kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблемный урок. Статья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Проблемный урок как средство повышения

качества образования»

 

 

Привороцкая Елена Геннадьевна.

Учитель английского языка.

МОУ «Турочакская СОШ» Республика Алтай.

 

В последнее время значительно изменился статус иностранного языка в Российском обществе. Стремительное вхождение России в мировое сообщество, экономическая и социокультурная ситуация в стране обеспечивает огромный спрос на знание иностранных языков, создает мотивационную базу для их изучения.

Владение языком стало рассматриваться, как необходимое личностное и профессиональное качество любого специалиста, как средство социализации. Значительное изменение социального заказа привело к перестройке учебного процесса, к пересмотру целей и задач обучения иностранному языку.

 Изменились ценностные ориентации в обществе. В качестве самой большой ценности стала рассматриваться свободная, образованная, развитая личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира, быть конкурентоспособной, интегрироваться в мировое общество.

Сегодня мы являемся свидетелями закономерного процесса. Постепенно уходит в прошлое традиционная школа – школа объяснения знаний. Все активнее набирает силу школа нового исторического типа – школа развития. Важнейшей характеристикой этой школы является проблемное обучение. Что и дает основание утверждать: проблемное обучение – всерьез и надолго. Ученик стал рассматриваться, как субъект деятельности учения. Обозначилась современная цель обучения иностранному языку – формирование иноязычной коммуникативной компетенции.

Все произошедшие изменения выявили, на мой взгляд, самое главное противоречие между новыми требованиями к обученности выпускников и традиционными, старыми методами и технологиями преподавания предмета иностранный язык.

Выход и разрешение данного противоречия очевиден – использование новых педагогических технологий.

Актуальность и перспективность данной технологии объясняется личностно-деятельностным подходом, который означает учет индивидуально-психологических особенностей человека. Такие технологии помогают учащемуся проявить себя активным, творческим субъектом учебной деятельности, управляемым учителем.

Находясь в постоянном поиске решений, которые могли бы оптимизировать учебный процесс и сформировать положительную мотивацию учащихся к изучению иностранного языка преподаватели иностранного языка используют множество разнообразных форм,  позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной. Один из наиболее популярных и эффективных подходов к обучению иностранным языкам – проблемное обучение. Преимущества этого подхода давно известны и широко используются в методике преподавания иностранного языка.

К преимуществам проблемного метода при обучении иностранному языку относят:

  • самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности;
  • интерес к учебному труду;
  • развитие продуктивного мышления;
  • прочные и действенные результаты обучения.

Использование проблемного подхода в учебном процессе в целом и при обучении иностранным языкам в частности приобретает в последнее время особую актуальность. Преподаватели и исследователи данной проблемы отмечают, что результат учебной деятельности заметно улучшается.

К теме проблемного обучения и проблемного урока я пришла, пытаясь ответить на вопрос: «Как повысить качество обучения английскому языку и повысить мотивацию к изучению предмета?».

Сначала на интуитивном уровне я начала строить уроки, используя постановку проблемы, предлагая проблемные задания на разных этапах урока:

  • на начало урока (Warming up activity. Разминка);
  • на основном этапе урока;
  • чтение (предтекстовые задания (prereading activity));
  • устная речь (обсуждение проблемы и высказывание своей точки зрения, использование «идейных сеток» (Mind-Map));
  • при изучении грамматики (постановка проблемы, выдвижение гипотез).

 

Я поняла, что мне не хватает теоретических знаний и начала изучать методическую литературу, периодические предметные журналы. Познакомилась с работами А. М. Матюшкина по проблемному обучению.

После посещения курсов повышения квалификации при Академии ПКиПРО г. Москва в 2006 году я узнала о разработанной технологии проблемного урока, авторский курс которой представила нам, слушателям курсов, кандидат психологических наук, доцент Е.Л.Мельникова. Это было для меня открытием. Теперь, после посещения курсов у меня была теоретическая база этой технологии. И я начала применять ее осознанно.

Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитием мыслительных способностей.

Начав работать, применяя проблемное обучение, я увидела, что я на верном пути.

Метод проектов, как составная часть проблемного обучения, позволяет сформировать познавательный интерес к изучению английского языка, путем развития внутренней мотивации, при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика.

Методика ролевой игры, которая также при определенной ее организации отражает принцип проблемности и позволяет решать проблемные ситуации различной степени сложности. Во время ролевой игры обучаемый решает проблемные ситуации, наглядно демонстрируя в полном объеме коммуникативной компетентности практическое решение проблемы.

При умелом использовании проблемного подхода к обучению иностранному языку, реализуется принцип формирования критического мышления у обучаемых. Язык становится одновременно и целью, и средством обучения.

И наконец проблемный урок, как технология, помог мне успешно решить проблему обучения грамматике английского языка – процессу, который всегда вызывал затруднение. Поскольку изучение грамматики – дело сложное и чаще всего неинтересное. А теперь обучающиеся осознанно и самостоятельно (под руководством учителя) преодолевают затруднения в познавательной деятельности с интересом и эмоциональным переживанием. Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний.

Это значит, что ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализации продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. При этом ученик формулирует учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в простых формах

Опираясь на опыт методистов, а также проанализировав свой собственный опыт, я поняла, что для того, чтобы качество обучения английскому языку заметно улучшилось, чтобы мои учащиеся использовали английский язык как средство, при помощи которого они могли бы получать нужную информацию, и как способ общения, у них должен быть сформирован познавательный интерес к моему предмету, что в свою очередь повысит их мотивацию к его изучению.

А моя цель – найти пути решения этой проблемы через применение новых педагогических технологий, методов и способов обучения английскому языку.

Результат решения проблемы повышения качества обучения школьников иностранному языку зависит от того, насколько учебная деятельность мотивирована, интересна и личностно-ориентирована.

На проблемных уроках ученик думает, анализирует, говорит, проявляет инициативу. В процессе познавательной учебной деятельности субъект процесса обучения самостоятельно открывает новое знание и творчески его воспроизводит. Это знание ученик запомнит надолго и сумеет его применить. Следовательно, можно с уверенностью утверждать, что качество проблемного обучения намного выше традиционного.

 Технология проблемного урока может быть использована на любой ступени обучения и в любом предмете. Она под силу любому учителю, который работает творчески.

Свой опыт я адресую молодым, начинающим педагогам и искренне желаю им заинтересоваться и начинать открывать знания вместе с детьми. А также опытным коллегам, чтобы лучше осознать то, что делается ими интуитивно.

ЛИТЕРАТУРА

 

1.      Деревянко Н. Н., Жаворонкова С. В. И др. Английский язык нового тысячелетия. Учебники английского языка для учащихся V, VI и VII классов общеобразовательных учреждений. – Обнинск: Титул, 2009.

 

2.     Мельникова Е. Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006. – 168 с.

 

3.     Шомина М. Ю., Маргунова Е. С. Языковой портфель как средство познавательной деятельности школьников//Иностранные языки в школе. – 2007. –  №7. – С. 17 – 22.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблемный урок. Статья. »



«Проблемный урок как средство повышения качества образования»



Привороцкая Елена Геннадьевна.

Учитель английского языка.

МОУ «Турочакская СОШ» Республика Алтай.

В последнее время значительно изменился статус иностранного языка в Российском обществе. Стремительное вхождение России в мировое сообщество, экономическая и социокультурная ситуация в стране обеспечивает огромный спрос на знание иностранных языков, создает мотивационную базу для их изучения.

Владение языком стало рассматриваться, как необходимое личностное и профессиональное качество любого специалиста, как средство социализации. Значительное изменение социального заказа привело к перестройке учебного процесса, к пересмотру целей и задач обучения иностранному языку.

Изменились ценностные ориентации в обществе. В качестве самой большой ценности стала рассматриваться свободная, образованная, развитая личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира, быть конкурентоспособной, интегрироваться в мировое общество.

Сегодня мы являемся свидетелями закономерного процесса. Постепенно уходит в прошлое традиционная школа – школа объяснения знаний. Все активнее набирает силу школа нового исторического типа – школа развития. Важнейшей характеристикой этой школы является проблемное обучение. Что и дает основание утверждать: проблемное обучение – всерьез и надолго. Ученик стал рассматриваться, как субъект деятельности учения. Обозначилась современная цель обучения иностранному языку – формирование иноязычной коммуникативной компетенции.

Все произошедшие изменения выявили, на мой взгляд, самое главное противоречие между новыми требованиями к обученности выпускников и традиционными, старыми методами и технологиями преподавания предмета иностранный язык.

Выход и разрешение данного противоречия очевиден – использование новых педагогических технологий.

Актуальность и перспективность данной технологии объясняется личностно-деятельностным подходом, который означает учет индивидуально-психологических особенностей человека. Такие технологии помогают учащемуся проявить себя активным, творческим субъектом учебной деятельности, управляемым учителем.

Находясь в постоянном поиске решений, которые могли бы оптимизировать учебный процесс и сформировать положительную мотивацию учащихся к изучению иностранного языка преподаватели иностранного языка используют множество разнообразных форм, позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной. Один из наиболее популярных и эффективных подходов к обучению иностранным языкам – проблемное обучение. Преимущества этого подхода давно известны и широко используются в методике преподавания иностранного языка.

К преимуществам проблемного метода при обучении иностранному языку относят:

  • самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности;

  • интерес к учебному труду;

  • развитие продуктивного мышления;

  • прочные и действенные результаты обучения.

Использование проблемного подхода в учебном процессе в целом и при обучении иностранным языкам в частности приобретает в последнее время особую актуальность. Преподаватели и исследователи данной проблемы отмечают, что результат учебной деятельности заметно улучшается.

К теме проблемного обучения и проблемного урока я пришла, пытаясь ответить на вопрос: «Как повысить качество обучения английскому языку и повысить мотивацию к изучению предмета?».

Сначала на интуитивном уровне я начала строить уроки, используя постановку проблемы, предлагая проблемные задания на разных этапах урока:

  • на начало урока (Warming up activity. Разминка);

  • на основном этапе урока;

  • чтение (предтекстовые задания (prereading activity));

  • устная речь (обсуждение проблемы и высказывание своей точки зрения, использование «идейных сеток» (Mind-Map));

  • при изучении грамматики (постановка проблемы, выдвижение гипотез).


Я поняла, что мне не хватает теоретических знаний и начала изучать методическую литературу, периодические предметные журналы. Познакомилась с работами А. М. Матюшкина по проблемному обучению.

После посещения курсов повышения квалификации при Академии ПКиПРО г. Москва в 2006 году я узнала о разработанной технологии проблемного урока, авторский курс которой представила нам, слушателям курсов, кандидат психологических наук, доцент Е.Л.Мельникова. Это было для меня открытием. Теперь, после посещения курсов у меня была теоретическая база этой технологии. И я начала применять ее осознанно.

Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитием мыслительных способностей.

Начав работать, применяя проблемное обучение, я увидела, что я на верном пути.

Метод проектов, как составная часть проблемного обучения, позволяет сформировать познавательный интерес к изучению английского языка, путем развития внутренней мотивации, при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика.

Методика ролевой игры, которая также при определенной ее организации отражает принцип проблемности и позволяет решать проблемные ситуации различной степени сложности. Во время ролевой игры обучаемый решает проблемные ситуации, наглядно демонстрируя в полном объеме коммуникативной компетентности практическое решение проблемы.

При умелом использовании проблемного подхода к обучению иностранному языку, реализуется принцип формирования критического мышления у обучаемых. Язык становится одновременно и целью, и средством обучения.

И наконец проблемный урок, как технология, помог мне успешно решить проблему обучения грамматике английского языка – процессу, который всегда вызывал затруднение. Поскольку изучение грамматики – дело сложное и чаще всего неинтересное. А теперь обучающиеся осознанно и самостоятельно (под руководством учителя) преодолевают затруднения в познавательной деятельности с интересом и эмоциональным переживанием. Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний.

Это значит, что ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализации продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. При этом ученик формулирует учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в простых формах

Опираясь на опыт методистов, а также проанализировав свой собственный опыт, я поняла, что для того, чтобы качество обучения английскому языку заметно улучшилось, чтобы мои учащиеся использовали английский язык как средство, при помощи которого они могли бы получать нужную информацию, и как способ общения, у них должен быть сформирован познавательный интерес к моему предмету, что в свою очередь повысит их мотивацию к его изучению.

А моя цель – найти пути решения этой проблемы через применение новых педагогических технологий, методов и способов обучения английскому языку.

Результат решения проблемы повышения качества обучения школьников иностранному языку зависит от того, насколько учебная деятельность мотивирована, интересна и личностно-ориентирована.

На проблемных уроках ученик думает, анализирует, говорит, проявляет инициативу. В процессе познавательной учебной деятельности субъект процесса обучения самостоятельно открывает новое знание и творчески его воспроизводит. Это знание ученик запомнит надолго и сумеет его применить. Следовательно, можно с уверенностью утверждать, что качество проблемного обучения намного выше традиционного.

Технология проблемного урока может быть использована на любой ступени обучения и в любом предмете. Она под силу любому учителю, который работает творчески.

Свой опыт я адресую молодым, начинающим педагогам и искренне желаю им заинтересоваться и начинать открывать знания вместе с детьми. А также опытным коллегам, чтобы лучше осознать то, что делается ими интуитивно.




ЛИТЕРАТУРА


  1. Деревянко Н. Н., Жаворонкова С. В. И др. Английский язык нового тысячелетия. Учебники английского языка для учащихся V, VI и VII классов общеобразовательных учреждений. – Обнинск: Титул, 2009.


  1. Мельникова Е. Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006. – 168 с.

  1. Шомина М. Ю., Маргунова Е. С. Языковой портфель как средство познавательной деятельности школьников//Иностранные языки в школе. – 2007. – №7. – С. 17 – 22.




4


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Проблемный урок. Статья.

Автор: Привороцкая Елена Геннадьевна

Дата: 08.02.2015

Номер свидетельства: 169247

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Аспекты компетентностно-ориентированного урока (статья). "
    ["seo_title"] => string(59) "aspiekty-kompietientnostno-oriientirovannogho-uroka-stat-ia"
    ["file_id"] => string(6) "125090"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414909055"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(63) "sozdaniie-probliemnoi-situatsii-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "277722"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452959558"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "«Актуальность технологии проблемного обучения  в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(72) "aktual-nost-tiekhnologhii-probliemnogho-obuchieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "151445"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420708425"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "технология проблемного обучения на уроке истории "
    ["seo_title"] => string(58) "tiekhnologhiia-probliemnogho-obuchieniia-na-urokie-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "146168"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419098107"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Инновационные уроки"
    ["seo_title"] => string(21) "innovatsionnyie_uroki"
    ["file_id"] => string(6) "464008"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1522242183"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства