Конспект урока по литературе. Фольклорные мотивы. Казахская народная сказка. Мудрая девушка.
Конспект урока по литературе. Фольклорные мотивы. Казахская народная сказка. Мудрая девушка.
Тема: Фольклорные мотивы. Казахская народная сказка. Мудрая девушка.
Цель: познакомить с казахской народной сказкой, провести работу по чтению и анализу сказки, выявить и оценить художественные особенности казахской сказки. Развитие знаний и представлений о народной сказке, жанрах и героях, национальных чертах казахской сказки. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству – сказкам.
Тип урока: урок развития знаний и умений.
Форма организации: индивидуальная, фронтальная, коллективная.
Дидактическое обеспечение: учебник, тетрадь.
Ход урока:
I. Организационный этап
1. Проверка домашнего задания
2. Мы приступаем к изучению раздела Фольклорные мотивы. Познакомимся со сказками разных народов. Начнём наше знакомство с казахской народной сказки Мудрая девушка.
II. Актуализация знаний
- Что вы знаете о народной сказке?
Сказка – один из видов повествовательной литературы, произведение в прозе или – реже в стихах, в котором речь идет о вымышленных событиях, иногда фантастического характера.
- Назовите виды народной сказки. Волшебная, бытовая, сказки о животных
- Какие народные сказки вы знаете?
- Почему все - и взрослые, и дети - очень любят слушать или читать сказки?
III. Формирование новых понятий
1. В давние-давние времена, когда еще люди не знали грамоты и не умели писать, они передавали свои знания из уст в уста. Самым желанным гостем любого тоя был жыршы – сказитель. Послушать его интересные и поучительные истории собирались все – от мала до велика. Истории, в которых реальность смешивалась с выдуманными событиями, стали называть сказками.
Сказки – замечательный образец устного поэтического творчества казахского народа. В них отражались традиции и обычаи степного кочевника. И всегда Добро побеждает Зло.
2. Словарная работа. В сказке будут встречаться непонятные слова. Что они значат?
Калым – выкуп за невесту.
Выкуп – плата за какое-то требование.
Изворотливость – находчивость.
Аксакал – глава рода, почтенный пожилой человек.
3. Чтение сказки учителем.
4. Беседа.
Как вы поняли выражение «для самостоятельной жизни нужны сообразительность и изворотливость»?
Почему повторяется цифра сорок?
Что такое калым?
Какими вы представляете героев сказки?
Герои живут в степи, занимаются скотоводством (лошади, верблюды, козы); за мудрую девушку Едильбай (отец жигита) дал большой выкуп (калым). Казахи были кочевым народом, жили в аулах, юртах. Украшением и необходимыми вещами в юрте были сундук, ковры. Знаменательной была цифра 40 (кости из сумки превратились в сорок жигитов)
У казахов высоко ценились не только красивая внешность, трудолюбие, но и ум. Мудрые герои (девушка, юноша или старики) часто встречаются в казахских сказках.
5. Первичное восприятие.
Кто главные герои сказки?
Какие виды сказок вы знаете? К какому виду относится сказка? Волшебная. Как вы догадались?
Какой был Едельбай (отец)? Какой был Жандаулет?
Какие испытания пришлось пройти Жандаулету? Почему?
Как вы думаете, почему Едельбай женил сына на бедной девушке? Что вручила младшая невестки Едельбаю в дорогу? Какой наказ она дала? Что случилось с Едельбаем в пути? В чём заключается мудрость девушки? Поясните.
IV. Применение. Формирование умений и навыков
1 Работа в группах. Повторное чтение.
А) № 1. Из слов, данных на карточке, выберите те, которые встретились тебе при чтении текста. Подчеркни их.
Аршин, сообразительность, петушок, башня, разбойники, шестьдесят, мудрая, самолёт, ковёр, пространство, допытался, кукла.
№ 2. Прочитайте отрывок и подумайте, какие бы ты подобрал жесты и движения для выразительности.
1 группа. Давно когда-то в степи жил богатый казах Едельбай. У него было три сына. Двух старших он женил. Пришла очередь младшего, Жандаулета. Для самостоятельной жизни нужны сообразительность и изворотливость Чтобы испытать сына, Едельбай приказал ему погнать на базар сорок козлов и, не продавая этих козлов, купить сорок аршин ситца. Долго думал Жандаулет, а решить задачу отца не смог. Добравшись до города, он попросился к одному казаху-бедняку на ночлег.
2 группа. Во время ужина он с сокрушением рассказал о задаче отца Дочь хозяина, красивая девушка, выслушав его, сказала:
— Решить задачу очень легко. Нужно снять с козлов рога, продать их и купить ситцу.
Жандаулет так и поступил. Но отец не поверил, что сын сам решил задачу, и допытался, как было дело. Едельбай не постоял за калымом и женил сына на мудрой девушке, считая, что глупому мужу нужна мудрая жена.
3 группа. Через некоторое время Едельбай отправился в город. Он спросил перед поездкой снох: кому что купить?
Старшая просила купить ей сундук с зеркальными стенками внутри, средняя — ковер с красивым узором, а младшая сказала:
— Мне подарков не надо. Об одном прошу — возьми эту сумку и, не рассматривая, что в ней находится, привези обратно.
Удивился Едельбай, но все же взял сумку снохи. На обратном пути он очень заинтересовался этой сумкой, но когда увидел в ней обглоданные локтевые кости овец, шибко рассердился на младшую сноху и разбросал кости по степи.
4 группа. Едельбая напали разбойники. Едель-бай предложил им выкуп: шестьдесят старых верблюдов и семьдесят молодых. Разбойники согласились освободить Едельбая и вернуть ему караван.
И вот когда разбойники отправились в аул за верблюдами, то их предводитель спросил Едельбая:
— Мы давно за вами следим, но вас было сорок один человек, и справиться было невозможно. Скажи, пожалуйста, куда девались сорок человек?
5 группа. Тут только Едельбай понял, что кости в сумке были волшебными. Когда разбойники явились в аул за выкупом, младшая сноха разгадала намек Едельбая на молодых и старых верблюдов. Она позвала к себе шестьдесят аксакалов, и они решили не давать разбойникам выкупа, а на выручку Едельбая послать семьдесят лучших молодых жигитов.
Так, благодаря мудрости девушки, Едельбай был выручен, а разбойники перебиты.
№ 3 В тексте найди лишнее предложение. Проверь по книге.
1 группа. Удивился Едельбай, но все же взял сумку снохи. На обратном пути он очень заинтересовался этой сумкой, но когда увидел в ней обглоданные локтевые кости овец, шибко рассердился на младшую сноху и разбросал кости по степи. А себе оставил сумку. Сейчас же на Едельбая напали разбойники.
2 группа. Чтобы испытать сына, Едельбай приказал ему погнать на базар сорок козлов и, не продавая этих козлов, купить сорок аршин ситца. А потом ещё поехать и купить сорок верблюдов. Долго думал Жандаулет, а решить задачу отца не смог. Добравшись до города, он попросился к одному казаху-бедняку на ночлег.
3 группа. Через некоторое время Едельбай отправился в город. Он спросил перед поездкой снох: кому что купить?
Старшая просила купить ей сундук с зеркальными стенками внутри, средняя — ковер с красивым узором, а младшая сказала:
— Мне подарков не надо. Привези мне только аленький цветочек. Об одном прошу — возьми эту сумку и, не рассматривая, что в ней находится, привези обратно.
4 группа. Во время ужина он с сокрушением рассказал о задаче отца Дочь хозяина, красивая девушка, выслушав его, сказала:
— Решить задачу очень легко. Нужно снять с козлов рога, продать их и купить ситцу. А затем сшить из ситца платье.
Жандаулет так и поступил. Но отец не поверил, что сын сам решил задачу, и допытался, как было дело. Едельбай не постоял за калымом и женил сына на мудрой девушке, считая, что глупому мужу нужна мудрая жена.
5 группа. Едельбай предложил им выкуп: шестьдесят старых верблюдов и семьдесят молодых. Разбойники согласились освободить Едельбая и вернуть ему караван. И даже дали ему в дорогу сорок серебрянных монет.
И вот когда разбойники отправились в аул за верблюдами, то их предводитель спросил Едельбая:
— Мы давно за вами следим, но вас было сорок один человек, и справиться было невозможно. Скажи, пожалуйста, куда девались сорок человек?
Б)Составление плана к сказке
Примерный вариант.
1.Испытание для Жандаулета
2. Мудрый совет девушки.
3. Едельбай отправился в город за подарками.
4. «Странная» сумка младшей снохи
5. Спасение Едельбая
В) Составление книжки, каждая группа рисует сюжет по плану.
Г) Оценивание по листу.
Домашнее задание Устные ответы Работа в группе Оценка за урок
Кого легче оценивать? Себя или других? Почему?
V. Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение сказки.
VI. Итог урока
- Выскажите свое мнение о сказке:
а) Что было необычного в этой сказке?
б) К какому виду относится сказка?
в) Какие чувства вы испытали, когда читали сказку?
VII. Рефлексия
Стикеры. Мне понравилось… было трудно…что интересно…
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе. Фольклорные мотивы. Казахская народная сказка. Мудрая девушка. »
Урок литературы в 3 классе
Тема: Фольклорные мотивы. Казахская народная сказка. Мудрая девушка.
Цель: познакомить с казахской народной сказкой, провести работу по чтению и анализу сказки, выявить и оценить художественные особенности казахской сказки. Развитие знаний и представлений о народной сказке, жанрах и героях, национальных чертах казахской сказки. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству – сказкам.
Тип урока: урок развития знаний и умений.
Форма организации: индивидуальная, фронтальная, коллективная.
Дидактическое обеспечение: учебник, тетрадь.
Ход урока:
I. Организационный этап
1. Проверка домашнего задания
2. Мы приступаем к изучению раздела Фольклорные мотивы. Познакомимся со сказками разных народов. Начнём наше знакомство с казахской народной сказки Мудрая девушка.
II. Актуализация знаний
- Что вы знаете о народной сказке?
Сказка – один из видов повествовательной литературы, произведение в прозе или – реже в стихах, в котором речь идет о вымышленных событиях, иногда фантастического характера.
- Назовите виды народной сказки. Волшебная, бытовая, сказки о животных
- Какие народные сказки вы знаете?
- Почему все - и взрослые, и дети - очень любят слушать или читать сказки?
III. Формирование новых понятий
1. В давние-давние времена, когда еще люди не знали грамоты и не умели писать, они передавали свои знания из уст в уста. Самым желанным гостем любого тоя был жыршы – сказитель. Послушать его интересные и поучительные истории собирались все – от мала до велика. Истории, в которых реальность смешивалась с выдуманными событиями, стали называть сказками.
Сказки – замечательный образец устного поэтического творчества казахского народа. В них отражались традиции и обычаи степного кочевника. И всегда Добро побеждает Зло.
2. Словарная работа. В сказке будут встречаться непонятные слова. Что они значат?
Калым – выкуп за невесту.
Выкуп – плата за какое-то требование.
Изворотливость – находчивость.
Аксакал – глава рода, почтенный пожилой человек.
3. Чтение сказки учителем.
4. Беседа.
Как вы поняли выражение «для самостоятельной жизни нужны сообразительность и изворотливость»?
Почему повторяется цифра сорок?
Что такое калым?
Какими вы представляете героев сказки?
Герои живут в степи, занимаются скотоводством (лошади, верблюды, козы); за мудрую девушку Едильбай (отец жигита) дал большой выкуп (калым). Казахи были кочевым народом, жили в аулах, юртах. Украшением и необходимыми вещами в юрте были сундук, ковры. Знаменательной была цифра 40 (кости из сумки превратились в сорок жигитов)
У казахов высоко ценились не только красивая внешность, трудолюбие, но и ум. Мудрые герои (девушка, юноша или старики) часто встречаются в казахских сказках.
5. Первичное восприятие.
Кто главные герои сказки?
Какие виды сказок вы знаете? К какому виду относится сказка? Волшебная. Как вы догадались?
Какой был Едельбай (отец)? Какой был Жандаулет?
Какие испытания пришлось пройти Жандаулету? Почему?
Как вы думаете, почему Едельбай женил сына на бедной девушке? Что вручила младшая невестки Едельбаю в дорогу? Какой наказ она дала? Что случилось с Едельбаем в пути? В чём заключается мудрость девушки? Поясните.
IV. Применение. Формирование умений и навыков
1 Работа в группах. Повторное чтение.
А) № 1. Из слов, данных на карточке, выберите те, которые встретились тебе при чтении текста. Подчеркни их.
№ 2. Прочитайте отрывок и подумайте, какие бы ты подобрал жесты и движения для выразительности.
1 группа. Давно когда-то в степи жил богатый казах Едельбай. У него было три сына. Двух старших он женил. Пришла очередь младшего, Жандаулета. Для самостоятельной жизни нужны сообразительность и изворотливость Чтобы испытать сына, Едельбай приказал ему погнать на базар сорок козлов и, не продавая этих козлов, купить сорок аршин ситца. Долго думал Жандаулет, а решить задачу отца не смог. Добравшись до города, он попросился к одному казаху-бедняку на ночлег.
2 группа. Во время ужина он с сокрушением рассказал о задаче отца Дочь хозяина, красивая девушка, выслушав его, сказала:
— Решить задачу очень легко. Нужно снять с козлов рога, продать их и купить ситцу.
Жандаулет так и поступил. Но отец не поверил, что сын сам решил задачу, и допытался, как было дело. Едельбай не постоял за калымом и женил сына на мудрой девушке, считая, что глупому мужу нужна мудрая жена.
3 группа. Через некоторое время Едельбай отправился в город. Он спросил перед поездкой снох: кому что купить?
Старшая просила купить ей сундук с зеркальными стенками внутри, средняя — ковер с красивым узором, а младшая сказала:
— Мне подарков не надо. Об одном прошу — возьми эту сумку и, не рассматривая, что в ней находится, привези обратно.
Удивился Едельбай, но все же взял сумку снохи. На обратном пути он очень заинтересовался этой сумкой, но когда увидел в ней обглоданные локтевые кости овец, шибко рассердился на младшую сноху и разбросал кости по степи.
4 группа. Едельбая напали разбойники. Едель-бай предложил им выкуп: шестьдесят старых верблюдов и семьдесят молодых. Разбойники согласились освободить Едельбая и вернуть ему караван.
И вот когда разбойники отправились в аул за верблюдами, то их предводитель спросил Едельбая:
— Мы давно за вами следим, но вас было сорок один человек, и справиться было невозможно. Скажи, пожалуйста, куда девались сорок человек?
5 группа. Тут только Едельбай понял, что кости в сумке были волшебными. Когда разбойники явились в аул за выкупом, младшая сноха разгадала намек Едельбая на молодых и старых верблюдов. Она позвала к себе шестьдесят аксакалов, и они решили не давать разбойникам выкупа, а на выручку Едельбая послать семьдесят лучших молодых жигитов.
Так, благодаря мудрости девушки, Едельбай был выручен, а разбойники перебиты.
№ 3 В тексте найди лишнее предложение. Проверь по книге.
1 группа. Удивился Едельбай, но все же взял сумку снохи. На обратном пути он очень заинтересовался этой сумкой, но когда увидел в ней обглоданные локтевые кости овец, шибко рассердился на младшую сноху и разбросал кости по степи. А себе оставил сумку. Сейчас же на Едельбая напали разбойники.
2 группа. Чтобы испытать сына, Едельбай приказал ему погнать на базар сорок козлов и, не продавая этих козлов, купить сорок аршин ситца. А потом ещё поехать и купить сорок верблюдов. Долго думал Жандаулет, а решить задачу отца не смог. Добравшись до города, он попросился к одному казаху-бедняку на ночлег.
3 группа. Через некоторое время Едельбай отправился в город. Он спросил перед поездкой снох: кому что купить?
Старшая просила купить ей сундук с зеркальными стенками внутри, средняя — ковер с красивым узором, а младшая сказала:
— Мне подарков не надо. Привези мне только аленький цветочек. Об одном прошу — возьми эту сумку и, не рассматривая, что в ней находится, привези обратно.
4 группа. Во время ужина он с сокрушением рассказал о задаче отца Дочь хозяина, красивая девушка, выслушав его, сказала:
— Решить задачу очень легко. Нужно снять с козлов рога, продать их и купить ситцу. А затем сшить из ситца платье.
Жандаулет так и поступил. Но отец не поверил, что сын сам решил задачу, и допытался, как было дело. Едельбай не постоял за калымом и женил сына на мудрой девушке, считая, что глупому мужу нужна мудрая жена.
5 группа. Едельбай предложил им выкуп: шестьдесят старых верблюдов и семьдесят молодых. Разбойники согласились освободить Едельбая и вернуть ему караван. И даже дали ему в дорогу сорок серебрянных монет.
И вот когда разбойники отправились в аул за верблюдами, то их предводитель спросил Едельбая:
— Мы давно за вами следим, но вас было сорок один человек, и справиться было невозможно. Скажи, пожалуйста, куда девались сорок человек?
Б)Составление плана к сказке
Примерный вариант.
1.Испытание для Жандаулета
2. Мудрый совет девушки.
3. Едельбай отправился в город за подарками.
4. «Странная» сумка младшей снохи
5. Спасение Едельбая
В) Составление книжки, каждая группа рисует сюжет по плану.
Г) Оценивание по листу.
Домашнее задание
Устные ответы
Работа в группе
Оценка за урок
Кого легче оценивать? Себя или других? Почему?
V. Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение сказки.
VI. Итог урока
- Выскажите свое мнение о сказке:
а) Что было необычного в этой сказке?
б) К какому виду относится сказка?
в) Какие чувства вы испытали, когда читали сказку?
VII. Рефлексия
Стикеры. Мне понравилось… было трудно…что интересно…