Воспитание этнокультурной компетентности у младших школьников
Воспитание этнокультурной компетентности у младших школьников
"Толька в сравнении с прошлым живет настоящее."
О Сулейменов.
Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребёнок, по мнению Д.С.Лихачёва (3 с.60) является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования их патриотических чувств и развития духовности. Детям надо помочь понять с самого раннего возраста, что они – часть великого казахского народа.
Культуру Казахстана невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни казахского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Произведения прикладного, устного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем, устремлённое в будущее своей мечтой о небывалом. Это культурная память народа.(1 с.104)
В Казахстане огромную ценность для воспитания детей школьного возраста имеет устное народное творчество. Жанры народного творчества делятся на
· пословицы
· сказки
· песни
Рассмотрим ценность народного устного творчества.
Пословицы – один из древнейших жанров народной поэзии. Это краткое поэтическое изречение. Красочность и точность языка пословиц, умение остроумно вставить их в разговорную речь высоко ценятся в казахском народе. В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент». Пословицы любого народа – это нравственный кодекс. Они обобщают нормы народной морали, говорят о том, что, прежде всего, ценится в человеке.
По содержанию, пословицы мудры, по форме прекрасны, употребляются они умно, умело, уместно. Основное же назначение их в нравственном воспитании. Ум как бы оказывается между прекрасным и нравственным, контролируется ими.
Объясняя детям нравственный идеал пословиц, мы даем представление о настоящем человеке, связываем его образ с образом героя, храбреца. Каким же должен быть герой? Пословицы ясно отвечают на этот вопрос. «Ермер» – храбрецы – они мужественны, благородны, верны своему слову. Честь для них дороже жизни. Любовь к Родине и народу горит в их сердцах. Они, вместе с тем, щедры и великодушны, скромны и сдержаны. «Честь героя – честь народа».
Много народных пословиц и о том, каким должен быть хороший человек. Он должен быть трудолюбив, отзывчив, гостеприимен, чистосердечен, честен, деловит, прост и строг к себе. Плохой человек – праздный гуляка, лентяй, болтун, лгун, клеветник, не помнит добра. «От хорошего – доброе слово, от плохого – сор». «Хороший идет за делом, дурной – за угощеньем».
Сказки – наиболее популярный жанр устного народного творчества любого народа. Существенной особенностью этого жанра является то, что это повествовательный, сюжетный художественный рассказ, в котором происходит много удивительного и зачастую невероятного. Но при всей своей фантастичности и диковинности событий и ситуаций все сказки теснейшим образом связаны в своей основе с подлинной действительностью, с бытом и хозяйством, с историей. Мир, раскрывающийся в сказках, необычайно пестр, многолик и многообразен.
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос: «А как бывает в жизни?» Уже беседа воспитателя с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат непосредственно познавательный материал. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи.
Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, – и окружающая природа. В большинстве сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и Родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.
Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.
Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством.
Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п.
Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог-народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были интересными и занимательными. В народной сказке – не только яркие и живые образы, но и тонкий и веселый юмор.
Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Сказки всех народов мира всегда поучительны и назидательны.
Таким образом, сказки – сокровищница педагогических идей, блестящие образцы народного педагогического гения.
Песни. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Их роль в воспитании огромна, пожалуй, ни с чем не сравнима. Красота и добро в песне выступают в единстве. Добрые молодцы, воспетые народом, не только добры, но и красивы. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека.
Главное назначение песен – привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и доброму. Песней сопровождались все события народной жизни – труд, праздники, игры, похороны и т.п(2 с.186). Жизнь людей проходила в песне, которая наилучшим образом выражала этическую и эстетическую сущность личности. Колыбельные песни не только усыпляют младенца, но и ласкают его, успокаивают, доставляют радость.
Песни – эффективное средство эстетического воздействия на подрастающее поколение, причем дело не только в красоте поэтических форм песен, но и в красоте их содержания: они призывают к труду, к красивым поступкам, нравственному поведению и т.п.
В песне опоэтизированы национальные традиции и обычаи, приводятся пословицы и благопожелания. Песня, при всем многообразии средств народной педагогики, занимает особое место. Ее поют все от мала до велика. Каждому возрасту соответствуют свои песни. Она сопровождает человека от рождения до смерти. Воздействуя на чувства человека, она одновременно влияет на его сознание и поведение.
Ещё одна из ценностей в воспитании дошкольника этнокультуры является народно-прикладное искусство.
Народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, человечность, связь с окружающей средой.
Традиционность народного искусства имеет глубокие корни, уходящие в глубину веков. Веками отбирались и отрабатывались характерные черты того или иного вида деятельности
На территории Казахстана издревле изготовлялась мелкая пластика из камня, кости, керамики, металла, посуда из глины, дерева и кожи, стекла, получили распространение резьба по дереву, кости, камню, обработка и тиснение по коже, чеканка, плетение циновок.
Казахское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой.Включение искусствоведческих вопросов в программу обучения декоративно-прикладному искусству на занятиях в образовательной области «Творчество»формирует знания детей по национальному декоративно-прикладному искусству казахов.
