kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Организация исследовательских проектов в процессе внеурочной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на темк "Организация исследовательских проектов в процессе внеурочной деятельности начальной школы"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Организация исследовательских проектов в процессе внеурочной деятельности"»

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ

ПРОЕКТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

На современном этапе, как показал анализ школьной практики, в школу необходимо внедрять инновационные подходы к обучению, отвечающие современным условиям и способствующие оптимальному решению ряда проблем, возникающих в образовании. Считается, что именно инновационный подход к организации обучения — это одно из приоритетных направлений образования нового поколения. Один из таких подходов - исследовательская деятельность учащихся и её организация как на уроке, так и во внеурочное время. Именно исследовательская деятельность способствует формированию и развитию универсальных учебных действий, закреплённых в ФГОС [1]. А развить их младший школьник сможет лишь тогда, когда научится самостоятельно добывать знания и совершенствовать их.

Работая с информацией в различных областях, учащиеся приобретают новые навыки, которые для них гораздо важнее прочности приобретаемых знаний. Организация исследовательской деятельности поможет решить многие проблемы и задачи современного образования:

  • формирование исследовательской компетентности;

  • развитие творческого потенциала учащихся, учебной мотивации;

  • преодоление проблемы включенности каждого в деятельность;

  • профессиональное самоопределение школьников и мн. др.

Поэтому исследовательская деятельность учителей и учащихся в современной школе должна занимать значительное место. Но, по мнению К. А. Халатян. исследование является достаточно непростым видом деятельности и для учащихся, и для педагогов. Она согласна с мнениями современных исследователей в том, что исследовательская деятельность является творческой деятельностью, обуславливающей не только усвоение младшими школьниками определенного набора знаний и исследовательских умений, но и формирование индивидуального творческого потенциала.

Методологическим основанием организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время является системно - деятельностный подход, который предполагает развитие таких качественных характеристик личности как инициатива, самостоятельность, дисциплинированность и ответственность, а также раскрытие личностного потенциала младшего школьника, что является главной стратегией Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения [2].

Деятельностный подход в образовании предполагает, что центральной категорией учебно-познавательного процесса является деятельность. Т. М. Ефимова. говорит о том, что теперь учащийся не получает готовых знаний, но приобретает их в процессе собственной активной познавательной, поисковой, исследовательской деятельности. Преимуществом системно - деятельностного подхода является его органичное сочетание с современными педагогическими технологиями, в частности, с исследовательской деятельностью учащихся.

Е. Н. Лобузнова. считает, что исследовательская деятельность учащихся призвана не только для развития их исследовательских умений, но и для формирования фундамента мировоззрения современного человека; она способна обеспечить обретение молодым поколением культурных ценностей через вхождение в культуру научных сообществ.[4]

Каждый младший школьник от природы наделён склонностью познавать и исследовать окружающий мир. Поэтому нужно организовывать исследовательскую деятельность так, чтобы она способствовала развитию у учащихся необходимых для этого умений и навыков. Но сначала необходимо привить младшим школьникам интерес к исследованию и вооружить их методами научно – исследовательской работы. Затем учащихся нужно постепенно подвести к пониманию того, что они собираются исследовать, а потом уже можно создавать и разрабатывать исследовательские работы и проекты. На взгляд Е. Н Лобузновой, основной тезис понимания исследовательской деятельности заключается в следующих словах: «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить» [5]

Работу по организации исследовательской деятельности Е. Н Лобузнова начала с проведения дополнительных занятий и кружковой работы, преследуя при этом цель: привить интерес к русскому языку и литературе. Задания, которые предлагались учащимся на выбор, носили частично – поисковый характер. Главное – ребят заинтересовать, а дальше они сами будут стремиться найти что – то самостоятельно. Совместный анализ результатов поиска проводила таким образом, чтобы учащиеся засомневались и высказали собственные предположения, которые нужно уточнить. Это вызывало у них желание узнать всё самим из различных источников информации. Так постепенно ребята подошли к исследовательской деятельности.

Чтобы правильно организовать исследовательскую деятельность, нужно учитывать мотивы участников этой деятельности, определив при этом ключевые слова для младших школьников, для учителя и для участников исследовательского проекта (Схема1):

Для учащихся. Для учителя



Успех Самопознание Любознательность Сотворчество Творчество


Для участников исследовательского проекта




Интерес Удивление

Чем будем удивлять?

Схема 1. Ключевые слова для участников исследовательской деятельности

Нужно также подумать над особенностями выбранной темы, решить, какую часть работы будут делать самостоятельно, а какую - вместе с учителем. Следует также предложить им ответить на ряд вопросов: «Почему?», «Что из этого следует?», «Что можно ожидать при условии...?».[4]

При организации внеурочной исследовательской деятельности учащихся важным моментом является определение этапов, в последовательность которых можно вносить изменения, связанные с процессом прохождения исследования, с его условиями, со своеобразием объекта исследования, степенью осознанности результата всеми участниками исследования, получили определённых знаний и умений у учащихся (Таблица 1):

Этапы методики

Комментарий

I этап

Выбор темы исследования.

Ученик сам выбирает тему исследования, исходя из интереса, возникшего на уроке; традиции семьи; предрасположенности к каким-либо видам деятельности, желания утвердиться.

II этап

Процесс исследования объекта.

Перед учеником ставятся следующие задачи: найти и записать знания по теме исследования; найти и записать новые, неизвестные ранее знания.

III этап

Оформление результатов исследования.


Научный аппарат исследования: актуальность; проблема; объект; предмет; цели; задачи; методы; основные понятия; обобщения; анализ; выводы;

рекомендации.

IV этап

Демонстрация результатов исследования.


Выступление о проведенной работе является обязательным: презентация, доклад, статья, книжка, буклет, словарик, стенгазета, реферат, лист наблюдений.

В процессе исследовательской деятельности у учащихся развиваются такие способности и умения, как:

  • инициатива, самостоятельность, ответственность и организованность;

  • умение систематизировать и закреплять полученные знания и навыки;

  • способность находить и использовать источники для углубления знаний;

  • умение применять знания;

  • умение пользоваться справочной, нормативной и правовой документацией;

  • способность пользоваться современной техникой.

Говоря о практической направленности исследовательской деятельности, Е. Н. Лобузнова хочет отметить следующее:

  • школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы;

  • появляется возможность наиболее интересные из работ опубликовать в научных сборниках и периодической печати;

  • есть возможность представить свои работы для участия в межшкольных, муниципальных и областных конференциях и конкурсах;

  • учащиеся имеют возможность познакомиться с исследовательскими работами своих сверстников и расширить свой кругозор [5].

В любом деле должна присутствовать определённая система, которая поможет добиться положительных результатов. Таким образом, ученики, занимающиеся исследовательской деятельностью, увереннее чувствуют себя на уроках, становятся активными, учатся грамотно задавать вопросы, они учатся правильно создавать презентации по изученным темам. Участие в исследовательской деятельности даёт возможность каждому учащемуся проявить свою индивидуальность, осознать свою значимость, свои возможности, поверить в себя, пережить радость достижения. Все учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, улучшили качество знаний по предмету. Их достижения способствуют повышению самооценки и собственной значимости.

Список литературы:

  1. Закон РФ «Об образовании».

  2. Далингер. В. А. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения и системно-деятельностный подход в обучении // Фундаментальные исследования. 2017. №6-1. с.19-22.

  3. Бовть, Т. В. Системно - деятельностный подход в обучении // Альманах мировой науки. 2019. №4-1(7). с. 140-143.

  4. Принцип связи теории с практикой // Источник: https://psylist.net/pedagogika/00300.htm

  5. Лобузнова. Е. Н. Исследовательская деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС // Источник: http://dopobr.68edu.ru/archives/3702.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Организация исследовательских проектов в процессе внеурочной деятельности"

Автор: Алина Алексеевна Бронникова

Дата: 22.04.2024

Номер свидетельства: 649368

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "статья "Использование проектно-исследовательской технологии во внеурочной деятельности в начальной школе"е "
    ["seo_title"] => string(122) "stat-ia-ispol-zovaniie-proiektno-issliedovatiel-skoi-tiekhnologhii-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie-ie"
    ["file_id"] => string(6) "147638"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419440337"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "*Организация внеурочной деятельности по английскому языку как способ развития творческого мышления  младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(136) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-anghliiskomu-iazyku-kak-sposob-razvitiia-tvorchieskogho-myshlieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "137001"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417252193"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Проектирование и моделирование форм внеурочной деятельности по истории и обществознанию"
    ["seo_title"] => string(80) "proektirovanie_i_modelirovanie_form_vneurochnoi_deiatelnosti_po_istorii_i_obshch"
    ["file_id"] => string(6) "476299"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1535120949"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Компетентностный подход во внеурочной деятельности студентов  колледжа"
    ["seo_title"] => string(73) "kompietientnostnyipodkhodvovnieurochnoidieiatielnostistudientovkolliedzha"
    ["file_id"] => string(6) "320973"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461179793"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Тема доклада: "Проектная деятельность с учащимися на уроке и во внеурочной деятельности» "
    ["seo_title"] => string(101) "tiema-doklada-proiektnaia-dieiatiel-nost-s-uchashchimisia-na-urokie-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "246114"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446296974"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства