kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока истории в 9 классе "Битва за Москву"

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Методическая разработка урока истории в 9 классе.                              

    Тема урока «Начало Великой Отечественной войны. Битва за

                                                Москву».

   Тип урока: комбинированный.

   Цели урока:

-обратить внимание на периодизацию Великой Отечественной войны;

-познакомить с планом «Барбаросса»;

-познакомить с причинами отступления Красной Армии в 1941 г.;

-познакомить с характером оборонительных боев, потерями Красной Армии;

-познакомить с немецким планом «Тайфун;

-познакомить с наступлением немецко-фашистских войск на Москву и контрнаступлением Красной Армии под Москвой 5-6 декабря 1941 г.;

-показать значение победы Красной Армии под Москвой;

-познакомить с оборонительными боями на других фронтах.

   Задачи урока:

1) образовательные: проконтролировать степень усвоения учащимися знаний по теме;     привлечь обучающихся к дальнейшему самостоятельному изучению истории  Великой          Отечественной войны;                                                                                                                                                     2) развивающие: продолжить работу  над развитием речи обучающихся; развивать умение выступать с сообщением; продолжить формирование навыка работы с исторической картой; продолжать формирование навыка выполнения проблемного задания; научить анализировать исторические документы;

3) воспитательные: воспитание чувства гордости за свою Родину и народ, воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.

   План урока.

1. Нападение Германии на СССР. План «Барбаросса».

2. Периодизация войны.

3. Причины отступления Красной Армии в 1941 г.

4. Оборонительные бои Красной Армии. Потери.

5. План «Тайфун». Первое и второе наступление немецко-фашистских войск на Москву.

6. Контрнаступление Красной Армии под Москвой 5-6 декабря 1941 г.

7. Значение победы Красной Армии под Москвой.

8. Оборонительные бои на других фронтах (в Крыму, на Кавказском направлении, под Ленинградом, оборона Сталинграда).

   Оборудование урока: учебник истории России 9 кл., презентация к уроку, карта «Вторая мировая и Великая Отечественная война».

На доске написаны новые понятия: превентивный удар;

Основные даты:

1941, 22 июня – нападение гитлеровской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны.

1941, 30 сентября –наступление на Москву.

1941, 5 декабря – начало контрнаступления под Москвой.

Сентябрь 1941 г. – январь 1944 г. – блокада Ленинграда.

Периодизация Великой Отечественной войны:

 1 период - 22 июня 1941 г.- 18 ноября 1942 г.;

 2 период – 19 ноября 1942 г. – декабрь 1943 г.;

 3 период – январь 1944 г. – 9 мая 1945 г.

На уроке использовались элементы следующих технологий: группового обучения, ИКТ-технологий, дифференцированного обучения.

   Содержание урока.

Учитель. Тема нашего урока : «Начало Великой Отечественной войны. Битва за Москву». Это самая трагическая и героическая страница в истории нашей Родины. Нет семьи в России, которой бы не коснулась война. Советский народ потерял в Великой Отечественной войне 27 млн. жизней.

Какие меры предпринимал СССР по укреплению международного положения нашей страны в 1939-1940 гг.?

Ученики. Летом 1939 г. в Москве проходили англо-франко-советские переговоры, которые не увенчались успехом, так как Англия и Франция всячески затягивали переговоры, проводя политику умиротворения Гитлера.

СССР был вынужден подписать с Германией Договор о ненападении на 10 лет 23 августа 1939 г. Сферой влияния СССР стали Финляндия, Эстония, Латвия, Румыния. Предполагался раздел Польши.

Учитель. Когда  и как началась Вторая мировая война?

Ученики. Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 г. нападением Германии на Польшу.

Учитель. Какие страны были захвачены Гитлером в 1939-1940 гг.?

Ученики. Гитлер захватил Польшу, Данию, Норвегию, Бельгию, Голландию, Люксембург, Францию, вел борьбу с Великобританией.

Учитель. Какую политику проводил СССР в 1939-1940 гг.?

Ученики. 17 сентября 1939 г. советские войска вступили в восточные районы Польши в соответствии с договором о ненападении. Это был освободительный поход Красной Армии по освобождению Западной Украины и Западной Белоруссии.

Учитель. Какой договор был подписан между СССР и Германией в результате событий сентября 1939 г.?

Ученики.

Между СССР и Германией был подписан Договор о дружбе и границе. Польша перестала существовать как государство. Западная Украина и Западная Белоруссия вошли в состав СССР. Литва признана сферой влияния СССР.

Учитель. Какие территории вошли в состав СССР в 1940 г.?

Ученики. В состав СССР после советско-финляндской войны вошла часть Карелии.

В1940 г. в состав СССР вошли Эстония, Латвия, Литва.

Учитель. Оцените международное положение СССР и качество его обороноспособности накануне Великой Отечественной войны.

Ученики. Территория СССР была значительно увеличена, отодвинута угроза захвата Ленинграда. Новые границы не могли быть укреплены за столь незначительный срок.

Советско-финляндская война показала низкий уровень подготовки нашего командного состава, слабую выучку войск, необходимость технической модернизации армии.

СССР был исключен из Лиги Наций. У СССР не было союзников.

Учитель. Напряжение между СССР и Германией обострилось после 27 сентября 1940 г. в Берлине пакта между Германией, Италией и иЯпонией (Тройственный пакт), согласно которому мир был фактически поделен : Германия и Италия брали на себя обязательство «создания нового порядка в Европе и признавали ведущую роль Японии в образовании «Великой Азии».

А теперь давайте рассмотрим соотношение военно-экономического потенциала СССР и Германии.

Сообщения учащихся ( по группам ) о подготовке кадров, создании новых видов вооружений.

Учитель. Весной 1941 г.Генштаб Красной Армии разработал «План обороны государственной границы 1941 г.». В апреле-мае для пополнения войск западных военных округов было призвано 800 тыс резервистов.

Германия на этапе подготовки к войне перебросила на восточные границы основные силы сухопутных войск и авиации, созданы ударные группировки. Конечная цель германской армии – выход на линию Волга- Архангельск. Авторы плана «Барбаросса» намеревались достигнуть намеченной цели в течение 8-16 недель.

22 июня 1941 г. в 3 часа 30 минут немецкая армия начала свое мошное вторжение по всей границе нашей страны от Черного до Балтийского моря. Началась Великая Отечественная война.

Сообщение учащихся о блокаде Ленинграда.

Учитель. 6 сентября 1941 г. Гитлер издал директиву о наступлении на Москву – операция «Тайфун». Немецкая группировка армий «Центр» насчитывала свыше 1 млн. человек, 1700 танков, 950 самолетов. Наши войска: 770 танков, 364 самолета. Генеральное наступление на Москву началось 30 сентября 1941 г. Немцы прорвали оборону Западного фронта. В районе Вязьмы в окружение попали 4 советские армии, в «котел» под Брянском попали 3 армии.

В чем причины катастрофы ?

Ученики. У немцев было превосходство в людях, технике, владение инициативой.

Учитель. Командование Западным фронтом возлагается на Жукова. Боеспособные части перебрасывались с Дальнего Востока и из Средней Азии. Оборона построена так. Чтобы прикрыть самые уязвимые места : Волоколамский укрепленный район -16 армия Рокоссовского, Можайский район – 5 армия Говорова, Малоярославецкий район – 43 армия Голубева, Калужский район – 49 армия Захаркина. 15 октября ГКО принимает постановление «Об эвакуации столицы СССР города Москвы» в Куйбышев (ныне Самара). 19 октября в Москве введено осадное положение.

В Германии уже были подготовлены газеты о взятии Москвы.

 Но в Москве 7 ноября в 8 часов утра по указанию Сталина состоялся традиционный парад войск на Красной площади, откуда войска направлялись прямо в бой.

15-16 ноября- второе наступление на Москву. Немцы пытались обойти столицу с севера – через Клин и Солнечногорск, с юга – через Тулу и Каширу. Завязались кровопролитные бои. В ночь на 28 ноября немцы форсировали канал Москва-Волга в районе Яхромы, но дальнейшее их продвижение было сорвано.

Сообщения учащихся.

(Презентация о подвиге панфиловцев, Виктора Талалихина, партизанок Зои Космодемьянской и  Веры Поршневой)

Учитель. На московском направлении удалось создать крупную стратегическую группировку. 5-6 декабря началось контрнаступление советских войск под Москвой силами Калининского(Тверь) фронта под командованием Конева и Юго-Западного фронта под командованием Тимошенко. Московская битва закончилась в апреле 1942 года. Немецкие войска были отброшены от столицы на 100-250 км.

В чем состоит историческое значение Московской битвы?

Выставление оценок.

Задание на дом. П.29, конспект.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока истории в 9 классе "Битва за Москву" »

Методическая разработка урока истории в 9 классе.


Тема урока «Начало Великой Отечественной войны. Битва за

Москву».


Тип урока: комбинированный.


Цели урока:

-обратить внимание на периодизацию Великой Отечественной войны;

-познакомить с планом «Барбаросса»;

-познакомить с причинами отступления Красной Армии в 1941 г.;

-познакомить с характером оборонительных боев, потерями Красной Армии;

-познакомить с немецким планом «Тайфун;

-познакомить с наступлением немецко-фашистских войск на Москву и контрнаступлением Красной Армии под Москвой 5-6 декабря 1941 г.;

-показать значение победы Красной Армии под Москвой;

-познакомить с оборонительными боями на других фронтах.


Задачи урока:

1) образовательные: проконтролировать степень усвоения учащимися знаний по теме; привлечь обучающихся к дальнейшему самостоятельному изучению истории Великой Отечественной войны; 2) развивающие: продолжить работу над развитием речи обучающихся; развивать умение выступать с сообщением; продолжить формирование навыка работы с исторической картой; продолжать формирование навыка выполнения проблемного задания; научить анализировать исторические документы;

3) воспитательные: воспитание чувства гордости за свою Родину и народ, воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.


План урока.

1. Нападение Германии на СССР. План «Барбаросса».

2. Периодизация войны.

3. Причины отступления Красной Армии в 1941 г.

4. Оборонительные бои Красной Армии. Потери.

5. План «Тайфун». Первое и второе наступление немецко-фашистских войск на Москву.

6. Контрнаступление Красной Армии под Москвой 5-6 декабря 1941 г.

7. Значение победы Красной Армии под Москвой.

8. Оборонительные бои на других фронтах (в Крыму, на Кавказском направлении, под Ленинградом, оборона Сталинграда).



Оборудование урока: учебник истории России 9 кл., презентация к уроку, карта «Вторая мировая и Великая Отечественная война».

На доске написаны новые понятия: превентивный удар;

Основные даты:

1941, 22 июня – нападение гитлеровской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны.

1941, 30 сентября –наступление на Москву.

1941, 5 декабря – начало контрнаступления под Москвой.

Сентябрь 1941 г. – январь 1944 г. – блокада Ленинграда.

Периодизация Великой Отечественной войны:

1 период - 22 июня 1941 г.- 18 ноября 1942 г.;

2 период – 19 ноября 1942 г. – декабрь 1943 г.;

3 период – январь 1944 г. – 9 мая 1945 г.


На уроке использовались элементы следующих технологий: группового обучения, ИКТ-технологий, дифференцированного обучения.


Содержание урока.

Учитель. Тема нашего урока : «Начало Великой Отечественной войны. Битва за Москву». Это самая трагическая и героическая страница в истории нашей Родины. Нет семьи в России, которой бы не коснулась война. Советский народ потерял в Великой Отечественной войне 27 млн. жизней.

Какие меры предпринимал СССР по укреплению международного положения нашей страны в 1939-1940 гг.?


Ученики. Летом 1939 г. в Москве проходили англо-франко-советские переговоры, которые не увенчались успехом, так как Англия и Франция всячески затягивали переговоры, проводя политику умиротворения Гитлера.

СССР был вынужден подписать с Германией Договор о ненападении на 10 лет 23 августа 1939 г. Сферой влияния СССР стали Финляндия, Эстония, Латвия, Румыния. Предполагался раздел Польши.


Учитель. Когда и как началась Вторая мировая война?


Ученики. Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 г. нападением Германии на Польшу.


Учитель. Какие страны были захвачены Гитлером в 1939-1940 гг.?


Ученики. Гитлер захватил Польшу, Данию, Норвегию, Бельгию, Голландию, Люксембург, Францию, вел борьбу с Великобританией.


Учитель. Какую политику проводил СССР в 1939-1940 гг.?


Ученики. 17 сентября 1939 г. советские войска вступили в восточные районы Польши в соответствии с договором о ненападении. Это был освободительный поход Красной Армии по освобождению Западной Украины и Западной Белоруссии.


Учитель. Какой договор был подписан между СССР и Германией в результате событий сентября 1939 г.?


Ученики.

Между СССР и Германией был подписан Договор о дружбе и границе. Польша перестала существовать как государство. Западная Украина и Западная Белоруссия вошли в состав СССР. Литва признана сферой влияния СССР.


Учитель. Какие территории вошли в состав СССР в 1940 г.?


Ученики. В состав СССР после советско-финляндской войны вошла часть Карелии.

В1940 г. в состав СССР вошли Эстония, Латвия, Литва.


Учитель. Оцените международное положение СССР и качество его обороноспособности накануне Великой Отечественной войны.


Ученики. Территория СССР была значительно увеличена, отодвинута угроза захвата Ленинграда. Новые границы не могли быть укреплены за столь незначительный срок.

Советско-финляндская война показала низкий уровень подготовки нашего командного состава, слабую выучку войск, необходимость технической модернизации армии.

СССР был исключен из Лиги Наций. У СССР не было союзников.


Учитель. Напряжение между СССР и Германией обострилось после 27 сентября 1940 г. в Берлине пакта между Германией, Италией и иЯпонией (Тройственный пакт), согласно которому мир был фактически поделен : Германия и Италия брали на себя обязательство «создания нового порядка в Европе и признавали ведущую роль Японии в образовании «Великой Азии».

А теперь давайте рассмотрим соотношение военно-экономического потенциала СССР и Германии.


Сообщения учащихся ( по группам ) о подготовке кадров, создании новых видов вооружений.


Учитель. Весной 1941 г.Генштаб Красной Армии разработал «План обороны государственной границы 1941 г.». В апреле-мае для пополнения войск западных военных округов было призвано 800 тыс резервистов.

Германия на этапе подготовки к войне перебросила на восточные границы основные силы сухопутных войск и авиации, созданы ударные группировки. Конечная цель германской армии – выход на линию Волга- Архангельск. Авторы плана «Барбаросса» намеревались достигнуть намеченной цели в течение 8-16 недель.

22 июня 1941 г. в 3 часа 30 минут немецкая армия начала свое мошное вторжение по всей границе нашей страны от Черного до Балтийского моря. Началась Великая Отечественная война.


Тот самый длинный день в году

Сего безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.


Она такой вдавила след

И стольких в землю положила,

Что в двадцать лет, и в сорок лет

Живым не верится, что живы.


Вражеская авиация нанесла первый удар по всей приграничной полосе на глубину свыше 400 км. Воздушным бомбардировкам подверглись Мурманск, Лиепая, Рига, Каунас, Смоленск, Киев, Житомир, Кронштадт, Измаил, Севастополь. 22 июня созданы три фронта : Западный, Северо-западный и Юго-западный. 23 июня созданы Северный и Южный фронты. В первый день войны советская авиация потеряла около 1200 самолетов. 23 июня создана Ставка Верховного Главнокомандования под председательством Тимошенко, которая впоследствии была преобразована в Ставку Верховного Главнокомандования во главе со Сталиным. К коцу первого дня наши войска отступили на 40 км, за два дня- на 100 км. Самое тяжелое положение сложилось на Западном фронте. К 9 июля немцы окружили и разгромили войска Западного фронта. В немецком плену оказались 323 тыс человек. На Северо-западном фронте : немцы взяли Псков, возникла угроза прорыва к Ленинграду. На Юго-западном фронте наши войска сорвали немецкий план по окружению советских войск в районе Львова. За три недели боев были оставлены Латвия, Литва, Белоруссия, значительная часть Украины и Молдавии.

В чем заключается причина неудач Красной Армии на начальном этапе войны? При ответе используйте документы (записи из дневника начальника штаба сухопутных войск Германии Гальдера и начальника 4 армии Сандалова).


Ученики.

Советские войска были атакованы внезапно. Войска, переброшенные к границе, не были развернуты для боевых действий. Многие части не были доукомплектованы до штатов военного времени. Не на должном уровне находились транспортные средства и связь. Сказался урон, понесенный в первые дни войны. На службу Германии была поставлена вся экономика Европы.


Учитель. Стойкость русского солдата особенно ярко проявилась при защите Брестской крепости. Немцы уже далеко ушли на восток, а крепость продолжала передавать в эфир : «Я - крепость, веду бой».



Сообщения учащихся.


Учитель. Немецкая армия продолжала продвигаться на 3–х основных направлениях : ленинградском, смоленско-московском и киевском. В июле-августе произошло Смоленское сражение, в результате которого немцев задержали на месяц. Стабилизировался фронт в Карелии. Под Киевов остановлена немецкая группировка армий «Юг».

21 августа Гитлер отдал приказ приостановить наступление на Москву и поставил задачу отрезать Москву от южных сырьевых районов и захватить Ленинград.

В Ленинграде, как и в других городах, создавалось народное ополчение. Его численность составляла 13- 140 тыс. человек. Обострилась продовольственная проблема. В конце июня принято решение об эвакуации детей из Ленинграда(400 тысяч). Продвижение немцев вынудило возвратить обратно значительное число детей. 8 сентября немцы взяли Шлиссельбург, блокировав Ленинград с суши. Город был отрезан от электростанций. Немецкая авиация уничтожила Бадаевские склады, на которых хранились большие запасы продовольствия. К середине ноября войска Ленинградского фронта были обеспечены мукой на 10 дней, хуже обстояло со снабжением гражданского населения. Спасение было в строительстве зимней дороги по льду Ладожского озера.


Сообщение учащихся о блокаде Ленинграда.


Учитель. 6 сентября 1941 г. Гитлер издал директиву о наступлении на Москву – операция «Тайфун». Немецкая группировка армий «Центр» насчитывала свыше 1 млн. человек, 1700 танков, 950 самолетов. Наши войска: 770 танков, 364 самолета. Генеральное наступление на Москву началось 30 сентября 1941 г. Немцы прорвали оборону Западного фронта. В районе Вязьмы в окружение попали 4 советские армии, в «котел» под Брянском попали 3 армии.

В чем причины катастрофы ?


Ученики. У немцев было превосходство в людях, технике, владение инициативой.


Учитель. Командование Западным фронтом возлагается на Жукова. Боеспособные части перебрасывались с Дальнего Востока и из Средней Азии. Оборона построена так. Чтобы прикрыть самые уязвимые места : Волоколамский укрепленный район -16 армия Рокоссовского, Можайский район – 5 армия Говорова, Малоярославецкий район – 43 армия Голубева, Калужский район – 49 армия Захаркина. 15 октября ГКО принимает постановление «Об эвакуации столицы СССР города Москвы» в Куйбышев (ныне Самара). 19 октября в Москве введено осадное положение.

В Германии уже были подготовлены газеты о взятии Москвы.

Но в Москве 7 ноября в 8 часов утра по указанию Сталина состоялся традиционный парад войск на Красной площади, откуда войска направлялись прямо в бой.

15-16 ноября- второе наступление на Москву. Немцы пытались обойти столицу с севера – через Клин и Солнечногорск, с юга – через Тулу и Каширу. Завязались кровопролитные бои. В ночь на 28 ноября немцы форсировали канал Москва-Волга в районе Яхромы, но дальнейшее их продвижение было сорвано.


Сообщения учащихся.

(Презентация о подвиге панфиловцев, Виктора Талалихина, партизанок Зои Космодемьянской и Веры Поршневой)


Учитель. На московском направлении удалось создать крупную стратегическую группировку. 5-6 декабря началось контрнаступление советских войск под Москвой силами Калининского(Тверь) фронта под командованием Конева и Юго-Западного фронта под командованием Тимошенко. Московская битва закончилась в апреле 1942 года. Немецкие войска были отброшены от столицы на 100-250 км.

В чем состоит историческое значение Московской битвы?


Ученики. Московская битва- это первая крупная наступательная операция Красной Армии.

Ликвидирована угроза захвата Москвы.

Сорван план гитлеровского «блицкрига».

В мире на СССР стали смотреть как на решающий фактор Второй мировой войны.


Учитель. С реализацией своих планов пришлось повременить Японии. После разгрома немцев под Москвой Япония приняла решение «не нападать на Россию»до весны 1942 года.


Выполнение теста.


Учитель. Подведем итоги урока. Какие основные события начального периода Великой Отечественной войны мы изучили? Почему начало Великой Отечественной войны было столь трагическим событием для нашего народа? Какую роль сыграла победа советских войск под Москвой?


Ответы учащихся.

Мы узнали о трагических событиях начала Великой Отечественной войны, героической обороне Брестской крепости, блокаде Ленинграда, познакомились с причиной неудач Красной Армии, познакомились с личностью героев Великой Отечественной войны, узнали о событиях героической обороны Москвы. Узнали, что победа под Москвой сорвала план гитлеровского блицкрига, подняла значимость Советского Союза в борьбе с фашизмом в глазах мировой общественности.


Выставление оценок.


Задание на дом. П.29, конспект.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
конспект урока истории в 9 классе "Битва за Москву"

Автор: Седова Елена Фёдоровна

Дата: 09.06.2015

Номер свидетельства: 218677

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Организация самостоятельной познавательной деятельности  на уроках истории  в специальной школе для глухих детей. "
    ["seo_title"] => string(130) "orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-istorii-v-spietsial-noi-shkolie-dlia-ghlukhikh-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "203816"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429547326"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему:"Отечественная война 1812 года" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-na-tiemu-otiechiestviennaia-voina-1812-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "239296"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444753198"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока по истории на тему: «Гроза двенадцатого года Настала – кто тут нам помог?»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_istorii_na_tiemu_groza_dvienadtsatogho_ghoda_nastala_kto_tut_"
    ["file_id"] => string(6) "355035"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478187123"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока литературного чтения Р. Рождественский "Реквием" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-r-rozhdiestvienskii-riekviiem"
    ["file_id"] => string(6) "138033"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417459995"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект  урока "Михаил Васильевич Ломоносов - наш первый университет" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-mikhail-vasil-ievich-lomonosov-nash-piervyi-univiersitiet"
    ["file_id"] => string(6) "102895"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402558325"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства