kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Различные формы массовой учебной работы детского объединения дополнительного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная деятельность детского объединения дополнительного образования не может ограничиваться лишь «текущим» учебным процессом, так как это может вызвать снижение интереса детей к занятиям и, как следствие, понижение общего уровня результативности работы. Педагогу необходимо продумывать и активно использовать различные формы массовой работы с воспитанниками детского объединения. Это позволит:

  • создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка;
  • показать ему результаты его учебной работы;
  • создать условия для сплочения коллектива;
  • формировать у детей стремление радовать окружающих до­ступными им способами;
  • расширить границы учебного процесса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Различные формы массовой учебной работы детского объединения дополнительного образования»

Различные формы массовой учебной работы детского объединения дополнительного образования

Образовательная деятельность детского объединения дополнительного образования не может ограничиваться лишь «текущим» учебным процессом, так как это может вызвать снижение интереса детей к занятиям и, как следствие, понижение общего уровня результативности работы.

Педагогу необходимо продумывать и активно использовать различные формы массовой работы с воспитанниками детского объединения. Это позволит:

  • создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка;

  • показать ему результаты его учебной работы;

  • создать условия для сплочения коллектива;

  • формировать у детей стремление радовать окружающих до­ступными им способами;

  • расширить границы учебного процесса.

Наиболее распространенными формами массовой работы в системе дополнительного образования детей являются:

  • выставки;

  • состязательные мероприятия: соревнования, конкурсы, фестивали, олимпиады и др.

Каждое из названных мероприятий имеет свои содержание, педагогическое значение, методику подготовки и проведения.

Методика подготовки и проведения выставки

Выставки могут быть: рекламные, тематические, конкурсные, итоговые, учебные, персональные.

Этапы организации и проведения выставки

  1. Определение темы, места и времени (периода) проведения выставки.

  2. Составление тематико-экспозиционного плана выставки (см. Приложение 1).

  3. Подбор и оформление экспонатов выставки.

  4. Оформление выставки и сопутствующих материалов.

  5. Открытие выставки.

  6. Проведение выставки.

  7. Закрытие выставки.

  8. Последействие.

Рассмотрим подробнее работу на каждом из названных этапов.

1 -й этап. При выборе темы выставки необходимо учитывать:

  • календарный и учебный период;

  • тему учебного года, определяемую региональным управлением образования;

  • актуальные задачи детского объединения (учреждения) дополнительного образования.

Выбор места проведения выставки зависит от темы и сроков ее проведения. Местом проведения выставки могут стать: учебный кабинет, выставочный зал, коридор, рекреация, холл первого этажа образовательного учреждения.

Выставочные экспонаты могут располагаться в выставочных витринах, на стендах, в шкафах, на столах и т.д.

Время проведения выставки может колебаться от нескольких часов до нескольких месяцев в зависимости от ее назначения.

2-й этап. Составление тематико-экспозиционного плана выставки позволит максимально содержательно и организованно подготовить и провести выставку любого уровня.

Тематико-экспозиционный план выставки должен определять ее:

  • тему;

  • время и место проведения;

  • педагогические цели и задачи;

  • тематику и последовательность расположения экспонатов;

  • композиционно-оформительские задачи;

  • участников.


3-й этап. Подбор выставочных экспонатов может осуществляться следующим образом:

  • работы предоставляются воспитанниками детского объединения на период проведения выставки;

  • систематически отбираются лучшие работы (формируется выставочный фонд детского объединения);

  • работы коллективно выполняются специально для выставки.

При отборе выставочных работ можно провести их конкурсное представление, а также коллективное обсуждение.

К оформлению выставочных работ воспитанников детского объединения предъявляются определенные требования. Каждая работа должна иметь:

  • законченный вид;

  • необходимое оформление;

  • приложенную к ней этикетку со следующей информацией: название работы, фамилия и имя ребенка, его возраст, образовательное учреждение, название детского объединения, фамилия и инициалы педагога.

4-й этап. Прежде всего, необходимо помнить, что выставка — это организованное педагогическое мероприятие, способствующее решению целого ряда педагогических задач.

Выставка должна иметь: название, композиционный центр, необходимые информационные и литературные дополнения, эстетическое оформление, каталог.

Возможные варианты расположения работ при построении выставочной экспозиции:

  • последовательно от простых работ начинающих воспитанников до сложных работ учащихся старших лет обучения, выпускников, а возможно, и педагога детского объединения;

  • композиционно, т.е. разные детские работы объединены по небольшим тематическим композициям;

  • работы каждой учебной группы (или каждого детского объединения) могут быть расположены отдельно;

  • работы могут быть сгруппированы по направлениям или видам деятельности.

5-й этап. Открытие выставки — небольшой, но очень важный этап ее организации и проведения, который может включать следующие элементы:

  • вступительное слово педагога или администрации образовательного учреждения;

  • презентацию содержания выставки;

  • представление участников выставки;

  • информирование по организационным вопросам (сроки и время работы выставки, платный или бесплатный вход и т.д.);

  • экскурсию по выставке.

6-й этап. Провести выставку можно следующим образом:

  • организовать на выставке дежурство учащихся детского объединения;

  • провести для посетителей экскурсии по выставке;

  • провести изучение мнений посетителей о выставке (в форме книги отзывов, вручения приза зрительских симпатий, голосования, заполнения опросника и др.).

7-й этап. Закрытие выставки (так же, как и открытие) имеет очень важное организационно-педагогическое значение, так как позволяет подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с детьми.

Закрытие выставки может включать следующие элементы:

  • вступительное слово педагога или администрации образовательного учреждения;

  • подведение итогов выставки (отмечаются лучшие работы, активные учащиеся, творческие находки детей);

  • награждение участников выставки;

  • заключительное слово педагога (в том числе о дальнейших перспективах выставочной деятельности детского объединения).

8-й этап. Этап последействия очень важен для дальнейшей работы с детьми. Он включает подведение общих итогов и определение перспектив на будущее.

На этом этапе работы важно создать ситуацию успеха для каждого ребенка, участника выставки: Этому способствуют:

  • проведение торжественного награждения детей грамотами и призами;

  • издание приказа с объявлением благодарности учащимся от администрации за организацию и проведение выставки;

  • сообщение в школу об успехах ребенка;

  • организация экскурсии для участников выставки;

  • включение информации о выставке в летопись детского объединения.

Методика подготовки и проведения конкурсных мероприятий

Педагогическое назначение конкурсных мероприятий:

  • выявление уровня специальной подготовки детей в определенном виде деятельности;

  • выявление и поддержка творчески одаренных детей;

  • стимулирование творческой активности учащихся детских объединений дополнительного образования;

  • поддержка творчески работающих педагогов дополнительного образования;

  • организационная и моральная поддержка данного вида творчества.

Формы конкурсных мероприятий:

  • соревнование,

  • олимпиада,

  • выставка-конкурс,

  • конкурс детских работ (в определенном виде творческой деятельности),

  • конкурс мастерства.

Уровни организации и проведения конкурсных мероприятий: международный, федеральный, региональный, городской, окружной, районный, учрежденческий, конкурсное мероприятие в рамках одного детского объединения.

Основные этапы организации и проведения конкурсного мероприятия:

1-й этап — создание инициативной группы, определение уровня и тематической направленности конкурсного мероприятия, определение его организаторов;

2-й этап — разработка положения о конкурсном мероприятии (см. Приложение 2);

3-й этап — рассылка положения предполагаемым участникам конкурсного мероприятия и, если возможно, публикация в СМИ;

4-й этап — организация и проведение организационных и методических мероприятий (собраний, консультаций, мастер-классов и т.д.) для педагогов — будущих участников конкурсного мероприятия;

5-й этап — сбор заявок на участие в конкурсном мероприятии;

6-й этап — составление плана проведения конкурсного мероприятия (графика просмотра или прослушивания, плана конкурсной выставки и т.д.), формирование состава жюри;

7-й этап — организация контактов с участниками конкурса и решение организационных вопросов;

8-й этап — организация и проведение основных конкурсных мероприятий (просмотров, прослушиваний, выставочных показов, состязательных мероприятий и др.);

9-й этап — подведение итогов конкурса, определение победителей конкурсного мероприятия;

10-й этап — организация и проведение итоговых мероприятий, награждение победителей;

11-й этап — организация и проведение методических мероприятий для педагогов — участников конкурсного мероприятия (анализ итогов конкурсного мероприятия).

Дополнительные действия в ходе организации и проведения конкурсного мероприятия:

  • на детских конкурсных мероприятиях обязательно должны присутствовать дети: они могут быть просто зрителями, а могут участвовать в работе детского жюри или выбирать лучшего участника конкурса в номинации «Приз зрительских симпатий»;

  • для привлечения внимания к конкурсному мероприятию необходимо за несколько дней до его проведения вывесить афишу, распространить пригласительные билеты (обязательно нужно отправить пригласительные билеты всем членам инициативной группы данного конкурсного мероприятия, а также руководителям органов образования и местной администрации);

  • место проведения конкурса следует оборудовать и оформить в соответствии со спецификой данного конкурсного мероприятия;

  • подведение итогов конкурсного мероприятия и награждение лучше проводить в специально отведенный для этого день, а вручение призов и подарков сочетать с показательными выступлениями победителей;

  • в дипломах победителей конкурсного мероприятия обязательно нужно указать не только фамилию и имя ребенка, но и название образовательного учреждения и детского творческого объединения, а также фамилию и инициалы педагога.

Приложение 1

Структура тематико-экспозиционного плана выставки

Тема выставки.

Место проведения выставки.

Сроки проведения выставки.

Цели выставки.

Задачи выставки.

Композиционное построение выставки:

  • композиционный центр выставки;

  • принцип расположения экспонатов выставки;

  • место расположения экспонатов выставки.

Тематика выставочных работ:

Тип выставочных работ и критерии их отбора.

Требования к оформлению выставочных работ.

Дополнительное оформление выставки:

  • музыкальное;

  • каталог выставочных работ;

  • дополнительная информация;

  • эстетические дополнения.

Приложение 2

Структура положения о конкурсном мероприятии

Название конкурса (профиль, тематика).

Инициаторы проведения конкурса.

Цели конкурса.

Задачи конкурса.

Сроки проведения конкурса.

Сроки подачи заявок на участие в конкурсе.

Участники конкурса.

Программа конкурса.

Требования конкурса.

Подведение итогов конкурса и награждение.

Состав жюри конкурса.

Организаторы конкурса.

Контактный телефон.

Приложения к положению о конкурсном мероприятии:

1. Форма заявки на участие в конкурсе:

  • название конкурса, номинация конкурса,

  • образовательное учреждение, детское объединение;

  • педагог (фамилия, имя, отчество полностью),

  • контактные телефоны педагога (рабочий и домашний),

  • исполнитель (фамилия и имя ребенка (название коллектива), возраст, школа, класс, год обучения),

2. Образец этикетки (для работ декоративно-прикладного и технического творчества):

  • название работы,

  • исполнитель (фамилия и имя ребенка, его возраст),

  • образовательное учреждение,

  • детское объединение,

  • педагог (фамилия, инициалы).

Литература

Педагогу-практику, приступившему к организации деятельности детского творческого объединения, необходимо прочитать следующие пособия:

  1. Воронов В.З. Педагогика школы в двух словах: Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. — М.: Педагогическое общество России, 1999.

  2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студентов учреждений сред, проф. образования. - М.: ВЛАДОС, 2002.

  3. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. — М.: ВЛАДОС, 2003.

  4. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания: (Первая книга учителя). — М.: Педагогическое общество России, 1999.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Наливайко Елена Владимировна

Дата: 04.05.2018

Номер свидетельства: 468400

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа объединения дополнительного образования «РОДНИЧОК» "
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaia-proghramma-obiedinieniia-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-rodnichok"
    ["file_id"] => string(6) "134709"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416772004"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ "
    ["seo_title"] => string(80) "rol-dopolnitiel-nogo-obrazovaniia-v-razvitii-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "104110"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402668507"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Отчёт воспитательной деятельности за 2013-2014 учебный год. "
    ["seo_title"] => string(67) "otchiot-vospitatiel-noi-dieiatiel-nosti-za-2013-2014-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "203052"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429381870"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(264) "Формирование навыков безопасного поведения обучающихся в условиях образовательного пространства на основе технологии проектного управления "
    ["seo_title"] => string(163) "formirovaniie-navykov-biezopasnogho-poviedieniia-obuchaiushchikhsia-v-usloviiakh-obrazovatiel-nogho-prostranstva-na-osnovie-tiekhnologhii-proiektnogho-upravlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "224885"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439236671"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Школьные СМИ в медиапространстве"
    ["seo_title"] => string(32) "shkolnye_smi_v_mediaprostranstve"
    ["file_id"] => string(6) "633347"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1686210596"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства