АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪДИНЕНИЯ «Н Т М» (Начальное Техническое Моделирование)
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪДИНЕНИЯ «Н Т М» (Начальное Техническое Моделирование)
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЕТСКОГО ОБЪДИНЕНИЯ
«Н Т М»
(Начальное Техническое Моделирование)
рассчитана на 2 года обучения
для учащихся 7 – 10-летнего возраста.
Пояснительная записка
С ростом научно-технического прогресса возрастает интерес детей к современной технике. Для того, чтобы помочь ребенку направить его инициативу, развить технические способности, сформировать технические понятия, пространственные представления, научить составлять и читать простые чертежи и схемы, была разработана данная программа.
Искусство работы с бумагой, картоном и другим несложным поделочным материалом в настоящее время не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому, а применение разнообразного поделочного материала (спичечные коробки, пластмассовые трубочки, пластиковые бутылки, баночки и др.) способствует развитию воображения и созидательного творчества.
Проблема творчества в целом и развитие творческих способностей обучающихся остается одной из важнейших задач в педагогике на современном этапе. Модель или техническая игрушка, выполненная своими руками, несет в себе огромный духовный заряд, так как близка к восприятию ребенка. Важно направить инициативу детей в русло творчества, и поэтому педагогический эффект заключается в обеспечении прочности начально-технических знаний, умений и навыков обучающихся. Переключение ребенка с уроков на занятие начально-техническим моделированием оказывает психотерапевтическое воздействие: появляется уверенность в себе, своих силах, ощущение радости, частично решаются проблемы продуктивного общения (коммуникативные).
НТМ (начальное техническое моделирование) - это не только место пробы сил обучающихся в возрасте 7-10 лет в мире техники, но и развитие мышления, технических склонностей и первая ступенька для детей в подготовке для занятий в объединениях среднего звена, спортивно- технического направления. На занятиях в НТМ ребята не только узнают о свойствах и приемах обработки различных материалов, но и учатся использовать различный инструмент, изготавливать из картона, бумаги, бросовых материалов различные технические конструкции и модели.
Одна из основных задач работы по начальному техническому моделированию – развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста, когда кроме формирования обще трудовых умений и совершенствования навыков работы ручными инструментами накапливаются умения технического творчества, такие как умение самостоятельно выбирать объекты технического моделирования. Учащиеся знакомятся с инструкцией и устройством данного объекта по рисунку, простейшему чертежу, описанию и технической характеристике, овладевают умением решать простейшие вопросы конструирования, проявлять самостоятельность и смекалку при разработке новой модели.
Программа рассчитана на один год обучения. Постепенно задания усложняются от аппликаций до действующей модели, и детям все больше предоставляется возможность выполнять работу по собственному замыслу.
Программа составлена с учетом национально-регионального компонента: предусмотрено изучение народных сказок, стихов и выполнение плоскостных и объемных персонажей и эпизодов из этих произведений.
В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющих кругозор детей. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Работы выполняются как индивидуально, так и коллективно.
Дети делают необходимые записи в тетрадях, зарисовывают эскизы. В работе кружка используются традиционные формы организации занятий, беседы, домашние задания, игры, конкурсы, ярмарки, встречи с интересными людьми, изготовление альбомов, выставки.
Важное место отводится общественному труду: изготовление поделок для благотворительных ярмарок, подарков для инвалидов, пожилых людей, оформление выставок, участие в конкурсах различных уровней.
Ежеквартально организуются отчетные выставки изделий с обсуждением работ детей. Лучшие работы выставляются для участия в конкурсах различных уровней.
Программа составлена на основе анализа методических публикаций по данной проблеме, появившихся в печати, адаптированных для детского коллектива, обобщенных и дополненных личным опытом и разработками. Усвоение материала осуществляется, в основном, по принципу «от простого к сложному». Следует иметь в виду, что порядок изучения разделов программы можно изменять в зависимости от сложившейся ситуации (например, наличия необходимых для работы материалов). При появлении у детей затруднений в усвоении какой-либо темы, в логику организации обучения вносятся соответствующие коррективы, дополнения, разрабатываются творчески ориентированные методы для более эффективного восприятия данной темы детьми.
Цели и задачи программы
Цель программы
Формирование системы знаний, умений и навыков по средствам начального моделирования и конструирования, способствующих развитию личности на уровне творчества и дальнейшему профессиональному самоопределению.
Образовательные задачи
формирование интереса к технике и техническим видам деятельности;
обучение детей использованию в речи правильной терминологии;
формирование навыков работы с инструментами и приспособлениями при работе с различными материалами;
формирование умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления технических моделей.
Развивающие задачи
развитие творческих способностей личности ребенка, фантазии, изобретательности, пространственного воображения;
развитие умений умственного труда (запомнить, анализировать, оценивать и т.д.)
развитие умений организации учебного труда; развитие у детей образного восприятия, чувства цвета и формы.
Воспитывающие задачи
воспитание настойчивости в преодолении трудностей, достижении поставленных задач;
воспитание у детей внимательности, трудолюбия, усидчивости, умения довести начатое дело до конца.
воспитание умения работать в коллективе.
Данная программа и учебно-тематический план рассчитаны на два года обучения для детей 7-10 лет. В этом возрасте, когда у ребят уже сформированы основные навыки работы с карандашом и ножницами, возникает желание овладеть каким-либо интересным и необычным видом ручного творчества. Содержание тем занятий подобрано с учетом постоянно обновляющейся методической литературы по данному направлению. Поэтому каждый год содержание программы также корректируется и изменяется.
В группу 1 года обучения принимаются все желающие без предварительного отбора. Состав группы постоянный.
Режим занятий:
1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 ч. (144 ч.); количество детей в группе – 15.
2 год обучения - 2 раза в неделю по 3 ч. ( 216 ч.); количество детей в группе – 12.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪДИНЕНИЯ «Н Т М» (Начальное Техническое Моделирование) »
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МБОУ ДОД «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ и МОЛОДЕЖИ»
им. И.Х.САДЫКОВА
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЕТСКОГО ОБЪДИНЕНИЯ
«Н Т М»
(Начальное Техническое Моделирование)
рассчитана на 2 года обучения
для учащихся 7 – 10-летнего возраста.
Педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
спортивно-технического отдела
Бикбулатова Евгения Александровна
г. Нижнекамск
2014 г.
Пояснительная записка
С ростом научно-технического прогресса возрастает интерес детей к современной технике. Для того, чтобы помочь ребенку направить его инициативу, развить технические способности, сформировать технические понятия, пространственные представления, научить составлять и читать простые чертежи и схемы, была разработана данная программа.
Искусство работы с бумагой, картоном и другим несложным поделочным материалом в настоящее время не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому, а применение разнообразного поделочного материала (спичечные коробки, пластмассовые трубочки, пластиковые бутылки, баночки и др.) способствует развитию воображения и созидательного творчества.
Проблема творчества в целом и развитие творческих способностей обучающихся остается одной из важнейших задач в педагогике на современном этапе. Модель или техническая игрушка, выполненная своими руками, несет в себе огромный духовный заряд, так как близка к восприятию ребенка. Важно направить инициативу детей в русло творчества, и поэтому педагогический эффект заключается в обеспечении прочности начально-технических знаний, умений и навыков обучающихся. Переключение ребенка с уроков на занятие начально-техническим моделированием оказывает психотерапевтическое воздействие: появляется уверенность в себе, своих силах, ощущение радости, частично решаются проблемы продуктивного общения (коммуникативные).
НТМ (начальное техническое моделирование) - это не только место пробы сил обучающихся в возрасте 7-10 лет в мире техники, но и развитие мышления, технических склонностей и первая ступенька для детей в подготовке для занятий в объединениях среднего звена, спортивно- технического направления. На занятиях в НТМ ребята не только узнают о свойствах и приемах обработки различных материалов, но и учатся использовать различный инструмент, изготавливать из картона, бумаги, бросовых материалов различные технические конструкции и модели.
Одна из основных задач работы по начальному техническому моделированию – развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста, когда кроме формирования обще трудовых умений и совершенствования навыков работы ручными инструментами накапливаются умения технического творчества, такие как умение самостоятельно выбирать объекты технического моделирования. Учащиеся знакомятся с инструкцией и устройством данного объекта по рисунку, простейшему чертежу, описанию и технической характеристике, овладевают умением решать простейшие вопросы конструирования, проявлять самостоятельность и смекалку при разработке новой модели.
Программа рассчитана на один год обучения. Постепенно задания усложняются от аппликаций до действующей модели, и детям все больше предоставляется возможность выполнять работу по собственному замыслу.
Программа составлена с учетом национально-регионального компонента: предусмотрено изучение народных сказок, стихов и выполнение плоскостных и объемных персонажей и эпизодов из этих произведений.
В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющих кругозор детей. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Работы выполняются как индивидуально, так и коллективно.
Дети делают необходимые записи в тетрадях, зарисовывают эскизы. В работе кружка используются традиционные формы организации занятий, беседы, домашние задания, игры, конкурсы, ярмарки, встречи с интересными людьми, изготовление альбомов, выставки.
Важное место отводится общественному труду: изготовление поделок для благотворительных ярмарок, подарков для инвалидов, пожилых людей, оформление выставок, участие в конкурсах различных уровней.
Ежеквартально организуются отчетные выставки изделий с обсуждением работ детей. Лучшие работы выставляются для участия в конкурсах различных уровней.
Программа составлена на основе анализа методических публикаций по данной проблеме, появившихся в печати, адаптированных для детского коллектива, обобщенных и дополненных личным опытом и разработками. Усвоение материала осуществляется, в основном, по принципу «от простого к сложному». Следует иметь в виду, что порядок изучения разделов программы можно изменять в зависимости от сложившейся ситуации (например, наличия необходимых для работы материалов). При появлении у детей затруднений в усвоении какой-либо темы, в логику организации обучения вносятся соответствующие коррективы, дополнения, разрабатываются творчески ориентированные методы для более эффективного восприятия данной темы детьми.
Цели и задачи программы
Цель программы
Формирование системы знаний, умений и навыков по средствам начального моделирования и конструирования, способствующих развитию личности на уровне творчества и дальнейшему профессиональному самоопределению.
Образовательные задачи
формирование интереса к технике и техническим видам деятельности;
обучение детей использованию в речи правильной терминологии;
формирование навыков работы с инструментами и приспособлениями при работе с различными материалами;
формирование умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления технических моделей.
Развивающие задачи
развитие творческих способностей личности ребенка, фантазии, изобретательности, пространственного воображения;
развитие умений умственного труда (запомнить, анализировать, оценивать и т.д.)
развитие умений организации учебного труда; развитие у детей образного восприятия, чувства цвета и формы.
Воспитывающие задачи
воспитание настойчивости в преодолении трудностей, достижении поставленных задач;
воспитание у детей внимательности, трудолюбия, усидчивости, умения довести начатое дело до конца.
воспитание умения работать в коллективе.
Данная программа и учебно-тематический план рассчитаны на два года обучения для детей 7-10 лет. В этом возрасте, когда у ребят уже сформированы основные навыки работы с карандашом и ножницами, возникает желание овладеть каким-либо интересным и необычным видом ручного творчества. Содержание тем занятий подобрано с учетом постоянно обновляющейся методической литературы по данному направлению. Поэтому каждый год содержание программы также корректируется и изменяется.
В группу 1 года обучения принимаются все желающие без предварительного отбора. Состав группы постоянный.
Режим занятий:
1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 ч. (144 ч.); количество детей в группе – 15.
2 год обучения - 2 раза в неделю по 3 ч. ( 216 ч.); количество детей в группе – 12.
Документы и материалы, с учетом которых составлена программа
Должностная инструкция педагога дополнительного образования.
Инструкция по ТБ.
План работы отдела.
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Учебно-тематический план
Тема занятий
Всего
Количество часов
теоретич.
практич.
1. Вводное занятие. Материалы и инструменты. Инструктаж по ТБ
2
2
-
2. Работа с бумагой и картоном. Аппликация, оригами, бумагопластика.
38
5
33
3. Изготовление макетов технических объектов и моделей игрушек из плоских деталей. Проведение игр и соревнований.
52
5
47
4. Разработка и изготовление объемных макетов, моделей и игрушек. Проведение игр и соревнований.
48
5
43
5. Подготовка и оформление выставки
2
-
2
6. Заключительное занятие.
2
1
1
ИТОГО
144
18
126
ПРОГРАММА
ТЕМА 1.Вводное занятие. Материалы и инструменты. Инструктаж по ТБ.
Вводное занятие. Показ работ. Материалы и инструменты. ТБ при работе с ножницами и клеем.
ТЕМА 2.Работа с бумагой и картоном. Аппликация, оригами, бумагопластика.
Свойство бумаги, картона, способы обработки. Знакомство с видами аппликаций, техникой оригами, шаблонами (способы и приемы разметки). Понятие об осевой симметрии, симметричных фигурах и деталей плоской формы.
Практическая работа: линия видимого контура, линия невидимого контура, линия сгиба. Осевая (центровая) линия, место склеивания.
ТЕМА 3.Изготовление макетов технических объектов и моделей игрушек из плоских деталей. Проведение игр и соревнований.
Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах: прямоугольниках, треугольниках, круге, половине круга. Сопоставление формы окружающих предметов, с геометрическими фигурами. Соединение плоских деталей между собой: при помощи клея и щелевидных соединений.
Практическая работа: разметка при помощи шаблона, изготовление плоских поделок из геометрических фигур (игрушки, животные, транспорт)
ТЕМА 4.Разработка и изготовление объемных макетов, моделей и игрушек. Проведение игр и соревнований. Первоначальные понятия о простейших геометрических телах: призме, кубе, параллелепипеде, цилиндре, конусе. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность. Изготовление моделей и макетов по разверткам и шаблонам.
Практическая работа разработка и изготовление объемных моделей и поделок из разных материалов.
ТЕМА 5. Подготовка и оформление выставки
Организация и оформление тематических выставок.
ТЕМА 6. Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год. Награждение активных, творчески мыслящих воспитанников.
Этапы педагогического контроля
Сроки
Какие знания, умения и
навыки контролируются
Формы проведения
контроля
Октябрь
Организация рабочего места. Знание правил ТБ при работе с клеем и ножницами. Знание свойств бумаги.
Тест – опрос, аппликация (практическая работа).
Январь
Умение пользоваться чертежными инструментами, самостоятельно выполняя практическую работу по чертежу.
Практическая работа.
Апрель
Разработка и изготовление объемных макетов и моделей (работа с шаблонами)
Самостоятельная практическая работа
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1го ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Ребенок должен з н а т ь :
правила ТБ;
требования к организации рабочего места;
чертежные инструменты и приспособления;
геометрические фигуры;
свойства бумаги, картона и способы их обработки;
названия основных частей изготовляемых макетов и моделей
нормы поведения в быту и обществе;
нормы общения.
Должен у м е т ь :
делать аппликации, конструировать на плоскости из геометрических фигур;
работать по шаблонам и выкройкам;
пользоваться графическими инструментами при создании модели;
реализовывать собственные замыслы в работе;
доводить до конца начатое дело.
аккуратно выполнять свою работу.
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Учебно-тематический план
Тема занятий
Всего
Количество часов
теоретич.
практич.
1. Вводное занятие. Материалы и инструменты. Инструктаж по ТБ
2
2
-
2. Работа с природным материалом. Аппликация из листьев.
6.Творческая мастерская во время каникул. Экскурсии.
14
2
12
7. Подготовка и оформление выставки
2
-
2
8. Заключительное занятие.
2
1
1
ИТОГО
216
38
178
ПРОГРАММА
ТЕМА 1.Вводное занятие. Материалы и инструменты. Инструктаж по ТБ.
Вводное занятие. Показ работ. Материалы и инструменты. ТБ при работе с ножницами и клеем.
ТЕМА 2. . Работа с природным материалом. Аппликация из листьев. Экскурсия на природу с целью сбора природного материала (разноцветных листьев, цветов). Правила засушивания и хранения.
Практическая работа: аппликации из листьев, составление композиций и панно из засушенных листьев и цветов
ТЕМА 3. Первоначальные графические знания и умения. Закрепление, углубление и расширение знаний о чертежных инструментов и принадлежностях: линейке, угольнике, циркуле, карандаше.
Практическая работа: изготовление игольниц в виде 4-,8-,12-лепестковых цветов и циферблатов часов с применением циркуля(деление окружности).
Создание персонажей русских и татарских народных сказок на основе конуса, цилиндра, с применением бумажной пластики, оригами.
Практическая работа: работа по замыслу. Приемы бумажной пластики: прямая, криволинейная, фигурная, складки, прокалывание, сминание, тиснение.
ТЕМА 5. Изготовление механических игрушек.
Различные механические игрушки, изготовленные способом подвижного соединения.
Практическая работа: разработка и изготовление игрушек-плясунов, объемных механических игрушек.
ТЕМА 6. Творческая мастерская во время каникул. Экскурсии.
Участие в работе «Школы творчества и досуга». Экскурсии на природу. Проведение игр и соревнований на свежем воздухе.
ТЕМА 7. Подготовка и оформление выставки.
Организация и оформление тематических выставок.
ТЕМА 8. Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год. Награждение активных, творчески мыслящих воспитанников.
Этапы педагогического контроля
Сроки
Какие знания, умения и
навыки контролируются
Формы проведения
контроля
Октябрь
Самостоятельная организация рабочего места. Знания правила ТБ при работе с ножницами и клеем. Знание свойств бумаги.
Тест – опрос, практическая работа.
Январь
Умение пользоваться чертежными инструментами и режущими. Умения по чертежу самостоятельно выполнять практическую работу.
Практическая работа.
Апрель
Разработка и изготовление объемных макетов и моделей (самостоятельная работа с шаблонами, выкройками)
Самостоятельная практическая работа
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 2го ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Ребенок должен з н а т ь :
правила ТБ;
требования к организации рабочего места;
чертежные инструменты и приспособления;
геометрические фигуры;
свойства бумаги, картона и способы их обработки;
названия основных частей изготовляемых макетов и моделей
нормы поведения в быту и обществе;
нормы общения.
Должен у м е т ь :
делать аппликации, конструировать на плоскости из геометрических фигур;
работать по шаблонам и выкройкам;
пользоваться графическими инструментами при создании модели;
реализовывать собственные замыслы в работе;
доводить до конца начатое дело.
аккуратно выполнять свою работу.
Организационно - методическое обеспечение
Методическая работа
подготовить необходимый методический и раздаточный материал (эскизы, шаблоны,
наглядные пособия в электронном виде);
разработать планы занятий;
пополнять материал тематических папок;
посещение занятий других педагогов.
Условия реализации программы
Важнейшими условиями успешной реализации программы являются следующие:
Методические: интенсивное применение методов индивидуально-групповой работы, ориентированных на детей с разным темпом восприятия и скоростью выполнения учебно-творческих заданий. Для этого педагог должен в совершенстве владеть основами технического моделирования, а также иметь определенную технику педагогических действий.
Дидактические: необходимо создание по каждой учебной теме специальных заданий, дифференцирующих учебную работу по степени ее сложности и доступности для обучающихся.
Материально – технические:
Оснащенный в соответствии с требованиями ТБ и Санитарно-гигиенических норм кабинет: освещенный, проветриваемый, с достаточным количеством соответствующей возрасту и индивидуальным особенностям детей мебели
Наличие образцов (макетов и моделей).
Наличие инструментов и приспособлений, необходимых для организации занятий: шило для отверстий; кусачки для проволоки; плоскогубцы для загибания и скручивания проволоки; ножницы;
Наличие материала: карандаши, линейка, бумага и картон – для изготовления выкроек цветочных деталей; бумага креповая; бросовый материал; проволока; клей ПВА, «Момент» или «Супермомент»; нитки, леска.
Оборудованное место для экспонирования работ детей.
Наличие раздаточного материала (схемы, шаблоны).
Литература для педагога и детей.
Образовательно-воспитательная работа
№
Содержание
Сроки
1
«Золотая осень» - экскурсия в Городской парк
сентябрь
2
Посещение выставочного зала ЦДТ им. И.Х.Садыкова.
октябрь
3
Участие в мероприятии, посвященном Дню матери.
ноябрь
Беседа: «Твори добро»(к декаде инвалидов)
4
Новогодний праздник – развлечение.
декабрь
5
Экскурсии по городским новогодним елкам. Подвижные игры на свежем воздухе.
январь
6
«Служу Отечеству» - КВН
февраль
7
Посещение выставки педагога Бикбулатовой Е. - в городском музее
февраль - март
8
Участие в мероприятии «8 марта - международный женский день ».
март
9
День смеха – развлечение.
апрель
10
Беседа на тему: «9 мая - День Победы в ВОВ».
май
11
Родительские собрания, лектории, консультации для родителей.
в течение года
Список литературы
Для педагога:
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский, М.:, 1991.