Данная презентация отражает профориентационную работу школы. Важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны. От решения этой задачи во многом зависит, чем будут заниматься повзрослевшие школьники в будущем, какую профессию они изберут и где будут работать. Основным направлением работы школы по профориентации является подготовка учащихся к сознательному профессиональному самоопределению.
Выбор профессии происходит не мгновенно, а в течение длительного времени, поэтому работа по профориентации в школе ведётся постоянно. Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к этой работе привлечён весь коллектив школы.
Просмотр содержимого презентации
«профориентация в Озерной средней школе»
Профориентационная работа в школе:
цели, задачи, результаты, проблемы…
Профориентация - это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества. Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися.
Важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны. От решения этой задачи во многом зависит, чем будут заниматься повзрослевшие школьники в будущем, какую профессию они изберут и где будут работать. Основным направлением работы школы по профориентации является подготовка учащихся к сознательному профессиональному самоопределению. Выбор профессии происходит не мгновенно, а в течение длительного времени, поэтому работа по профориентации в школе ведётся постоянно .
Принципы профориентационной работы в школе
- Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы :
- Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
- Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
- Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с обучающимися и родителями.
- Взаимосвязь школы, семьи, учреждений профессионального образования, службы занятости, общественных молодежных организаций.
- Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах).
Начальная школа
(1-4 классы)
- Беседа «Труд людей осенью». Беседы о профессиях тракториста, шофёра, комбайнёра, овощевода.
- Работа технического персонала школы. Оказание помощи в уборке.
- Экскурсия в библиотеку. Беседа о работе библиотекаря.
- Работа на пришкольном участке. Профессия цветовода.
- Просмотр видеофильма «Будь осторожен с огнём». Беседа о профессии пожарного.
- Наши магазины. Работники магазина.
- Профессии наших мам «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».
- Знакомство с профессией шофёра.
- Экскурсия в школьную столовую. Знакомство с профессией повара.
- Экскурсия в медпункт. Знакомство с профессиями здравоохранения.
- Беседа «Чем я могу помочь дома».
- Экскурсия на почту. Знакомство с работниками почтового отделения.
- Беседа «Весенние работы в саду, огороде, поле»
- Беседы на тему «Бережное отношение к природе».
- Выращивание цветочно-декоративных растений. Экскурсия в сад.
Классный час «Все профессии важны»
Профессию выбираем с детства
Будущие модельеры и конструкторы
Этапы и содержание профориентационной работы
5-8 классы:
- развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”);
- приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.
Средняя школа 5- 8классы
- Занятия с психологом «Введение в мир профессий»
- Психологические групповые консультации «Мои способности»
- Конкурс-выставка «Юный мастер»
- Индивидуальные консультации для изучения личностных особенностей учащихся, специфики их учебной деятельности, способов разрешения проблемных ситуаций.
- Праздник “Город Мастеров.
- “ Фестиваль профессий”.
- Классный час “Есть такая профессия – Родину защищать”.
- Конкурс рисунков “Моя будущая профессия”
Занятие с психологом «Введение в мир профессий»
Экологический десант
Экскурсия в магазин «Ольга»
Приобщаемся к профессии цветовода - дизайнера
Мир профессии библиотекаря
Этапы и содержание профориентационной работы
9-11классы:
- формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям;
- обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
- Анкетирование учащихся и их родителей по теме «Мое профессиональное будущее» / «Профессиональное будущее моего ребенка»
- Изучение приоритетов подростков, различных жизненных ценностей (метод самооценки).
- Диагностика личностных особенностей, профессиональная «Карта интересов», методика определения интеллектуальных способностей.
- Углубленная индивидуальная психодиагностика по запросу учащихся и их родителей.
- Защита проектов «Мои жизненные планы, перспективы и возможности”
- Организация пятой трудовой четверти.
- Обеспечение участия учащихся в работе ученических трудовых бригад, работа на пришкольном участке: - знакомство с профессиями, связанными с растениеводством; - знакомство со строительными профессиями .
Старшая школа 9- 11классы
Круглый стол «Мой выбор»
Будущие овощеводы
Самая нужная и гуманная профессия
Кулинария начинается в школе
- Подростки имеют приблизительное представление о профессии;
- Ограничен жизненный опыт;
- Неполные или нереалистичные представления о профессии;
- Смешивают понятия «профессия» и «должность».
= ПОДДЕРЖКА ВЗРОСЛЫХ!!!
Родители должны четко осознавать:
- Семья – пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности.
- Родитель – советчик, эксперт, старший
авторитетный товарищ.
- Работа – значимая часть жизни, средство самореализации
и самовыражения. Чем раньше ребенок это начнет осознавать, тем меньше проблем будет и в учебе, и в поведении, а в будущем - меньше жизненных разочарований!