Методическая разработка урока истории в 9 классе.
Тема урока «Начало Великой Отечественной войны. Битва за
Москву».
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
-обратить внимание на периодизацию Великой Отечественной войны;
-познакомить с планом «Барбаросса»;
-познакомить с причинами отступления Красной Армии в 1941 г.;
-познакомить с характером оборонительных боев, потерями Красной Армии;
-познакомить с немецким планом «Тайфун;
-познакомить с наступлением немецко-фашистских войск на Москву и контрнаступлением Красной Армии под Москвой 5-6 декабря 1941 г.;
-показать значение победы Красной Армии под Москвой;
-познакомить с оборонительными боями на других фронтах.
Задачи урока:
1) образовательные: проконтролировать степень усвоения учащимися знаний по теме; привлечь обучающихся к дальнейшему самостоятельному изучению истории Великой Отечественной войны; 2) развивающие: продолжить работу над развитием речи обучающихся; развивать умение выступать с сообщением; продолжить формирование навыка работы с исторической картой; продолжать формирование навыка выполнения проблемного задания; научить анализировать исторические документы;
3) воспитательные: воспитание чувства гордости за свою Родину и народ, воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.
План урока.
1. Нападение Германии на СССР. План «Барбаросса».
2. Периодизация войны.
3. Причины отступления Красной Армии в 1941 г.
4. Оборонительные бои Красной Армии. Потери.
5. План «Тайфун». Первое и второе наступление немецко-фашистских войск на Москву.
6. Контрнаступление Красной Армии под Москвой 5-6 декабря 1941 г.
7. Значение победы Красной Армии под Москвой.
8. Оборонительные бои на других фронтах (в Крыму, на Кавказском направлении, под Ленинградом, оборона Сталинграда).
Оборудование урока: учебник истории России 9 кл., презентация к уроку, карта «Вторая мировая и Великая Отечественная война».
На доске написаны новые понятия: превентивный удар;
Основные даты:
1941, 22 июня – нападение гитлеровской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны.
1941, 30 сентября –наступление на Москву.
1941, 5 декабря – начало контрнаступления под Москвой.
Сентябрь 1941 г. – январь 1944 г. – блокада Ленинграда.
Периодизация Великой Отечественной войны:
1 период - 22 июня 1941 г.- 18 ноября 1942 г.;
2 период – 19 ноября 1942 г. – декабрь 1943 г.;
3 период – январь 1944 г. – 9 мая 1945 г.
На уроке использовались элементы следующих технологий: группового обучения, ИКТ-технологий, дифференцированного обучения.
Содержание урока.
Учитель. Тема нашего урока : «Начало Великой Отечественной войны. Битва за Москву». Это самая трагическая и героическая страница в истории нашей Родины. Нет семьи в России, которой бы не коснулась война. Советский народ потерял в Великой Отечественной войне 27 млн. жизней.
Какие меры предпринимал СССР по укреплению международного положения нашей страны в 1939-1940 гг.?
Ученики. Летом 1939 г. в Москве проходили англо-франко-советские переговоры, которые не увенчались успехом, так как Англия и Франция всячески затягивали переговоры, проводя политику умиротворения Гитлера.
СССР был вынужден подписать с Германией Договор о ненападении на 10 лет 23 августа 1939 г. Сферой влияния СССР стали Финляндия, Эстония, Латвия, Румыния. Предполагался раздел Польши.
Учитель. Когда и как началась Вторая мировая война?
Ученики. Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 г. нападением Германии на Польшу.
Учитель. Какие страны были захвачены Гитлером в 1939-1940 гг.?
Ученики. Гитлер захватил Польшу, Данию, Норвегию, Бельгию, Голландию, Люксембург, Францию, вел борьбу с Великобританией.
Учитель. Какую политику проводил СССР в 1939-1940 гг.?
Ученики. 17 сентября 1939 г. советские войска вступили в восточные районы Польши в соответствии с договором о ненападении. Это был освободительный поход Красной Армии по освобождению Западной Украины и Западной Белоруссии.
Учитель. Какой договор был подписан между СССР и Германией в результате событий сентября 1939 г.?
Ученики.
Между СССР и Германией был подписан Договор о дружбе и границе. Польша перестала существовать как государство. Западная Украина и Западная Белоруссия вошли в состав СССР. Литва признана сферой влияния СССР.
Учитель. Какие территории вошли в состав СССР в 1940 г.?
Ученики. В состав СССР после советско-финляндской войны вошла часть Карелии.
В1940 г. в состав СССР вошли Эстония, Латвия, Литва.
Учитель. Оцените международное положение СССР и качество его обороноспособности накануне Великой Отечественной войны.
Ученики. Территория СССР была значительно увеличена, отодвинута угроза захвата Ленинграда. Новые границы не могли быть укреплены за столь незначительный срок.
Советско-финляндская война показала низкий уровень подготовки нашего командного состава, слабую выучку войск, необходимость технической модернизации армии.
СССР был исключен из Лиги Наций. У СССР не было союзников.
Учитель. Напряжение между СССР и Германией обострилось после 27 сентября 1940 г. в Берлине пакта между Германией, Италией и иЯпонией (Тройственный пакт), согласно которому мир был фактически поделен : Германия и Италия брали на себя обязательство «создания нового порядка в Европе и признавали ведущую роль Японии в образовании «Великой Азии».
А теперь давайте рассмотрим соотношение военно-экономического потенциала СССР и Германии.
Сообщения учащихся ( по группам ) о подготовке кадров, создании новых видов вооружений.
Учитель. Весной 1941 г.Генштаб Красной Армии разработал «План обороны государственной границы 1941 г.». В апреле-мае для пополнения войск западных военных округов было призвано 800 тыс резервистов.
Германия на этапе подготовки к войне перебросила на восточные границы основные силы сухопутных войск и авиации, созданы ударные группировки. Конечная цель германской армии – выход на линию Волга- Архангельск. Авторы плана «Барбаросса» намеревались достигнуть намеченной цели в течение 8-16 недель.
22 июня 1941 г. в 3 часа 30 минут немецкая армия начала свое мошное вторжение по всей границе нашей страны от Черного до Балтийского моря. Началась Великая Отечественная война.
Сообщение учащихся о блокаде Ленинграда.
Учитель. 6 сентября 1941 г. Гитлер издал директиву о наступлении на Москву – операция «Тайфун». Немецкая группировка армий «Центр» насчитывала свыше 1 млн. человек, 1700 танков, 950 самолетов. Наши войска: 770 танков, 364 самолета. Генеральное наступление на Москву началось 30 сентября 1941 г. Немцы прорвали оборону Западного фронта. В районе Вязьмы в окружение попали 4 советские армии, в «котел» под Брянском попали 3 армии.
В чем причины катастрофы ?
Ученики. У немцев было превосходство в людях, технике, владение инициативой.
Учитель. Командование Западным фронтом возлагается на Жукова. Боеспособные части перебрасывались с Дальнего Востока и из Средней Азии. Оборона построена так. Чтобы прикрыть самые уязвимые места : Волоколамский укрепленный район -16 армия Рокоссовского, Можайский район – 5 армия Говорова, Малоярославецкий район – 43 армия Голубева, Калужский район – 49 армия Захаркина. 15 октября ГКО принимает постановление «Об эвакуации столицы СССР города Москвы» в Куйбышев (ныне Самара). 19 октября в Москве введено осадное положение.
В Германии уже были подготовлены газеты о взятии Москвы.
Но в Москве 7 ноября в 8 часов утра по указанию Сталина состоялся традиционный парад войск на Красной площади, откуда войска направлялись прямо в бой.
15-16 ноября- второе наступление на Москву. Немцы пытались обойти столицу с севера – через Клин и Солнечногорск, с юга – через Тулу и Каширу. Завязались кровопролитные бои. В ночь на 28 ноября немцы форсировали канал Москва-Волга в районе Яхромы, но дальнейшее их продвижение было сорвано.
Сообщения учащихся.
(Презентация о подвиге панфиловцев, Виктора Талалихина, партизанок Зои Космодемьянской и Веры Поршневой)
Учитель. На московском направлении удалось создать крупную стратегическую группировку. 5-6 декабря началось контрнаступление советских войск под Москвой силами Калининского(Тверь) фронта под командованием Конева и Юго-Западного фронта под командованием Тимошенко. Московская битва закончилась в апреле 1942 года. Немецкие войска были отброшены от столицы на 100-250 км.
В чем состоит историческое значение Московской битвы?
Выставление оценок.
Задание на дом. П.29, конспект.