Организационный этап | Здравствуйте дети , меня зовут Елизаета Андреевна . Сегодня я буду вести у вас урок русского языка . Но прежде чем приступить к самому уроку , давайте проверим , все ли приготовили к уроку. У нас на столах должны лежать учебник, , рабочая тетрадь и ручка с карандашом. Ребята давайте сядем правильно. Спинка должна быть ровной , руки должны правильно лежать ( учитель показывает правильное положение на парте) . | Дети здороваются с учителем и проверяют свои принадлежности к уроку. Ученики садятся за парту , слушая учителя. | Р.: Организовать свое рабочее место под руководством учителя; Л.: готовность к обучению и сотрудничеству . Положительное отношение к учению. |
Актуализация знаний | -Урок русского языка мне бы хотелось начать с пословицы, но мне нужна ваша помощь. Из слов, записанных на карточках составьте пословицу (мудрости, день, каждый, прибавляет, жизни, частичку). -Прочитайте еще раз, что у нас получилось: «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости». Как вы понимаете ее смысл? Чтобы сегодня на уроке вы стали мудрее, какие качества вам понадобятся? -На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Всё пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. Говорите чётко, внятно, Чтобы всем было понятно. А сейчас послушайте внимательно то, что я вам сейчас прочту. -Однажды Славик отправил своему другу Никите СМС. «Приходи с мечом, вечером поиграем». Вечером во дворе собрались ребята. Слава сказал ребятам: «Мяч будет. Его Никита принесет». Каково же было их удивление, когда в руках Никиты мальчишки увидели деревянный меч. Игру в футбол пришлось отложить. -Ребята, почему так получилось? О каком правиле русского языка забыл Славик? -Кто догадался, о чем пойдет речь на нашем уроке? Запишите в тетрадях число, классная работа Ребята Сегодня Двадцать первое ноября . не забываем за орфограмму в слове двадцать -Какие «опасные» места встретились при записи? -Сегодня к нам прилетели… Не буду забегать вперед. Отгадайте мои загадки, а отгадки запишите в тетради. Будьте очень внимательны. -Кар-кар-кар! - кричит плутовка Очень ловкая воровка! Все блестящие вещицы Подбирает эта птица! Вам она, друзья, знакома, Как ее зовут? -Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. -На шесте — дворец, Во дворце — певец. -Серый маленький комочек: Чик-чирик - замерз он очень! Солнце, выгляни скорей! Кто тепла ждет? -Болтлива птичка - спору нет, Расскажет новость и секрет! Красива с виду, белобока Кто? - Длиннохвостая... -Подчеркните «опасные» места. -Найдите «лишнее» слово. Докажите. -А как мы умеем проверять слова с безударным проверяемым гласным - Что вы можете сказать про остальные слова? -Итак, сделаем вывод: безударная гласная может быть… Помогите мне закончить. -Какую цель мы поставим перед собой? | Собирают из слов пословицу. Дают объяснение ее смысла. слайд 1 Называют качества Собирают пословицу из слов на карточках(Работа в парах) гласная в корне слова Формулируют тему урока : «Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова» Непроизносимая согласная д слайд 2 -Встретились слова из словаря (ноябрь, работа, класс). (3 слайд) -В слове «ноября» гласный «я» можно проверить – ноябрь. Дети записывают слова. Ворона, снегирь, скворец, воробей, сорока. (слайды 3– 8) -скворец (можно проверить гласный О; это перелетная птица) Если гласный вызвал сомнение, ты его немедленно ставь под ударение. Эти слова надо запомнить. Они живут в словаре. -проверяемая и непроверяемая - правильно писать слова с безударным гласным Проверяемой и непроверяемой | Познавательные: формулировать тему и цель урока, анализировать проделанную работу. |
Выявление места и причин затруднения | Сегодня мы повторим , как называют буквы, написание которых надо проверить или запомнить. Откройте учебник стр. 109 и самостоятельно прочитайте правило. Давайте проговорим это правило вслух. Помните , я вам до этого говорила , что к нам прилетел гость? К нам в гости прилетела Сорока-Белобока. -Вот какая у нас гостья. Как в народе говорят о сороке? Как вы думаете, что обозначает такое выражение – сорока на хвосте принесла? -Прочитайте статью из словаря. -А когда человека можно назвать сорокой? Надеюсь, что в нашем классе таких болтушек нет | Учащиеся проговаривают правило «Буква обозначающая безударный звук в корне слова-это орфограмма . ее написание надо проверить или запомнить» 9 слайд Да Слайд 10-11 Предлагают свои ответы Сорока на хвосте принесла — о сведениях, неизвестно откуда полученных, но всем известных. | Л: принимать учебные цели, проявлять желание учиться П:анализировать проделанную работу. |
Построение и выход из затруднения | -Сорока не просто так прилетела к нам на урок. Вот послушайте, что она говорит: «Я по свету полетала, слов немало нахватала. А пока хвостом виляла, буквы где-то потеряла. Вы слова скорей возьмите и правильно их напишите». -Поможем сороке? Тогда найдите на странице 110 упр. 174. -Перед вами слова с пропущенными буквами. Ваша задача записать данные слова в тетрадь , подчеркивая одной чертой слова с проверяемой орфограммой ,а двумя чертами подчеркнуть слова с непроверяемой орфограммой. Каждую строку записываем без цифры . Когда закончите, покажите свою готовность работать дальше. Несколько работ возьму на проверку. Выполняем работу аккуратно . -Давайте проверим. Напишите на доске слова с орфограммой «безударный проверяемый гласный. Свой выбор доказываем. (вызывается один ученик и записывается ответ у доски) -Посмотрите на слайд. Самостоятельно проверьте написание слов с орфограммой «безударный непроверяемый гласный». (на доске-презентации записаны слова-ответы) Молодцы. Поднимите руку те, у кого не было ни одной ошибки- если не допустили ни одной ошибки , поставьте н6а следующей строке карандашом оценку-5 1-3 ошибки –оценка 4 3-5 ошибок – оценка 3 Более 5 ошибок –оценка 2. Надеюсь все вы хорошо постарались. Физкультминутка «Буратино» Буратино потянулся, руки в стороны развел, Раз - нагнулся, два - нагнулся, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать. | 12 слайд «Да» -слова с проверяемым гласным и непроверяемым Дети выполняют задание. Слайд 8. (13-14 слайд) Ученики проверяют и оценивают свою работу. Выполняют физкультминутку. | Р:учатся высказывать свое предположение на основе работы с материалом в учебнике; Учатся работать по предложенному учителем плану П:ориентируются в учебнике |
Реализация построенного проекта | -Сорока предлагает вам еще одно интересное задание. Для его выполнения . посмотрим на упражнение 175 Нам необходимо списать стихотворение . выписать отдельно двусложные слова с безударной гласной в первом слоге. Подчеркнуть в этих словах проверяемые орфограммы. А так же в последнем предложении подчеркнуть основу: подлежащее и сказуемое. | Учащиеся выполняют задание , записывая в тетради. | П: поиск разнообразных способов решения поставленной проблемы К:формирование собственного мнения Р:принятие и сохранение ученых задач Л: формировние границ собственного знания и незнания |
Первичное закрепление изученного материала | Сейчас посмотрите на доску . На ней вы можете увидеть слова. Прочитаем их(Снеж..к, к..стер, г..рибной, б…алет,н..очной,к…нец,ст..кан, в..дяной, к...рзина, л..дяной, с..поги, т..етрадь, п..ртрет, л..сник. Вам необходимо сначало выписать слова с проверяемыми безударными гласными ,а затем с непроверяемыеми гласными в корне слова, вставляя пропущенную букву Данное задание мы будем выполн6ять вместе по цепочке. Начинаем с первого ряда , первой парты | Читают слова ,выполняют задания | К: высказывать свою точку зрения, аргументируя ответ. Р: принимать активное участие в коллективной работе. |
Самостоятельная работа | Сейчас перед вами лежат карточки для выполнения самостоятельной работы. После выполнения данного задания, передаем карточки с задних парт на переднюю. За эту работу я выставлю вам оценки. Вставь безударную букву в корне слова, запиши проверочное слово, выдели корень в словах, поставь ударение, выдели орфограмму. Тр_ва - _____, п_ро - ____, в_да - _____, с_ды - ____, защ_щает - ___, вр_ги - ______, п_ля - _____, к_пель - ____, в_сна - _______, ж_лтый - _____, м_чи (круглые) - ____, дер_во - _____, св_стеть - ______, г_стить - _____, л_нивый - ______, дв_ры - ______, м _сты - _____, кл_новый - ____, с_сновый - __, к_лечко -____, сл_за - __, бл_ны - ___. | Выполняют задание для самостоятельной работы | П: анализировать проделанную работу. |