kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект мероприятия на тему «Эвены – коренные жители Севера» посвященное «Году литературы РФ и Дню письменности и родного языка в РС (Я)» (1- 8 классы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

 воспитание  любви к Родине, чувства гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.

Задачи:

познакомиться с обычаями, традициями и обрядами коренных народов Севера;

выявить уклад жизни этих народов;

развивать познавательный интерес к истории культуры народов, традициями и обычаями коренных народов Севера;

развивать интерес к людям других национальностей;

Оборудование: презентация, компьютер, музыкальный центр, выставка прикладного искусства.

Ход мероприятия.

Воспитатель: Добро пожаловать, дорогие гости, на нашу прекрасную, суровую, якутскую землю. Люди, каких национальностей проживают на Севере?  Назовите коренные народы Севера (Ответы детей: юкагиры, долгане, чукчи, эвенки, эвены, якуты и русские). Сегодня мы с вами отправимся в гости к жителям тундры, познакомимся с их хозяйственной деятельностью, с их обычаями. С древнейшими покорителями Арктики – эвенами.

Слайд2) ДРЕВНЕЙШИЕ ПОКОРИТЕЛИ АРКТИКИ-ЭВЕНЫ

 Самоназвание: эвен. Эвены (прежнее название – ламуты, ламу – море – приморские жители).

Этот народ, проживающий на территории Сибири и Дальнего Востока, а именно в восточной половине Охотского района Хабаровского края.

(Слайд 3) Языки коренных народов относятся к группе тунгусо – манчжурских. Этим языкам, присущи красочность и образность. Речь насыщена изобразительными словами:  чеху – меху, шур – мур, ара – ара, особенно звукоподрожательными.

(Слайд 4) Традиционное занятие.

 Основными видами промысла были рыболовство, морской зверобойный промысел и охота. Также они занимались собирательством дикоросов и животноводством. Традиционное занятие эвенов - охота на дикого оленя, лося, барана, а в прибрежных районах - рыболовство и, отчасти, охота на морского зверя.

(Слайд 5,6,7,8) Эвены - оленеводы.

Культура и образ жизни эвенов исторически основаны на домашнем оленеводстве они сохраняют национальные традиции благодаря занятию оленеводством.

Эвены около 2000 лет назад одомашнили северного оленя и приобрели навыки оленеводства, которое остается их основным занятием до настоящего времени. Эвены - единственный народ, который ездит верхом.

(Слайд 9,10,11) Ремесло эвенов.

Сохраняя первоначальное мировоззрение на природу, создавая ее культ, коренные народы

сумели создать свое изобразительное искусство и культуру, представляющее довольно высокую художественную ценность.

Женщины занимались различными ремеслами: выделкой шкур и ровдуги, изготовлением одежды, спальных принадлежностей, вьючных сум, чехлов и т. д.

Мужчины занимались кузнечеством, обработкой кости и дерева, плетением ремней, кожаных арканов, упряжи; Эвенские кузнецы делали ножи, детали ружей.

Эвены-ламуты издревле знали железо и другие металлы,. охоты (выставка рукоделий из бисера, национальные изделия из кожи, орудия труда эвенов).

(Слайд 12,13,14,15,16)  Национальная одежда эвенов.     

 Одежда — одинаковая для мужчин и женщин — была распашная. Эвенская женская одежда имеет вид кафтана или тулупа без воротника, с зауженной талией и со сборами сзади. Мужская и женская одежда различалась лишь по форме нагрудника: нижний конец мужского нагрудника был в виде острого мыса, у женского - прямой.

 Обувью служили «олочи» из кожи, сукна или «ровдуги» летом и оленьего меха зимой. Самой же распространённой обувью являлись и являются унты (от эвенкийского " унта" обувь, или иное название «торбасы»), меховая обувь у народов Севера и Сибири.

 Практическое использование одежды не мешало украшать её шариками и кружками из мамонтовой кости, бусами. На старинной одежде и бытовых предметах народов Крайнего Севера обязательно встречается бисер.

(Слайд 17,18) Жилища эвенов.

Жили они в легких переносных жилищах – чумах.

В небольших деревнях в несколько хижин. Продукты хранили в сооружениях, которые строили выше от земли, чтобы запасы не съели дикие звери.

(Слайд 19)

 Главным в деревне был шаман. Все ему подчинялись, приходили к нему за советом. По истечении этих дней, под руководством шамана, взрослые члены стойбища просили солнце забрать болезнь, пощадить оленей, тем самым спасти их от воздействия злого духа болезни.

(Слайд 20) Эвенские запреты-обереги:

Огонь всегда «предупреждал» людей радостным треском – о хорошем, сердитым шипением – о плохом, громким треском – о беде.

 Предложить отцу кисет означало посвататься к дочери.

 Летит ворон и кричит – быть беде.

 Нельзя ссориться, ругаться, произносить плохие слова около огня очага – дух огня накажет.

 Нельзя трогать птичьи яйца – это приведёт к ненастью.

Нельзя срубать деревья, на которых имеются наросты, - будет пурга или ненастье. Если срубили, тогда обязательно надо уколоть иголкой в срубленное место.

(Слайд 21) «Огонь» - главная семейная святыня у эвенов. 

 По представлениям эвенов, дух огня назывался — «Тов Їинкэнни»; с ним советовались, «угощали» после удачной охоты или обращались с просьбой, чтоб им сопутствовала удача, чтобы «хозяева» и духи данной местности приняли их хорошо. В целом огонь был покровителем и хранителем семьи, рода и племени (Тэгэн). Поэтому у многих народов мира, в том числе и у тунгусоязычных, существуют очистительные обряды, которые направлены на снятие с человека, животного или предмета духовной скверны (на занятие приглашена гостья, которая проводит в зале «обряд очищения»).

(Слайд 22) Белый олень - «символ света».

 Белый олень - «символ света». По древнему преданию, белый олень считался священным животным, приносящим счастье. Покровителем семьи, рода, даже оленьего стада, защищал от различных болезней и злых сил. Называли его «Кудьая». «Кудьая» имели все члены семьи.

На сцену выходят дети и читают стихотворение «Белый олень» (по древнему эвенскому преданию белый олень считался священным животным, приносящим счастье).

1 ребенок: В стаде оленьем рождается редко

        Олень белее снежной земли,

        Священный олень.  

        Его мои предки как символ берегли.

        И никогда не отрубали

        Ему ветвистые рога,

        Чтоб светом солнечным сияли

        Вокруг него снега.

2 ребенок: Во мраке зимнем и глухом,

        В полярной нашей ночи,

        Струятся от него кругом

        Теплого света лучи,

        Тронуть его – великий грех,

        Нельзя его оскоплять,

        Чтоб мог он белый солнечный мех

        Потомству передать.

3 ребенок: Верхом на него садиться не смей,

        Не оскорбляй судьбу,

        Иначе тебе до скончания дней

        Беду таскать на горбу.

        Долго живет белый олень

        И умирает сам.

        Счастье несет его смертный день

        Невестам и женихам.

4 ребенок: Если со свадьбой тот день совпадет,

        Будет счастливым брак,

        Будет младенец от зла огражден

        И не угаснет очаг.

        Легенду, что слышал я в давние годы,

        Мне не забыть и в последний день;

        Ведь для поэта преданья народа –

        Тоже белый олень!

Танец «Белых оленей» (Звучит песня Надежды Докаловой «Гудьей дуннэ»)

(Слайд 24-26) Дети тундры. Педагогика воспитания.

Как и у других народов  Севера, у эвенов  до недавнего  времени отсутствовала  письменность, поэтому  накопленные  знания  и опыт передавались от поколения к поколению  в устной форме.  «Дьэhэрийэ» - это по нынешним понятиям школа нравственного воспитания не только детей, но ивзрослых эвенов. Весной и летом при ежегодных встречах на традиционных стойбищах эвены непременно обучали взрослых премудростям «Дьэhэрийэ», его основу состовляли 5 частей.

Ребенок с малых лет должен был хорошо и твердо усвоить значение 5 заповедей, которые в трудные минуты жизни помогут справиться с трудностями, одолеть противника, избежать поражения.

(Слайд 32)

 Я мечтаю чтобы наши дети,

 Словно солнце каждому светя

 С бескорыстной добротой на свете

 Жили, о богатстве не грустя

                             А. Кривошапкин

(Слайд 34-37) Основные виды музыкального творчества:  песни, песни-танцы (как правило, с чертами пантомимы), наигрыши, шаманские камлания, музыка до шаманских действ (празднеств-игрищ Оленя, Медведя и др.), сказок и эпоса.  Музыкальные жанры группируются в циклы: календарно-трудовой, ритуально-культовый, танцевально-игровой и др. 

Главный,  музыкальный инструмент - бубен различных типов (символ музыки Земли, Луны, Солнца, Вселенной, олицетворение мужского начала, а также волшебный посредник между людьми и духами; по поговорке оленеводов, есть "три священные вещи: олень, огниво и бубен").

Обрядовые обычаи эвенов включают массовые обще - племенные ритуальные празднества, содержащие благопожелания и религиозные песни-пляски, личностные формы взаимодействия человека с миром духов на основе шаманства).

(Слайд 38) Хороводный танец эвенков «Ъээдьэ»

Наиболее  характерным  для  эвенов  является  круговой  танец  «ъээдьэ», в голосовом сопровождении», — в кругу  танцующих  соблюдалось  чередование: мужчина—женщина, мужчина— женщина.  Круговые песни-пляски (ъээдьэ) сопровождаются песней запевалы, которому вторит хор. Все эвенские хороводные танцы, песни являлись как бы школой для молодежи, где на опыте старших поколений обучали и воспитывали каждого молодого человека, чтобы он стал настоящим охотником, отлично знающим, любящим, оберегающим природу. И он должен стать человеком полезным семье и всему роду.

Заключительная часть.

Воспитатель: И сегодняшнее занятие мы хотим закончить круговым танцем «ъээдьэ».

Круговой танец «Ъээдьэ»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект мероприятия на тему «Эвены – коренные жители Севера» посвященное «Году литературы РФ и Дню письменности и родного языка в РС (Я)» (1- 8 классы) »

Внеклассное мероприятие на тему: Культура и обычаи народов Севера»  «Эвены»    Тематический вечер для учащихся начальных классов МКОУ АДД Подготовила и провела: воспитатель Дормидонтова Е. Г.

Внеклассное мероприятие на тему: Культура и обычаи народов Севера» «Эвены»

Тематический вечер для учащихся начальных классов

МКОУ АДД

Подготовила и провела: воспитатель Дормидонтова Е. Г.

Цель проекта: воспитания  любви к Родине, чувства гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям. Задачи проекта: узнать территорию расселения коренных народов Севера и их традиционное занятие; познакомиться с обычаями, традициями и обрядами коренных народов Севера; выявить уклад жизни этих народов; формировать представление детей о родном крае; развивать познавательный интерес к истории культуры народов, традициями и обычаями коренных народов Севера; развивать интерес к людям других национальностей; воспитывать чувства уважения и понимания труда и таланта народов Севера; воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к его неповторимой природе.

Цель проекта:

воспитания  любви к Родине, чувства гордости за страну,

в которой мы живём, уважение к народным традициям.

Задачи проекта:

узнать территорию расселения коренных народов Севера и их традиционное занятие;

познакомиться с обычаями, традициями и обрядами коренных народов Севера;

выявить уклад жизни этих народов;

формировать представление детей о родном крае;

развивать познавательный интерес к истории культуры народов, традициями и обычаями коренных народов Севера;

развивать интерес к людям других национальностей;

воспитывать чувства уважения и понимания труда и таланта народов Севера;

воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к его неповторимой природе.

ДРЕВНЕЙШИЕ ПОКОРИТЕЛИ АРКТИКИ-ЭВЕНЫ Эвены издревле проживали на Северо-востоке России. В процессе миграции эвены расселились по огромной территории: в Магаданской области, Республике Саха (Якутия) и Камчатском крае. Проживают в основном в Арктических районах –Абыйском, Аллаиховском, Булунском, Верхне-Колымском, Верхоянском, Кобяйском, Момском, Нижне-Колымском, Оймяконском, Среднеколымском, Томпонском, Усть-Янском, Эвено-Бытантайском. Численность эвенов РФ по данным Всероссийской переписи 2010 года составляет 21380 человек, в Алданском районе 213 человек.

ДРЕВНЕЙШИЕ ПОКОРИТЕЛИ АРКТИКИ-ЭВЕНЫ

Эвены издревле проживали на Северо-востоке России. В процессе миграции эвены расселились по огромной территории: в Магаданской области, Республике Саха (Якутия) и Камчатском крае.

Проживают в основном в Арктических районах –Абыйском, Аллаиховском, Булунском, Верхне-Колымском, Верхоянском, Кобяйском, Момском, Нижне-Колымском, Оймяконском, Среднеколымском, Томпонском, Усть-Янском, Эвено-Бытантайском.

Численность эвенов РФ по данным Всероссийской переписи 2010 года составляет 21380 человек, в Алданском районе 213 человек.

Языки коренных народов относятся к группе тунгусо – манчжурских. Этим языкам присущи красочность и образность. Речь насыщена изобразительными словами: чеху – меху, шур – мур, ара – ара, особенно с звукоподрожательными.

Языки коренных народов относятся к группе

тунгусо – манчжурских.

Этим языкам присущи красочность и образность.

Речь насыщена изобразительными словами:

чеху – меху, шур – мур, ара – ара, особенно с

звукоподрожательными.

Эвены издревле проживали на Северо-востоке России. В процессе миграции эвены расселились по огромной территории: в Магаданской области, Республике Саха (Якутия) и Камчатском крае. Традиционное занятие Традиционное занятие эвенов - охота на дикого оленя, лося, барана, а в прибрежных районах - рыболовство и, отчасти, охота на морского зверя. Эвены около 2000 лет назад одомашнили северного оленя и приобрели навыки оленеводства, которое остается их основным занятием до настоящего времени. Эвены - единственный народ, который ездит верхом на олене.

Эвены издревле проживали на Северо-востоке России. В процессе миграции эвены расселились по огромной территории: в Магаданской области, Республике Саха (Якутия) и Камчатском крае.

Традиционное занятие

Традиционное занятие эвенов - охота на дикого оленя, лося, барана, а в прибрежных районах - рыболовство и, отчасти, охота на морского зверя.

Эвены около 2000 лет назад одомашнили северного оленя и приобрели навыки оленеводства, которое остается их основным занятием до настоящего времени. Эвены - единственный народ, который ездит верхом на олене.

Эвены- оленеводы

Эвены- оленеводы

Ремесло эвенов Мужчины занимались кузнечеством, обработкой кости и дерева, плетением ремней, кожаных арканов, упряжи; Эвенские кузнецы делали ножи, детали ружей. женщины - выделкой шкур и ровдуги, изготовлением одежды, спальных принадлежностей, вьючных сум, чехлов и т. д. Эвены-ламуты издревле знали железо и другие металлы, ...

Ремесло эвенов

Мужчины занимались кузнечеством, обработкой кости и дерева, плетением ремней, кожаных арканов, упряжи; Эвенские кузнецы делали ножи, детали ружей.

женщины - выделкой шкур и ровдуги, изготовлением одежды, спальных принадлежностей, вьючных сум, чехлов и т. д.

Эвены-ламуты издревле знали железо и другие металлы, ...

Национальная одежда эвенов

Национальная одежда эвенов

Основным элементом мужской и женской одежды одинакового кроя был распашной кафтан (таты) из пыжика или из ровдуги с несходящимися полами. Борта и подол обшивали меховой полосой, а швы покрывали полоской, орнаментированной бисером.

Основным элементом мужской и женской одежды одинакового кроя был распашной кафтан (таты) из пыжика или из ровдуги с несходящимися полами. Борта и подол обшивали меховой полосой, а швы покрывали полоской, орнаментированной бисером.

Эвенский нагрудник

Эвенский нагрудник

эвены (ламуты) Обожают бисерную вышивку. Главные цвета - красноватый и голубой. Бисером декорируют головные уборы и оленью упряжь.

эвены (ламуты) Обожают бисерную вышивку. Главные цвета - красноватый и голубой. Бисером декорируют головные уборы и оленью упряжь.

Современная одежда эвенов

Современная одежда эвенов

Жилища эвенов: зимнее и летнее

Жилища эвенов: зимнее и летнее

Сооружение для хранения продуктов

Сооружение для хранения продуктов

Главным в деревне был шаман. Все ему подчинялись, приходили к нему за советом.  По истечении этих дней, под руководством шамана, взрослые члены стойбища просили солнце забрать болезнь, пощадить оленей, тем самым спасти их от воздействия злого духа болезни. 

Главным в деревне был шаман. Все ему подчинялись, приходили к нему за советом. По истечении этих дней, под руководством шамана, взрослые члены стойбища просили солнце забрать болезнь, пощадить оленей, тем самым спасти их от воздействия злого духа болезни. 

Эвенские запреты-обереги

Эвенские запреты-обереги

  • Огонь всегда «предупреждал» людей радостным треском – о хорошем, сердитым шипением – о плохом, громким треском – о беде.
  • Предложить отцу кисет означало посвататься к дочери.
  • Летит ворон и кричит – быть беде.
  • Нельзя ссориться, ругаться, произносить плохие слова около огня очага – дух огня накажет.
  • Нельзя трогать птичьи яйца – это приведёт к ненастью.
  • Нельзя срубать деревья, на которых имеются наросты, - будет пурга или ненастье. Если срубили, тогда обязательно надо уколоть иголкой в срубленное место.
Огонь-главная семейная святыня у эвенов.

Огонь-главная семейная святыня у эвенов.

Белый олень - «символ света». По древнему преданию, белый олень считался священным животным, приносящим счастье.

Белый олень - «символ света». По древнему преданию, белый олень считался священным животным, приносящим счастье.

Олень у эвена-друг, опора, надежда и спасение Нет, я не последний Люблю своего оленя, Олень со мною столетья И тысячелетия. Оран мой, оран В жару и буран Ты-мой дом, Ты-моя пища, Ты-мой друг, Ты- моя одежда, Ты- моя надежда

Олень у эвена-друг, опора, надежда и спасение

Нет, я не последний

Люблю своего оленя,

Олень со мною столетья

И тысячелетия.

Оран мой, оран

В жару и буран

Ты-мой дом,

Ты-моя пища,

Ты-мой друг,

Ты- моя одежда,

Ты- моя надежда

ДЕТИ ТУНДРЫ

ДЕТИ ТУНДРЫ

Детская колыбель

Детская колыбель

Танец- «Сээдьэ- Дьэъэрийэ» –педагогика воспитания детей  у эвенов

Танец- «Сээдьэ- Дьэъэрийэ» –педагогика воспитания детей у эвенов

Термин «Мондьи» Ты рожден для счастья, и ты должен К будущему тропку проторить У мужчин учили нас предки,- сильная душа, Он опора слабого всегда

Термин «Мондьи»

Ты рожден для счастья, и ты должен

К будущему тропку проторить

У мужчин учили нас предки,- сильная душа,

Он опора слабого всегда

Т Е Р М И Н «О Т И» Оти! Мой эвен! Опомнись! Присмотрись! Оглянись вокруг! Подумай! Речь свою послушай ты родную И ей заново рожденье обрети. Спасешь себя, язык свой сохраняя, Затем подашь ты руку другому, А с ним идти тебе вдвойне будет легче Повести народ свой за собой

Т Е Р М И Н «О Т И»

Оти! Мой эвен! Опомнись! Присмотрись!

Оглянись вокруг! Подумай!

Речь свою послушай ты родную

И ей заново рожденье обрети.

Спасешь себя, язык свой сохраняя,

Затем подашь ты руку другому,

А с ним идти тебе вдвойне будет легче

Повести народ свой за собой

Термин «А Н И» Ани! Ани! Почитай любого человека, Ставь его наравне с собой, И будет меж вами мир и согласие. Если обделю вниманием гостя, Это хуже всех обид, Если рад твой гость родной,Значит, будут олени здоровы- Таково предсказание

Термин «А Н И»

Ани! Ани!

Почитай любого человека,

Ставь его наравне с собой,

И будет меж вами мир и согласие.

Если обделю вниманием гостя,

Это хуже всех обид,

Если рад твой гость родной,Значит, будут олени здоровы-

Таково предсказание

Термин «И Е К О» Если в родимой сторонке, На земле, где кочуют эвены, Однажды пронесется эхо борьбы Друг с другом, Запомни, эвен! Ты не должен обидеть безвинного, Пусть не упадет слеза с его глаз.

Термин «И Е К О»

Если в родимой сторонке,

На земле, где кочуют эвены,

Однажды пронесется эхо борьбы

Друг с другом,

Запомни, эвен!

Ты не должен обидеть безвинного,

Пусть не упадет слеза с его глаз.

ТЕРМИН «Даво» Дааво! Дааво! Живем мы в огромном мире, Мой народ в нем, как капелька в море Говорим на рзных наречьях, Свой быт и обычаи храня Будем крепко беречь то,что Создано в природе, Друг друга любить и дорожить, Сильный слабого защищать, Младший старшего почитать, Хлебом-солью делиться, В семье единую слиться, Жить мирно и счастливо, Вот тогда я скажу вам: Дааво! Дааво!

ТЕРМИН «Даво»

Дааво! Дааво!

Живем мы в огромном мире,

Мой народ в нем, как капелька в море

Говорим на рзных наречьях,

Свой быт и обычаи храня

Будем крепко беречь то,что

Создано в природе,

Друг друга любить и дорожить,

Сильный слабого защищать,

Младший старшего почитать,

Хлебом-солью делиться,

В семье единую слиться,

Жить мирно и счастливо,

Вот тогда я скажу вам:

Дааво! Дааво!

Я мечтаю чтобы наши дети, Словно солнце каждому светя С бескорыстной добротой на свете Жили, о богатстве не грустя А. Кривошапкин

Я мечтаю чтобы наши дети,

Словно солнце каждому светя

С бескорыстной добротой на свете

Жили, о богатстве не грустя

А. Кривошапкин

Основные виды музыкального творчества: песни, песни-танцы

Основные виды музыкального творчества: песни, песни-танцы

Традиционные эвенские праздники «Цветение тундры»; «Праздник первой рыбы»; «Встреча солнца»

Традиционные эвенские праздники «Цветение тундры»; «Праздник первой рыбы»; «Встреча солнца»

Традиционный, хороводный танец эвенков  «сээдьэ»

Традиционный, хороводный танец эвенков «сээдьэ»

Традиционный, хороводный эвенский танец «ЪЭЭДЬЭ» Ъээдьэ-Ъээдьэ -танец Ъуруйа-Ъуруйа-пойдем танцевать Ъии до- ъии-до- ты друг мой Ъууво-Ъууво- вы друзья мои Ъуруйа-Ъуруйа- пойдем, идем Ъэмэкэ-Ъэмэкэ- быстрее Ъиндо-Ъиндо- ты друг? Иъоо рико – слышишь песню Иъоо таан – протянем песню Иъоо гянул – о дружбе Иъо-ньебо- олень белой масти Иъо ъайнон- какой масти? Иъо-бууди- олень пестрой масти Иъо гумнон – 2-х годовалая важенка Иъо-галле- выбирай и возьми Иъо ньебо галли- возьми оленя белой масти Иъо ньебо гадьир галли- возьми ее Ихо галкам ньебор гадьир галле- возьми оленей белой масти

Традиционный, хороводный эвенский танец «ЪЭЭДЬЭ»

Ъээдьэ-Ъээдьэ -танец

Ъуруйа-Ъуруйа-пойдем танцевать

Ъии до- ъии-до- ты друг мой

Ъууво-Ъууво- вы друзья мои

Ъуруйа-Ъуруйа- пойдем, идем

Ъэмэкэ-Ъэмэкэ- быстрее

Ъиндо-Ъиндо- ты друг?

Иъоо рико – слышишь песню

Иъоо таан – протянем песню

Иъоо гянуло дружбе

Иъо-ньебо- олень белой масти

Иъо ъайнон- какой масти?

Иъо-бууди- олень пестрой масти

Иъо гумнон – 2-х годовалая важенка

Иъо-галле- выбирай и возьми

Иъо ньебо галли- возьми оленя белой масти

Иъо ньебо гадьир галли- возьми ее

Ихо галкам ньебор гадьир галле- возьми оленей белой масти

Список используемой литературы: 1. «Литература народов Севера» Составитель: А. Садовникова, М. Роббек. 2. Алексеев А.А. «Забытый мир предков» (Очерки традиционного мировоззрения эвенов Северо-западного Верхоянья). Якутск, 1993. 3. В.Н. Нилов. Традиционная хореография коренных народов Севера и Дальнего Востока в сб.:Фольклор палеоазиатских народов: - Якутск, 2005. 4. Иванова-Унарова З.И. Традиционное искусство народов Северо-Востока Сибири (эвенки, эвены, юкагиры, долганы, чукчи, коряки). Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2005 - 192с. 5. Павлова Т.В. Обрядовый фольклор эвенов Якутии (музыкально-этнографический аспект): Монография. - СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 263с. 6. Культура и искусство оленеводческих народов: материалы междунар. науч. конф. / [отв. ред. У.А. Винокурова]. - Якутск, 2006, 180с. 7. Сергеев М. А., Творчество народов Сибири, «Сов. этнография», 1951, № 4; 8. Романенко Д., Лит-pa народов Крайнего Севера, в его кн.: У могучих истоков, М., 1963.

Список используемой литературы:

1. «Литература народов Севера» Составитель: А. Садовникова, М. Роббек.

2. Алексеев А.А. «Забытый мир предков» (Очерки традиционного мировоззрения эвенов Северо-западного Верхоянья). Якутск, 1993.

3. В.Н. Нилов. Традиционная хореография коренных народов Севера и Дальнего Востока в сб.:Фольклор палеоазиатских народов: - Якутск, 2005.

4. Иванова-Унарова З.И. Традиционное искусство народов Северо-Востока Сибири (эвенки, эвены, юкагиры, долганы, чукчи, коряки). Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2005 - 192с.

5. Павлова Т.В. Обрядовый фольклор эвенов Якутии (музыкально-этнографический аспект): Монография. - СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 263с.

6. Культура и искусство оленеводческих народов: материалы междунар. науч. конф. / [отв. ред. У.А. Винокурова]. - Якутск, 2006, 180с.

7. Сергеев М. А., Творчество народов Сибири, «Сов. этнография», 1951, № 4;

8. Романенко Д., Лит-pa народов Крайнего Севера, в его кн.: У могучих истоков, М., 1963.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дормидонтова Елена Геннадьевна

Дата: 07.10.2015

Номер свидетельства: 237129


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства