Управление образования Администрации г. Шарыпово
Приоритетный национальный проект « Образование» в части поддержки деятельности классного руководителя
Номинация:
Проект как современное средство организации воспитательной деятельности
Аннотация проекта.
Любите ли вы свой город? Знаете ли вы его историю? Гордитесь им? Можете ли вы ответить на вопрос, сколько памятников есть в г. Шарыпово? Порой мы не очень-то бережно относимся к истории родного края и забываем о том, что наше настоящее и будущее невозможно без прошлого.
Одна из актуальных задач, стоящих перед учителем, - подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить, оценивать происходящее, строить свою жизнь в соответствии не только с собственными интересами, а с учетом интересов и требований окружающих его людей. Решение данной задачи тесно связано с формированием нравственных качеств личности. Этому способствует духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Одной из таких задач является воспитание гражданственности, патриотизма. Таким образом, тема проекта выбрана не случайно. Именно из любви к своей малой Родины воспитывается и любовь к России в целом.
Тема проекта «Памятники моего города» значима, актуальна и интересна. Изучение памятников раскрывает учащимся связи родного города с Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, стать достойным наследником лучших традиций родного края. Кроме того, при ознакомлении школьников с родным городом важно не просто дать некоторое количество полезной информации, но и сформировать познавательный интерес к истории и культуре родного города, чувство уважения к его жителям. В основе проектной работы лежат поиск, интерес к прошлому. Каждый город примечателен памятными местами, воссоздающими его историю. Есть они и в нашем городе. Тема проекта связана с изучением исторических событий, которые происходили в г. Шарыпово.
Проведя анкетирование детей, выяснилось, что дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
В народе говорят «Знать – значит любить». Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Шарыпово в начальных классах. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.Проект учитывает специфику младшего школьного возраста (1-2 класс), поэтому работа над выбранным детьми модулем строится по упрощенной схеме, т.к. преследуют главную цель: -заинтересовать ребенка, увлечь историей родного города, создать условия для дальнейшей исследовательской деятельности.
Проблема.
Перед началом работы над проектом мы попытались выяснить, что учащиеся знают об истории города, в котором живут. С этой целью было проведено анкетирование. Оно показало следующее:
- знают об истории города – ____%
- знают памятники Шарыпово, историю их создания – ____%
- хотели бы расширить и углубить свои знания по истории своего города – _____%
С учетом этого были разработаны поисковые задания классам в рамках проекта, составлена программа.
Пояснительная записка
Проект выполняется на протяжении всего второго полугодия и включает в себя учебные занятия в рамках внеурочной деятельности «Я- исследователь». Работа над проектом предполагает совместную деятельность учащихся, родителей и учителя.
Цели: Воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой город, путём исследования памятников истории.
- Образовательная: сформировать у учащихся основы знаний о проектной деятельности. Актуализировать знания о программе Windows (назначение, возможности). Познакомиться с историей нашего города, через изучения достопримечательностей (памятники). Узнать сколько памятников есть в городе.
- Развивающая: способствовать развитию устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, познавательного интереса к предметам, навыков работы в программе Windows, а также развивать умение представлять готовый продукт.
- Воспитательная: Формирование нравственных основ и воспитание патриотического мировоззрения, уважительного отношения к своему городу и его жителям через изучение достопримечательностей г. Шарыпово. Воспитывать толерантность, умение работать в группе, уважительное отношение к историческому прошлому своего города и памятникам культуры.
Задачи:
1.Способствовать формированию интереса к истории Отечества, своего города, расширение представлений об истории малой Родины;
2.Воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества;
3. Развивать навыки самостоятельной познавательной деятельности учащихся, их творческие способности;
4.Создать условия для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;
5. Способствовать сплочению коллектива для совместной творческой деятельности.
6.Развитие коммуникативно-речевых умений.
7.Познакомиться с историческими событиями, связанными с возникновением памятников города Шарыпово.
8.Научить обобщать и обрабатывать информацию, используя информационно-коммуникационные технологии;
9.Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе.
Прогнозируемый результат.
1.Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города, культурных ценностях.
2.Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей учеников в учебно-воспитательном процессе.
3.Фотографии, рисунки, выпуск альбома (презентации) «Памятники моего города»
Актуализация проекта.
Материалы исследования можно использовать на уроках литературы, истории, краеведения, а также во внеклассной работе. Материал поможет сделать занятия яркими, запоминающимися. Эмоциональный настрой таких уроков очень высок. Изучение памятников открывает большие возможности для воспитания нравственно-ценностных ориентаций школьников, становлению их гражданственности, формированию высоких патриотических убеждений.
Основание проекта.
Данный проект ориентирован на выполнение ФГОС НОО, а именно, направлен на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие. (Культура, развитие, основа, реализация, успешность).
Участники, партнеры проекта:
учителя , ученики , родители учащихся;
работники Краеведческого музея
Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения.
Вопросы направляющие проект
Основополагающий вопрос
Отражается ли прошлое в настоящем?
Проблемные вопросы
Нужны ли памятники городу и людям?
Как памятники города Шарыпово связаны с историей России?
Памятник украшение или достопримечательность?
В чём проявляется связующая нить поколений?
Нужно ли сохранять памятники?
Как людям сохранить то, что создано раньше?
Учебные вопросы
Что такое памятники?
Какие памятники в нашем городе вы знаете?
В честь каких событий они были установлены?
Сколько памятников в нашем городе?
Методы исследования.
- поиск и обработка информации;
- экскурсия и изучение исторических материалов;
- анализ изученных материалов;
- обобщение полученных данных;
- синтез как самостоятельная часть исследования.
Цель исследования: Какие достопримечательности города Шарыпово вы знаете?
Провести экскурсию по городу, узнать какие памятники есть в Шарыпово, в память чего они установлены? Собрать фотоматериалы и информацию о достопримечательностях города, сотрудничая с Краеведческим музеем города.
Дидактические цели проекта:
- формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации,
- понимание учеником исторических сведений о городе, памятниках города.
- научить кратко излагать свои мысли устно и письменно.
Методические задачи:
Найти исторические сведения о городе, памятниках. Создать альбом (презентацию) о памятниках городе.
Выбор тем индивидуальных исследований учащихся: памятники города, мемориальные доски.
Выдвижение гипотез решения проблем:
Мы провели анкетирование и увидели, что ребята мало знают о своем городе, его памятниках, достопримечательностях.
Ведущая деятельность.
Творческая, поисковая, исследовательская.
Ожидаемые результаты:
Для учеников:
- ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;
- развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;
- самореализация.
Для педагогов:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
- личностный и профессиональный рост;
Для родителей:
- повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.
Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с расширением знаний о своём родном городе Шарыпово. В частности, младшими школьниками выполняется поиск информации из разных источников (документы историко-краеведческого музея, книги) о памятных достопримечательностях города. В результате своей поисковой деятельности учащиеся представляют подготовленные ими материалы в виде сообщения на листе формата А4 для дальнейшего сшивания в общий альбом.
Принципы реализации проекта:
В процессе работы необходимо руководствоваться следующими принципами:
1) Принцип развития – отражает четкую ориентацию на развитие личности.
2) Принцип дифференциации и индивидуализации – предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.
3) Принцип диалогического общения – отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.
4) Принцип доступности – предусматривает организацию работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности а также индивидуальных особенностей семейных отношений.
Формирование и методы реализации проекта:
- познавательные занятия, экскурсии, встречи;
- продуктивная деятельность;
- создание альбома «Памятники моего города», выставка фотографий, рисунков.
План проекта.
Реализация проекта осуществлялась в 6 этапов.
I этап – Подготовительный, включает в себя: диагностирование детей с целью выявления уровня сформированность знаний и представлений об истории и культуре родного города. Анализ полученных результатов с целью выявления актуальности и востребованности знаний и представлений о родном городе.
II этап - Погружение в проект (Организационно-ознакомительный)
Выход на тему, определение цели и предположение результата, знакомство с вопросами проекта. Составление учителем презентации для родителей. Представление стартовой презентации учителя для школьников с целью выявления интересов и уровня знаний по предложенной теме. Формирование групп по интересам, распределение ролей в группах для проведения исследований и определение формы представления результатов. Деление на группы Предварительное совместное планирование продвижение по проекту.
III этап – Основной (реализация проекта) включает в себя:
Выдвижение гипотез решения проблемы. Организовать и провести экскурсию по городу, посетить Краеведческий музей. Сбор информации в Интернете, накопление и обсуждение ее в группе, предварительная самооценка работы группы. Самостоятельная или групповая работа по выполнению исследования (дифференцированно: сильные ученики -составление презентаций, слабые ученик - дополнений к ней.) Рефлексия, проверка учителем активности участников группы, завершение продвижения по проекту.
Оформление результатов проектной деятельности. Самостоятельная работа групп. Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе в виде сообщения на листе формата А4 для дальнейшего сшивания в общий альбом. Также свои сообщения ребята дополняли фотографиями, иллюстрациями.
IV этап. Итоговый (Представление результатов работы)
Защита своих работ (урок - выступление). Оценивание результатов проекта школьниками, родителями и учителем. Заполнение оценочного листа по критериям, выбранным детьми. Сшивание всех материалов в один альбом «Памятники нашего города». В конце учитель может предложить викторину. Например: учитель показывает учащимся объекты на экране и просит ответить на вопросы.
V этап. - Подведение итогов, награждение детей.
VI этап. Рефлексия.