Проблема выбора профессии в теории и практике и профессиональной ориентации и развития творческих способностей должна решаться с учетом психологических особенностей личности школьника. Этот процесс длительный и сложный.
Результат профессиональной ориентации личности школьника – сформированное профессиональное самоопределение, а также творческая способность адаптироваться к социально – экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры в будущем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Проблема выбора профессии в теории и практике и профессиональной ориентации и развития творческих способностей должна решаться с учетом психологических особенностей личности школьника. Этот процесс длительный и сложный.
Результат профессиональной ориентации личности школьника – сформированное профессиональное самоопределение, а также творческая способность адаптироваться к социально – экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры в будущем.
Существенные изменения социальных, политических и экономических условий в жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказывают существенное влияние на современную профориентацию школьников. Проблема выбора профессии актуальна в наше время. Именно поэтому необходимо новое понимание ее содержания.
Специфика проблем профессионального выбора определяется нестабильной ситуацией в стране, необходимость освоения нового социально-экономического опыта. В связи с этим назрела необходимость поиска новых форм и технологий профориентационной работы с учащимися, способствующих правильному и осознанному выбору профессии.
Цель данной методической разработки заключается в развитии тесной связи трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников в системе дополнительного образования; в раскрытии форм профориентационной работы.
Предлагаемые методические материалы рассчитаны на детей старшего школьного возраста; могут быть использованы педагогами дополнительного образования, профконсультантами, психологами при проведении профориентационных консультаций школьников.
2. Значение труда
Труд – важнейшее средство воспитания в процессе формирования личности ребенка.
Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.
Труд – это могучий воспитатель, он развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду воспитывается с самого раннего возраста. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд делает человека духовно богатым.
Труд – постоянная и необходимая основа жизни и развития человеческого общества. Трудом человек создает материальные и духовные ценности и одновременно совершенствуется сам. Отношение людей к труду начинает складываться еще задолго до того, как они вступают в сознательную жизнь и овладевают профессией, оно складывается с детства. Отношение к труду у детей проявляется в играх и мечтах о будущей работе, в поисках любимой профессии, профессиональном идеале.
Наличие профессионального идеала – один из признаков начала становления личности, стремление к самоутверждению.
3. Вовлечение школьников в трудовое
самовоспитание
Активное участие самого школьника в учении, труде, а также в преобразовании своей личности – важнейшая цель трудового обучения и воспитания. Формирование личности происходит главным образом, в процессе собственной деятельности. Учет роли самого ребенка в формировании его личности необходим еще потому, что у него есть свои потребности, стремления, интересы. Оптимальным периодом для самовоспитания является старший и средний школьный возраст, когда у детей своего рода «расположенность к самовоспитанию». В этом возрасте перед ребенком встает ряд жизненно важных вопросов: «Кем быть?», «Куда пойти учиться, работать?», происходит переоценка ценностей. Ребенок готов изменять себя, готов к самовоспитанию. Одним из видов самовоспитания является профессиональное самовоспитание. Это стремление юношей и девушек к усовершенствованию своей пригодности к той или профессии. Как показали исследования психологов, представление у школьников о будущей профессии очень смутное: слабые представления о трудностях, социальной значимости. Важной предпосылкой самовоспитания является адекватная оценка своего соответствия требованиям профессии. В этом учащиеся испытывают трудности потому, что у некоторых не сформирована самооценка способностей и совей профессиональной пригодности.
Современная научно-техническая революция вносит коренные изменения в производительные силы. На новых принципах создаются орудия труда, производственные технологические процессы, в основе которых лежат электричество, электроника, кибернетика. Это предъявляет все возрастающие требования к уровню общего, дополнительного, политехнического и специального образования.
Профессиональная ориентация является системой, назначение которой состоит в том, чтобы сформировать у каждого школьника достаточно высокий уровень психологической и практической готовности к определенной сфере трудовой деятельности. Целенаправленная воспитательная работа по подготовке к выбору профессии способствует постепенному сглаживанию и положительному разрешению многих противоречий, которые возникают в процессе трудового самоопределения школьников, особенно между профессиональным намерением и его реальным осуществлением. теоретическое и практическое ознакомление с профессиями помогает установить реальное соотношение профессиональных намерений и возможностей учащихся. Систематическое проведение профориентационной работы оказывает положительное влияние на повышение общей активности учащихся, в том числе в учебной деятельности. Учащиеся, определившие свои профессиональные интересы и склонности, начинают лучше учиться, особенно по предметам, близко стоящим к намечаемым профессиям, учебное занятие приобретает особое значение для их настоящего и будущего.
4. Роль и место педагога в трудовом воспитании школьников.
Формирование личности в процессе труда происходит не само собой, а лишь при определенной организации труда школьников. Под организацией детского труда должна пониматься его упорядочивание, придание планомерности. Организация детского труда должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и закономерности их развития. Такую организацию труда призван обеспечить педагог. От него требуется быть примером, изучать сильные и слабые стороны своих учеников, организовывать деятельность детей. Психологический аспект деятельности педагога при воспитании средствами труда состоит в воздействии личным примером, в управлении воздействия среды на личность, а также в управлении трудовой деятельности воспитанника. Педагог согласовывает содержание и формы труда с педагогическими целями, направляет трудовую деятельность таким образом, чтобы она требовала от учеников проявление тех или иных качеств, оценивает эффективность воспитательных воздействий. Роль педагога состоит также в помощи ученику повысить свой авторитет у сверстников. В трудовом обучении многие учащиеся добиваются более значительных результатов, чем в общеобразовательных предметах. В связи с этим у ребенка возникает потребность в признании. говоря о работе по профессиональной ориентации с учащимися, несомненно, что ее эффективность во многом зависит от педагога, к которому нужно отнести следующие требования:
знание психологических особенностей детей и подростков;
формирование у них таких умений и навыков, которыми можно широко оперировать не только на занятиях в технических творческих объединениях, но и в быту;
умение дать почувствовать значимость того направления деятельности, которое дети самостоятельно выбрали, что в свою очередь, формирует готовность к осознанному выбору профессии;
умение развивать у учащихся техническое мышление, творческую активность, системный подход к решению технических и технологических задач;
понимание роли самовоспитания.
Растить молодые таланты необходимо с детских лет. Ведь, для того, чтобы осваивать и тем более создавать передовую технику завтрашнего дня недостаточно быть просто технически грамотным человеком. Решающим в этом деле является не только знания, но и активная любовь к технике, творческое отношение к труду. Только тогда у детей смогут по-настоящему развиваться конструкторские и рационализаторские способности.
5. История трудового воспитания в России
Еще со времен царской России в нашей стране сложились традиции трудового воспитания подрастающего поколения.
В 2001 году исполнилось 300 лет со времени создания в Москве по указу Петра I в 1701 году Школы математических и навигационных наук. Данное учебное заведение соединило профессиональную подготовку с трудовым воспитанием. Выдающийся ученый Тати В.Н. сформулировал важнейшее положение соединения общего образования с производственным трудов. В числе его работ особое место занимает инструкция по организации, содержанию, методам обучения и воспитания, по требованиям к квалификации учителей.
Большой вклад в разработку идей трудового воспитания и подготовку отечественных кадров для самых разных областей деятельности внес гениальный русский ученый Ломоносов М.В. Великий просветитель стремился развить трудолюбие, воспитать отвращение к праздности, тунеядству, лени. Он многократно повторял мысль о прямой зависимости между просвещением народа и развитием страны. Наука и труд, по его мысли, главные средства воспитания. Сам большой труженик, Ломоносов М.В. считал обязательным воспитание у детей и юношества любви к труду и потребности в труде.
Основатель научной педагогики в России Ушинский К.Д. большое место в учебном процессе отводил именно труду. Методологической основой для разрешения многих вопросов трудового обучения стала его статья «Труд в его психическом и воспитательном значении». Здесь он пишет: «Материальные плоды трудов составляют человеческие достояния; но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья. Другое, не менее важное для педагогики последствие, вытекающее из психологического значения труда, состоит в том правиле, что воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть не достойной, ни счастливой.». Ушинский К.Д. требовал развития самостоятельности и активности детей. Он создал свою педагогическую систему на основе народности, которую изложил в классическом труде «Человек как предмет воспитания».
Перед учителем, воспитателем в плане трудовой подготовки школьника Ушинский К.Д. поставил триединую задачу:
- привить любовь к труду и понимание, что именно в личном труде человек обретает счастье;
выработать привычку преодолевать трудности, учитывать, что хотя детский труд связан с игрой, но он не является забавой и требует волевых умений, чтобы переносить тяготы труда;
помочь подростку отыскать единственный, внутренне ему присущий, максимально развивающий и духовно воспитывающий его вид трудовой деятельности, то есть обеспечить идеальную профессиональную ориентацию с учетом индивидуальных качеств личности.
Рассматривая умственный и физический труд как основу первоначального воспитания, Вентцель К.Н. предлагал приобщать к нему с ранних лет. Объяснял он это тем, что «развитие двигательных представлений и ощущений составляет необходимый фундамент всего последующего духовного развития воли и ума». Он также подчеркивал, что всякая школа должна показать ребенку то, что в нем есть самого драгоценного, помочь ему выбрать труд по душе. А это возможно, если воспитанник будет вовлечен в производительный творческий труд. Участие молодого человека в творческом труде дает ему такое образование, «которое никогда не может быть им утрачено, а остается его вечной собственностью».
Детское творчество, исподволь и незаметно направляемое взрослыми, обретает нужную глубину и силу, фундаментально решая проблему выбора пути, дела жизни. Эта задача должна решаться естественно, более свободно и в соответствии с внутренней склонностью ученика.
Необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко А.С. является труд. В «Лекциях о воспитании детей» он говорил: «В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».
В процессе деятельности детей, отмечает Макаренко А.С., надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы. Педагог – новатор Макаренко А.С. своевременно обогатил методику трудового воспитания и профориентации ценными идеями, методами, приемами, которые и сегодня являются актуальными.
Шацкий С.Т. отстаивал в профориентации идею индивидуального подхода к каждому подростку, включая в творческий труд, соответствующим его силам, интересам и способностям. Он справедливо замечал, что эффективность и трудового воспитания и профориентации будут значительно выше, если педагог поможет каждому школьнику «в максимальной степени развивать свои силы и способности в наиболее подходящем для каждого ученика направлении».
Интересно подходит к этой проблеме Захаров Н.Н. он характеризует профориентацию детей как «активный поиск цели» или «этап направленной активности личности в выборе своего жизненного пути».
6. Профориентационная работа с учащимися
Важнейшей составной частью воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования технической направленности личности является профориентационная работа с учащимися. В сложных экономических условиях система дополнительного образования детей остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс обучающихся во внеурочное время.
В настоящее время большинство систем образования направляет свои усилия на теоретическую подготовку, уделяя мало места трудовому воспитанию, развитию познавательной и творческой деятельности, практическим навыкам. Система дополнительного образования через научно-техническое творчество учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса (теоретическая подготовка, конструирование и изготовление деталей, экспонатов, моделей, испытание на практике созданного своими руками – в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, научно-технических смотрах, слетах, выставках) реально помогает подросткам подготовиться к осознанному вступлению в сознательную жизнь. При этом педагог формирует установку обучающихся на выбор возможной профессии.
Выбор профессии – это сознательный мотивационный акт. Подготовка молодого человека к труду немыслима без подготовки его к сознательному выбору будущей профессии . Эта педагогическая направленность осуществляется в процессе профориентационной работы с учащимися. Нередко молодые люди выбирают профессию случайно, необдуманно. В результате появляются отрицательные последствия и общественные и личные. Неудовлетворенность профессией приводит к снижению производительности труда, является одной из серьезных причин текучести кадров; ошибка в выборе профессии наносит моральную травму молодому человеку, вступающему в трудовую жизнь. Если профессия выбрана правильно, то труд для человека становиться источником радости, творческого вдохновения, а поэтому приносит наибольшую пользу обществу. В мире тысячи профессий. Чтобы понять, в чем состоит конкретный, настоящий труд человека, нужно прежде основательно изучить содержание его работы, профессию.
Профориентация – это управление выбором профессии. Создать психологическую установку на ту или иную профессию в соответствии с потребностями общества и возможностями человека – задача профориентации как важнейшей части всей системы трудового воспитания. Профессия должна быть интересна, тогда человек будет активным деятелем в этой области. Профориентация школьников, дальнейшая их учеба в вузе или работа в различных отраслях производства науки и техники становится все более и более принципиально инновационной. Динамизм современного мира обуславливает сокращение границ применения деятельности репродуктивной, ориентированной на традицию и основные технологии, таким образом, расширяет приемлемость инновационной области.
6.Чтобы помочь учащимся правильно и осознанно выбрать профессию, необходимо провести диагностику в рамках профориентационного консультирования.
Методика позволяет выявить профессиональные предпочтения в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Возможно использование методики индивидуально и в группе.
Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов
деятельности выбрать один вид и в соответствующей клетке бланка ответов поставить "+". Время обследования не ограничивается.
Вопросы подобраны и сгруппированы таким образом:
в первом столбце они относятся к профессиям типа "человек-природа "(Ч-П), т.е. профессии. связанные с растениеводством, животноводством, малым хозяйством и т.п.:
во втором - "человек-техника" (Ч-Т), т.е. все технические профессии;
в третьем - "человек-человек" (Ч-Ч), т.е. все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
в четвертом - "человек-знаковая система" (Ч-З), т.е. все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками;
в пятом - "человек-художественный образ" (4-Х), т.е. творческие специальности.
ИНСТРУКЦИЯ
Предположим, что после соответствующего обучения вы можете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, какую бы вы предпочли?
1 а
Ухаживать за животными
или
1 б
Обслуживать машины, приборы следить, регулировать
2 а
Помогать больным людям, лечить их
или
2б
Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
3 а
Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток
или
3 б
Следить за состоянием и развитием растений
4 а
Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл и т.п.)
или
4 б
Доводить товары до потребителя
5 а
Обсуждать научно-популярные книги, статьи
или
5 б
Обсуждать художественные книги (пьесы, концерты)
6 а
Выращивать молодняк (животных какой- либо породы)
или
6 б
Тренировать родственников (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
7 а
Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)
или
7 б
Управлять каким-либо грузовым (подъемным транспортным) средством
8 а
Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии)
или
8 б
оформлять выставки или участвовать в подготовке пьес, концертов
Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах и т.п.
15 а
Составлять точные описания или отчеты о наблюдаемых явлениях. событиях и др.
или
15 б
Художественно описывать. изображать события
16 а
Делать лабораторные анализы в больнице
или
16 б
Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17 а
Красить или расписывать помещение, поверхность изделия
или
17 б
Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов
18 а
Организовывать турпоходы сверстников или младших (экскурсии, туристические походы)
или
18 б
Играть на сцене, принимать участие в концертах
19 а
Изготовлять по чертежам детали изделия (машины, одежду), строить здания
или
19 б
Заниматься черчением, копировать чертежи
20 а
Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада
или
20 б
Работать на компьютере
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Учащиеся могут подсчитать количество плюсов в каждом из пяти вертикальных столбцов проставить полученные суммы в нижних клетках листа (рядом с буквенной аббревиатурой). Максимальная сумма баллов указывает на преобладание интересов, а, возможно, и склонностей к той или иной сфере деятельности.
Примеры профессии в соответствии с представленными типами
Тип профессии
Примеры профессий
Человек-природа
Садовник, ветеринар, животновод, геолог, агроном, биолог, пчеловод, почвовед и т.д.
Человек-техника
Слесарь, токарь, радиотехник, связист, швея,водитель, электрик, инженер, механик, монтажник
Человек-человек
Продавец, учитель, воспитатель, няня,
преподаватель, врач, медицинская сестра, официант, администратор и т.д.
Человек-знаковая система
Чертежник, машинистка, оператор ЭВМ, радист, система экономист, корректор, программист, бухгалтер, телеграфист, наборщик и т.д.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ПУТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВО В НАЗАРОВСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА "
["seo_title"] => string(156) "proforiientatsionnaia-rabota-s-diet-mi-s-narushieniiem-intielliekta-i-puti-ikh-sotsializatsii-v-obshchiestvo-v-nazarovskoi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
["file_id"] => string(6) "116308"
["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1412412838"
}
}