«Проблемный урок как средство повышения
качества образования»
Привороцкая Елена Геннадьевна.
Учитель английского языка.
МОУ «Турочакская СОШ» Республика Алтай.
В последнее время значительно изменился статус иностранного языка в Российском обществе. Стремительное вхождение России в мировое сообщество, экономическая и социокультурная ситуация в стране обеспечивает огромный спрос на знание иностранных языков, создает мотивационную базу для их изучения.
Владение языком стало рассматриваться, как необходимое личностное и профессиональное качество любого специалиста, как средство социализации. Значительное изменение социального заказа привело к перестройке учебного процесса, к пересмотру целей и задач обучения иностранному языку.
Изменились ценностные ориентации в обществе. В качестве самой большой ценности стала рассматриваться свободная, образованная, развитая личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира, быть конкурентоспособной, интегрироваться в мировое общество.
Сегодня мы являемся свидетелями закономерного процесса. Постепенно уходит в прошлое традиционная школа – школа объяснения знаний. Все активнее набирает силу школа нового исторического типа – школа развития. Важнейшей характеристикой этой школы является проблемное обучение. Что и дает основание утверждать: проблемное обучение – всерьез и надолго. Ученик стал рассматриваться, как субъект деятельности учения. Обозначилась современная цель обучения иностранному языку – формирование иноязычной коммуникативной компетенции.
Все произошедшие изменения выявили, на мой взгляд, самое главное противоречие между новыми требованиями к обученности выпускников и традиционными, старыми методами и технологиями преподавания предмета иностранный язык.
Выход и разрешение данного противоречия очевиден – использование новых педагогических технологий.
Актуальность и перспективность данной технологии объясняется личностно-деятельностным подходом, который означает учет индивидуально-психологических особенностей человека. Такие технологии помогают учащемуся проявить себя активным, творческим субъектом учебной деятельности, управляемым учителем.
Находясь в постоянном поиске решений, которые могли бы оптимизировать учебный процесс и сформировать положительную мотивацию учащихся к изучению иностранного языка преподаватели иностранного языка используют множество разнообразных форм, позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной. Один из наиболее популярных и эффективных подходов к обучению иностранным языкам – проблемное обучение. Преимущества этого подхода давно известны и широко используются в методике преподавания иностранного языка.
К преимуществам проблемного метода при обучении иностранному языку относят:
- самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности;
- интерес к учебному труду;
- развитие продуктивного мышления;
- прочные и действенные результаты обучения.
Использование проблемного подхода в учебном процессе в целом и при обучении иностранным языкам в частности приобретает в последнее время особую актуальность. Преподаватели и исследователи данной проблемы отмечают, что результат учебной деятельности заметно улучшается.
К теме проблемного обучения и проблемного урока я пришла, пытаясь ответить на вопрос: «Как повысить качество обучения английскому языку и повысить мотивацию к изучению предмета?».
Сначала на интуитивном уровне я начала строить уроки, используя постановку проблемы, предлагая проблемные задания на разных этапах урока:
- на начало урока (Warming up activity. Разминка);
- на основном этапе урока;
- чтение (предтекстовые задания (prereading activity));
- устная речь (обсуждение проблемы и высказывание своей точки зрения, использование «идейных сеток» (Mind-Map));
- при изучении грамматики (постановка проблемы, выдвижение гипотез).
Я поняла, что мне не хватает теоретических знаний и начала изучать методическую литературу, периодические предметные журналы. Познакомилась с работами А. М. Матюшкина по проблемному обучению.
После посещения курсов повышения квалификации при Академии ПКиПРО г. Москва в 2006 году я узнала о разработанной технологии проблемного урока, авторский курс которой представила нам, слушателям курсов, кандидат психологических наук, доцент Е.Л.Мельникова. Это было для меня открытием. Теперь, после посещения курсов у меня была теоретическая база этой технологии. И я начала применять ее осознанно.
Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитием мыслительных способностей.
Начав работать, применяя проблемное обучение, я увидела, что я на верном пути.
Метод проектов, как составная часть проблемного обучения, позволяет сформировать познавательный интерес к изучению английского языка, путем развития внутренней мотивации, при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика.
Методика ролевой игры, которая также при определенной ее организации отражает принцип проблемности и позволяет решать проблемные ситуации различной степени сложности. Во время ролевой игры обучаемый решает проблемные ситуации, наглядно демонстрируя в полном объеме коммуникативной компетентности практическое решение проблемы.
При умелом использовании проблемного подхода к обучению иностранному языку, реализуется принцип формирования критического мышления у обучаемых. Язык становится одновременно и целью, и средством обучения.
И наконец проблемный урок, как технология, помог мне успешно решить проблему обучения грамматике английского языка – процессу, который всегда вызывал затруднение. Поскольку изучение грамматики – дело сложное и чаще всего неинтересное. А теперь обучающиеся осознанно и самостоятельно (под руководством учителя) преодолевают затруднения в познавательной деятельности с интересом и эмоциональным переживанием. Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний.
Это значит, что ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализации продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. При этом ученик формулирует учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в простых формах
Опираясь на опыт методистов, а также проанализировав свой собственный опыт, я поняла, что для того, чтобы качество обучения английскому языку заметно улучшилось, чтобы мои учащиеся использовали английский язык как средство, при помощи которого они могли бы получать нужную информацию, и как способ общения, у них должен быть сформирован познавательный интерес к моему предмету, что в свою очередь повысит их мотивацию к его изучению.
А моя цель – найти пути решения этой проблемы через применение новых педагогических технологий, методов и способов обучения английскому языку.
Результат решения проблемы повышения качества обучения школьников иностранному языку зависит от того, насколько учебная деятельность мотивирована, интересна и личностно-ориентирована.
На проблемных уроках ученик думает, анализирует, говорит, проявляет инициативу. В процессе познавательной учебной деятельности субъект процесса обучения самостоятельно открывает новое знание и творчески его воспроизводит. Это знание ученик запомнит надолго и сумеет его применить. Следовательно, можно с уверенностью утверждать, что качество проблемного обучения намного выше традиционного.
Технология проблемного урока может быть использована на любой ступени обучения и в любом предмете. Она под силу любому учителю, который работает творчески.
Свой опыт я адресую молодым, начинающим педагогам и искренне желаю им заинтересоваться и начинать открывать знания вместе с детьми. А также опытным коллегам, чтобы лучше осознать то, что делается ими интуитивно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Деревянко Н. Н., Жаворонкова С. В. И др. Английский язык нового тысячелетия. Учебники английского языка для учащихся V, VI и VII классов общеобразовательных учреждений. – Обнинск: Титул, 2009.
2. Мельникова Е. Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006. – 168 с.
3. Шомина М. Ю., Маргунова Е. С. Языковой портфель как средство познавательной деятельности школьников//Иностранные языки в школе. – 2007. – №7. – С. 17 – 22.