Проектная исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
Проектная исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
Творческая работа.
«Проектная исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.» В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывают недостаточны для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого нужны ключевые компетенции и возможности овладения ими. Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Это и стало основополагающей идеей моей темы по самообразованию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС. »
Творческая работа.
«Проектная исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.»
Автор: Степанова Валентина Вячеславовна
учитель биологии МБОУ «ООШ с. Большая Осиновка
Аткарского муниципального района
Саратовской области»,
СОДЕРЖАНИЕ.
І. Введение ------------------------------------------------------------------------ с.3
II. Проектная исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС------------------------------------------------------------------------------------ с.4-9
2.1. Место проектной исследовательской деятельности в реализации ФГОС нового поколения. -------------------------------------------- с.4
2.2. Умения, формируемые у учащихся посредством проектной деятельности. ------------------------------------------------------------------------- с.5-6
2.3. Диагностика собственного опыта. ------------------------------------------ с.7-9
В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывают недостаточны для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого нужны ключевые компетенции и возможности овладения ими. Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Это и стало основополагающей идеей моей темы по самообразованию.
Цель работы:
Развитие способностей учащихся на основе формирования устойчивого интереса к проектной и исследовательской деятельности.
Задачи:
Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Актуальность:
Технология проектов и исследований направлена на повышение компетентности школьников в предметной области и на создание или исследование продукта, имеющего значимость для других.
Проблема:
Ученики не владеют навыками самостоятельной работы, затрудняются работать с информацией;
Не готовы к решению проблем в нестандартных ситуациях, снижается интерес к знаниям;
Снижение интеллектуального, духовного и творческого уровней.
Преимущества:
Формирование УУД
Возможность самостоятельного успешного усвоения знаний
Формирование умений учиться.
II. Проектная исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
2.1.Место проектной и исследовательской деятельности в реализации ФГОС
нового поколения.
Исследовательская деятельность учащихся прописана в Стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Согласно ФГОС, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.
Рассматривая особенности проектной деятельности и ее применение на уроках биологии, необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения. 1.Основное отличие нового Стандарта заключается в изменении результатов, которые мы должны получить на выходе - планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты. 2.Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД). 3.Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно - деятельностный подход;
Проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу. Целью проекта являются повышение стимулирования самостоятельности учащихся, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода при отборе заданий, обучение сотрудничеству участников учебного процесса, формирование устойчивых мотивов деятельности школьников, ускорение процесса усвоения комплекса знаний и умений, в котором важную роль играет саморегуляция учащихся, целенаправленное обучение детей приёмам самоконтроля, выработке ответственного отношения к учению.
Проект даёт возможность опосредованно воздействовать на развитие и обучение детей с особыми познавательными потребностями, путём проведения в рамках проекта консультативной работы с учителем - предметником. Тем самым учебный процесс строится в виде познавательного диалога учителя и учащихся, в ходе которого учитель постоянно побуждает учеников к самостоятельным выводам, к защите полученных результатов, к критике ошибочных утверждений и умозаключений.
2.2.Умения, формируемые у учащихся посредством проектной деятельности.
Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата. Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы. Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения.
1.Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний. - умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2.Поисковые (исследовательские) умения:
-умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; - умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; -умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); -умение находить несколько вариантов решения проблемы; -умение выдвигать гипотезы; -умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве: -умение коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; - умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; - навыки делового партнерского общения; - умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения: - умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в
диалог, задавать вопросы и т.д.; -умение вести дискуссию; -умение отстаивать свою точку зрения; -умение находить компромисс; навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6.Презентационные умения и навыки: -навыки монологической речи; -умение уверенно держать себя во время выступления; -артистические умения; -умение использовать различные средства наглядности при выступлении; -умение отвечать на незапланированные вопросы.
Развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся. В процессе проектной деятельности происходит повышение стимулирования самостоятельности учащихся, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода при отборе заданий, обучение сотрудничеству участников учебного процесса, формирование устойчивых мотивов деятельности школьников, ускорение процесса усвоения комплекса знаний и умений, в котором важную роль играет саморегуляция учащихся, целенаправленное обучение детей приёмам самоконтроля, выработке ответственного отношения к учению.
Этапы формирования навыков исследовательской деятельности.
1 ступень 5-6 класс:
Знакомство с видами проектов и исследовательских работ.
Изучения алгоритма при реализации проектов или проведении исследовательских работ.
Мини-исследования и мини-проекты.
2 ступень 7-8 класс:
Апробация и реализация интегрированных проектов.
3 ступень:
9-11 класс: долгосрочные проекты и исследовательские работы.
Проект даёт возможность опосредованно воздействовать на развитие и обучение детей с особыми познавательными потребностями, путём проведения в рамках проекта консультативной работы с учителями предметниками. Тем самым учебный процесс строится в виде познавательного диалога учителя и учащихся, в ходе которого учитель постоянно побуждает учеников к самостоятельным выводам, к защите полученных результатов, к критике ошибочных утверждений и умозаключений.
2.3.Диагностика собственного опыта.
В своей работе я использую проектную деятельность при обучении биологии. Считаю, что с точки зрения учащегося учебный проект: это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.Участвуя в проектной деятельности, ребята получают навык сбора и обработки информации, исследовательской деятельности, постановки проблемы и поиска путей ее разрешения, представления полученных результатов деятельности.Таким образом, проектная технология позволяет мне осуществлять компетентностный подход, формирование информационной, коммуникативной компетентностей, и компетентности разрешения проблем.
Классно-урочная деятельность. Организую работу учащихся над разными проектами: индивидуальными и групповыми, предметными и межпредметными, творческими. Проекты провожу как краткосрочные, так и долгосрочные. Метод проектов применяю при изучении некоторых тем.
Данную технологию применяю почти во всех курсах изучения биологии:
В курсе «Биология. Растения. 6 класс» - создание модели цветка; вегетативное размножение: посадка, уход, наблюдение за развитием комнатного растения; наблюдение за изменением абиотических факторов природы по сезонам и оформление дневника наблюдений; летние задания: сбор растений, исследование их морфологических особенностей и местообитания, оформление гербария.Дети особенно интересуются исследовательской деятельностью, связанной с использованием микроскопа.Составляя рабочую программу, я включаю дополнительные ознакомительные практические и лабораторные работы, которые не требуют обязательного оценивания, но зато повышают интерес к предмету.Учебный краткосрочный проект «Царство Грибов». Тема данного учебного проекта соответствует изучаемому разделу, поэтому проект полностью ориентирован на учебную программу и учебный план.
В курсе «Биология. Животные. 7 класс» - вместе с учащимися делаем презентации к некоторым урокам. Они включают иллюстрации животных, занимательные факты из жизни животных, проблемные вопросы и познавательные задачи. Например – «По страницам Красной книги», «Сказочный мир бабочек», «Подводный мир» и др. Данные проекты помогают формировать у учащихся познавательный интерес к биологии. В курсе «Анатомия и физиология человека. 8 класс» - создание модели Дондерса; проект «Изучение влияния внешних факторов на формирование осанки школьников»; создание мультимедийных презентаций по теме «Профилактика болезней человека», «Влияние физических нагрузок на работу сердечно-сосудистой системы», «Дыхательные движения» и другие. На самом обычном уроке можно постоянно что-то исследовать или создавать какой-нибудь проект. Например, когда проходим тему «Химический состав клетки» работая с источником информации (учебником и дополнительной литературой) учащиеся создают свой мини проект на листе «Важнейшие микроэлементы», находят и записывают информацию, суточная потребность в данном микроэлементе, какие заболевания вызывает недостаток, в каких продуктах содержится, и т.п. Здесь же в конце урока идёт защита проекта. Оценивают сами учащиеся. В 8 классе мы проводим мини-исследования. Учащиеся измеряют свой рост утром и вечером, определяют разницу показателей, выдвигают гипотезу, делают выводы. При прохождении темы «Анализатор вкуса» сами определяют на языке зоны чувствительности сладкого, солёного, кислого.
Считаю, что гораздо больше возможностей для этого имеется во внеурочной деятельности. Например, социальная проектная деятельность:
- «Волновой метод». Организация проекта начинается на уроке, затем в реализацию проекта включается как можно больше участников, заинтересованных в решении проблемы. Например: социально - значимый проект «Встречаем пернатых друзей.» Приложение 1.
- Метод «Цепочка» - группа учащихся из разных классовреализует определенный этап проекта.
Например: школьный социально - значимый, профессионально-ориентированный проект: «Сельскохозяйственные профессии. Профессия овощевод.» Овощи выращенные на пришкольном участке используются для организации питания в школьной столовой. Приложение 2.
При подготовке проектов предлагаю учащимся использовать следующие рекомендации:
Рекомендации по выбору темы и оформлению результатов исследовательской работы (проекта).
Этап
Действие
1. Выбор темы исследования
Ответь на вопросы:
Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь?
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?
Что из изученного в школе хотелось бы знать более глубоко?
Есть ли что-нибудь такое, чем я особенно горжусь?
Подсказка
Темы исследования могут быть:
- фантастическими;
- экспериментальными;
- теоретическими;
- изобретательскими.
2. Цель и задачи исследования
Определить цель исследования означает ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги. Задачи исследования уточняют цель.
3.Гипотеза исследования
Для формулирования гипотезы используй слова:
- предположим;
- допустим;
- возможно;
- что, если.
4.Организация исследования
Подумать самостоятельно
Что я знаю об этом?
Какие суждения я могу высказать по этому поводу?
Какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования?
Просмотреть книги по теме
Запиши важную информацию, которую узнал из книг.
Спросить у других людей
Запиши интересную информацию, полученную от других людей.
Посмотреть телематериалы
Запиши то необычное, что узнал из фильмов.
Использовать Интернет
Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера
Понаблюдать
Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений: удивительные факты и парадоксы.
Провести эксперимент
Запиши план и результаты эксперимента
Для защиты проекта рекомендую придерживаться примерного плана:
Примерный план защиты проекта.
Представление авторов проекта, темы проекта.
Продолжительность выполнения проекта.
Кто вам помогал в выполнении работы (в подборе материала, печатании реферата, выполнении продукта и т.д.)? С какими трудностями вы столкнулись при выполнении работы?
Что было наиболее интересно и познавательно для вас в процессе работы?
Что самое интересное, важное, удивительное, ценное для себя вам удалось узнать по своей теме, рассказать об этом.
Представление продукта (например, кроссворд, справочник, ребус, загадка, игра с залом, отчет, доклад, путешествие, соревнование, реклама, телепередача и др.)
ІІІ. Заключение.
Результатом своей работы по применению проектно-исследовательской деятельности считаю:
-устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету; - положительную динамику уровня обученности (учащиеся нашей школы ежегодно выбирают биологию в качестве предмета для сдачи ОГЭ) -качественную динамику мотивации учебной деятельности; -прочные навыки проектной деятельности. Социальный эффект от реализации опыта работы:
- развитие информационной, социальной и коммуникативной компетентностей учащихся;
- создание предпосылок для формирования умений работы над проектами;
- осознание ценности творческого открытия учащимися;
- высокая активность и результативность участия в проектной деятельности.
- формируется культура умственного труда, развиваются способности к исследовательской деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.
- формируется умение контролировать успешность своей работы в целом.
- окончании изученной темы школьники должны осознать, какие знания и умения они должны были получить, чему научиться, над чем должны поработать для более успешного усвоения материала.
Проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать огромное количество УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.