов, единомышленников, людей увлеченных, живущих одними интересами, одним делом, которые стремятся помочь детям узнать и полюбить музыку, понять ее красоту и богатство. Вопрос межпредметных связей в музыкальной школе все более остро ставится на повестку дня педагогических советов, методических занятий педагогов. В музыкальной школе все дисциплины: специальность, сольфеджио, музыкальная литература, хор, ансамбль, оркестр – имеют одну общую основу – музыку, и преподавать эти предметы изолированно друг от друга было бы методически безграмотно. Надеемся, что музыкальное искусство для учащихся станет неотьемлемой частью их культурной жизни, живительным источником духовного и творческого потенциала.