kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитательный аспект урока английского языка в условиях реализации требований ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Воспитательный аспект урока английского языка в условиях реализации требований ФГОС.

 

      Воспитание школьников – это комплексная задача, охватывающая все сферы деятельности ребёнка. Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего, различают воспитание в широком и узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагога в этом случае называется воспитательной работой.

        В обновлённом ФГОС основного общего образования подчёркивается, что достижение личностных результатов образовательной программы осуществляется в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации.

         Таким образом, можно говорить, что понятие «образование» отождествляется с определением воспитания в широком смысле слова и является процессом передачи знаний, накопленных поколениями, опыта и культурных ценностей.

         Обновление системы воспитания является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей государственной политики. От того, насколько качественно проходит процесс воспитания для сегодняшних школьников, зависит наше будущее, ведь создавать его предстоит тем, кто сегодня еще учится в школе. 

          Возникает вопрос, что каждый из нас, как учитель, должен сделать для того, чтобы каждый наш урок вносил вклад в воспитание личности обучающихся. как можно реализовать воспитательный потенциал урока иностранного языка и что нужно делать для того, чтобы уроки стали воспитывающими. 

         В настоящее время одним из основных направлений воспитания является гражданско-правовое воспитание, которое предусматривает привитие школьникам интереса к изучению родного языка, ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте и технологиях, уважение к символам России и её историческому наследию.

         Воспитание достойного гражданина своей страны является приоритетной задачей любого государства. Основная задача школы заключается в том, чтобы создать наиболее результативную систему гражданско-патриотического воспитания школьников, определить направления и методы, которые помогут сформировать у подрастающего поколения чувство принадлежности и сопричастности к государству и обществу, сформировать гражданскую позицию и патриотизм. Патриотическое воспитание школьника – одно из основных направлений развития успешной личности и высоконравственного гражданина Российской Федерации.

      Обратимся к понятию «патриотизм». Толковый словарь Д.Н. Ушакова даёт следующее определение: «Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу». В этнографическом словаре находим следующее определение: «Патриотизм – (от греч. patris – родина, отечество) – сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу, которое проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических принципов жизни и деятельности людей». По мнению современных учёных и педагогов, патриотическое воспитание имеет три составляющие: глубинное чувство принятия страны, чувство своей принадлежности и чувство причастности к делам страны, своей малой родины, школы, класса, семьи.

           Основная роль в воспитании достойного гражданина своей страны отводится именно школе. В школе закладываются не только знания и основы наук, но и формируются моральные и духовные качества. Таким образом, под воспитанием патриотизма мы понимаем развитие таких качеств личности, как уважение к старшему поколению, чувство ответственности и долга, чувство гордости за свою страну, её историю и культуру, а также воспитание уважительного отношения к другим народам, их прошлому и настоящему.

        Но патриотическое воспитание, несомненно, должно реализовываться не только в системе внеклассной работы, но и обязательно в образовательном процессе. Среди всех предметов учебного плана «иностранный язык» занимает особое место. Его специфика заключается в том, что в процессе обучения школьники приобретают не знания основ научных дисциплин, а умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, в том числе для получения новой информации.

        Преподавание иностранного языка в современной школе предполагает широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращённость к изучению быта, обычаев, традиций и, безусловно, языка другого народа.

          Знания, которые школьники приобретают на уроках иностранного языка, воспринимаются только через призму знаний, сформированные в процессе овладения родной культурой. Наряду с ознакомлением с реалиями иноязычных стран, необходимо изучать государственные символы, историю, культуру, географию Российской Федерации средствами иностранного языка. Важнейшие события в истории страны являются мощным стимулом развития патриотизма. Межкультурная коммуникация может быть реализована только с учётом наследия собственного народа, родной культуры, культуры родного края.

        Начиная с текущего года мы начали работать по новым федеральным образовательным программам, частью которых стала теперь и федеральная рабочая программа воспитания, в которой четко прописаны все требования, предъявляемые планированию и организации системы воспитательной деятельности в образовательных организациях. В документе отмечено, что программа реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности. В ней прописаны виды, формы и содержание воспитательной деятельности по модулям. Один из модулей посвящается урочной деятельности. Для предметника становится важным и актуальным вопрос: как организовать воспитательную деятельность на своем уроке, как сделать урок иностранного языка воспитывающим, как создать условия для воспитания личности учащихся, указанной в федеральной рабочей программе воспитания.

        Итак, согласно Федеральной рабочей программе воспитания реализация воспитательного потенциала уроков может предусматривать несколько аспектов.

 - подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждения.

– привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам.

– максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся  духовно нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения.

    Итак, перед нами стоит нелегкая, но интересная и важная задача. С одной стороны мы должны сделать так, чтобы за 45 минут учащиеся освоили определенное количество лексических единиц и грамматических явлений, а с другой стороны нам необходимо не забывать о личностных результатах, которые мы должны достичь в своей работе. Мы должны уметь привлечь внимание обучающих к ценностному аспекту изучаемых на уроке событий, явлений, инициировать обсуждение, высказать свое мнение.

   Что может помочь привлечь внимание? В начале урока можно предложить детям просмотр видеофрагмента или прослушивание стихотворения по теме урока. Далее вопросами подвести их к теме урока. Например: О чем это стихотворение? Важна ли эта тема в наши дни? Почему?

     Патриотическое воспитание на уроках иностранного языка осуществляется через систему личностных отношений к постигаемой культуре, через сопоставление сведений о стране изучаемого языка со сведениями о своей стране. На разных этапах обучения учащиеся получают возможность развития навыков и умений в разных видах речевой деятельности в рамках изучения тем, связанных с нашей страной, с её достижениями в разных областях науки и культуры, с открытиями учёных, прославивших нашу страну, с их вкладом в мировую науку.

       Обращение же к региональному материалу приближает иноязычное общение к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, в родной для них культуре. Знакомясь с иноязычной культурой, учащиеся постоянно сравнивают её с родной культурой. Поэтому учителя иностранных языков, используя в работе компоненты УМК, стремятся находить пути интеграции в учебный процесс знаний о своей стране, своём регионе.

       Так, при изучении в 6 классе темы «Две столицы» учащиеся знакомятся с текстами о Москве и Санкт Петербурге. Учащиеся сравнивают облик русских городов. В рамках темы «О России» в том же 6 классе отдельный урок посвящается родному краю, её географическому положению, героическому прошлому, знаменитым  учёным,  спортсменам. На уроках английского языка учащиеся слушают и читают тексты, составляют небольшие сообщения о жизни и деятельности знаменитых людей своей страны. Мы также говорим о предприятиях, расположенных на территории нашей области, которые вносят немалый вклад в экономическое развитие Российской Федерации. И, конечно, на заключительном этапе работы над темой учащиеся готовят проекты, которые посвящают настоящему и прошлому своего региона,  родного села.

 

    Преподавание иностранного языка в контексте диалога культур способствует воспитанию человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение, в том числе средствами иностранного языка.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательный аспект урока английского языка в условиях реализации требований ФГОС»

Воспитательный аспект урока английского языка в условиях реализации требований ФГОС.


Воспитание школьников – это комплексная задача, охватывающая все сферы деятельности ребёнка. Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего, различают воспитание в широком и узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагога в этом случае называется воспитательной работой.

В обновлённом ФГОС основного общего образования подчёркивается, что достижение личностных результатов образовательной программы осуществляется в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации.

Таким образом, можно говорить, что понятие «образование» отождествляется с определением воспитания в широком смысле слова и является процессом передачи знаний, накопленных поколениями, опыта и культурных ценностей .

Обновление системы воспитания является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей государственной политики. От того, насколько качественно проходит процесс воспитания для сегодняшних школьников, зависит наше будущее, ведь создавать его предстоит тем, кто сегодня еще учится в школе. 

Возникает вопрос, что каждый из нас, как учитель, должен сделать для того, чтобы каждый наш урок вносил вклад в воспитание личности обучающихся. как можно реализовать воспитательный потенциал урока иностранного языка и что нужно делать для того, чтобы уроки стали воспитывающими. 

В настоящее время одним из основных направлений воспитания является гражданско-правовое воспитание, которое предусматривает привитие школьникам интереса к изучению родного языка, ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте и технологиях, уважение к символам России и её историческому наследию.

Воспитание достойного гражданина своей страны является приоритетной задачей любого государства. Основная задача школы заключается в том, чтобы создать наиболее результативную систему гражданско-патриотического воспитания школьников, определить направления и методы, которые помогут сформировать у подрастающего поколения чувство принадлежности и сопричастности к государству и обществу, сформировать гражданскую позицию и патриотизм. Патриотическое воспитание школьника – одно из основных направлений развития успешной личности и высоконравственного гражданина Российской Федерации.

Обратимся к понятию «патриотизм». Толковый словарь Д.Н. Ушакова даёт следующее определение: «Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу». В этнографическом словаре находим следующее определение: «Патриотизм – (от греч. patris – родина, отечество) – сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу, которое проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических принципов жизни и деятельности людей». По мнению современных учёных и педагогов, патриотическое воспитание имеет три составляющие: глубинное чувство принятия страны, чувство своей принадлежности и чувство причастности к делам страны, своей малой родины, школы, класса, семьи .

Основная роль в воспитании достойного гражданина своей страны отводится именно школе. В школе закладываются не только знания и основы наук, но и формируются моральные и духовные качества. Таким образом, под воспитанием патриотизма мы понимаем развитие таких качеств личности, как уважение к старшему поколению, чувство ответственности и долга, чувство гордости за свою страну, её историю и культуру, а также воспитание уважительного отношения к другим народам, их прошлому и настоящему.

Но патриотическое воспитание, несомненно, должно реализовываться не только в системе внеклассной работы, но и обязательно в образовательном процессе. Среди всех предметов учебного плана «иностранный язык» занимает особое место. Его специфика заключается в том, что в процессе обучения школьники приобретают не знания основ научных дисциплин, а умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, в том числе для получения новой информации.

Преподавание иностранного языка в современной школе предполагает широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращённость к изучению быта, обычаев, традиций и, безусловно, языка другого народа.

Знания, которые школьники приобретают на уроках иностранного языка, воспринимаются только через призму знаний, сформированные в процессе овладения родной культурой. Наряду с ознакомлением с реалиями иноязычных стран, необходимо изучать государственные символы, историю, культуру, географию Российской Федерации средствами иностранного языка. Важнейшие события в истории страны являются мощным стимулом развития патриотизма. Межкультурная коммуникация может быть реализована только с учётом наследия собственного народа, родной культуры, культуры родного края .

Начиная с текущего года мы начали работать по новым федеральным образовательным программам, частью которых стала теперь и федеральная рабочая программа воспитания, в которой четко прописаны все требования, предъявляемые планированию и организации системы воспитательной деятельности в образовательных организациях. В документе отмечено, что программа реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности. В ней прописаны виды , формы и содержание воспитательной деятельности по модулям. Один из модулей посвящается урочной деятельности. Для предметника становится важным и актуальным вопрос: как организовать воспитательную деятельность на своем уроке, как сделать урок иностранного языка воспитывающим, как создать условия для воспитания личности учащихся, указанной в федеральной рабочей программе воспитания.

Итак, согласно Федеральной рабочей программе воспитания реализация воспитательного потенциала уроков может предусматривать несколько аспектов.

- подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждения.

– привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам.

– максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся духовно нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения.

Итак, перед нами стоит нелегкая, но интересная и важная задача. С одной стороны мы должны сделать так, чтобы за 45 минут учащиеся освоили определенное количество лексических единиц и грамматических явлений, а с другой стороны нам необходимо не забывать о личностных результатах, которые мы должны достичь в своей работе. Мы должны уметь привлечь внимание обучающих к ценностному аспекту изучаемых на уроке событий, явлений, инициировать обсуждение, высказать свое мнение.

Что может помочь привлечь внимание? В начале урока можно предложить детям просмотр видеофрагмента или прослушивание стихотворения по теме урока. Далее вопросами подвести их к теме урока. Например: О чем это стихотворение? Важна ли эта тема в наши дни? Почему?

Патриотическое воспитание на уроках иностранного языка осуществляется через систему личностных отношений к постигаемой культуре, через сопоставление сведений о стране изучаемого языка со сведениями о своей стране. На разных этапах обучения учащиеся получают возможность развития навыков и умений в разных видах речевой деятельности в рамках изучения тем, связанных с нашей страной, с её достижениями в разных областях науки и культуры, с открытиями учёных, прославивших нашу страну, с их вкладом в мировую науку.

Обращение же к региональному материалу приближает иноязычное общение к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, в родной для них культуре. Знакомясь с иноязычной культурой, учащиеся постоянно сравнивают её с родной культурой. Поэтому учителя иностранных языков, используя в работе компоненты УМК, стремятся находить пути интеграции в учебный процесс знаний о своей стране, своём регионе.

Так, при изучении в 6 классе темы «Две столицы» учащиеся знакомятся с текстами о Москве и Санкт Петербурге. Учащиеся сравнивают облик русских городов. В рамках темы «О России» в том же 6 классе отдельный урок посвящается родному краю, её географическому положению, героическому прошлому, знаменитым учёным, спортсменам. На уроках английского языка учащиеся слушают и читают тексты, составляют небольшие сообщения о жизни и деятельности знаменитых людей своей страны. Мы также говорим о предприятиях, расположенных на территории нашей области, которые вносят немалый вклад в экономическое развитие Российской Федерации. И, конечно, на заключительном этапе работы над темой учащиеся готовят проекты, которые посвящают настоящему и прошлому своего региона, родного села.


Преподавание иностранного языка в контексте диалога культур способствует воспитанию человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение, в том числе средствами иностранного языка.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Воспитательный аспект урока английского языка в условиях реализации требований ФГОС

Автор: Понетайкина Галина Васильевна

Дата: 15.12.2023

Номер свидетельства: 642431


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства