Профориентационная работа на уроках химии. СИЛИКАТНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Профориентационная работа на уроках химии. СИЛИКАТНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Основная профориентационная работа должна проводиться на уроках, особенно тогда, когда изучается производственная тематика школьного курса. Профориентация при обучении химии не должна быть изолирована от изучения основ предмета, но она также и не должна нарушать систему преподавания химических знаний или превращаться в обычную иллюстрацию к излагаемому материалу.
На уроках химии, посвященных изучению чисто химических, силикатных, металлургических, нефтехимических и других производств, в том числе на уроках, можно использовать следующие приемы
обеспечивать связь изучаемого производственного материала с современностью, перспективами развития данной отрасли народного хозяйства и потребностью в кадрах местных производств;
устанавливать межпредметные связи политехнического характера;
решать задачи с производственным содержанием;
раскрывать значение приобретаемых химических знаний для конкретной профессии химического профиля;
показывать широкое использование изучаемых веществ, материалов, химических процессов, химических методов контроля в различных отраслях современного производства;
выявлять применение химических законов и теорий в технологии;
развивать у учащихся умение применять в дальнейшем химические знания и самостоятельно приобретать новые знания об использовании химии работниками различных профессий.
Правильно организованная профориентационная работа должна осуществляться в неразрывном единстве с общим химическим образованием, трудовым и нравственным воспитанием на основе реализации политехнического принципа в обучении химии.
В условиях средней школы одним из эффективных путей допрофессиональ-ной подготовки к будущей трудовой деятельности является рационально организованный учебный труд школьников непосредственно на уроке, поскольку воспитание трудовых качеств начинается, как известно, с добросовестного выполнения каждым школьником своих учебных обязанностей.
При обучении химии важное значение приобретает формирование у учащихся экспериментальных умений и навыков. Практические занятия и лабораторные опыты способствуют как усвоению учебного курса, так и воспитанию общей культуры труда – формируют умение планировать работу, содержать в чистоте рабочее место, соблюдать правила техники безопасности, аккуратно проводить трудовые операции, осуществлять контроль за результатами выполняемого трудового процесса.
Большое значение имеют задачи с практическим содержанием, имеющие отношение к реальным материальным объектам, так как они интересны и понятны школьникам. Здесь знание фактов закрепляется в прикладной деятельности творческого характера. На первом уроке обучающиеся изучают формулу соединения, состав, структуру. Затем физические и химические свойства – и все это основывается на эксперименте. Школьники осознают важность химических производств.
Курс химии 8 класса позволяет знакомить учащихся с профессиями – растениевод, электросварщик, кузнец, штукатур, гальваник, термист, лаборант, аппаратчик, машинист, слесарь, врач, учитель, пожарник, дезинфектор, фармацевт; в 9 классе– химик, травильщик стекла, литейщик, текстильщик, агроном, медсестра, зубной врач, фотограф;10-11 классы – кристаллограф, геолог, пиротехник, вулканизаторщик, машинист - резиносмеситель, инженер – химик, технолог синтетических смол и пластмасс, формовщик.
При изучении производства серной кислоты в 9 классе знакомлю учащихся с экономическими терминами, что способствует знакомству с профессией экономист, рассказываю о профессии фармацевта.
При изучении темы «Силикатная промышленность» в 9 классе учащиеся знакомятся с профессиями формовщик фарфоро- фаянсовых изделий, живописец, травильщик стекла. В результате расширяются знания о силикатной промышленности, ее основных отраслях (производство керамики, цемента и стекла), формируется интерес и трудовая направленность.
Ролевые игры являются активной методикой обучения с более четкой трудовой и профессиональной направленностью. Игра есть активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений и процессов, а также профессиональной деятельности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профориентационная работа на уроках химии. СИЛИКАТНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ»
Профориентационная работа на уроках химии.
МЕЖАКОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА
МАОУ «СОШ5 г.ЧЕЛЯБИНСКА»
Педагогическая концепция.
Основная профориентационная работа должна проводиться на уроках, особенно тогда, когда изучается производственная тематика школьного курса. Профориентация при обучении химии не должна быть изолирована от изучения основ предмета, но она также и не должна нарушать систему преподавания химических знаний или превращаться в обычную иллюстрацию к излагаемому материалу.
На уроках химии, посвященных изучению чисто химических, силикатных, металлургических, нефтехимических и других производств, в том числе на уроках, можно использовать следующие приемы
обеспечивать связь изучаемого производственного материала с современностью, перспективами развития данной отрасли народного хозяйства и потребностью в кадрах местных производств;
устанавливать межпредметные связи политехнического характера;
решать задачи с производственным содержанием;
раскрывать значение приобретаемых химических знаний для конкретной профессии химического профиля;
показывать широкое использование изучаемых веществ, материалов, химических процессов, химических методов контроля в различных отраслях современного производства;
выявлять применение химических законов и теорий в технологии;
развивать у учащихся умение применять в дальнейшем химические знания и самостоятельно приобретать новые знания об использовании химии работниками различных профессий.
Правильно организованная профориентационная работа должна осуществляться в неразрывном единстве с общим химическим образованием, трудовым и нравственным воспитанием на основе реализации политехнического принципа в обучении химии.
В условиях средней школы одним из эффективных путей допрофессиональ-ной подготовки к будущей трудовой деятельности является рационально организованный учебный труд школьников непосредственно на уроке, поскольку воспитание трудовых качеств начинается, как известно, с добросовестного выполнения каждым школьником своих учебных обязанностей.
При обучении химии важное значение приобретает формирование у учащихся экспериментальных умений и навыков. Практические занятия и лабораторные опыты способствуют как усвоению учебного курса, так и воспитанию общей культуры труда – формируют умение планировать работу, содержать в чистоте рабочее место, соблюдать правила техники безопасности, аккуратно проводить трудовые операции, осуществлять контроль за результатами выполняемого трудового процесса.
Большое значение имеют задачи с практическим содержанием, имеющие отношение к реальным материальным объектам, так как они интересны и понятны школьникам. Здесь знание фактов закрепляется в прикладной деятельности творческого характера. На первом уроке обучающиеся изучают формулу соединения, состав, структуру. Затем физические и химические свойства – и все это основывается на эксперименте. Школьники осознают важность химических производств.
Курс химии 8 класса позволяет знакомить учащихся с профессиями – растениевод, электросварщик, кузнец, штукатур, гальваник, термист, лаборант, аппаратчик, машинист, слесарь, врач, учитель, пожарник, дезинфектор, фармацевт; в 9 классе– химик, травильщик стекла, литейщик, текстильщик, агроном, медсестра, зубной врач, фотограф;10-11 классы – кристаллограф, геолог, пиротехник, вулканизаторщик, машинист - резиносмеситель, инженер – химик, технолог синтетических смол и пластмасс, формовщик.
При изучении производства серной кислоты в 9 классе знакомлю учащихся с экономическими терминами, что способствует знакомству с профессией экономист, рассказываю о профессии фармацевта.
При изучении темы «Силикатная промышленность» в 9 классе учащиеся знакомятся с профессиями формовщик фарфоро- фаянсовых изделий, живописец, травильщик стекла . В результате расширяются знания о силикатной промышленности, ее основных отраслях (производство керамики, цемента и стекла), формируется интерес и трудовая направленность.
Ролевые игры являются активной методикой обучения с более четкой трудовой и профессиональной направленностью. Игра есть активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений и процессов, а также профессиональной деятельности
Использование здоровьесберегающей технологии на уроках:
Соблюдение гигиенических норм и требований организации учебного процесса;
Соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;
Контроль инноваций;
Строгое дозирование времени работы с компьютером;
Контроль за правильной осанкой учащихся;
Введение динамических пауз в ход урока;
Соблюдение норм домашнего задания;
Создание благоприятного психологического климата в ученическом коллективе;
Установка на успех и положительную мотивацию к обучению.
Результативность учебной деятельности.
Результат исследовательской деятельности:
снижения фактора тревожности;
динамика повышения мотивации учащихся;
расширение кругозора;
наглядность и зрительная память;
чувство успешности;
нарабатывается опыт публичного выступления учащихся;
создание ситуации успеха для каждого учащегося и возможность проявить себя;
выстраивание доверительных отношений между учеником и учителем.
Я стараюсь постоянно развивать свой творческий потенциал,
изучая методические рекомендации, требования к современному уроку XXI века. Но привычка к прямому заимствованию «готовых» методических разработок уроков парализует собственное творчество учителя даже тогда, когда педагог такой возможностью обладает. Поэтому пытаюсь самостоятельно разрабатывать поурочные планы (проектов) своих уроков.
Профориентационная работа на уроках химии.
Пояснительная записка.
Цель моего педагогического проекта: поиск условий и способов активизации познавательного интереса учащихся к предмету химии и воспитание всесторонне развитой личности.
Объект исследования моего проекта: процесс формирования устойчивого познавательного интереса к изучению химии посредством практической деятельности и развитие навыков исследовательской деятельности.
Основные задачи в ходе работы над проектом:
1.формировать у учащихся устойчивый интерес к предмету;
2.показать всю красоту и доступность химии;
3. развивать творческую активность, инициативу и самостоятельность
учащихся;
4.готовить к выбору профессии и к поступлению в ВУЗы.
Известно, что познавательный интерес является одним из значимых факторов в учебном процессе, условием его эффективности. В условиях огромного информационного потока и низкой мотивации учебной деятельности у учащихся трудно добиться высокого качества в учебе. Это проблема. Решить ее необходимо своевременно и правильно, нельзя забывать, что на уроке химии за партами сидят учащиеся самого сложного школьного возраста (14-17 лет). Если обратиться к школьной программе, требованиям, которые учащиеся должны усвоить, то обнаруживается и огромный теоретический массив, и множество практических работ, требующих конкретных знаний для их осуществления, и решение всех типов задач, предусмотренных стандартом образования (на решение которых практически не отпускается должного количества часов), и написание самых различных уравнений реакция от простых до довольно сложных. Вот и получается, что предмет химии в школьном курсе оказывается очень трудным для усвоения учащимися. Трудно сегодня, трудно завтра и становится неинтересно, потому что непонятно. А вот если на первое место поставить интерес, то тогда можно перебороть трудности.
Для повышения интереса к изучению предмета в 9 классе использую профориентационную работу, потому что учащиеся уже задумываются над выбором профессии. Для этого при изучении производств серной кислоты, азотной кислоты, силикатной промышленности, металлургического производства использую уроки с элементами ролевых игр. Игра есть активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений и процессов, а также профессиональной деятельности.
На таких уроках можно использовать следующие приемы:
обеспечивать связь изучаемого производственного материала с современностью, перспективами развития данной отрасли народного хозяйства и потребностью в кадрах местных производств;
устанавливать межпредметные связи политехнического характера;
решать задачи с производственным содержанием;
раскрывать значение приобретаемых химических знаний для конкретной профессии химического профиля; и д.р.
В моем проекте представлена разработка такого урока.
Урок- ролевая игра.
Тема: Силикатная промышленность.
Тип урока: изучение нового материала, обобщение имеющихся знаний. Метод урока: ролевая игра.
Подготовительная работа:
Класс делится на три группы:
Керамика, история и производство.
Стекло, история и производство.
Цемент, история и производство.
Учащиеся разделяются по направлениям: историк, инженер – технолог, эколог и собирают необходимую информацию.
Цели урока:
Обучающие: изучение учащимися основных производств силикатной промышленности, сырья, химических процессов при получении стекла, цемента, кирпича, керамики, их применении.
Развивающие: развитие внимания, познавательного интереса к химии, логического мышления, творческих способностей, речи учащихся, умение работать с дополнительной литературой, интернет – ресурсами, развивать интерес к декоративно – прикладному искусству (керамика, художественное стекло).
Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся, культуры общения, совершенствовать навыки коллективной работы, наблюдательности, научить созданию творческой обстановки, уважительного отношения к труду рабочих силикатной промышленности, строителей.
Цель нашего урока – ознакомится с силикатной промышленностью, сырьем, химическими процессами при получении стекла, цемента, кирпича, керамики, их применении. По мере знакомства с силикатной промышленностью заполняется таблица, правильность ее заполнения проверим в конце урока. (Приложение 1).
Понятие о силикатной промышленности.
Силикатная промышленность – это производство различных строительных материалов, стекла и керамики из различных природных силикатов.
Силикатные изделия – это такие изделия, которые состоят из смесей или сплавов силикатов, полисиликатов, алюмосиликатов.
Основным сырьем для производства керамики (от греч. «керамон» - глина) является глина.
Изготовление этих изделий основано на свойстве глины при смешивании ее с небольшим количеством воды образовывать пластичную массу. Этой массе можно придать любую форму, которая сохраняется после высыхания и закрепляется посредством обжига при высокой температуре.
Образующая спекшаяся масса называется черепок. В зависимости от степени спекания могут образоваться изделия со спекшимся черепком и с пористым черепком.
В зависимости от состояния поверхности керамические изделия делятся на глазурованные (покрыты тонким слоем стеклообразной массы) и неглазурованные. При повторном обжиге глазурь расплавляется и после охлаждения образуется стеклообразная масса, которая прочно соединяется с черепком.
К изделиям с пористым черепком относится строительный кирпич, фаянс, кафель, черепица, гончарные изделия, различные огнеупоры (шамотный кирпич, динас). К изделиям со спекшимся черепком относятся фарфор, тротуарные и облицовочные плиты.
Фарфор.
Инженер - технолог.
Фарфор. Слово «фарфор» произошло от персидского слова «фегфур». Фарфор – это керамическое изделие, имеющее спекшийся, белый и звонкий, просвечивающий в тонком слое черепок. Фарфор обладает большой механической и диэлектрической прочностью, термостойкостью, кислотоупорностью, богатейшими декоративными возможностями. Из фарфора, точнее из фарфоровой массы изготовляют бытовая и химическая посуда, художественные изделия, изоляторы и т. д. Изделия из обожженной глины пористы и пропускают воду. Поэтому вода в глиняном кувшине всегда прохладнее, чем в стеклянном. Ее молекулы просачиваются наружу и испаряются с поверхности кувшина, охлаждая его.
Историк.
Родина фарфора – Китай, где он был известен уже в 220 г. до н.э. В Европу его везли по Великому Шелковому пути, и здесь он стал предметом роскоши. Впервые изготовил настоящий европейский фарфор майсенский алхимик И. Беттгер в 1720 г. и до сих пор эта марка фарфора считается наиболее качественной наряду с английским фарфором из Веджвуда. В России изготовление фарфора было разработано Д.И.Виноградовым в 1746г. и налажено его производство на императорском заводе под Санкт – Петербургом (ныне он носит имя М.В. Ломоносова).
Инженер -технолог.
Сырьем для производства фарфора являются: каолин, обычная глина, кварц и полевой шпат. Процессы производства многообразны и в общих чертах сводятся к: 1) обработке сырья; 2) приготовлению керамической массы; 3) формованию изделий и их сушке; 4) обжигу; 5) отделке. Фарфоровые изделия формируются из пластичных и жидких масс, покрывают глазурью, обжигают при t = 1450-1700 0C до высокой степени спекания. Фарфоровую посуду сначала обжигают, а затем покрывают глазурью и обжигают вторично. Затем расписывают минеральными красками, после росписи еще раз обжигают.
Стекло.
Историк.
Человеку еще в глубокой древности было известно производство стекла. Древние люди могли держать в руках стекло, даже не имея представлений о его приготовлении, поскольку наряду с искусственным существует и природное (вулканическое) стекло – перлит, обсидиан. Пользуясь примитивной техникой, древние мастера уже в 4 тысячелетии до н.э. изготовляли простейшие стеклянные украшения. Основоположником научного подхода к производству стеклянных изделий в нашей стране был М.В. Ломоносов. Он провел около 2000 плавок стекла, получив при этом новые виды окрашенных стекол. В своей мастерской он создал около 40 мозаик. Некоторые из них находятся в Историческом музее и Эрмитаже. Инженер - технолог.
Сырьем для производства обычного стекла служат чистый кварцевый песок, сода и известняк. Эти вещества перемешивают и нагревают при t = 1500 0C Образовавшиеся силикаты натрия и кальция сплавляются с песком, который берут в избытке. Стекло не является индивидуальным веществом, а представляет собой сплав нескольких веществ.
Стадии производства:
Подготовка сырья – промывают, сушат, (речной песок – кварц предварительно промывают для удаления глины и оксидов железа)
Варка стекла – процесс расплавления шихты до образования однородной массы. Происходят сложные химические процессы.
При 250ºС начинается реакция
MgCO3 + Na2CO3 → MgNa2(CO3)2
CaCO3 + Na2CO3 → CaNa2(CO3)2
Образующиеся двойные соли взаимодействуют с кварцевым песком:
MgNa2(CO3)2 + 2SiO2 → MgSiO3 + Na2SiO3 + 2CO2↑
CaNa2(CO3)2 + 2SiO2 → CaSiO3 + Na2SiO3 + 2CO2↑
Параллельно происходит:
MgCO3 + SiO2 → MgSiO3 + CO2↑
CaCO3 + SiO2 → CaSiO3 + CO2↑
В составе стекла они находятся в виде силикатов.
При температуре 750-900ºС разлагаются не вступившие в реакцию MgCO3 и CaCO3 , сода взаимодействует с песком, а избыток SiO2 растворяется в расплаве силикатов. При дальнейшем нагревании (1200-1500ºС) начинается процесс гомогенизации (выравнивание состава) за счет диффузии и удаление пузырьков газа (процесс осветления). Затем стекломасса идет на изготовление различных изделий.
В отличие от кристаллических тел стекла при повышении температуры размягчаются, а затем плавятся. Затем стеклообразная масса застудневает по мере остывания. На этом свойстве стекла основано формование из него изделий. Из стекла в полужидком состоянии вытягивают листовое стекло, стеклянные трубки и волокно. Все эти процессы механизированы.
Химическое стекло. Если при производстве стекла соду заменить на поташ K2CO3 , то получаем более тугоплавкое стекло. Примерный состав стекла: К2O CaO 6SiO2. Используют для изготовление химической посуды.
Хрустальное стекло. Сырье: К2СO3 ,РbO и SiO2 – то получают хрусталь. Хрусталь был открыт в Англии в 17 веке и характеризуется высокой прозрачностью, хорошим блеском, характерным звоном и большой плотностью. Изделия из хрусталя чувствуются в руке по массе. Хрусталь сильно преломляет свет, поэтому используется в приготовлении линз и призм.
Цветное стекло. Если к обычному стеклу добавить оксиды металлов, то мы получим цветное стекло. CoO – синее стекло, Cr2O3 – зеленное стекло, Fe2O3 - желтое стекло, небольшое количество раздробленного золота – рубиновое стекло. Из такого стекла сделаны звезды московского кремля на Красной площади. Эти звезды были изготовлены на заводе «Красный май» Вышневолоцкого района.
Кварцевое стекло изготавливают из чистого кварцевого песка.
Но кроме твердого стекла существуют и жидкие стекла. К ним относят концентрированные растворы силикатов натрия и калия, получаемых при сплавлении SiO2 со щелочами и карбонатами.
Na2CO3 + SiO2 = Na2SiO3 + CO2 ↑
Стеклодув.
В своем стихотворении «Письмо о пользе стекла» М.В.Ломоносов писал:
Так в бисере стекло, подобясь жемчугу,
Любимо по всему земному ходит кругу.
Им красится народ в полуночных степях,
Им красится арап на южных берегах…
Более 6000 лет назад возникло стеклоделие, и появились стеклянные бусы разных форм и размеров. Благодаря современным технологиям бусины стали мельче. Так появился бисер – мелкие бусины с отверстием для продевания нити. Вначале 18 века становится популярным чешское стекло, бисер из него легче поддавался обработке, гранению, и шлифованию. Расцвет бисероплетения пришелся на конец XXвека, но и сейчас это искусство не забыто.
Кирпич.
Историк.
Кирпич является самым древним искусственным строительным материалом. Хотя вплоть до нового времени широчайшее распространение имел во многих странах необожженный кирпич-сырец, часто с добавлением в глину резаной соломы. Применением в строительстве обожжённого кирпича также восходит к глубокой древности (постройки в Египте, в Мохендто-Даро, 3-2 тыс. до н. э.). Особенно важную роль играл в зодчестве Месопотамии и (позднее) Древнего Рима, где из кирпича выкладывались сложные конструкции, в т. ч. арки и своды. В среднем веке кирпич не только служил конструкционным материалом; использовались декоративные возможности узорной кладки. Художественно- выразительные возможности кирпича используются и в 20-21 веках. В современной архитектуре используются выразительные кладки лицевого кирпича, сочетание глиняного и силикатного кирпича.
Инженер - технолог.
По виду исходного сырья и по способу изготовления различают силикатный кирпич (известково-песчанный), получаемый автоклавным способом, и красный (обыкновенный и лицевой). Красный кирпич обладает следующими свойствами: огнеупорен, легкий, прочный, малотеплопроводен. Для его производства готовят сырьевую смесь, состоящую из глины, кварцевого песка (30-40%). В эту смесь добавляют воды (35%) и готовят пластичную массу, из которой формуют кирпич. После формования кирпич сушат 2-3 дня при t = 110 0С, после этой операции получается кирпич-сырец. Далее кирпич-сырец подвергают обжигу при t = 1050 0С в туннельных печах. Затем кирпич медленно охлаждают. Используют для строительства жилых зданий, печей.
Силикатный кирпич. Сырьем является кварцевый песок (95%) и гашеная известь Ca(OH)2 (5%). Изготовляется безобжиговым способом. Слегка увлажненная сырьевая смесь раскладывается в формы и уплотняется, затем подается в автоклав (10-14 часов) при t = 100 0С, Р = 10 атм. Силикатный кирпич имеет светло-серый цвет, но иногда его окрашивают. Для этого используют глины или промышленные отходы, содержащие оксиды железа. Водопоглощение силикатного кирпича довольно высокое, но не должно превышать 16%. Вследствие высокого водопоглощения по сравнению с красным глиняным кирпичом он обладает меньшей морозостойкостью. Силикатный кирпич в основном используют в качестве стенового материала для возведения надземных частей зданий. Его нельзя применять для возведения фундаментов и кладки печей
Цемент.
Инженер - технолог.
Важнейшим продуктом силикатной промышленности является цемент, который в огромном количестве применяется в строительстве. Цемент – это вяжущие материалы, употребляемые в строительстве для скрепления между собой твердых предметов. В зависимости от того, происходит ли отвердение на воздухе или под водой, различают цементы воздушные (известковое тесто) и гидравлические. В технике цементами называют только гидравлические цементы.
Историк.
Цемент был известен еще римлянам, которые получали его из извести, вулканического пепла и жженой извести. В настоящее время главнейшим видом цемента является портландский цемент (портланд- цемент). В 1824 г. каменщик Д. Аспдин в Англии получил патент на производство цемента, похожего на портландский камень, который добывали около города Портланда. Однако инженер Е. Г. Челиев (Челидзе) уже в 1817—1821 гг. для восстановительных работ г. Москвы разработал способ получения цемента из глины и известняка. Но позже его приоритет был забыт.
Технолог.
Основным сырьем для производства портланд-цемента являются известняк и глина, содержащие оксид кремния (IV). Эти вещества тщательно перемешивают, и их смесь обжигают в наклонных цилиндрических печах, длина которых достигает более 200 м, а в поперечнике — около 5 м (рис.). В процессе обжига печь медленно вращается, и исходные материалы постепенно движутся к нижней ее части навстречу потоку раскаленных газов (принцип противотока) — продуктов сгорания поступающего газообразного или твердого пылевидного топлива. При повышенной температуре между глиной и известняком происходят сложные химические реакции. Простейшими из них являются обезвоживание каолинита, разложение известняка и образование силикатов и алюминатов кальция: Образовавшиеся в результате реакций вещества спекаются в виде отдельных кусков. После охлаждения их размалывают до тонкого порошка. Процесс затвердевания цементного теста объясняется тем, что различные силикаты и алюминаты, входящие в состав цемента, реагируют с водой с образованием каменистой массы. Основным строительным материалом являются цемент, бетон, шлакобетон и железобетон. Бетон — смесь щебня и песка с цементом. При смешивании цемента со шлаком получают шлакобетон. Бетонные сооружения получают еще более прочные, если в бетон закладывают каркас из железных стержней. Такой строительный материал называется железобетоном. Из него воздвигают капитальные строительные объекты: заводские корпуса, плотины и другие сооружения.
Эколог.
В стекольном производстве пылевые частицы размером до 50 мкм удерживаются в воздухе длительное время. Пыль обладает фиброгенным действием (Si02) и общетоксичным (В203, As203 и др.).
Диоксид кремния -- основа кварцевого песка (99--99,5%) - имеет средний размер кристаллических частиц 0,1--1 мм. На организм человека наибольшее влияние оказывают частицы размером 1--2 мкм. Длительное воздействие этих частиц на легкие приводит к фиброзу -- разрастанию в легких соединительных тканей, ведущего к силикозу -- заболеванию всего организма.
Пыль доломита [(СаМg(С03)г] составляет 50% от всей пыли, образующейся при приготовлении шихты. Она обладает фиброгенным действием.
Пыль известняка СаС03 (мела) также фиброгенна. Карбонат натрия (Na2C03) обладает большой летучестью, вызывает изъязвление слизистой оболочки носа, раздражает дыхательные пути и приводит к конъюнктивиту.
Оксид бора В203 является составляющим элементом ряда оптических стекол и стекловолокна. В шихту вводят борную кислоту Н3В03, пыль которой может быть причиной повреждения кожи.
В производстве хрусталя, оптических стекол, эмалей используют материалы, содержащие оксиды свинца (РЬО, РЬ304), пыль которых высокотоксична и обладает кумулятивным действием -- может накапливаться (аккумулироваться) в организме. Свинец поражает сердечнососудистую и нервную системы, кроветворные органы и желудочно-кишечный тракт.
В качестве осветлителя в производстве стекла используют оксид мышьяка (III) As203, являющийся сильным ядом. На организм человека он оказывает пагубное влияние, разрушая вегетативную нервную систему, приводит к параличу кровеносной системы, действует на обмен веществ. Нарушение питания тканей может привести к злокачественным образованиям. Так же как и свинец, он может накапливаться в организме. Доза, приводящая к серьезному отравлению человека, составляет 0,01-0,052 г.
Из числа вредных веществ, входящих в состав шихты, выделяют оксид хрома Сг203 и дихромат калия К2Сг207, используемые как красители. Эти вещества также крайне токсичны. Они раздражают и изъязвляют слизистые оболочки и кожу, при их взаимодействии наблюдается прободение хрящевой перегородки, носоглотки и поражение желудочно-кишечного тракта.
В окружающей отделение атмосфере на уровне приземного слоя, концентрация вредных веществ не должна превышать 30% от ПДК в рабочей зоне помещения.
Из всего вышесказанного следует, что помимо бесспорной важности силикатного производства просматривается и наличие серьезных экологических проблем, вызываемых процессами, на которых основана силикатная промышленность. Эти проблемы могут вызвать, и, к сожалению, уже вызывают различные серьезные заболевания у работников силикатной промышленности и населения, а также негативно влияют в целом на экологическую обстановку.
Закрепление знаний, умений и навыков (тестирование в форме ОГЭ). (Приложение 2.).