Профориентационная работа на уроках технологии как средство социализации учащихся
Профориентационная работа на уроках технологии как средство социализации учащихся
Важная роль в профориентационной работы в школе принадлежит учителю технологии. Особая, ничем не заменимая ценность уроков технологии в профориентационной работе состоит в том, что школьники не только получают определенные знания, но и пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профориентационная работа на уроках технологии как средство социализации учащихся»
ГКОУ РО Шахтинская специальная школа-интернат №16
Ростовская область, г. Шахты.
Выступление на заседании ОМО
Профориентационная работа на уроках технологии
как средство социализации учащихся
Учитель трудового обучения
Гапон Инна Николаевна
Январь 2017г.
Профориентационная работа на уроках технологии
как средство социализации учащихся
За последние несколько лет в нашей стране произошли серьезные социально-экономические изменения, которые привели к тому, что профессиональное самоопределение старшеклассников происходит не в таких условиях, как раньше. Исчезла система pаспpеделения выпускников в ВУЗах, появилась безработица. В связи с этим школьники вынуждены уделять большее внимание выбору профессии и своему профессиональному пути в целом. Появилась возможность свободного планирования карьеры, и этот процесс может начаться еще за школьной скамьей.
Важная роль в осуществлении профориентационной работы в школе принадлежит учителю технологии. Содержание предмета «Технология» дает возможность учителю ознакомить учащихся со многими профессиями, воспитать интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность уроков технологии в профориентационной работе состоит в том, что здесь школьники не только получают определенные знания, но и в процессе создания конкретных объектов труда они приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности. Ни с чем не сравнить возникающие у подростка, чувства радости, гордости от выполненной работы, от того, что он сделал нужное людям дело своими руками. Именно поэтому перед учителем технологии стоит задача так организовать работу, чтобы каждый ученик не только испытал подобные чувства, но чтобы они переросли в желание, а затем привычку трудиться, чтобы возник устойчивый интерес к выбору профессии.
Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии - важная социально-педагогическая задача школы. В Концепции модернизации российского образования на период до 2012 г. говорится о необходимости улучшения профессиональной ориентации школьника.
Учитывая, что каждая профессия (и социальное положение) требует от человека не только определённых общих и специальных умений и знаний, но и конкретных способностей и личностных качеств, черт характера, хорошего знания рынка труда и рынка профессий, можно назвать три основных составляющих содержания профессионального самоопределения:
самопознание (самоосознание своих возможностей, способностей, особенностей характера и т.д.);
самооценивание (сравнение результатов самопознания с теми требованиями, которые предъявляет избираемая профессия к человеку);
саморазвитие (развитие в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения избранной профессиональной деятельности и той социальной роли, к которой готовит себя молодой человек).
Инструментом решения данной проблемы стал курс "Твоя профессиональная карьера ", который преподается в рамках образовательной области "Технология".
Цель данного курса заключается в формировании готовности к личному и профессиональному самоопределению.
В своей работе, в рамках данного курса, я использую такие формы и методы деятельности, которые обеспечивают наибольшую активность и самостоятельность учащихся в овладении знаниями и особенно трудовыми умениями.
На уроках мною используются различные активные методы обучения: • деловая игра; • тренинг; • дискуссия;
• проектная деятельность; • исследование.
На занятиях этого курса учащиеся учатся определять уровень своих профессионально важных качеств, выявляют и оценивают свой “профессиональный интерес” и “склонности” с помощью методик “Карта интересов”, “Дифференциально-диагностического опросника”. Знакомятся с понятием темперамент, чертами характера и их проявлениями в профессиональной деятельности. Учатся определять свой тип темперамента, оценивать уровень памяти, пространственных представлений, внимания и мышления. Кроме того школьники знакомятся с отраслями общественного производства, классификацией профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям, и условиям труда.
Особого внимания заслуживают занятия по составлению профессиограмм (описаний профессий), на которых – учащиеся знакомятся со спецификой труда в данной отрасли, учатся самостоятельно работать над изучением профессии, ищут информацию и готовят сообщения о интересующей профессии.
Использование на этих уроках методов формирования практических умений выбора профессии, создание ситуаций, эмоционально окрашенных, опирающихся на жизненный опыт школьников, в их глазах делает занятия практически более значимыми и интересными.
Так, например: помогает в проведении профориентационной работы и упражнение «Самореклама». Учащиеся должны научиться правильно себя подать, прорекламировать, ведь от этого может зависеть их будущее. Часто люди стесняются говорить о своих достоинствах. Однако научиться себя рекламировать очень важно. Для подготовки к собеседованию я предлагаю такие вопросы: «Чем вы больше всего любите заниматься? Что вы умеете? Что вам в себе нравится? Что другим людям в вас нравится? Чем вы занимаетесь в свободное время? Что вы можете предложить работодателю?» Учащиеся, отвечая на эти вопросы, учатся рекламировать себя на рынке труда. Вызывает интерес и упражнение «Немое кино». Школьники без слов - жестами и мимикой передают какую-либо информацию о себе, о профессии, о своих умениях, навыках и характере. При приеме на работу важно уметь составить резюме. Мы учимся этому на уроках. После написания своего резюме ученики обмениваются друг с другом написанным. Представив себя в роли работодателя, анализируют резюме друг друга, деликатно и тактично указывают на ошибки.
На заключительном занятии учащиеся проектируют свой профессиональный план, в основу которого положена главная цель: чем заниматься, кем быть, какой вклад внести в общенародное дело, на кого равняться. Они должны реально оценить свои возможности для достижения этой цели: интересы, склонности и способности, состояние здоровья, волевые качества. Ставят перед собой цель: развивать в себе те качества, которые необходимы для выполнения избранной профессии.
Итак, профессия все больше начинает рассматриваться и как средство для достижения жизненного успеха, и как средство социализации в обществе, и как средство самореализации личности. Проблема самоопределения становится актуальной как для самого ученика, так и для общества, а адекватное профессиональное самоопределение учащихся - это главное в достижение успеха в профессиональной деятельности и для нахождения своего места в обществе.
Список литературы.
1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1973
2. Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1988
3. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991
4. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи.
/ Под ред. В.Л. Ословского, Киев: Наукова Думка, 1978