Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФОУД | Формирование УУД | Комментарий, примечание |
Мотивационный. | Знания, полученные вами самостоятельно, запоминаются надолго. Великий русский писатель Л.Н.Толстой писал «…Ум человеческий только тогда понимает обобщение, когда он сам его сделал или проверил». Постараемся и мы сегодня на уроке включиться в деятельность по открытию нового знания. Пусть девизом каждого учащегося будут слова : Послушай – и ты узнаешь Посмотри – и ты поймёшь, Сделай – и ты научишься. | Слушают речь учителя, психологический настрой на продуктивную работу.
Включаются в деловой ритм урока | Ф | Формирование положительной мотивации, умение организовывать себя, настраиваться на работу. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Личностные: Смыслообразование (Я должен посмотреть…). | Учитель проверяет готовность класса к уроку
|
Актуализация знаний учащихся | Какую тему мы проходили на прошлом уроке?А давайте приведем примеры паралллепипеда и куба в жизни? Предлагаю вам рассмотреть эти модели прямоугольного параллелепипеда, куба и ответить друг другу на вопросы.
| Учащиеся задают друг другу вопросы по моделям куба и прямоугольного параллелепипеда: 1) Из каких фигур состоит поверхность прямоугольного параллелепипеда? 2) Почему фигуру назвали прямоугольный параллелепипед? 3) Какие измерения есть у параллелепипеда? 4)Сколько у фигуры граней, ребер, вершин? 5) Что можно сказать о его противоположных гранях? Об их площадях? 6) Как вычислить площадь всей поверхности прямоугольного параллелепипеда, куба? 7) Из каких фигур состоит поверхность куба? 8) Что можно сказать о гранях, ребрах, измерениях куба? | П | формирование умения строить математические модели, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; саморегуляция. | Взаимопроверка |
Самостоятельная работа : в тетрадях
| Поставь знак «+» перед утверждением, с которым согласен, и знак «-» перед утверждением, с которым не согласен: 1. Любой куб является прямоугольным параллелепипедом. 2. Любой прямоугольный параллелепипед является кубом. 3. У куба все грани являются квадратами. 4. У параллелепипеда 8 ребер. 5. У куба все ребра равны. 6. У параллелепипеда все грани являются прямоугольниками. |
Учащиеся напротив вопросов ставят + или –
+
-
+ -
+
+ | И | Контроль и коррекция знаний | Самопроверка знаний |
Физкультминутка | | Раз – подняться на носки и улыбнуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. | Г | Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации | Проводит учащийся |
Постановка проблемы | Ребята, большую часть времени в школе мы проводим в учебных кабинетах. Именно поэтому к гигиеническому состоянию этих помещений предъявляются особо высокие требования. Несоблюдение гигиенических требований к воздушному режиму ухудшает восприятие и усвоение учебного материала. Основные нормы отражены в Санитарных правилах, утвержденных СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 июня 2011 г. Комфортные, т. е. физически хорошо воспринимаемые условия для учащихся в классах следующие: 18-20 градусов C°, атмосферное давление в среднем 760 мм ртутного столба, содержание 21% кислорода, 0,04% углекислого газа. В классной комнате во время урока возрастает концентрация углекислоты и падает содержание кислорода. Минимальная кубатура воздуха, приходящаяся на одного школьника- достигает 4 куб. м. Возникает вопрос: Соответствуют ли размеры нашего класса и наполняемость его нормам СанПиН? Что для этого необходимо знать? Давайте в этом разберемся.
| Учащиеся слушают учителя, делают выводы и отвечают на вопросы: Надо знать санитарно-гигиенические нормы потребления воздуха в классной комнате на одного учащегося. Надо знать сколько учащихся в классе. Сколько воздуха находится в классной комнате? И объём воздуха в классе надо как-то вычислить, учитывая, что учебный кабинет имеет форму прямоугольного параллелепипеда. | Ф | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Проблему учащиеся записывают в тетрадь |
Гипотеза | | Если мы найдём формулу для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда и научимся его вычислять, то узнаем соответствуют ли размеры нашего класса нормам СанПиН. | Ф | Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации | Учащиеся выдвигают её сами и записывают в тетрадь |
Тема урока | Итак, кто сформулирует тему урока? Какие должны быть цели урока?
А вам интересно узнать, что такое объем? | Учащиеся формулируют тему урока «Объём прямоугольного параллелепипеда» и перечисляют цели урока.
Хижняк Алексей делает сообщение. | Ф | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. | |
Изучение нового материала | Как можно вычислить объём прямоугольного параллелепипеда?
| - учащиеся сами приходят к выводу: Чтобы найти объем прямоугольного параллелепипеда, надо перемножить все три его измерения V=аbс | | | Учащиеся сами выводят формулу для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда |
Решение задачи у доски | НаДавайте решим задачу и ответим на проблемный вопрос: соответствуют ли размеры кабинета нормам СанПиНа? У доски работает | Дано: а=8 м, b=6 м, с=35 дм. К=21 количество учащихся V=аbс, V=80дм×60дм×35дм= 168 000дм3 = 168 м3 V1= 4 м3, V: К=168 м3:21=8 м3. Вывод: Размеры нашего класса и его наполняемость соответствуют нормам СанПиН. | Ф | Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта | Один учащийся решает задачу у доски, остальные в тетрадях и делают вывод. |
Проблемка 1 | А теперь кто скажет: как будет выглядеть формула для вычисления объёма куба. | Учащиеся выводят и записывают в тетрадях формулу для вычисления объёма куба V=а·а·а=а3 | Г | Выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие, выведение следствий. | Учащиеся записывают формулу в тетрадь |
Проблемка 2 | Давайте получим еще одну формулу для вычисления объема прямоугольного параллелепипеда | Так как V=аbс, и аb=Sосн. , то V= Sосн. *h | | Выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие, выведение следствий. | Учащиеся записывают формулу в тетрадь |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Решение задач из учебника самостоятельно под контролем учителя. | | | Познавательные:Уметь добывать новые знания, Регулятивные:уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других. | |
Домашнее задание | Найти обьем свооей комнаты | Учащиеся записывают задание в дневники и тетради | Ф | Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. | Каждый учащийся выбирает сам уровень задания Выставление оценок учащимся за работу на уроке. |
Рефлексия | Прошу вас теперь подвести итоги урока | Сегодня на уроке я узнал… Мне было интересно… Я затруднялся…. | | | |
Логическое завершение урока | Учитель благодарит учащихся за плодотворную совместную работу на уроке.
| | | | |