В эту программу были включены следующие вопросы:
1. Виды декоративно-прикладного искусства казахов.
2 Казахский орнамент.
3. Ковроделие, кошмоваляние и ткачество.
4. Юрта и ее убранство.
5.Керамика.
В процессе ознакомления детей с разными изделиями ковроделия, ткачества, керамикой, кошмавалянием, костюмами, убранством юрты у них формируются представления о видах казахского декоративно-прикладного искусства.
Казахский орнамент - главный художественный элемент украшения художественных изделий. Демонстрация разных видов орнамента на практических занятиях способствует развитию следующих понятий: о стилизации формы окружающей действительности в многочисленных видах растительных, геометрических, животных композиций.
На занятиях по трудовому обучению у детей формируется представление об элементарной технике и технологии изделий декоративно-прикладного искусства анализируется выразительное достоинство ковра, паласа, бау, баскур, переметной сумки, пояса, кошмы, нагрудных украшений, браслетов, седла, сундука, ларя для хранения продуктов.
Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.
Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по убранству юрты, придумывать свои необычные истории.
Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе.
В современной культуре народное искусство живёт в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители художественной культуры. Предметы народного творчества многообразны.
Каждое изделие несёт в себе добро, радость, фантазию, увлекающую как взрослых, так и детей. Народное искусство всегда понятно и всеми любимо, потому что несёт в себе тепло рук мастера, тонкое понимание природы, умение отбирать для своих изделий только то, что поистине прекрасно.
Дети с любовью относятся к изделиям народных умельцев: рассматривают их, а потом с большим интересом осваивают приёмы их изготовления. Народные изделия со своей богатой тематикой влияют на замысел ребёнка во время лепки, обогащают его представление об окружающем мире, развивают умственную деятельность дошкольника, его творческие способности.(4 с.95). Но всё это возможно только в том случае, если осуществляется планомерное, систематическое ознакомление детей с предметами народного творчества. Воспитывать в детях потребность к созданию красивых вещей – дело важное. Если ребёнок будет к этому приучен с раннего возраста, то, став взрослым, он всегда будет стремиться к красоте.
Литература :
1.Гасанов Н.Н. «О культуре межнационального общения» Педагогика 1995г.
2.Волков Т.Н. «Этнопедагогика» Чебоксары.2004г.
3.Лихачев Д.С.»Психология общения» Тарту 2001г.
4.Гумилев Л.Н.»Этногенез и биосфера земли» Педагогика 1990г
.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание этнокультурной компетентности у младших школьников »
Воспитание этнокультурной компетентности у младших школьников
Маханбеталина Г.К., Аскарова М.Ж.
учителя начальных классов частной школы «Сымбат г.Актобе
«Только в сравнении с прошлым живет настоящее» О.Сулейменов
Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребёнок, по мнению Д.С.Лихачёва (3 с.60) является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования их патриотических чувств и развития духовности. Детям надо помочь понять с самого раннего возраста, что они – часть великого казахского народа.
Культуру Казахстана невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни казахского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Произведения прикладного, устного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем, устремлённое в будущее своей мечтой о небывалом. Это культурная память народа.(1 с.104)
В Казахстане огромную ценность для воспитания детей школьного возраста имеет устное народное творчество. Жанры народного творчества делятся на
пословицы
сказки
песни
Рассмотрим ценность народного устного творчества.
Пословицы – один из древнейших жанров народной поэзии. Это краткое поэтическое изречение. Красочность и точность языка пословиц, умение остроумно вставить их в разговорную речь высоко ценятся в казахском народе. В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент». Пословицы любого народа – это нравственный кодекс. Они обобщают нормы народной морали, говорят о том, что, прежде всего, ценится в человеке.
По содержанию, пословицы мудры, по форме прекрасны, употребляются они умно, умело, уместно. Основное же назначение их в нравственном воспитании. Ум как бы оказывается между прекрасным и нравственным, контролируется ими.
Объясняя детям нравственный идеал пословиц, мы даем представление о настоящем человеке, связываем его образ с образом героя, храбреца. Каким же должен быть герой? Пословицы ясно отвечают на этот вопрос. «Ермер» – храбрецы – они мужественны, благородны, верны своему слову. Честь для них дороже жизни. Любовь к Родине и народу горит в их сердцах. Они, вместе с тем, щедры и великодушны, скромны и сдержаны. «Честь героя – честь народа».
Много народных пословиц и о том, каким должен быть хороший человек. Он должен быть трудолюбив, отзывчив, гостеприимен, чистосердечен, честен, деловит, прост и строг к себе. Плохой человек – праздный гуляка, лентяй, болтун, лгун, клеветник, не помнит добра. «От хорошего – доброе слово, от плохого – сор». «Хороший идет за делом, дурной – за угощеньем».
Сказки – наиболее популярный жанр устного народного творчества любого народа. Существенной особенностью этого жанра является то, что это повествовательный, сюжетный художественный рассказ, в котором происходит много удивительного и зачастую невероятного. Но при всей своей фантастичности и диковинности событий и ситуаций все сказки теснейшим образом связаны в своей основе с подлинной действительностью, с бытом и хозяйством, с историей. Мир, раскрывающийся в сказках, необычайно пестр, многолик и многообразен.
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос: «А как бывает в жизни?» Уже беседа воспитателя с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат непосредственно познавательный материал. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи.
Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, – и окружающая природа. В большинстве сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и Родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.
Оптимизмсказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.
Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством.
Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п.
Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог-народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были интересными и занимательными. В народной сказке – не только яркие и живые образы, но и тонкий и веселый юмор.
Дидактизмявляется одной из важнейших особенностей сказок. Сказки всех народов мира всегда поучительны и назидательны.
Таким образом, сказки – сокровищница педагогических идей, блестящие образцы народного педагогического гения.
Песни. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Их роль в воспитании огромна, пожалуй, ни с чем не сравнима. Красота и добро в песне выступают в единстве. Добрые молодцы, воспетые народом, не только добры, но и красивы. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека.
Главное назначение песен – привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и доброму. Песней сопровождались все события народной жизни – труд, праздники, игры, похороны и т.п(2 с.186). Жизнь людей проходила в песне, которая наилучшим образом выражала этическую и эстетическую сущность личности. Колыбельные песни не только усыпляют младенца, но и ласкают его, успокаивают, доставляют радость.
Песни – эффективное средство эстетического воздействия на подрастающее поколение, причем дело не только в красоте поэтических форм песен, но и в красоте их содержания: они призывают к труду, к красивым поступкам, нравственному поведению и т.п.
В песне опоэтизированы национальные традиции и обычаи, приводятся пословицы и благопожелания. Песня, при всем многообразии средств народной педагогики, занимает особое место. Ее поют все от мала до велика. Каждому возрасту соответствуют свои песни. Она сопровождает человека от рождения до смерти. Воздействуя на чувства человека, она одновременно влияет на его сознание и поведение.
Ещё одна из ценностей в воспитании дошкольника этнокультуры является народно-прикладное искусство.
Народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, человечность, связь с окружающей средой.
Традиционность народного искусства имеет глубокие корни, уходящие в глубину веков. Веками отбирались и отрабатывались характерные черты того или иного вида деятельности
На территории Казахстана издревле изготовлялась мелкая пластика из камня, кости, керамики, металла, посуда из глины, дерева и кожи, стекла, получили распространение резьба по дереву, кости, камню, обработка и тиснение по коже, чеканка, плетение циновок.
Казахское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой.Включение искусствоведческих вопросов в программу обучения декоративно-прикладному искусству на занятиях в образовательной области «Творчество»формирует знания детей по национальному декоративно-прикладному искусству казахов.
В эту программу были включены следующие вопросы:
1. Виды декоративно-прикладного искусства казахов.
2 Казахский орнамент.
3. Ковроделие, кошмоваляние и ткачество.
4. Юрта и ее убранство.
5.Керамика.
В процессе ознакомления детей с разными изделиями ковроделия, ткачества, керамикой, кошмавалянием, костюмами, убранством юрты у них формируются представления о видах казахского декоративно-прикладного искусства.
Казахский орнамент - главный художественный элемент украшения художественных изделий. Демонстрация разных видов орнамента на практических занятиях способствует развитию следующих понятий: о стилизации формы окружающей действительности в многочисленных видах растительных, геометрических, животных композиций.
На занятиях по трудовому обучению у детей формируется представление об элементарной технике и технологии изделий декоративно-прикладного искусства анализируется выразительное достоинство ковра, паласа, бау, баскур, переметной сумки, пояса, кошмы, нагрудных украшений, браслетов, седла, сундука, ларя для хранения продуктов.
Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.
Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по убранству юрты, придумывать свои необычные истории.
Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе.
В современной культуре народное искусство живёт в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители художественной культуры. Предметы народного творчества многообразны.
Каждое изделие несёт в себе добро, радость, фантазию, увлекающую как взрослых, так и детей. Народное искусство всегда понятно и всеми любимо, потому что несёт в себе тепло рук мастера, тонкое понимание природы, умение отбирать для своих изделий только то, что поистине прекрасно.
Дети с любовью относятся к изделиям народных умельцев: рассматривают их, а потом с большим интересом осваивают приёмы их изготовления. Народные изделия со своей богатой тематикой влияют на замысел ребёнка во время лепки, обогащают его представление об окружающем мире, развивают умственную деятельность дошкольника, его творческие способности.(4 с.95). Но всё это возможно только в том случае, если осуществляется планомерное, систематическое ознакомление детей с предметами народного творчества. Воспитывать в детях потребность к созданию красивых вещей – дело важное. Если ребёнок будет к этому приучен с раннего возраста, то, став взрослым, он всегда будет стремиться к красоте.
Литература :
1.Гасанов Н.Н. «О культуре межнационального общения» Педагогика 1995г.
2.Волков Т.Н. «Этнопедагогика» Чебоксары.2004г.
3.Лихачев Д.С.»Психология общения» Тарту 2001г.
4.Гумилев Л.Н.»Этногенез и биосфера земли» Педагогика 1990г
.
Частная школа «Сымбат» города Актобе
Доклад на тему:
«Воспитание этнокультурной компетентности у младших школьников»