Организация внеурочной деятельности по предмету «Технология»
Организация внеурочной деятельности по предмету «Технология»
Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация внеурочной деятельности по предмету «Технология»»
Организация внеурочной деятельности по предмету «Технология»
Социализация ребенка в настоящее время признается в качестве одной из главных задач российского образования. А это означает, что важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Инновацией ФГОС общего образования является введение внеурочной деятельности.
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность - не традиционный урок, но направлена на достижение образовательных результатов, заявленных ФГОС. В первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов. При этом, внеурочная деятельность носит компенсационный характер: способствует решению тех образовательных задач, которые не удается решить на уроке. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Внеурочная работа школьников имеет огромное преимущество перед уроками – она не носит такого отпечатка обязательности и серьезности. Внеурочная работа не накладывает на учителя и учеников таких строгих обязательств, как на уроке, поэтому позволяет использовать нестандартные и творческие приемы обучения. Школьники прекрасно понимают, что на занятиях им никто не будет ставить плохих оценок, и их желание обучиться чему-либо и получить качественные умения и знания зависит только от их заинтересованности. На внеурочных занятиях ученики ведут себя более раскованно, нежели на уроках, могут предлагать большее количество идей. На занятиях ученики работают не для оценки, а для себя, ради себя, ради того, чтобы научиться тому, что им нравится и впоследствии может пригодиться в жизни.
Все это приводит к тому, что на внеурочных занятиях ученики раскрываются больше как личность и более ярко демонстрируют свои таланты. Следовательно, учителю необходимо использовать это желание учеников научиться. Учитель может вести расширенное обучение по предмету, надеясь на лучший уровень усвоения за счет личной заинтересованности учеников в работе. Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность её организации. Благодаря проведению внеурочных занятий учитель ненавязчиво может обучить школьников выполнению проектов, использованию мозгового штурма в работе и других творческих методов. Это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества обучения. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:
обеспечивать благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;
создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширять рамки общения в социуме.
Принципами организации внеурочной деятельности в школе стали:
соответствие возрастным особенностям обучающихся;
преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
опора на ценности воспитательной системы школы;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Внеурочная деятельность должна ориентироваться на запросы родителей, законных представителей учащихся, приоритетные направления деятельности школы, интересы и склонности педагогов.
Виды внеурочной деятельности:
Познавательная
Игровая
Трудовая (производственная) деятельность
Досугово-развлекательная деятельность
Спортивно-оздоровительная деятельность
Туристско-краеведческая деятельность
Художественное творчество
Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность)
Проблемно-ценностное общение.
Направления и формы организации внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ООО организуется по основным направлениям развития личности:
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное,
спортивно-оздоровительное и т.д.
Содержание внеурочных занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как:
экскурсии;
кружки;
секции;
круглые столы;
конференции;
диспуты;
школьные научные общества;
олимпиады;
конкурсы;
соревнования;
поисковые и научные исследования;
общественнополезные практики и т.д.
Все эти формы тесно связаны между собой и дополняют друг друга. В основе каждой из них лежит преимущественно практическая работа детей под руководством учителя, поэтому при выборе той или иной формы необходимо учитывать степень подготовки учащихся, уровень их развития, индивидуальные особенности и интересы. В процессе внеурочной работы у учащихся формируются психические и физические качества: трудолюбие, выносливость, самостоятельность, инициативность, свобода, достоинство и честь.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов.
Рассмотрев обоснование внеурочной деятельности в целом, остановимся подробнее на организации внеурочной деятельности в системе технологической подготовки.
Анализ обозначенной проблемы позволил заключить, что внеурочная деятельность по технологии создает условия для самореализации личности ребёнка, выявляет и развивает творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда:
содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени;
планированию работы,
правильному обращению с инструментами,
соблюдению правил безопасной работы.
Цель внеурочной деятельности по технологии:
воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения;
обучить изготавливать поделки из различных материалов.
Задачи внеурочной деятельности по технологии состоят в том, чтобы:
научить детей основным техникам изготовления поделок;
развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
прививать интерес к народному искусству;
обучать детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная как на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, так и на преобразование материала в изделие. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне. В школе должен стать реальностью педагогически организованный процесс индивидуального развития ребенка средствами внеурочной деятельности, чтобы получаемые ребенком знания и навыки имели действительно развивающий эффект, причем именно для каждого ребенка. Заметив, что ребенок интересуется чем-либо, педагог может сообщить дополнительную интересную информацию по этому вопросу, предложить литературу, дать поручение, лежащее в области интересов ученика, создать такие условия, в которых ученик получит одобрение детского коллектива за свою компетентность по данному вопросу. Таким образом педагог откроет новые возможности ребенку и тем самым закрепит его интересы. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” учителя по принципу “делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума с работой рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся. Организация внеурочной работы по технологии, как и по любому учебному предмету занимает важное место в образовательном процессе современной школы и направлена на решение таких задач, как расширение и углубление знаний учеников по предмету, привитие интереса к изучаемому, развитие творческих способностей учащихся.
К внеурочным мероприятиям в системе технологической подготовки, как правило, относят следующие виды занятий: спецкурсы и элективные курсы, кружковая работа, декады, экскурсии, викторины, выставки, олимпиады, конкурсы, конференции, марафоны, КВНы, защиты проектов и т.д. Разнообразие форм проведения внеурочных мероприятий по школьным предметам представляет простор для проявления творчества как школьников, так и учителей.
В новых стандартах образования, говорится, что изучение учебного предмета «Технология» призвано обеспечить:
овладение общетрудовыми и жизненно необходимыми умениями и навыками, в том числе в области культуры труда и поведения;
изучение мира профессий, приобретение практического опыта профессиональной деятельности и на этой основе обоснованного профессионального самоопределения;
формирование творческого подхода, эстетического отношения к
действительности в процессе обучения и выполнения проектов;
воспитание трудолюбия, честности, ответственности, порядочности, предприимчивости и патриотизма».
В процессе занятий учащиеся закрепляют навыки работы с инструментами и приспособлениями, различными измерительными инструментами.
Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя. В этом он учится быть взрослым, мастером.
Говоря об организации внеурочной деятельности по технологии, необходимо отметить, что сам принцип использования традиционных форм и методов классно-поурочной системы работы здесь не уместен. Составляя программу курса, педагог обязан использовать самые разнообразные нетрадиционные формы проведения занятий. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности, дети охотно включаются в процесс обучения, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество. Нетрадиционным формам присуща большая вариативность структуры, они основаны на творчестве, импровизации, на взаимодействии ученика и учителя, увлеченности совместной творческой деятельностью.
При выборе форм работы по внеурочной деятельности необходимо руководствоваться возрастными и личностными особенностями учащихся, а также целями и задачами, которые ставит перед собой педагог, разрабатывая программу в целом или на отдельно взятом занятии.
Для привлечения учащихся и прогнозирования конечного результата занятий внеурочной деятельностью по технологии необходимо учитывать психовозрастные особенности детей. Занятия художественным трудом позволяют развивать у учащихся мелкую моторику, творческое и пространственное воображение, воспитывает навыки организации труда.
В среднем звене (5-7 класс) у детей появляется потребность к прикладной практической деятельности. Так как дети этого возраста более усидчивы, то им хорошо подходят занятия по осваиванию какого-либо ремесла или рукоделия. При этом учащиеся раскрывают и реализуют творческий потенциал, осваивают различные производственные технологии. Приобретают такие навыки как, трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата, приобщаются к русским традициям, истории, культуре.
Практика показывает, что, как правило, у большинства учащихся к 8 классу интерес к прикладному творчеству снижается и возникает потребность в активной социализации и профессионального самоопределения. Поэтому в старших классах (8-9 классах) целесообразней работать по проектным, общественно-полезным и научно-исследовательским направлениям. При этом обязательно необходимо учитывать метапредметность тем, изучаемых в курсе внеурочной деятельности по технологии, и знакомить учащихся с как можно более широким спектром профессий. При этом учащиеся приобретают готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, к самостоятельным поступкам и действиям, готовность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию.
Реализация организации внеурочной деятельности по технологии с учетом выше сказанного будет способствовать:
овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде;
формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Творческая деятельность учащихся является актуальным компонентом учебного процесса по технологии на протяжении всего периода обучения и может быть связана с различными направлениями внеурочной деятельности, включая научно-исследовательское, художественно-эстетическое, проектное и др. Она может осуществляться в виде научного, технического и художественного творчества; исследовательской, проектной, трудовой (созидательной) общественно-значимой или профессионально направленной деятельности.
Поскольку «занятия могут проводиться не только учителями одного общеобразовательного учреждения, но и другими преподавателями, в том числе педагогами учреждений дополнительного образования», это рождает здоровую конкуренцию и каждый учитель, организующий внеурочную деятельность, должен это понимать и повышать уровень своей квалификации в соответствии с современными образовательными требованиями.
Занятия по техническому творчеству помогают школьникам приобрести глубокие и прочные знания в области естественных и технических наук, ценные практические умения и навыки, воспитывают трудолюбие, культуру труда, умение работать в коллективе. Внеурочная работа по техническому творчеству содействует социально-профессиональному просвещению младших школьников, а в средних и старших классах — подготовке учащихся к практической деятельности, независимо от того, в какой области им предстоит работать. Организация экскурсий на предприятия, технические объекты, выставки, музей, в учебные и производственные учреждения включает в себя несколько этапов: подготовку, проведение и подведение итогов мероприятия. Подготовка к экскурсии предполагает выбор объекта, определение цели, плана и содержания действий, составление групповых и индивидуальных заданий, ознакомление и инструктирование учащихся о порядке и правилах безопасности во время экскурсии. По завершении экскурсии проводится обсуждение результатов и подводятся ее итоги.
Проведение экскурсий на начальных этапах изучения раздела или темы позволяет активизировать процесс обучения, а на завершающих этапах способствует актуализации, уточнению и профессиональной направленности полученного знания. Выставки творчества учащихся предполагают, кроме подготовки, размещение и оформление экспонатов, организацию и проведение экскурсий и определение достижений учащихся. Соревнования и олимпиады проводятся в форме конкурсных мероприятий, демонстрирующих уровень знаний и готовности учащихся к выполнению практических работ. Они могут осуществляться в масштабах школы, района, города, региона до уровня всероссийских и международных конкурсов с соответствующим делегированием победителей на следующий этап соревнований. Для этого разрабатываются специальные положения о конкурсах и олимпиадах, утверждается жюри. Олимпиады и конкурсы могут носить комплексный характер. В ходе первого тура выявляется уровень теоретической подготовленности школьников по направлению (профилю) обучения. Активной формой выявления уровня знаний и взаимообучения является проведение викторин по пройденным разделам технологии, что особенно эффективно для начальных туров школьных этапов олимпиад. На последующих этапах чаще применяется тестирование знаний. Во втором туре предполагается выполнение практических работ в определенной сфере профессиональной деятельности, включая разработку технологических процессов, схем и чертежей и выполнение работ по изготовлению заданных изделий с соблюдением технологических условий и правил техники безопасности. В третьем туре олимпиады проводится конкурс творческих работ (проектов), позволяющий выявить уровни творческих возможностей и достижений учащихся.
Внеурочная технологическая подготовка может осуществляться в виде созидательной практической деятельности, в процессе которой учащиеся производят полезные продукты (изделия, услуги, информацию и т.п.), имеющие не только личное, но и общественное значение. Созидательная деятельность школьников может реализоваться на различных уровнях. В зависимости от поставленной цели, достижение образовательных результатов первого уровня (приобретение школьниками знаний и практических умений, функциональных представлений в реалиях повседневной жизни) возможно в рамках известных форм внеурочной деятельности в виде кружковой и студийной работы по техническому творчеству, художественной обработке материалов и декоративно-прикладному творчеству. Тематика работы первичных объединений школьников во внеурочной деятельности может быть связана с различными разделами и направлениями базовой подготовки по техническому, обслуживающему или сельскохозяйственному труду и носить характер научно-исследовательской, опытнической, эстетической деятельности по реализации личностно значимых и социально направленных творческих проектов.
Таким образом, организация внеурочной деятельности по технологии в условиях новых стандартов образования позволяет решать целый комплекс задач: от сохранения здоровья подрастающего поколения, до формирования и развития разнообразных личностных качеств и способностей учащегося. И здесь для учителя предоставляется обширное поле деятельности как в выборе форм и методов работы, так и в выборе конечного (прогнозируемого) результата, так как внеурочная деятельность не ограничена рамками программы.
Внеурочная деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. Таким образом, внеурочная деятельность по технологии помогает:
научить себя учиться, что способствует саморазвитию;
утвердить себя в своих глазах и в глазах других людей, что способствует самоутверждению;
найти себя, что будет способствовать самоопределению;
реализовать себя, что способствует самореализации;
научиться управлять собой, что способствует саморегуляции и самовоспитанию.
В школе должен стать реальностью педагогически организованный процесс индивидуального развития ребенка средствами внеурочной деятельности, чтобы получаемые ребенком знания и навыки имели действительно развивающий эффект, причем именно для каждого ребенка.
Решение данной задачи требует создания следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективный комплекс развивающего образования:
личностноориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
полноценное общение ребенка со сверстниками, старшими и младшими детьми;
развивающие педагогические технологии, ориентированные на специфику возраста;
предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка;
интенсивное включение в образовательный процесс современных информационных технологий;
интенсивное включение в образовательный процесс школы возможностей внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Следовательно, происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, самостоятельность. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия.
Список использованной литературы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М: Проспект, 2013.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [текст]. – М.: Просвещение, 2011.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011.
Фундаментальное ядро содержания общего образования в Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителей общеобразоват. организаций / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев. – М.: Просвещение, 2014.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2011.
Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах/ Л.В. Байбородова. – М.: Просвещение, 2013.
Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.
Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.
Макеева А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 5-6 классы. / А.Г. Макеева. – М.: Просвещение, 2013.
Макеева А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 7-8 классы. / А.Г. Макеева. – М.: Просвещение, 2013.
Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителя общеобразоват. учреждений [Ю.Ю. Баранова, А.В. Кислякова, М.И. Солодкова и др.]. – М.: Просвещение, 2013.