повысить мотивацию педагогов к овладению разными приемами рефлексивной деятельностью учащихся
Прием «Наши ожидания»...
Графическиеформы представления
приёмов рефлексии
Оценим свои знания по теме
1 группа:
2 группа:
3 группа:
Техника «График»
Техника «График»
Техника «Шкалирование»: прием «Линия»
Техника «Шкалирование»: прием «Линия»
Техника «Шкалирование»: приём «Лестница»
Техника «Шкалирование»: приём «Лестница»
4
1.
Познакомиться с понятием «рефлексия»
Познакомиться с понятием «рефлексия»
2.
Дать представление о классификации рефлексии
Дать представление о классификации рефлексии
3.
Показать конкретные варианты проведения рефлексии на учебных занятиях
Показать конкретные варианты проведения рефлексии на учебных занятиях
Задачи мастерской:
4
???Вопросы:
Как сделать занятие живым интересным и полезным?
Как сохранить интерес?
Как сделать процесс обучения таким, чтобы обучающийся ежедневно мог сказать, что сегодня узнал много нового и полезного?
Как сделать так, чтобы обучающиеся соответствовали современным реалиям времени, были готовы решать проблемы, вопросы своего времени?
5
Задание
Назвать ассоциации
с термином «рефлексия»
Слово «рефлексия»
происходит от латинского reflexio –
обращение назад
5
Прием «Кейс открытий»
По ходу теоретической части мастер-класса наполнять кейс идеями.
Фиксировать все открытия, которые сделаете.
5
Рефлексия
интегральный психический процесс, который проявляется в способности размышлять над содержанием сознания другого человека и размышлять над содержанием собственного сознания, хода и результата собственной деятельности.
Рефлексия в деятельности –
это процесс мысленного анализа какой-либо проблемы, затруднения или успеха, в результате которого возникает осмысление сущности проблемы или затруднения, рождаются новые перспективы их разрешения.
5
Само-познание
Само-анализ
Само-наблюдение
Само-контроль
Рефлексивные умения
Само-сознание
Само-коррекция
Структура урока по ФГОС:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
«Кейс открытий»
Сделать рефлексию одним из компонентов содержания образования
Учителю самому владеть техниками организации понимания и введения в рефлексивную позицию
Предоставлять возможность учащимся активно действовать в каждой конкретной ситуации, а затем осознавать свои действия
Постоянно использовать специальные средства для организации учебного процесса
Функции рефлексии
диагностическая
проектировочная
организаторская
коммуникативная
смыслотворческая
мотивационная
коррекционная
13
Рефлексивные умения
Осознание и усвоение учеником способов образовательной деятельности
Деятельностное содержание образования
14
«Я учусь
и рефлексирую,
значит я – мыслю»
Техники эмоционального состояния
Невербальные техники
Вербальные техники
« + »
« - »
« - »
« + »
Не все могут высказаться искренне
Живое, непринуждён-ное общение, проговаривание своих эмоций
Отсутствие живого общения
Каждый может смело выразить своё мнение.
Проводятся намного красочнее
14
Рефлексия эмоционального состояния и обратной связи
Классификация рефлексии
Рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия деятельности
Рефлексия настроения
и эмоционального состояния
понравилось / не понравилось
интересно / скучно
было весело / грустно
Рефлексия деятельности
«Три М»
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Рефлексия содержания материала
Понятие
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Рефлексия как способ обратной связи
Вопросы
Все ли вам было понятно в течение урока?
Какая часть урока показалась самой интересной?
Какая часть урока вызвала затруднение?
Какое у вас настроение после урока?
«Комплимент-похвала»
«Комплимент деловым качествам»
«Комплимент в чувствах»
На каком этапе урока можно использовать данную рефлексию?
очень
интересный
прием
неплохой вариант
прием мне
не понравился
Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое
продвижение ученика вперёд и поддержать его успех
Прием «Открытия для будущей
планируемой деятельности»
Проанализируйте:
Благодаря чему вам это удалось?
Дайте оценку сделанному открытию с позиции его важности:
а) для вас;
б) для учеников.
Рефлексивный, думающий учительориентируется не только на программные требования, подбирая материал к уроку, но оценивает его содержание как бы глазами своего ученика, предвосхищая его отношение к преподаваемому содержанию, предугадывая трудности его усвоения, возможные неудачи и ошибки в учении