kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеурочная деятельность как средство достижения метапредметных результатов обучения математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность как средство достижения метапредметных результатов обучения математике.

Значительное место в полноценном развитии личности по новому ФГОС отводится внеурочной деятельности. Главной отличительной особенностью нового стандарта является не предметные, а личностные и метапредметные результаты.

Метапредметные результаты обучения раскрываются через предметные умения и универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС  они выстраиваются по нижеследующим позициям:

1) соответствие полученного результата поставленной учебной задаче:

– «удержание» цели деятельности в ходе решения учебной задачи;

– выбор и использование целесообразных способов действий;

– определение рациональности (нерациональности) способа действия;

2) планирование, контроль и оценка учебных действий, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии:

– составление плана пересказа учебно-познавательного текста;

– контроль (самоконтроль) процесса и результата выполнения задания; нахождение ошибок в работе (в том числе собственной);

– адекватная самооценка выполненной работы;

– восстановление нарушенной последовательности учебных действий;

3) использование знаково-символических средств представления информации:

– чтение схем, таблиц, диаграмм;

– представление информации в схематическом виде;

4) овладение логическими действиями и умственными операциями:

– выделение признака для группировки объектов, определение существенного признак а, лежащего в основе классификации;

– установление причинно-следственных связей;

– сравнение, сопоставление, анализ, обобщение представленной информации;

– использование базовых предметных и метапредметных (число, вид, форма, время, схема, таблица и др.) понятий для характеристики объектов окружающего мира;

5) решение коммуникативных задач с использованием речевых средств и информационных технологий:

– осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

– составление текстов различных типов (текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение);

– выбор доказательств для аргументации своей точки зрения;

6) смысловое чтение:

– овладение навыками смыслового чтения текстов различных типов и жанров в соответствии с целями и задачами;

– нахождение в тексте необходимой информации;

– определение основной мысли прочитанного текста;

7) различные способы поиска информации:

– использование словарей, справочников, энциклопедий, ресурсов Интернета для нахождения необходимой информации, поиск значения слова (термина, понятия);

– «чтение» информации, представленной разными способами (рисунок, схема, текст, таблица и др.).

В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:

- духовно-нравственное;

- социальное;

- общеинтеллектуальное;

- общекультурное;

- спортивно – оздоровительное.

И реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т. д. Мы, математики,  проводим,в большей, степени работу по общеинтеллектуальному направлению. Сюда входит подготовка к интеллектуальным играм, предметным и альтернативным олимпиадам, научно-практическим конференциям, проектная деятельность.

Подобные метапредметные результаты в более наглядной форме можно отследить и в других видах внеурочной деятельности, например игре - КВН.

В 6 классах я проводила КВН по теме «Числовая палитра». Уже начиная с первого конкурса «Приветствие» мы на итоге получаем и овладение различными способами поиска  информации, и  смысловое прочтение научных фраз и терминов, и выработка коммуникативности с использованием речевых средств и информационных технологий.

Второй конкурс  «Разминка» (придумай рифму к математическим понятиям):

1. Вычитать -….(отв. умножать)

2. Точка -… (отв. ночка, кочка)

3. Прямая -…(отв. кривая, косая)

4. Фигура -…(отв. натура, карикатура)

5. Икс -…(отв. фикс)

Этот конкурс дает возможность выработать логические и умственные способности и формирует связь с предметом литература (риторика).

В более наглядной форме.

Третий конкурс «Цифровая палитра» (нужно нарисовать любое растение, используя только цифры математики)  отрабатывает знаково - символические средства представления информации, используя связь с предметами биология, изобразительное искусство, технология.

Четвертый конкурс  «Шифровальщик» ( по координатам - получится фраза известного математика Ковалевской С.В.:  «У математиков  существует свой язык - это формулы.»

По координатам точек последовательно расположенных   определить буквы и символы и составить фразу:

(1;1) (2;2) (2;1) (4;2) (3;5) (3;4) (2;1) (4;2)(3;5) (3;2) (4;1) (1;5) (1;2) (2;2)  (3;1)        (1;1)(1;2)(3;4)(3;1)(3;5)(1;2)(1;1)(3;4)(3;5)(2;2)(3;1)(1;2)(1;5)(2;3)(1;3)(3;2) (4;3)(4;1) (4;4)(1;4)(3;5)(1;5) (2;2)(2;4)(1;5)(2;5)(2;1)(1;1) (4;5)(4;2)).

С учетом, что (1;2)- это буква «в»( иногда)).

Конкурс  дает  возможность получить  и соответствие   результата поставленной учебной задаче, и планирование, контроль и оценку учебных действий, и использование знаково-символических средств представления информации. Устанавливает связь с предметами литература, информатика.

Пятый конкурс  «Капитанов»  - продолжи ряд чисел еще семью числами, зная закон продолжения:  331233123331234….(отв.3312345)

                          71171117….(отв.1111711)

                          0120120….(отв.1201201)

                          12345….(отв.6 7 8 9 10 11 12)

                          2468……(отв.10 12 14 16 18 20 22).

Конкурс вырабатывает  овладение логическими действиями и умственными операциями ( сравнение, сопоставление, анализ, обобщение представленной информации) и устанавливается связь с предметом информатика.

Шестой конкурс « Игра цифр» : Число 100 можно представить шестью девятками:100=99+99/99.

 А как представить число 100 пятью пятерками, семью тройками и  пятью единицами?

(отв.: 1) 100=5*5*5-5*5   ;  2)100=3*33+33/33; 3)100=111-11)

Конкурс  дает возможность  овладеть логическими действиями и умственными операциями и вырабатывает соответствие полученного результата поставленной  задаче («удержание» цели деятельности в ходе решения учебной задачи;

и выбор и использование целесообразных способов действий;).

Саму игру проводят ведущие в словах которых много фраз  и высказываний известных людей о математике и математиках, например выдержки из речи ведущих :

 Ведущий № 1: «Окружающий нас мир – это мир геометрии. А холодные числа, внешне сухие формулы математики полны внутренней красоты….Мы с наслаждением познаем математику, она восхищает нас как цветок Лотоса.» (Александр Данилович Александров – математик, физик 20 в.)

Ведущий № 2 : Стой, стой, стой - дальше не продолжай. Я буду краток, Конкурс №3: «Цифровая палитра»  

  •  

 Ведущий №1 : «Счет и вычисления - это основа порядка в голове.» ( Иоганна Генриха Песталоцци – педагог- гуманист 18в.)

 Ведущий № 2: И с этим не поспоришь! И поэтому  следующий конкурс «Игра Цифр»

Такой диалог ведущих, с элементами  юмора дает возможность ненавязчиво познакомить учащихся с мнениями известных людей, расширяя тем самым  кругозор учащихся, приобщает их культуре математической речи и формирует метапредметный результат смысловое чтение (нахождение в тексте необходимой информации; определение основной мысли прочитанного текста). Не лишним являются и номера самодеятельности между конкурсами  они создают психологическую разрядку, что увеличивает эффективность работы детей во время игры.

Все эти виды работ объединяют учение и игру, труд и отдых. Они развивают математические способности, сообразительность, логическое мышление, укрепляют память. А занимательно-игровая форма позволяет заинтересовать и вынуждает активно работать всех участников процесса.
   Использование программного материала вызывает у школьников активизацию умственной деятельности, способствует возникновению личных мотивов учения. А включение заданий, которые содержат новые для учащихся сведения из различных областей математики, развивает интерес и любознательность и приводит некоторых участников к необходимости углубленного изучения отдельных разделов математики. Иногда такая заинтересованность получает продолжение  в виде индивидуальных занятий. Такая работа позволяет подготовить некоторых школьников к дальнейшему самостоятельному изучению некоторых разделов и расширить их математический кругозор.  Её промежуточным результатом могут являться выступления учащихся на различных конференциях школьников, в помощи учителю в подготовке и проведению различных мероприятий по предмету. Радует то, что в таких мероприятиях принимают участие не только ученики, хорошо успевающие по математике, но и со слабой математической подготовкой. Они, как правило, являются соведущими таких мероприятий, готовят выступления, мультимедийное сопровождение и т.д.  
В процессе организации внеурочной деятельности у учащихся формируются предусмотренные новообразования или развиваются ранее приобретенные. В процессе их коллективного планирования, подготовки и проведения, создаётся обстановка сотворчества, продумывание совместного коллективного дела, радостного ожидания и переживания.
   На них ученики применяют приобретенные знания, открывают новые приёмы решений и рассуждений, привлекаются к работе слабые школьники. Такая работа способствует развитию логического мышления, тренирует смысловую и образную память, активизирует мыслительную деятельность. Это позволяет разносторонне развиваться личности учащихся, способствует выработке умения аргументировано доказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, прислушиваться к мнению других, развивает чувства взаимопомощи и взаимоуважения, формирует осознанные нормы поведения, учит внимательности, терпимости и самообладанию, сообразительности и скорости мышления. Учащиеся преображаются на глазах, с огромным удовольствием показывают свои знания и умения.
 

Итак, на этих  примерах я попыталась показать  небольшой спектр возможностей внеурочной деятельности для установления метапредметных результатов обучения математике. Подобные результаты  можно отследить на детальном рассмотрении и других видов внеурочной деятельности. Важно, чтобы кульминацией нашей внеурочной работы стали: заинтересованные в обучении дети, которые не только выполняют задания, но и выдвигают собственные идеи и модели для дальнейшего развития, что собственно и является основой для эффективного обучения и целью внедрения государственных образовательных стандартов нового поколения.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность как средство достижения метапредметных результатов обучения математике »

Внеурочная деятельность как средство достижения метапредметных результатов обучения математике.   Авто автор : учитель математики и информатики МБОУ СОШ № 4 - Прикоп Е.А.

Внеурочная деятельность как средство достижения метапредметных результатов обучения математике.

Авто автор : учитель математики и информатики МБОУ СОШ № 4 - Прикоп Е.А.

Метапредметные результаты обучения – это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые учащимися в обучении, на практике и перенос во внеучебную (жизненную) деятельность.

Метапредметные результаты обучения

это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые учащимися в обучении, на практике и перенос во внеучебную (жизненную) деятельность.

Метапредметные результаты обучения в соответствии с ФГОС выстраиваются в следующие позиции: 1) соответствие полученного результата поставленной учебной задаче; 2) планирование, контроль и оценка учебных действий, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 3) использование знаково-символических средств представления информации; 4) овладение логическими действиями и умственными операциями; 5) решение коммуникативных задач с использованием речевых средств и информационных технологий; 6) смысловое чтение; 7) различные способы поиска информации.

Метапредметные результаты обучения в соответствии с ФГОС выстраиваются в следующие позиции:

1) соответствие полученного результата поставленной учебной задаче;

2) планирование, контроль и оценка учебных действий, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

3) использование знаково-символических средств представления информации;

4) овладение логическими действиями и умственными операциями;

5) решение коммуникативных задач с использованием речевых средств и информационных технологий;

6) смысловое чтение;

7) различные способы поиска информации.

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС реализуется по следующим направлениям развития личности:

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС реализуется по следующим направлениям развития личности:

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС реализуется по следующим направлениям развития личности:

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС реализуется по следующим направлениям развития личности:

  • духовно-нравственное;
  • социальное;
  • общеинтеллектуальное ;
  • общекультурное;
  • спортивно – оздоровительное.
Формы внеурочной деятельности согласно общеинтеллектуального направления:

Формы внеурочной деятельности согласно общеинтеллектуального направления:

  • интеллектуальные игры («Счастливые случаи», и «Крестики-нолики», «Хочешь ли быть отличником?», «Своя игра», КВНы, математические турниры, «Поле чудес» );
  • олимпиады ;
  • научно-практические конференции ;
  • проектная деятельность и т.д.
Проектная деятельность Проект - план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношение, программу, книгу, фильм, модель, сценарий и т.д.

Проектная деятельность

Проект - план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношение, программу, книгу, фильм, модель, сценарий и т.д.

Проект «Ох уж эти дроби». План проектной деятельности:

Проект «Ох уж эти дроби».

План проектной деятельности:

  • История появления и география развития дробей.
  • Роль дроби в искусстве и быту.
  • Нумерация и дроби. Дроби в повседневной жизни.
  • Исследование содержательных особенностей задач, решаемых с помощью дробей на всем протяжении развития человечества.
  • Математическое моделирование при решении задач на дроби (от старинных задач до современности).
«Числовая палитра» КВН по теме ( 6 класс)

«Числовая палитра»

КВН по теме ( 6 класс)

КВН по теме ( 6 класс)   Второй конкурс «Разминка» ( придумай рифму к математическим понятиям):   1. Вычитать - …..(отв. умножать) 2. Точка -… ( о тв. ночка, кочка) 3. Прямая -…( отв. кривая, косая) 4. Фигура -…( отв. натура, карикатура) 5. Икс -…(отв . фикс )

КВН по теме ( 6 класс)

Второй конкурс «Разминка»

( придумай рифму к математическим понятиям):

 

1. Вычитать - …..(отв. умножать)

2. Точка -… ( о тв. ночка, кочка)

3. Прямая -…( отв. кривая, косая)

4. Фигура -…( отв. натура, карикатура)

5. Икс -…(отв . фикс )

Третий конкурс «Цифровая палитра» (нужно нарисовать любое растение, используя только цифры математики)

Третий конкурс «Цифровая палитра» (нужно нарисовать любое растение, используя только цифры математики)

Четвертый конкурс «Шифровальщик»  По координатам последовательно расположенных точек определить буквы и символы и составить фразу: (1;1) (2;2) (2;1) (4;2) (3;5) (3;4) (2;1) (4;2)(3;5) (3;2) (4;1) (1;5) (1;2) (2;2) (3;1) (1;1)(1;2)(3;4)(3;1)(3;5)(1;2)(1;1)(3;4)(3;5) (2;2)(3;1)(1;2)(1;5)(2;3)(1;3)(3;2) (4;3)(4;1) (4;4)(1;4)(3;5)(1;5) (2;2)(2;4)(1;5)(2;5)(2;1)(1;1) (4;5)(4;2)). (С учетом, что (1;2)- это буква «в»( иногда)). В итоге получится фраза известного математика Ковалевской С.В.: «У математиков существует свой язык - это формулы.»

Четвертый конкурс «Шифровальщик»

По координатам последовательно расположенных точек определить буквы и символы и составить фразу:

(1;1) (2;2) (2;1) (4;2) (3;5) (3;4) (2;1) (4;2)(3;5) (3;2) (4;1) (1;5) (1;2) (2;2) (3;1) (1;1)(1;2)(3;4)(3;1)(3;5)(1;2)(1;1)(3;4)(3;5) (2;2)(3;1)(1;2)(1;5)(2;3)(1;3)(3;2) (4;3)(4;1) (4;4)(1;4)(3;5)(1;5) (2;2)(2;4)(1;5)(2;5)(2;1)(1;1) (4;5)(4;2)).

(С учетом, что (1;2)- это буква «в»( иногда)).

В итоге получится фраза известного математика Ковалевской С.В.:

«У математиков существует свой язык - это формулы.»

Пятый конкурс «Капитанов» - продолжи ряд чисел еще семью числами, зная закон продолжения: 331233123331234….(отв.3312345) 71171117…..(отв.1111711) 0120120….(отв.1201201) 12345…..(отв.6 7 8 9 10 11 12) 2468……(отв.10 12 14 16 18 20 22) .

Пятый конкурс «Капитанов» - продолжи ряд чисел еще семью числами, зная закон продолжения:

331233123331234….(отв.3312345)

71171117…..(отв.1111711)

0120120….(отв.1201201)

12345…..(отв.6 7 8 9 10 11 12)

2468……(отв.10 12 14 16 18 20 22) .

Шестой конкурс « Игра цифр» : Число 100 можно представить шестью девятками:100=99+99/99. А как представить число 100 пятью пятерками, семью тройками и пятью единицами? (отв.: 100=5*5*5-5*5 ; 2)100=3*33+33/33;  3)100=111-11)

Шестой конкурс « Игра цифр» :

Число 100 можно представить шестью девятками:100=99+99/99.

А как представить число 100 пятью пятерками, семью тройками и пятью единицами?

(отв.:

  • 100=5*5*5-5*5 ; 2)100=3*33+33/33;

3)100=111-11)

Ведущий № 1: «Окружающий нас мир – это мир геометрии. А холодные числа, внешне сухие формулы математики полны внутренней красоты….Мы с наслаждением познаем математику, она восхищает нас как цветок Лотоса..» ( Александр Данилович Александров – математик, физик -20 в.) Ведущий № 2 : Стой, стой, стой - дальше не продолжа й . Я буду краток, Конкурс №3: «Цифровая палитра».  или  Ведущий № 1 : «Счет и вычисле ния - это основа поря дка в голове.»  ( Иоганна Генриха Песталоцци – педагог- гуманист -18в.)  Ведущий № 2
  • Ведущий № 1: «Окружающий нас мир – это мир геометрии. А холодные числа, внешне сухие формулы математики полны внутренней красоты….Мы с наслаждением познаем математику, она восхищает нас как цветок Лотоса..» ( Александр Данилович Александров – математик, физик -20 в.)
  • Ведущий № 2 : Стой, стой, стой - дальше не продолжа й . Я буду краток, Конкурс №3: «Цифровая палитра».

или

  • Ведущий № 1 : «Счет и вычисле ния - это основа поря дка в голове.»

( Иоганна Генриха Песталоцци – педагог- гуманист -18в.)

  • Ведущий № 2 : И с этим не поспоришь! И поэтому следу ющий конкурс «Игра Цифр».
Важный метапредметный результат внеурочной деятельности: заинтересованные в обучении дети, которые не только выполняют задания, но и выдвигают собственные идеи и модели для дальнейшего развития , что собственно и является основой для эффективного обучения и целью внедрения государственных образовательных стандартов нового поколения.

Важный метапредметный результат внеурочной деятельности: заинтересованные в обучении дети, которые не только выполняют задания, но и выдвигают собственные идеи и модели для дальнейшего развития , что собственно и является основой для эффективного обучения и целью внедрения государственных образовательных стандартов нового поколения.

Желаю успехов в работе ! Спасибо за внимание! Материал выступления размещен на сайте:

Желаю успехов в работе !

Спасибо за внимание!

Материал выступления размещен на сайте:


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Прикоп Елена Алексеевна

Дата: 24.08.2015

Номер свидетельства: 226699

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Рабочая программа по математике для 2 класса ("Планета знаний") "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-dlia-2-klassa-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "172405"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423816389"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Программа внеурочной деятельности по информатике по ФГОС "Продвинутый пользователь. 7 класс""
    ["seo_title"] => string(84) "proghrammavnieurochnoidieiatielnostipoinformatikiepofgosprodvinutyipolzovatiel7klass"
    ["file_id"] => string(6) "263123"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449490316"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по математике для 3 класса ОС 2100 "
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-dlia-3-klassa-os-2100"
    ["file_id"] => string(6) "173946"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424070064"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Рабочая программа внеурочной деятельности  «Волшебные узелки» "
    ["seo_title"] => string(70) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-volshiebnyie-uzielki"
    ["file_id"] => string(6) "122582"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414300205"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Технологическая карта урока по математике на тему: "Деление на 1000, 10000, …""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_po_matiematikie_na_tiemu_dielieniie_na_1000_10"
    ["file_id"] => string(6) "424756"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1501622032"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства