kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка занятия "Жанр письма"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия:

Обучающая

•             Формировать умения и навыки организационной речи в эпистолярном жанре (письмо).

•             Познакомить учащихся с эпистолярным жанром - со структурой и его этикетными особенностями.

•             Научить выдерживать письмо в одном стиле и в рамках одной тематики.

•             Формировать навыки использования языковых особенностей жанра.

•             Совершенствовать умение владеть русским языком.

Развивающая

•             Продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности.

•             Создать ситуацию успеха, направленную на развитие креативных способностей учащихся.

•             Продолжить формирование коммуникативных навыков: слушания и говорения.

Воспитательная

•             Формировать эстетический вкус к слову.

•             Содействовать формированию умений переносить знания, полученные на занятии, в новые жизненные ситуации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия "Жанр письма"»

Тема: Жанр письма в журналистике.

Цель занятия:

Обучающая

• Формировать умения и навыки организационной речи в эпистолярном жанре (письмо).

• Познакомить учащихся с эпистолярным жанром - со структурой и его этикетными особенностями.

• Научить выдерживать письмо в одном стиле и в рамках одной тематики.

• Формировать навыки использования языковых особенностей жанра.

• Совершенствовать умение владеть русским языком.

Развивающая

• Продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности.

• Создать ситуацию успеха, направленную на развитие креативных способностей учащихся.

• Продолжить формирование коммуникативных навыков: слушания и говорения.

Воспитательная

• Формировать эстетический вкус к слову.

• Содействовать формированию умений переносить знания, полученные на занятии, в новые жизненные ситуации.

Задачи занятия:

  • Познакомить учащихся с изменениями, происходившими в языке с течением времени.

  • Расширять кругозор учащихся.



Оборудование:

1. Презентация «Эпистолярный жанр».

2. “Словарь иностранных слов”.

3. Конверты (в них сообщения, памятки по правильному оформлению адреса, письма литературных героев).











Эпиграф к занятию:

Прошу тебя, пиши мне письма!

В наш громкий век им нет цены…

Н. Кузовлев.



Ход занятия:

1.Мотивация учебной деятельности, объявление темы и цели занятия.

Обучающие ДО «Практическая журналистика» постоянно участвуют в окружном конкурсе «Лучший урок письма». Работы были отмечены дипломами 1 и 2 степени.

Также мы участвовали в окружном конкурсе «Наука в прошлом, настоящем и будущем».

Участие в этих конкурсах и подсказало тему сегодняшнего занятия.

– Так о чем, по-вашему, пойдет речь на сегодняшнем занятии?

– Какие цели мы поставим перед собой?

(ближе познакомиться с эпистолярным жанром и его этикетными особенностями)

2. Вступительное слово преподавателя.

Практически каждый из живущих ныне на Земле людей владеет в той или иной степени эпистолярным жанром, так как он позволяет общаться на расстоянии с родственниками и друзьями.

Но с развитием телефонной связи письма в настоящее время пишут редко. Многие думают, что не стоит тратить свое время на написание писем, что гораздо быстрее позвонить другому человеку и сообщить ему что-то. Может быть, это верно, но разве можно сравнить разговор по телефону или так называемые SMS с письмом, созданным в расчете на внимательное прочтение того самого человека, с которым мы хотим поделиться горем или радостью.

– Что же такое эпистолярный жанр?

Эпистолярный жанр в широком понимании – это жанр письма.

Само название этого жанра происходит от греческого слова epistole, что значит “письмо”.









3. Словарная работа.

- Эпистолярный – это

1.Относящийся к частной переписке, к письмам.

2. Имеющий форму письма, переписки (о литературном произведении).

3. К эпистолярному жанру относятся не только письма, но также дневники, то есть записи, ведущиеся изо дня в день для того, чтобы можно было, возможно, изменить себя, разобраться в себе, в окружающих событиях.

4. Также к эпистолярному жанру относятся и записки.



4. Сообщения обучающихся: «История возникновения письма»

На окружной конкурс «Наука в прошлом, настоящем и будущем» в номинации «Научное открытие, перевернувшее мир» представлены были работы, связанные с темой сегодняшнего занятия.

Любое письмо, отправленное нами или полученное, мы воспринимаем как часть нас самих, мы радуемся ему, храним, перечитываем его, но мало кто знает историю возникновения письма.

Вот об этом мы и расскажем…





























Сообщение №1

История эпистолярного жанра.

- Древнегреческий историк Геродот, живший в V в. н.э. знакомит нас с одним историческим событием.

Могущественный и непобедимый персидский царь Дарий I вел против кочевников скифов войну, которая “затягивалась, и конца ей не было видно.”

Скифские цари отправили к Дарию вестника с дарами. Это была птица, мышь, лягушка и пять стрел. Персы спросили посланца, что означают эти подношения, но тот ответил, что ему приказано только вручить дары и как можно скорее возвращаться. Персам предстояло самим понять значение этих даров…

Персы собрали совет. Дарий полагал, что скифы отдают себя в его власть и потому принесли ему в знак покорности землю и воду, ибо мышь живет в земле, лягушка обитает в воде, птица, быстрая как конь, - знак бегства, а стрелы, означают, что скифы отказываются от сопротивления. Один из мудрых мужей, сопровождавших царя, с ним не согласился. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: “Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами”.

Дальнейшие события показали, что прав был именно этот мудрец: самоуверенный царь Дарий потерпел поражение от скифов.

Дары скифов были своеобразным способом передачи информации, так называемым предметным письмом. Когда-то, около 10 тыс. лет назад, с него и началась история письменности.



























Сообщение №2

Древнейший способ передачи информации с помощью знаков, к слову сказать, сохранился до сегодняшнего дня.

У народа манси (живет на севере, между Уральским хребтом и Обью) есть такой вид письма: знаки, вырубленные топором на деревьях; обычно – это рассказ об охоте.

Сегодня такое письмо называют пиктографическим. Дорожные знаки – это тоже пиктограммы.

Долгой была дорога к буквенному письму. Людям необходимо было общаться, и они придумывали разные способы передачи информации: канадские индейцы с помощью дыма отправляли другому племени письмо; африканские племена общались, ударяя в барабан (тамтам), а племена майя оставили письмо узелками (книга Джека Лондона “Сердца трех”).

За несколько тысячелетий существования письменности люди употребляли для письма разнообразные материалы:

• каменные плиты;

• кости;

• глиняные, металлические, бронзовые, свинцовые дощечки;

• берестяные грамоты;

• пальмовые листья;

• папирус (тропический тростник);

• пергамент (специально выделанная кожа молодых животных);

• бумага (одно из изобретений человечества, сначала, в V веке, появилась в Китае, а затем, в XII-XVII веках, в государствах Европы).

Вообще, письмо существует столько же, сколько существует человек.

Основные виды почтовых сообщений:

• узелковое письмо - изобретение инков

• голубиная почта изобретена в древнем Риме

• пони-экспресс - изобретение американских ковбоев

• барабанная почта в Африке

• станционная почта с гонцами изобретена в Персии при Кире в VI веке до н.э. и фактически существует до сегодняшнего дня в виде фельдъегерской службы при президенте РФ В.В. Путине.

• факельная почта в древней Греции, изобретение Полибия в 200 г. до н.э.

• электронная почта существует с 70-х годов ХХ века.

Сообщение №3

История конверта.

Каждый день миллионы людей осуществляют отправку почты, получают различные рекламные рассылки и письма. Казалось бы, в мире совершенных технологий уже никто не пользуется почтовыми услугами, а нет, мы продолжаем ежедневно проверять наши почтовые ящики, в которых содержится масса различных счетов и рекламных буклетов. Естественно, все это рассылается в почтовых конвертах. Слово «конверт» произошло от латинского глагола, который в переводе означает «оборачивать, превращать». В простонародье же конверт считался «сорочкой для письма». В древности письма писали на табличках, которые помещали в глиняные конверты. Чтобы прочитать такое письмо, необходимо было сначала разбить конверт.

В античные времена конверты при рассылке писем вообще не использовали. Информацию писали на восковых табличках, складывали пополам и связывали шнурком, на котором ставили печать, чтобы письмо кроме адресата никто не мог прочесть. Римляне для письменных табличек использовали чистый воск, а греки — смесь воска и глины. По цвету печати можно было понять значение послания, если цвет печати был черный, значит, письмо несло в себе трагические известия, белая же, наоборот, означала радостные известия.

На Руси для письма служили берестяные грамоты. Позже из Китая в Европу пришло клейкое вещество, имевшее название «сургуч». Очень немногие мастера могли его изготавливать, так что сургучными печатями опечатывались письма только особо важных персон. Чтобы вскрыть письмо, предварительно необходимо было сломать печать из сургуча. Именно после этого появилось понятие «распечатать письмо». Позже на сургучные печати стали ставить штемпели. Штемпель имел форму круга, разделенного на две части, в одной из которых указывался месяц буквами, в другой — день отправки письма. Письма штемпелевали на каждой почтовой станции.

Первый бумажный конверт появился в 1820 году. Один торговец, имеющий фабрику по производству бумаги в Брайтоне, изготовил небольшую партию пакетов для писем специально для своих клиентов. Но эти пакеты стали столь популярны, что Бреверу пришлось наладить их массовое производство. Сначала конверты сворачивали вручную, но когда спрос повысился, ведь все хотели пользоваться этой удобной и очень модной вещичкой, изобрели специальную машину для изготовления конвертов разных размеров. Их продолжали склеивать сургучом до тех пор, пока один изобретательный француз не придумал приклеивать клапан конверта.

Уже в 19 веке вид конверта приобрел более совершенный вид. Изготавливали разноцветные конверты, каждый цвет которого обозначал день недели. В России конверты появились позже, чем в Европе, – лишь через 35 лет.

Сегодня, благодаря данному изобретению, которое можно назвать таким же важным в истории человечества, как появление колеса или лампочки, у людей имеется возможность отправлять письма и не сомневаться в конфиденциальности информации. Сейчас разновидностей конвертов великое множество. Они могут различаться не только по размеру, но и по оттенкам, а также оформляться в любом стиле.

Кстати, что касается цвета конвертов, то часто за этим скрывается особый скрытый смысл. Так, в Китае деньги дарят в красном конверте, а долги отдают в желтом.

Почтовые конверты по-прежнему успешно применяются для прямых почтовых рассылок.

Сообщение №4

П очтовые марки

Письма – маленькие путешественники. Из города в город, из страны в страну они едут на поезде, плывут на пароходе или даже летят на самолете. Значит, письмам нужны билеты? Да! И этот билет– почтовая марка. А покупаем такой билет для письма мы. Марка – полезная и красивая вещь.

В начале XVIII в. почтовым ведомством ввели специальные почтовые печати, тогда же на конверты начинают ставить штемпеля, оттискиваемые специальной краской на каждом отдельном письме. Изначально место штемпеля на конверте значения не имело, потом для него определили специальное место — правый верхний угол, где сейчас клеят марку.

В домарочный период штемпеля выполняли две основные функции: они являлись знаком почтовой оплаты и контрольной отметкой сроков доставки почты, так как с их помощью фиксировалось место и время прохождения письма. Со временем, когда функцию знака оплаты стали выполнять почтовые марки, почтовые штемпели начали использоваться для их гашения.
После появления почтовых марок, объем почтовой переписки значительно увеличился.

В 1860 году в России были введены календарные штемпеля единого образца.

В XVIII в. стремительное развитие всемирной почтовой системы требовало введение единого способа оплаты, и именно тогда была изобретена почтовая марка, которая по способу крепления на конверт могла быть использована только один раз и гасилась сначала пером (простым перечеркиванием), а позже - при помощи штемпеля.

Первая почтовая марка России поступила в продажу в декабре 1857 году и была допущена в обращение на территории Европейской России с 1 января 1858 года.

Сюжеты рисунков русских марок до 1917 г., как правило, почти не менялись: на них изображались герб Российской империи или царствующие особы.

Самые первые российские марки были без зубцов и разделялись при помощи ножниц, но уже в том же 1858 году в обращение поступили марки в 10, 20 и 30 коп. с мелкими зубцами.

Сюжеты рисунков дореволюционных русских марок, как правило, не менялись: на них изображался герб Российской империи или царствующие особы.

В наше время старинные марки имеют огромную ценность.

Коллекционеров марок называют филателистами.

Почтовые ящики

Первый почтовый ящик был установлен еще в XVII веке во Франции.
В России первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге 13 декабря 1848 года. Синего цвета, сделанный из дюймовых досок и обшитый железом, он был неудобен в использовании и легко взламывался, поэтому стал настоящей находкой для почтовых воришек.

Чтобы предотвратить почтовое воровство, власти заменили деревянные ящики на чугунные - весом более сорока килограммов.

И лишь в 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал железный почтовый ящик с механически открывающейся донной дверцей, которым мы пользуемся до сих пор.





Сообщение №5

Возникновение на Руси первых почтовых служб относится еще к X веку.

Прошло время, и люди научились писать и посылать друг другу письма при помощи почтальона, которые сначала ходили пешком, перемещались на ходулях, потому что на улицах старинных городов была непролазная грязь, затем ездили в специальных почтовых каретах в европейских странах и на ямских тройках в России.

В царствование Михаила Федоровича был основан Ямской Приказ – занимавшийся доставкой почты.

В 1700 году был издан указ о внутригосударственной почте, к 1723 году в России было 4 почтовых конторы..

П очтовые поезда

Россия стала одной из первых стран, поставивших почту на рельсы.

В 1837 году впервые была доставлена почта по железной дороге из Петербурга в Царское село. По движению поездов можно было сверять часы, и так же четко была согласована отправка почты.

В 1852 года впервые был отправлен почтовый вагон с корреспонденцией из Санкт-Петербурга в Москву, и с этого момента началась регулярная пересылка почты железнодорожным транспортом. Поезда, в состав которых цепляли почтовый вагон, шли быстрее пассажирских и были престижнее.

Для сбора железнодорожной почты повесили специальные ящики, выкрашенные в красный цвет. К концу XIX века почта загрузила 35 железнодорожных линий, ямщики уходили в прошлое.

Зарождение авиапочты

В первые десятилетия XX века в России для ускорения доставки почты начали использовать авиацию.

Первый авиационный перелет с почтовым грузом состоялся 31 марта 1918 года из Петрограда в Москву. В 20-х годах развитие авиапочты шло стремительными темпами, налаживались внутренние авиалинии, началась доставка авиапочты за рубеж.

Сначала перевозилась только служебная почта, но уже с 1922 года была введена платная пересылка частной простой и заказной корреспонденции. За один рейс доставлялось до 600 писем.

Авиакорреспонденцию можно было опустить в почтовые ящики голубого цвета, на которых был нарисован самолет. Для оплаты авиапочты были выпущены авиапочтовые марки.

П исьма-треугольники

Очередное испытание почтовикам принесла Великая Отечественная Война, перед почтой стояла задача об обеспечении бесперебойной связи между фронтом и тылом. При резко возросшем объеме переписки недоставало конвертов и открыток, в такой ситуации и родился знаменитый «солдатский треугольник».

Ежемесячно в действующую армию доставлялось до 70 миллионов писем. Почтовые вагоны прицепляли к самым срочным воинским эшелонам, почта перевозилась самолетами, автомобилями, пароходами, мотоциклами – всеми возможными способами. Письма-треугольники приходили к бойцам благодаря четко налаженной организации почтовых служб и, безусловно, благодаря полевым почтальонам, которые в поисках адресата шли на передовую с риском для жизни.

С оветская почта

Разрушенная войной почтовая отрасль вновь была восстановлена и продолжала развиваться.
С момента введения индексации на конвертах, процессы обработки почты автоматизировались, затраты на обработку писем и бандеролей снизились в несколько раз, значительно ускорилась их доставка.
Почта постепенно увеличивала количество услуг: теперь многие почтовые отделения объединяли в себе телеграф и телефон, осуществляли подписку и доставку печатных изданий, стали принимать оплату за коммунальные платежи и выдавать пенсии и пособия.



Сегодня Почта России – это огромный производственный комплекс, оборудованный для быстрой и качественной доставки писем и других видов гражданской пересылки.

В настоящее время традиции написания писем начинают возрождаться, получают второе дыхание. Это связано с развитием электронной почты, совмещающей быстроту доставки с индивидуальной направленностью сообщения.





































Историческая справка:

До 16-го века, для богатых людей считалось недостойным управлять своей собственной перепиской, обычно нанимался нотариус, чтобы составлять контракты, акты, завещания, он также писал деловые письма. Но личная переписка, тем более - тайная, нотариусу не доверялась.

Мастера создавали письменные принадлежности на любой вкус: массивные и изящные, вычурные и элегантные.



Такие дорогие вещи использовали в основном люди высокого ранга.

Предметы из красного дерева, серебра и золота: печати, чернильницы и колокольчики, которыми вызывали слугу, чтобы отдать готовое письмо.

 

Чернильница 1890г.


 

 

 Шкатулка для письма 1880г.

 

































Письменные принадлежности 1880г.































5.Объяснение нового материала.

Письма – серьезный и полезный “предмет”. В жизни людей письма играют важную роль.

Льву Кассилю письма помогли стать писателем. Приехав в Москву учиться, он бродил по столице, знакомился с достопримечательностями и свои впечатления выражал в письмах к брату. Письма были столь содержательными и эмоциональными, что брат отнес их в редакцию, и они были напечатаны. Это окрылило Кассиля, и он всерьез занялся литературным творчеством.

Письма бывают длинными и короткими. “Я написал это письмо более длинным, чем обычно, потому что у меня не было времени написать короче”. (Б. Паскаль).

– Подумайте, а какие бывают письма?

- Письма можно разделить на два вида: деловые и личные, которые делятся на подвиды.

Подвиды писем:

– Расскажите о каждом подвиде письма подробно.



• уведомления,

• сообщение,

• соболезнование,

• извещения,

• просьбы,

• прошения,

• благодарственные письма,

• приглашения,

• извинения,

• напоминания,

• увещания,

• поздравления,

• рекомендательные письма и др.











Практическая часть.

Задание для закрепления материала

- Определить, к какому виду и подвиду писем относится каждый из отрывков:

1."Саша, извини меня, пожалуйста, за то, что я вчера написала. Это было сгоряча. На самом деле, я так не думаю, конечно..." – личное, извинение

2."Уважаемый г-н Петров, от лица генерального директора, я хочу напомнить Вам, что в пятницу, 22 апреля, истекает срок погашения Вашей задолженности..."- деловое, напоминание

3."Здравствуй, Таня. Не могла бы ты рассказать мне, что было на последнем занятии?..."-

личное, просьба

4."Сергей, отвечаю на Ваш вопрос относительно вакансии редактора. Я думаю, что Вы нам подходите..." – деловое, приглашение

5."Вика, поздравляю тебя с Днем рождения!!! Пусть в этом году у тебя будет много светлых и радостных дней ..." – личное, поздравление

6. "... по всем перечисленным пунктам мы совершенно согласны с Вами. Но, к сожалению, мы вынуждены отказать Вам, потому что..."- деловое, отказ

(Ответы учеников.)





























Формы письма:

1) традиционная (бумажная);

2) электронная (по электронной почте).



Композиция письма.

Письмо, как и любое литературное произведение, состоит из следующих смысловых частей:

• зачин;

• основная часть;

• концовка.



Письма бывают разные, но есть общие советы для написания всех писем.

Эпистолярный этикет.

1 памятка. В зачине обязательно присутствует приветствие с обращением, а в концовке - прощание с обращением. В основной части то, о чем хочется рассказать.

2 памятка. При обращении к адресату учитываются его служебное положение, сфера деятельности, степень личного знакомства.

3 памятка. Аккуратно оформленное письмо производит впечатление о пишущем как о культурном, организованном человеке.

С тех пор как люди изобрели письмо, они стремились усовершенствовать его: научиться писать красивее. Так возникла каллиграфия от греч. “красивый почерк” – искусство красивого письма.

До наших дней дошли средневековые крылатые выражения о каллиграфии:

- Чистота письма – чистота души.

- Красота письма – язык руки и изящество мысли.

- Когда сердце свободно от суеты, письмо бывает хорошим.

- Опора науки письма в добродетели.









Практическая часть.

1. Задание для закрепления материала

- Прочитайте письмо и скажите, каким стилем оно написано?



Письмо из 19 века.

  • Милостивый государь!
    Спешу известить Вас … и препоручить себя Вашему благорасположению. Я давно не имел удовольствия получать от Вас известия, о чём искренне сожалею.
    Будьте уверены, что ничто не может переменить моё почтение и любовь к Вам.
    С глубочайшим почтением, милостивый государь, Ваш покорнейший слуга.

(Подпись)



- А теперь прочитайте еще одно письмо, каким стилем оно написано?



  • Привет, Лёха!
    Как житуха? У меня всё О,
    key. Каждый день в школе ругает классная за то, что хвостов много. От предков тоже попало! Быстрей бы каникулы! Ну, всё! Пока! Увидимся.

Твой Вован.

–Какие стили используются для написания личных и деловых писем?

(Разговорный, художественный, официально-деловой, публицистический)





















2. Задание для закрепления материала

- В художественных произведениях писатели используют приём письма.

“С помощью письма лучше всего проникаешь в человека… черные слова на белой бумаге – это душа нараспашку”. (Ги де Мопассан).

- Назовите автора и произведение.

1. «Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем Петре Андреевиче Гринёве...» (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)



2. «Спешу между прочим уведомить тебя, что к нам едет ревизор с предписанием осмотреть всю губернию...» (Гоголь «Ревизор»)



3. «Предвижу все: вас оскорбит печальной тайны объясненье...» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)



4. «Кто ты, мой ангел ли хранитель, Или коварный искуситель?» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)



- Определим функции письма в художественном произведении:



1) позволяет герою художественного произведения в непринужденной форме, в доверительной беседе раскрыть свой внутренний мир;

2) создает эффект документальности, подлинности сообщения;

3) обладает особой убедительностью.



















3. Задание для расширения кругозора

Чтение писем

- Изучая биографии известных людей, нам предоставляют возможность познакомиться с их личной перепиской. И вспоминаются слова:

“Письмо – геометрия души”. (Платон).

Прежде чем обратиться к письмам великих людей, хочу напомнить, что читать чужие письма можно лишь с разрешения автора. Письма Н.В.Гоголя, Н. Островского, А.С. Пушкина давно уже стали достоянием русского народа, поэтому мы можем к ним обратиться, не спрашивая ни у кого разрешения.

- Перед вами письма великих писателей, прочитаем их, обратим внимание на структуру этих писем, на речевые обороты.

1. Письмо Н.В. Гоголя матери 1830 г.

,,Часто наводит на меня тоску мысль, что, может быть, долго еще не удастся мне увидеться с Вами. Как бы хотелось мне хотя бы на мгновенье оторваться от душных стен столицы и подышать хотя на мгновенье воздухом деревни!

Но неумолимая судьба истребляет даже надежду на то. Как подумаю о будущем лете, теперь даже томительная грусть залегает в душу…''

2.Письмо Н.А. Островского к своей матери.

“Милая мама! Все твои письма мне прочли. Очень рад, что доставил тебе хоть малую радость. Я хочу с тобой серьезно поговорить. Я прошу тебя, моя родная, очень прошу и даже требую, чтобы ты не несла никакой тяжелой работы. Выполни мой наказ, мамочка! Самое главное – береги себя.

Милая мама, как ты думаешь, не лучше ли тебе поехать в санаторий? Подумай и сейчас же напиши. Все будет сделано так, как хочешь ты.

Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица”.

3. Письмо А.С. Пушкина Н.Н.Пушкиной 1834 г.

Милый мой ангел! Я было написал тебе письмо на четырех страницах, но оно вышло такое горькое и мрачное, что я тебе не послал, а пишу другое. Скучно жить без тебя и не сметь даже писать тебе все, что придет на сердце. Ты говоришь о Болдине. Хорошо бы туда засесть, да мудрено. Об этом еще успеем поговорить. Не сердись, жена, и не толкуй моих жалоб в худую сторону. Никогда не думал я упрекать тебя в своей зависимости. Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив; но я не должен был вступать в службу и, что еще хуже, опутать себя денежными обязательствами.



4.Письмо А.П. Платонов своей жене с фронта: 6 июня 1943 года.

“Дорогая моя жена Маша. Я под Курском. Наблюдаю грозную картину боя современной войны.

Как-то ты там живешь, одинокая моя? Я так по тебе соскучился, так много есть что рассказать, так много есть чего писать.

Я пишу о войне, а душа покоя просит. Ночью иногда во мраке светятся ракеты, висят они мучительно долго, освещая все зеленым, иногда синим светом, но потом все-таки гаснут.

Я видел на фронте храбрейших людей, которые, однако, не могут ни слушать музыку, ни видеть цветы – плакать от них начинают… Что у вас там нового?”









































4. Задание для расширения кругозора

Письма как жанр публицистики

- Жанр письма является также одним из жанров журналистики.

- Письма в журналистике – это письма-размышления, написанные в публицистическом стиле. Особенностью писем в публицистике является их доступность для прочтения всеми и целевая направленность на каждого читателя.

К.Г. Паустовский заметил: «Нельзя писать в пустоту. Работая над текстом, надо представлять себе того милого человека, которому ты рассказываешь все лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова».

Сейчас мы познакомимся с письмом Д. Лихачёва и убедимся, что оно адресовано лично каждому из нас.



Письма о добром и прекрасном.

«А в чем самая большая цель в жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокие различия. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретает новые силы, становясь все выше, а человек, их центр, мудрее».

Д.С. Лихачев









Не только литература отражает душевное состояние человека, создающего письма, но и искусство не обходит это стороной, а виртуальное путешествие в Русский музей позволит напомнить, а некоторых познакомить с классическим примером изобразительного эпистолярного жанра.

И. Репин "Запорожцы", 1880-1891.

В 2003 году славянская общественность отметила знаменательную дату: ровно 330 лет назад запорожские казаки написали турецкому султану Османской империи Моххамеду IV письмо, которое являлось ответом на его пафосное послание в их адрес и является историческим свидетельством " недипломатичности" послания, содержащего "утонченные" метафоры и внутренние рифмы, не всегда проходящие цензуру. Именно это письмо стало ярким выражением свободолюбивого духа запорожской вольницы. "Смех", возникающий у авторов послания, присутствует и на полотне.

Репин буквально "озвучил" картину не для потешания зрителей, а для утверждения правоты и силы запорожцев, объединенных единым порывом и единой верой.

























5. Задание для закрепления материала



-Всем нравится слышать добрые и приветливые слова. Попробуйте сказать друг другу что-то приятное.

Этикетные формулы, клише:

Учимся говорить комплименты.

Ты такой внимательный, отзывчивый, добрый (красивый, опрятный, ловкий, умный, трудолюбивый…)

У тебя так здорово получается…

Ты так интересно рассказываешь…

Как хорошо иметь такого товарища, как ты…

Попробуйте вежливо отказаться от встречи с приятелем.

Увы;

К сожалению;

Жаль, но;

Трудно это сказать, но приходится;

Я бы с удовольствием, но…

Слова для утешения:

Мы постараемся тебе помочь,

Все будет хорошо,

Не переживай из-за пустяков…



















Оформление конверта

Рассказ А.П.Чехова “Ванька”.

- Ванька Жуков, закончив письмо дедушке, где сетует на свою горькую судьбу, “свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку… Подумав немного, он написал адрес:

На деревню дедушке.

Потом почесался, подумал и прибавил: Константину Макарычу”.

А.П. Чехов ничего не говорит о том, что произошло дальше. Читатель сам догадывается об участи Ванькиного письма: его не получит дедушка.

- Что нужно сделать, чтобы письмо дошло до получателя?

- Верно, очень важно, чтобы адрес на конверте был написан правильно.

В России индекс – это шесть цифр.

- Что такое индекс? 629300

- Знаете ли вы, что обозначают шесть цифр, входящих в него?

(Первые три обозначают область, город, три другие - почтовое отделение)

- Каков порядок написания адреса в нашей стране?

Обратимся к памятке по правильному оформлению адреса



























Памятка

ОТПРАВИТЕЛЬ

1.От кого (Р.п.)

2.Откуда: Улица, дом, корпус, строение, квартира

населённый пункт: город, район, область, край, республика

3.Индекс

ПОЛУЧАТЕЛЬ

1.Кому (Д.п.)

2.Откуда: Улица, дом, корпус, строение, квартира

населённый пункт: город, район, область, край, республика

3.Индекс



Если письмо адресовано семье, то фамилия ставится во множественном числе.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НАПИСАНИИ АДРЕСА.



























6. Закрепление и систематизация материала.

Письмо. Почтовое письмо… P.S. – постскриптум.

- Что это такое? (Послесловие, приписка)



P.S.

- В качестве постскриптума нашего занятия я предлагаю вспомнить слова, связанные с эпистолярным жанром.

1. Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. (Адрес)

2. Тот, кто пишет письмо. (Адресант)

3. Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (Конверт)

4. Цифровое условное обозначение населенного пункта. (Индекс)

5. Литературный жанр, послание в форме письма. (Эпистолярный)

6. Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы. (Почтальон)

7. Тот, кому адресовано письмо. (Адресат)



- Какие ещё виды почтовой пересылки Вы знаете? (бандероль, посылка, контейнерные перевозки и т.д.)























7. Рефлексия.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Для чего вам могут пригодиться эти знания?

– Достигли ли мы цели урока?



8. Домашнее задание.

– Теперь, когда вы знаете, какие бывают письма, каким стилем их надо писать, вы дома попробуете написать письмо на тему: «Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко», адресованное

жителям планеты и объяснить, что они могут сделать, чтобы помочь вам выжить.

Оценивается содержание, форма, нестандартный подход к теме, речевая выразительность.



9. Заключительное слово.

– Стремительно летит время. Оно несет с собой перемены во всем: в жизни, в науке, технике, культуре. Старое уступает дорогу новому, передовому.

Но, несмотря на огромные достижения науки и рождение новых средств связи, почта еще очень долго будет выполнять свои трудные задачи.

Почта связывает нашу страну со всем миром.

Каждому человеку в жизни предстоит отправить немало писем: деловых, поздравительных, личных. Но мы теперь знаем, как правильно писать письма.

Пишите письма, хорошие письма и пусть торжественные ваши письмена всегда радуют тех, кому они адресованы!



























Ручкой или карандашом изобразим звуковое письмо - физкультурную разминку.

Предлагаю совместить тренировку тела и воображения.

Проведём физкультурную разминку.

Я даю установку, а вы изображаете.

Условие: максимально задействуйте своё тело.

Задание:

Я – восклицательный знак!

Я – вопросительный знак?

Я – тигр,

заяц,

колокольчик,

медуза.

Я – рука, которая ласкает пушистого зверька.



Использованная литература

1. (Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохина и др. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000г.)

2. (Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы /Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохина, Н.Л. Карнаух и др. /Сост. В.Ф. Чертов. – М.: Дрофа, 2004г.)

3. (Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1985г.

4. Тренировочные упражнения взяты из поурочного планирования по русскому языку к Единому Государственному экзамену / Е.А. Влодавская. – М.: Издательство “Экзамен”, 2006. – (“Серия “Учебно-методический комплект”).


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка занятия "Жанр письма"

Автор: Шкуро Алла Николаевна

Дата: 28.11.2022

Номер свидетельства: 618563

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Методическая разработка занятия "Письмо Деду Морозу" "
    ["seo_title"] => string(57) "mietodichieskaia-razrabotka-zaniatiia-pis-mo-diedu-morozu"
    ["file_id"] => string(6) "235326"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443676794"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Методическая разработка по теме: "Учу ребят видеть прекрасное" "
    ["seo_title"] => string(70) "mietodichieskaia-razrabotka-po-tiemie-uchu-riebiat-vidiet-priekrasnoie"
    ["file_id"] => string(6) "149997"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420382148"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Методическая разработка по письму (для коррекционных классов). "
    ["seo_title"] => string(67) "mietodichieskaia-razrabotka-po-pis-mu-dlia-korriektsionnykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "197712"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428300859"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Разработка кружка "Юный оформитель" "
    ["seo_title"] => string(35) "razrabotka-kruzhka-iunyi-oformitiel"
    ["file_id"] => string(6) "139262"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417692360"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Музыка. Рабочая  учебная программа и календарно-тематическое планирование 7 класс. "
    ["seo_title"] => string(91) "muzyka-rabochaia-uchiebnaia-proghramma-i-kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "142711"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418332682"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства