Проблема воспитания интереса к классической музыке в младшем школьном возрасте
Проблема воспитания интереса к классической музыке в младшем школьном возрасте
Проблема воспитания интереса к классической музыке
в младшем школьном возрасте
В отечественной музыкальной педагогике задача воспитания интереса к музыке является одной из значимых. Переход к личностно-ориентированной модели воспитания предполагает качественное улучшение музыкального воспитания, обновление его содержания. Во многих программах младшего школьного образования подчеркивается необходимость формирования ценностного отношения к окружающему миру средствами музыкального искусства. Главными задачами учителя являются: не погаси искру, не помешай творчеству, помоги, пожертвуй, если надо, и инструкциями ради смысла.
Младшие школьники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой является развитие интереса к музыке, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявлять себя в этой сфере. У детей младшего школьного возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают своё пение и пение товарищей. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определять характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, у них укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация. Все это необходимо учитывать при планировании занятий.
В работе над дыханием, напевностью, протяжностью звука помогут русская народная песня «У кота Воркота», «Вальс» Е.Тиличеевой; в распевке двух звуков на один слог «Дождик, лей на крылечко» русская народная песня – закличка. А перед разучиванием песен в быстром темпе хорошо использовать песенки «Лошадки» Ф.Лещинской, «Ехали» А.Филиппенко, где требуется отчётливое произношение слов при лёгком подвижном звучании.
В работе с детьми данного возраста удобные народные песни, такие как «Ходила младёшенька», «В сыром бору тропинка», «Во кузнице», а так же авторские песни «Летние цветы» Е.Тиличеевой, «Будет горка во дворе» Т.Потапенко. Исполнение их а капелла способствует формированию у детей более устойчивого ладотонального слуха. Характерным в этой работе является следующий приём: педагог играет музыкальное вступление, дети начинают петь (без музыкального сопровождения), если ошибаются, нечисто интонируют, педагог поддерживает их голосом, а с концом песни играет заключение или последнюю фразу, проверяя точность попадания в тональность. Такая работа приучает детей слушать себя, своих товарищей, оценивать качество исполнения. Кроме того, у них развивается устойчивый навык правильного, точного интонирования в самостоятельной музыкальной деятельности.
Педагогу надо стремиться раскрыть художественный образ песни, добиться того, чтобы он дошёл до каждого ребёнка, увлёк его. Эмоционально исполненная песня – это залог того, что дети полюбят её, будут петь охотно и выразительно. Именно чистое интонирование и правдивое исполнение произведения способствуют эмоциональному восприятию песни, формированию у детей музыкально – эстетических эмоций.
Перед разучиванием песни необходимо провести краткую беседу. Это поможет ребятам осознать содержание, вызвать определённое эмоциональное отношение к песне. Можно подобрать пословицы, потешки, поговорки, которые более глубоко раскроют содержание и смысл песни. После них дети поют более выразительно. Педагог поёт им песни, которые затем они поют сами, играет небольшие песни – пьесы, учит разбираться в характере прослушанной музыки, стремится к тому, чтобы дети запоминали названия инструментальных пьес и их композиторов, отличали бы одну пьесу от другой. Наибольшее внимание и интерес вызывают произведения, обладающие элементами изобразительного характера, а также музыка на определённый сюжет: сказки, детские оперы, где поют и действуют знакомые детям персонажи. Большое впечатление производит на детей мелодия или отрывок пьесы, сыгранные в ином темпе, регистре, характере, чем они её привыкли слушать. Они узнают, какое значение имеет высотность, темп, характер произведения. Педагог отвечает за первые впечатления, которые дети получают от музыки и это заставляет его постоянно заботиться о качестве исполнения. Вот несколько примеров по работе над слушанием музыки.
Пример 1. Английская народная песенка «Поезд». Дети слушают английскую народную песню – марш в фортепианном звучании.
«Что это, песня или марш?» – Спрашивает педагог. Выслушав ответы детей, он объясняет им, что это песня. Бодрым характером напоминает марш. Под эту песню можно маршировать, но сначала мы споём её и сыграем на ударных инструментах. Ударять палочками надо на каждую четверть, на последние два такта вступают бубны, и дети выполняют ритмический рисунок с триолами. Играя на инструментах, можно одновременно маршировать по кругу. При исполнении двух последних тактов надо шагать вместе – на одном месте.
Пример 2. П.И.Чайковский «Танец из балета «Спящая красавица» В музыке этого танца чётко выражена смена регистров. После прослушивания педагог предлагает детям сыграть первую часть танца на треугольнике, а вторую в более низком регистре – на бубнах. Он объясняет им, что четыре быстрые ноты (шестнадцатые) в начале каждого построения исполнять не надо, они являются как бы вступлением к каждой фразе.
Пример 3. Ф, Шуберт «Менуэт Трио». В этом отрывке все фразы (кроме последней) оканчиваются на звуках в высоком регистре. Во время исполнения педагог вместе с детьми говорит « динь – дон». Затем эти слова заменяются ударами треугольника. Следует обратить внимание детей на то, что последней фразе нет высоких звуков и поэтому говорить «динь – дон» и звенеть в треугольники не надо.
Пример 4. И.С.Бах. «Шутка» из оркестровой сюиты № 2. Педагог играет детям «Шутку» Баха и беседует с ними о динамических оттенках.
Forte – значит громко, а piano – тихо, объясняет он. В этой пьесе часто меняются оттенки, то piano, то forte, а в конце crescend. Прослушав пьесу несколько раз, дети должны затем исполнить её на ударных инструментах. Тот, кто прохлопает правильно самую трудную фразу, - говорит педагог, - получит треугольник; она повторяется два раза (такты 6 - 12). Остальные будут играть на палочках и бубнах. Педагог объясняет детям Forte (четыре громких удара в бубны) сменяются внезапными звуками piano (шестнадцатые длительности исполняемые палочками). Опять слышны бубны, за ними соло треугольника. Crescendo палочки (с середины 12 такта), к ним присоединяются бубны (такты 14), а на последних трёх нотах – треугольник.
Пример 5. Л.Бетховен «Немецкий танец» - звучит отрывисто, легко, весело. Что вы слышите в этом произведении? – спрашивает педагог и играет отдельные мотивы с форшлагами. – Мне кажется, что это чирикает птичка! Педагог повторяет первую часть трио (сначала без форшлагов, а потом с ними) В дальнейшем мотивы с форшлагами могут явиться материалом для подбора.
Под эту музыку удобно двигаться. 1 часть – лёгкий и отрывистый бег в правую сторону по кругу (такты 1-4) Поворот и бег в другую сторону (такты 5-8) Вся часть повторяется. 2 часть – шаг правой в сторону, левая нога приставляется, приседание – такты (11,12) Каждый кружится вокруг себя (такты 13-16) Вся вторая часть повторяется.
Используемая литература
1.Бочкарева О.В. Принцип активно-личностного постижения музыкальных произведений в художественно-педагогическом диалоге // Интеграция образования. -2007.
2.«Играем - танцуем» (выпуски 5-6).- Москва, «Композитор», 2010 г.
3.Д.Б. Кабалевский «Программа Музыка» 1 – 8 класс. - Москва, 1992 г.
4.Н.Т.Кононова «Музыкально –дидактические игры для дошкольников».- Москва, «Просвещение», 2012 г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблема воспитания интереса к классической музыке в младшем школьном возрасте »
Проблема воспитания интереса к классической музыке
в младшем школьном возрасте
В отечественной музыкальной педагогике задача воспитания интереса к музыке является одной из значимых. Переход к личностно-ориентированной модели воспитания предполагает качественное улучшение музыкального воспитания, обновление его содержания. Во многих программах младшего школьного образования подчеркивается необходимость формирования ценностного отношения к окружающему миру средствами музыкального искусства. Главными задачами учителя являются: не погаси искру, не помешай творчеству, помоги, пожертвуй, если надо, и инструкциями ради смысла.
Младшие школьники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой является развитие интереса к музыке, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявлять себя в этой сфере. У детей младшего школьного возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают своё пение и пение товарищей. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определять характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, у них укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация. Все это необходимо учитывать при планировании занятий.
В работе над дыханием, напевностью, протяжностью звука помогут русская народная песня «У кота Воркота», «Вальс» Е.Тиличеевой; в распевке двух звуков на один слог «Дождик, лей на крылечко» русская народная песня – закличка. А перед разучиванием песен в быстром темпе хорошо использовать песенки «Лошадки» Ф.Лещинской, «Ехали» А.Филиппенко, где требуется отчётливое произношение слов при лёгком подвижном звучании.
В работе с детьми данного возраста удобные народные песни, такие как «Ходила младёшенька», «В сыром бору тропинка», «Во кузнице», а так же авторские песни «Летние цветы» Е.Тиличеевой, «Будет горка во дворе» Т.Потапенко. Исполнение их а капелла способствует формированию у детей более устойчивого ладотонального слуха. Характерным в этой работе является следующий приём: педагог играет музыкальное вступление, дети начинают петь (без музыкального сопровождения), если ошибаются, нечисто интонируют, педагог поддерживает их голосом, а с концом песни играет заключение или последнюю фразу, проверяя точность попадания в тональность. Такая работа приучает детей слушать себя, своих товарищей, оценивать качество исполнения. Кроме того, у них развивается устойчивый навык правильного, точного интонирования в самостоятельной музыкальной деятельности.
Педагогу надо стремиться раскрыть художественный образ песни, добиться того, чтобы он дошёл до каждого ребёнка, увлёк его. Эмоционально исполненная песня – это залог того, что дети полюбят её, будут петь охотно и выразительно. Именно чистое интонирование и правдивое исполнение произведения способствуют эмоциональному восприятию песни, формированию у детей музыкально – эстетических эмоций.
Перед разучиванием песни необходимо провести краткую беседу. Это поможет ребятам осознать содержание, вызвать определённое эмоциональное отношение к песне. Можно подобрать пословицы, потешки, поговорки, которые более глубоко раскроют содержание и смысл песни. После них дети поют более выразительно. Педагог поёт им песни, которые затем они поют сами, играет небольшие песни – пьесы, учит разбираться в характере прослушанной музыки, стремится к тому, чтобы дети запоминали названия инструментальных пьес и их композиторов, отличали бы одну пьесу от другой. Наибольшее внимание и интерес вызывают произведения, обладающие элементами изобразительного характера, а также музыка на определённый сюжет: сказки, детские оперы, где поют и действуют знакомые детям персонажи. Большое впечатление производит на детей мелодия или отрывок пьесы, сыгранные в ином темпе, регистре, характере, чем они её привыкли слушать. Они узнают, какое значение имеет высотность, темп, характер произведения. Педагог отвечает за первые впечатления, которые дети получают от музыки и это заставляет его постоянно заботиться о качестве исполнения. Вот несколько примеров по работе над слушанием музыки.
Пример 1. Английская народная песенка «Поезд». Дети слушают английскую народную песню – марш в фортепианном звучании.
«Что это, песня или марш?» – Спрашивает педагог. Выслушав ответы детей, он объясняет им, что это песня. Бодрым характером напоминает марш. Под эту песню можно маршировать, но сначала мы споём её и сыграем на ударных инструментах. Ударять палочками надо на каждую четверть, на последние два такта вступают бубны, и дети выполняют ритмический рисунок с триолами. Играя на инструментах, можно одновременно маршировать по кругу. При исполнении двух последних тактов надо шагать вместе – на одном месте.
Пример 2. П.И.Чайковский «Танец из балета «Спящая красавица» В музыке этого танца чётко выражена смена регистров. После прослушивания педагог предлагает детям сыграть первую часть танца на треугольнике, а вторую в более низком регистре – на бубнах. Он объясняет им, что четыре быстрые ноты (шестнадцатые) в начале каждого построения исполнять не надо, они являются как бы вступлением к каждой фразе.
Пример 3. Ф, Шуберт «Менуэт Трио». В этом отрывке все фразы (кроме последней) оканчиваются на звуках в высоком регистре. Во время исполнения педагог вместе с детьми говорит « динь – дон». Затем эти слова заменяются ударами треугольника. Следует обратить внимание детей на то, что последней фразе нет высоких звуков и поэтому говорить «динь – дон» и звенеть в треугольники не надо.
Пример 4. И.С.Бах. «Шутка» из оркестровой сюиты № 2. Педагог играет детям «Шутку» Баха и беседует с ними о динамических оттенках.
Forte – значит громко, а piano – тихо, объясняет он. В этой пьесе часто меняются оттенки, то piano, то forte, а в конце crescend. Прослушав пьесу несколько раз, дети должны затем исполнить её на ударных инструментах. Тот, кто прохлопает правильно самую трудную фразу, - говорит педагог, - получит треугольник; она повторяется два раза (такты 6 - 12). Остальные будут играть на палочках и бубнах. Педагог объясняет детям Forte (четыре громких удара в бубны) сменяются внезапными звуками piano (шестнадцатые длительности исполняемые палочками). Опять слышны бубны, за ними соло треугольника. Crescendo палочки (с середины 12 такта), к ним присоединяются бубны (такты 14), а на последних трёх нотах – треугольник.
Пример 5. Л.Бетховен «Немецкий танец» - звучит отрывисто, легко, весело. Что вы слышите в этом произведении? – спрашивает педагог и играет отдельные мотивы с форшлагами. – Мне кажется, что это чирикает птичка! Педагог повторяет первую часть трио (сначала без форшлагов, а потом с ними) В дальнейшем мотивы с форшлагами могут явиться материалом для подбора.
Под эту музыку удобно двигаться. 1 часть – лёгкий и отрывистый бег в правую сторону по кругу (такты 1-4) Поворот и бег в другую сторону (такты 5-8) Вся часть повторяется. 2 часть – шаг правой в сторону, левая нога приставляется, приседание – такты (11,12) Каждый кружится вокруг себя (такты 13-16) Вся вторая часть повторяется.
Используемая литература
1.Бочкарева О.В. Принцип активно-личностного постижения музыкальных произведений в художественно-педагогическом диалоге // Интеграция образования. -2007.
2.«Играем - танцуем» (выпуски 5-6).- Москва, «Композитор», 2010 г.
3.Д.Б. Кабалевский «Программа Музыка» 1 – 8 класс. - Москва, 1992 г.
4.Н.Т.Кононова «Музыкально –дидактические игры для дошкольников».- Москва, «Просвещение», 2012 г.