Разработка урока на тему "Древнерусское государство в период правления Ярослава Мудрого". 7 класс. Тип урока: урок открытия новых знаний. Урок направлен на то, чтобы создать представление о личности одного из самых известных правителей Древней Руси, его заслугах перед Отечеством. Способствовать развитию критического мышления, умения анализировать исторические первоисточники, умению устанавливать причинно – следственные связи. Способствовать воспитанию патриотизма.
Урок: Древнерусское государство в период правления Ярослава Мудрого
Цель: 1.Ознакомить учащихся с особенностями прихода к власти князя Ярослава, рассмотреть основные направления внутренней и внешней политики Ярослава, выяснить значение принятия первого письменного сборника законов «Русской правды», выяснить значение деятельности Ярослава Мудрого для Русского государства.
2.Способствовать развитию критического мышления учащихся, формировать умения работать с текстом исторического источника, развивать навыки работы с исторической картой, умения анализировать, высказывать собственную точку зрения.
3.Формировать историческое мировоззрение учащихся, воспитывать уважение к предкам и интерес к историческому прошлому человечества.
Оборудование: карта «Древнерусское государство в IX-XI вв», мультимедийный проектор, видеофильм “Древняя Русь”, раздаточный материл «Русская правда», контурные крты.
Основные понятия: наместник, посадник, усобицы «Русская правда»
Важнейшие даты: 1019-1054 гг – правление Ярослава Мудрого;
1036 г. – разгром Ярославом печенегов под Киевом;
1037 основание Софийского собора
1030 г. – основание города Юрьева ;
1041 г – союзный договор с Польшей;
1043 г. – неудачный поход на Византию;
1046 – договор с Византией, брак Всеволода с византийской
принцессой, дочерью императора Константина Мономаха.
Вид урока: изучение нового материала.
План урока
- Организационный момент
- Актуализация знаний, вхождение в тему урока.
- Мотивация учебной деятельности
- Сообщение темы и целей урока
- Изучение нового материала:
5.1. Междоусобная борьба. Приход Ярослава к власти.
5.2. Внутренняя политика Ярослава Мудрого.
5.3.«Русская правда» -первый письменный сборник законов на Руси
5.4 Внешняя политика князя Ярослава
6. Закрепление полученных знаний
7.Рефлексия.
8.Домашнее задание.
Ход урока.
І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация опорных знаний, вхождение в тему.
Учитель: Вы уже знаете, что до конца Х ст. сформировалось Древнерусское государство. Этому способствовала политика первых русский князей. Выполним задание, которое поможет нам актуализировать уже полученные знания и перейти к теме сегодняшнего урока. Возьмите листочки которые лежат перед вами, на них есть информация, проанализировав ее объеденитесь в 3 группы по какому-либо принципу, найдите общее основание Учащиеся самостоятельно делятся на 3 группы и объясняют свой выбор (метод Броуновское движение)
Первая группа - личности ( Князья Олег, Игорь, Ольга, Святослав,Владимир, Ярослав)
Вторая группа - деятельность князей (Установила фиксированный размер дани и место ее сбора, тем самым обеспечила мир и спокойствие на Руси; Принял христианство, построил оборонительные крепости. Почти всю жизнь провел в походах против Византии, Болгарии, Хазарии, волжской Булгарии. Объединил почти все славянские племена вокруг города Киева, подписал выгодные торговые договоры с Византией.
Третья группа-характерные черты Руси в нач.11века. (могущественное государство,расширение территории, сильная княжеская власть, широкие дипломатические связи, единобожие, развитие образования и культуры)
Учащиеся делают вывод о том, какой стала Русь в результате деятельности первых русских князей. Какой князь станет главным героем сегодняшнего урока? Оглашение темы урока.
IІ. Мотивация учебной деятельности.
За всю историю человечества только трех правителей удостоили звания Мудрый. Это византийский император Лев YI, французский король Карл Y и киевский князь Ярослав. Свое прозвище князь получил через пять веков после смерти. Сначала его так назвали московские летописцы, а затем русский историк Николай Карамзин. Какое лексическое значение слова «мудрый»? Ответы учащихся (Справедливый, умный, рассудительный,дальновидный). За что князь мог получить такое прозвище?
ІІІ.Постановка целей урока.
Предположите, какую проблему урока мы должны будем решить. Что для этого должны будем рассмотреть? Чему научиться.?Постановка целей урока.
Учитель обобщает ответы детей. Почему же из многочисленных русских князей именно Ярослав удостоился такого имени. Почему с именем Ярослава связывают расцвет Руси? На эти вопросы мы попробуем ответить сегодня на уроке. (главные вопросы урока)
ІY. Изучение нового материала.
в чем мудрость
ярослава
выводд
В ходе изучениея нового материала, работы с новой информацией учащиеся будут заполнять на протяжении всего урока схему «фишбоун». (голова-вопрос урока, хвост-вывод урока, верхние косточки-мероприятия, проводимые князем (или направления внутренней политики), нижние-значение этих мероприятий (или направления внешней политики)
1.Междоусобная борьба.
Киевский князь Владимир великий умер в 1015 гг., а Ярослав стал киевским князем только в 1019 г. Как вы думаете, что происходило на Руси в течение 4-х лет? Что такое междоусобная борьба? (работа с определением)
После смерти Владимира его старший сын Святополк провозгласил себя киевским князем. Он убил своих Братьев Бориса и Глеба, которые законно претендовали на киевский престол. Главным противником Святополка стал амбициозный новгородский князь Ярослав, который также претендовал на киевский престол. В течение 3-х лет между братьями шла кровавая война.Святополк для достижения своей цели привлекал даже врагов киевской Руси печенегов. Но это ему не помогло. Ярослав оказался сильнее. Святополк бежал в Польшу. Но и на этом усобицы не закончились. В В борьбу вступил еще один сын Владимира- Мстислав, княживший в Тмутаракани. 1019-1036 гг- период совместного правления Ярослава и Мстислава. И только после в 1036 г, после смерти брата, Ярослав стал единоличным правителем Руси.
- Почему стала возможной междоусобная борьба на Руси. К каким последствиям она могла привести? Понимал ли это Ярослав?Что предпринял для того чтобы избежать негативных последствий?
2. Внутрення политика князя Ярослава.
Предлагаю вам просмотреть небольшой видеофрагмент, который рассказывает о внутренней политике князя Ярослава. В ходе просмотра каждая группа будет выполнять следующее задание. Выписать мероприятия князя Ярослава в сфере
1группа –государственного строительства (принятие «Русской правды», застройка Киева
2группа – культурной политики основание школ, библиотек, приобретение книг)
3 группа –церковной политики. (строительство храмов и церквей: Софиевский собор, Киево-Печерский монастырь)
Представление результатов работы групп. Заполение схемы «фишбоун» на доске- мероприятия проводимые князем, их значение
Вывод: благодаря взвешенной политике Ярослава г.Киев превратился в крупнейший мегаполис, а Русь еще более укрепила свои внутреннии позиции.
3.«Русская правда» -первый письменный сборник законов на Руси
1) БЕСЕДА:
- Назовите признаки государства.
- Все ли признаки были сформированы в 11 ст., какой важный признак отсутствует?
- Что такое закон?
- Для чего нужны законы?
- Какие законы из истории других стан вам известны?
- Как назывался обычай, которым руководствовались жители Руси? Вмешивалась ли власть в взаимоотношения жителей Руси? Чем угрожает государству такой обычай?
Вывод: В XI веке Древнерусское государство уже не могло использовать древние родовые обычаи для разрешения споров между людьми.Требовалось записать новые правила поведения и придать им силу государственного закона.
2) Работа в группах с документом «Русская правда»
Задание для групп:
1. группа – какие категории населения существовали на Руси? Чем они отличались? Что свидетельствует о зарождении феодальных отношений на Руси?
2. группа - какие наказания и за какие преступления предусматривала «Русская правда»? Были ли они одинаковыми для разных категорий населения? Какие пережитки родового строя сохранились в Древнерусском государстве?
3. группа - каково значение принятия первого письменного сборника, законов на Руси?
4.Внешняя политика
Работа с учебником. Прочитайте текст учебника.
1 группа- на контурной карте отметьте государства, с которыми князь Ярослав установил дипломатические отношения.
2. группа- на контурной карте отметьте военные походы Ярослава.
3 группа- сравнить внешнеполитическую деятельность Ярослава с политикой его отца Владимира
Представление результатов работы. Работа со схемой (дальнейшее заполнение).
Почему в отношениях с западными государствами Ярослав отдавал предпочтение не военным действиям, а заключению взаимовыгодных отношений? Чему способствовала такая политика князя?
Какой же вывод мы запишем с вами? (заполнение схемы-хвост)
Отвечаем на главный вопрос вопросу урока. Почему с именем Ярослава связывают расцвет Руси? Достоин ли князь имени Мудрый?
Y. Закрепление полученных знаний.
Познакомьтесь с высказываниями известных историков. Точка зрения какого историка вам ближе? Почему?Аргументируйте свой ответ.
С.М.Соловьев “В 1054 году умер Ярослав. Он, как видно, не заслужил такой приятной памяти в народе, как отец его; несмотря на то, и его деятельность имеет важное значение в нашей начальной истории”.
О.Субтельний «Длительное княжение Ярослава принято счиать апогеем могущества Киевской Руси».
YI. Рефлексия
Если согнуть лист бумаги, то останется след, все что оставляет след, все имеет память и бумага и тем более человек.«Жить в любви» - завещал князь Ярослав своим потомкам. Только в единстве можно достичь расывета государства. Во время правления Ярослава Русь достигла вершины своего расцвета, благодаря мудрой внутренней внешней политике князя.
Чему могли бы поучиться у Ярослава Мудрого современные политики. Свои предположения напише на листочках. И прикрепите на дерево пожеланий.
Понравился ли вам урок, что не понравилось, какие трудности испытывали?Смогли ли ответить на главные вопросы? Какие новые вопросы у вас появились?
YIІ.Домашнее задание: Оправдано ли сравнение Киева с Константинополем, а Руси – с Византией в период правления Ярослава. Подтвердите или опровергните это сравнение.