kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика работы над художественно-творческим проектом «Мастерская. Роспись пасхальных яиц»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

Декоративное искусство неразрывно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять его быт и среду обитания. Декоративное искусство охватывает почти все виды художественной деятельности людей. Оно вносит красоту в обстановку дома, в школе, на работе, на улице – повсюду.
Декоративно- прикладное искусство наиболее прочно связано с бытом и повседневной жизнью каждого человека. Именно поэтому эстетическое воспитание школьников на примере декоративно-прикладного искусства имеет огромное значение для формирования культуры быта и труда нашего народа, культуры человеческих отношений в целом.
Знакомясь с образцами народного творчества, школьники попадают в мир сказочных образов, ярких красок, узоров, орнамента, выразительных пластических форм, которые наиболее близки и созвучны их эстетическим чувствам и представлениям.
Работа проводимая исследователями в этой области убедительно доказала благотворность влияния произведений народного декоративного искусства на развитие фантазии, образного мышления детей, на активизацию процесса их творчества, а также на эстетическое воспитание в целом.
В районах традиционных народных художественных промыслов в последние годы делаются успешные попытки раннего приобщения детей к кистевой росписи по дереву и фарфору, к лепке и росписи простых глиняных игрушек, плетению изделий из бересты и т.д.
Эстетическое воспитание – это воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни; это процесс становления, обогащения  и совершенствования субъектно-личностного и духовного мира человека. Оно осуществляется, исходя из дарований индивида, через творческое наследие всей доступной ему культуры в конкретном социально-историческом контексте. Этот процесс по сути своей не может иметь конечного предела.
Эстетическое воспитание должно осуществляться в тесном единстве с художественным образованием, т.е. с освоением знаний закономерностей развития искусства, главнейших стилей и методов, а также некоторых умений в области какого-либо вида искусства. Гармонически развитый человек не может не стремиться жить и работать красиво. Эстетическое воспитание, будучи частью идейного, нравственного, трудового и физического воспитания, направлено на всестороннее развитие нового человека, у которого интеллектуальное и физическое совершенство сочетается с высокой культурой чувств.
Декоративное искусство раскрывает широкие возможности для познания прекрасного, показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует эстетические и нравственные его убеждения, влияет на поведение.
Эстетическое отношение к миру – это, конечно, не только созерцание красоты, а прежде всего стремление к творчеству по законам красоты.
На основе вышеизложенного была выбрана тема художественно-творческого проекта «Мастерская. Роспись пасхальных яиц» и определена его цель: роспись пасхальных яиц, а также  определение  оптимальной структуры учебного материала и других методических средств, позволяющих осуществить индивидуализацию по обучению учащихся росписи пасхальных яиц.
Поиск путей решения проблемы исследования привел к необходимости решения следующих задач:
1) Изучить историю росписи пасхальных яиц.
2) Изучить и проанализировать методическую литературу по обучению учащихся росписи по дереву.
3) Расширить знания учащихся о видах декоративно-прикладного искусства нашей страны.
4) Систематизировать  знания учащихся о различных видах росписи, (Гжель, Хохлома, Городецкая роспись и др.).
5) Формировать творческую активность у учащихся,  стремление к самосовершенствованию, прививать навыки аккуратности, ответственности воспитывать  эстетический вкус.
6) Развивать интерес учащихся к  народному творчеству, видам декоративно-прикладного искусства путем знакомства со старинными рисунками, схемами и техниками выполнения работы.
7) Совершенствовать практические навыки учащихся  при выполнении росписи по дереву.

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы работы над художественно-творческим проектом

1.1.  Исторические особенности возникновения пасхальных яиц

«Дорого яичко к Христову дню»

Пасхальное яйцо – известный русский сувенир. В конце 80-х годов нынешнего столетия в нашу жизнь вернулись забытые обычаи и ритуалы, в том числе старинная русская традиция с троекратным поцелуем и подношением пасхального яйца.
Пасхальные яйца являются атрибутом одного из главных религиозных праздников христиан – дня  поминовения чудесного Воскресения распятого на кресте Иисуса Христа. С древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, – иными словами, перехода из небытия в бытие. Когда-то было принято подносить яйцо как простой малый дар языческим богам, дарить яйца друзьям и благодетелям в первый день Нового года и в день рождения. Богатые вместо окрашенных куриных яиц зачастую подносили золотые или позолоченные яйца, символизировавшие солнце.
Традиция обмена крашеными яйцами на Пасху имеет в России давние корни. Известно, что во времена правления царя Алексея Михайловича для раздачи на Пасху было приготовлено до 37 тысяч яиц. Наряду с натуральными (куриными, лебедиными, гусиными, голубиными, утиными) крашеными яйцами были деревянные и костяные, резные и расписные. Естественно, своеобразным эталоном для размера яиц из дерева, кости, фарфора, стекла, камня был размер яиц натуральных.
В XVIII-XIX веках художественно оформленные пасхальные яйца получают такое широкое распространение среди различных слоев российского населения, что с этого времени о пасхальных яйцах можно говорить как о своеобразном виде декоративно-прикладного и народного искусства. К этому времени достаточно традиционными стали и ювелирные драгоценные яйца, и простые крестьянские «писанки» и «крашенки».  Русское прикладное искусство XVIII века получило качественно иной характер по сравнению с искусством предшествовавших столетий. Оно приобрело ярко выраженную светскую направленность. Связано это было в первую очередь с экономическими, политическими и культурными преобразованиями, проведенными Петром I. Наступила эпоха вхождения России в общеевропейский художественный процесс. В едином русле шло развитие изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Пасхальные яйца из папье-маше в конце XIX века делали на подмосковной фабрике Лукутина, ныне знаменитой Федоскинской фабрике лаковой миниатюрной живописи. Наряду с религиозными сюжетами мастера фабрики Лукутина часто изображали на пасхальных яйцах православные соборы и храмы. Одним из излюбленных сюжетов лукутинских мастеров был храм Василия Блаженного на Красной площади. В конце XIX - начале XX века наряду с иконами в московских иконописных мастерских, образованных выходцами из традиционных иконописных центров России – Палеха, Мстеры, Холуя, расписывали и пасхальные яйца.
Одним из первых соединить пасхальное яйцо с ювелирным украшением попытался Фаберже. Имя Карла Фаберже чаще всего ассоциируется с блестящим искусством декоративного пасхального яйца. По известным причинам декоративные яиц фирмы Фаберже до недавнего времени были более известны за пределами России. Мастерские Фаберже создали 56 пасхальных яиц для императора Александра III и императора Николая II. Александр III в 1885-1894 годах преподнес своей жене 10 пасхальных яиц. Николай II в 1894-1917 годах заказал 46 пасхальных яиц для подарков своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне и жене Александре.
 Вопреки воинствующему атеизму послереволюционных десятилетий обычай празднования Пасхи передавался из поколения в поколение: слишком важна эта традиция для православного человека по всей России. Когда изготовление художественных подарочных пасхальных яиц прекратилось, Пасху продолжали праздновать с «крашенками» (теми самыми разукрашенными в один или несколько цветов яйцами, которые известны едва ли не всем в нашем обиходе) и «писанками» (расписанными орнаментом). Традиция изготовления «писанок» была сильна в западных районах Украины. Тамошние «писанки» напоминают о дохристианском характере рисунка, уходящем во времена, когда русские, украинцы, белорусы были единым народом, об истоках общеславянских традиций. Орнамент «писанок» делится на геометрический, растительный и зооморфный. У западноукраинских «писанок» много символических обозначений, характерных для древних славян языческого периода – треугольники, звезды, кресты, точки, спирали, кружки, стилизованные растения, петушки, коньки и т. д. 
«Писанки», как правило, делают в сельских местностях. В каждом селе имеется две-три расписчицы. Орнаментируют яйца следующим образом: яйцо покрывают воском при помощи тонкой металлической трубочки, закрепленной на деревянной ручке. Трубочкой наносят основные линии рисунка. А когда воск остынет, яйцо опускают в краску. Таким образом, оно окрашивается целиком, кроме контурных линий рисунка, остающихся белыми, за тем части яйца, которые хотят сохранить окрашенными в эту первоначальную краску, покрывают воском, а яйцо опускают в краску другого цвета. И так несколько раз. После этого нагревают яйцо, растапливают воск – и «писанка» готова. Применяются обычно растительные краски. «Писанки» имеют два или более цвета. Существует особая техника орнаментирования яиц: узор выцарапывается тем или иным острым инструментом. Такие яйца называются «скробанками».
В городе Горьком на воскресном базаре можно было обнаружить деревянные расписные яйца, коробочки-грибки, детские игрушки и многое другое, покрытое поразительно яркой  химически-анилиновой  росписью. Это роспись сёл Майдана и Крутца. Она подлинное современное детище искусства нашего народа, живое, красивое, ярко. Правда, долгое время это не поощрялось официальными властями, поэтому живое искусство деревянного пасхального яйца сосредоточилось в глухих селах заволжского края – Полховском Майдане и Крутце.
Производство полховско-майданских токарных расписных изделий возникло в начале XX века. В 1914-1916 годах местные кустари начали украшать «тарарушки» (токарные изделия: пеналы, коробочки и игрушки) по примеру Сергиевских мастеров с помощью выжигания и последующей раскраски. Только в 20-е годы нашего столетия складывается специфический стиль полховско-майданской росписи – она  выполняется локально нанесенными красками: алой, желтой, синей. При наложении возникают красные и зеленые тона в пределах четко очерченного тушью контура. Растительный орнамент сочетается с изобразительными элементами росписи: деревьями, рекой, солнцем, домами, птицами. Обычно размер образцов не превышает размера настоящего куриного яйца. Иногда, как исключение, вытачиваются яйца размером побольше. Чаще других мотивов и сюжетов встречаются изображения петушка или курочки, солнца, храма или церкви и др. Именно мастерицы Крутца не боялись в советское время писать на яйцах «XВ», изображать церкви и всячески обозначать, что яйцо является пасхальным.
В Бабенской артели, расположенной в деревне Бабенки Подольского уезда, вытачивались полированные токарные изделия из дерева и кости, в том числе и яйца. Именно отсюда черпали высококвалифицированные кадры токарей, как московские мастерские Кустарного музея, так и кустарные артели Сергиева Посада. Традиции высокого токарного мастерства продолжает сергиево-посадское предприятие «Сувенир», которое на протяжении всего советского периода выпускало яйца-сувениры, декорированные росписью с выжиганием. Чаще всего на этих одно-, двух- и трехместных яйцах-сувенирах изображаются памятные архитектурные места, связанные с Троице-Сергиевой лаврой.

 

Просмотр содержимого документа
«Методика работы над художественно-творческим проектом «Мастерская. Роспись пасхальных яиц» »

МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная

школа №1 имени А. М .Рудого»











Методика работы над художественно-творческим проектом «Мастерская. Роспись пасхальных яиц»

(проектное задание)










Выполнила: Зинькова Наталья Владимировна, учитель изобразительного искусства МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 им. А.М.Рудого» Борисовского района Белгородской области












2014 год

п.Борисовка

Оглавление


Введение 3

Глава I. Теоретические основы работы над художественно-творческим проектом 6

1.1.Исторические особенности возникновения пасхальных яиц 6

1.2. Основные центры народного искусства 13

1.3. Обзор современного состояния росписи пасхальных яиц 18

Глава II. Выполнение росписи серии деревянных пасхальных яиц 20

2.1. Методика индивидуального обучения учащихся росписи по дереву 20

2.2. Выборы и обоснование темы проекта 21

2.3. Инструменты и материалы 22

2.4. Правила безопасной работы при выполнении росписи 22

2.5.Дизайн-спецификация 23

2.6. Технологическая последовательность выполнения росписи 23

Заключение 26

Библиографический список 28

Приложение 29












Введение



Декоративное искусство неразрывно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять его быт и среду обитания. Декоративное искусство охватывает почти все виды художественной деятельности людей. Оно вносит красоту в обстановку дома, в школе, на работе, на улице – повсюду.

Декоративно- прикладное искусство наиболее прочно связано с бытом и повседневной жизнью каждого человека. Именно поэтому эстетическое воспитание школьников на примере декоративно-прикладного искусства имеет огромное значение для формирования культуры быта и труда нашего народа, культуры человеческих отношений в целом.

Знакомясь с образцами народного творчества, школьники попадают в мир сказочных образов, ярких красок, узоров, орнамента, выразительных пластических форм, которые наиболее близки и созвучны их эстетическим чувствам и представлениям.

Работа проводимая исследователями в этой области убедительно доказала благотворность влияния произведений народного декоративного искусства на развитие фантазии, образного мышления детей, на активизацию процесса их творчества, а также на эстетическое воспитание в целом.

В районах традиционных народных художественных промыслов в последние годы делаются успешные попытки раннего приобщения детей к кистевой росписи по дереву и фарфору, к лепке и росписи простых глиняных игрушек, плетению изделий из бересты и т.д.

Эстетическое воспитание – это воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни; это процесс становления, обогащения и совершенствования субъектно-личностного и духовного мира человека. Оно осуществляется, исходя из дарований индивида, через творческое наследие всей доступной ему культуры в конкретном социально-историческом контексте. Этот процесс по сути своей не может иметь конечного предела.

Эстетическое воспитание должно осуществляться в тесном единстве с художественным образованием, т.е. с освоением знаний закономерностей развития искусства, главнейших стилей и методов, а также некоторых умений в области какого-либо вида искусства. Гармонически развитый человек не может не стремиться жить и работать красиво. Эстетическое воспитание, будучи частью идейного, нравственного, трудового и физического воспитания, направлено на всестороннее развитие нового человека, у которого интеллектуальное и физическое совершенство сочетается с высокой культурой чувств.

Декоративное искусство раскрывает широкие возможности для познания прекрасного, показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует эстетические и нравственные его убеждения, влияет на поведение.

Эстетическое отношение к миру – это, конечно, не только созерцание красоты, а прежде всего стремление к творчеству по законам красоты.

На основе вышеизложенного была выбрана тема художественно-творческого проекта «Мастерская. Роспись пасхальных яиц» и определена его цель: роспись пасхальных яиц, а также определение оптимальной структуры учебного материала и других методических средств, позволяющих осуществить индивидуализацию по обучению учащихся росписи пасхальных яиц.

Поиск путей решения проблемы исследования привел к необходимости решения следующих задач:

  1. Изучить историю росписи пасхальных яиц.

  2. Изучить и проанализировать методическую литературу по обучению учащихся росписи по дереву.

  3. Расширить знания учащихся о видах декоративно-прикладного искусства нашей страны.

  4. Систематизировать знания учащихся о различных видах росписи, (Гжель, Хохлома, Городецкая роспись и др.).

  5. Формировать творческую активность у учащихся, стремление к самосовершенствованию, прививать навыки аккуратности, ответственности воспитывать эстетический вкус.

  6. Развивать интерес учащихся к народному творчеству, видам декоративно-прикладного искусства путем знакомства со старинными рисунками, схемами и техниками выполнения работы.

  7. Совершенствовать практические навыки учащихся при выполнении росписи по дереву.


















Глава I. Теоретические основы работы над художественно-творческим проектом


    1. Исторические особенности возникновения пасхальных яиц


«Дорого яичко к Христову дню»


Пасхальное яйцо – известный русский сувенир. В конце 80-х годов нынешнего столетия в нашу жизнь вернулись забытые обычаи и ритуалы, в том числе старинная русская традиция с троекратным поцелуем и подношением пасхального яйца.

Пасхальные яйца являются атрибутом одного из главных религиозных праздников христиан – дня поминовения чудесного Воскресения распятого на кресте Иисуса Христа. С древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, – иными словами, перехода из небытия в бытие. Когда-то было принято подносить яйцо как простой малый дар языческим богам, дарить яйца друзьям и благодетелям в первый день Нового года и в день рождения. Богатые вместо окрашенных куриных яиц зачастую подносили золотые или позолоченные яйца, символизировавшие солнце.

Традиция обмена крашеными яйцами на Пасху имеет в России давние корни. Известно, что во времена правления царя Алексея Михайловича для раздачи на Пасху было приготовлено до 37 тысяч яиц. Наряду с натуральными (куриными, лебедиными, гусиными, голубиными, утиными) крашеными яйцами были деревянные и костяные, резные и расписные. Естественно, своеобразным эталоном для размера яиц из дерева, кости, фарфора, стекла, камня был размер яиц натуральных. 

В XVIII-XIX веках художественно оформленные пасхальные яйца получают такое широкое распространение среди различных слоев российского населения, что с этого времени о пасхальных яйцах можно говорить как о своеобразном виде декоративно-прикладного и народного искусства. К этому времени достаточно традиционными стали и ювелирные драгоценные яйца, и простые крестьянские «писанки» и «крашенки». Русское прикладное искусство XVIII века получило качественно иной характер по сравнению с искусством предшествовавших столетий. Оно приобрело ярко выраженную светскую направленность. Связано это было в первую очередь с экономическими, политическими и культурными преобразованиями, проведенными Петром I. Наступила эпоха вхождения России в общеевропейский художественный процесс. В едином русле шло развитие изобразительного и декоративно-прикладного искусства. 

Пасхальные яйца из папье-маше в конце XIX века делали на подмосковной фабрике Лукутина, ныне знаменитой Федоскинской фабрике лаковой миниатюрной живописи. Наряду с религиозными сюжетами мастера фабрики Лукутина часто изображали на пасхальных яйцах православные соборы и храмы. Одним из излюбленных сюжетов лукутинских мастеров был храм Василия Блаженного на Красной площади. В конце XIX - начале XX века наряду с иконами в московских иконописных мастерских, образованных выходцами из традиционных иконописных центров России – Палеха, Мстеры, Холуя, расписывали и пасхальные яйца.

Одним из первых соединить пасхальное яйцо с ювелирным украшением попытался Фаберже. Имя Карла Фаберже чаще всего ассоциируется с блестящим искусством декоративного пасхального яйца. По известным причинам декоративные яиц фирмы Фаберже до недавнего времени были более известны за пределами России. Мастерские Фаберже создали 56 пасхальных яиц для императора Александра III и императора Николая II. Александр III в 1885-1894 годах преподнес своей жене 10 пасхальных яиц. Николай II в 1894-1917 годах заказал 46 пасхальных яиц для подарков своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне и жене Александре.

 Вопреки воинствующему атеизму послереволюционных десятилетий обычай празднования Пасхи передавался из поколения в поколение: слишком важна эта традиция для православного человека по всей России. Когда изготовление художественных подарочных пасхальных яиц прекратилось, Пасху продолжали праздновать с «крашенками» (теми самыми разукрашенными в один или несколько цветов яйцами, которые известны едва ли не всем в нашем обиходе) и «писанками» (расписанными орнаментом). Традиция изготовления «писанок» была сильна в западных районах Украины. Тамошние «писанки» напоминают о дохристианском характере рисунка, уходящем во времена, когда русские, украинцы, белорусы были единым народом, об истоках общеславянских традиций. Орнамент «писанок» делится на геометрический, растительный и зооморфный. У западноукраинских «писанок» много символических обозначений, характерных для древних славян языческого периода – треугольники, звезды, кресты, точки, спирали, кружки, стилизованные растения, петушки, коньки и т. д. 

«Писанки», как правило, делают в сельских местностях. В каждом селе имеется две-три расписчицы. Орнаментируют яйца следующим образом: яйцо покрывают воском при помощи тонкой металлической трубочки, закрепленной на деревянной ручке. Трубочкой наносят основные линии рисунка. А когда воск остынет, яйцо опускают в краску. Таким образом, оно окрашивается целиком, кроме контурных линий рисунка, остающихся белыми, за тем части яйца, которые хотят сохранить окрашенными в эту первоначальную краску, покрывают воском, а яйцо опускают в краску другого цвета. И так несколько раз. После этого нагревают яйцо, растапливают воск – и «писанка» готова. Применяются обычно растительные краски. «Писанки» имеют два или более цвета. Существует особая техника орнаментирования яиц: узор выцарапывается тем или иным острым инструментом. Такие яйца называются «скробанками».

В городе Горьком на воскресном базаре можно было обнаружить деревянные расписные яйца, коробочки-грибки, детские игрушки и многое другое, покрытое поразительно яркой химически-анилиновой росписью. Это роспись сёл Майдана и Крутца. Она подлинное современное детище искусства нашего народа, живое, красивое, ярко. Правда, долгое время это не поощрялось официальными властями, поэтому живое искусство деревянного пасхального яйца сосредоточилось в глухих селах заволжского края – Полховском Майдане и Крутце. 

Производство полховско-майданских токарных расписных изделий возникло в начале XX века. В 1914-1916 годах местные кустари начали украшать «тарарушки» (токарные изделия: пеналы, коробочки и игрушки) по примеру Сергиевских мастеров с помощью выжигания и последующей раскраски. Только в 20-е годы нашего столетия складывается специфический стиль полховско-майданской росписи – она выполняется локально нанесенными красками: алой, желтой, синей. При наложении возникают красные и зеленые тона в пределах четко очерченного тушью контура. Растительный орнамент сочетается с изобразительными элементами росписи: деревьями, рекой, солнцем, домами, птицами. Обычно размер образцов не превышает размера настоящего куриного яйца. Иногда, как исключение, вытачиваются яйца размером побольше. Чаще других мотивов и сюжетов встречаются изображения петушка или курочки, солнца, храма или церкви и др. Именно мастерицы Крутца не боялись в советское время писать на яйцах «XВ», изображать церкви и всячески обозначать, что яйцо является пасхальным. 

В Бабенской артели, расположенной в деревне Бабенки Подольского уезда, вытачивались полированные токарные изделия из дерева и кости, в том числе и яйца. Именно отсюда черпали высококвалифицированные кадры токарей, как московские мастерские Кустарного музея, так и кустарные артели Сергиева Посада. Традиции высокого токарного мастерства продолжает сергиево-посадское предприятие «Сувенир», которое на протяжении всего советского периода выпускало яйца-сувениры, декорированные росписью с выжиганием. Чаще всего на этих одно-, двух- и трехместных яйцах-сувенирах изображаются памятные архитектурные места, связанные с Троице-Сергиевой лаврой. 

Недалеко от Сергиева Посада находится еще один центр народного искусства – город Хотьково, знаменитый своими резчиками по дереву и кости. Именно отсюда пошла самобытная, возникшая на рубеже XIX-XX веков абрамцевско-кудринская резьба, создателем которой был талантливый крестьянин из села Кудрино В. П. Ворносков. Абрамцевско-кудринская рельефная резьба с заоваленным контуром и немного углубленным фоном органично сочетает традиционные народные приемы с новыми способами обработки дерева. Часто мастера пользуются протравкой-морилкой для создания различных цветовых оттенков – от золотистых до темно-коричневых. После морения изделие иногда полируется до блеска. Для этой резьбы характерны растительные орнаменты, которые полностью покрывают то или иное изделие, в том числе и поверхность яйца. 

Наряду с Подмосковьем, известным высоким техническим и художественным качеством изделий из дерева на токарной основе, славен также Нижегородский край, где одно из первых мест принадлежит легендарной Хохломе. Для хохломской росписи характерны две разновидности орнамента: роспись «верховая» и «под фон». «Верховой» рисунок наносится мазками кисти на поверхность фона, образуя легкий ажурный узор. Сквозь растительный орнамент с цветами, травами и ягодами просвечивает золотистый фон. Роспись «под фон» имеет золотистый силуэтный рисунок, окруженный черным или цветным фоном. Этот старинный промысел существует с XVI века, поэтому в рисунках хохломского орнамента присутствуют многие элементы, восходящие к орнаменту Древней Руси. Пасхальное хохломское яйцо, созданное главным художником производственно-художественного объединения – Хохломская роспись Е. Доспаловой, отличается таким совершенством, что вспоминается легенда о золотом яичке. Именно золотое яйцо многие народы преподносили в качестве подарка и в языческие, и в христианские времена. 

Если в народных художественных центрах по обработке дерева искусство токарного орнаментированного яйца не было утеряно в советский период, то в традиционных центрах лаковой миниатюрной живописи на папье-маше оно возникло только в постсоветское время после длительного перерыва и забвения. Одними из первых к росписи пасхальных яиц обратились миниатюристы Мстеры. Имея великолепную традицию росписи пасхальных яиц, воплотившуюся в работах братьев Тюлиных, О. Чирикова, современные мстерские мастера достойно ее продолжили. Во время празднования 1000-летия христианства на Руси религиозные деятели отмечали, что из старинных центров темперной миниатюрной живописи на папье-маше Мстера наиболее полно сохранила традиции древнерусской живописи. 

Керамические производства, выпускающие изделия из фарфора, фаянса, майолики, стремятся к массовому выпуску яиц. Подход к декорированию пасхальных яиц на этих художественных предприятиях достаточно традиционен. Гжельские пасхальные яйца Товарищества «Гжель»– фарфоровые с кобальтом и майоликовые с многоцветной росписью – широко известны с дореволюционных времен. Они продолжают классическую линию росписи пасхальных яиц на фарфоровых заводах Кузнецова. Цветочные и сюжетные композиции с изображением православных храмов являются наиболее распространенными. Гжельские пасхальные яйца имеют различные размеры. Недавно начал выпускать пасхальные яйца с цветочной росписью Речицкий фарфоровый завод, расположенный неподалеку от Гжели. В последнее время в Москве стали появляться художественные предприятия, выпускающие изделия из керамики малыми партиями. Это – Никанд, с образцами из фарфора с кобальтовой росписью. Большинство фарфоровых яиц Никанда являют собой авторские экземпляры. Так, пасхальные яйца расписывает художник С. Р. Керн. В основном это христианские мотивы, а также архитектурные пейзажи. 

Искусство традиционного и современного оформления пасхальных яиц – это целый мир, яркие штрихи к живому.

1.2. Основные центры народного искусства

Из истории гжели

Гжель – это название живописного подмосковного региона, что в 60-ти километрах от Москвы. Слово «гжель» сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируется красотой гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветной майоликой известен теперь не только в России, но и за ее пределами.

Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей. Гжель - это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства.

Сколько же лет этому русскому народному промыслу?

Археологические исследования на территории Гжели подтверждают существование здесь гончарного ремесла с начала XIV века. И неудивительно, гжельская земля издавна была богата лесами, реками, высококачественными глинами. С тех пор за свою более чем шестивековую историю Гжель переживала разные периоды.

На протяжении столетий гжельские крестьяне изготавливали предметы оптового обихода, изразцы, черепицу. Со второй половины XVIII века она прославилась выпуском майоликовой посуды. Это были изделия из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали. В XIX веке гжельские мастера изобрели новый для себя материал и новую технологию: выпускали полуфаянс, затем фаянс и, наконец, фарфор. Особый интерес представляли изделия, расписанные в один цвет - синей подглазурном краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей. Выпуском фарфора и фаянса занимались многочисленные мелкие заводы и крупные предприятия.

Конец XIX - начало XX веков стали периодом глубокого кризиса. Казалось, гжельское искусство погибло навсегда.

Послевоенное время связано с началом возрождения промысла и поиском своего образного языка. Для этого потребовались годы кропотливой и неустанной работы, обучение новых мастеров. В результате это привело к успеху.

В 1972 Объединение «Гжель», создано на основе шести маленьких производств, расположенных в нескольких деревнях. Творческие группы разработали новые образцы. Были созданы полностью новые формы изделий. Живопись стала более богатой, и выполняет художественные требования существующего дня.

Сегодня Объединение «Гжель» – современное предприятие, в состав которого входят 6 производств с персоналом, состоящим из 1500 высококвалифицированных рабочих. 

Гжель – это вазы, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: камины, люстры и другие фарфоровые изделия. Продукты «Гжели» пользуются устойчивым спросом на Российском и международном рынке. 

Гжель – это композиция народного искусства и художества. В производстве фарфора Гжель следует за старыми Российскими традициями в искусстве народа. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. 

В «Гжели» работают высококвалифицированные и одаренные художники, скульпторы и мастера технологии. 

В Гжели существует круглый цикл образования. Обучение начинается с детского сада, средней школы и заканчивается Гжельским Художественным Колледжем и курсами аспиранта в Москве.

У Гжели собственный стиль – синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.

К


ак же создается гжель?

Опытные мастера-модельщики на специальных станках вытачивают гипсовые модели будущих изделий. Станок представляет собой гончарный круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшек-резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки, с которой изготавливается рабочая форма для отливки изделий.

Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Шликер (житкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы. Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы.

Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Традиционная роспись – выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти.

Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива.


Из истории хохломы

Хохлома – старинный русский народный промысел, возникший в 17 веке в Заволжье (селе Семино Нижегородской губернии). Так называлось большое торговое село, куда привозились для продажи изделия из окрестных сёл и деревень. Здесь привлекательный товар приобретали купцы, а затем сбывали на ярмарках не только по всей России, но и за её пределами. И в сознании покупателей красочная посуда, ложки стали ассоциироваться с именем торгового села. Нижегородское Заволжье – центр искусства хохломской росписи – край насыщенной истории и самобытной культуры. 

Мастера художественной деревообработки Заволжья рубили просторные избы, украшали их нарядной резьбой, изготовляли прялки, пряничные доски, точили деревянную посуду. Все эти навыки получили дальнейшее развитие, а переселенцы обогатили их своим творческим опытом. Это было основой формирования этого искусства. В те давние времена значительные эстетические ценности создавались и хранились в монастырях и скитах староверов. Именно здесь трудились иконописцы, владевшие навыками золочения своих творений без применения драгоценного металла, работали переписчики книг, ювелиры и искусные рукодельницы – золотошвеи. Их мастерство, несомненно, оказало влияние на формирование такого вида народного творчества, как хохломская роспись. Впечатляют её поэтичные растительные узоры и празднично-торжественный колорит, основанный на сочетании алой киновари, блестящего под слоем лака чёрного тона и ярко горящего золота. 

Это, пожалуй, самый известный вид русской народной живописи. Он представляет собой декоративную роспись по деревянной посуде и мебели, выполненную красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. Удивительно то, что при выполнении росписи на дерево наносят не золотой, а серебристый оловянный порошок. Потом изделие покрывают специальным составом и три-четыре раза обрабатывают в печи. Тогда и появляется медово-золотой цвет, благодаря которому легкая деревянная посуда кажется массивной.

Традиционный хохломской орнамент – сочные красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки. Реже встречаются птицы, рыбы и всякие зверушки.

Что бы выдержать конкуренцию, возникшую с появлением на российском рынке доступной фаянсовой и металлической посуды, хохломским мастерам пришлось искать более эффективные приёмы в оформлении своих изделий. И их теперь стали золотить не фрагментами, а полностью, расписывать затейливым травным орнаментом. Новые художественные решения привели к успеху, и продукция промысла в конце XIX века встречалась на всех отечественных и зарубежных выставках, кустарных базарах и складах. А после всемирной выставки 1889 года в Париже, резко увеличился экспорт хохломских изделий в различные страны. Особенно много их закупали торговые фирмы Германии, Англии, Франции и Индии. 

С началом 20 века народные промыслы пережили кризис, вызванный Мировой и Гражданской войнами. Из-за этого многие мастера лишились заказов и закрыли свои мастерские. В советское время хохлома получила второе дыхание, появилось новое поколение мастеров.

У всех кто видит эти удивительные изделия, расцвеченные золотом и яркими красками, невольно возникает вопрос - как они создаются? 

Изделия проходят длинную технологическую цепочку прежде, чем попасть к покупателю.

Начинается эта цепочка с работы токаря, который изготавливает изделия самых разнообразных форм и размеров. 

Затем следует сушка и еще несколько операций прежде, чем к работе преступит художник, расписывающий изделия замысловатыми узорами. Вид росписи и характер рисунка может быть различной – это и обеспечивает оригинальность и неповторимость каждого изделия.

Затем серебристые изделия, благодаря покрытию лаком, становятся золотыми. И после очередной сушки они предстают перед взором покупателя во всей красе.


Из история городецкой росписи

Городецкая роспись – это русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери Художники из Городца на своих деревянных досках, подносах, игрушках изображают цветы не только красным цветом, но и синим. Серединку цветка художники украшают мелкими точками, лепестки уточняют полукруглой формой более тёмного цвета. А синий цветок могут украсить голубыми мазками, похожими на капельки.

Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.

Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным. Известным мастером инкрустированных донец с подкраской был Л. В. Мельников.

Городецкие мотивы — сцены городской жизни

Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная манера украшения.



1.3. Обзор современного состояния росписи пасхальных яиц


В конце 80-х годов XX века в нашу жизнь вернулись забытые обычаи и ритуалы, в том числе старинная русская традиция подношения пасхального яйца. Большой интерес вызывают выставки пасхальных яиц в России и за ее пределами. Так, в 1990 году в Италии была впервые показана коллекция русских фарфоровых пасхальных яиц из фондов Государственного Исторического музея. А вслед за ней в Сан-Диего (США) и в Москве были организованы выставки яиц, сделанных фирмой Фаберже по заказу русской императорской семьи, хранящихся в коллекциях музеев Московского Кремля и Нью-Йоркской галереи журнала «Форбс». В 1992 году в рамках международного Сергиевского конгресса, посвященного Сергию Радонежскому, в Центральном доме художника также прошла выставка пасхальных яиц.

В настоящее время пасхальные яйца можно считать не только культовым предметом, но и светским: в их украшении часто используют изображения тематически не связанными с праздником Пасхи. Хотя возрождая старые традиции, современные мастера снова и снова обращаются к росписи пасхальных яиц. Интересно отметить тот факт, что некоторые художники-профессионалы, обратившиеся к росписи матрешек, через 3-4 года занялись пасхальными яйцами, а позже иконописанием.

Таким образом, повторился эволюционный путь, который по мнению русского богослова, философа, ученого Павла Флоренского, от расписного египетского саркофага через фаюмский портрет привел к иконе. Марина Цветаева говорила, что все дары даются неведающим и неблагодарным, кроме дара души, которая не что иное, как совесть и память. В лучших своих проявлениях пасхальные яйца с религиозными изображениями обладают такой энергетикой, такой силой воздействия, что действительно способны пробудить историческую память и осветить наши души.

Традиция росписи пасхальных яиц не утратила свое значение. Она приобрела более эстетический характер, нежели раньше. В традиции росписи пасхальных яиц совершаются глубокие стилистические изменения, вытекающие из развивающихся традиций. Видоизменилась роспись на пасхальных яйцах, сюжеты, композиция, цвет. Причина заключается в рождающемся новом мировоззрении, творческом отношении к традиции, в профессионализме художника, в критическом отношении, которым не обладал прежде крестьянский мастер. Кроме этого, в искусстве создаются новые направления, новые формы и средства выражения.





Глава II. Выполнение росписи серии деревянных пасхальных яиц


    1. Методика индивидуального обучения учащихся росписи по дереву


Данным проектом предусмотрено, что каждый учащийся индивидуально и самостоятельно должен будет выполнить роспись деревянного яйца, используя элементы гжельской, хохломской, городецкой росписей. Таким образом, учащиеся закрепят и систематизируют полученные ранее знания о видах росписи, выступят в роли мастеров по росписи деревянных яиц.

Индивидуализированное обучение учащихся росписи по дереву осуществляется преимущественно в процессе самостоятельной работы, поскольку именно такая форма позволяет давать учащимся различные задания, выполняемые в индивидуальном темпе.

Перед началом работы над росписью учителю целесообразно провести диагностирование знаний, умений и способностей учащихся. Результаты диагностики творческих, технических и сенсомоторных способностей позволяют учителю выбрать сложность выполняемого задания, в зависимости от преобладающих способностей, вносить необходимую коррекцию в организацию самостоятельной работы учащихся. Последовательное проведение контроля усвоения знаний учащимися на разных этапах обучения создает условия для активизации учебной деятельности школьников и повышения качества их технологической и художественной подготовки, что в итоге будет способствовать сознательному включению учащихся в самостоятельную жизнь.

Естественно для успешной работы по обучению росписи, где доля самостоятельной учебной деятельности школьников особенно велика (учитель по большей части является организатором и консультантом), учитель должен иметь достаточный «запас» дидактического и методического обеспечения учебного процесса. При организации индивидуализированного обучения росписи необходимо исходить из того, что успешность выполнения задач умственного характера зависит от сформированности преимущественно технических способностей учащихся. Поэтому такая учебная работа проводится с тремя основными типами учеников (в зависимости от уровня развития технических способностей: высокий, средний, низкий).

На основе результатов диагностики знаний, умений и навыков учащихся учитель определяет направление и сложность выполняемой работы с каждым учеником.

Итак, индивидуализация обучения учащихся росписи по дереву заключается в том, чтобы каждый ученик мог работать на уровне своих потенциальных возможностей как в процессе интеллектуальной (умственной) деятельности, успешность которой определяется его техническими способностями, так, и в процессе практической работы (изготовление изделий), сложность которой корректируется с учетом его сенсомоторных способностей.



2.2. Выборы и обоснование темы проекта


С

Материалы



хема 1

    1. Инструменты и материалы


Для выполнения росписи пасхальных яиц потребуются следующие инструменты и материалы:

Схема 2




2.4. Правила безопасной работы при выполнении росписи


При выполнении работы следует соблюдать следующие правила гигиены и безопасности труда:

  1. Рабочую зону накрыть пленкой. Для защиты от загрязнений необходимо надеть фартук.

  2. .Помещение проветривать.

  3. На рабочем столе должен находиться спецлоток для мусора.

  4. Палитру с краской, кисти, поролончики размещать справа от работающего.



    1. Дизайн-спецификация

Схема 3



2.6. Технологическая последовательность выполнения росписи


При художественном оформлении пасхальных яиц можно использовать один из самых популярных видов декоративного искусства – роспись.

Роспись по дереву появилась давно. Причиной было желание украсить окружавшие человека предметы: немудреную лавку, печку, а особенно посуду, подававшуюся на стол. Это не только украшало ее, но и могло предохранить от вредных действий влаги.

Не маловажную роль играет составление эскиза задуманной росписи. Простой карандаш поможет определиться в выборе правильного решения.

Прежде, чем приступить к росписи, следует яйцо подготовить, его надо почистить наждачной бумагой, желательно, чтобы яичко было с подставкой.

После того как учащийся подготовит яйцо к росписи, следует перейти к эскизам для росписи яйца.

Детям предлагается по представленным наглядным пособиям (эскизам церквей, русских пейзажей и пасхальной тематике) составить композицию на деревянных яйцах.

Первый этап – работа простым карандашом (ТМ) – выполнение контура рисунка. После того как дети выполнили рисунок, проводится анализ работ первого этапа по пунктам:

  1. Правильность компоновки рисунка (добротное размещение всех частей композиции на яйце).

  2. Правильность изображения обеих овалов на яйце (если композиция выбрана двухсторонняя), и выполняется в рамках этих овалов.

  3. Правильность построения частей композиции церкви, рисунок пейзажа и т.д.

После подведения первого этапа работы (рисунка карандашом) начинается работа цветом (гуашь, акварель).

Работа цветом начинается с выполнения общего фона (гуашь – неплотного, прозрачного, рассчитанного на дальнейшую прописку), закрашивается полностью вся композиция с расчетом, чтобы была видна работа, выполненная карандашом. Если композиция двухсторонняя, то фон может быть разным по цвету.

Фон выполнен, краска сохнет, а детям в это время предлагается подумать над дальнейшей работой в цвете. Во-первых, меняется техника (гуашь – на акварель). Во время работы цветом детям предлагается активно работать на палитре, смешивая цвета. Не стоит брать открытых ярких красок, раскрашивая церковь или пейзаж, а вот композицию с изображением пасхальных яиц, следует сделать ярче. Работая в цвете, дети, конечно же, ориентируются на наглядные пособия, но при этом допускаются элементы и самостоятельного творчества детей.

Церковь выполняется в бело-голубом цвете с золотыми куполами, весенний пейзаж – в нежном колорите светло-зеленом, голубом, ничего яркого все в постельных тонах, и только листочки деревьев – чуть ярче, чтобы подчеркнуть радость весны и праздника.

Композиция с куличом и яйцами, выполняется ярче, колоритнее, насыщеннее – краски яркого народного праздника – сочный кулич с крестиком сверху, а вокруг яркие пасхальные яйца красного, зеленого, желтого, синего, розового цвета, которые лежат на белоснежном полотенце с вышивкой русского орнамента.

В заключение работы цветом следует обратить внимание детей на детальную доработку – выполнение бликов на предметах, подчеркивание контура изображения, усиление теней, роспись подставки – два, три цвета.

Следующий этап – это декорирование яиц гелем с блестками «золотой», «серебряной» красок, следует позолотить купола церквей, орнамент по краю овалов, можно также декорировать надписи.

В заключении все яйца на подставках выставляются в ряд (мини-выставка)

Анализ работ проводится по пунктам:

  1. Качество выполнения фона и его дальнейшая проработка.

  2. Мастерство написания предметов композиции.

  3. Правильный выбор колорита.

  4. Аккуратность и мастерство выполнения декорирования.







Заключение


Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению – искусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму, выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает нам в наследство. В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. в них вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни. изучение произведений декоративно-прикладного искусства, их художественных особенностей и средств создания воспитывает бережное отношение к вещам, уважение к национальному достижению и национальной культуре, к творческому труду людей, повышает наш культурный уровень.

Декоративно-прикладное искусство имеет свой язык и свои законы. Выражая представление о прекрасном своими специфическими средствами, оно никогда не стремится слепо копировать окружающий мир, а передает только самое характерное и выразительное. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки.

Обучение учащихся на уроках декоративно-прикладного искусства дизайну способствует развитию художественно-эстетических качеств личности учеников; развитию индивидуальных и творческих способностей, умению целенаправленно искать, добывать и использовать нужную информацию, формирует художественную культуру учащихся т творчески, думающую, активно действующую и легко адаптирующуюся личность школьников, что необходимо для деятельности в современных социально-экономических условиях.

Важно помнить, что для плодотворной и творческой работы в области дизайна не достаточно овладеть лишь приемами и техникой выполнения, важно воспитывать в учащихся художественный вкус и развивать эстетические чувства.





























Библиографический список


  1. Костерин Н. П. Учебное рисование/ Н. П. Костерин. — М.: Просвещение, 1984. – 187 с.

  2. Новикова Е.В. Эстетическое воспитание школьников на занятиях декоративно-прикладного искусства/ Е.В. Новикова //Воспитание школьников. – 2003. – №8. – С.30 – 32.

  3. Соловьев С.А. Декоративное оформление: учебное пособие для учащихся педучилищ/С.А. Соловьев. – М.: Просвещение, 1987. – 152 с.

  4. Федотов Г.Я. Дарите людям красоту: Из практики народных художественных ремесел: книга для учащихся старших классов/ Г.Я. Федотов. – М.: Просвещение, 1985. – 175 с.

  5. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования/ Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 1979. – 176 с.

  6. http://www.paskha.ru/presents/how.html [Электронный ресурс]























Приложение


Приложение №1


Значения символов, используемых при росписи пасхальных яиц

Сосна — символ здоровья.

Голубь — символ души.

Сеточка — символ судьбы.

Дубок — символ силы.

Точечки — символ плодородия.

Сливы — символ любви.

Хмель — символ плодородия.

Любая ягодка — символ плодородия; матери.

Белый цвет — начало всех начал: судьба, которая строится на небе.

Желтая сеточка — символ солнца и судьбы, которая строится здесь.

Черный цвет — цвет скорби. На черную основу обязательно наносили яркий рисунок. Ребенку делали писанку на вишневом фоне, а не на черном.


















Приложение №2


Способы украсить пасхальные яйца


Декупаж

Материалы и инструменты: вареные яйца, клей ПВА, вода, емкость для разведения клея, две-три красивые салфетки хорошего качества, ножницы.

Ход работы: 

Возьмите салфетки. Вырежьте из них рисунки, которые на них есть .Вы можете вырезать из них как фигурки (зайчик, овощи), так и просто полоски, квадратики, кружочки.

Затем приготовьте клей. Можно приклеить ваши картинки к яйцам просто на клей ПВА, но лучше развести его с водой в такой пропорции: одна часть клея - одна часть воды. Приклейте салфетки, разглаживая складочки. Осталось дать вашей работе высохнуть - и готово!

Примечание: салфетки можно приклеивать как на окрашенные яйца, так и на неокрашенные.


Пасхальные яйца, украшенные лоскутками

Материалы и инструменты: Вареные яйца, клей ПВА, вода, несколько красивых лоскутков ткани, ленточки, кружево, ножницы.

Ход работы: Чтобы украсить эти яйца потребовалось просто приклеить лоскутки, ленточку и кружево на клей ПВА. Можно порезать разноцветную ткань на мелкие кусочки и приклейте их, как мозаику.


Пасхальное яйцо «Христос Воскрес»

Если у вас совсем нечем покрасить яйца на Пасху, то можно просто завернуть их в салфетки и перевязать красивой ленточкой.

Надпись «Христос воскрес» сделана из макарон-букв, приклеенных на клей ПВА.

 

Бисерное яйцо

Оплетенное бисером яйцо – это настоящее произведение искусства.

Не каждый способен такое сделать. Предлагаем вам более простой вариант. Возьмите длинную нитку, соберите на нее бусинки бисера и приклейте эту связочку на яйцо при помощи клея ПВА.


Пасхальные яйца, украшенные крупой

Можно использовали рис, пшено, горох, чечевицу и черный перец горошком. Крупа хорошо клеится на клей ПВА, но безопаснее на клейстер.

Как приготовить клейстер?

Возьмите стакан воды и столовую ложку с горкой муки. Размешайте муку в воде (лучше пользоваться вилкой). Поставьте на медленный огонь и помешивайте. Когда вода закипит, масса начнет густеть. Прокипятите ее минуты три - и готово.


Яйца из гипса своими руками

Чтобы не красить каждый год яйца на Пасху, сделайте их из гипса! Такое яичко не бьется и хранится долго.

Материалы и инструменты: гипс строительный (порошок), вода, скорлупки от яиц, стаканчики от детского творожка, нож, емкость для смешивания гипса, шпилька или шило, скотч или лейкопластырь; для раскрашивания - акриловые краски, кисти, бисер, пайетки, клей.

Ход работы:

1. Сначала вам понадобятся пустые яичные скорлупки. Как их получить? Возьмите сырое яйцо, проделайте две дырочки с торцов. Одна из них пусть будет маленькой, а другая примерно 1 см в диаметре, не меньше, ведь через нее придется заливать гипс. После того, как вы проткнули дырки в яйце, воткните в него шпильку и помешайте внутри, чтобы разбить желток. Тогда яйцо легко вытечет (при этом можно подуть в него). Промойте и дайте высохнуть.

2. Лучше сразу собрать необходимое количество яичных скорлупок и за один раз залить гипсом. Заклейте маленькую дырочку кусочком скотча или лейкопластырем. Поставьте скорлупки в пустые стаканчики из-под детского творожка или йогурта. Теперь нужно залить их гипсом. Для этого разведите гипсовый порошок водой до получения массы, по консистенции напоминающей тесто на оладьи. То есть масса должна стекать с ложки, но не быть очень жидкой. Внимание! Гипс быстро затвердевает, торопитесь. Не разводите сразу много, примерно на 3 яйца за один раз.

3. Теперь дайте вашим заготовкам хорошенько высохнуть, на это уйдет примерно сутки. Потом аккуратно очистите скорлупу. Если форма яиц не совсем правильная, подкорректируйте ее, разведя небольшое количество гипса и замазав ямочки и пустоты. Еще можно пройтись мелкой наждачной бумагой, чтобы убрать шероховатости. Ваши заготовки готовы, но гипсовые яйца еще все равно сыроваты, им нужно еще несколько дней, чтобы окончательно высохнуть. Положите их на солнце или на батарею.

4. А теперь самое приятное – раскраска! Она проводится в два-три этапа: сначала раскрасьте яйцо с одной стороны, потом с другой. Используйте акриловые краски, они после высыхания не боятся воды. Вам опять пригодятся маленькие стаканчики. Яйца также можно украсить бисером и пайетками, посадив их на клей. Вот и готово!


Христос Воскрес !


«Христос воскрес - звенит апрель

И пробужденная природа,

Им вторит жаворонка трель

В лазурной выси небосвода.


«Христос воскрес! Христос воскрес!

Журчат ручьи , щебечут птицы;

Ликуют все – поля и лес,

И ярче вспыхнули зарницы.


«Христос воскрес!» - в саду , в лесах,

Не умолкая , льется пенье.

Земля на разных голосах

Поет о славе воскресенья.


«Христос воистину воскрес!»

Поют величественно хоры,

И льются звуки до небес

В дворцах , лагунах и соборах.


Христос воскрес! Пусть все уста

Сольются в радостном хваленье.

Прославим Господа Христа

За смерть Его и воскресенье.

С. Севастьянов






33



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Зинькова Наталья Владимировна

Дата: 18.09.2014

Номер свидетельства: 113801

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства