kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Школьный треугольник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Школьный треугольник: учитель-ученик-родитель»

Это треугольник, в основании которого учителя и родители, а ученик- вершина его и, чтобы на нее подняться, нужны совместные усилия учителя и родителя. Его фундамент будет прочным если в основу будет заложено взаимопонимание, сотрудничество и взаимопомощь

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Школьный треугольник"»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7 имени И.А.Кобеляцкого

п. Чульман Нерюнгринского района»






















Статья

Школьный треугольник

Кто и что стоит за этими словами?





















учителя начальных классов

Свечникова Ерина Александровна

2017


Школьный треугольник

Кто и что стоит за этими словами?

Учитель – ученик - родитель

Это треугольник, в основании которого учителя и родители, а ученик- вершина его и, чтобы на нее подняться, нужны совместные усилия учителя и родителя.

Его фундамент будет прочным, если в основу будет заложено взаимопонимание, сотрудничество и взаимопомощь. И путь ученика при этом будет намного легче.

Результаты проведенных тестов по теме: «Учитель – ученик – родитель»

Специально для педсовета мы предложили некоторым учителям и ученикам решить тест, который раскрывает основные вопросы во взаимоотношениях между педагогами и их воспитанниками. Результаты оказались неожиданными

  • Во-первых, очень радует, что на вопрос «Нравится ли тебе школа?» 50% учащихся ответили положительно, 43% воздержались от ответа, но 7% ответили отрицательно.

  • А на вопрос «Жалеешь ли ты о выборе школы?» 85% не жалеют и 15% воздержались. Следовательно, ребята привязаны к своей «школе», в ней они видят второй дом, где работают их друзья и наставники (во всяком случае, большинство).

  • Во-вторых, на вопросы связанные с отношением детей к педагогам 38% ценят работу учителей, 46% считают, что педагоги иногда их не понимают их язык, манеры, стиль, и 16% решили не раскрывать нам своего мнения.

  • В-третьих, исследуя творческое отношение детей к учёбе, наша редакция узнала, что только 48% учащихся имеют любимые предметы, готовы нестандартно подходить к работе и качественно выполняют домашнее задание, 44% часто пренебрегают своей учёбой и 8% воздержались от ответа. Значит, количество добросовестных учеников не на много превышает число «халтурщиков». Результаты говорят сами за себя, и мы можем твёрдо сказать: «Ребята, относитесь к учёбе ответственнее!».

  • Что же касается учителей, то 80% педагогов любят свою профессию, 10% считают её не самым удачным выбором жизненного пути, и 10% воз держались от ответа. Действительно, профессия учителя не самая легкая, но всё же, она одна из самых важных и нужных в нашем мире. Поэтому, мы можем сказать лишь «Спасибо» нашим дорогим учителям.


Как же достичь взаимопонимания, сотрудничества и взаимопомощи в нашем «Школьном треугольнике»?

Прежде всего, перестроиться самой, перестроить свое отношение к процессу обучения.

Для создания подобного треугольника и поддержания в нем атмосферы творчества, созидания, дружелюбия, НЕОБХОДИМО:

  • не только на личное и живое общение с учениками и их родителями (беседы, посещение на дому, через дневник, телефон и т. д.);

  • но и на развитие сотрудничества с ними во вне урочное время (различные мероприятия, соревнования, походы, экскурсии и т.д.);

  • Одной из форм сотрудничества с родителями являются тренинги. Тренинги - это возможность родителей и детей прожить несколько часов совместного общения. Тренинги как форма коррекции взаимо­отношений детей и родителей находится в ведении школьного психо­лога. Классный руководитель беседует с учащимися и их родителями и предлагает принять участие в тренинге. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Тренинговые занятия детей и их родителей позволяют по-новому строить взаимоотношения, способствуют пониманию интересов и потребнос­тей детей и требований родителей, изменяют значимость авторитета обоих родителей и каждого из них в отдельности.

  • А также с помощью интернета через различные социальные сети: Ведь не секрет, что многие учителя и родители считают дефицит свободного времени основным препятствием в поддержании постоянного общения со школой. Социальные сети помогают сделать его постоянным; благодаря им родители могут быть в курсе происходящих событий в школе, на уроках, во время внеклассных мероприятий, следить за успеваемостью и поведением ребенка, заглядывая на страничку преподавателей того или иного предмета. Сотрудничая, мы можем достичь многого.


Пример 1.

Саша - единственный ребенок в семье, ему 15 лет. Родители – и мама, и папа - имеют высшее образование. Основные тревоги родителей связаны с Сашиной Неуспеваемостью. Он часто пропускает занятия, совсем не выполняет домашние задания. Педагоги озабочены Сашиным поведением (он огрызается, грубит, лежит на парте) и часто учителя звонят родителям, призывая их повлиять на сына и предупреждая о возможных проблемах. В семье сложилась конфликтная ситуация: родители не разрешают Саше гулять и играть на компьютере, требуя выполнения уроков. Они часто посещают школу, договариваясь о пересдачах и дополнительных занятиях, проверяют Сашины тетради, домашние задания. Однако их усилия тщетны: подросток по-прежнему прогуливает учебу и получает двойки. Беседы, уговоры и угрозы ни к чему не привели.


Как выйти из такой ситуации?


Пример 2 (продолжение).

Родители Саши часто ругаются, обсуждая поведение сына. Последнее время это стало чуть ли не единственной темой их разговоров. Мама чаще заступается за сына, призывает папу быть мягче, не ругаться. Папа в ответ обвиняет мать в том, что она «разбаловала» сына, «посадила его себе на шею». Разговоры повторяются из раза в раз одни и те же. В поведении всех членов семьи уже стала очевидна закономерность: например, Саша совершает проступок (прогуливает урок, получает двойку, «забывает» помыть посуду). Далее обеспокоенная мама (которая уже внутренне готова к проблемам) ругает Сашу, стыдит, ставит условия, призывает, плачет. От этого ничего не меняется, и обессиленная мама обращается к папе. Папа тоже объясняет, ругается, стучит кулаком по столу, и, в конце концов, идет в школу и все улаживает. Устав от такого интенсивного взаимодействия, на какое-то время все успокаиваются. Мама, папа и Саша заняты своими делами. Папа тихо страдает по поводу работы, он в поиске хорошей работы, мама грустно смотрит в зеркало и бегает в спортзал, чтобы сохранить здоровье и молодость. Родители между собой почти не общаются до следующего Сашиного проступка.


Три основных закона поведения:


  • Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах

  • Любое поведение подчинено общей цели – чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни

  • Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:

  • Привлечение внимания

  • Власть

  • Месть

  • Избегание неудач


1 – 2 законы:

1. Существуют сложные и подробные объяснения «плохого» поведения: детские впечатления, бессознательные мотивы, наследственность, окружающая среда и воспитание.

  • Когда мы строим воспитание на постулате «дети выбирают поведение», мы тем самым получаем для себя возможность находить выход из многочисленных тупиковых ситуаций

2.Ученики пытаются достигнуть цели (интеллектуальную, коммуникативную, коллективную) деятельности всеми доступными им способами. Если им неизвестны или недоступны способы приемлемые, они используют то, что учитель называет «нарушение дисциплины» или «плохое поведение».

  • Как правило, на предпочтение учениками приемлемого или неприемлемого поведения влияют такие условия, как качество отношений между ним и учителем, классная атмосфера, направленная на успех или наоборот


3 – закон:

  • Привлечение внимания

Некоторые ученики выбирают «плохое» поведение, чтобы получить особое внимание учителя. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая учителю вести урок, а ребятам понимать учителя.

  • Власть

Некоторые ученики «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главным. Они пытаются установить свою власть над учителем, над всем классом. Часто они демонстрируют своим поведением «ты мне ничего не сделаешь».

  • Месть

Для некоторых учеников главной целью их присутствия в классе становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из учителей , ребят или всему классу.

  • Избегание неудач

Некоторые ученики так боятся повторить поражение, неудачу, что они предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют требованиям учителей, родителей или своим собственным, завышенным требованиям. Они мечтают, чтобы их оставили в покое и остаются в изоляции, неприступные и непробиваемые никакими методическими ухищрениями педагога

Характеристики «плохого» поведения, направленного на привлечение внимания

  • Активная форма

Такие ученики имеют свои хитрости, которые можно назвать механизмами ПВ. Они действуют беспроигрышно. Такие поступки отвлекают весь класс. Если немедленно не отреагировать, можно потерять контроль над всем классом.

  • Пассивная форма

Такие ученики редко заводят весь класс. Они не отказываются выполнять требования учителя, но делают все в темпе «в час по чайной ложке».

Исправить пассивное поведение труднее, чем активное.


Происхождение поведения ПВ

  • Родители и учителя больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо.

  • Никто не учит ребенка как просить внимания в приемлемой форме. Внимание – базовая психическая потребность.

  • Чем меньше внимания дома, тем больше вероятность поведения, направленного на ПВ в школе.


Делайте неожиданности:

  • «Выключите свет» (когда весь класс становится неуправляемым).

  • Начните говорить тихим голосом. (Когда мы начинаем говорить тише, ученики начинают прислушиваться и обращать на нас внимание, это отвлекает их от нарушения поведения.)

  • Измените ваш голос (произношение, ударение, монотонность, тон).

  • «Говорите со стеной» (5-7 класс). Если нарушают 1-2 человека: «Уважаемая стена, ты не поверишь, как мне надоели эти дети, они постоянно кидаются бумажками, помоги мне их утихомирить», поворачиваясь к стене.

  • Временно прекратите урок.

Характеристика властолюбивого поведения

Властолюбивые ученики постоянно «задевают» учителя, бросают ему вызов. С помощью слов и действий они как бы атакуют нас, иногда устраивают сцены с помощью различных тактик: медлительности, недоделанной работы, шума; когда их о чем-то просят, могут бормотать ругательства и т.п. Они могут просто не считаться с нашими требованиями или соглашаться сделать что-либо, но с явной обидой. Властолюбцы не действуют без зрителей, им нужны свидетели их власти.

Формы:

  • Активная форма

Вспышки негодования, которые нужны для манипулирования взрослыми и для достижения своих требований. Словесное негодование (более старшие ученики): неуважительно, вызывающе отвечают учителю на задание что-либо сделать, хамят. (Например: активные и яркие ученики хамят, разговаривают в вежливой, дружеской манере, но предлагают нелогичные обоснования своего невыполнения вашего задания: «Можно я не буду делать задание, уже мало времени осталось».)

  • Пассивная форма

Ученики не демонстрируют явную конфронтацию, не говорят много. ВП проявляется в тихом непослушании. Они нам улыбаются, говорят то, что мы хотим услышать, а затем делают то, что хотят.

Маски:

  • Лень («Я не выполнил домашнее задание, так как очень ленив, но я хотел его сделать, я буду бороться с нею»)

  • Плохое внимание (кажутся невнимательными)

  • Плохая память («Забыл сделать домашнее задание»)

  • Плохой слух (Слышат, но решают не отвечать)


Характеристики мстительного поведения

Эти ученики всегда готовы провоцировать учителя. Их можно распознать даже по речи, которая полна таких эпитетов в адрес другого: злой, подлый, жестокий… Ученик мстит за нанесенные ему обиды реальные или воображаемые. Такое поведение часто является следствием детского властолюбия, на которое учитель ответил применением силы. Месть ученика не всегда начинается с явной обиды, нанесенной учителем намеренно. Она может быть спровоцирована учителем совершенно случайно.

Насилие в школе существует потому, что его много за стенами школ. Повсюду преступность растет. Особенно много насилия на экранах телевизора, на улицах города. Редко дети могут увидеть образцы такого поведения, при котором гнев, обида переживаются приемлемым способом. Обычная модель – это ответный удар.


Вера в «Успех»

  1. Подчеркивайте любые улучшения.

  2. Объявляйте о любом вкладе

  3. ученика в решение задачи.

  4. Раскрывайте сильные стороны своих учеников

  5. Демонстрируйте веру в учеников

  6. Признавайте трудность ваших заданий.

  7. Устанавливайте ограничения во времени на выполнение задания.

Получая признание от своего учителя, ученики начинают чувствовать, что могут успешно взаимодействовать с ним, вносить свой вклад в классный коллектив.


Признание достижений:

  • Используйте аплодисменты.

  • Звезды и наклейки

  • Награды и медали

  • Выставки

  • «Положительная изоляция»

  • Самоодобрение.


Выводы

Правы те педагоги, которые поддерживают родителей, поощряют их к поиску новых форм взаимодействия с обучающимися, а не возвращают родителей к старым способам контроля и даже диктата. Которые ищут и находят ресурсы семьи, позволяющие пережить взросление ребенка и перейти из статуса «родители младшего школьника» в статус «родители подростка», помогают найти ресурсы подростка и дать им развиться. Которые понимают переживания родителей и могут тактично посоветовать или даже организовать встречу с квалифицированным семейным психологом, если проблема выходит за рамки неуспеваемости и затрагивает другие области семейной жизни.

На сайте можно поместить методический материал, печатные работы из различных журналов по предмету, разработки уроков, требования к предмету с точки зрения новых стандартов, разработки уроков коллег, фото и видео материалы с уроков, творческие работы, презентации, стенгазеты, аудиодиалоги учащихся. Все это делает страничку привлекательной для родителей и их детей. Ведь ученикам хочется всегда поделиться тем, что они делают в школе, своими успехами и достижениями. Они любят показывать родителям и другим членам своей семьи фотографии, видеоролики с уроков. А потом делятся своими впечатлениями о просмотренных материалах на уроках со мной. Так осуществляется наше тесное сотрудничество.

На страничке родители могут ознакомиться с внеклассными мероприятиями, проводимыми во время недели. Если у них возникают какие-то вопросы, они имеют возможность лично обратиться ко мне через электронную почту (взять адреса электронной почты родителей, детей).

Хочу привести, на мой взгляд, интересный пример такого тесного сотрудничества, который приведёт многих учеников к победе во Всероссийских олимпиадах. Сами дети не горят особым желанием участвовать в олимпиадах по предмету. Но мы видим их неординарные способности и нам необходимо их в этом, убедить. Затем выйти на родителей и поддерживать постоянную связь с ними, убеждая их в способностях детей. Плоды совместных усилий приведут к положительным результатам.

Любой ученик может проходить тестирование разного уровня, помогающее ему в ликвидации пробелов в знаниях, проверке своего уровня по предметам.

Для старшеклассников разместить планы элективных курсов и тренировочные демонстрационные материалы по ГИА и ЕГЭ.

Но кроме учебной литературы, планов, тестов, демоверсий, есть статьи «Советы психолога», «Советы учителям».

На сайте родители и ученики могут ознакомиться с мероприятиями района, города, репортажами с форумов, круглых столов, конференций, семинаров.

Такое интерактивное общение добавляет в процесс обучения новые краски, позволяет решить многие проблемы, обойти острые углы в отношениях с учениками и их родителями. Этот сайт будет создан для того, чтобы стимулировать развитие и творчество учеников.


Существуют различные модели общения:

  • диктаторская («Монблан») – сторонники отстраняются друг от друга. Следствие - безынициативность, пассивность.

  • неконтактная («Китайская стена») – сторонники устанавливают дистанцию между собой и учащимися:

  • дифференцированное внимание («Локатор») - отсутствие целостной и непрерывной системы общения; фрагментарность и ситуативность взаимодействия.

  • авторитарная («Я сам») - устраняется личная инициатива сторонников, ждут требований и инструкций и в результате не готовы к творчеству.

  • сотрудничество «Сова» - участники конфликтной ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Это стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношение.

  • активное взаимодействие («Союз») – участники постоянно находятся в диалоге, держатся в мажорном настроении, поощряют инициативу друг друга. Следствие - преобладание стиля дружеского взаимодействия, совместное решение возникающих проблем.

Использование модели сотрудничество «Сова», взаимодействие «Союз», новой среды для общения формирует у ученика новые способности, позволяет лучше организовать учебный процесс, значит, и отдача от них будет больше.

Если будет взаимопонимание, сотрудничество и взаимопомощь в нашем треугольнике, то на выходе из школы мы получим полноценного, умного, самостоятельно - ориентирующегося в этом мире ребенка, вернее сказать, уже взрослого человека, умеющего принимать самостоятельные решения в конкретной ситуации.


Рекомендации для формирования

сотрудничества «Школьного треугольника»

1. Поделитесь с классным руководителем основными принципами воспитания вашего ребенка в семье, поинтересуйтесь взглядами педагога на воспитательный процесс. Это поможет вам сформировать единую воспитательную среду для ребенка. Но имейте в виду, что учитель не может строить свою работу, выполняя все пожелания каждого из родителей.

2. Не стесняйтесь задавать вопросы педагогу, уточняйте, если не уверены, что правильно его поняли. Порой бывает, что люди, говоря вроде бы на одном языке, по-разному определяют для себя смысл одних и тех же слов. Чтобы избежать недоразумений и неясностей, можно переспросить собеседника: «Правильно ли я понимаю, что вы имеете в виду то-то и то-то?»

3. Конструктивно принимайте критику в адрес своего ребенка или себя: в ней всегда могут быть моменты, которые стоит принять к сведению. Если же обвинение затрагивает личность ребенка и кажется вам несправедливым, не бойтесь высказать свою позицию, но контролируйте свои эмоции: тон должен оставаться спокойным.

4. Если у ребенка возникли проблемы с учебой или поведением в школе, не рассчитывайте, что учитель решит их сам. Решать эти проблемы придется, в первую очередь, вам с ребенком, в идеальном варианте выработав совместный план действий с педагогом. В конфликтной ситуации обязательно выслушайте обе стороны, прежде чем принимать какие - то меры.

5. Относитесь с уважением к педагогу, не говорите в резких выражениях об ошибках педагогов в присутствии ребенка. Это подрывает авторитет учителя и может способствовать формированию пренебрежительного отношения к педагогу со стороны ребенка. Однако это не означает, что ребенок должен думать, что педагоги никогда не ошибаются.

6. Посещайте почаще школу. Имеются в виду не только родительские собрания, но и оказание посильной помощи: украшение класса перед новым годом, организация экскурсии или пикника. Это повысит ваш авторитет и в глазах учителя, и в глазах собственного ребенка. И конечно, не стоит забывать о простом человеческом внимании, каких-то теплых словах благодарности педагогу, которые совсем не обязательно должны быть приурочены ко Дню учителя или к 8 Марта.


Рефлексия:

Наш «Школьный треугольник» имеет острые углы и чтобы наши отношения строились только на взаимопонимании, разбавим их другими фигурами:

7. Использовать демократический стиль. Для Вас с демократичным стилем характерно стремление к опоре на мнение своих подопечных, к учету их интересов, желаний и особенностей, к тактичному и корректному решению с ними всех возникающих вопросов и противоречий.

8. «Школьному треугольнику» использовать Модель активного взаимодействия («Союз»), сотрудничество «Сова»

9. Создать сайт, на котором будет общение «Школьного треугольника», через электронную почту.


Глоссарий

  • ОБЩЕНИЕ – это взаимодействие людей, процесс образования и функционирования их взаимоотношений.


  • Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его. Оно направленно на создание благоприятного психологического климата, а также на создание условий для субъект- субъектного взаимодействия со своими учениками и их родителями;


  • Тренинги - это возможность родителей и детей прожить несколько часов совместного общения.


  • Эмпатия (сопереживание)


  • Взаимодействие – взаимное понимание и согласие, взаимная поддержка, взаимная связь явлений.


  • Взаимопомощь - ты мне — я тебе, круговая порука, рука руку моет, взаимовыручка, помощь


  • Сотрудничество – совместные действия, участие в каком – либо деле.


  • Конфликт это опасение хотя бы одной стороны, что её интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона. Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упрёки и оскорбления.


  • Инцидент - это действие или совокупность действий участников конфликта, провоцирующие резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Школьный треугольник"

Автор: Свечникова Ерина Александровна

Дата: 16.09.2017

Номер свидетельства: 428359

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Проблема воспитания интереса к классической музыке  в младшем школьном возрасте "
    ["seo_title"] => string(89) "probliema-vospitaniia-intieriesa-k-klassichieskoi-muzykie-v-mladshiem-shkol-nom-vozrastie"
    ["file_id"] => string(6) "187911"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426597317"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока на тему "Площадь треугольника" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-na-tiemu-ploshchad-trieughol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "142592"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418317610"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Задания школьного этапа  олимпиады школьников  по математике.   9 класс"
    ["seo_title"] => string(72) "zadaniia-shkol-nogho-etapa-olimpiady-shkol-nikov-po-matiematikie-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "263607"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449577210"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока "Применение признаков равенства треугольников при решении задач" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-primienieniie-priznakov-ravienstva-trieughol-nikov-pri-rieshienii-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "102536"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402512525"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока геометрии по теме "Построение треугольника по трем элементам" с презентацией "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-ghieomietrii-po-tiemie-postroieniie-trieughol-nika-po-triem-eliemientam-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "122600"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414307092"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства