«Профессиональное самоопределение учащихся на технические виды деятельности с применением новых технологий» на 2009-2014 учебный год
«Профессиональное самоопределение учащихся на технические виды деятельности с применением новых технологий» на 2009-2014 учебный год
В России требуются развитые технически грамотные молодые люди, в данный момент в стране это считается большой проблемой. Многие технические ВУЗЫ не могут набрать студентов на технические профили. В нашем городе и округе тоже не хватает специалистов технических профессий. Поскольку наш город является административным центром, то в нем преобладают структуры государственного управления, офисы, банки, юридические службы и т.д. Все эти учреждения насыщены самой современной техникой, где требуются инженерно-технические работники, и наше учреждение частично решает проблему развивает детей и подростков через технико-технологическое образование.
Новизна проекта:
Создание комплексного образовательного пространства на основе соглашений с учреждениями города о совместном сотрудничестве, для повышения качества содержания дополнительного образования детей по техническим видам деятельности, его организационных форм, методов и технологий.
Проект направлен на развитие творческого роста, жизненного самоопределения учащихся в процессе занятий техническими видами деятельности с применением новых технологий.
Проект включает программы объединений: «Радооператор», «Радиоэлектроника», «Автомотолюбители», «Ракетомоделизм», «Спортивный судомоделизм», «Авиамоделизм», «Основы компьютерной грамотности».
В своей педагогической деятельности педагоги активно внедряют современные приемы и технологии, направленные на формирование у обучающихся ключевых компетенций, постоянно используют проблемные методы обучения, дифференцированный подход, приемы личностно-ориентированного, развивающего обучения.
личностно-ориентированное обучение, которое создаёт условия для развития познавательных интересов обучающихся к учению, разностороннее, свободное и творческое развитие личности в атмосфере сотрудничества и содружества;
информационные технологии
исследовательскую деятельность, которая позволяет развивать у детей способность самостоятельно добывать новые предметные знания, самостоятельно организовывать поиск, а также формировать мыслительные операции, такие как аналогия, классификация, обобщение и другие;
здоровьесберегающие технологии для снижения утомляемости и повышения познавательной активности обучающихся;
интеграционную технологию, которая обеспечивает интеграцию разнопредметных знаний и умений. На основе интеграционных связей у обучающихся создается единое комплексное о процессах и явлениях.
Цель: «Влияние технических видов деятельности на профессиональное самоопределение учащихся в социуме»
Задачи:
Создать непрерывную систему дополнительного образования с включением учащихся в технические виды деятельности;
Организовать комплексное образовательное пространство обучения учащихся на основе технического творчества, профильных программ, элективных курсов, педагогических и производственных технологий.
Создать оптимальную среду, способствующую воспитанию нравственной, физически здоровой личности, постоянно стремящейся к творческому саморазвитию, расширению знаний, ориентированную на социальную адаптацию в современных условиях жизни.
Совершенствовать систему технологического обучения учащихся на основе единого плана с другими учреждениями города.
Повышать профессиональный уровень педагогов через курсы, семинары.
Обновлять материально – техническую базу станции для внедрения информационных, телекоммуникационных и производственных технологий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Профессиональное самоопределение учащихся на технические виды деятельности с применением новых технологий» на 2009-2014 учебный год »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Станция юных техников»
Утверждаю
Директор станции
юных техников
________Г.А.Божедомов
«__»___________2009 г.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Профессиональное самоопределение учащихся
на технические виды деятельности с применением новых технологий» на 2009-2014 учебный год
Авторы проекта:
Захарова Тамара Григорьевна, заместитель директора по УВР;
Никитина Татьяна Викторовна, заместитель директора по методической работе
Консультант: Новосельцева Татьяна Фатеевна, кандидат психологических наук.
г. Ханты – Мансийск
№ п/п
Содержание
Паспорт проекта
1.1.Авторы
1.2. Участники
1.3. Цели и задачи
1.4. Этапы реализации проекта
1.5.Актуальность и новизна
1.6. Основные направления Проекта
1.7. Ожидаемые результаты проекта
1.8. Ожидаемые результаты учащихся и модель выпускника
1.9.Финансирование на год
Аннотация
Назначение проекта и цель его разработки
Аналитическое обоснование проекта:
4.1.Анализ проблемной ситуации
4.2.Актуальность
4.3.Социальный заказ
4.3.Кадровое обеспечение
4.4.Информационные ресурсы
4.5. Материально-техническая база
Концепция проекта:
5.1.Ведущие принципы проекта
5.2.Приоритетные направления
5.3.Условия реализации проекта
5.4. Схема «Сетевое взаимодействие станции юных техников
с учреждениями города и России»
Социальный эффект
Основные критерии роста учащегося и оценки профессионального самоопределения
Мониторинг результатов выполнения программы развития
Педагогические и производственные технологии, применяемые в объединениях
Литература
Приложение:
№1 План мероприятий по реализации проекта I -3 этапа 2009 – 2014 учебный год.
№2 Мониторинг результатов выполнения проекта:
характеристики обновленного содержания
результаты аттестации учащихся по направлениям
Выполнения программ
Достижения учащихся
№3 Характеристика учащихся
№4 Кадровое обеспечение образовательного процесса
№5 Обобщение и распространения опыта
№6 Справка по психологическому сопровождению
социального и профессионального самоопределения учащихся
№7Диагностика развития личности воспитанника и уровня его самоопределения
Паспорт проекта
«Профессиональное самоопределение учащихся
на технические виды деятельности с применением новых технологий»
Наименование программы, проекта
Данный проект разработан на 2009 - 2014 учебный год по теме: «Профессиональное самоопределение учащихся на технические виды деятельности с применением новых технологий».
Название учреждения
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников» МБОУ ДОД СЮТ
Основание для разработки проекта
В соответствии Типового Положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (приказ Минобрнауки РФ № 504 от 26.06.2012 г.), в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Уставом МБОУДОД СЮТ,
Авторы проекта
Захарова Тамара Григорьевна, заместитель директора по УВР;
Никитина Татьяна Викторовна, заместитель директора по МР;
Консультант: Новосельцева Татьяна Фатеевна, кандидат психологических наук.
Участники Проекта
Департамент образования администрации г. Ханты –Мансийска;
Педагогический коллектив МБОУ ДОД СЮТ;
Городской центр занятости населения
Межшкольный учебный комбинат;
Законные представители (родители);
Учащиеся
Цель и задачи проекта
Цель: «Влияние технических видов деятельности на профессиональное самоопределение учащихся в социуме»
Задачи:
Создать непрерывную систему дополнительного образования с включением учащихся в технические виды деятельности;
Организовать комплексное образовательное пространство обучения учащихся на основе технического творчества, профильных программ, элективных курсов, педагогических и производственных технологий.
Создать оптимальную среду, способствующую воспитанию нравственной, физически здоровой личности, постоянно стремящейся к творческому саморазвитию, расширению знаний, ориентированную на социальную адаптацию в современных условиях жизни.
Совершенствовать систему технологического обучения учащихся на основе единого плана с другими учреждениями города.
Повышать профессиональный уровень педагогов через курсы, семинары.
Обновлять материально – техническую базу станции для внедрения информационных, телекоммуникационных и производственных технологий
Срок реализации проекта
Этапы реализации проекта:
1 этап: Подготовительный (2009-2010 уч.г.)
Цель: Совершенствование работы по программно-методическому обеспечению
Разработка проекта со стратегическими ориентирами основных направлений реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
Проведение диагностики учащихся на выбор технического направления через тесты, анкеты;
Разработка индивидуальных и профильных программ, планов, элективных курсов для работы с учащимися по техническому образованию.
Заключение соглашений с учреждениями города о совместном сотрудничестве на оказание дополнительных образовательных услуг учащимся, направленных на технические виды деятельности;
Разработка методического обеспечения, необходимого для реализации задач образовательного процесса.
2 этап: Основной (2011-2012 уч.г.)
Цель: Освоение новых технологий, форм и методов образования, направленных профессиональное самоопределение учащихся.
Обновление материально- технической базы для реализации образовательных программ;
Внедрение новых технологий для решения познавательных, воспитательных и развивающих задач образования воспитанников;
Применение производственных технологий изготовления моделей, позволяющих усовершенствовать технологический процесс на занятиях;
Анализ творческих отчётов педагогов по результатам деятельности объединений;
Разработка критерий, определяющих творческий рост учащихся
3 этап Заключительный (2013-2014уч.г.)
Цель: Эффективность реализации проекта:
Диагностика результативности объединений;
Социальный эффект проекта;
Исследование готовности учащихся к профессиональному самоопределению (отслеживание путей самоопределения выпускников).
Качество проработки плана реализации (достаточность, контролируемость, ресурсность, реалистичность).
Актуальность
В России требуются развитые технически грамотные молодые люди, в данный момент в стране это считается большой проблемой. Многие технические ВУЗЫ не могут набрать студентов на технические профили. В нашем городе и округе тоже не хватает специалистов технических профессий. Поскольку наш город является административным центром, то в нем преобладают структуры государственного управления, офисы, банки, юридические службы и т.д. Все эти учреждения насыщены самой современной техникой, где требуются инженерно-технические работники, и наше учреждение частично решает проблему развивает детей и подростков через технико-технологическое образование.
Новизна проекта:
Создание комплексного образовательного пространства на основесоглашений с учреждениями города о совместном сотрудничестве, для повышения качества содержания дополнительного образования детей по техническим видам деятельности, его организационных форм, методов и технологий;
Основные направления Проекта
Проект направлен на развитие творческого роста, жизненного самоопределения учащихся в процессе занятий техническими видами деятельности с применением новых технологий.
Проект включает программы объединений: «Радооператор», «Радиоэлектроника», «Автомотолюбители», «Ракетомоделизм», «Спортивный судомоделизм», «Авиамоделизм», «Основы компьютерной грамотности».
В своей педагогической деятельности педагоги активно внедряют современные приемы и технологии, направленные на формирование у обучающихся ключевых компетенций, постоянно используют проблемные методы обучения, дифференцированный подход, приемы личностно-ориентированного, развивающего обучения.
личностно-ориентированное обучение, которое создаёт условия для развития познавательных интересов обучающихся к учению, разностороннее, свободное и творческое развитие личности в атмосфере сотрудничества и содружества;
информационные технологии
исследовательскую деятельность, которая позволяет развивать у детей способность самостоятельно добывать новые предметные знания, самостоятельно организовывать поиск, а также формировать мыслительные операции, такие как аналогия, классификация, обобщение и другие;
здоровьесберегающие технологии для снижения утомляемости и повышения познавательной активности обучающихся;
интеграционную технологию, которая обеспечивает интеграцию разнопредметных знаний и умений. На основе интеграционных связей у обучающихся создается единое комплексное о процессах и явлениях.
Ожидаемые результаты
проекта
Ожидаемые результаты проекта:
Повышение качества содержания дополнительного образования детей по техническим видам деятельности, его организационных форм, методов и технологий;
Применение воспитанниками практических навыков технического образования в быту;
Создание образовательного, развивающего и воспитывающего эффекта профориентационных программ, проектов, элективных курсов, профилировананных подпрограмм, содержащих адресную и социально-педагогическую помощь учащимся в их жизненном самоопределении.
Расширение видов творческой деятельности через соревнования, конкурсы, выставки, защиту проектов, научно – исследовательскую деятельность;
Создание непрерывной системы дополнительного образования с включением учащихся в технические виды деятельности;
Освоение и использование информационно-компьютерных технологий для повышения творческого потенциала детей и подростков;
Подготовка педагогических кадров для реализации путей профессионального самоопределения школьников на основе новых технологий обучения, дифференцированного и индивидуального подхода.
Подготовка учащихся к осознанному выбору индивидуальной образовательной траектории в профессиональном пространстве социума.
Ожидаемые результаты
учащихся
Ожидаемые результаты учащихся
Сформировать новую модель выпускника «Человек-техника»;
Знакомство с различными профессиями через работу кружков и объединений;
.Формирование представлений об избранной сфере профессиональной деятельности и соотнесения себя с этой деятельностью;
Готовность к гражданскому самоопределению; Интеллектуальная готовность и способность учащихся к продолжению образования;
Пропаганда профессиональной ориентации на технические специальности;
Воспитать молодого человека способного адаптироваться в социуме;
Научить учащихся навыкам и приёмам работы на станках с разными инструментами и материалами;
Подготовить спортсменов-разрядников, кандидатов в сборные команды России.
Модель выпускника станции
Модель выпускника станции – это творчески развитая, социально-ориентированная личность, способная к реализации и самоопределению:
Интеллектуальная готовность и способность к продолжению образования;
Социальная зрелость (готовность к жизненному самоопределению);
Чувство собственного достоинства (на основе осознания себя как успешного человека);
Умение применять знания в нестандартных ситуациях для решения возникающих проблем;
Способность использовать знания на практике;
Умение конструировать и моделировать;
Творческая индивидуальность;
Познавательная активность как развитие интересов и склонностей к техническим видам деятельности.
Источники и объемы финансирования Программы
Финансирование на год:
Расходы на приобретение учебной и методической литературы – 10.000 руб.
Канцтовары – 6.000 руб.
Обновление станочного парка – 900. 000 руб.
Городские и внутристанционные мероприятия – 100.000 руб.
Соревнования по национальному проекту – 870.000 руб.
Внебюджетные средства – 10.000 руб.
Общая сумма финансирования - 1.896 000 руб.
Постановление об утверждении программы
Приказ директора станции юных техников
№ 55 от 06.09.09 г
Контроль за исполнением программы
Департамент образования администрации г. Ханты –Мансийска администрация МБОУ ДОД «Станция юных техников», Совет учреждения и родительский комитет
1.Аннотация
Данный проект представляет собой документ, характеризующий специфику содержания, организацию образовательного процесса в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Станции юных техников», его особенностей развития в период с 2009 – 2014 г.г.
Идеи Проекта вытекают из направлений и результатов работы МБОУ ДОД прошлых лет, реализации задач, комплексной программы развития образования города Ханты-Мансийска, ХМАО - Югры, Концепции модернизации Российского образования на период до 2020 года.
Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания дополнительного образования будут положены «ключевые компетентности» в сфере:
самостоятельной познавательной деятельности;
гражданско-общественной;
социально-трудовой;
культурно-досуговой деятельности.
Проект направлен на содействие формированию навыков допрофессиональной подготовке учащихся занимающихся техническими видами деятельности с использованием новых технологий.
Идея проекта звучит так: «Интеграция усилий педагогов станции юных техников по обеспечению развития творческой индивидуальности детей на основе гражданского, трудового воспитания как будущей «технической элиты» Ханты-Мансийского округа».
2.Назначение проекта и цель его разработки
Дополнительное образование является составной частью непрерывного образования. Оно реализует множество функций. Это и обучение досугу, и формирование готовности личности к непрерывному образованию, допрофессиональная и профессиональная подготовка, это и развитие задатков, способностей, интересов личности, что обеспечивает самостоятельное решение проблем в различных сферах жизнедеятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является собственный опыт ребёнка.
В мире насчитывается огромное количество разнообразных профессий. Одни возникли тысячи лет назад, другие – уже в наше время. Значительным толчком к появлению новых профессий, к коренному изменению содержания старых явилась современная научно-техническая революция, которая проникла во все сферы жизни человека.
Вопрос «Кем быть?» – жизненно важный. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно, особенно молодому человеку, окончившему школу. Он должен остановить (сделать) свой выбор на профессии, важной для общества, соответствующей его запросам и интересам. Помочь юноше или девушке найти свое место в жизни, и призвана профессиональная ориентация. На станции юных техников она рассматривается как составная часть обучения и воспитания учащихся.Одним из возможных путей удовлетворения указанных потребностей является участие ребенка в деятельности творческих объединений станции юных техников.
Интересы общественного развития в области научного и профессионального становления молодежи требуют особого подхода, который должен базироваться на комплексе современных идей, технологий и классических составляющих. В этом контексте дополнительное образование должно сыграть не последнюю роль в формировании молодой личности, предполагающей занять в современном обществе не маргинальные позиции.
В течение последних десятилетий в развитых странах мира общество предъявляет профессиональные требования к молодым людям все в более раннем возрасте. Поэтому юноша
или девушка, не желающие «потеряться» в современном мире, должны уже в 14 – 16 лет определяться в профессиональном выборе.
Но, сама по себе профессионализация в ее узконаправленном понимании без творческой составляющей не способна полностью реализовать фундаментальную роль начального и среднего образования – социализацию личности или трансляцию социального опыта с определенной степенью его профессиональной окраски.
В этом плане станция юных техников предоставляет молодому поколению уникальную возможность испытать свои силы и раскрыть свои способности и возможности посредством начальной исследовательской деятельности в различных областях человеческих знаний.
В учреждении занимаются свыше 500 учащихся, 52 группы. Работает 19 объединений по следующим направлениям: начальное техническое моделирование, спортивно-техническое,
научно-познавательное, социально-педагогическое.
Вся работа наших направлений построена так, что в каком бы из них школьник ни занимался, он непременно соприкасается с разными профессиями. Какую бы модель ни изготавливал, он вынужден выполнять токарные, слесарные, фрезерные работы. Основные навыки этих профессий ребята получают в наших кружках, совершенствуя свое мастерство на практике. На занятиях самое серьезное внимание уделяется изучению всех этапов творческого процесса конструирования: от чтения и выполнения чертежей до изготовления модели и проверки ее работоспособности.
Результаты показывают, что учащиеся удовлетворены процессом и результатом своей деятельности. В свободное после школы время им нравятся занятия, профиль, который они выбрали, общение в кругу сверстников и дальнейшее самоопределение в социальном обществе.
Профессиональная ориентация – это выбор из множества профессий тех, которые наиболее соответствуют интересам и возможностям человека, а также пользуются спросом в современном обществе.
На основании вышеизложенных данных на станции юных техников разработан проект по теме Профессиональное самоопределение учащихся на технические виды деятельности с применением новых технологий» в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», «Федеральной программой развития образования и является основой государственной политики Министерства образования Российской Федерации в области профессионального образования»
3. Аналитическое обоснование проекта
г. Ханты-Мансийск, как столица автономного округа имеет большие перспективы в плане социально-экономического развития и, связанную с этим, ожидаемую в ближайшем будущем потребность в квалификационных кадрах в различных сферах человеческой деятельности. Поэтому нужно думать о работе с наиболее активным, в сфере научно-технического творчества молодёжи и школьников, чтобы завтра иметь в городе и автономном округе высококвалифицированных специалистов качественно новых профессий, направленные на технические специальности.
Поскольку наш город является административным центром, то в нем преобладают структуры государственного управления, офисы, банки, юридические службы и т.д. Все эти учреждения насыщены самой современной оргтехникой, где требуются инженерно-технические и научные работники.
Современным оборудованием оснащен Научно-аналитический центр рационального недропользования. В этом центре решаются задачи, которые требуют использования более мощных программных продуктов, чем офисные приложения.
ЮГРАТЕЛ– стратегическая отрасль, без которой невозможно нормальное функционирование ни одной из вышеназванных структур, не может поддерживать требуемое качество всех видов связи и высокий уровень производства без внедрения последних достижений компьютерной техники, где требуются операторы по обслуживанию оргтехники.
ОАО «ЮграАвиа», осуществляя перевозку пассажиров и грузов на всех направлениях, планирует внедрение единой автоматизированной системы управления, интегрированную во все регионы страны и в зарубежье, где требуются диспетчеры, техники, связисты.
В наших объединениях разработаны проекты, которые нашли применение в работе авиапредприятия. Один из них «Информационная система для автоматизированной системы управления авиапредриятием» для ОАО «ЮграАвиа».
Наш округ является одним из крупных нефтедобывающих отраслей более 70%, где требуются: буровой машинист, машинист-трубоукладчик, слесарь-ремонтник и др.
Свыше 654 малых предприятий строительных, промышленных, торговых и во всех перечисленных структурах и отраслях требуются специалисты, квалификация которых позволяет на должном уровне обслуживать разные сферы деятельности.
Одним из возможных путей удовлетворения указанных потребностей является участие ребенка в деятельности творческих объединений станции юных техников.
Анализ проблемной ситуации
Вопросы профессионального самоопределения молодёжи в нашей стране являются особенно актуальными и жизненно важными.
Проблема стоит в том, что государство тратит огромные средства на обучение молодёжи, но, закончив учебные заведения, они понимают, что выбрали не ту профессию, которая им нравится или невостребованность этой профессии в обществе. Переобучение специалистов требует дополнительных финансовых средств и затрат.
Актуальность проблемы профессионального самоопределения личности диктуется наличием в социуме таких противоречий как:
необходимость самозащищённости личности и отсутствием у подрастающего поколения адаптивных механизмов социализации;
слабая социальная поддержка жизненно и профессионального самоопределения подрастающего поколения и потребность в достойном человека выживании;
недостаточная вооруженность в современном мире и необходимость нормального физического и духовного развития в условиях представляемой свободы выбора профессий.
Перечисленные аспекты проблемы требуют незамедлительных действий. Нами разработан проект «Профессиональное самоопределение учащихся на технические виды деятельности с использованием новых технологий», который частично решает эту проблему.
Гипотеза проекта состоит в том, что если мы создадим условия, позволяющие учащимся реализовать индивидуально-образовательный маршрут, направленный на технические виды деятельности, то воспитанники будут более подготовленными к профессиональному самоопределению и на выбор инженерно-технических специальностей.
Для успешного вхождения человека в новый и неизвестный для него мир профессий и продвижения в нем к желаемой цели общество предоставляет ему ориентиры, отражающие количественную и качественную потребность общества в кадрах, а также конкретные виды труда, профессии и возможности подготовки к ним.
Особо значимой является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активного развития их, формирования потребности и умения включаться в общественно производительный труд и социальные отношения трудового коллектива. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса, при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей, учащихся к труду.
У учащихся младших классов 1-5 классов (1 ступень – начальное звено), с помощью активных средств профориентационной деятельности (деловые игры, группы по интересам, факультативы, общественно-полезный труд, индивидуальное собеседование и др.). Необходимо формировать у школьников добросовестное отношение к труду, понимание их роли в жизни государства и общества, установку на выбор профессии. Развивать интерес детей к трудовой деятельности.
У подростков 6-8 классов (2 ступень – среднее звено) важно сформировать осознание ими своих интересов, способностей общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.
С учащимися 9-11 классов (3 ступень – старшее звено) важно осуществлять профориентационную деятельность на базе станции юных техников выявлять у них устойчивый интерес к техническим видам деятельности. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке и коррекции профессиональных планов; знакомить учащихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии и саморазвития к ней.
Профили обучения
Количество групп технического профиля - 36
Количество групп других профилей – 17
Все труднее с каждым годом становится заинтересовать именно старшеклассников дополнительным образованием в силу того, что очень большая нагрузка в школах, подготовка к ЕГЭ и, конечно же (МТБ) материально-техническая база оставляет желать лучшего.
Трудности обеспечения спортивно - технических объединений: авто, мото, авиа и судомоделирование откладывают свой отпечаток, а именно, этими видами деятельности заинтересованы старшеклассники. Хотя развитие технического творчества учащихся имеет большое значение для социально-экономического, научно-технического и оборонного потенциала общества и государства.
Социальный заказ на технические специальности
Эффективность дополнительного образования определяется многими факторами, в том числе анкеты, тесты и т д. По результатам анкетирования проведено изучение «социального заказа» по анкетам на профильное обучение разных направлений, из 120 учащихся в возрасте 12-16 лет выяснилось, что многие хотели бы обучаться по профилю:
Основы компьютерной грамотности– 28%;
Автомото – 20%;
Радиоэлектроника – 13%;
Радиооператор –13%;
Авиамоделизм – 15% и другие 6%.
В анкетировании среди родителей принимало участие 98 человек, 42% считают, что на СЮТ идёт творческий процесс воспитания личности и рады, что их дети посещают занятия и получают необходимые практические навыки для профессиональной дальнейшей ориентации.
28% - считают, чтобы на станции детям выдавалось удостоверение (автослесаря, наладчика аппаратуры и т.д.)
23% родителей считают, что занятия техническим творчеством хорошо влияют на успеваемость в общеобразовательной школе, 7% родителей желают, чтобы при СЮТ работало больше направлений для старшеклассников.
Характеристика социума
В настоящее время по социальному характеру занимаются следующие категории детей:
матери одиночки – 17%, семьи по потери кормильца – 5%, многодетные семьи – 2%,опека – 2%,
дети инвалиды – 3,4%, трудные подростки – 2%
( Данные приведены из анкет родителей, педагогов).
Статистика выступлений на соревнованиях юношей, которые прошли школу технического творчества на международных соревнованиях и поступления бывших воспитанников в профильные вузы – лучшее доказательство правильности позиции. Открывает возможность поступления в профильные вузы призёров соревнований и конкурсов по собеседованию, без экзаменов, что уже ни один год осуществляют отдельные факультеты МАИ, МГТУ имени Н.Э. Баумана и другие.
На основании выше перечисленного можно считать, что дети с удовольствием посещают станцию и делают правильный профессиональный выбор.
Создание новых объединений носит поисковый характер, особое значение в них отводится внедрению новых технологий, профессиональному самоопределению учащихся в социальном обществе.
Значительную роль в подготовке учащихся по профессиональной ориентации база СЮТ имеет тенденцию развития:
Информационные ресурсы:
- психологические тесты;
- анкетирование;
- тестовые срезы;
- создание информационного сайта ФЦП «Электронная Россия».
- работа с сетью Интернет
- интерактивная доска;
Научно-методическое обеспечение: программы, проекты, нормативно-правовая база, подборка компакт-дисков по профессиональной ориентации (тематический цикл информационно-просветительных программ ФЦП «Дети России»;
Кадровое обеспечение программы:
образовательную, воспитательную деятельность осуществляют 19 педагогов ДО, 7 совместителей. Средний возраст педагогов 42 года, из них:
- 13 – имеют высшее образование – 68,4%;
- 6 – среднее специальное – 31,6%;
- 9 – имеют педагогическое образование – 47,4%.
- 3 – имеют звание «Отличник народного просвещения»;
- 2 – «Отличник физической культуры и спорта»;
- 4 – звание «Ветеран труда»;
- 3 – награждены грамотами Министерства образования РФ – 15,8%
Материально-техническая база:
объединения СЮТ функционируют на базе двух компьютерных классов, двух кабинетов НТМ, девяти лабораторий и мастерских, десяти буранов, семь мотоциклов, имеем коллективную радиостанцию, Интернет, необходимую оргтехнику, комплекс современного оборудования для цветной фотопечати, станочное оборудование.
4. Концепция проекта
Профориентационная работа с подростками основывается на признаках гражданской и социальной зрелости, которыми являются самостоятельность, ответственность за собственные действия и поступки, а также способность сделать осознанный выбор своего дальнейшего жизненного пути. Социальная зрелость предполагает готовность к жизненному самоопределению, в том числе готовность к гражданскому и профессиональному самоопределению, что характеризуется, в частности, устойчивой направленностью на профессии типа «Человек – техника».
Концепция, лежащая в основе проекта, содержит несколько элементов: что должно быть освоено, какие социально-значимые и личностные функции индивида обеспечит содержание, на какие ценности оно будет ориентировано.
К числу ведущих структурных компонентов содержания образования отнесены:
когнитивный– формулирующий знания о технике, обществе, мышлении и способах деятельности;
креативный – формирующий опыт творческой поисковой деятельности по решению новых проблем, создающий основу для социализации личности;
Ведущие принципы реализации содержания обучения и воспитания на СЮТ идут через:
Индивидуализацию и дифференциацию, заключающиеся в предоставлении каждому ребёнку возможности реализации способностей в условиях индивидуальной развивающей среды, соблюдении при этом приоритета добровольности выбора форм самореализации;
Многообразие и динамичность образовательного процесса, гибкая, мобильная его адаптация к социальным явлениям, возрасту и уровню развития ребёнка;
Гуманизацию и демократизацию образования, внедрение педагогики сотрудничества и сотворчества, накопление опыта нравственных отношений, развитие самоуправления, стимулирование педагогического творчества, гибкость и многообразие используемых средств, методик, форм, технологий;
Принцип непрерывности.Непрерывность образовательного процесса на станции обусловлена преемственностью между объединениями;
Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижения успеха в том или ином виде деятельности направлены на дальнейшее самоопределение учащегося в обществе.
Интеграцию содержания образования, реализуемого в различных интегрированных программах, способствующих сотрудничеству с коллективами школ города и другими учреждениями. Заключение договоров на взаимное сотрудничество и социальное партнерство.
Приоритетные направления:
Сохранение и развитие дополнительного образования детей по всем имеющимся видам деятельности;
Обеспечение доступности дополнительного образования для детей;
Поддержка и развитие технического творчества детей и юношества;
Разработка и внедрение дополнительных программ нового поколения с применением новых технологий, направленных на технологическое образование по техническим видам деятельности, усовершенствование имеющихся образовательных программ;
Расширение банка нормативно-правовых документов, методических рекомендаций;
Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников СЮТ.
Происходящие изменения в развитии нашего общества, производства, системы образования коренным образом меняют мировоззрение, ценностные установки, социальные ориентиры и требования, предъявляемые к молодым людям, вступившим в третье тысячелетие. Появилась востребованность идеи трудового воспитания как формирования профессиональной готовности.
Труд сегодня – это высокий профессионализм, культура деловых отношений, осознанный мотив трудовых достижений. Поэтому надо сделать шаг к приобщению ребенка, подростка с помощью средств технического творчества к созидательному труду через «погружение» и вовлечение его в учебно-трудовую деятельность, в мир детских трудовых дел и отношений. Научить детей созидать, сформировать у подростков общетрудовые и технологические знания и умения – эти приоритеты остаются с человеком на всю его жизнь.
Условия реализации проекта
Основное содержание проектаидёт через модели: «человек-творец», «человек-техника». Охватывает сферы: техническую; интеллектуальную; социальную; нравственную; культурную; эстетическую; научную; действенно-практическую. Условия и содержание образовательно-воспитательной деятельности позволяют нам углублять и расширять знания и умения ребят, предусмотренные школьной программой, развивать интересы и способности детей различного возраста, их творческую индивидуальность, организовывать интересный и полезный досуг, обогащать опыт социальной деятельности школьников, содержательную сторону их общения и взаимных отношений.
Профессиональное самоопределение в технологическом направлении лежит в едином, комплексном образовательном пространстве города. Содружество с образовательными учреждениями и общественными организациями, (сеть дополнительных образовательных услуг учащимся расширяется за счет открытия в школах новых направлений), проведение совместных досуговых мероприятий, организации социально-значимых, коллективно-творческих дел.
Ведется совместная образовательная деятельность с учреждениями: МЧС, Пожарная часть, Речпорт, ЮграТел, Аэропорт, ГИБДД, Тюменский институт нефти и газа, Радиоклуб имени Туполева, Российская Федерация спортивного судомоделизма, Российская Федерация ракетомодельного спорта; МБОУ ДОД, МУК, ДОУ, школами (научно-практические конференции, городские и районные праздники и трудовые акции для детей). Реализация проектов «Регион»,«Югорская долина», «Перекресток», социальные и научно- исследовательские проекты. Совместная работа с Департаментом по образованию администрации г.Ханты-Мансийска, МБУ «Молодежным центром», окружным советом РОСТО, городским центром занятости населения, которые оказывают организационную, информационную и финансовую поддержку станции юных техников.
Сетевое взаимодействие станции юных техников
с учреждениями города и России
Станция юных техников
Учреждения города
Учреждения России
Экскурсии, беседы, встречи.
Знакомство с техническими видами работ
Поступление выпускников в институт
Аэропорт;
Речпорт;
ЮГРАТЕЛ;
Пожарная часть;
МЧС;
ГИБДД;
МОУ ДОД;
МУК;
Школы;
Автономное учреждение
«Центр технических видов спорта»
Тюменский институт нефти и газа;
Радиоклуб имени Туполева;
Российская
Федерация спортивного судомоделизма;
Российская Федерация ракетомодельного спорта;
Окружная федерация автомобильного спорта ХМАО
Учащиеся объединения «Радиооператор» - члены клуба имени Туполева
Рецензии на проекты;
Работа выпускников
Учащиеся объединения
«Спортивный судомоделизм» входят в сборную России
Дежурство на радиостанции
Реализация проектов «Перекресток», «Красный, желтый, зеленый», организация соревнований «Безопасное колесо», Слет отрядов ЮИД
Оказание помощи в организации соревнований;
Работа педагогов в судейской коллегии на соревнованиях разного ранга
Совместный план работы;
Работа дискуссионных площадок
Предоставление картингов для занятий и проката
Выставки;
Конкурсы;
Совместные проекты
Выделение целевых денежных средств
Процесс освоения опыта деятельности учащихся идет на занятиях в объединениях, соревнованиях, показательных выступлениях, научно – практических конференциях, конкурсах, выставках и т.д. В этот период у учащихся формируется сознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.
7. Социальный эффект проекта
В современном мире очень актуальны вопросы развития и формирования профессиональной ориентации подрастающего поколения. Правильное построение взаимоотношений детей с окружающим миром позволит им наиболее полно проявить свои способности.
Для развития профессиональных навыков дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своих педагогов. В течение нескольких лет в учреждении дополнительного образования станции юных техников успешно строиться работа по профильному обучению. Эта деятельность убедила нас, что целостная система образования молодёжи в области науки и техники с применением информационных, производственных технологий , реально может существовать на основе выработанных принципов и быть эффективной
Виды деятельности профессиональной ориентации учащимся дают не только практические навыки, но и способности к жизненному самоопределению. Окончив курс обучения на станции юных техников, воспитанники могут выполнять следующие виды работ связанные:
с обслуживаниембытовой аппаратуры (объединение Радиоэлектроники);
пользователем ПК (пользователи ПК);
связистом-телеграфистом (Радиооператоры);
фотографом (Фото);
слесарем ремонтником автомототехники, и приобретают навыки вождения автомототранспортом (Автомотолюбители);
(Хорам) бисероплетение: освоение навыков национального ремесла ханты и манси.
Задача станции заключается не в том, чтобы выпустить специалиста с удостоверением, а помочь подростку правильно выбрать свой путь в ориентации на профессиональную деятельность.
Так, занимаясь в технических объединениях станции, наши ребята поступают в Вузы, а окончив их, некоторые из них работают педагогами у нас по профилю своего кружка Аксенов А.П..- ракетомодельный, Рыбьяков А.В.- радиоэлектроника, Манвелян И.Л. – «Основы компьютерной грамотности», Шелест Н.В.. – спортивный судомоделизм, Марцинкевич А.Б.. – автомодельный, Немкин К.В. – кордовые авиамодели, Володин А.П.- ракетомодельный.
8. Основные критерии оценки профессионального самоопределения
Критерии образованности:
Уровень учебной успешности (прочность усвоенных знаний, умений, диапазон профиля познания);
Уровень овладения способами достижения результатов (репродуктивный, творческо-поисковый, практический);
Уровень личностных достижений (количество побед и попыток участия в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, которые указываются в личном листе учащихся);
Критерии самоопределение личности:
Развитость профессионально важных качеств личности, общих и специальных умений.
Мониторинг социальной адаптации учащихся (готовность к выбору профессии и обучению в образовательном учреждении по направлению деятельности, трудоустройство выпускников).
9. Педагогические и производственные технологии,
применяемые в объединениях
Процесс освоения опыта деятельности учащихся идет через учебные занятия в кружках и объединениях. В этот период у учащихся формируется сознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.
Технологии
Автор
Год
Объединение
1. Технология изготовления стабилизаторов из бумаги, армированных стеклотканью;
2.Технология по изготовлению спортивных ракет диаметром 40 мм из стеклоткани;
3.Технология изготовления деталей ракеты из остролона и бумаги с использованием клея БФ;
4.Технология изготовления стабилизаторов из бальзы с использованием ламинатора;
5. Технология горячей сборки деталей ракет.
Божедомов Г.А
Немкин К.В.
2011-14
«Ракетомоделирование»
1. Технология изготовления топливных игл для двигателей;
2.Технология изготовления воздушных винтов из композиционных материалов;
3.Технология изготовления резиновых топливных баков для моделей «воздушного боя».
4.Доработана конструкция топливных жиклеров для компрессионных двигателей АНТ;
Немкин К.В.
2012-14
«Авиамодельное»
1Технология изготовления корпуса из высокопрочных материалов, где процесс склейки происходит в вакууме;
2.Технология модернизации деталей двигателя с последующей промывкой в ультразвуковой ванне;
3.Технология изготовления гребных винтов;
4.Проекты и чертежи экспериментальных моделей;
5.Разработана программа тренировочной работы по отработке навыков пилотирования моделей.
Шелест Н.В.
2010-14
«Спортивный судомоделизм»
Технология диспетчерского обеспеченияс помощью компьютера. Суть этой системы заключается в том, что оператор радиостанции может проводить сверхдальние радиосвязи с применением компьютера, через спутники связи, независимо от знания иностранных языков. Все возможные вопросы и ответы заложены в программе компьютера на английском языке.
Глебов В.И
2012-13
«Радиооператор»,
1.Технология изготовления печатных плат при помощи компьютера и утюга.
2.Технология перехода от аппаратного способа изготовления конструкции к программному, т.е. применили микроконтроллерные технологии, что способствовало минимизации модели. С помощью компьютера на языке высокого уровня «Ассемблер» пишется программа, соответствующая заданному алгоритму работы устройства и с помощью программатора, изготовленного собственными руками, программируется микроконтроллер (микро ЭВМ), собранный в одном корпусе, который имеет структуру компьютера, своё оперативное запоминающее устройство и собственную флеш память.
Рыбьяков А.В
2010-14
«Радиоэлектроника
и электронная техника»
Использование технологий:
Информационных
Дистанционных
Интеграктивные устройства
Интернет
Мультимедийного оборудования при объяснении нового материала и демонстрации новых разработок в области программных технологий.
Локальной компьютерной сети для диалога между педагогом и учащимися.
Манвелян И.Л.
2009-2014
«Основы компьютерной грамотности»
Технология «Проблемно-поисковая»:
внедрение элементов экспериментально-исследовательской деятельности учащихся, связанной с усовершенствованием микроэлектродвигателя, механизмов передачи и управления моделью, с разработкой и изготовлением различных автоматических устройств для установки на трассе, электронных пультов управления.
Никитин Н.П.
2011-14
«Автотрассового моделизма»
«Личностно ориентированный подход к учащимся начального технического моделирования»
Истоминой В.С.
2009-12
Транспортная техника
Игровые технологии на занятиях с младшими учащимися
Мелкогрупповые технологии
Захарова Т.Г.
Никитина Т.В.
2010-14
«Начальное техническое моделирование»;
«Механическая игрушка»
В течение года интеграционная работа была построена по проектной деятельности.
Основной целью, которой является внедрение информационных технологий и развитие творческого потенциала детей через активное включение их в различные виды деятельности по техническому творчеству. Проекты: «Перекресток», «Азбука безопасности», «Минуты радости», «Город мастеров», «Играй - город», «Юные знатоки ПДД», «Необыкновенные приключения компьютерных гениев».
Виды технической деятельности учащимся дают не только практические навыки, но и способность подготовиться и поступить в технические Вузы. Дополнительные образовательные программы положительно влияют на подростков, окончив курс обучения на станции юных техников, учащиеся получают свидетельство.
Так, занимаясь в технических кружках, наши ребята поступают в Вузы, а, окончив их, работают по профилю своего кружка:
Фёдорова Ирина – (фото) фотограф-художник «Аксамит»,
Евсеев Александр – (кинодемонстраторы) телевидение г.С-Петербург,
Кутаков Андрей – (радиоэлектроники) инженер киновидеоцентра,
Кузнецов Аркаша – (научное общество «Квант») ОВД, по обслуживанию оргтехники,
Сотников Алексей (автомотолюбителей) автоэлектрик в автосервисе,
Скачков Евгений – (радиоэлектроники) электриком в городских электросетях,
Мануйлов Вячеслав -(радиоэлектроники) закончил С-Петербургский университет киномотографии и сейчас работает на биатлонном центре по обслуживанию светового табло,
Пляцек Николай-(радиооператоры) в телерадиокомпании «Югра» звукооператором,
Уральский Игорь (радиооператор) педагог ДО на станции юных техников ведет объединение Радиооператор и многие другие.
ЛИТЕРАТУРА
1.Бендюков М.А., Соломон И.Л./ Твой компас на рынке труда. Бендюков М.А., Соломон И.Л.// Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы. Санкт-Петербург. ООО «Издательский дом «РОСТ». 2000. – С. 7-17
2.Калугин Ю.Е. Готовность личности к профессиональному самоопределению./
Калугин Ю.Е. // Журнал «Дополнительное образование».- 2003.- № 9.- С. 11-14
3.Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. Журнал «Дополнительное образование и воспитание». Нормативные акты. 2006. - № 3. С.3-9. № 4. С. 3-11.
4.Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. / Лазарев В.С., Поташник М.М. // Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. - М., Просвещение. 1993.
5.Максач Е.Т. Профориентация на инженерно-технические профессии в условиях модернизации образования./ Максач Е.Т.// Журнал «Внешкольник». – 2003. № 9. – С. 23-24
6.Программа развития образовательного учреждения. Из опыта работы Областного Центра технического творчества учащихся Ростовской области. Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. - 2003. № 5. С. 23-32
7. Программа развития на 2002-2006 годы. Комитет по образованию города Ханты-Мансийска. 2002.
8.Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. /
– М., Просвещение. 1985. – 123 с.
Приложение №1
«Утверждаю»
Директор станции
юных техников
____________Г.А.Божедомов
План мероприятий по реализации
проекта I этапа 2009 - 2010 учебный год.
Организационно-подготовительный
Цель: организация учебно-воспитательного процесса, стимулирующего развитие творческого роста и самоопределения учащихся через технико-технологическое образование
Направление
Наименование мероприятий
1.Организационно- подготовительная
работа.
Ознакомление и утверждение Проекта на 2009-2014 уч.г. (на совещании при директоре)
Изучение потребностей учащихся на технические виды деятельности (на основе анкет и тестирования).
Открытие новых направлений по социальному заказу.
Разработка локальных актов.
Разработка новых программ, направленных на технико – технологическое образование.
Заключение договоров о социальном партнерстве со школами и другими учреждениями города.
Составление комплексного плана по мероприятиям с другими учреждениями.
Внедрение новых педагогических технологий, адаптированных к местным условиям станции юных техников:
информационные;
дистанционное обучение;
парацентрические;
здоровьесберегающие;
включение в программы регионального компонента.
Подборка дидактического материала.
II. Совершенствование работы по программно-методическому обеспечению СЮТ.
1.Участие в городском заочном конкурсе программно-методических материалов.
2.Создание комплексно – целевых программ направленные на технические виды деятельности
3. Разработка критерий по оценке творческого роста учащихся;
4.Провести анкетирование и сделать заключение по результатам исследований психолога на темы:
«Социальный престиж СЮТ»;
Результаты творческих способностей учащихся;
Изучение психологического климата в педагогическом коллективе.
Определение характерологических особенностей учащихся в объединениях: «Автомотолюбители», «Радиооператор»
III. Совершенствование инновационной деятельности.
Творческие отчеты педагогов по инновационной работе.
Системная работа по обновлению сайта
IV. Повышение квалификации педагогов
1.Повышение квалификации педагогов в опросах оптимизации развития познавательных и творческих способностей учащихся:
Направить 10 педагогов на курсы повышения квалификации согласно плану на 2009 -2012 учебный год
2.Участие в семинарах и круглых столах с другими образовательными учреждениями.
V. Укрепление и развитие материально-технической базы.
Приобретение оборудования и материально-технических средств:
лазерный станок по обработке разных материалов;
токарный станок;
6 компьютеров для объединения «Основы компьютерной грамотности»;
Запчасти к буранам и мотоциклам, приобретение мотовездехода «СТЕЛС» для объединения «Автомотолюбители»
VI. Организация разнообразных видов и форм работы для творческого роста и самоопределение учащихся
1.Принять участие:
В окружной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» с проектами;
В городском конкурсе «Я – гражданин России»;
В соревнованиях по спортивно-техническому направлению разного ранга.
2. Организация и проведение городских конкурсов:
По информатике;
«Безопасное колесо»;
«Слет отрядов ЮИД»;
3. Подготовка и проведение традиционных городских мероприятий
II этап 2010 – 2012 учебный год - Внедренческий
Инновационная работа по теме: «Внедрение новых технологий в образовательный процесс, как фактор развития творческой личности и самоопределение учащихся»
Цель: Первичная апробация мероприятий, направленных на создание условий по профессиональной ориентации учащихся.
Направление
Наименование мероприятий
I.
Совершенствование организации образовательного процесса.
Мониторинг основных параметров личностного роста участников образовательного процесса.
Мониторинг деятельности в образовательной среде
II.
Совершенствование работы по программно-методическому обеспечению.
Разработка и апробация профильных программ:
«ЮИД – Юный инспектор движения»;
«Основы компьютерной грамотности;
«Охота на лис»;
«Радиоэлектроника»;
«Кордовые авиамодели»;
«Спортивный судомоделизм»;
Разработка:
проспектов по профессиональному самоопределению учащихся на технические специальности.
карты психологического сопровождения воспитания социального и профессионального самоопределения учащихся
методики «Организация научно-исследовательской деятельности одаренных детей».
проектов: «Перекресток», «Юные знатоки правил дорожного движения», «Посвящение первоклассников в пешеходы».
Защита образовательных и профильных программ на городском экспертном совете.
III.
Повышение квалификации педагогов
Проведение открытых занятий «мастер-класс».
Курсы, семинарские занятия через ИПКиРО
IV. Совершенствование инновационной деятельности.
Участие в научно-социальных программах «Шаг в будущее», «Я – гражданин России».
Создание:
исследовательских проектов учащихся объединения «Радиоэлектроники»
электронной библиотеки-путеводителя по журналам:
Радио,
Моделист-конструктор,
Юный техник и другие помещения на сайте.
Применение технологий изготовления моделей, позволяющих усовершенствовать технологический процесс на кружковых занятиях:
«Ракетомоделизму»;
«Судомоделизму»;
«Радиоэлектронике»;
«Кордовые авиамодели».
Формирование банка данных по инновационной деятельности.
Обобщение опыта работы педагогов по темам:
«Влияние игровых технологий на развитие детей младшего школьного возраста» Захаровой Т.Г.;
«Личностно ориентированный подход к учащимся объединения Транспортной техники» Истоминой В.С.;
«Новые технологии при изготовлении моделей ракет» Божедомова Г.А.
Разработка новых проектов по инновационной деятельности.
V.
Укрепление и развитие материальной базы.
Приобрести:
1.Три комплекта компьютеров
2. Фотоаппарат «Коника» – 4 штуки
3. Фотопринтер – 1 шт.
4. Автотренажер
5.Радиостанция «С 746 РRО» - 1 шт
6.Принтер «Самсунг» - 1 шт.
VI.
Организация разнообразных видов и форм для профессионального ориентирования учащихся.
Реализация проекта «Регион» совместно со школой «Спутник» «Мы против наркотиков», «Югорская долина».
Организация летнего профильного лагеря «Юный техник» (круглогодично создание трудовых бригад).
Освещение в средствах массовой информации деятельности станции юных техников.
Профессиональное самоопределение учащихся идет через участие в разных объединениях и видах деятельности:
программы объединений;
конференции;
проведение массовых мероприятий, соревнований разного уровня (Всероссийские, Европейские, окружные, городские).
Провести исследование учащихся психологом о готовности к профессиональному самоопределению:
«Ориентация»
«Хочу, могу, надо».
Обработка карт психологом по исследованию данных о выборе профессии выпускниками.
Заключение психолога по обработке данных о выборе профессии выпускниками.
Проведение традиционных мероприятий (показательные выступления, выставки, конкурсы, соревнования, Дни науки и техники в школе).
III этап 2013 -2014 год - Заключительный
Цель: Изучение результатов эффективности нововведений на СЮТ.
Направление
Наименование мероприятия
I. Совершенствование организации образовательного процесса.
1.Изучение эффективности нововведений
2.Анализ эффективности нововведений.
3.Диагностика результативности объединений, направленных на профориентационную работу (по выпускникам)
II.
Совершенствование работы по программно-методическому обеспечению.
Пополнение банка данных по программно-методическому обеспечению образовательного процесса.
Проведение диагностики и анализа результатов, обобщение полученных данных, направленных на профессиональную ориентацию;
Исследование учащихся о готовности к профессиональному самоопределению (отслеживание путей самоопределения выпускников).
III.
Повышение квалификации
1.Участие в дистанционных конкурсах методических материалов (программы, проекты, разработки)
2. разного ранга городском смотре методических кабинетов и материалов (программы, проекты, разработки)
3.Участие в городском конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».
4. Проведение открытых занятий «мастер-класс».
5. Курсы, семинарские занятия через ИПКиРО
IV.
Совершенствование инновационной деятельности.
1.Разработка обучающих и тестирующих карт по диагностике и ремонту автомотехники.
2.Разработка исследовательских проектов по разделу «Техносфера»
V.
Укрепление и развитие материальной базы.
Приобретение:
цифровой видеокамеры;
цветного принтера А-3 для объединения «Югорский юнкор»
замена старого оборудования компьютерного класса на новый в объединении «Пользователи ПК» (монитор, системный блок, блок бесперебойного питания)
спортивной одежды для объединения «Спорт-картинг»
Приложение №2
Мониторинг результатов выполнения проекта
Образовательный процесс станции будет диагностироваться по такому показателю, как мотивация воспитанников к техническому творчеству, по количеству детей, занимающихся на станции, по результативности участия в массовых спортивно-технических мероприятиях.
Диагностика планируется проводиться в начале и в конце каждого учебного года.
Через учебно-воспитательный процесс (теоретическую подготовку, изготовление и конструирование технических объектов, их деталей и узлов, подготовка экспонатов, моделей и их демонстрация на конкурсах, выставках, соревнованиях), подростки готовятся к осознанному вступлению в самостоятельную жизнь.
Спецификой работы станции является свобода выбора детьми и подростками видов занятий, позитивное отношение к их инициативности и самостоятельности;
бесплатное предоставление дополнительных образовательных услуг;
возможность реализовать свои способности в техническом творчестве в раннем возрасте;
привлекательность участия в массовых мероприятиях (соревнованиях, выставках), проводимых в различных территориях;
расширение круга общения со сверстниками не только города, но области и России.
Рассматривая итоговую аттестацию воспитанников детского объединения дополнительного образования, как необходимый заключительный этап образовательного процесса, администрации и педагогам необходимо правильно ее организовать. Педагогу необходимо проанализировать общий уровень теоретической и практической подготовки детей, для того чтобы в дальнейшем ликвидировать выявленные пробелы и недостатки.
Определяя процесс выявления результативности образовательной деятельности детского творческого объединения, как педагогическую проблему, необходимо проанализировать целый ряд аспектов.
Во-первых, процедура проверки результата работы творческого объединения детей, необходима для выявления истинного ее качества.
Во-вторых, хотя в сфере дополнительного образования нет единых образовательных стандартов, мы можем и должны использовать образовательные программы, где определены результаты обучения, воспитания и развития ребенка на каждый год обучения.
В-третьих, не каждый педагог детского творческого объединения отчетливо понимает, что при выполнении практической работы многие воспитанники действуют «по образцу», который дает взрослый.
Поэтому в ходе проверки результативности работы детского объединения педагогу надо обратить пристальное внимание на наличие у ребят необходимых теоретических знаний и соответствие их практических умений технологическим характеристикам конкретной деятельности.
В-четвертых, выявление результатов работы в детских объединениях традиционно осуществляют с помощью соревнований высокого ранга, выставок, конкурсов, научно-практических конференций
В-пятых, в оценке результата детского объединения необходимо выделить два аспекта: критерии и форму оценки результата подготовки каждого и оценку общего уровня подготовки всех воспитанников.
Обновленное содержание будет иметь следующие характеристики:
это образование, основанное на интересах, потребностях детей, на свободе выбора ребенком области, формы познания, деятельности и творчества;
это образование, организующее и обеспечивающее персонификацию личности, ее развитие и, поэтому, находящееся вне рамок образовательных стандартов;
это образование направлено на раннюю профилизацию, самоопределение личности, стимулирующую занятость.
Все виды технического творчества немыслимы без продуктивной поисково – исследовательской, соревновательной и творческой деятельности учащихся, что несомненно обеспечивает условия для нравственного воспитания, успешной социализации личности, формирования важнейшего компонента личности – ее направленность на творческий рост и самоопределение.
СВОДНЫЙ ПРОТОКОЛ
результатов проведения аттестации учащихся по направлениям за 2013 - 2014 уч.г.
Наименование подразделения
Результаты диагностики обучающихся
актуального уровня
(октябрь 2013 г.)
Результаты промежуточной аттестации обучающихся
(январь, 2014 г)
Результаты
итоговой
аттестации
обучающихся
(май, 2014 г)
Научно-техническое направление
1.8 баллов
2.3
2.7
Спортивно-техническое направление
1.6 баллов
2.1
2.4
Художественно-эстетической направление
2.0 балла
3.0
2.5
Социально-педагогическое направление
1.4 балла
1.6
2.7
Средний балл
6.8=1.7 баллов
9.0 = 2.3
10.3=2.6
В результате проведенного итогового мониторинга можно сделать вывод:
определение уровня знаний, умений и навыков обучающихся соответствует 2.6 балла, это выше среднего уровня (2 балла), а это значит:
1.Обучающиеся освоили теоретический и практический материал программы на высоком уровне.
2. Овладели практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период.
3. Освоили практически весь объем навыковсоблюдения в процессе деятельности правил техники безопасности, предусмотренных программой.
4. Большинство обучающихся выполняют практические задания с элементами творчества.
5. Специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.
№ п/п
Направленность
Всего запланировано учебных часов
Из них выполнено
Процент выполнения
1
Научно-техническая
3815
3815
100%
2
Спортивно-техническая
2138
2138
100%
3
Художественно-эстетическая
510
510
100%
4
Социально-педагогическая
780
780
100%
Итого:
7243
7243
100%
Комплекс мероприятий в данном направлении позволил сделать вывод о том, чтополнота реализации программ дополнительного образования за 2013-2014 учебный годпо станции педагогами выполненав полном объемеи составляет 100%.
Мониторинг образовательного процесса показал, что во всех объединениях обучающиеся успешно освоили программный материал.
Широкий спектр образовательных программ на данный момент в полном объёме удовлетворяет образовательные потребности социума.
Достижения учащихся
Учащиеся станции добиваются успехов в технических и спортивно-технических видах деятельности, приносят учреждению хорошие результаты. На станции разработан мониторинг по отслеживанию результатов творческой деятельности воспитанников участия в различных выставках, конкурсах, соревнованиях, другихмероприятиях. Результаты заносятся в компьютер.
В 2009 -10 учебном году:
1. Победители Гранта главы города в номинации «Развитие детской одаренности».
2. Победители Гранта Губернатора в номинации «Развитие детской одаренности».
3. Получили свидетельство о занесении в 2009 году нашего учреждения на Доску почета города в номинации «Лучшее предприятие, учреждение, организация».
4. Уреждение включено в национальный реестр ведущих образовательных учреждений России, как занимающее лидирующие позиции в сфере образования по итогам 2009 года
получено свидетельство за № 00802 (г. Москва)
5.Победители конкурсного отбора Губернатора ХМАО-Югры на получение премии для поддержки талантливой молодежи. Премия – педагогу Шелест Н.В. и Шелесту А.А. учащийся.
За 2013-2014 учебный год обучающиеся приняли участие в 91 мероприятии, в которых приняло участие более 6500 школьников.
2009-2010
учебный год
2010-2011
учебный год
2011-2012
учебный год
2012-2013 г
2013-2014
65
53
56
86
101
В течение года интеграционная работа была построена по проектной деятельности.
Основной целью, которой является внедрение информационных технологий и развитие творческого потенциала детей через активное включение их в различные виды деятельности по техническому творчеству. Проекты: «Перекресток», «Азбука безопасности», «Минуты радости», «Город мастеров», «Играй - город», «Юные знатоки ПДД», «Необыкновенные приключения компьютерных гениев»
Сводный анализ МБОУ ДОД «Станции юных техников»
по достижениям обучающихся за 2011- 2014 учебные года
№
2011-12
2012-13
2013-14
Уровень конкурсов, соревнований и т.п.
Кол-во
призеров
Кол-во
участников
Кол-во
призеров
Кол-во
участников
Кол-во
призеров
Кол-во
участников
Международный
4
10
12
15
29
39
Всероссийский
34
190
25
87
28
123
Региональный
15
33
12
27
10
26
Окружной
10
20
5
17
6
10
Муниципальный
18
20
35
80
31
79
ВСЕГО:
81
273
89
226
101
263
Кол-во обучающихся на СЮТ
430
430
430
Количество участников в мероприятиях за три года -789
Количество призеров - 271
Приложение №3
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
По состоянию на 1 сентября 2013-2014 учебного года образовательную, воспитательную деятельность станции юных техников осуществляли 20 педагогов ДО, из них 7 совместителей, в штате.
Педагогические кадры подбираются с учетом специального образования и опыта работы в технических видах деятельности. Средний возраст педагогов 39 лет.
Характеристика педагогических кадров по уровню образования
Высшее образование имеют 15 педагогов, что составляет 75 %
Неполное высшее (1 педагог) – 3 %
Среднее специальное (2 педагога) – 25 %
Педагогическое образование имеют 12 педагогов – 60 %.
Аттестация в нашем учреждении является одним из элементов системы работы с кадрами и представляет собой процедуру определения квалификации работника, уровня его профессиональных знаний и умений, способностей и личностно-деловых качеств, значимых для выполнения профессиональной педагогической, методической и управленческой деятельности.
Приложение №3
Характеристика учащихся
В целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей обучающихся в учреждении реализуются дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги по следующим направлениям:
научно-технической;
спортивно-технической;
художественно-эстетической;
социально-педагогической
По возрастному признаку сформировалось устойчивое деление учащихся на основные группы:
Мальчиков – 475
девочек - 35
Контингент учащихся: 30 детей из многодетных семей, 38 детей из неполных семей, более 15 семей имеют статус малообеспеченных, 5 обучающихся находятся под опекой, 3 детей стоят на внутришкольном учете и в КДН и относятся к группе риска.
Приложение №5
ОБОБЩЕНИЕ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОПЫТА
№ п/п
Тема
Где заслушано
Когда
Межведомственный подход станции юных техников в организации и проведении мероприятий по патриотическому воспитанию детей и подростков.
МО педагогов
Октябрь,
2012 г
Методические рекомендации по решению задач воспитательного характера при реализации программы дополнительного образования в рамках образовательно-воспитательного процесса МБОУ ДОД СЮТ
МО педагогов
Ноябрь,
2012 г
Профессиональная ориентация и самоопределение учащихся станции юных техников в социуме.
Круглый стол
педагогов
Декабрь,
20012 г
Методические рекомендации «Самообразование как средство повышения профессиональной компетентности педагога дополнительного образования».
МО педагогов
Сентябрь,
2013 г
Введение информационных технологий в образовательный процесс как условие обеспечения качества образования
МО педагогов
Октябрь,
2013 г
Методические рекомендации по внедрению и использованию педагогических технологий образовательной деятельности
Совещание при директоре
Октябрь,
2013 г
Мониторинг качества образования в учебном процессе на станции юных техников
МО педагогов
Декабрь,
2013 г
Роль методической службы в организации исследовательской и проектной деятельности творческих объединений.
Круглый стол
педагогов
Март,
2014 г
Участие в интернет-проекте «Копилка уроков – сайт для учителей».
Публикация авторского материала. Система воспитательной работы
http://kopilkaurokov.ru
Захарова Т.Г. Свидетельство о публикации №110009
15 июля
2014
Участие в интернет-проекте «Копилка уроков – сайт для учителей».
Публикация авторского материала.
Программа «Зеленый свет»
http://kopilkaurokov.ru
Никитина Т.В. Свидетельство о публикации №110015
15 июля
2014 г
Участие в интернет-проекте «Копилка уроков – сайт для учителей».
Публикация авторского материала.
Программа «Авиамоделирование
http://kopilkaurokov.ru
Немкин К.В. Свидетельство о публикации №111701
12 августа
2014
Электронное периодическое издание «Педагогический мир»
Публикация авторского материала.
Мастер-класс «Создание интерактивной игры в программе Power Point»
http://pedmir./72717
Манвелян И.Л. Свидетельство о публикации № 89516
9 сентября
2014 г.
Участие в интернет-проекте «Копилка уроков – сайт для учителей».
Публикация авторского материала.
Программа профилактики безнадзорности и правонарушений учащихся
http://kopilkaurokov.ru
Никитина Т.В. Свидетельство о публикации № 113246
2 сентября
2014 г.
Участие в интернет-проекте «Копилка уроков – сайт для учителей».
Публикация авторского материала.
Интерактивная игра - тренажер
http://kopilkaurokov.ru
Манвелян И.Л. Свидетельство о публикации № 89516
2 сентября
2014 г.
Участие в интернет-проекте «Копилка уроков – сайт для учителей».
Публикация авторского материала.
«Путешествие в страну дорожных знаков»
http://kopilkaurokov.ru
Манвелян И.Л. Свидетельство о публикации №113445
9 сентября
Электронное периодическое издание «Педагогический мир»
Публикация авторского материала.
Мастер-класс «Создание интерактивной игры в программе Power Point»
http://pedmir./72990
Манвелян И.Л. Свидетельство о публикации № 89667
15 сентября
ПУБЛИКАЦИЯ СБОРНИКОВ
«Друг мышления - ребус»
ООО «Печатный мир»
г.Ханты-Мансийск
2014
«Опыт проведения массовых мероприятий»
ООО «Печатный мир»
г.Ханты-Мансийск
2013
Мастер-класс «Создание интерактивной игры с триггерами и гиперссылками»
ООО «Печатный мир»
г.Ханты-Мансийск
2013
«СЮТ активно внедряющая инновационные технологии в образовательный процесс»
ООО «Печатный мир»
г.Ханты-Мансийск
2012
Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях модернизации образования»
ООО «Печатный мир»
г.Ханты-Мансийск
2012
Сборник программ по начальному техническому моделированию
ООО «Печатный мир»
г.Ханты-Мансийск
2014
Сборник научно –исследовательских проектов
ООО «Печатный мир»
г.Ханты-Мансийск
2013
Приложение№6
Справка по психологическому сопровождению
социального и профессионального самоопределения учащихся
Психологическое сопровождение социального и профессионального самоопределения учащихся СЮТ ведется по пяти критериям:
сформированность познавательного потенциала;
сформированность нравственного потенциала;
сформированность коммуникативного потенциала;
сформированность физического потенциала;
комфортность ребенка.
Среди показателей психологического сопровождения наиболее важными являются познавательная активность учащихся, сформированное отношение к выбору направления деятельности на СЮТ, коммуникабельность и умение взаимодействовать в группе, осознание собственных возможностей, переживание успеха от собственной деятельности.
Анализ, проводимой в рамках сопровождения работы, позволяет сделать вывод о следующих результатах социального и профессионального самоопределения учащихся. Постоянно, в течение всего учебного года, идет овладение практическими навыками выбранных профессиональных направлений. В ходе презентаций кружков, соревнований, выставок, конкурсов формируется ориентация на выбор профессии, развивается познавательный интерес учащихся. Повышению компетентности в профессиональной деятельности способствуют как занятия проектной деятельностью (в т.ч. на направлениях «радиоэлектроника« и «пользователи ПК«), так и публичная защита разного уровня (в т.ч. на городском конкурсе социальных проектов «Я – гражданин России«).
Развитие коммуникативных навыков, основ культуры общения позволяют учащимся осуществлять выбор вида деятельности и референтной группы согласно индивидуальной профессиональной направленности.
О сформированности физического потенциала ребят свидетельствует осознание соответствия между собственными возможностями и профессиональными требованиями выбранных профессиональных направлений, которое происходит в ходе овладения профессиональными навыками и умениями, стремление выбрать наиболее подходящую проф.направленность, готовность самосовершенствоваться в ней.
Проводимые психологические исследования выявляют высокий уровень удовлетворенности жизнедеятельностью на СЮТ, что повышает активность учащихся, мобилизует на участие в выставках, соревнованиях, конкурсах.
Психолог Е.Г. Путин
25.04.2014 года
Приложение№7
Диагностика развития личности воспитанника и уровня его самоопределения
(старшие подростки 7- 9-х классов)
Приложение № 4
4-й этап самоопределения воспитанника
Задачи
педагогической поддержки
Фамилия,
имя
воспитанника
Обучение
Отношение (мотивация) воспитанника
Знание и умение
К делу
(трудолюбие)
К товарищам
(коллективизм)
К себе
Уровни
(в баллах)
Направленность личности воспитанника
Творческое отношение
к делу
(в баллах)
Отношение к коллективу
в совместной деятельности
(в баллах)
Стремление к самовоспитанию
(в баллах)
1-3
4-7
8-10
1-3
4-7
8-10
1-3
4-7
8-10
1-3
4-7
8-10
Профессионально-ориентирующий (12-15 лет)
Побуждение подростка к реальной оценке своих возможностей;
Обогащение опыта творческой
деятельности.
Направленность личности воспитанника
Уровень
проявления критериев, баллы
Критерии направленности личности воспитанника
Творческое отношение к делу
Отношение к коллективу
В совместной деятельности
Стремление к самовоспитанию
1
2
3
4
1
В работе равняется на лучших
Игнорируя мнение коллектива, часто относится к нему без уважения.
Хорошо знает свои недостатки и критически к ним относится.
2
Работает самостоятельно.
Работая в коллективе, может с другими не конфликтовать, но лишь из боязни наказания или осуждения.
Свои недостатки стремится исправить.
3
Работает инициативно.
Работая в коллективе, не конфликтует, зная, что за свой труд получит поощрение либо награду. Успехи товарищей вызывают в нем чувства ревности и зависти.
Верит в свои силы и возможности, чтобы исправить собственные недостатки.
4
Имеющиеся знания, умения и навыки использует в новых для себя видах деятельности.
В отношениях с товарищами претендует на лидерство. Может быть сними вежлив и корректен, если заинтересован в них.
Может поставить разумные цели и задачи по самосовершенствованию.
5
Постоянно совершенствует свои знания и умения, работая с дополнительной литературой и справочным материалом.
Удачи и неудачи членов коллектива волнуют его настолько, насколько они могут повлиять на результат его собственного труда. В коем он лично заинтересован.
Может выработать разумную программу действий по самовоспитанию.
6
Рационально использует свое рабочее время и место.
В отношениях с товарищами дружелюбен, охотно помогая им, т.к. главное для него – быть с ними вместе и действовать сообща.
Может не отступать от поставленных целей и задач по самосовершенствованию, проявляя при этом терпение, мужество и ответственность за взятые перед собой обязательства.
7
Вносит элементы усовершенствования в процесс своего труда, рационально его организуя.
Бескорыстно относится к товарищам, активно содействуя успеху своего коллектива. Но успехи других коллективов вызывают в нем чувства ревности и зависти, вследствие чего им в помощи отказывает.
Может жить и работать по плану, стараясь придерживаться его неукоснительно и проявляя при этом терпение, мужество и ответственность.
8
Постоянно стремится совершенствовать содержание своего труда.
Доброжелателен и бескорыстен по отношению к товарищам не только своего, но и других коллективов в том случае, когда их связывает общее дело.
Может осуществлять контроль за своими действиями и поступками в процессе самовоспитания, анализируя причины своих успехов и неудач.
9
В своей деятельности всегда стремится к новому и разнообразному, пытаясь найти в любом деле что-то интересное и необычное.
Приходит на помощь членам не только своего, но и других коллективов, в том случае, если труд приносит общественную пользу.
Стремится извлечь максимальную пользу из критики в свой адрес, положительного или отрицательного опыта своих друзей, близких, знакомых; не чурается советов авторитетных людей.
10
Никогда не останавливается на достигнутом, всегда ищет возможность дальнейшего улучшения и совершенствования.
Зная, что предстоит важное общественно полезное дело, готов работать в коллективе, не считаясь с личными интересами.
Стремясь овладеть методикой самовоспитания, ищет рациональные пути и средства самосовершенствования; овладевает науками, которые помогают лучше познать себя.