Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока»
Тема занятия: «Воспитание этики водителя как одно из условий повышения качества управления автомобилем».
«Если мои ученики будут всегда
внимательны и осторожны на дорогах
и не подвергнут опасности
свою жизнь и жизнь окружающих,
значит, мои уроки прошли не зря!»
Цель: Ориентация учащихся на приобретение фундаментальных знаний по правилам дорожного движения, на развитие их мышления, уважительного отношения друг к другу.
Задачи: Научить учащихся этическим правилам поведения на дороге;
Познакомить с сигналами и жестами водителей для общения на дороге на расстоянии;
Развивать умения учащихся ориентироваться в ситуациях на дороге во время движения;
Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Ход занятия:
Организационный момент. Сообщение целей и задач занятия.
Лекция по теме:
У водителей принято помогать друг другу – подсказывать правильный маневр, уступать дорогу, если просят, предупреждать об опасности, помогать в устранении неисправностей. В водительской практике важны такие этические нормы как ответственность, следование дисциплине потока или колонны, уважение к другим водителям и пешеходам.
Для предотвращения аварийной ситуации желательно предоставлять преимущество в движении:
Водителям, которые не замечают твою машину, выезжая из-за кустарника, зданий или плохо видя через окна, покрытые грязью или льдом;
Пешеходам, не замечающим машин из-за зонтов или шляп, увлеченно беседующим;
Детям, перебегающим дорогу;
Работающим на дороге рабочим;
Слепым с тросточкой или собакой-повадырем;
Водителям, двигающимся неуверенно – высматривающим номера домов, иногородним и т.п.;
Водителям, которые совершили ошибку – вынуждены выехать на твою полосу, избегая наезда на велосипедиста, пешехода и т.п.
Черты характера водителя проявляются в его поведении за рулем. Если милейший человек, твой знакомый, останавливается прямо на автобусной остановке, мешая подъезжающему коллеге – водителю автобуса, или мчится по лужам, обрызгивая прохожих, или «подрезает» других, или оставляет машину надолго в проезде у дома или на стоянке, перекрывая путь всем, или вытесняет пешеходов с перехода, или дымит, прогревая мотор прямо под чужими окнами, знай, что он – хам, и это его качество придется испытать и тебе.
Ответственный водитель подчиняет себя правилам дорожного движения, не ездит на красный свет, не «подрезает» путь другим.
Вот некоторые правила водительской этики:
Относись к другим водителям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Действуй понятно для других водителей и пешеходов, это поможет избежать многих критических ситуаций.
Терпеливо и снисходительно относись к ошибкам других.
Уступай путь водителям, которые хотят въехать в плотное движение или перестроиться. Они наградят тебя улыбкой или кивком благодарности.
Не «заводись» от хамства и не отвечай тем же.
Необходимость уступать право проезда другому участнику движения не должна вызывать отрицательных эмоций.
Не возмущайся каждой мелочью – медлительным пешеходам, красным сигналом светофора, трактором, поврежденным участком дороги; относись к этим явлениям как к неизбежным, вроде дождя или снега.
Укроти бурный темперамент – это полезно и при вождении, и при общении с инспекторами и другими водителями.
Не осложняй жизнь соседям и знакомым своим автомобилем.
Не засоряй землю отработанным маслом, изношенными деталями и мусором – для них есть отведенные места.
Оказывай помощь в дороге другим водителям. При необходимости помогут и тебе.
Всегда пропускай пешеходов там, где они имеют преимущественное право движения, жестом приглашай их идти, если они не решаются.
Стоя у светофора вечером, не держи ногу на педали тормоза, так как яркие стоп-сигналы ослепляют водителей автомобилей, стоящих сзади.
Не забывай благодарить поднятием руки тех, кто уступил тебе дорогу, когда ты просил, или кто предупредил тебя о чем-то. Благодарность выражают также включением на секунду «аварийки».
Уступай дорогу, если просят другие, предупреждай других о невидимой опасности.
Не настаивай на своей правоте, а просто уступи дорогу дураку или неопытному водителю.
Водители придумали жесты и сигналы для общения на расстоянии:
Смена дальнего света на ближний или наоборот применяется при обгоне, выезде из ворот и переулков, на поворотах и при движении через неохраняемые железнодорожные переезды.
Во избежание ослепления светом фар переключай свой дальний свет на ближний, приглашая к тому же водителя встречной машины. Если ослепили, включи аварийную сигнализацию и остановись.
Мигание: одно короткое дальним светом – «обрати внимание» или «понял»; два коротких – «снижай скорость, впереди опасность», несколько коротких – «пропускаю».
Если обгоняющая машина не сможет завершить обгон из-за препятствия, водитель обгоняемого автомобиля должен либо рукой, либо световым указателем поворота предупредить коллегу о возможной опасности, а иногда загородить дорогу.
При разъездах на пересечениях равнозначных дорог водители иногда показывают жестами, кто должен проехать первым.
Рекомендовать остановиться из-за замеченной неисправности – мигание фарами и звуковой сигнал, а так же указание рукой на обочину.
О спущенной шине сообщают, описывая кистью круг и указывая вниз.
Многократные короткие сигналы – выражение неудовольствия из-за нарушения другим правил движения.
Если у идущего навстречу автомобиля не включены ходовые огни или фары ближнего света, то показывают на свои глаза или мигают фарами.
Полный свет во всех фарах и непрерывный звуковой сигнал – просьба пропустить.
Водитель, стоящий у открытого капота и голосующий, нуждается в технической помощи. Если он с ведром или канистрой – ему нужно топливо. Остановись, если есть несколько свободных минут, и помоги. Ты можешь завтра оказаться в похожей ситуации.
Проситься на буксир понятнее всего, показывая трос.
Если у стоящего автомобиля открыта водительская дверь – водитель просит о помощи, он чувствует себя плохо или ощутил приближение приступа боли, при котором может понадобиться помощь.
Звуковой сигнал воспринимается почти мгновенно, в 5-7 раз быстрее, чем световой. Звуковые сигналы в населенных пунктах запрещены, однако иногда сигнал может оказаться единственным средством сообщения с другими людьми.
Используй сигнал лишь для предупреждений.
Старайся установить «зрительный контакт» с другими водителями чтобы предупредить о чем-либо, для этого можно посигналить.
На узких горных дорогах, держись правее и используй сигнал при видимости менее 60 метров вперед.
Если другой автомобиль едет медленно, не погоняй его гудком. Водитель может быть сердитым, больным или иметь проблемы с автомобилем.
Гудок не предохранит от аварии. Лучше использовать тормоза чем сигнал.
Не сигналь, чтобы показать другому водителю, что он сделал ошибку. Гудок может обескуражить его и наделает больше ошибок.
Никогда не сигналь от злости.
Вежливый водитель тратит меньше нервной энергии, и машину он водит лучше, потому что расслаблен и уверен в себе. Соблюдение водительской этики – одно из многих правил, которое обязан соблюдать каждый водитель. Ведь плохие водители в течении первых лет вождения теряют права, или машину, или желание водить, или свободу, или жизнь. Без аварий ездят водители, до автоматизма точно управляющие автомобилем, изучившие все, что связано с ним, перестроившие образ жизни, выделив часть времени и внимания своему механическому помощнику.