ТЕМІРТАУ ҚАЛАСЫ ӘКІМДІГІ ТЕМІРТАУ ҚАЛАСЫНЫҢ
ТБІЛІМ БЕРУ БӨЛІМІНІҢ «№4 «ДЕЛЬФИНЧИК» БӨБЕКЖАЙ»
МЕМЛЕКЕТТІК КОММУНАЛДЫҚ ҚАЗЫНАЛЫҚ КӘСІПОРНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
«ЯСЛИ-САД №4 «ДЕЛЬФИНЧИК» АКИМАТА ГОРОДА ТЕМИРТАУ
ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ТЕМИРТАУ
Семинар-практикум по теме
«Поликультурное воспитание дошкольников посредством музыки»
Составила:
Муз.руководитель СургинаЕ.Ю
Темиртау
2018-2019 год
Семинар-практикум по теме:
«Поликультурное воспитание дошкольников посредством музыки»
(для воспитателей и специалистов детского сада.)
Цель: информативно-познавательный обмен, создающий предпосылки для продуктивного, творческого взаимодействия специалистов и воспитателей ГБДОУ в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Вооружить педагогов практическими методами и приемами для реализации задач
музыкального воспитания, в том числе, и в самостоятельной музыкальной
деятельности, и в режимных моментах дня; - Уточнить и расширить знания о роли музыкального восприятия в
интеллектуальном и эмоциональном развитии человека.
Оборудование: аудиозапись произведения М. Мусоргского «Избушка на курьих ножках»(фортепьянное исполнение - Святослав Рихтер и оркестровое исполнение симфонический оркестр под управлением Светланова); диск «Танцевальная ритмика» № 3, Т. Суворовой, трек № 2; дидактическое пособие (цветные карточки) на ассоциативное восприятие музыки.
Лекция № 1.
Что такое музыкальное восприятие.
Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них. /В. Г. Белинский/
Нельзя терпеть потерю ни одного ребенка для музыки.Музыкальные способности любого ребенка могут развиться, если его воспитывают с самого
раннего возраста подходящим способом.
/Дьюлане Михайи./
В общей психологии категория «восприятие» относится к числу основных. Через восприятие человек во многом постигает мир.
Музыкальное восприятие представляет собой сложный, многосоставной процесс. По словам Ю. Н. Рагса, «это работа представления, памяти, мышления, это активное включение предыдущего опыта (не только музыкального), это различные логические действия, эмоциональная реакция, понимание, оценивание». Композиторы осознанно или неосознанно используют особенности музыкального восприятия и тем самым активизируют все названные психические функции
находили отклика даже в среде просвещенной публики - ныне это одно из самых популярных произведений классического репертуара.
Наиболее логичным представляется мнение об адекватности восприятия В. Медушевского: «Адекватное восприятие - это идеал, эталон восприятия данного произведения, основывающийся на опыте всей предыдущей культуры». То есть говорить об адекватности музыкального восприятия можно только в том случае, если слушатель является человеком музыкально образованным, знакомым с основными достижениями музыкальной культуры. (Медушевский В., 1980. С. 143.) «Чтобы реальное восприятие могло быть названо адекватным, слушатель должен на основе владения музыкальным языком, жанрово-стилистическими представлениями, системой художественных ценностей при помощи своего художественного мышления понять произведение и найти в нем глубокий личный смысл.» (Там же. С. 155.)
Значительная роль в воспитании слушательского восприятия принадлежит Л. Бетховену. Когда он выступал, то требовал, чтобы к искусству относились серьезно, не взирая на титулы. Бетховен мог поставить на место любого, кто позволял себе какие-либо вольности во время звучания музыки.
Только в XIX - XX веках восприятие слушателя начинает приобретать главенствующее значение, моделирующее композиторскую и исполнительскую деятельность. Оно становится сложным, самостоятельным мыслительным процессом, так как одна их исторических функций музыкального восприятия заключается в выработке и установке художественных критериев.
II. Практическая часть.
Муз. руководитель: предлагаю послушать пьесу композитора М. Мусоргского «Избушка на курьих ножках». Определить характер музыки и средства музыкальной выразительности и, может быть, изобразительности, а также форму произведения. Сравнить пьесу с произведением другого композитора П. И. Чайковского «Баба-яга»
Краткая историческая справка о композиторе.
Мусоргский Модест Петрович (21 III 1839 в Псковской губернии - 28 III 1881, Петербург) - русский композитор, пианист. В раннем детстве обучался дома игре на фортепьяно, после переезда в Петербург продолжал занятия с пианистом А. Герке, поощрявшим его первые шаги сочинения музыки. В дальнейшем изучал музыку под руководством М. Балакирева. В 1952 поступил в школу гвардейских подпрапорщиков, по окончании которой (1856) 2 года служил офицером лейб-гвардии Преображенского полка. Мусоргский стал участником творческого содружества «Могучая кучка». Характерные черты его композиторского стиля - самобытность, оригинальность, правдивость, народность музыки; сочетание выразительности и изобразительности, психологическая проницательность. Вершина творчества Мусоргского - его оперы: «Борис Годунов», «Хованщина». Сочинял пьесы для фортепьяно, в том числе сюита «Картинки с выставки» (1874), 67 романсов и песен.
Муз. рук: как изображается Баба-яга у М. Мусоргского?
Слушатели: она злющая, свирепая.
Муз. рук: да, с первых звуков музыка рисует портрет свирепой, разъяренной, беснующейся, лютой ведьмы.
Муз. рук: с помощью каких выразительных средств композитор достигает подобного впечатления?
Слушатели: за счет динамики (музыка громкая), в ней слышны резкие, внезапные, жесткие акценты и даже паузы звучат как-то устрашающе.
Муз. рук: а что можно сказать о темпе, какую роль он играет в создании музыкального образа?
Слушатели: музыка все время ускоряется, мчится - грозная, ритмичная, похожая на дикий лихой пляс, даже с оттенком злобного торжества.
Муз. рук: что вы можете сказать о форме музыкального произведения, его строении?
Слушатели: в пьесе Мусоргского три части. В середине все внезапно затихает, слышатся странные, дрожащие, волшебные звуки.
Муз. рук: уточните роль регистра?
Слушатели: в средней части мелодия звучит тихо, в низком регистре, таинственно, словно Баба-яга задумала что-то недоброе, бурчит, колдует, шепчет, возится.
Муз. рук: если сравнить пьесу «Баба-яга» из «Детского альбома» П. И. Чайковского и пьесу М. Мусоргского «Избушка на курьих ножках», в какой из них Баба-яга вам показалась наиболее злой?
Слушатели: в пьесе Чайковского можно найти и черты юмора, комизма, а у Мусоргского Баба-яга очень страшная.
Муз. рук: да, я согласна с этим утверждением. А что общего в характере этих пьес?
Слушатели: в обоих произведениях явственно слышен элемент суетности, поспешности, какой-то возни.
Муз. рук. предлагает одному из слушателей подойти к столу, на котором разложены цветные карточки и выбрать ту, цветовая гамма которой, по его мнению, соответствует (ассоциативно) характеру прослушанного произведения.
Лекция № II. Пение как средство коррекции и развития музыкальных способностей.
Самое первозданное средство художественного выражения человека и человеческого сообщества - это музыка, песня.
/Тибор Шараи./
Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке. Обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкальные представления, а затем и творческое воображение в музыке.
Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку. Активно выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Чтобы сориентировать детей в песенном творчестве, Н. А. Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Импровизация имен, звукоподражаний, импровизация музыкальных вопросов и ответов, сочинение несложных попевок, попевок контрастного характера, завершение мелодии -это и есть проявление творческих способностей на занятиях музыкой.
Упражнения для практической части.
Муз. рук: «Где ты?»
Слушатель: «Я здесь!»
Муз. рук: «Как тебя зовут?»
Слушатель: «Таня» («Танечка»)
Муз. рук: «Ладушки ладушки!
Где были?»
Слушатель: «У бабушки».
Муз. рук: «Гуси, гуси, где ваш дом?»
Слушатель: «Возле речки, под кустом».
Муз. рук: «Что ты хочешь, кошечка?»
Слушатель: «Молочка немножечко».
Муз. рук: «Зайка, зайка, где бывал?»
Слушатель: «На лужайке танцевал».
Муз. рук: «Зайка, зайка, где ты был?»
Слушатель: «Я в лесу дрова рубил».
Муз. рук: «Танечка идет, весело поет» - мажорный лад.
«Танечка упала, всем нам грустно стало» - минорный лад.
/Муз. рук. предлагает слушателю повторить задание, но изменить мелодию./
Муз. рук: «Лето, лето к нам пришло - это очень хорошо!» - динамичная, подвижная попевка.
«Справа - лето, слева - лето! – широкая, напевная,
До чего приятно это!» – протяжная.
/Музыкальный руководитель исполняет свой вариант и предлагает слушателю исполнить новый./
Муз. рук: «Баю-баю-баю, куколку качаю,
Кукла засыпает, глазки закрывает. Баю-бай, баю-бай, баю-бай».
/Музыкальный руководитель исполняет колыбельную повторно, видоизменяя мелодию. Слушатели импровизируют мелодию на слоги: «Баю-, бай», хором, исполняя каждый свою мелодию./
Муз. рук: Пение - искусство дыхания, поэтому качественное звукоизвлечение невозможно без крепкого певческого дыхания.
Упражнения на дыхание «Понюхай цветок»
Детям предлагается схема, где нарисован цветок и буквы «У» с точками наверху. (Показать иллюстрацию из сборника «Пение и логопедия», автор Т. Овчинникова, с.27)
Упражнение на дыхание выполняется сначала без музыки, затем, то же с музыкой. Ребенок распределяет дыхание в соответствии с музыкальной фразой.
Представь, что каждый звук можно «понюхать» как цветок. Для этого собери все пальцы вместе и втяни воздух носом, а затем:
- понюхал, а затем медленно и долго подуй на свои ладошки;
- понюхал и коротко выдохни воздух на каждый пальчик;
- понюхал, подул, но не до конца, а задержав дыхание, затем выдул до конца
весь воздух.