kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Различные формы учебных занятий детского объединения дополнительного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе детского объединения дополнительного образования могут использоваться разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для учащихся. К тому же сочетание различных форм учебных занятий позволяет педагогу использовать в учебном процессе реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социума и получения более прочных знаний. Для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оп­тимальным будет такое сочетание разных форм учебных занятий, при котором каждая из них привносит новые элементы в теоретическую и практическую подготовку детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Различные формы учебных занятий детского объединения дополнительного образования»

Различные формы учебных занятий детского объединения дополнительного образования

В работе детского объединения дополнительного образования могут использоваться разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для учащихся. К тому же сочетание различных форм учебных занятий позволяет педагогу использовать в учебном процессе реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социума и получения более прочных знаний.

Для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оп­тимальным будет такое сочетание разных форм учебных занятий, при котором каждая из них привносит новые элементы в теоретическую и практическую подготовку детей.

Методика подготовки и проведения различных форм учебных занятий

Наиболее устоявшимся, традиционным в системе дополнительного образования является тематическое учебное занятие, в ходе которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема.

Примерная структура тематического учебного занятия:

I этап — организация;

II этап — теоретическая часть;

  1. этап — практическая часть;

  2. этап — окончание занятия.

Организация занятия. Первые 10-15 мин занятия необходимо отвести на выполнение целого ряда организационных действий: сбор детей; подготовку их к занятию; подготовку рабочих мест учащихся.

Педагогу следует поприветствовать всех детей и по возможности каждого из них; поинтересоваться их делами в школе и дома. Затем нужно создать в группе рабочую обстановку, настроить детей на продуктивную деятельность во время занятия.

Завершается организационная часть объявлением темы занятия и постановкой учебных задач.

Теоретическая часть занятия. Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:

  • изложение исторических данных по теме занятия;

  • устное описание объекта практической работы (раскрытие его исторического и практического назначения, взаимосвязи с другими элементами данной деятельности);

  • объяснение специальных терминов по теме занятия;

  • описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности (технологии выполнения);

  • правила техники безопасности.

Теоретическая часть занятия не должна превышать 25-30 мин, поэтому педагогу необходимо тщательно продумать и отобрать содержание и методы изложения теоретического материала.

Сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной и интенсивной позволяют:

  • использование наглядного и раздаточного материала;

  • использование технических средств обучения;

  • привлечение к подготовке и изложению теоретического материала самих воспитанников детского объединения (начиная со второго года обучения);

  • использование игровых методов обучения.

Практическая часть занятия. Педагог должен разделить практическую работу на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно и представляет собой некую законченную часть работы.

Следующий шаг — подбор специальной литературы, раздаточного материала, выбор и обсуждение наиболее рациональных и технически правильных приемов работы.

Затем педагог вместе с детьми подготавливает материалы и инструменты, необходимые для выполнения конкретной практической работы.

При выполнении коллективной работы педагог распределяет части работы среди учащихся и определяет, как они будут взаимодействовать друг с другом.

Далее дети приступают к выполнению практической работы, а педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.

При выборе содержания практической работы педагогу необходимо учитывать:

  • возраст детей;

  • календарный период учебного процесса;

  • тему учебного года;

  • уровень подготовки детей;

  • последние актуальные тенденции в данном виде творческой деятельности.

Очень важными при выполнении практической работы являются следующие правила:

  • доведение каждой начатой работы до конца;

  • обязательность ее «внешней отделки» (т.е. доведение практической работы до уровня, позволяющего ее демонстрировать);

  • поощрение стремления детей к показу результатов своей творческой деятельности.

Окончание занятия (последние 15-20 мин). За несколько минут до окончания занятия педагогу необходимо предупредить об этом детей.

Завершение занятия включает в себя:

  • подведение итогов практической работы;

  • закрепление учебного материала;

  • организацию дежурства (при необходимости).

Затем педагог прощается с детьми и напоминает о дне и времени следующей встречи.

Представленная структура является примерной, т.е. необязательной. Возможные варианты организации учебных занятий:

  • последовательная смена видов деятельности, каждый из которых включает элементы теоретической и практической подготовки;

  • выполнение практической работы с включением отдельных теоретических знаний;

  • выполнение только практической работы.

Методика подготовки учебных занятий

Подготовка занятия в учебном кабинете включает:

  1. определение темы занятия;

  2. продумывание общего хода занятия;

  3. продумывание и отбор содержания теоретической части занятия;

  4. продумывание и выбор методов теоретической подготовки детей;

  5. подбор методических материалов по теме занятия;

  6. выполнение практической работы;

7)составление плана занятия (при необходимости).

Подготовка занятия непосредственно перед его началом включает:

  • приход педагога на занятие не позже чем за 10 минут до его начала;

  • проветривание учебного кабинета;

  • подготовка методических материалов к занятию;

  • проверка и подготовка материалов и инструментов, необходимых для проведения занятия.

Подготовка и проведение итоговых занятий

Итоговые занятия могут проводиться:

  • по окончании учебного года;

  • по окончании полугодия или учебной четверти;

  • после изучения большой учебной темы или раздела.

Содержание итогового занятия обязательно должно включать проверку теоретических знаний детей и их практической подготовки.

Подготовка педагогом детей к итоговому занятию включает:

  • обсуждение с детьми значения итоговых занятий в целостном учебном процессе;

  • уведомление детей о дате, времени и форме проведения итогового занятия (не менее чем за неделю до его проведения);

  • обсуждение с учащимися формы и критериев оценки результатов занятия;

  • сообщение детям вопросов, тем, которые необходимо повторить к итоговому занятию.

Кроме того, можно предложить детям принести свои работы, выполненные за отчетный период.

Подготовка же педагога к итоговому занятию заключается в составлении теоретических вопросов, продумывании и отработке практических заданий, подготовке методических материалов.

На самом итоговом занятии нужно создать спокойную рабочую атмосферу, настроить детей на результативное выполнение контрольных заданий.

В конце занятия следует подвести итоги: обсудить результаты, выставить оценки (в соответствии с ранее обсужденной формой и критериями).

Одной из форм подведения итогов может стать самоконтроль результатов (в соответствии с имеющимися критериями) или взаимный контроль учащихся, а также коллективное обсуждение и оценка результатов выполнения контрольных заданий.

Методика планирования учебного занятия в системе дополнительного образования

План представляет собой документ, в котором отражены тема, концепция, содержание и результаты конкретного учебного занятия.

Планирование для каждого учебного занятия не является обязательным. Но при проведении открытого занятия педагог обязательно должен составить и представить комиссии (жюри, коллегам) его план.

Общая структура плана занятия.

1. Вступительная часть:

  • название детского объединения;

  • дата, время и место проведения занятия;

  • номер и год обучения учебной группы (учащегося);

  • фамилия, имя, отчество (полностью) педагога;

  • тема занятия.

  1. Концепция занятия, включая цели и задачи.

  2. Ход занятия:

  • краткое содержание и время теоретической части занятия;

  • задание (содержание), этапы выполнения и время практической части занятия;

  • подведение итогов занятия — приемы работы с детьми и время.

  1. Средства обучения — наглядные и раздаточные материалы, инструменты и материалы для выполнения практической работы, литература.

  2. Прогнозируемые результаты занятия.

Требования к концепции занятия:

  • в плане необходимо сформулировать 3 цели в аспекте обучения, воспитания, развития;

  • задачи должны соответствовать целям и отражать содержание трех взаимосвязанных процессов, осуществляемых в ходе занятия: обучения, воспитания и развития.

Прогнозируемые результаты занятия должны отражать не только «материальные» результаты работы с детьми, но и степень достижения поставленных целей занятия.

Требования к занятию детского объединения и его анализу

Грамотный анализ занятия является условием совершенствования учебной деятельности детского объединения дополнительного образования и профессиональной деятельности педагога.

Анализ учебного занятия должен опираться на следующие принципы:

  • научности;

  • единства требований;

  • доступности и оптимальности;

  • обратимости;

  • объективности и доброжелательности;

  • целесообразности.

Можно выделить следующие основные аспекты, от которых зависят успех проведения занятия детского объединения и оценка профессионализма педагога:

  1. организация занятия;

  2. дидактическая деятельность педагога;

  3. воспитывающая деятельность педагога;

  1. профессионально-личностная характеристика («портрет») педагога;

  2. характеристика учебной группы (разные грани проявления детей в деятельности).

Качество организации занятия в совокупности определяют:

  • состояние документации детского объединения;

  • соответствие темы занятия образовательной программе и плану работы детского объединения на учебный год;

  • соответствие организации занятия санитарно-гигиеническим требованиям;

  • учет уровня работоспособности детей;

  • выполнение правил техники безопасности и охраны труда;

  • рациональность использования времени на занятии;

  • оптимальность оборудования и оснащения кабинета и учебно­го занятия;

  • организация ведения документации учащихся.

Качество дидактической деятельности педагога определяют:

  • опора на основные принципы дидактики;

  • оптимальность используемых методов обучения, их соответ­ствие логике занятия, возрасту и развитию детей;

  • эффективность контроля педагога за учебной деятельностью учащихся;

  • объективность оценок их деятельности;

  • степень технической оснащенности занятия;

  • уровень методического обеспечения занятия;

  • оптимальность использования технических средств и методических материалов;

  • умелое использование смены видов деятельности;

  • обеспечение обратной связи;

  • достижение поставленной дидактической цели занятия.

Качество воспитывающей деятельности педагога на занятии определяют:

  • воспитывающая направленность содержания занятия, наличие в нем идейной составляющей;

  • опора на основные принципы воспитания;

  • решение задач нравственного воспитания;

  • эффективность формирования у детей трудолюбия и трудовых навыков;

  • использование педагогом возможностей занятия в профессиональной ориентации и экономическом воспитании детей;

  • формирование у детей интеллектуальной культуры, потребности в знаниях, познавательной активности;

  • реализация задач физического и гигиенического воспитания учащихся;

  • обеспечение связи занятия с жизнью страны и самих учащихся;

  • степень эстетического воздействия содержания и организации занятия на учащихся.

Профессионально-личностную характеристику («портрет») педагога составляют:

  • знание учебного предмета, свободное владение учебным материалом;

  • речь педагога;

  • педагогическая культура и такт;

  • внешний вид педагога на занятии;

  • позиция педагога по отношению к учащимся;

  • стиль педагогического руководства;

  • степень воздействия личности педагога на учащихся.

Характеристику группы (разные грани проявления детей в деятельности) составляют:

  • степень их активности и работоспособности на занятии;

  • заинтересованность темой и содержанием занятия;

  • сформированность у детей навыков самостоятельной работы;

  • выполнение учащимися поставленных учебных задач занятия;

  • коммуникативная активность детей;

  • интеллектуальное развитие учащихся;

  • сформированность навыков работы с оборудованием и инструментами, учебно-методическими пособиями;

  • организованность и дисциплинированность учащихся на занятии;

  • стиль отношения детей к педагогу и друг к другу;

  • внешний вид детей.

По представленной схеме может осуществляться анализ учебного занятия детского объединения. Она может быть использована также в качестве плана беседы с педагогом или проведения им самоанализа.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Различные формы учебных занятий детского объединения дополнительного образования

Автор: Петряева Нина Андреевна

Дата: 04.05.2018

Номер свидетельства: 468398

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Различные формы массовой учебной работы детского объединения дополнительного образования"
    ["seo_title"] => string(80) "razlichnyie_formy_massovoi_uchiebnoi_raboty_dietskogho_obiedinieniia_dopolnitiel"
    ["file_id"] => string(6) "468400"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1525420391"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа объединения дополнительного образования «РОДНИЧОК» "
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaia-proghramma-obiedinieniia-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-rodnichok"
    ["file_id"] => string(6) "134709"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416772004"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ "
    ["seo_title"] => string(80) "rol-dopolnitiel-nogo-obrazovaniia-v-razvitii-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "104110"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402668507"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Методическая разработка занятия "Письмо Деду Морозу" "
    ["seo_title"] => string(57) "mietodichieskaia-razrabotka-zaniatiia-pis-mo-diedu-morozu"
    ["file_id"] => string(6) "235326"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443676794"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Программа дополнительного образования "Мы рисуем, мастерим, по-немецки говорим" "
    ["seo_title"] => string(85) "proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-my-risuiem-mastierim-po-niemietski-ghovorim"
    ["file_id"] => string(6) "229505"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441744698"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства