kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Традиции и обычаи в творчестве Коста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этнографический материал о традициях и обычаях осетинского народа.Работа актуальна.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Традиции и обычаи в творчестве Коста»

Эл.почта:[email protected]



Тема работы: «Традиции и обычаи осетин в творчестве Коста Хетагурова».















Автор работы: Цамакаева И.М.

Учитель осетинского языка и литературы.


Тел. (сот.) 89194270422

Место выполнения работы: МБОУ СОШ №36



















г. Владикавказ, 2019г.










Содержание




Введение ………………………………………………………………… 5


Основная часть


Глава I. Традиции и обычаи осетин в художественной литературе … 6


Глава II. Традиции и обычаи осетин в творчестве Коста Левановича Хетагурова ………………………….………………………...10

Заключение …………………………………………………………….. Список литературы


















1



Введение.



Юбилей Коста Левановича Хетагурова-это одновременно и грустная и светлая дата. Грустная, потому что люди, подобные Коста, наверное, должны жить и творить вечно; светлая - потому что он жил ,творил, многое успел и многое оставил нам в наследство.

Трудно переоценить огромный вклад одного человека в историческую и культурную копилку целого народа, а значит, и человечества в целом.

О творческом наследии и жизненном пути К.Л. Хетагурова сказано многое и многими, написана не одна сотня научных исследований, и все они – дань уважения и свидетельства памяти о нём.

В нынешнее бурное время глубоких перемен, когда нас все больше и больше занимает вопрос национального возрождения, проблема сохранения самобытности многовековых традиций и обычаев приобретает исключительное значение. Обращение к творчеству Коста Хетагурова всегда остается актуальной, но в свете резко возросшего интереса к традиционной культуре еще большую актуальность приобретает исследование произведений великого поэта.

При анализе произведений К.Л.Хетагурова на уроках осетинской литературы основное внимание уделялось поэтике, содержанию или социальной направленности изучаемого произведения. В то же время из поля зрения выпадали этнографические зарисовки, ставшие неотъемлемой частью поэтики того или иного стихотворения, являвшиеся обычным явлением во времена автора, но нуждающиеся в настоящее время в расшифровке.

2

Объектом исследования являются произведения Коста Левановича Хетагурова.

Предмет исследования – традиционная культура осетин: ритуалы, обычаи .

Цель и задачи исследования определяются необходимостью выявления произведений Коста Левановича Хетагурова, отразивших различные стороны традиционной культуры осетин . .

Новизна исследования заключается в комплексном и целенаправленном исследовании произведений Коста Хетагурова, включённых в учебную программу средней школы по осетинской литературе, на предмет выявления традиций и обычаев осетин.

3

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ




Глава 1. Традиции и обычаи осетин в художественной литературе




У осетин, как и у других народов, в течение веков сложилось немало замечательных традиций и обычаев – этих неписанных законов общественной и личной жизни, ярко выраженных в их поведении, общении. Одни из них бережно хранятся и поддерживаются, другие стали историей. Многие из традиций и обычаев ведут свое происхождение от ранних эпох общественного развития и пустили глубокие корни в сознании носителей данной культуры, многие потеряли всякий смысл.

Сведения по осетинским традициям и обычаям мы находим в работах таких исследователей, как Юлиус Клапрот, Штедер, Я.Рейнегс, Гюльденштедт, Паллас, Я.Яновский, К.Ках, Август фон-Гагстгаузен, Всеволод Миллер, М.Ковалевский, В.Пфафф, Ф.Леонтович и многие другие.

Сведения по осетинским традициям и обычаям имеются также в работах журналистов-публицистов дореволюционного периода – А.С.Мансурова, Г.Цаголова, И.Канукова, А.Гассиева.


4

Многовековым историческим опытом народа была выработана целая система предписаний, ритуалов, обычаев, которые передавались из поколения в поколение в традиционных эталонах и стереотипах поведения, и которые прививались детям с раннего возраста. Столетиями создавалась и развивалась целая система норм и правил осетинских традиций и обычаев, которые, естественно, не могли не отразиться в осетинской художественной литературе.

Как мы знаем, основой художественной литературы является реализм, отображение черт описываемого общества.

Литература раскрывает перед нами жизнь народа, его быт, духовный облик. Типичные черты героев произведений литературы выражают существенные стороны характера данного народа .

Обладая большой наглядностью, художественная литература стоит вне конкуренции в ряду других форм художественного творчества по многогранному отражению жизни, ее социальных, исторических процессов. Но ценность художественных произведений не только в том, что они правдиво отражают жизнь, но и в том, что они глубоко человечны по своему существу. И не случайно Максим Горький называл литературу человековедением. Это определение предполагает не только защиту писателем в своих произведениях гуманистических взглядов, но и изображение им главным образом человеческой жизни в различных аспектах и проявлениях.



6




Кроме всего этого, художественная литература в каждой стране вырастает на почве национальной жизни. Она самобытна по своему содержанию, по своим краскам.

Главным фактором, определяющим национальное своеобразие литературы, является национальный характер, рассматриваемый не изолированно, а в единстве с национальной культурой .

Но изображать в литературе национальное – не всегда значит воплощать в ней национальные пережитки, старинные обычаи, нравы и т.п.

Так, например, Арсен Коцоев в повести «Джанаспи» перед собой ставил цель показать те социальные процессы, которые происходили в осетинском обществе с ломкой капиталистических отношений. Но А.Коцоев, как художник-реалист, не мог не отразить в своем произведении обычаи, традиции, которые оказывали в той или иной степени, влияние на эти отношения.

Мысль эта хорошо отражена в оценке традиционного уклада жизни, обычаев, оказывавших влияние на характер поведения, женой Джанаспи.

Жена Джанаспи, пожилая женщина, всегда строго соблюдавшая каноны обычаев и не разрешавшая нарушать их никому, задумавшись над словами своего младшего сына Чермена об осетинских обычаях, вспомнила, что свободна она была только в детстве, а дальше была связана обычаями, которые нельзя было ни разбить, ни обойти, ни разрезать .

Таким образом, одной из замечательных традиций осетинской художественной литературы является ее тесная связь с бытом, культурой и обычаями народа.



7




Деятельность мастеров осетинской художественной литературы является одним из тех каналов, по которым мы можем воспроизвести традиции и обычаи осетин в конце XIX – начале XX столетий.

Влияние, которое оказывали традиции и обычаи на писателей того времени, можно наглядно продемонстрировать и по переводческой деятельности авторов того периода.

Так, например, при переводе Бабу Зангиевым повести Льва Толстого

«Хаджи-Мурат» с русского языка на осетинский, исходил из осетинских обычаев. В русском тексте Зангиев сталкивается с таким эпизодом: Хаджи- Мурат прибывает в дом Садо, но его не оказывается дома. Он посылает за ним в мечеть его 15-летнего сына. Вскоре Садо со своим сыном возвращаются, заходят в комнату, где уже сидели старшие. Отец сел рядом с Хаджи-Муратом, а сын сел с другого конца стола как младший. Но Бабу Зангиев, хорошо знавший осетинские обычаи, не мог допустить, чтоб сын сел в присутствии старших, тем более, в присутствии отца, что противоречило осетинским обычаям, и которое осетинский читатель мог воспринять как невоспитанность со стороны сына. Потому при переводе Б.Зангиев ставит его у дверей. Он пишет: «Фыд йæ фыдимæ хæдзармæ бацыд æмæ дуаргæрон къулы ‘нцой слæууыд» .

Как видим, обычаи и традиции, служившие неотъемлемой частью жизни народа и проявлявшиеся во всех сферах деятельности не могли не отразиться в художественной литературе, что позволяет утверждать, что художественная литература может являться одним из важнейших источников исследования осетинских обычаев и традиций, в чем нас убеждает и творчество Коста Левановича Хетагурова.




8



Глава II. Традиции и обычаи осетин в творчестве К.Л. Хетагурова




Коста Хетагуров – народный поэт Осетии. Народность Коста заключается, прежде всего, в том, что его творчество неразрывно от духовной культуры народа, из которого поэт вышел и для которого он творил.

Как выдающийся художник-реалист, К. Хетагуров в своих поэтических произведениях предстает как прекрасный знаток осетинских традиций и обычаев. Использование традиций для Коста, это не только способ выражения поэтического мастерства, но и способ отражения в своих произведениях силы и глубины народного духа.

Хетагуров был выходцем из той среды, которую он описывает и для которой он создает свои неповторимые строки. Помимо отличного знания быта и обычаев, само талантливое изложение материала дает нам яркое

представление о различных сторонах традиционного этикета осетин, обычаев – этих неписаных законов горцев.

По обычаям осетин, как известно, существует довольно солидная литература, однако, в сжатых сведениях Хетагурова отмечаются такие стороны быта, которые вытекают из глубокого знания быта и психологии горца-осетина, и на которые нет ответа у большинства исследователей осетинских традиций.

В многоаспектном, многожанровом творчестве К. Хетагурова, представленное стихотворениями, поэмами, драматическими произведениями, очерками, рассказами, публицистикой, яркое выражение получили различные стороны традиций и обычаев осетин.

В связи с этим исследователь традиционного осетинского этикета Хадикова А.Х. замечает: “К. Хетагуров, изображая этикетные ситуации художественными средствами, или описывая их в своих статьях, с большим знанием дела обставляет каждую ситуацию всеми этикетными оттенками, которые в конечном итоге воссоздают специфику горского общения и поведения”.

Широкое освещение традиций и обычаев осетин получили у многих авторов еще до Коста. Но, все они, большей частью , отличаются субъективизмом и узкоописательным характером. В них, чаще всего, отсутствует историческая, социальная и психологическая характеристика материала. Коста же, при описании обычаев дает анализ возникновения и развития этих обычаев в конкретной социально-исторической действительности.

“Обычаи и традиции горцев, - писал К. Хетагуров, - имеют глубокие исторические и социальные корни и, пока существуют эти корни, будут существовать и обычаи. Многие из них, уходя своими корнями в глубокую древность, “глубоко вкоренились в народную жизнь, и изменить их не так

11






легко, как думают многие. Одним росчерком пера и даже вымогательством общественных приговоров нельзя уничтожить того, что создавалось и поддерживалось веками”.

И эти слова Коста, произнесенные более века назад, актуальны и в наше время, ибо мы еще не отошли от демагогических лозунгов “пережиткам прошлого – бой” из недавнего нашего прошлого, когда на “бой” с “отжившими” традициями и обычаями бросалась целая армия ученых, чиновников и партийных функционеров. Поэтому задача нынешних потомков Коста не только в том, чтобы отдавать должное и восхищаться его нетленным творчеством, но и в том, чтобы учиться у него, собирая “золотые россыпи” по всему его творчеству для понимания народом своего национального “я”.

К. Хетагуров предстает перед нами не просто этнографом, как его предшественники и современники, затрагивавшие в своих трудах обычаи осетин, но как первый осетинский этно психолог. Ибо для него описание тех или иных обычаев не просто сухие факты из жизни горцев, а неотъемлемая часть духовной жизни народа, его психологического склада.

Будучи воспитан в той среде, где людьми управлял суровый закон гор, Коста не мог не отразить в своих стихах традиции и обычаи, среди которых он сложился как личность. Для творчества Хетагурова чужда всякая бессодержательная фантазия, оторванная от действительности. Как писал об этом Коста в одном из стихотворений:

Я не поэт…Обольщенный мечтою, Я не играю беспечно стихом.

Потому, использование различных сторон горских традиций и обычаев в поэтических произведениях Коста настолько гармонично ложатся на


1





сюжетную линию, что, порой, трудно бывает вычленить традиции от поэтического приема.

Ярким примером такого поэтического приема служит стихотворение “Æнæ хай” (“Без доли”). Коста искусно использует существовавшие в его время обычаи для более яркого отображения своих душевных переживаний:

Æцæгæлон адæм, æцæгæлон бæстæ Æхсныфæй нуазынц мæ туг…

Мæлæтæй нæ тæрсын, фæлæ мын мæ фæстæ, Мæ уæлмæрдмæ чи хæсдзæн суг?

Если первые две строки легко понятны как владеющему, так и не владеющему осетинским языком, даже в буквальном переводе: “Чужой народ, чужая страна Серпом выпивает мою кровь”; то последние две строки- что в оригинале, что в поэтическом переводе- не будут понятны не знающему осетинские обычаи. “Не смерти боюсь я, - но кто же разложит костер на могиле моей?” Так звучит поэтический перевод М. Фромана.

Не зная, что в прошлом у осетин существовал обычай ношения дров на могилу недавно умершего, эти строки Коста могут вызвать недоумение: что же могут означать дрова на могиле. Но именно этой строкой, в которой Коста отображает древний осетинский обычай, передается душевное состояние поэта. В то же время использованный в стихотворении обычай показывает, на сколько влияли традиции и обычаи на психологию осетина.

В стихотворении “Æнæ хай”, кроме обычая ношения дров на могилу, упоминаются: обряд оплакивания, причитания; обычай сложения песен над


умершим в молодости; а так же обычай устраивания скачек в память усопшего.






В стихотворениях “Тæхуды” (“Желание”), “Марды уæлхъус” (“У могилы”), “Салдат”, “Уæлмæрдты” (“На кладбище”), “Лаг æви ус?” (“Мужчина или женщина?”), “Лæскъдзæрæн” (“В пастухах”), “Ногбонты зарæг” (“Новогдняя песня”) мы находим упоминания о похоронных обрядах, об обычае ношения траура, об обряде посвящения коня, об обычае гостеприимства и о традиционных нормах поведения на общественном “ныхасе”.

В рассказе “Охота за турами” Коста описывает типичную картину традиционного этикета общения осетин в семье и обычай “уайсадын”.

В поэме “Фатима” яркое изображение получил обычай гостеприимства. При этом описываются различные стороны традиционного приема гостя: это и прием в кунацкой, и встреча гостя, и правило поведения гостя, и этикет общения между гостем и хозяином, и обычай вставания при встрече с гостем, и традиционные приветствия, с которым встречали гостя. Здесь мы находим и обычай кровной мести.

К. Хетагуров, изображая в поэме традиционные нормы поведения, воссоздает специфику общения и поведения горцев.

Наиболее же полное освещение традиции и обычаи горцев получили у Коста в его статьях, особенно в этнографическом очерке “Особа”.

В историко-этнографическом очерке “Особа” К.Хетагурова на основе большого фактического материала подробно и всесторонне изложил традиции и обычаи горцев. По настоящее время этот очерк является одной из лучших работ по разрешению поднятых в нем вопросов.

Ценность очерка “Особа” не только в богатстве отображенного материала про традиции и обычаи осетин, но и в анализе данного материала и в отношении самого Коста к тем или иным традициям и обычаям.

14





Так, например, существование калыма Коста объясняет сословным разделением осетинского общества и положения женщины в обществе. “Чтобы осетина заставить сознательно отрешиться от всего, что связано со словом “ирæд”,- пишет Коста,- надо воспитать его не только до отрицания сословной розни, но и до признания полнейшего равенства женщины и мужчины”.

Обычай же “хист” (поминки) Коста объясняет тем, что осетины верят в загробную жизнь.

“Пока осетин глубоко верит,- говорит Коста, - что каждый покойник на том свете нуждается в пище и питье и что священная обязанность родственников покойного – доставлять им эти предметы потребления в установленном порядке и количестве, до тех пор невозможно сознательное уничтожение в народе “суеверных и разорительных” поминок”.

Говоря же о кровной мести и об отношении к этому обычаю краевых судов, Хетагуров пишет: “Все дело в том, что мы не можем смотреть на покойников, на загробную жизнь с осетинской точки зрения, сотни убийств объясняем враждебной кровожадностью. Нет, это не кровожадность, а долг, по которому осетин скорее согласится умереть или убить, чем отдать на поругание покойников”.

К традициям и обычаям отцов Коста подходил неоднозначно. Но, осуждая некоторые вредные обычаи, он в то же время с гордостью отмечал: “Эти же “дикари” сумели сохранить такие традиции, какими может гордиться лучший европеец. Рыцарская неприкосновенность чести, святость долга, верность данному слову и многое другое до того присущи каждому туземцу, что с ними следовало бы считаться всем тем, кто действительно является к ним с просветительными целями”.



Творчество К. Хетагурова является ценнейшим источником для изучения традиций и обычаев осетин, как с точки зрения этнографии, так и сточки зрения развития и влияния их на психологию, мировоззрение, культуру и менталитет осетин.

Кроме того, изучение традиций и обычаев, отраженных в творчестве К. Хетагурова, представляет интерес не только для литературоведов, этнографов и фольклористов, но и для методистов и преподавателей школ.

Обращение к традиционным нормам поведения, обычаям, имеет непреходящее значение в системе воспитания учащихся, привития им высоких моральных норм, обогащения к истокам духовной культуры своего народа.

В этом плане наглядным пособием и готовым учебником служит творчество К. Хетагурова.



Заключение.




Жизнь, характер думы и чаяние народа – источник вдохновения, размышлений, поисков и открытий художника. Народ, его история, его биография и нравственный опыт – это тот родник, откуда берет начало художественное творчество.

Коста явился не только основоположником осетинской литературы, но и родоначальником реалистических традиций в ней.

Он считал, что ничто так не воспитывает, как правда, как бы сурова

16






она ни была.


Я не скажу, что Осетия лучше других уголков земли, а осетины лучше других народов, поскольку уважаю и другие нации и народности. Однако родной осетинский народ мне ближе всех, и что я люблю его больше. Я перестану уважать любого – русского, белоруса или черкеса – кто станет утверждать, что одинаково относится ко всем народом и никогда не выделяет из их числа своего народа.

И закончу словами великого Коста:


«Люблю я целый мир, люблю людей , бесспорно, Люблю обиженных, беспомощных сирот,

Но больше всех люблю, чего скрывать позорно, Тебя, родной аул, и бедный наш народ».

Каждый человек обязан любить прежде всего свой народ, свои


традиции и обычаи, свою малую Родину, лелеять ее и способствовать

ее процветанию.


Сегодня наш слух радует музыкальный слог стихов Коста, поражает глубина его сопереживания о своем народе. Но сегодня, помимо всего, его творчество стало источником изучения традиций и обычаев своего народа.





17






Цитируемая литература:




  1. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1973.

  2. Гуляев Б.Н. Теория литературы. М., 1985.

  3. Коцоев А. Сочинения в 3-х тт. Орджоникидзе, 1974.

  4. Толстой Л. Хаджи-Мурат /перевод Бабу Зангиева/. Орджоникидзе, 1934. (на осет. яз.).

  5. Хетагуров К.Л. Ирон фæндыр. Орджоникидзе, 1984.

  6. Беджызаты Чермен. Говорят башни. Тбилиси, 1936.Кануков И.Д. В осетинском ауле. Орджоникидзе, 1985.

  7. Шанаты Уари. Рассказы. Орджоникидзе, 1979.

  8. Джусойты Н.Г. Цардиваны. Цхинвали, 1965.

  9. Магометов А.А. Этнография осетин. Орджоникидзе, 1970.

  10. Калоев Б.А. Осетины. М., 1967.























18



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Традиции и обычаи в творчестве Коста

Автор: Цамакаева Ира Магометовна

Дата: 20.06.2022

Номер свидетельства: 610148

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Воспитание этнокультурной компетентности у младших школьников "
    ["seo_title"] => string(67) "vospitaniie-etnokul-turnoi-kompietientnosti-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "198671"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428429996"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(276) "Конспект мероприятия на тему  «Эвены – коренные жители Севера» посвященное «Году литературы РФ и Дню письменности и родного языка в РС (Я)» (1- 8 классы) "
    ["seo_title"] => string(165) "konspiekt-mieropriiatiia-na-tiemu-evieny-koriennyie-zhitieli-sieviera-posviashchiennoie-godu-litieratury-rf-i-dniu-pis-miennosti-i-rodnogho-iazyka-v-rs-ia-1-8-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "237129"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444236610"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Методика работы над художественно-творческим проектом «Мастерская. Роспись пасхальных яиц» "
    ["seo_title"] => string(100) "mietodika-raboty-nad-khudozhiestvienno-tvorchieskim-proiektom-mastierskaia-rospis-paskhal-nykh-iaits"
    ["file_id"] => string(6) "113801"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411053261"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект урока по литературе. Фольклорные мотивы. Казахская народная сказка. Мудрая девушка. "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-fol-klornyie-motivy-kazakhskaia-narodnaia-skazka-mudraia-dievushka"
    ["file_id"] => string(6) "168875"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423312904"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Проект "Русская народная игрушка""
    ["seo_title"] => string(36) "proiekt_russkaia_narodnaia_ighrushka"
    ["file_id"] => string(6) "363964"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1480437941"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства