Внеурочная деятельность как средство достижения метапредметных результатов обучения математике.
Значительное место в полноценном развитии личности по новому ФГОС отводится внеурочной деятельности. Главной отличительной особенностью нового стандарта является не предметные, а личностные и метапредметные результаты.
Метапредметные результаты обучения раскрываются через предметные умения и универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС они выстраиваются по нижеследующим позициям:
1) соответствие полученного результата поставленной учебной задаче:
– «удержание» цели деятельности в ходе решения учебной задачи;
– выбор и использование целесообразных способов действий;
– определение рациональности (нерациональности) способа действия;
2) планирование, контроль и оценка учебных действий, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии:
– составление плана пересказа учебно-познавательного текста;
– контроль (самоконтроль) процесса и результата выполнения задания; нахождение ошибок в работе (в том числе собственной);
– адекватная самооценка выполненной работы;
– восстановление нарушенной последовательности учебных действий;
3) использование знаково-символических средств представления информации:
– чтение схем, таблиц, диаграмм;
– представление информации в схематическом виде;
4) овладение логическими действиями и умственными операциями:
– выделение признака для группировки объектов, определение существенного признак а, лежащего в основе классификации;
– установление причинно-следственных связей;
– сравнение, сопоставление, анализ, обобщение представленной информации;
– использование базовых предметных и метапредметных (число, вид, форма, время, схема, таблица и др.) понятий для характеристики объектов окружающего мира;
5) решение коммуникативных задач с использованием речевых средств и информационных технологий:
– осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
– составление текстов различных типов (текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение);
– выбор доказательств для аргументации своей точки зрения;
6) смысловое чтение:
– овладение навыками смыслового чтения текстов различных типов и жанров в соответствии с целями и задачами;
– нахождение в тексте необходимой информации;
– определение основной мысли прочитанного текста;
7) различные способы поиска информации:
– использование словарей, справочников, энциклопедий, ресурсов Интернета для нахождения необходимой информации, поиск значения слова (термина, понятия);
– «чтение» информации, представленной разными способами (рисунок, схема, текст, таблица и др.).
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:
- духовно-нравственное;
- социальное;
- общеинтеллектуальное;
- общекультурное;
- спортивно – оздоровительное.
И реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т. д. Мы, математики, проводим,в большей, степени работу по общеинтеллектуальному направлению. Сюда входит подготовка к интеллектуальным играм, предметным и альтернативным олимпиадам, научно-практическим конференциям, проектная деятельность.
Подобные метапредметные результаты в более наглядной форме можно отследить и в других видах внеурочной деятельности, например игре - КВН.
В 6 классах я проводила КВН по теме «Числовая палитра». Уже начиная с первого конкурса «Приветствие» мы на итоге получаем и овладение различными способами поиска информации, и смысловое прочтение научных фраз и терминов, и выработка коммуникативности с использованием речевых средств и информационных технологий.
Второй конкурс «Разминка» (придумай рифму к математическим понятиям):
1. Вычитать -….(отв. умножать)
2. Точка -… (отв. ночка, кочка)
3. Прямая -…(отв. кривая, косая)
4. Фигура -…(отв. натура, карикатура)
5. Икс -…(отв. фикс)
Этот конкурс дает возможность выработать логические и умственные способности и формирует связь с предметом литература (риторика).
В более наглядной форме.
Третий конкурс «Цифровая палитра» (нужно нарисовать любое растение, используя только цифры математики) отрабатывает знаково - символические средства представления информации, используя связь с предметами биология, изобразительное искусство, технология.
Четвертый конкурс «Шифровальщик» ( по координатам - получится фраза известного математика Ковалевской С.В.: «У математиков существует свой язык - это формулы.»
По координатам точек последовательно расположенных определить буквы и символы и составить фразу:
(1;1) (2;2) (2;1) (4;2) (3;5) (3;4) (2;1) (4;2)(3;5) (3;2) (4;1) (1;5) (1;2) (2;2) (3;1) (1;1)(1;2)(3;4)(3;1)(3;5)(1;2)(1;1)(3;4)(3;5)(2;2)(3;1)(1;2)(1;5)(2;3)(1;3)(3;2) (4;3)(4;1) (4;4)(1;4)(3;5)(1;5) (2;2)(2;4)(1;5)(2;5)(2;1)(1;1) (4;5)(4;2)).
С учетом, что (1;2)- это буква «в»( иногда)).
Конкурс дает возможность получить и соответствие результата поставленной учебной задаче, и планирование, контроль и оценку учебных действий, и использование знаково-символических средств представления информации. Устанавливает связь с предметами литература, информатика.
Пятый конкурс «Капитанов» - продолжи ряд чисел еще семью числами, зная закон продолжения: 331233123331234….(отв.3312345)
71171117….(отв.1111711)
0120120….(отв.1201201)
12345….(отв.6 7 8 9 10 11 12)
2468……(отв.10 12 14 16 18 20 22).
Конкурс вырабатывает овладение логическими действиями и умственными операциями ( сравнение, сопоставление, анализ, обобщение представленной информации) и устанавливается связь с предметом информатика.
Шестой конкурс « Игра цифр» : Число 100 можно представить шестью девятками:100=99+99/99.
А как представить число 100 пятью пятерками, семью тройками и пятью единицами?
(отв.: 1) 100=5*5*5-5*5 ; 2)100=3*33+33/33; 3)100=111-11)
Конкурс дает возможность овладеть логическими действиями и умственными операциями и вырабатывает соответствие полученного результата поставленной задаче («удержание» цели деятельности в ходе решения учебной задачи;
и выбор и использование целесообразных способов действий;).
Саму игру проводят ведущие в словах которых много фраз и высказываний известных людей о математике и математиках, например выдержки из речи ведущих :
Ведущий № 1: «Окружающий нас мир – это мир геометрии. А холодные числа, внешне сухие формулы математики полны внутренней красоты….Мы с наслаждением познаем математику, она восхищает нас как цветок Лотоса.» (Александр Данилович Александров – математик, физик 20 в.)
Ведущий № 2 : Стой, стой, стой - дальше не продолжай. Я буду краток, Конкурс №3: «Цифровая палитра»
Ведущий №1 : «Счет и вычисления - это основа порядка в голове.» ( Иоганна Генриха Песталоцци – педагог- гуманист 18в.)
Ведущий № 2: И с этим не поспоришь! И поэтому следующий конкурс «Игра Цифр»
Такой диалог ведущих, с элементами юмора дает возможность ненавязчиво познакомить учащихся с мнениями известных людей, расширяя тем самым кругозор учащихся, приобщает их культуре математической речи и формирует метапредметный результат смысловое чтение (нахождение в тексте необходимой информации; определение основной мысли прочитанного текста). Не лишним являются и номера самодеятельности между конкурсами они создают психологическую разрядку, что увеличивает эффективность работы детей во время игры.
Все эти виды работ объединяют учение и игру, труд и отдых. Они развивают математические способности, сообразительность, логическое мышление, укрепляют память. А занимательно-игровая форма позволяет заинтересовать и вынуждает активно работать всех участников процесса.
Использование программного материала вызывает у школьников активизацию умственной деятельности, способствует возникновению личных мотивов учения. А включение заданий, которые содержат новые для учащихся сведения из различных областей математики, развивает интерес и любознательность и приводит некоторых участников к необходимости углубленного изучения отдельных разделов математики. Иногда такая заинтересованность получает продолжение в виде индивидуальных занятий. Такая работа позволяет подготовить некоторых школьников к дальнейшему самостоятельному изучению некоторых разделов и расширить их математический кругозор. Её промежуточным результатом могут являться выступления учащихся на различных конференциях школьников, в помощи учителю в подготовке и проведению различных мероприятий по предмету. Радует то, что в таких мероприятиях принимают участие не только ученики, хорошо успевающие по математике, но и со слабой математической подготовкой. Они, как правило, являются соведущими таких мероприятий, готовят выступления, мультимедийное сопровождение и т.д.
В процессе организации внеурочной деятельности у учащихся формируются предусмотренные новообразования или развиваются ранее приобретенные. В процессе их коллективного планирования, подготовки и проведения, создаётся обстановка сотворчества, продумывание совместного коллективного дела, радостного ожидания и переживания.
На них ученики применяют приобретенные знания, открывают новые приёмы решений и рассуждений, привлекаются к работе слабые школьники. Такая работа способствует развитию логического мышления, тренирует смысловую и образную память, активизирует мыслительную деятельность. Это позволяет разносторонне развиваться личности учащихся, способствует выработке умения аргументировано доказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, прислушиваться к мнению других, развивает чувства взаимопомощи и взаимоуважения, формирует осознанные нормы поведения, учит внимательности, терпимости и самообладанию, сообразительности и скорости мышления. Учащиеся преображаются на глазах, с огромным удовольствием показывают свои знания и умения.
Итак, на этих примерах я попыталась показать небольшой спектр возможностей внеурочной деятельности для установления метапредметных результатов обучения математике. Подобные результаты можно отследить на детальном рассмотрении и других видов внеурочной деятельности. Важно, чтобы кульминацией нашей внеурочной работы стали: заинтересованные в обучении дети, которые не только выполняют задания, но и выдвигают собственные идеи и модели для дальнейшего развития, что собственно и является основой для эффективного обучения и целью внедрения государственных образовательных стандартов нового поколения.